Почему средние века называют темными временами. Тёмные века

Последнее обновление:
25.Апреля.2019, 13:05


Средние века - понятие в историческом плане очень широкое. Обычно историю средневекового Запада, католического мира, делят на два периода: Темные века , длившиеся примерно с V по Х век, и Высокое Средневековье, начавшееся на рубеже тысячелетий и закончившееся в разных странах Западной Европы в разное время, от XIII до XVII века. Нередко выделяется еще один важный промежуточный период - Раннее Средневековье, время формирования структур феодального общества, продолжавшееся примерно с X по XII века.

Почти пятисотлетний период в истории Европы после падения Западной Римской империи традиционно именуется Темными веками. Название отчасти справедливое, хотя оно и заведомо задает определенное негативное отношение к этому историческому периоду.

Темные века - это период с V по Х века, время, когда на развалинах Римской империи медленно и тяжело, с огромными потерями и страданиями зарождалось новое христианское общество.

Это время Великого переселение народов, когда просторы Европы заполонили орды кочевых племен - молодых варварских народов, ищущих новой жизни в новых краях. Это время мгновенно возникавших и стремительно распадавшихся царств, державшихся силой и властью правителей - военных вождей. Таков был вождь монгольского племени гуннов Аттила, чьи конные орды безжалостно терзали земли бывшей Империи. Таков был Карл Великий, основатель могучей Франкской империи, наследницы величия Рима. Таковы были и многие другие племенные вожди и короли - кто более, кто менее преуспевшие на поле брани и в политике.

Темные века - эпоха силы, а не мудрости, войны, а не дипломатии.

Темные века - исторический период в Западной Европе в V - X вв.

Великое переселение народов - перемещение различных племен в IV - VII вв. с периферии Римской империи к центру, а также в пределах самой Империи

Аттила - один из самых сильных военных вождей V века. Вождь союза гуннских племен с 434 года. Умер в 453 году. В европейские легенды вошел также под именем Этцеля

Карл Великий (742 - 814) - король и император франков, создатель первой империи в Европе

В этот период были полностью разрушены основы общества прежних веков, расчищена «строительная площадка» для возведения новой цивилизации - христианского мира. В истории появился новый фактор, значение которого никогда прежде не было столь велико во всех сферах жизни общества, - религия. Христианство в Темные века было не просто одной из составляющих общественной жизни - вера являлась главным двигателем всей человеческой жизни. Вряд ли отыщется еще одна культура, где роль личной веры каждого человека, с одной стороны, и религиозных институтов - с другой, была бы настолько всеобъемлющей.

Почему название «Темные века» столь же оправданно, сколь и несправедливо жестоко? В том, что касается материальной стороны жизни, это было действительно время полного упадка, когда общество как таковое фактически прекратило свое существование. Экономика и торговля оказались в глубочайшем кризисе, производства остановились в своем развитии и в техническом отношении даже откатились назад по сравнению с эпохой античности. Сельское хозяйство не могло в полной мере удовлетворять потребность в продовольствии, и Европу постоянно сотрясали эпидемии голода и болезней. Чума - страшный бич средневековой Европы - выкашивала целые поселения и области. Строительство, коммуникации, искусство, литература - все это надолго пришло в упадок.

Но в плане духовном Темные века - это период зарождения нового типа личности, нового менталитета, как индивидуального, так и коллективного. Во времена, когда сбор сокровищ земных оказался невозможен, люди, следуя завету Христа, принялись собирать сокровища небесные. Христианская религия оказалась единственной опорой, помогавшей человеку не пасть духом и со смирением переносить все испытания, выпадавшие на его долю. Голод, нападения варваров, болезни - все это представлялось христианину Божьим испытанием, ниспосланным, чтобы подготовить верующих к обещанному в Евангелии «тысячелетнему царству Христа». Мыслители обращались не к природе человека - явлению преходящему, а к природе божественного. Богословская наука, расцвет которой пришелся на Высокое Средневековье, начиналась в монастырях эпохи Темных веков. Все знания средневекового человека о мире базировались на познаниях о Боге. К ХI веку уникальный духовный багаж, накопленный в Темные века и Раннее Средневековье, оказался вполне сопоставим с культурным наследием античной эпохи. Средневековое общество выработало свой взгляд на мир и на место человека в нем. Это самоопределение, наряду с объективными экономическими причинами, и позволило начать экономический, а следом за ним и культурный подъем.

Именно в эпоху Темных веков оформляются новые нации, объединенные по территориальному и языковому принципу. До возникновения национальных государств, одним из первых образцов которых стала в средние века Франция, еще было далеко, но первые шаги в этом направлении общество к VIII веку уже сделало.

Темные века и Раннее Средневековье, как никакая другая эпоха - время противоположностей в духовной, религиозной сфере. Разногласия между Ветхим Заветом и Новым Заветом порождали в душе средневекового человека жесточайший внутренний конфликт, - и в то же время оба Завета прекрасно уживались между собой. Ниже мы более подробно рассмотрим различные аспекты специфического духовного опыта Средних веков, в полной мере проявившегося уже в Темные века.


+ дополнительный материал:

Средневековье, «темные времена»... Эта эпоха у многих ассоциируется с кострами инквизиции, жестокими междоусобными войнами, кровавыми крестовыми походами, страшными эпидемиями, невежеством и фанатизмом. Однако не следует забывать, что именно в ту далекую эпоху, от которой нас отделяет почти тысячелетие, Данте Алигьери создал «Божественную комедию», признанную потомками жемчужиной мировой литературы, был возведен великолепный собор Святого Петра, в крупных городах открывались университеты, в числе которых Оксфордский и Кембриджский.

Но даже не это главное. В Средние века медленно, с огромным трудом наука и технический прогресс входят в жизнь обычных людей, радикально меняя привычный уклад. Подковы, изобретенные еще римлянами, теперь гвоздями крепят к копытам животных, более совершенный плуг, широко распространившийся в этот период, дает толчок к развитию земледелия. Ведь теперь можно обрабатывать каменистые, глинистые участки земли, получать щедрые урожаи. Для крестьян, составлявших большую часть населения Европы, богатый урожай был единственным способом выжить, прокормить семью. В городах создавались гильдии ремесленников, которые, по меркам современников, творили чудеса. Именно тогда впервые удалось изготовить листовое стекло. В эту эпоху были организованы мастерские по производству венецианского стекла, до сих пор высоко ценимого в мире. Еще довольно долго стеклянные бусы приравнивались к украшениям из самоцветных камней.

Впервые был выплавлен чугун, который очень быстро нашел широкое применение: чугунные пушки были прочнее, трубы - надежнее, посуда - удобнее и дешевле. Вместе с порохом, изобретение которого приписывают монаху Бертольду Шварцу, эти достижения привели к созданию стрелкового оружия. Обшитые железными листами корабли покоряли океаны, торговые границы государств начали стремительно расширяться, предвещая эпоху Великих географических открытий.

Именно в эти непростые времена Коперник создал свою гелиоцентрическую теорию мира, а Парацельс, Ибн Сина и Визалий пытались понять, какие процессы происходят в человеческом теле, и искали новые способы лечения различных болезней.

И, наконец, именно Средневековье подарило нам блистательное Возрождение, великого да Винчи, Боттичелли, Джотто, Рафаэля, Микеланджело...

Расцвет искусства пришелся на конец Средневековья. Началом эпохи, называемой в исторической науке Ранним Средневековьем, отечественная и мировая медиевистика считают крушение под натиском германских племен Западной Римской империи в V в. н. э. Этот период длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 г.) и ознаменовался грандиозной миграцией народов: многочисленные германские племена расселялись на землях римлян, что впоследствии привело к противостоянию культур, религий, языков и вылилось в многочисленные кровавые конфликты. Вследствие переселения северные готские племена оказались на юге Европы, азиаты гунны поселились в нынешней Франции и на западном побережье Черного моря, а вандалы из Германии добрались до территорий нынешних Алжира и Туниса, а оттуда перекочевали в Италию и на Корсику.

Народы Пиренейского полуострова, почти полностью завоеванного маврами, начали борьбу с поработителями. Непрерывные распри христианских правителей значительно мешали освободительному движению, но, несмотря ни на что, в 1492 г. мавры были окончательно изгнаны с Иберийского полуострова.

В это же время на Британские острова после вывода римских легионов участились нападения германцев. Англосаксонские войска высадились в Кенте и к X в. стали полновластными хозяевами Британии.

На юге Европы все большее влияние приобретала Византийская империя. Огромную территорию Западной и Центральной Европы занимало Франкское королевство, влияние которого на ход истории было весьма значительным.

Высокое Средневековье без преувеличения можно назвать эпохой крестовых походов и могущества Церкви. Продолжался этот период примерно с 1000 по 1300 г. Расцвет сельского хозяйства, торговли и ремесел привел к демографическому взрыву - численность населения Европы заметно увеличилась. Естественно, что это повлекло за собой значительные изменения в политике, экономике, духовной жизни и искусстве. Киевская Русь всеми силами сдерживала нашествие монгольских полчищ, но многие государства Восточной Европы были завоеваны и разграблены азиатами.

Позднее Средневековье началось с ужасных бедствий: Великого голода 1315-1317 гг. и эпидемии чумы, которая выкосила более половины населения Европы. Эти бедствия стали причиной многочисленных крестьянских восстаний. Кровопролитная и жестокая Столетняя война унесла еще тысячи жизней.

Череду страшных событий эпохи венчало Возрождение, подарившее обессиленным народам свет науки и культуры, новые знания и открытие торговых путей.

Средневековье подарило нам великолепные строения, полотна, скульптуры, поэтические и философские трактаты, рыцарские баллады, а еще... чай, шоколад, табак, картошку... Эта эпоха преподнесла потомкам и сотни загадок, на некоторые до сих пор еще не найдены ответы. Именно о них пойдет речь в книге, которую вы держите в руках. Здесь пытливый читатель найдет немало интересных, порой парадоксальных фактов о прошлом и сможет провести параллели с современной жизнью. Ведь история, как известно, движется по спирали.

Начиная с каменного века и до космической эры, каждая эпоха в человеческой истории стремилась к прогрессу. Ну, почти каждая эпоха. Темные века являются исключением из правил - все знают, что после того, как пал Рим, мир перестал развиваться и «окунулся во тьму», которая длилась на протяжении веков. Это был период интеллектуальной и экономической темноты, где каждый превращался либо в жестокого воина, либо в грязного оборванца.

Да, Вы быть может сидите и хотите сыграть в online игру на тему средневековья и также ждете там привычную грязь, бедность и разруху, быть может это всего лишь flash и не полноценная 3D игра, а всего лишь онлайн гейминг, но быть может это всё выдумка и вам лучше сыграть в фантастическую сагу? Исторические игры, как и сама история по факту, рассказ, который дошел нас в виде старых книг, рассказов прапрапрапра...праочевидцев... И стоит ли этому верить?

По крайней мере, нам так говорят. Несмотря на то, что Темные века были определенно темнее, чем современные (точно так же, как и в бронзовом веке никто, еще не знал, что такое телефон), они ни в коем случае не были слишком безнадежными, как принято о них рассказывать. Во имя того, чтобы исправить некоторые популярные заблуждения о данном периоде, давайте рассмотрим мифы, в которые вы наверняка верите.

№ 1. Общество было жестоко, а условия жизни отвратительными

Причины, по которым этот период времени назвали именно Темные века:
Общество имело очень мало предметов обихода, и практически отсутствовала инфраструктура. По земле бродили полководцы и варвары, любая поверхность была покрыта слоем грязи, а средняя продолжительность жизни основной части населения была очень мала.

Между тем, церковь широко применяла пытки над людьми, для того, чтобы они стали верить в Христа, и, возможно, даже и после этого продолжала издеваться над ними по любому случаю. Честно говоря, попробуйте поискать фильм или книгу об этой эпохе, и мы гарантируем вам, что вы не найдете ни на одной обложке кучу улыбающихся детей.

Реальность:

На самом деле, уровень жизни был довольно неплохим, даже если человек был очень беден. В действительности в то время человечеству удалось достигнуть лучшего уровня в филантропии и здравоохранении, а также ввести новый вид благотворительности, совершаемой практически на ежедневной основе.

К примеру, в Темные Века рабство перестало быть очень популярным. Известно, что римляне любили своих некоторых рабов, но улучшения в технологии земледелия и появление лучше наученного рабочего скота постепенно сделало вынужденный человеческий труд менее необходимым. Вместо этого классы, которые, вероятно, ранее были в рабстве, стали в основном либо бесплатными работниками или, в худшем случае, крепостными. Последние были еще технически не свободными (они не могли оставить землю без разрешения своего Господина), но пользовались гораздо большей свободой, чем рабы.

Также, надо признать, что, несмотря на большое количество случаев сжигания людей на кострах, в это время стало развиваться христианство, а также наблюдалось резкое увеличение благотворительных организаций. Почти сразу же после того, как представители церкви утвердились в Европе, они начали формировать широко распространенную систему благотворительных организаций, которые раздавали нуждающимся продовольствие, одежду и деньги. Может быть, это и не случайно, что первые формы хосписов, больниц и приютов для бедных были изобретены именно во время «темных» веков, что подготовили почву для создания системы общественного здравоохранения.

Не поймите нас неправильно, если бы вы вернулись в эпоху средневековья на машине времени, вы бы возненавидели это время, потому что местным жителям понадобилось бы всего пять минут, чтобы убить вас за колдовство. Но термин «темные века» вообще не используется учеными, потому что есть не так много доказательств того, что та жизнь была хуже, чем в периоды до или после того века (но об этом позже). Его стали использовать потому, что массовая культура помнит только насильственные его части, там, где рассказывается о том, что люди собирались посмотреть, как мужики бьют друг друга лошадьми просто для удовольствия. И, раз уж мы заговорили об этом…

№ 2. Развлечения в Средние Века состояли из рыцарских турниров и боев на мечах

Если вы были в ресторане средневековых времен, то вы знаете, что когда средневековые люди хотели расслабиться после тяжелого рабочего дня, проведенного в пролитии крови, их самым предпочтительным видом развлечений было - пролить еще больше крови.

Поэтому, когда Европа не была охвачена очередной войной, подданные различных царств находили себе другие способы, чтобы насытить свою пресловутую кровожадность и жажду боя. Естественно, они предпочитали игры, которые как можно больше напоминали войну - рыцарские турниры были, очевидно, самыми популярными, но различные поединки и «битье дубинами» также стали широко распространены.

Реальность:

Турниры (каждый может себе мысленно представить себе, как выглядел исторический кровавый спорт) в действительности просто не могли проводиться в этот период. Настоящие рыцарские стремена еще не были известны в большинстве стран Европы, так что отсутствие опоры для ног приводило к тому, что участников сражений легко сбивали с ног (вернее, с коней) как мешки с картошкой самыми легкими ударами. На самом деле, рыцарские турниры были, собственно, военными тренировками вплоть до конца 11 века.

Но реальность еще менее потрясающая: даже в самые «темные» века Средневековья проводились невинные семейные забавы. По сравнению с эпохами до и после них, спорт и игры в Темные века были явно менее воинственными. Многие вещи, которые люди из Средневековья делали для удовольствия очень похоже на то, что мы по-прежнему делаем и сегодня (когда мы не проводим весь день в интернете). На самом деле стрельба из лука, бокс и регби были либо изобретены или усовершенствованы в Темные Века.

О, а как вам такое: в скандинавских сагах, начиная с девятого века, описывают страшных викингов, весело резвящихся на ледовых катках и участвующих в лыжных гонках. И давайте не будем забывать о действительно популярных играх того времени таких, как боулинг, танцы, игры в салки и метание подковы. Да, метание подковы было в моде в средневековье. Сравните это с гладиаторской резней, что проводилась во времена Римской империи или турниры, которые появились во время позднего средневековья. Так какое столетие заслуживает прозвище «темного»?

№ 3. В это время постоянно шли жестокие войны

Причина, по которой Темные века так назвали, была в том, что тогда, после падения славной Римской империи, предположительно начались унылые года. Когда Римская империя была разрушена в результате многочисленных нападений со стороны варварских орд в 476 году нашей эры, мгновенно стала ощущаться нехватка нации, которая смогла бы легко уклониться от нападений народных ополчений. Обнаружив внезапное отсутствие такого большого государства, различные вожди из всей Европы сразу же вздохнули с облегчением и начали, в хаотичном порядке, воевать друг против друга.

Вскоре весь континент оказался в бесконечном состоянии тотальной войны, князья и военачальники стали бороться за контроль над владениями друг друга.

Реальность:

Конечно, тогда велась борьба. Это очень возможно. Но, что люди склонны забывать, так это о масштабе тех боевых действий.
Если сравнить сражения во время Темных Веков, скажем, с римскими войнами, то это то же самое, что сравнить борьбу между двумя малышами с дракой разбойничьих банд: в обоих случаях воины обучались вести борьбу, но в первом из них все выглядело так, как будто миллионы людей просто поспорили между собой.

Давайте внесем ясность: Рим был великолепен, когда дело дошло до крупномасштабных сражений. Во время первой войны с Карфагеном, римский флот численностью в 100000 человек был потерян в течение одного дня. Рим ответил на эту катастрофическую потерю спокойно, отправив воевать еще больше войск и продолжив войну еще на полтора десятилетия вперед. В течение второй Карфагенский войны, Рим потерял 400 000 солдат, не моргнув и глазом. Римская империя не была заинтересована в том, чтобы перехитрить своих противников, она просто дольше продержалась. Если у Рима появлялись какие-то проблемы, он отправлял войска для их решения, и не отзывал назад, пока они не выполняли свою задачу.

Когда Римская империя была сломана, экономика Европы становилась все более и более локальной. Без межконтинентального налога и разумного разделения труда, гигантская постоянная армия превратилась в артефакт ушедшей эпохи. Это внезапное отсутствие финансовой инфраструктуры позволило десяткам королей и князей, занять освободившиеся места у римской власти ограниченной в средствах. Конечно, они бы, наверное, хотели провести с собой через весь континент миллион мужчин, наподобие легиона, но они просто не имели денег, чтобы оплатить услуги такой огромной армии.

Большинство лидеров отреагировал на эту проблему путем введения феодальной системы, они разделили свои земельные владения, выделив отдельные участки земли для военных сил. Так как очень немногие из них с самого начала завладели большими участками земли, это заставило их сделать свои армии относительно небольшими (даже самые массивные военные силы на последних этапах эпохи, хорошо, если насчитывали по 20 000 солдат). Большинство армий были похожи на большие банды. Таким образом, войны в Темные века проходили как короткие стычки между крошечными силами. Там не было никаких масштабных кампаний, ни десятилетней борьбы, никакой адской жизни на истерзанных войнами землях, просто короткие перепалки между двумя бандами парней, которые затем возвращались пасти скот и пахать свои поля.

Но это приводит нас к еще одному наиболее распространенному мифу, что...

№ 4. Темные века были в «интеллектуальной бездне»

Как ни крути, но Темные века не стали бы так называется только потому, что несколько варваров мародерством прокладывали себе путь через Европу. Реальная причина, по которой эта эпоха была лишена любого света, это потому что люди, по большей части, были очень неграмотными, да и к тому же суеверными. Ученых (не говоря уже о людях, которые умели бы читать) было мало, и они жили далеко друг от друга, а любое стремление к литературе активно подавлялось, поскольку оно не имело никакого проку в сельскохозяйственных работах. На самом деле написание хоть какого-либо рассказа привело бы к тому, что вас, вероятно, сожгли как ведьму.

Реальность:

Причина, по которой этот век был, практически, вычеркнут из истории человечества, является то, что никто не учитывал все, что происходило в течение указанного периода. Образ Средневековья ничем не отличается от переходного интеллектуального периода. Конечно, основное население не умело читать и писать, но подобные примеры можно найти в каждой эпохе вплоть до новейшей истории. С другой стороны ученые просто напросто развлекались в Темные Века.

Минускул Каролингов стал стандартным рукописным шрифтом, который был введен императором Карлом Великим в восьмом веке и произвел революцию во всей концепции чтения и письма. До Каролингов минускулы и письмо большинства писак, были неразборчивыми и велись без всяких правил. Верхний регистр в смеси с нижним регистром и случайное расставление разделительных знаков было довольно распространено, а правила орфографии и алфавита отдельные ученые высказывали только в качестве вежливого предложения. Стандартизированный, быстрый и эффективный минускул Каролингов ввел революционные концепции, такие как падежи, знаки препинания и пробелы между словами. Это значительно ускорило как письмо, так и чтение, потому что сделало его более быстрым, ведь теперь не надо было долго вглядываться в абсурдные загогулины на протяжении нескольких часов.

Введение минускула Каролингов дало возможность начать производство документов и книг. А также, возможно, самой главной причиной, почему сохранилось так много древних текстов, стало то, что ученые и переводчики Каролингов разыскали все неправильно написанные книги, пьесы, и документы, тщательно выправили в них ошибки, скопировали и воспроизвели их, пользуясь своим новым супер почерком.

Что касается основных нововведений касаемо истории передачи информации, написание документов в удобочитаемой форме и относительно быстрое их производство, вероятно, следует сравнить с печатным станком Гуттенберга и интернетом. Но никто никогда не помнит о минускуле Каролингов, потому что это было в Темные века.
Но, в конце концов, это приводит нас к тому, что...

Фактически благодаря труженикам "Темного времени" мы то и читаем средневековые рукописи

№ 5. Темные века были реальной вещью

Хорошо, может быть, в Темные Века происходили какие-то необычные события, но даже в самые ужасные эпохи обязательно было что-то такое. В целом, должна быть очень хорошая причина для того, что окрестить подобным названием целую эпоху. Таким образом, историки должны были руководствоваться какой-то серьёзной причиной, чтобы придумать термин «темные века», не так ли?

Реальность:

Ха, конечно, нет! Вот вам шокирующие поворот: историки никогда не имели ничего общего с использованием термина «Темные века», просто некоторые из них были введены в заблуждение, принимая этот термин. Как мы уже упоминали ранее, в те дни средневековые историки пытались избежать этого названия, предпочитая использовать более нейтральные термины, такие как «переселение народов», «Раннее Средневековье» или просто «Средневековье» в зависимости от того, которое столетние описывалось значением «Темные века».

А все потому, что Темных веков никогда и не существовало. Общее представление о них является полной и абсолютной выдумкой, кое-как слепленным сбитым с толку писателем. Термин «Dark Ages» был впервые использован в 14 веке Петрарком, итальянским поэтом, у которого была склонность к римской ностальгии. Петрарка использовал его, чтобы описать, практически каждое событие, произошедшее после падения Рима. Он не высказывал аргументы о «темноте», которая была в течение сотен лет человеческих достижений в силу того, что было достаточно исторических доказательств о любых событиях, которые тогда происходили. Все свои аргументы он построил на основании общего мнения, что жизнь стала плохой с тех пор, как был разрушен Рим.
Петрарка считал, что единственный способ улучшить мир - это подражать древним римлянам и забыть о варварских летах, которые отбрасывали его современников из Рима в прошлое. Конечно, он благополучно забыли еще несколько вещей. А именно массовое рабство, заклание и чрезмерное налогообложение древних римлян, их невозможно найти в его выдуманных образах, как и многочисленные достижения «века тьмы», который он так радостно очернил.

И это самое смешное в истории. Любой человек может переписать ее при определенных обстоятельствах, и все, что для этого требуется - некоторый идиот с запоминающимся термином и его поклонники, которые осквернят целую эпоху. Поэтому, когда вы, наконец, закончите создавать машину времени и захотите проверить будущее, не удивляйтесь, если в случайно выбранном 26-й веке фетишисты из викторианской Англии назовут наше время «Информационным веком».

Итак, дорогие друзья, мы, наконец, добрались до « мрачного средневековья». Кстати, вы знаете, почему средневековье называют «мрачным»? Ведь само слово «средневековье» придумали только тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: типа были светлые времена Древней Греции, Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. А потом пришли варвары и всё пропало. На самом деле, те, кто хорошо знает историю и мифологию, тот в курсе, какими были эти «светлые» времена. Мягко говоря, крайне противоречивыми. В 16 веке человечество снова становится невероятно образованным, культурным и разумным. А что посередине? А посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества религиозных и прочих предрассудков. Короче, кошмарное время. Ну что ж, давайте разбираться.

Считается, что термин «средние века» (лат. ævum medium - средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). До Бьондо основным термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века».

Может быть эти "тёмные" и стали впоследствии «мрачными», кто знает. И, кстати, обратите внимание, что «тёмные века» с точки зрения Петрарки продолжались до эпохи Возрождения, а эта эпоха с точки зрения современной истории находится в рамках «средних веков». Так что будем считать, что «мрачное средневековье» - это то, что до Возрождения. А потом – сразу просветление. Но прежде всего, дорогие читатели, мы должны понимать, что какими бы ни были эти века – это всё равно касается лишь истории Европы.

Но не буду вас больше грузить, сообщу лишь, что история портрета в это противоречивое время действительно несколько затормозилась. В период с 6 по начало 15 века этот жанр практически не развивался. Почти сто лет - не шуточки.

С чем это было связано? Дело в том, что вся культура средневековья была направлена на преодоление греховной сущности человека. Всё телесное отбрасывалось как бесполезное, бренное, лишённое вечного начала, искушающее человека. Приоритет духовной жизни находит отражение в искусстве средневековья, которое наиболее ярко воплощается в соборной архитектуре и религиозной живописи и скульптуре.

Если скульпторы Древней Греции ваяли человека таким, каким видели его в идеале - гармонически развитым духовно и физически, то готические художники изображали человека условно, схематично. Изобразительное искусство средних веков должно было укреплять человеческий дух, а не отвлекать его от возвышенных мыслей. На средневековых скульптурах человек лишён половой принадлежности, и женщины и мужчины одинаково плоски, узкоплечи, бесформенны.

В иконописи акцентировалось духовное начало, использовалось плоскостное изображение, часто появлялась диспропорция для того, чтобы внимание зрителя было сосредоточено на духовном, небесном, а не земном. Для этого прибегали к следующим приёмам: на иконе изображали большой лоб - он означал вместилище божественного разума, большие глаза - средоточие духовного в человеке. Акцентировалось внимание зрителя на руке изображаемого (рука благословляет, рука осеняет крестом).


Джотто ди Бондоне - Мадонна на троне (Мадонна Оньисанти)

Почти лишённые индивидуальности, бесстрастные, средневековые изображения людей вряд ли могли быть названы портретами. Быть может вы сочтёте это естественным, как может быть икона – портретом? Кто мог видеть Божью матерь? Не сама же она позировала художникам! О том, кто мог позировать художникам для этого святого образа мы поговорим чуть позже. За мной, дорогие читатели, в светлую эпоху Возрождения!

Чимабуэ. «Мадонна»

Время с V по Х века – эпоха, когда Европа представляла собой гигантский бурлящий котел. Возникали и разрушались новые государства, христианская религия распространялась все дальше и дальше, народы переселялись с места на место. Почему же за этим периодом европейской истории прочно закрепился термин «Темные века»? Действительно ли они были «темными»?

Если взглянуть на этот период европейской истории повнимательнее, приходится признать: да, были. Разрушение античной рабовладельческой системы и становление нового феодального общества шло крайне медленно и мучительно. Непрочные внутренние связи римского мира конца эпохи Империи были очень быстро уничтожены варварскими нашествиями, и главный удар обрушился на экономику. Почти замерла торговля – покупателей находилось мало, а купцы, как правило, становились жертвами разбойников или завоевательных армий. Единственным постоянным фактором жизни средневекового человека была нестабильность. В любой момент крестьянин, обрабатывающий свой надел, мог быть угнан в рабство, а защиты от местного барона или от городских властей ждать не приходилось. Город, вокруг которого издавна группировались сельскохозяйственные угодья, сам запирался за ветшающими стенами, надеясь спастись от внезапного набега.

В Европе наступил голод. Трудно представить, но хроническое недоедание стало нормой во всем христианском мире. Ни охота, ни рыбная ловля не могли возместить недостаток хлеба и мяса. Повсюду в Европе в это время авторы монастырских хроник отмечали, что людоедство охватывало целые области. Матери убивали и варили собственных детей. Вслед за голодом и войной неизбежно должны были прийти болезни. Эпидемии выкашивали целые города и селения, порой в некогда цветущей области практически не оставалось живых. За время, прошедшее от падения Римской империи до становления империи Каролингов, население Западной Европы сократилось более чем вдвое. В VI веке началась первая крупная эпидемия чумы, свирепствовавшая в Италии, Галлии и Испании более пятидесяти лет.

Оказались позабыты все технические достижения античности. В V – VIII веках в Европе практически перестали строить из камня. Большинство каменных церквей этой эпохи – римские храмы, слегка перестроенные в соответствии с требованиями христианской символики. То, что не удавалось перестроить, разрушали, чтобы добыть строительный камень. Римляне считали дерево символом варварства – но после падения Рима некому стало так считать, и дерево превратилось в основной строительный материал.

И в сельском хозяйстве варварские народы оказались далеко позади античных земледельцев. Орудия труда, по большей части заимствованные у римлян, не совершенствовались, земля обрабатывалась плохо и неравномерно. Ремесла, некогда принесенные варварами на земли Империи, понемногу сходили на нет. Стеклоделы из рейнских земель лишились соды, ранее поступавшей к ним из средиземноморских областей. Спрос на ювелирные изделия упал, и сохранившиеся до наших дней образцы ювелирного искусства варваров II – III веков стоят в художественном отношении гораздо выше грубых поделок VI – VII веков.

Но самым страшным был упадок нравов, о котором можно судить не только по монастырским хроникам, но и по судебным документам. Во времена, когда древние варварские «правды» понемногу отходили на второй план, когда римское право значило крайне мало, а церковь не могла уследить за паствой, получили широкое распространение так называемые пенитенциарии – сборники, где подробно описывались наказания за различные прегрешения. Человеческая жизнь превратилась в товар – ничем иным, кроме денежных штрафов, нельзя было наказать преступника. Самое жуткое в этих пенитенциариях – скрупулезность. Штрафы варьировались в зависимости от того, например, оторвана ли у пострадавшего рука целиком или болтается на клочке кожи (в последнем случае штраф снижался почти вдвое). Два любых оторванных пальца на руке «стоили» столько же, сколько один оторванный указательный палец.

Властители, чувствовавшие себя совершенно безнаказанно в своих владениях, творили над подданными жесточайший произвол. Французский историк Ж. Ле Гофф точно подметил, что пытки, которым христиане в это время подвергали собратьев по вере, многократно превосходят все то, что творили римляне-язычники с первыми христианами. Людям отрубали кисти рук, жгли лицо раскаленным железом, после чего ждали, пока раны слегка заживут, и возобновляли пытки. Нередко остановить короля или графа, вошедшего во вкус пыток, могло лишь убийство.
Церковь в эпоху Темных веков была, возможно, единственной структурой, сохранявшей какой-то порядок в своих рядах. Умело добиваясь поддержки практически от всех варварских королей, католическая церковь скопила громадные богатства и земельные угодья. Благодаря этому была заложена база для стремительного подъема христианского мира в ХI веке.
В Темные века церковь вела активную деятельность не только в духовной, но и в светской, в политической жизни. Епископы ряда крупных городов были фактически полноправными их правителями, порой вступая в конфликт с королями и майордомами, порой направляя их устремления в нужную церкви сторону. Именно при поддержке католических епископов франкский король Хлодвиг начал расширять границы своего королевства. Сами епископы, выходцы из знатных семейств, преследовали собственные политические интересы, пусть и в рамках деятельности всей Церкви. Такое положение дел неизбежно привело к практически полному взаимопроникновению духовной и светской властей, церкви и королей.

В некоторых странах на первые роли выдвинулась церковь. Так произошло в Испании, где духовные власти готского королевства установили жесточайшие законы, вызвавшие резкую неприязнь населения. Мавров, пришедших на Пиренеи, испанцы встретили довольно спокойно именно потому, что власть мусульман оказалась мягче, чем власть христианских епископов. Практически повсюду епископы были советниками королей, составляли законы и утверждали налоги.

С другой стороны, и короли, крестившись и приобретя поддержку церкви, стремились внедрить в ее структуру своих людей. Нередко король назначал в города своей страны епископов из числа своих приближенных, а сам руководил работой церковных соборов. Из такого союза не могло выйти ничего хорошего. Верховное руководство церкви пало жертвой тех же пороков, что и полуварварская светская знать. Дошло до того, что ряд областей христианского мира надолго отошел от христианства, вернувшись к язычеству, к древним суевериям, с которыми церковь попросту не справлялась. Так происходило в Англии в VI веке и во Франции в VII веке.

Иначе обстояло дело в низших кругах духовенства. Монастыри еще со времен Великого переселения народов были почти единственным прибежищем для простых людей. Варвары-захватчики, как правило, оставляли монастыри и церкви в покое. Еще в V веке готы Алариха, ворвавшись в Рим, признали за христианскими церквями право убежища. В страшную эпоху варварских нашествий монахи, единственные образованные люди, неустанно занимались врачеванием больных, выступали посредниками между населением округи и вождями варварских племен. Святые и подвижники того времени старались, как могли укрепить в людях веру и дать им силы. Монастыри оставались последним оплотом культуры. Рукописи античных авторов, научные труды и литературные произведения сохранялись в монастырских библиотеках, копировались и переписывались.

Мрачные настроения, овладевшие людьми, и фактический развал высших кругов духовенства грозили погубить церковь. Но в 590 году папский престол занял человек, чья политика определила на века вперед самый дух средневекового общества – Григорий Великий.

До избрания на высшую церковную должность Григорий был монахом. Став главой католической церкви, он не изменил данному ранее обету об отказе от всего мирского. Григорий словно возвращал церковь к ее истокам – к тем временам, когда первые христиане, укрываясь в катакомбах от гонителей-римлян, ожидали нового пришествия Мессии и наступления конца света. При Григории тема конца света зазвучала с новой силой. Надо сказать, что этому способствовало многое – страшная чума в Италии, не обошедшая стороной и Рим (папскую резиденцию), голод, войны, полный разлад в умах и душах. Апокалипсис, так красочно описанный Иоанном Богословом, казался совсем рядом. Папа призывал христиан отрешиться от всего земного, покаяться и готовиться к Страшному Суду. «Что толку жать, если жнецу не суждено жить?» – вопрошал Григорий.

Григорий Великий первым поставил со всей остротой главный вопрос Средневековья: о взаимоотношении мирского и духовного начал. В дни, когда мир рушился, следовало выбирать дух. Эта идея оказалась созвучна умонастроениям большинства христиан. Собственно говоря, именно с Григория Великого начинается Средневековье как культурная эпоха.