Понятие и общая характеристика самопознания. Международная школа бизнеса

Самопознание личности - сложный процесс изучения индивидом самого себя, в результате которого в его сознании отражается весь континуум собственных свойств и качеств.

В психологии установилось единое мнение о том, что этот процесс имеет уровневую организацию. Разногласия касаются лишь числа таких уровней. Большинство отечественных психологов рассматривают развитие самопознания как двухуровневый процесс. Познание начинается (по А. Леонтьеву) с выделения внешних, поверхностных свойств и является результатом сравнения, анализа и обобщения, выделения самого существенного. Другими словами, на первом уровне идет накопление первичной фрагментарной информации о самом себе через соотношение себя с окружающим социальным миром. Этот уровень как бы подготавливает индивида к интенсивному и глубокому самопознанию, реализуемому на основе самоанализа.

На втором уровне индивид познает себя посредством оперирования полученными на первом уровне сведениями о себе. Наибольший поток информации теперь поступает не из сферы «Я - окружающий социальный мир», а замыкается на сфере «Я - Я».

К механизмам самопознания относят процессы идентификации, рефлексии и атрибутирования, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Идентификация (лат. identificare - отождествлять) представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:
- опознает объекты (явления, процессы, путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;
- отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других люден на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);
- проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;
- постигает и проникает в перелсивание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).

Рефлексия (лат. reflexio - обращение; назад, отражение) - самопознание индивидом своих внутренних психических состояний. Она характеризует способность сознания индивида сосредоточиться на самом себе. В философии это понятие связывалось с размышлением человека о том, что происходит в его сознании, каково содержание его мыслей. Социальная психология расширила рамки понимания рефлексии. Здесь она переносится на взаимодействие двух человек или взаимодействие людей внутри более многочисленной группы и приобретает характер взаимного отображения индивидами друг друга. Каждый индивид не только стремится познать самого себя, но и понять, как он отображается в сознании других людей. Это отображается рядом позиций, образующих рефлексивный процесс:
- индивид А, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом А самого себя;
- видение индивида А индивидом Б;
- индивид Б, каков он есть на самом деле;
- видение индивидом Б самого себя;
- видение индивида Б индивидом А.

Таким образом, рефлексия - это не только интроспективное погружение в мир своих психических процессов, состояний и свойств, но и осознание своих целей, мотивов и поведения, а также видение своего образа, складывающегося в мыслях собеседника.

Атрибутирование (англ. attribute - приписывать, наделять) - процесс наделения индивидом А каких-либо характеристик другому индивиду Б и приписывания ему каких-то личностных черт, мотивов, целей, установок на основании восприятия его текущего поведения. Чаще всего здесь имеет место стереотипное «достраивание» образа собеседника, приписывание причин его поведения. Атрибутирование рассматривается как один из основных механизмов социального восприятия, или восприятия человека человеком, в результате которого индивид расширяет рамки самопознания.

Атрибутирование обусловлено тремя взаимообусловленными факторами (по А. Бодалеву):
- особенностями внешнего вида и поведенческих манер собеседника, на которого направлен процесс атрибутирования;
- личностными особенностями субъекта атрибутирования (его характером, мировоззрением, установками, ценностями и др.);
- спецификой ситуации, на фоне которой: разворачивается процесс атрибутирования.

В психологии выделяют понятие каузальной атрибуции (лат. causa - причина) как факта интерпретации индивидом А причин конкретного поведения индивида Б на основе признаков, полученных в процессе межличностного восприятия.

Процесс, который длится всю жизнь. Поэтому важно научиться получать удовольствие от него самого. И осознав, кто вы и куда идете, необходимо продолжать переосмысливать и улучшать знания о себе и мире. В данной статье мы рассмотрим несколько способов самопознания, опишем их достоинства и покажем, как их применять.

Самопознание - это изучение личностью своих психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется постепенно по мере познания окружающего мира и собственной личности. Это очень медленный, но в то же время увлекательный процесс. На каком-то этапе человек может понять, что ошибся насчет себя и переосмыслить, уточнить свои ценности и цели. Это тоже часть работы и к ней стоит относиться с пониманием.

Зачем вообще нужно познавать себя?

Если отвечать коротко, то самопознание позволит человеку обрести счастье и спокойствие. Печально, когда человек несколько десятилетий занимается каким-то делом, а потом понимает, что потерял время впустую и что его интересовали на самом деле совершенно другие вещи. Но если эти сожаления не произносятся на смертном одре, то есть время все исправить.

Если отвечать детальнее - это дает способность к самосовершенствованию, личному росту и самоактуализации. Человек, который находится на расстоянии вытянутой руки от понимания самого себя, ощущает полноту жизни и осознает ее смысл. Мы говорим о расстоянии вытянутой руки, потому что, как уже было сказано в первом абзаце, этот процесс длится целую жизнь. И в этом нет никакой проблемы. Мы можем находиться в вечном поиске и при этом ощущать мир таким, каков он есть, наслаждаться каждым мгновением своей жизни.

Ну и в конце концов, когда вы понимаете кем являетесь на самом деле, внутри вас отсутствуют глубинные и болезненные конфликты. Бытовые же будут возникать каждый день, но вы с ними справитесь, потому что разрешили главные. Вы будете совершать действия лишь потому, что четко знаете - они полностью укладываются в вашу систему ценностей и понимания самого себя. Вы не будете предпринимать бессмысленные поступки и находиться в бессознательных состояниях, когда самые разные ситуации ведут вас, а не вы сами управляете своей жизнью.

Перспектива заманчивая, да и каждый человек понимает, что ему нужно к этому стремиться. Он чувствует, что нуждается в этом. Давайте рассмотрим эффективные способы и научимся пользоваться ими.

Способы самопознания

Прежде чем приступить к разбору инструментов, стоит сказать о том, что применяя их, вы можете узнать о себе не самые приятные вещи. Поэтому заранее настройтесь на то, чтобы оценивать себя объективно. Если это поможет, то представьте, что оцениваете совершенно незнакомого человека, чтобы исключить повышенную эмоциональность и самобичевание.

Самонаблюдение

Это первый шаг на пути к самопознанию. Как уже было сказано, вы должны оценивать себя совершенно объективно. Вы наблюдаете за собой, своим поведением и своими реакциями на внешние раздражители. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности.

Способов существует несколько. Например, вы можете повесить над своим рабочим столом (или в любом месте, где проводите больше всего времени) стикеры с такими вопросами:

  • Что я сейчас делаю и зачем?
  • О чем я сейчас думаю?
  • Что я сейчас чувствую? Как можно назвать это чувство или ощущение?
  • Что заставляет меня чувствовать себя живым и настоящим?
  • В какие моменты я веду себя лицемерно?

Вы должны сосредоточиться на пяти пунктах: чувствах, ощущениях, мыслях, образах и действиях. Помните, что вы не должны себя судить, вы только познаете себя. Вам нужно увидеть реальную картину, а не ту, какую вы хотите. Если вы часто чувствуете себя неуверенным, признайте это. Запомните, что это мешает вам добиваться понимания себя и своих целей.

Вы можете записывать все, чем занимаетесь сейчас или занимались сегодня. По возможности вам нужно вести подобные записи хотя бы один раз в 2-3 часа. Спустя какое-то время вы поймете, что следите за своими эмоциями и поступками и перестали реагировать на автопилоте. Это признак того, что первый шаг выполнен успешно. Тем не менее, к нему стоит возвращаться снова и снова, так как со временем вы изменитесь или получите более глубокое понимание своих мотивов и ценностей.

Самоанализ

Теперь вы готовы анализировать наблюдения. При этом способе вы начинаете больше размышлять над своим поведением и реакциями. Вы видите следствия поступков и пытаетесь определить их причины. Этот этап является очень важным и психологически сложным. Вы можете осознать, что корни более половины ваших реакций берут начало из детства, а также из вашего подсознания.

И у вас стоит серьезный выбор - заниматься этим самому или же обратиться к специалисту. Если чувствуете, что можете справиться сами, начинайте вести записи.

Концентрируйтесь на негативных эмоциях и мыслях, которые возникают у вас день за днем. Это могут быть обиды, желание критиковать других и неприятие этого со стороны людей, повышенная раздражительность, гнев и апатия. Если вы, к примеру, разобрались со своими обидами, это очень сильно изменит как понимание себя, так и вашу жизнь. Наверняка бывали периоды, когда вы не обижались ни на кого и у вас было отличное настроение, а в другие дни все было наоборот. Хотели узнать почему? Вы ведь осознаете, насколько лучше себя будете чувствовать и понимать, если научитесь не обижаться на слова и поступки других людей.

У большинства из нас просто не имеется достаточного опыта и знаний для правильной оценки своей личности. Поэтому мы рекомендуем вам читать больше книг на эту тему. Помимо того, что они могут дать вам структуру оценки своей личности, в них часто можно увидеть список вопросов, ответы на которые помогут вам лучше узнать себя.

Сравнение

Люди любят сравнения по своей природе. Как сравнения себя с другими, так и категориями («лучший» — «худший»). Но это может как помешать вам познать тебя, так и помочь.

Сравнение себя с другими людьми - не однозначное зло. Если после этого вы чувствуете себя разбитым, никчемным и завидующим, тогда да, нужно изменить свои подходы. Если же сравнение с другими людьми вдохновляет и заставляет становиться еще лучше, значит вы делаете все правильно. Как было сказано, самопознание помогает определить то, каковы вы на самом деле. Однако это не значит, что при этом не нужно развиваться и становиться лучше. Биография успешного человека поможет понять и возможно даже выявить в себе скрытые таланты и ресурсы, о которых вы не подозревали.

Сравнение же категориями, скорее всего, приведет к плохим последствиям. Называя одного человека ленивым, а второго трудолюбивым, вы ухудшаете коммуникацию и критикуете, что может иметь результатом и внутренние конфликты. Ведь по таким меркам и вы ленивы, если проснулись утром и не хотите взяться за работу. Это приводит к ненужному стрессу и развитию комплексов.

Поэтому мы можем дать вам два совета. Первый: сравнение себя с другими людьми - это хорошо, если вы делаете это правильным образом, вдохновляетесь чужими поступками. Второй: так как сравнение категориями иногда не избежать, используйте все точки зрения или хотя бы не судите ни себя, ни других людей. Если ваш знакомый не может приняться за работу, это вовсе не означает, что он ленив. Также как и в вашем случае.

Самопринятие

На этом этапе вы принимаете себя таким, каков вы есть. Это не значит, что вы должны довольствоваться этим, потому что саморазвитие нужно любому человеку. Зато теперь вы знаете от чего отталкиваться. Вы понимаете, каковы ваши слабые и сильные стороны, стремления и мотивация, ценности и цели. Также важно искать преимущества в ваших недостатках, потому что это позволяет уменьшить болезненность в их восприятии.

На данном этапе без самопроверки не обойтись, потому что вы можете ошибаться насчет себя, к тому же постоянно меняетесь. Поэтому не стоит удовлетворяться той картиной, которая у вас есть. Развивайтесь, меняйтесь, но постоянно наблюдайте за собой и пытайтесь понять себя и те изменения, что происходят внутри вас.

В завершение хочется вам посоветовать изучать , в частности такие разделы как социальная психология и психология личности.

Для более детального понимания тематики пройдите , который поможет вам проанализировать более 50 характеристик своей личности и научиться применять эти знания в жизни.

Желаем вам удачи!

Самопознание — это уникальный процесс, связанный с изучением и развитием себя как личности. Это способ гармоничного и целостного формирования индивида. Процесс самопознания начинается еще в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни человека.

Значение и общая характеристика

Определение «самосознание» включает изучение личностных характеристик, осознание своей глубинной сути, а также психических и физических способностей.

Самопознание — это серьезная потребность, которую испытывает только человек. Это процесс познания своих потенциальных и актуальных возможностей, личностных, интеллектуальных качеств, черт характера, своих взаимоотношений с другими людьми.

У одних самосознание не занимает много времени: оно происходит в один момент. А у других на определение себя в этом мире уходят годы, десятилетия, а иногда вся жизнь.

В науке данное определение лучше всего объясняется в психологии. Она помогает обозначить смысловые функции самопознания. Например, в психологии выделяются следующие грани самосознания:

  • критерий психологически здоровой ;
  • способ обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
  • и самореализации индивида.

Все эти функции связаны между собой и помогают составить целостный портрет зрелого и здорового человека.

Самопознание помогает разрешать конфликты и понимать мотивы собственных поступков. Через познание самого себя человек учиться управлять своей жизнью.

Лишь через познание человек , обретает счастье и делится им с окружающими людьми.

В процессе самосознания развиваются творческие способности, индивид находит новые способы решения проблем, которые основаны на взаимопонимании, сопереживании и взаимопомощи.

Определение «самосознание» имеет несколько значений:

  1. Религиозное. Здесь это средство, которое помогает достичь единства с Богом, осознать в себе Божественное начало.
  2. Повседневное. Здесь это способ наиболее широкого применения своих способностей, это метод, с помощью которого можно управлять другими людьми.
  3. Психологическое. Здесь это средство, которое помогает обрести психологическое здоровье, внутреннюю гармонию и зрелость.

Психологи и философы сходятся во мнении, что первоначально самосознание — это инстинктивный процесс, а осознанное восприятие — это продукт жизненного опыта.

Виды самосознания

В психологии обозначены следующие виды самопознания:

  • опосредованное;
  • естественное;
  • самоисповедь;
  • рефлексия;
  • познание себя через познание других, в ходе общения, игры, труда, развивающей активности.

На практике существуют такие способы самопознания, как:

  • анализ;
  • наблюдение за собой, применяются следующие формы: дневник, анкета, тесты;
  • правдивый внутренний самоотчет;
  • размышления о происходящем в сознании.

Человек посвящает знакомству с самим собой всю жизнь, иногда это происходит неосознанно. Процесс начинается с рождения, заканчивается смертью. Формирование складывается поэтапно по мере отображения внешнего и внутреннего мира личности.

Познать себя можно через постепенное, осознанное узнавание других. Младенец не отделяет себя от окружающего пространства. В возрасте 3-8 месяцев ребенок учится идентифицировать себя, свои органы, тело в целом от окружающей обстановки. Это называется самоузнаванием — первая ступень на пути к самосознанию. Для малыша родители, окружающие взрослые — главный ресурс сведений о самом себе. Именно родители дают имя, приучают отзываться на него и т.д.

С того момента, как в лексиконе ребенка начинают появляться такое выражение, как «хочу сам», наступает новый этап самопознания. Ребенок начинает словами обозначать себя, давать себе характеристику.

Изучение собственных качеств происходит с помощью деятельности, контакта с окружающим миром. В процессе коммуникации , дают оценку окружающим. Данные показатели непосредственно влияют на самооценку личности.

— эмоционально-субъективная позиция по отношению к своему образу.

Факторы, которые оказывают влияние на самооценку:

  • сравнение своего Эго с выдуманным эталоном;
  • оценивание окружающих людей и сравнение себя с ними;
  • собственное отношение к успехам, неудачам.

Эго-концепция — это более или менее устойчивое, осознанное понятие личности о самой себе. Это представление, как правило, зафиксировано словесно. Концепция может быть как адекватной, так и неадекватной. Человек способен придумать себе такой образ, который не соотносится с реальностью, вступает с ней в конфликт. Правильная оценка самого себя помогает успешной адаптации к миру, окружающими людям.

Структура самосознания

Самопознание человека включает в себя следующие элементы:

  1. Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
  2. Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
  3. Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.

Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:


Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.

Процесс самопознания

В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:

  1. Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
  2. Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
  3. Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.

По активности этапы самопознания можно разделить на:


Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.

Упражнения на самопознание

Самопознание в психологии — это сложный, но интересный, полезный процесс. Многих волнует вопрос о том, с чего начать этот нелегкий путь. Существуют различные методы самопознания, которые можно использовать дома самостоятельно, некоторые из них представлены в игровой форме.

Самопознание и самовоспитание характера можно натренировать с помощью определенных упражнений.

Упражнение «4 квадрата психологии сознания»

Оно направлено на осознание своей сущности, поиск положительных и негативных качеств личности.

Начните упражнение с того, что разделите лист бумаги на 4 части в виде квадрата, каждый из которых пронумеруйте от 1 до 4. В первой части необходимо написать 5 своих положительных качеств. В третьей части нужно прописать свои негативные стороны.

Главное требование этого упражнения — это честность, нужно искренне ответить на эти вопросы для самого себя.

Положительные качества из первого квадрата тоже нужно переделать в отрицательные и записать результат в 4 квадрат.

Затем следует закрыть качества из 3,4 части и прочитать качества из 1 и 2 квадрата.

Суть упражнения заключается в том, чтобы человек понял, что любую характеристику можно описать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Что для кого-то является хорошим, для другого может оказаться плохим. Не следует тратить время на мнение окружающих, лучше сконцентрироваться на развитии качеств, которые нравятся самому человеку и могут помочь ему в будущем.

Упражнение «Мои желания, мечты и цели»

На выполнение этого упражнения понадобится 30-40 минут. В спокойной обстановке нужно записать свои мечты, желания на бумаге. Масштаб желаемого не имеет значения. Все мечты рекомендуется прописать в мельчайших подробностях. Лучше всего сделать не менее 100 записей. Должна быть полная уверенность в том, что это именно то, чего хочется. Важно ответить себе на вопрос о том, а зачем это нужно.

Если все сделать правильно, то появится понимание своих намерений, истинных потребностей. Это поможет прожить более осознанную, энергичную жизнь.

Результаты самопознания

Самопознание и самовоспитание характера помогают получить полноценные данные о себе самих. Полученные сведения объединяются по принципу близости, например, свойства характера, эмоциональные характеристики и т.д. Все это в дальнейшем образует концепцию Эго. Всецело осознать, понять эту теорию невозможно, так как внушительная ее часть находится в сфере бессознательного. Поэтому путь самопознания — незавершенный процесс.

Степень осознания полноты данной системы во многом зависит от желания, намерения индивида к познанию самого себя.

Все представления, которые человек получил о себе, могут оказаться как истинными, так и ложными. Все зависит от адекватной оценки себя.

К общим результатам самопознания с эмоциональной точки зрения относятся:

  1. Чувство идентичности. Оно рождается благодаря пониманию непрерывности своего существования, чувству полноценности и вовлеченности в окружающий мир. Это чувство может усиливаться с возрастом. Если человеку так и не удалось обрести это осознание, то наступает отчаяние, жизнь теряет всякий смысл.
  2. Принятие себя таким, какой есть. Оно неразрывно связано с чувством идентичности. Индивид принимает все свои положительные и отрицательные стороны. Это не значит, что человек не ставит перед собой целей к самосовершенствованию, это лишь создает основу для саморазвития, работы над собой. Если личность не принимает себя или принимает лишь частично, то возникает борьба с самим собой, которую далеко не каждому удается выиграть.
  3. Уважение к своей личности. Это уровень благожелательного отношения к самому себе. Человек в целом принимает себя положительно, ценит и гордится своими успехами. Уважение должно быть основано на реальных результатах. При низком уровне уважения к себе у личности начинаются внутренние конфликты. При развивается и пренебрежительное отношение к окружающим. Самоуважение должно складываться по формуле успех / притязания.
  4. Чувство личностной компетентности. Оно складывается на основе данных о себе, своих способностях, осознанности и понимании того, что человек сам способен строить жизнь в соответствии с желаниями, уверенности в своих силах.

Результаты познания самого себя, своей сути достаточно обширны. Это система из сведений о личности и эмоционально-ценностного отношения к себе.

Самопознание и саморазвитие — это путь, проходя который индивид постигает самого себя. Через этот процесс человек может осмыслить и осознать свое внутреннее Эго, лучше узнать свои психологические и физические возможности. Самопознание — это развитие целостности и единства личности.

Сферы и области самопознания

К сферам самопознания относят выделяемые психологами три уровня организации человека: низший - организм (биологический индивид), далее - социальный индивид (характеризуется способностью овладевать знаниями, умениями, правилами поведения) и личность (характеризуется способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе отношений с окружающими людьми).

К областям самопознания относят сознание и бессознательное .

Я-концепция

Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция - результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям.

Способы и средства самопознания

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

Согласно психологу Ю. М. Орлову, эффективное в плане познания себя и саморазвития самонаблюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. «...Для того чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще «устроены» эти психологические реальности. Поэтому обучение интроспекции (самонаблюдению) предусматривает знание психологических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может сделать ее объектом интроспекции... Тот, кто не знает этого, тот потерпит неудачу, так как он будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие опять же переживание обиды... »

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный - глупый, добрый - злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый - ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов. Например, можно, обозначив кружками себя и других значимых людей, попытаться прописать и осмыслить связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д.
  • Осознание противоположностей в том или ином качестве или поведенческой характеристике. Этот способ применяется на более поздних этапах процесса самопознания, когда некоторая личностная характеристика уже выделена и проанализирована. Суть здесь заключается в том, что личность человека, её отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Нахождение позитивной стороны качества, которое первоначально воспринимается как отрицательное, уменьшает болезненность его принятия. Самопринятие же - важный момент самопознания, также оно является отправной точкой для саморазвития и самосовершенствования.

Наиболее широким и доступным способом самопознания считается познание других людей. Давая им характеристики, разбираясь в мотивах их поведения, мы сравниваем себя с другими, а это даёт возможность понять своё отличие от других и то, в чём конкретно оно заключается.

К средствам самопознания относятся:

К специальным средствам познания себя относятся различные современные формы работы психолога:

Самопознание и самооценка

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке:

  1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).
  2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).
  3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной - они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой:

Литература

  • П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. М.: АСТ, Астрель; 2008.
  • Человек и общество. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой.
  • Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб. : Питер, 2001.
  • Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с. ISBN: 5-7695-0877-9.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Самопознание" в других словарях:

    Самопознание … Орфографический словарь-справочник

    самопознание - так же, как самооценка и самосознание, имеет важные отличия от интроспекции: 1) эти процессы куда сложнее и продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и… … Большая психологическая энциклопедия

    Познание человеком самого себя. Некоторые философы очень высоко ценили С. усматривая в нем условие всякой добродетели (Сократ), начало или центр человеческой мудрости (Г.Э. Лессинг, И. Кант); др. относились к С. с известным скептицизмом и… … Философская энциклопедия

    Рефлексия Словарь русских синонимов. самопознание сущ., кол во синонимов: 4 автогнозия (1) … Словарь синонимов

    САМОПОЗНАНИЕ, самопознания, мн. нет, ср. (книжн. филос.). Познание самого себя, изучение своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    самопознание - САМОПОЗНАНИЕ познание субъектом самого себя, родовой термин по отношению к рефлексии рациональной форме С. Философия разных эпох по разному оценивала его возможности и границы. В классической философии способность разума к С. не… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    САМОПОЗНАНИЕ - как и самооценка, имеет важные отличия от самонаблюдения: 1) эти процессы куда сложнее н продолжительнее, чем обычные акты интроспекции; в них входят данные самонаблюдения, но лишь как первичный материал, накапливаемый и подвергаемый обработке;… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь