Появился фонарь. Первый электрический фонарь: Россия знает, что такое лидерство в инновациях

Как появились первые фонари :

Первые осветительные устройства появились многие тысячелетия назад. Когда заходило солнце, и наступала тьма, человек оставался беззащитным от скрывающихся в сумраке хищников. Приручив огонь, первобытный человек стал им пользоваться в темное время суток. Огонь давал свет, тепло, защищал от диких животных. Необходимость безопасного передвижения в ночное время привела к тому, что появились факелы, ставшие своеобразным переносным источником света.

Открытия в сфере электричества привели к возможности использовать его для создания электрических осветительных приборов. Попытки использовать электричество для освещения были еще в первой половине девятнадцатого века. Так, в 1838 году бельгийский ученый Жобар создал осветительный прибор с угольной нитью накаливания, а через два года была сконструирована лампа накаливания с платиновой нитью.

Открытие явления электролюминесценции полупроводников в ХХ веке привело к созданию светодиодов - полупроводниковых кристаллов, излучавших свет под действием подающегося на них напряжения. Появление светодиодов произвело настоящую революцию в осветительной сфере, и привело к созданию осветительных приборов с высокой яркостью и низкой энергоемкостью.

Различные типы фонарей - преимущества и недостатки :

В настоящее время наиболее распространены следующие виды фонарей:

  • - галогенные фонари;
  • - светодиодные фонари;
  • - ксеноновые фонари (газоразрядные).

Галогенные светильники (фонари) имеют низкую стоимость, что относится к несомненным достоинствам. К сожалению, их недостатки перекрывают низкую цену.

К ним относятся:

  • короткий срок эксплуатации;
  • низкий КПД (много энергии тратится на излучаемое тепло);
  • неустойчивость к вибрационным нагрузкам;
  • сложно сфокусировать свет.

В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму в британской столице. Через некоторое время его инициативу подхватили французы. В начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу. При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король-солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.

Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Применение керосина позволило значительно увеличить яркость освещения, однако настоящая революция уличного света случилась только в начале XIX века, когда появились газовые фонари. Их изобретатель - англичанин Уильям Мердок - поначалу подвергся насмешкам. Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то сумасшедший предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения. В 1807 году фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл-Мэлл и вскоре покорили все европейские столицы.

Петербург стал первым городом в России, где появились уличные фонари. 4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами по указанию Петра I на фасадах улиц выходящих к Петропавловской крепости были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга. В 1718 царь Петр I издал Указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении первопрестольной был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 году). Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Батистом Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 года 4 полосатых красавца, изготовленные на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Так у нас появилось регулярное освещение улиц.

В 1723 году благодаря стараниям генерал-полицмейстера Антона Дивиера на самых именитых улицах города зажглись 595 фонарей. Обслуживало это световое хозяйство 64 фонарщика. Подход к делу был научным. Фонари зажигали с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах», которые присылали из Академии.

Историк Петербурга И.Г.Георги так описывает это освещение на улицах: «Для сего имеется по улицам деревянные голубою и белою краской выкрашенные столбы, из коих каждый на железном пруте поддерживает шарообразный фонарь, спускаемый на блоке для чищения и наливания масла...»

Петербург был первым городом в России и одним из немногих в Европе, где всего через двадцать лет после основания появилось регулярное освещение улиц. Масляные фонари оказались живучими - они горели в городе ежедневно в течение 130 лет. Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» - читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, - «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье ещё, если отделаетесь тем, что он зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом».

Освещение северной столицы было прибыльным делом, и купцы охотно им занимались. Они получали премию за каждый горящий фонарь и поэтому число фонарей в городе стало увеличиваться. Так, к 1794 году в городе насчитывалось уже 3400 фонарей, гораздо больше чем в любой европейской столице. Более того, петербургские фонари (в проектировании которых приняли участие такие известные архитекторы, как Растрелли, Фельтен, Монферран) считались самыми красивыми в мире.

Освещение было не безупречно. Во все времена были нарекания на качество освещения улиц. Светят фонари тускло, иногда вообще не горят, гасят их раньше времени. Бытовало даже мнение о том, что фонарщики экономят себе масло на кашу.

Десятилетиями в фонарях жгли масло. Предприниматели понимали прибыльность освещения и стали искать новые способы получения дохода. С сер. 18 в. в фонарях стали использовать керосин. В 1770 создана первая фонарная команда из 100 чел. (рекрутов), в 1808 ее причислили к полиции. В 1819 на Аптекарском о. появились газовые фонари, в 1835 создано Общество освещения газом С.-Петербурга. В 1849 появились спиртовые фонари. Город был поделен между различными компаниями. Конечно, было бы разумно, например, повсеместно заменить керосиновое освещение газовым. Но нефтяным компаниям это было не выгодно, и окраины города продолжали освещаться керосином, так как властям было не выгодно тратить большие деньги на газ. Но ещё долго по вечерам на городских улицах маячили фонарщики с лесенками за плечами, торопливо перебегавшие от фонаря к фонарю.

Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы - верста триста сажен, ширина - двадцать сажень, Расстояние между соседними фонарями - сорок сажень, скорость фонарщика - двадцать сажень в минуту. Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенные на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.)

Но вот наступило лето 1873 года. В ряде столичных газет было сделано чрезвычайное сообщение о том, что «11 июля по Одесской улице, на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения улицы».

Вспоминая об этом событии, один из его очевидцев писал: «... не помню, из каких источников, вероятно из газет, узнал, что в такой-то день, в такой-то час, где-то на Песках, будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина. Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет... Вместе с нами шло много народу с той же целью. Скоро из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

На тихой и ничем не привлекательной Одесской улице собралась толпа. Кое-кто из пришедших захватил с собой газеты. Вначале эти люди подходили к керосиновой лампе, а потом к электрической и сравнивали расстояние, на котором можно было читать.

В память об этом событии установлена мемориальная доска на доме номер 60 по Суворовскому проспекту.

В 1874 году Петербургская Академия наук присудила А.Н.Лодыгину Ломоносовскую премию за изобретение угольной лампы накаливания. Однако не получив поддержки ни от правительства, ни от городских властей, Лодыгин не смог наладить массовое производство и широко применить их для освещения улиц.

В 1879 году на новом Литейном мосту зажглись 12 электрических фонарей. «Свечи» П.Н.Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц.А.Кавоса. «Русский свет», так окрестили электрические фонари, произвел в Европе фурор. Позднее эти ставшие легендарными фонари перенесли на нынешнюю площадь Островского. В 1880 первые электрические светильники засияли в Москве. Так, при помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя.

В том же году начала работу электростанция на р. Мойке у Полицейского моста (фирма «Сименс и Гальске») , а 30 декабря 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. В 1886-99 для нужд освещения работало уже 4 электростанции (общество «Гелиос», завод Бельгийского общества и др.) и горело 213 подобных светильников. К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было около 200 электростанций. В 1910-х гг. появились лампочки с металлической нитью (с 1909 - вольфрамовые лампы). Накануне Первой мировой войны в Петербурге насчитывалось 13 950 уличных фонарей (3020 электрических, 2505 керосиновых, 8425 газовых). К 1918 году улицы освещали только электрические фонари. А в 1920 году и эти немногочисленные погасли.

Улицы Петрограда погрузились во мрак на целых два года, и их освещение было восстановлено только в 1922 году. С начала 90 годов прошлого века в городе большое внимание стало уделяться художественной подсветке зданий и сооружений. Традиционно во всем мире так оформляются шедевры архитектурного искусства, музеи, памятники, административные здания. Петербург не исключение. Эрмитаж, Арка Главного штаба, здание Двенадцати коллегий, крупнейшие петербургские мосты - Дворцовый, Литейный, Биржевой, Благовещенский (бывший Лейтенанта Шмидта, а еще ранее Николаевский), Александра Невского... Список можно продолжить. Созданное на высоком художественном и техническом уровне световое оформление памятников истории, придает им особое звучание.

Прогулки по ночным набережным - зрелище незабываемое! Мягкий свет и благородный дизайн светильников горожане и гости города могут оценить на улицах и набережных вечернего и ночного Петербурга. А виртуозная подсветка мостов подчеркнет их легкость и строгость и создаст ощущение цельности этого удивительного города, расположенного на островах и испещренного реками и каналами.

Мощная иллюминация мегаполисов, уличное освещение небольших поселений сделали жизнь современных людей активной, вне зависимости от времени суток. При этом никто не задумывается над вопросом – а кто изобрел электрическое уличное освещение, и как создавались фонари.

Первые уличные фонари и их создатели

Искусственное освещение улиц вошло в обиход с 15 века. Самый первый фонарь давал малую площадь освещения, так как в нем использовались парафиновые свечи или конопляное масло. Благодаря керосину, уровень яркости на улицах удалось повысить. Но революционный прорыв произошел, когда изобрели первую электрическую лампу, в конструкции которой использовались сначала угольные, а затем вольфрамовые и молибденовые нити.

Ян ван дер Хейден

Голландский художник и изобретатель Хейден в 17 веке предложил расположить масляные фонари вдоль улиц Амстердама. Благодаря системе, изобретенной Хейденом, в 1668 году сократилось число падений людей в каналы, которые не были огорожены, снизилось число преступлений на улицах, облегчилась работа пожарных при тушении очагов возгорания.

Уильям Мердок

В 19 веке Уильям Мердок выдвинул интересную мысль о способе освещения улиц газом, но над ним посмеялись. Вопреки насмешкам, Мердок наглядно доказал, что это возможно. Так на улицах Лондона в 1807 году загорелись первые газовые приборы освещения. Немногим позже конструкция изобретателя распространилась на другие столицы Европы.

Павел Яблочков

В 1876 году русский инженер Павел Николаевич Яблочков изобрел электрическую свечу и установил ее в сферу из стекла. Конструкция была простая, но эффективная. Поверх свечей проходила угольная нить. При соприкосновении с током нить прогорала, а между свечами загоралась дуга. Это явление, называемое дуговым электричеством, положило начало первым электрическим приборам. Русские «свечи», как их называли, были установлены на Литейном мосту в 1879 году. Также 12 светильников Яблочкова зажглись на разводном мосту через Неву. Изобретение электрического уличного освещения стало началом новой эпохи в использовании электротока.

Интересный факт: в 1883 году во время коронации императора Александра III благодаря лампам накаливания освещалась круговая зона около Храма Христа Спасителя и Кремля.

Плодами изобретения воспользовались в европейских столицах.
Парижские и берлинские улицы, магазины, прибрежные зоны – все было освещено уличными светильниками, созданными по этой технологии Яблочкова. Жители назвали уличную иллюминацию символично: «русский свет», а Павел Яблочков, русский инженер, который изобрел электрическое уличное освещение, стал известен в то время во всех просвещенных кругах Европы.

Однако, после того, как многие мировые столицы осветились ярким, но непродолжительным светом дугового электричества «свечей» Яблочкова, эти приборы просуществовали всего несколько лет. Их заменили более совершенные лампы накаливания. Изобретение русского инженера было практически забыто, а сам Павел Николаевич умер в бедности в провинциальном Саратове.

Новый этап в развитии уличного освещения

Весомый вклад в разработку электрического уличного освещения внес русский ученый Александр Николаевич Лодыгин и американец Томас Алва Эдисон.

Лодыгин создал конструкцию лампочки, за основу работы которой взял молибденовые и вольфрамовые нити, закрученные спиралью. Это был прорыв в области электрических открытий. Один из важнейших критериев осветительного прибора – продолжительность эксплуатации. Именно Лодыгин поднял ресурс своих ламп с 30 минут до нескольких сотен часов работы. Он же впервые стал использовать лампы с вакуумом, откачивая из них воздух. Это давало возможность намного продлить срок службы осветительного прибора.

Впервые лампы накаливания Лодыгина появились в уличном освещении Одесской улицы в Санкт-Петербурге в 1873 году.

Получив патент и премию за свое изобретение, Александр Николаевич не смог распространить его в массы. Талантливый инженер не имел предпринимательской хватки и не смог довести производство до нужных масштабов.

Упорством в достижении своей цели отличался другой инженер – американец Томас Эдисон. Именно он, взяв за основу изобретение Лодыгина, усовершенствовал его конструкцию и смог внедрить в широкое производство. Нельзя сказать, что Эдисон получил свою славу незаслуженно. Ведь он упорно проводил тысячи экспериментов и разработал очень важный этап в электрическом освещении – от источника тока до потребителя, что позволило запустить электрическое освещение в масштабах целых городов.

Так, благодаря знаниям русского инженера Лодыгина и проворности американского ученого Эдисона, электрическое уличное освещение вытеснило газовые фонари.

Как выглядели первые фонари: видео

Введение.

Всем нам неоднократно приходилось пользоваться карманными фонариками. Они необходимы в темное время суток (в этом году многие это ощутили, когда шли утром на работу или на занятия), при работе в неосвещаемом помещении. Сейчас на прилавках магазинов ещё можно встретить электрические фонари с лампами накаливания и большое разнообразие фонариков со светодиодами.

Цель данной работы: сравнить световую отдачу ламп накаливания и светодиодов. Изучить разнообразие электрических фонарей и их экономичность.

Задачи: сравнить световую отдачу светодиодов и ламп накаливания измеряя фототок.

Построить график тока разрядки гальванических элементов при работе ламп накаливания и светодиодов, сравнить излучение источников света от разряда батареи.

Определить преимущества и недостатки каждого типа источника света


  1. Из истории создания электрического фонарика.
В те далёкие времена, когда уже был костёр, человек искал способы создания портативного (переносного) источника света. Сначала это была подожжённая в костре ветка дерева, затем появились факелы, свечи и керосиновые лампы, которые и по сей день с нами. У этих портативных источников света были проблемы – безопасность, непрактичность, выделение вредных веществ. Все эти факторы в будущем и повлияли на появление первого в мире электрического фонаря.

1896 год - первый электрический фонарь. Корпус этого фонаря был выполнен из дерева. Фонарь имел ручку для переноски, выключатель для включения и выключения, эту роль выполняла металлическая пластина, которая при повороте замыкала электрические

1899 год - первый ручной фонарь электрический цилиндрической формы,

В наши дни - это совсем другие электрические фонарики на батарейках квадратных , выполненные по передовым технологиям, с использованием современных материалов, источников тока и источников освещения.

За прошедшие сто лет форма фонариков почти не изменилась. По форме можно выделить две основные группы: цилиндрические и квадратные.

По источнику света фонарики делятся на классы: на лампах накаливания и светодиодами.


  1. Устройство лампы накаливания.
Лампа накаливания - электрический источник света, светящимся телом которого служит так называемое тело накала (нить накала, проводник, нагреваемый протеканием электрического тока до высокой температуры.) Конструкции ламп накаливания весьма разнообразны и зависят от назначения конкретного вида ламп. Однако общими для всех ламп накаливания являются следующие элементы: нить накала, колба, токовводы. В зависимости от особенностей конкретного типа лампы могут применяться держатели нити накала различной конструкции; лампы могут изготавливаться бесцокольными или с цоколями различных типов, иметь дополнительную внешнюю колбу и иные дополнительные конструктивные элементы.

очень низкий КПД у ламп накаливания, расходуют электроэнергии на свет всего 5% мощности, 95% на тепло. Лампы накаливания затрачивают электричество больше на нагрев нити, чем на свет


Устройство светодиода.

Светодио́д или светоизлучающий диод (СД , СИД , LED англ Light-emitting diode ) - п олупроводниковый прибор с электронно-дырочным переходом или контактом металл-полупроводник, создающий видимое излучение при пропускании через него электрического тока. Излучаемый свет лежит в узком диапазоне спектра, его спектральные характеристики зависят в том числе от химического состава использованных в нём полупрово дников . Устройство светодиодов различных типов упрощенно представлено на Рисунке Свет, излучаемый полупроводниковым кристаллом, попадает в миниатюрную оптическую систему, образованную сферическим рефлектором и самим прозрачным корпусом диода, имеющим форму линзы

В отличие от ламп накаливания светодиоды излучают свет в относительно узкой полосе спектра, ширина которой составляет 20-50 нм

Светодиоды встраивают куда угодно, во многие сферы жизнедеятельности человека и не только, эти новые источники света не обошли стороной и фонари.

Но на столько ли они эффективны, как кажется?


  1. Проведение эксперимента.
В своей работе я решил сравнить световую отдачу миниатюрной лампы накаливания от карманного фонаря(напряжение 3,5 В, сила тока 0,15 А) и 5 светодиодов (U=3B, I=0,02A), включенных параллельно (суммарная сила тока 0,1А). из данных справочника известно, что яркость такой лампы 1 канделла.

Для измерения силы тока и напряжения использовал цифровой мультиметр, вольтметр и милиамперметр.

Одной из характеристик источников света, позволяющей сравнивать их экономичность, является коэффициент световой отдачи. Он определяется отношение полного светового потока Ф, посылаемого лампой (в люменах), к мощности Р, затрачиваемой на питание лампы (в ваттах):


Очевидно, что чем источник экономичен, тем выше его коэффициент световой отдачи.

Селеновый фотоэлемент освещал лампой накаливания от карманного фонаря и светодиодами с различных расстояний, чтобы они создавали одинаковую освещенность Е фотоэлемента. Освещенность фотоэлемента определял по показаниям микроамперметра, подключенного к его клеммам. При освещении фотоэлемента лампой накаливания с расстояния 20см фототок составил 18 мкА. Чтобы получить такой фототок (т.е. такую же освещенность) светодиоды пришлось удалить на расстояние 51 см.

то для того, чтобы найти отношение коффициентов световой отдачи, достаточно измерить освещенность фотоэлемента с помощью микроамперметра и расстояние R линейкой. Потребляемую мощность P измерил амперметром(A) и вольтметром(B).

Коэффициент световой отдачи для светодиода получился в 12,3 раза больше, чем для лампы накаливания.

Опыт 2. Зависимость разрядки батарей от времени работы осветительного прибора.

Собрал установку из двух гальванических батареек, лампочки, вольтметра, амперметра и соединительных проводов в одной цепи, и вторую цепь состоящую из фотоэлемента и микроамперметра. Включил лампу и стал снимать показания приборов через 20 минут. Данные записал в таблицу. Из таблицы и графика видно, что при работе лампы накаливания разрядка элементов идет значительно быстрее чем при работе светодиодов и освещенность фотоэлемента тоже падает, а освещенность фотоэлемента от светодиодов остается практически неизменной, т.к. при работе светодиоды потребляют меньше тока, чем при запуске.


  1. Дальнейшее совершенствование электрических фонарей
Во многом работа электрического фонаря зависит от источника тока. Батареи, применяемые с ним подразделяются на следующие группы:

а) по размерам (таб.3)

б) по химическому составу

Большая часть электрических фонарей, подразделяются на две основные категории:


  1. Фонари, которые являются очень яркими, фонари на мощных галогенных лампах, а лучше выбирать фонари на сверхярких светодиодах.Они пользуются популярностью у полиции, военных и МЧС, разных охранных структур и жилищных хозяйств. Такие, очень мощные электрические фонари стоят значительно дороже.

  2. К этой группе относятся и тактические фонари. В продаже можно увидеть лазерные патроны для холодной пристрелки.
2. Большинству людей требуется более простой фонарь электрический, который стоит недорого. Ассортимент таких недорогих фонарей очень большой и может удовлетворить любого покупателя. Эти источники света можно разделить на следующие подгруппы:

1.электрические фонарики на батарейках выполненные по передовым технологиям, с использованием современных материалов, источников тока и источников освещения.

2. Есть фонари вообще без батареек и аккумуляторов, такие электрические фонари используют индукционную энергию или солнечную, и это динамо фонари. В основе их работы лежит явление электромагнитной индукции.

3. Сегодня уже никого не удивишь электрическим фонарём, который можно неоднократно перезаряжать, где нет внутри батареек, там стоят надёжные, неоднократно перезаряжаемые аккумуляторы - это аккумуляторные фонари.

4. С появлением в производстве миниатюрных источников тока - батареек и очень надёжных источников света - светодиодов, появилась возможность производить фонари миниатюрных размеров – фонарики-брелки.


Лампа накаливания

светодиод

Фонарь светодиодный






























Приложение.




  1. Миниатюрные лампы накаливания.



  1. Проведение эксперимента

Разряд батареи от лампы накаливания и светодиодов

а)от лампы накаливания



напряжение, В

сила тока. А

время, мин

мощность, Вт

3,5

0,16

0

0,56

3,2

0,15

20

0,48

2,8

0,13

40

0,36

2,6

0,12

60

0,31

2,3

0,11

80

0,25

2,2

0,1

100

0,22

Падение мощности батарейки

б)от светодиодов



напряжение, В

сила тока. А

время, мин

мощность, Вт

3,5

0,1

0

0,35

3,4

0,1

20

0,34

3,35

0,1

40

0,34

3,33

0,098

60

0,33

3,2

0,096

80

0,31

3
,15


0,093

100

0,29

Виды гальванических элементов

Размер в мм

Название

Стандарт

IEC (щелочные/
солевые)


ANSI*

JIS*
(щелочные/
солевые)


диаметр 14,5
высота 50,5


Mignon
(Пальчиковая)


LR6/R6

AA

AM3/UM3N

диаметр 10,5
высота 44,5


Micro

LR03/R03

AAA

AM4/UM4N

диаметр 26,2
высота 50


Baby

LR14/R14

C

AM2/UM2N

диаметр 34,2
высота 61,5


Mono

LR20/R20

D

AM1/UM1N

26 x 22 x 67

9V Bloc

6LR61/6F22

1604D

6AM6/006PN
Таблица3

  1. Думайте сами, решайте сами…..
Что лучше: лампа накаливания и светодиод?

Лампа накаливания

светодиод

Фонарь светодиодный

высокое потребление электроэнергии лампой накаливания

минимальное потребление электроэнергии светодиодом, низкое рабочее напряжение

Низкое напряжение питания фонарей от 1,5 В при минимальном потреблении электроэнергии, Батарейки или аккумулятора теперь хватает не на часы, а на сутки.

мерцание и вспышки светового потока при изменениях напряжения питания лампы накаливания, а при падении напряжения, свет тускнеет

не зависимо от падения напряжения, светодиодное освещение постоянное, для этого используется импульсный режим питания светодиодов

Постоянная яркость светового потока светодиодного фонаря не зависимо от падения напряжения источника тока.

лампа накаливания боится ударных и механических нагрузок, вибрации, тряски

светодиод устойчив к вибрациям и ударным нагрузкам, механически прочен и исключительно надежен

Высокая надёжность источника света к ударным и механическим нагрузкам.

колбы ламп накаливания сильно нагреваются, очень высокая рабочая температура

светодиод - это минимальный нагрев, всего 20% электричества тратится на тепло

Минимальный нагрев отражателя фонаря.

лампа накаливания боится частого включения и выключения, основная причина, резкие перепады напряжения

частое включение и выключение никак не влияет на срок эксплуатации светодиода

Светодиод - надёжный источник света для фонаря.

Светодиодов в хорошем фонаре несколько, если даже вдруг перегорит один из светодиодов, Вы не останетесь без света!

Некруглая, но всё же юбилейная дата в истории российской науки и техники пришлась на 11 сентября. В этот день 140 лет назад в Петербурге на Одесской улице зажглись первые в мире электрические фонари, заменившие прежние керосиновые лампы. Как писал один из очевидцев: "Вдруг из темноты мы попали на улицу с ярким освещением. В двух фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Собравшиеся с восторгом и удивлением любовались этим светом без огня".

Новые фонари были созданы изобретателем Александром Лодыгиным в полном соответствии с тем, что мы сегодня именуем инновациями. Лодыгин изобрёл, Лодыгин произвёл, Лодыгин внедрил, Лодыгин заработал. Внедрение электрического освещения города и началось, собственно, с улицы, где располагалась мастерская изобретателя.

Любопытно, что тогда это было нормой. Нет, соединение учёного, изобретателя и бизнесмена в одной персоне тоже не было рядовым явлением. Но всё же сам уровень науки был таковым, что ещё позволял в одном человеческом мозгу соединять исследователя, технолога и рыночного воротилу. Нормой было другое - что, в общем, сам создатель устройства пробивал его в жизнь. Никаких государственных программ под это практически не существовало, технопарков и инновационных центров никто не строил. Изобрёл? Создай демонстрационный образец, докажи строгой ведомственной комиссии его пользу - вот тогда и проси денег из бюджета на дальнейшее производство. Или продай изобретение казне.

И это работало! В России было создано немало революционных разработок с пометою "впервые в мире". "Немало" - в данном случае это означает сотни. Из которых первые в мире токарно-копировальный станок, арочный однопролётный мост, электрическая дуга, гусеничный ход, мартеновская технология (на тридцать лет раньше братьев Мартен), лампа накаливания, подводная лодка с электродвигателем, аэроплан, электросварка, паровоз, судно с подводными крыльями, радиоприёмник, водяная турбина, миномёт, бензиновый двигатель. И так далее, и так далее.

А изобретения, так сказать, потребительского профиля? Пожалуйста: первый в мире киноаппарат - за два года до братьев Люмьер, автоматическая телефонная станция, двухколёсный велосипед, фотоаппарат (и цветные фотографии), синтетическое моющее средство, телевизор. И список тоже можно продолжить.

Много чего с тэгом "впервые в мире" относится и к советским временам - когда модель поддержки изобретательства стала прямо противоположной: деньги давало государство, оно же забирало себе плоды интеллектуальной собственности. И возникает вопрос: а что у нас сегодня с этим? Сегодня, когда миллиарды бюджетных и корпоративных долларов вложены в инновации, в Сколково, Роснано, в вузовские технопарки и венчурные фонды?

Как говорят в интернете, "погугли и найдёшь". Что нам даёт поисковик за прошедший год? Вот заголовки.

"Россия впервые в мире клонирует мамонта". На деле не клонирует, а только собирается. И пока на словах. На деле первым, кто непосредственно подошёл к проведению эксперимента, был корейский учёный Хван У Сук. К счастью, на дороге у него стала корейская же фемида, приговорившая его на два года тюрьмы за растрату. Смогут ли наши воспользоваться предоставившимся таким образом временным лагом, неизвестно.

"В России впервые в мире реализована система, позволяющая самолётам летать безопасно". Это действительно великолепная вещь, на порядки снижающая риск столкновения в воздухе. Система, незатейливо названная АЗН-В оказалась прорывом: если попросту, то она построена на генерировании летательным аппаратом собственного радиосигнала, который принимается другим аппаратом, после чего вычислительный комплекс сам разводит объекты в стороны. Без задействования сложной и дорогой системы наземных радаров достигается самое главное: ситуационная осведомлённость пилотов и наземного персонала. Вопрос, где эта система будет впервые в мире полностью внедрена? У нас определены сроки 2015 - 2020 годы. Но на это же время планируют то же самое сделать Европа, США, Австралия. Кто кого?

"Впервые в мире в России разработан сверхмощный газотурбовоз на сжиженном газе". Это такой здоровенный локомотив, который на испытаниях протащил состав в 171 вагон с углём. При этом созданная для него специальная турбина позволяет снизить расход топлива на 39 процентов по сравнению с существующими. И тут - хорошее дело, но не без своего "но". Но длина такого состава будет под 5 км, а железнодорожная инфраструктура рассчитана где-то на 1,5 км. То есть ни на станциях как следует не встать, ни, что важнее, поворотов на скорости не пройти без вреда для полотна железной дороги. Как быть - вопрос.

"Впервые в мире в России спроектировали, испытали и запустили в производство пассивную систему радиолокации под названием «Автобаза-М»."

Великолепная разработка, позволяющая в режиме так называемой пассивной локации - то есть без использования мощных радарных комплексов, которые потенциальный воздушный противник видит и может быстро уничтожить, - определять точные координаты летящей цели, идентифицировать её и дать параметры для наведения на неё комплексов ПВО. "Очень дёшево и очень сердито…" - не без остроумия сопроводил своё описание автор сообщения. Но всё же это - опять не инноцентр. Это военные. Это их система, так сказать, выявления и поощрения изобретений.

Наконец, "впервые в мире в России построят ледокол «косого хода»". Тоже остроумная модель, при которой левый бок корабля существенно больше правого, из-за чего судно способно прорубить канал шириной в 50 метров, что превышает ширину корпуса в 2,5 раза. Правда, в серьёзных льдах это не работает, но для акватории Финского залива, зимою замерзающей, - в самый раз. Но и это - не технопарк. Это снова ведомство - на сей раз Объединённая судостроительная корпорация.

Собственно, не так и мало - за год-то! Но только получается, что эти полезные инновации созданы и внедряются ведомствами - железнодорожниками, военными, корабелами, авиационщиками. Выход же от наших доморощенных "силиконовых долин" как-то пока что мало заметен. Не считать же им недавно объявленный Сколковом интерфейс для терминалов в аэропортах, позволяющий зарегистрировать авиабилет с любого из них!

Нет, вопрос не в том, чтобы начать разбираться с эффективностью инноцентров и технопарков. Вопрос в другом. Раз уж невозможна система, так сказать, "эдисоновская", с изобретателем, им же внедренцем и продавцом, а от государственной мы ушли тоже далеко, - не задуматься ли над тем, чтобы поощрять инновации там, где они сегодня получают приписку "Впервые в мире"? Там, где сконцентрированы большие средства, где есть единый заказчик, где он же - строгий приёмщик работ?

Иными словами - а не возродить ли нам прикладную науку? На новой базе - технопарков и инновационных центров при крупных государственных ведомствах?