Предсказание сфинкса. Что находится под Сфинксом? Змей под «Медным всадником»

По мере нарастания радикализации восточного мира все чаще звучат призывы к разрушению языческих памятников древности. Не успела осесть пыль с обрушенных статуй Будды в Бамиане в 2001 году, как были разграблены останки древнего ассирийского города Нимруд. Подобных примеров десятки, если не сотни.

Однако вершиной вероломства стали призывы к разрушению Сфинкса и великих пирамид Гизы, неоднократно звучавшие в арабском мире. Самое парадоксальное в подобных призывах то, что они, как ни странно, могут помочь мировой науке пролить свет на множество тайн и загадок древних цивилизаций Земли!

ТАЙНЫ ФАРАОНА

Испокон веков Египет считался колыбелью мировой цивилизации. Сегодня не подвергается сомнению, что создание легендарного сфинкса происходило более 11 тысяч лет назад, задолго до Всемирного потопа: об этом свидетельствуют следы морской эрозии на его поверхности.

Что касается пирамид Гизы, ряд исследователей утверждают, что они были созданы не для погребения фараонов, а совсем для иных нужд, и лишь затем превратились в усыпальницы правителей Египта. Не прекращаются споры и о том, кем на самом деле были первые фараоны и боги Египта: людьми, пришельцами со звезд или сущностями из иных миров. Ответа нет! Пока.

Завесу тайны могли бы приоткрыть масштабные археологические раскопки на плато Гиза, но египетские
власти не дают на них разрешения. Если же раскопки и происходят, то пресекаются властями, лишь только ученые приблизятся к одной из древних тайн.

А тем временем экстрасенсы, писатели, альтернативные ученые в один голос твердят о некой таинственной библиотеке под одной из лап сфинкса. Будто бы в ней хранится информация о предыдущих цивилизациях Земли, знания об уникальных технологиях и даже информации о будущем планеты!

СПЯЩИЙ ПРОРОК

Одним из первых, кто заявил, что под сфинксом находятся некие сакральные знания, стал знаменитый американский ясновидящий Эдгар Кейси.

По его мнению, под одной из лап сфинкса действительно находится некая подземная комната, в которой хранятся уникальные технологии и свитки с информацией о прошлой цивилизации планеты. Фонд Эдгара Кейси неоднократно финансировал поиски этой комнаты, но тщетно.

Тем не менее сомневаться в словах медиума не приходится, поскольку на Востоке с древнейших времен существовало предание, согласно которому где-то под сфинксом находится «Зал Знаний» с хранящимися там технологиями, историей и мудростью погибшей цивилизации.

«ЗАЛ ЗНАНИЙ»

О существовании «Зала Знаний» упоминает византийский историк Георгий Синсцела, живший в IX веке, а также легендарные Герметические писания. Если верить древним письменам, то священные книги скрыл под землей сам бог мудрости Тот. Об этом же факте говорят настенные записи храмовых комплексов Египта, называя древнее хранилище «Палата Архивов», «Зал Записей» или «Зал Знаний».

Совершенно очевидно, что где-то под плато Гизы действительно есть тайный зал с некими источниками ценной информации. По преданию, в тайной комнате находятся и вещи, лич-но принадлежавшие богам Тоту, Осирису и Исиде. Об этом факте прямо упоминает одно из заклинаний Погребальных текстов, датированных 2000 годом до н. э.

Но подробнее всех о тайной комнате сообщают коптские предания, записанные арабскими путешественниками. В текстах говорится о подземных ходах, ведущих из трех пирамид в некое хранилище знаний. Правда, на входе в каждый из подземных проходов находится некая волшебная статуя-стражник, уничтожающая непрошеных гостей.

Древнегреческий философ Ямвлих, живший в IV веке, в своей книге «О тайнах, в особенности египтян, каледонцев и ассирийцев» писал о коридоре, связывающем галереи внутри сфинкса с великой пирамидой. Как следует из текстов философа, вход в подземные галереи можно обнаружить между лап сфинкса, если убрать оттуда песок и горы мусора.

Шумерские таблицы утверждают, что убежищем аннунаков — пришельцев со звезд был подземный город, куда вел тоннель, начинавшийся под «Хувана» «с зубами, как у дракона, с лицом, как у льва». Под такое описание подходит только сфинкс.

В сочинениях известного римского историка Плиния также говорится о подземных залах под сфинксом, где сокрыты несметные сокровища. Арабские источники тоже подчеркивали, что вход в подземелья охраняли механические статуи, которые уничтожали каждого, кто без разрешения жрецов пробовал спуститься в подземелье.

Подобных свидетельств десятки, если не сотни, среди них даже встречаются показания людей в глубокой древности, бывавших в описываемых подземных тоннелях. Однако продвинуться далеко в своих изысканиях им помешали многочисленные ловушки и статуи-роботы.

Неужели в наши дни никто не попытался раскрыть древнюю тайну? Пытались. Но результат оказался, мягко говоря, довольно странным...

БУРИТЬ, СКАНИРОВАТЬ, ВЗРЫВАТЬ...

Эдгар Кейси в своих пророчествах уверял, что в сфинксе находятся останки иммигрантов из Атлантиды, а вход в подземные залы расположен в краеугольном камне у левой лапы сфинкса. Казалось бы, что проще: просветить радаром указанный участок земли и начать раскопки. Именно так поступили в 1989 году японские ученые из Университета Васэда.

Оказалось, Кейси был прав! Под левой лапой сфинкса действительно на глубине двух метров нашли тоннель, уходящий наклонно вниз в сторону пирамиды Хефрена. Были обнаружены полости и тоннели за северо-западной стеной камеры царицы и вокруг нее. Казалось бы — сенсация века, надо бурить, копать, исследовать. Увы! Власти Египта тут же запретили все дальнейшие исследования.

Вслед за японцами в том же 1989 году землю под лапами сфинкса просветил геофизик из США Томас Добецки. Его аппаратура также показала существование прямоугольной камеры под передними лапами сфинкса. Однако американцу не дала добраться до сакральных знаний все та же Египетская организация древностей, которой в те годы руководил Захи Хавасс.

Мало того, после открытия Добецки египтяне и вовсе запретили иностранцам проведение каких-либо геологических или сейсмических работ в районе сфинкса.

Возникает вполне логичное подозрение, что египтяне знают о тайнах сфинкса больше того, чем рассказывают исследователям из других стран мира, и жутко боятся, что правда всплывет на поверхность.

САМ НЕ AM И ДРУГИМ НЕ ДАМ!

В 1993 году Захи Хавасс сам начал раскопки около сфинкса. Правда, не там, где, по данным сейсмической разведки японцев и американца, был обнаружен «Зал Знаний», а правее сфинкса. Им якобы были обнаружены некие тоннели, но на этом работы были остановлены. Дальше начинаются шпионские версии одна фантастичнее другой...

Будто бы из земли между лап сфинкса вдруг сама появилась стела с иероглифами, повествующими о «Зале Знаний». Ее тут же убрали с глаз туристов, чтобы те вдруг не прочитали древнее послание. Вот только вопрос: как бы они смогли это сделать без перевода?

Затем египтяне якобы все же отрыли подземную комнату, обнаруженную японцами в 1989 году. Но в ней оказался лишь кувшин и веревка, зато в полу был найден проход в следующую круглую комнату. Из нее, как и сообщали древние источники, вели три подземных хода в сторону великой пирамиды.

Здесь и вовсе начинаются чудеса. В одном из ходов исследователи наткнулись на пелену света, оказавшуюся защитным полем, не пропускавшим никого сквозь себя. Возле него человеку становилось плохо, его рвало, если же он упорствовал, то начинал чувствовать, что умирает, — и отступал.

Проход под Сфинксом

Не сумев пробиться сквозь защитное поле неизвестной природы, египетские ученые просветили радаром область за ним. Приборы показали существование 12-этажного здания, уходящего вглубь земли. Решив не искушать судьбу, египтологи пригласили иностранных специалистов.

Каким-то неведомым способом они все же смогли отключить защитное поле и вошли в тоннель. Здание оказалось некоей спусковой шахтой, выводящей путешественников на окраину огромного подземного города.

Все путешествие было снято на камеру и затем вроде бы продемонстрировано на частном просмотре в Австралии. Фильм рассказывает о подземном городе, созданном более 15 000 лет назад. Гигантское сооружение расположилось на площади, соразмерной с долиной Нила, — 10,4 на 13 километров. В городе были обнаружены огромные храмы, озера в километр диаметром и множество других чудес.

Даже вода в город поступала по гидравлической системе водоснабжения. Удивляет лишь то, что данный фильм никто не видел, кроме анонимных источников, «сливших» информацию о нем желтой прессе.

СЕЛИМ ХАССАН СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ

Но вот что странно: о таинственном городе было известно с середины XX века. Подробное описание грандиозного подземного строения можно найти в докладе доктора Селима Хассана «Раскопки в Гизе» в 10 томах, опубликованном в 1944 году Каирским государственным издательством. Его перевод даже можно найти в Интернете.

Как свидетельствует египтолог, в последний год раскопок археологи обнаружили вход в подземный город. Спустившись в пустоты, они увидели множество огромных храмов, великолепных дворцов, рек и озер. При этом все говорило, что город создавался по единому четкому плану.

Возникает вопрос: где же этот город сегодня, почему в него не водят экскурсии? Ответа нет! А власти страны в интервью утверждают, что города не существует, а обнаруженные подземные полости — остатки обычных шахт.

Считается, что главный вход в город находится в районе сфинкса и, разумеется, охраняется. А вот второй расположен в одной из коптских церквей Каира. Если знать это место, то через него по каменным ступеням можно спуститься в «древний мегаполис».

ПОДАРОК БОГОВ

Впрочем, если посмотреть на суть вопроса с точки зрения египетских властей, все выглядит более чем логично. Предположим, Россия обнаружила где-нибудь на Кольском полуострове артефакты цивилизации гиперборейцев. Неужели мы бы пригласили весь честной мир для исследования находки? Никогда!

Очевидно, так же поступили и египтяне, здраво рассудив, что похвастаться они всегда успеют, а пока необходимо изъять из города все удивительные артефакты. Если же найти им применение не получится, то продать странам Запада.

Что же, согласно древним мифам и статьям желтой прессы, нашли египетские ученые в подземном городе?

Помимо множества второстепенных артефактов была обнаружена камера, в которой хранился «Жезл энергии», принадлежавший самому Тоту. Этот предмет подробно описан, кстати. В древних письменах рассказывается, как на атлантов, выживших после катаклизма, напали дикие народы с копьями и дубинами. Избежать неминуемой смерти беженцам из Атлантиды помог бог Тот, направив свой жезл на врагов. И те тут же застыли, подобно каменным изваяниям.

С помощью этого жезла можно управлять силами природы, усиливая или нейтрализуя их. Внешне жезл похож на высокий тонкий посох 1,5 метра в высоту и 3 сантиметра в диаметре. Сверху расположен кристалл энергии, а сам посох усыпан драгоценными камнями.

Люди, пытавшиеся взять в руки посох, начинали плохо себя чувствовать. Очевидно, энергия, исходившая от посоха, была безопасна лишь для существ, именуемых египетскими богами. К счастью, исследователи не стали выносить драгоценную реликвию из ее камеры, но и путь к ней посторонним закрыт.

Нет ничего удивительного в том, что египтяне — если, конечно, все изложенное правда — скрывают от мировой общественности древние артефакты. Несмотря на космическую съемку и доклад о раскопках Селима Хассана, официальные власти Египта сегодня отвергают любую информацию о существовании под плато Гиза подземного города.

Напрасно! Если вдруг случится непоправимое для мировой культуры и сфинкс с пирамидами будут разрушены, древние тайные знания могут попасть совсем не в те руки. И кто знает — чем это обернется для нашей цивилизации?

Дмитрий СОКОЛОВ

  • Сфинкс: древнейшая загадка
  • Сфинксу более 10 тысяч лет?
  • Доктор Роберт Шох: "Нынешняя голова Сфинкса не настоящая"
Читать @Паранормальные новости

Подпишитесь на нас

С 1997 года Власти Египта скрывают от мира научное открытие, которое они сделали в том году и в последующие годы после него. Вот именно с тех самых пор они им владеют единолично и держат в тайне от всего нашего мира.

Что скрывают Египетские Власти?

Много лет назад, а именно 70 лет прошло с тех пор, как Эдгар Кейси предсказал, что однажды в Египте будет найдена комната, которая будет иметь название Зал Свидетельств или Зал Летописей, и она будет связана со Сфинксом. Именно эта комната расскажет нам о существовании на Земле миллионы лет назад Высокоразвитой Цивилизации, причем проход в Зал Свидетельств будет идти от комнаты расположенной под правой лапой Сфинкса.

Уже в 1989 году с помощью специальной аппаратуры группа японских учёных из университета Васэда, которую возглавлял профессор Сакуджи Иошимура, обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий тоннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинался на глубине двух метров и уходил наклонно вниз. Кроме того, они нашли большую полость за северо-западной стеной Камеры Царицы, а также «туннель» снаружи и южнее пирамиды, уходящей под монумент.

Они использовали современную технику «неразрушающего контроля», основанную на электромагнитных волнах и радиолокационном оборудовании.
Но прежде, чем они успели провести дальнейшие исследования, как вмешались египетские власти и остановили проект. Иошимуре и его экспедиции не удалось больше вернуться к работам в Камере Царицы.

Так же, и всё в том же 1989 году сейсморазведку Сфинкса произвёл и американский геофизик Томас Добецки. И она тоже привела к обнаружению большой прямоугольной камеры под передними лапами Сфинкса.

Исследования Добецки были частью геологического обследования Сфинкса, которое проводил профессор Роберт Шох из Бостонского университета. Но его работа была внезапно остановлена в 1993 году доктором Захи Хавассом из Египетской Организации Древности. И даже более того, египетское правительство больше не разрешило проводить вокруг Сфинкса новых геологических или сейсмических исследований. И это при том, что исследования Шоха подошли близко к разгадке возраста Сфинкса, в чём ранее были заинтересованы местные власти.

В том же 1993 году вышел фильм «Тайна Сфинкса», в котором упор делался на то, что Сфинкс и ряд других монументов в некрополе Гизы датируется как минимум XI тысячелетием до нашей эры.

Частичное финансирование фильма «Тайна Сфинкса» было сделано «Фондом Эдгара Кейси» и её филиалом «Ассоциация Исследований и Просвещения» - ECF/ARE и их сторонниками. Именно этот документальный фильм первым сообщил о сейсмической разведке Томаса Добецки вокруг Сфинкса и об обнаружении им большой прямоугольной полости глубоко в скальной породе под его передними лапами.

Это и подтолкнуло ECF/ARE к тому, чтобы связать сей факт с Залом Летописей Кейси и его предсказанием.

В том же самом 1993 году, Захи Хавасс начинает раскопки недавно обнаруженного храмового комплекса времен Древнего Царства с подземными туннелями, которые находились с юго-восточной стороны Сфинкса.

Но упор всё же был сделан не на Зал Свидетельств под Сфинксом, а на другое открытие, которое отвлекло общественность от Зала Свидетельств. Этим открытием стала информация о том, что в глубине Великой Пирамиды скрывается некая камера.

Немецкий инженер из Мюнхена Рудольф Гантенбринк обследовал узкие шахты с помощью миниатюрного робота с телекамерой и в самом конце южной шахты у стен Камеры Царицы обнаружил маленькую дверцу с медными ручками. С большими проблемами, но ему удалось снять открытие этой дверцы.

Этим занималась съёмочная бригада во главе с режиссером Йохеном Брейтенштейном и его помощника Дирка Бракебуша.

А проблемы у Гантенбринка возникли из-за того, что Германский Археологический Институт не получил вовремя необходимого разрешения на съемку открытия дверцы от Египетской Организации Древностей, которое всё же было устно дано Захи Хавассом при поддержке Гантенбринка доктором Штадсльманом.

Но уже в 1995 году Египетская Организация Древностей предупредила немецкие власти, чтобы они не пытались продолжать изучение Великой Пирамиды.
А в декабре 1995 года к Захи Хавассу обратились с просьбой о документальной съёмке для телевидения, которая была посвящена загадкам Сфинкса. И Хавасс повел съёмочную группу в туннель, который располагался прямо под Сфинксом.

«Пожалуй, - сказал он, - даже Индиана Джонс не мечтал побывать здесь. Можете поверить, мы сейчас находимся внутри Сфинкса! Раньше этот туннель никто не открывал, и никто не знает, что же находится внутри него. Мы собираемся открыть его первыми».

Могу предположить, что эта съёмочная группа была с кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Studios), о чём упоминается в книге Друнвало Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни», 2 том 11 глава, которая вышла в свет в 2003 году. Вот это место в его книге:

«В ноябре 1996 года на контакт со мной вышел источник в Египте. Он сообщил: сейчас было открыто нечто, превосхо дящее все, когда-либо найден ное в Египте. Из земли между лап Сфинкса на поверхность вышла каменная стела (плоская каменная плита с надписями). Надписи на ней говорили о Зале Свидетельств и комнате под Сфинксом.

Египетское правительство распорядилось немедленно убрать стелу, чтобы никто не прочитал выбитые на ней иеро глифы. Потом стали копать землю между лап Сфинкса и открыли комнату, которую японцы обнаружили в 1989 году. В ней был глиняный кувшин и свернутая веревка. По словам моего источника, по тоннелю из этой комнаты представители властей спустились в круглую комнату, из которой выходило еще три тоннеля, ведущих к Великой Пирамиде. В одном из них было обнаружено два удивительных феномена.

Сначала чиновники увидели световое поле, пелену света, блокировавшую вход. Когда попробовали пройти через это поле, то ничего не получилось. Даже пуля не могла его пробить.

Кроме того, если кто-либо пытался физически приблизиться к световому полю на расстояние примерно 9 м (30 футов), чело веку становилось плохо, и его начинало рвать. Если он пытался с силой продвинуться вперед, то чувствовал, что умирает. Никто, насколько я знаю, не мог кос нуться загадочного поля.
При обследовании приборами с поверхности Земли за световым полем было обнаружено нечто уж совсем немыслимое. Подзем ное двенадцатиэтажное здание ~ представляете, двенадцать этажей, уходящих вглубь земли!

Египтяне поняли, что самим им с этими проблемами не справиться. Правительство Египта попро¬сило иностранного содействия. Было решено, что есть конкрет ный человек (я не назову его имени), который сможет выклю чить световое поле и войти в тоннель. У него будет двое помощников. Один из этих людей мой хороший знакомый, так что я внимательно следил за ходом событий, получая инфор мацию из первых рук. Мой друг привез с собой представителей кинокомпании «Парамаунт» (Paramount Studios), которая должна была получить разреше ние на съемку фильма об откры тии этого уникального тоннеля. Кстати, именно «Парамаунт» сняла фильм об открытии гроб ницы Тутанхамона, следователь но, у нее имелись очень хорошие связи в Египте.

Исследователи планировали войти, или, по крайней мере, попытаться войти в этот тоннель 23 января 1997 года Правитель ство запросило у кинокомпании несколько миллионов долларов, на что та согласилась. Однако за день до входа группы в тоннель египтяне решили, что хотят больше денег, и запросили полтора миллиона «из-под полы», что взбесило кинокомпа нию. «Парамаунт» сказала «нет», и на том все закончилось. Примерно три месяца было тихо.

Затем я случайно узнал, что другая группа из трех человек вошла в тоннель. Они отключили световое поле с помощью звуков своих голосов и святых имен Бога. Руководитель группы, который пользуется широкой известностью и не хочет, чтобы упоминалось его имя, поехал в Австралию и показал видео фильм о проникновении в тон нель и здание в двенадцать этажей, причем последнее оказалось не просто зданием. Это строение простиралось под землей на многие мили и факти чески являлось окраиной горо да. У меня в Австралии есть три хороших друга, видевших этот фильм.

Потом появился еще один человек, Ларри Хантер (Larry Hanter), более 20 лет своей жизни посвятивший археологии Египта. Г-н Хантер связался со мной и сообщил мне информа цию, почти совпадающую с той, что я получал от своих источни ков в Египте, за исключением того, что она была более под робной. Город занимает терри торию площадью 10,4 на 13 км (6,5 на 8 миль) и уходит вглубь земли на двенадцать этажей, периметр города очерчен уни кальными египетскими храмами.
Следующая информация пере кликается с работой Грэма Хэнкока (Graham Hancock) и Роберта Боваля (Robert Bauval) «Послание Сфинкса» (Message of the Sphinx). Грэм и Роберт догадались, что три пирамиды в Гизе были размещены на Земле в точном соответствии с тремя звездами Пояса Ориона. По мнению исследователей, все основные звезды созвездия Ориона могут быть обнаружены в расположении храмов в Египте, но они так и не смогли убедительно доказать эту теорию. Г-н Хантер сделал это, и я сам убедился в том, что его доказа тельство верно. Применив свои навыки навигации по звездам, приобретенные во время службы на флоте, г-н Хантер нашел храмы во всех до единой точках, соответствующих каждой круп ной звезде созвездия Ориона. Он применил Глобальную Систему Навигации и определе ния положения (GPS - Global Positioning System) для поиска этих мест на Земле с точностью до 15 м (50 футов) и физичес ки побывал в каждом месте, где храм должен был отмечать звезду. Вот так была проверена эта гипотеза. Удивительно другое: в каждом месте храм был и каждый храм был сделан из уникального материала, не найденного больше ни в одном другом храме во всем Египте. Из того же материала сделаны блоки основания трех пирамид в Гизе, включая и Великую Пирамиду. Он называется монета в камне. Это извест няк, который выглядит так, как будто в него примешаны монеты. Он уникален и найден только в храмах, расположенных на территории подземного города площадью шесть с половиной на восемь миль.

Вот какова вкратце гипотеза, правильность которой оспарива ется официальными египетскими властями. Подземный город, о котором говорил Тот, действи тельно существует, и он может вместить 10 тысяч человек. Как считает г-н Хантер, границы города отмечены храмами из уникального материала, а местоположение самих храмов соответствуют расположению звезд в созвездии Ориона.

На основании того, что я видел, думаю, это правда, хотя египет ские чиновники считают город фантазией. Я придерживаюсь объективной точки зрения. В конце концов, истина обяза тельно станет известна. Если это правда, то когда подземный город будет раскрыт, данная археологическая находка приве дет к росту человеческого сознания.»

Могу добавить к выше сказанному Друнвало Мельхиседеком только то, что этот подземный город является одним из городов Шамбалы.

Информация из книги Мельхиседека «Древняя тайна Цветка Жизни» была известна всем, кто интересовался Египтом более углублённо, чем простое любопытство. Потому что некоторые печатные издания, в своё время, написали об этом статьи, но не более того.

Что же касается Сфинкса и Зала Свидетельств под ним, то там до сих пор работает местная археологическая группа вот уже много лет под руководством Захи Хавасса. Его группа работает скрытно, почти совсем не выходя без нужды на поверхность. А если и приходится кому-то выходить на поверхность, то делается это в ночное время, когда у Пирамид и рядом с Сфинксом уже нет туристов.

Никто не против того, чтобы местные археологи тайно или открыто проводили свои исследования на территории своей страны. Это их право. Это их страна. Это их Пирамиды и их Сфинкс. Но есть одно важное и очень существенное «НО», которое и дало мне право вмешаться в местные дела Египта.

Но совсем недавно этой группой археологов, включая и их руководителя Захи Хавасса, было сделано Великое Открытие, которое Власти Египта решили скрыть от Человечества Земли. Этим открытием стала потайная камера, где хранится единственный предмет, принадлежащий Тоту - его Жезл Энергии, который упоминается им самим в его Скрижалях: «Изумрудные Скрижали Тота Атланта» - «Изумрудная Скрижаль I: История Тота Атланта»:

«Быстро неслись мы навстречу солнцу утра, пока не стала земля под нами, земля детей Кхем. Неистовствуя, встретили они нас дубинами и копьями, занесёнными в гневе, желая погубить и уничтожить всех до единого Сынов Атлантиды. Поднял тогда я свой жезл, и направил луч вибрации, поразив их так, что стали они неподвижны, как обломки камней горы. Тогда обратился я к ним словами спокойными и мирными, и поведал о мощи Атлантиды, говоря, что мы - дети Солнца и его посланники. Усмирил я их своей магической наукой, пока не пали они ниц у моих ног, и тогда освободил я их.»

Об этом же Жезле есть упоминание в книге Элизабет Хейч «Посвящение», глава 32. «Указания Птахотепа»:

«Жезл твоего отца, сделанный из разновидности меди, может передавать излучения любого плана. По воле человека они могут трансформироваться или усиливаться. Жезл может быть благословением или проклятием, это зависит от того, кто им пользуется. Посвященные, владеющие всеми силами - от высших божественных до низших ультраматериальных, - могут сознательно передавать их в жезл. Человеческие органы чувств способны воспринимать их, тогда они переживаются людьми как эмоциональные состояния. Так, высшие божественные частоты переживаются как всеобщая любовь, а самые низкие - ультравещественные - как ненависть. Посвященный всегда использует жезл так, чтобы создать что-то хорошее, а ультраматериальные вибрации служат ему только при необходимости в качестве невидимой, непроницаемой защитной стенки. С помощью этого жезла посвященный может управлять всеми силами природы, усиливая или нейтрализуя их.»

А теперь я расскажу о Камере Хранения Жезла Тота и о самом Жезле Энергии:

Сама Камера Хранения Жезла находится за Залом Свидетельств, как раз напротив того самого прохода и входа в сам Зал, Световой Барьер с которого был снят в 1997 году.

Дверь в Камеру была открыта с помощью нажатия на камень и его глубокого утопления внутрь стены. На этом камне был выбит Жезл Энергии Тота с лучами. На левом камне, от ключевого камня, была изображена богиня Маат. И на правом от него камне так же изображена Маат, но уже с Жезлом.

После активации ключевого камня, часть стены Зала Свидетельств ушла внутрь, и Дверь отъехала в сторону, оказавшись за стеной Зала Свидетельств. При этом обнажился большой дверной проём, который открыл доступ в Камеру Жезла.

Камера Жезла большая и имеет квадратную форму. По центру Камеры установлен постамент в виде пирамиды с семью высокими ступенями. На вершине пирамиды в её центре установлен сам Жезл Энергии Тота.

Жезл Жизни имеет вид высокого посоха. Высотой он примерно в 1,5 метра и см 3 в диаметре по центру. Жезл сужается к низу и расширяется к верху. Он весь усыпан драгоценными камнями, из которых выложены символы. Вершину Жезла венчает кристалл.

Именно Кристалл Энергии на вершине Жезла Жизни и испускает Сияние Жизни, освещая всё вокруг своим светом. И этот свет, как Свет Энергии распространяется в открытый дверной проём, освещая зону непосредственно перед Камерой в самом Зале Свидетельств.

Реакция у некоторых людей на эту энергию от Жезла Жизни такая же, какая была раньше на то Световое Силовое Поле, которым был заблокирован проход в Зал Свидетельств: Людям становилось плохо - их мутило, а если человек задерживался чуть дольше, то его тошнило.

Такая же реакция бывает на передозировку лекарствами, а в данном случае - на передозировку Души человека энергиями, идущими от Жезла Жизни. Поэтому, чем дальше от Камеры находится человек, тем ему лучше, а чем ближе он приближается к Камере Жезла, тем ему становится хуже. Такова реакция Души человека на энергии Жезла Жизни.
Но не у всех людей одинаковая реакция на энергии от Жезла Жизни. Были и такие люди, кто смог подойти к Камере Жезла и даже войти в неё не имея последствий для своего здоровья. Правда, смогли они пройти вперёд только до определённого рубежа, а дальше им становилось плохо, и они быстро уходили.

Могу предположить, что взять в руки Жезл Жизни сможет только Наследник Тота. Тот из людей Земли, на Душу которого была произведена кодировка Жезла по слиянию их Энергий, как их Жизненной Силы.

Соединение Жизненных Сил, как энергий Жезла Жизни и Наследника Тота произойдёт в момент их физического соприкосновения. И тогда мы сможем увидеть энергию Души того, кого Тот выбрал стать новым владельцем для своего Жезла Энергии, ибо Жезл всегда излучает ту энергию, которую человек провел в него. Эта сила имеет тот же вид вибрации, что и человеческая энергия, поэтому безопасна для человека, но в пределах разумного.

Но пока Камера Жезла и сам Зал Свидетельств будет закрыт для свободного доступа туда туристов, Наследник Тота не сможет взять своё Наследие - Жезл Жизни в руки, и Второе Пришествие не состоится, хотя Время и Сроки приближаются к своему кульмиционному моменту, ибо Смена Эпох и Судный День назначен Богами на 21 декабря 2012 года. А Власти Египта в преддверии этого важного события для Человечества Земли скрывают факт сего Величайшего Открытия в Истории нашей планеты от общественности, отодвигая Второе Пришествие на неопределённое время.

И сейчас, по данному моменту времени, у нас есть два варианта дальнейшего развития событий:

1. Или ждать пока у Властей Египта проснётся совесть, и они обнародуют Открытие Века, показав Миру то, что было снято тогда в 1997 году. А именно: снятие Светового Силового Поля с прохода в Зал Свидетельств и сам Зал Свидетельств. И то, что было снято ими сейчас, когда была Открыта Камера Жезла в собственном Доме Тота.

2. Или попросить Власти Египта приоткрыть Завесу Тайны и показать Миру Зал Свидетельств и Камеру Жезла, тем самым дав каждому из людей шанс испытать удачу и попытаться взять в руки Жезл Жизни и стать Наследником Тота Атланта.

Удивительная находка была сделана под египетским сфинксом - целый 12-тиэтажный город скрывается под поверхностью земли, сообщает Day.Az со ссылкой на .

Немного истории

По официальной версии современной науки, египетский сфинкс был сооружен в районе 25 века до н.э. из цельного куска известняка, как некое божественное подобие фараона Хефрена.

Во времена упадка египетской цивилизации и нападений персов, сфинкс, как символ египетских богов, был частично разрушен.

К счастью, большая его часть находилась погребенной под песком, что и позволило проводить всевозможные исследования и датировки.

В результате которых и появилась возможность настаивать на полном пересмотре взглядов официальных представителей кабинетной науки.

Старше, чем цивилизация

Во-первых, в 1991 году профессор геологии из Бостона провел анализ эрозии поверхности сфинкса и пришел к заключению, что возраст сфинкса должен быть не менее 9500 тысяч лет, то есть сфинкс как минимум на 5000 лет старше, чем считали ученые!

Во-вторых, Роберт Бьювэл, используя современные технологии компьютерного моделирования, обнаружил, что около 12 500 лет назад (11 век до н. э.), ранним утром, четко было видно восхождение созвездия Льва прямо над местом, где и был построен сфинкс. Он логично предположил, что сфинкс, который весьма напоминает Льва, и был построен на этом месте, как символ этого события.

Ну и третий гвоздь в гроб взглядов официальной науки забил полицейский-художник Френк Доминго, который рисовал фотороботы. Он заявил, что сфинкс не имеет ничего общего с ликом фараона Хефрена.

Так что теперь можно было смело утверждать, что сфинкс был сооружен задолго до любой, известной науке цивилизации.

Огромные пустоты под сфинксом

Конечно, все эти открытия и заявления можно было спрятать под толстым слоем пыли научных кабинетов, но тут как назло в Египет приехали японские исследователи.

Было это 1989 году, тогда группа ученых из Васэда во главе с профессором Сакуджи Иошимура, используя современные электромагнитные радиолокационные приборы, обнаружила тоннели и комнаты прямо под сфинксом.

Сразу после их находки, в исследования вмешались египетские власти, а группа Иошимура была пожизненно депортирована из Египта.

Это же открытие в том же году повторил Томас Добеки - американский геофизик. Правда, он успел исследовать только небольшую зону под правой лапой сфинкса, после чего был также оперативно выдворен из Египта.

Три очень странных события

В 1993 в небольшой тоннель (20х20 см), который шел от погребальной камеры пирамиды Хеопса, был отправлен робот, который обнаружил внутри этого самого тоннельчика деревянную дверцу с латунными ручками, в которую и благополучно уперся.

Далее, 10 лет ученые разрабатывали нового робота, с целью открыть дверцу. И в 2003 году запустили его в этот же тоннель. Надо признать, что дверцу он благополучно открыл, а за ней и без того узкий тоннель, начал еще более сужаться.

После чего туристический доступ к пирамидам окончательно закрыли, а все результаты исследований засекретили. С тех пор официальных новостей нет.

Секретный город

Зато есть много неофициальных, одна из которых активно лоббируется и продвигается американским фондом имени Кейси (того самого, кстати, который якобы предсказал находку некой тайной комнаты под сфинксом).

По их версии, в 2013 году за вторую дверцу тоннеля таки заехали, после чего из земли между передними лапами сфинкса поднялась каменная плита с иероглифами, которые повествовали о комнате под сфинксом и неком Зале Свидетельств.

В результате раскопок, египтяне попали в эту самую первую комнату, которая оказалась своего рода прихожей. Из нее исследователи спустились на ярус ниже и очутились в круглом зале, из которого к Великой пирамиде шли три тоннеля.

После чего было обнаружено 12-тиэтажное здание, уходящее под землю. Размеры этого сооружения поистине грандиозны и скорее напоминают город, чем здание - 10 километров в ширину и 13 км в длину.

Кроме этого, Фонд Кейси заявляет о сокрытии египтянами некого жезла Тота - археологического артефакта мирового значения, который якобы обладает мощью технологий, неизвестных человечеству.

Больше вопросов, чем ответов

Конечно, с первого взгляда, теория последователей Кейси кажется полной чушью. И все бы было бы так, если бы египетское правительство частично не подтвердило находку некого подземного города.

Понятно, что про некие энергетические силовые поля информации от официальных властей не поступало. Также, египетские власти не признали тот факт, что в город они таки попали, следовательно, что там было найдено, также неизвестно.

Но факт признания находки подземного города остается. Так что сфинкс загадывает людям новую загадку, а нам остается лишь приложить все усилия, чтобы все-таки разгадать ее.

Если бы памятники некрополя Гизы не имели особого значения в истории человечества, не стоило бы пытаться их изучать и интерпретировать. Однако вряд ли можно представить себе что-либо более важное, чем они. В известном смысле они всегда были с нами. Это важный указатель в нашей истории, мемориал происхождения нашей цивилизации; возможно, что они еще явятся источником жизненно важной информации о нашей судьбе. Иными словами, Гиза в большей степени, чем любое другое место древности, заново ставит старые основополагающие вопросы (а, возможно, и способна дать на них ответ): «Кто мы?», «Откуда пришли?» и - как знать - даже «Куда мы идем?» По этим причинам мы просто не можем позволить себе быть безразличными к Великому Сфинксу и трем великим пирамидам . По этим причинам огромное значение имеет качество исследований, посвященных им, описывающих их и объясняющих. (Грэм Хэнкок, Роберт Бьювэл «ЗАГАДКА СФИНКСА или Хранитель бытия»)

В качестве вступления к данной статье я использую отрывок из книги Грэм Хэнкок, Роберт Бьювэл «ЗАГАДКА СФИНКСА или Хранитель бытия » основная часть информации так же взята мной из этой книги, скажу лишь, что информация это не новая, книга написана в середине 90-х годов. Первое издание на русском языке, если я не ошибаюсь 1999 г. Так что любой интересующийся данной тематикой уже давно об этом знает. Как вы уже поняли, речь в статье пойдёт об одном из самых древних сооружений на нашей Планете, Египетском Сфинксе. Мне очень понравилось вот это название Сфинкса «Хранитель Бытия», я думаю, Он является своеобразным ключом ко многим загадкам этого самого Бытия. Помните загадку греческого Сфинга? «Кто имеет четыре ноги утром, две днем, три вечером, и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?»

Приведу ещё понравившийся мне отрывок из книги А.Новых «Эзоосмос. Исконный Шамбалы »

Эта крылатая полуженщина-полульвица, обитавшая на скале около Фив, задавала прохожим одну и ту же загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, в полдень - на двух, вечером - на трех?» Кто не знал ответа, того пожирала. Разгадать смог Эдип, ответив, что это человек – в детстве, зрелости и старости. После чего Сфинга бросилась со скалы… Но одно дело - читать эту легенду дома, сидя с кружкой чая в удобном кресле. И совершенно другое – слушать её вновь после такой вот психологической встряски, когда ты реально испытал на себе всю гамму ощущений от встречи с пусть и сталагмито-сталактитовым, но не менее мистическим Сфинксом. Всё воспринимаешь совершенно по-другому, точно ты и есть тот прохожий, для которого загадка Сфинкса так и осталась неразрешимой, ставшей причиной гибели. Ведь если глубже вдуматься, тут дело даже не в Сфинксе, а в самом человеке, застигнутом врасплох. Что вызывает у нас столь панический страх перед неизвестным? Наша внутренняя неподготовленность к этому явлению, стихийность в мыслях, включающая фантазию воображения и порождающая жуткие образы, диктуемые Животным началом. И именно Животное начало поглощает наше внимание, заслоняя нагнетаемым страхом огромный источник духовной силы, для которой нет преград в этом мире. То есть человек, застигнутый врасплох, включает свою привычную доминанту в сознании. И, если он оказывается «обычным прохожим», то есть со своей привычной доминантой Животного начала в сознании, его будет ожидать та же участь, что и многих, для которых лишь эта жизнь - их единственная реальность, а смерть - не только физический, но и «духовный конец». А если на их месте будет духовная личность, тогда то, что для «обычного прохожего» казалось конечным в виде непреодолимого препятствия, для духовной личности будет всего лишь шагом на пути в вечность.

Ещё один любопытный отрывок относительно Великого Сфинкса, он у нас уже приводился в теме «Пять точек Звезды », я частично его продублирую.

Насчёт новой колыбели ты прав. Действительно так и было. Но в те времена Землю посещали и такие цивилизации, которые никак не вписываются в рамки современной «исторической» концепции.., однако следы которых находят и по сей день. Возьмите тот же Баальбек с его огромными плитами «посадочной полосы». Или , расположенный недалеко от «основания цветка» и сотворённый задолго до этой цивилизации из цельной скалы с внутренними подземными помещениями. Каменное изваяние, которое, между прочим, вполне благополучно пережило потоп .

Большой Сфинкс?! - одновременно переспросили Славик и Юра.

Да, большой Сфинкс - огромная скульптура лежащего льва с головой человека, с такой своеобразной накидкой с головы до плеч, - по привычке пояснил Сэнсэй. - Кстати говоря, «Сфинкс» - это далеко не истинное наименование данного сооружения. Это вообще греческое слово, означающее «тот, кто душит», возникшее от глагола «сжимать», «удушать». Так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд - Сфинга (Сфинкс). Сфинга у греков означало сказочное животное с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку и когда не получало ответа, то душило их. Поскольку где-то их легенда перекликалась с древнеегипетскими легендами о расправе богини Сахмет (львицы с человеческим лицом), дочери бога Ра, с непокорными людьми, то это название так и осталось в истории.

Хотя отмечу, что греческая легенда родилась из более древней версии о хищнице Фикс, обитавшей в Беотии на горе Фикион - свирепом чудовище, способном заглатывать свою добычу. В жестоком сражении её одолел Эдип. А сам образ Сфинга родился у греков под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы.

Что же касается Большого Сфинкса, то на самом деле в Египте его именовали как Хармахис, который олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем и символом воскрешения. Но эти понятия вытекали из более ранних представлений о Большом Сфинксе как о «Страже дома богов». И это не случайно. Так как это сооружение охраняет тайну пути, ведущего к Храму Лотоса - одной из древнейших подземных построек в этом месте .

В этом отрывке два интересных момента.

  1. Возраст Сфинкса .
  2. Наличие под Сфинксом подземных помещений .

1. Возраст Сфинкса

Официальная точка зрения египтологов. Марк Ленер (египтолог)

Сфинкс не сидит в пустыне в полном одиночестве, когда кроме него не к кому обратиться с вопросом о его возрасте. Он окружен величественным архитектурным контекстом, включающий пирамиду Хуфу (лучше известную под названием Великой пирамиды), пирамиду Хафры («вторую пирамиду»! и пирамиду Менкаура, фараонов IV династии. К каждой из пирамид ведет своя длинная дорога от Храма мертвых на восточном берегу внизу к уровню поймы Нила, где Храм долины играл роль входа в комплекс пирамид… Официальные лица и родственники фараонов содержали их захоронения на кладбищах к востоку и западу от пирамиды Хуфу и к юго-востоку от пирамид Хафры и Менкаура. Проводя в Гизе раскопки в течение почти двух столетий, археологи обнаружили массу материала (относящегося к эпохе IV династии). В сотнях могил были найдены останки и предметы, окружавшие людей, из которых состояла государственная администрация эпохи Пирамид… Мы находим свидетельства повседневной жизни общества и конкретно рабочих, которые воздвигали Сфинкса и пирамиды… В нашем распоряжении такое свидетельство, как руины древнего города, которые простираются вдоль долины по всей протяженности плато Гизы. Все это - составные части археологического контекста Сфинкса…

Альтернативная тока зрения, Селим Хассан.

За исключением поврежденной строки на гранитной стеле Тутмоса IV, которая ничего не доказывает, не существует ни одной древней надписи, которая связывала бы Сфинкса с Хафрой. Поэтому представляется разумным считать это свидетельство более или менее случайным - по крайней мере, до тех пор, пока удачливая лопата не явит миру явную информацию о сооружении этой статуи…

Почему египтологи считают, что Сфинкс воздвигнут при Хафре? По одному только слогу «Хаф» обнаруженному на стеле Тутмоса IV. Для них этого достаточно, вопрос в том, а достаточно ли этого для тех, кому интересна истина?

Джон Энтони Уэст и Роберт Шох.

Про Уэста и Шоха я уже писал в теме «Маятник Орион-Дракон ». Тут выделю ещё несколько моментов.

Водная эрозия .

Истоки этих дискуссий восходят к концу 1970-х годов, когда Джон Энтони Уэст, независимый американский исследователь, занимался изучением туманных и трудных для понимания работ блестящего французского математика и символиста Р. А. Шваллера де Любича. Шваллер наиболее известен своими работами по Луксорскому храму, но в своем более общем труде «Священная наука» (впервые опубликованном в 1961 году) он так говорит об археологических последствиях климатических условий и наводнений, которые последний раз приключились в Египте более 12 000 лет тому назад:

По-видимому, мощным потокам воды, которые прокатились по Египту, предшествовала великая цивилизация; мы приходим к выводу, что уже тогда существовал Сфинкс, тот самый, чье скульптурное изображение высечено из скалы в западной части Гизы, чье львиное тело, за исключением головы, демонстрирует бесспорные слезы водной эрозии .

Этот простой факт, на который до Шваллера, по-видимому, никто не обращал внимания, явно бросал вызов общепринятой точке зрения египтологов, согласно которой Сфинкс изображал Хафру и относился к эпохе 2500 года до н. э. Что же касается Уэста, то, прочитав этот отрывок, он внезапно понял, что Шваллер предлагает способ, используя методы геологии, «доказать существование иной и, возможно, более великой цивилизации, которая существовала до династического Египта и всех других известных цивилизаций, причем за тысячелетия до них».

Если бы удалось подтвердить один лишь факт водной эрозии Сфинкса, то тем самым была бы перечеркнута вся общепринятая хронология истории цивилизации и пришлось бы полностью пересмотреть допущения, связанные с так называемым „прогрессом“, на которых базируется вся современная система образования. Трудно найти другой столь же простой вопрос, который имел бы столь же серьезные последствия …

Первоначально мнение Уэста сводилось к следующему:

В принципе нельзя возразить против возможности водной эрозии Сфинкса, поскольку все согласны, что в прошлом Египет подвергался резким извлечениям климата и периодически затапливался - как морем (причем в не слишком далекие времена), так и сильными разливами Нила. Последние, как считают, соответствовали таянию льдов последнего ледникового периода. Согласно современным взглядам, оно имело место около 15 000 года до н. э. Впрочем, экстремальные разливы Нила периодически случались и позднее, вплоть до примерно 10 000 года до н. э. Отсюда вытекает, что если великий Сфинкс подвергался водной эрозии, то он был сооружен до соответствующего наводнения или наводнений…

«В принципе» эта логика разумна. На практике же, как пришлось позднее признать Уэсту, «наводнение или наводнения» не могли вызвать тот вид эрозии, который мы наблюдаем на Сфинксе:

Проблема в том, что Сфинкс подвергся эрозии вплоть до уровня шеи. Для этого потребовался бы подъем воды по всей долине Нила на 18 метров (как минимум). Трудно представить себе наводнение такого масштаба. Более того, если эта гипотеза справедлива, то пришлось бы признать, что аналогичным образом произошла эрозия известняковых блоков кладки так называемого Храма мертвых в конце дороги, идущей от Сфинкса; а для этого потребовалось бы наводнение, достигающее подножия пирамид, то есть подъем воды еще метров на 30 или около того…

Как вспоминает Уэст, получив официальный допуск в котлован, Шох также

быстро становился более категоричным… Глубоко выветренные Сфинкс и окружающая его стенка котлована и слабо выветренные, либо явно подвергнутые ветровой эрозии могилы Древнего царства, расположенные южнее и датируемые эпохой Хафры, высечены в одной и той же скале. Поэтому, по мнению Шоха, геологически невозможно отнести все эти сооружения к одному времени создания. Наши ученые пришли к согласию. Только вода, причем конкретно - в виде атмосферных осадков - могла привести к наблюдаемой нами картине эрозии …

«Говоря вкратце, позиция Шоха, которую полностью поддерживают палеоклиматологи, основана на том, что сильные дожди, которые необходимы для того, чтобы вызвать наблюдаемую эрозию Сфинкса, перестали выпадать в Египте за тысячи лет до 2500 года до н. э., когда, как утверждают египтологи, Сфинкс был сооружен . То есть, по самым осторожным геологическим оценкам, сооружение Сфинкса относится «как минимум к периоду между 7000 и 5000 годами до н. э.».

В то же время, согласно египтологам, между 7000 и 5000 годами до н. э. долина Нила была заселена лишь примитивными охотниками-собирателями неолита, чьи «инструменты» ограничивались заостренными кусками кремня и палками. Если Шох прав, то из этого следует, что Сфинкс и соседние храмы (построенные из сотен 200-тонных известняковых блоков) являются результатом работы некоей неизвестной древней, но развитой цивилизации.»

Тут я думаю, следует отметить, что мнения Уэста и Шоха о времени постройки Сфинкса несколько расходились. Шох высказывал более осторожную версию и относил время постройки 7000-5000 лет до н.э. Уэст же считал, что Сфинкс был построен 12000 лет назад и ранее. Недавно смотрел передачу, где отечественный египтолог на вопрос о возрасте Сфинкса уверенно отвечал о временах Хафры, а также о ветреном характере эрозии Сфинкса. Очень интересно послушать человека, который разбирается в каком-то определённом вопросе (египтология), при этом абсолютно ничего не смысля в другом вопросе (геология), но он очень уверенно рассказывает о том, в чём не разбирается. Собственно говоря, даже не надо быть большим специалистом в области разрушения какой-либо породы под действием факторов окружающей среды, чтобы заметить, как вода, падавшая сверху, оставляла свои следы на камне. Эти следы очень хорошо заметны на Сфинксе.

Небольшой фотоматериал с официального сайта Роберта Шоха: http://www.robertschoch.com .

А вот в чём отличие дождевой эрозии от эрозии, вызванной ветром.

2. НАЛИЧИЕ ПОД СФИНКСОМ ПОДЗЕМНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

«Существует предание, согласно которому монументы Гизы - последний и великий мемориал высокоразвитой цивилизации, которую уничтожил Всемирный потоп. В этом же предании говорится, что где-то в Гизе, то ли под Великим Сфинксом, то ли прямо в Великой пирамиде, спрятан «Зал Знаний», в котором хранятся все знания и мудрость пропавшей цивилизации.

Эти идеи - весьма древнего происхождения и на протяжении всей истории ими вдохновлялись те, кто пытался исследовать Гизу. Например, в IV веке н. э. римлянин Аммиан Марцеллин направил охотников за сокровищами на поиски «неких подземных галерей в пирамидах», сооруженных в качестве хранилища свитков и книг прошедших эпох и предназначенных для того, «чтобы не дать древней мудрости погибнуть от потопа».

«Некоторые древнеегипетские настенные надписи и папирусы содержат интригующие упоминания о скрытых камерах - палате Архивов, зале Записей и т. д. и т. п., - которые были расценены как намек на некое подземное помещение под Сфинксом или вблизи от него»

«А коптские легенды сообщают, что «под Сфинксом существует некая подземная камера, ходы от которой ведут ко всем трем пирамидам… На страже каждого хода стоят волшебные статуи»

Одно из наиболее настойчиво повторяющихся Эдгаром Кейси в его глубоких трансах утверждений сводится к тому, что «ряд намеков и ключей указывает на то, что Египет является местом хранения записей Атлантиды и Древнего Египта времен Ра-Та, которые могут быть когда-нибудь найдены. Вновь и вновь упоминаются захоронения и пирамиды, которые предстоит открыть в Египте, причем приводятся конкретные даты сооружения Великой пирамиды ».

Что касается последнего мероприятия, то Кейси называет период между 10 490 и 10 390 годом до н. э.

Он также заявляет: «Где-то за 10 500 лет до явления Христа… впервые попытались реставрировать и доработать начатое раньше, то, что теперь именуют Сфинксом ». Кроме того, согласно откровениям Кейси, около 10 500 года до н. э. было устроено огромное подземное хранилище, где была собрана библиотека, вместившая мудрость пропавшей цивилизации Атлантиды: «Оно расположено там, куда на восходе Солнца из-за воды падает линия тени (или света) между лап Сфинкса… и между Сфинксом и рекой ». В другом откровении Кейси дает еще более точную привязку: «Имеется камера или проход от правой передней лапы (Сфинкса) ко входу в зал Записей ».

Согласно откровениям Кейси , этот зал записей будет найден и посещен, когда «наступит время» - предположительно в самом конце XX века или непосредственно перед ним, возможно, в 1998 году. Откровения часто перекликаются с Ветхим и Новым заветами Библии, содержат многочисленные ссылки на Христа и связывают каким-то образом находку зала Записей с серией событий, предваряющих «Второе Пришествие Христа ».

Кто-то скажет что всё это басни, поэтому перейдём к фактам. Ещё может возникнуть вопрос насчёт времени постройки Великой пирамиды по Кейси. Хотя я не вижу в этом ничего странного. Дело в том, что за период в 8000 лет очень много чего может произойти. Пирамиды, которые строились по проекту Имхотепа его последователями, просто могли строиться на месте более ранних построек. Подобное можно наблюдать и в других местах, более поздние постройки стоят на остатках более ранних.

Прошло довольно много времени, но в конце концов благодаря мощной поддержке по заявлению Шоха было принято положительное решение; тем самым создавалась прекрасная возможность раз и навсегда разобраться в данном вопросе. Джон Уэст немедленно начал формировать научный коллектив широкого профиля, в состав которого вошел профессиональный геофизик доктор Томас Л. Добецки из весьма уважаемой консультативной фирмы «Макбрайд-Рэтклиф Ассошиэйтс» из Хьюстона. Ряд других примкнул «неофициально»: архитектор и фотограф; еще два геолога; океанограф и личный друг Джона Уэста, кинопродюсер Борис Сэд. При помощи Сэда Уэсту удалось организовать «видеосъемку хода работ, что представляло потенциально большой общественный интерес:

«Поскольку мы не могли ожидать от академических египтологов и археологов ничего, кроме оппозиции, необходимо было найти способ донести информацию до общественности, если и тогда Шох решит, что гипотеза получила полное геологическое подтверждение. В противном случае ее бы просто похоронили - возможно, к лучшему…»

Трудно представить себе лучший способ донести гипотезу о древней дождевой эрозии Сфинкса до широкой аудитории, чем фильм Уэста. Когда его первый раз показывали в США в телевизионной программе Эн-Би-Си осенью 1993 года, его смотрели 33 миллиона человек. (В конце темы этот самый фильм )

Но это уже другая история. Вернемся в котлован. Первый интересный результат был получен Добецки, который провел вокруг Сфинкса свои сейсмографические исследования. Сложное оборудование, которое он привез с собой, зафиксировало многочисленные «аномалии и полости в скале между лап и по бокам Сфинкса». Одну из этих полостей он описывает следующим образом:

«…Она довольно велика, имеет размеры примерно 9 метров на 12 и находится на глубине менее 5 метров. Ее правильная форма - прямоугольная - маловероятна для полостей естественного происхождения… Поэтому есть основания предполагать, что она - дело рук человеческих ».

Любопытно, что геологи, работавшие вокруг Великого Сфинкса в начале 1990-х годов, обнаружили в скальном грунте прямо под лапами монумента большую прямоугольную полость и другие «аномалии». Интересно также, что, как хорошо известно, глубоко под Сфинксом имеется водоносный слой, который с незапамятных времен пополняется за счет просачивания из Нила.

Доктор Жан Керизель , видный французский инженер, с чьей работой, посвященной подземной камере Великой пирамиды, мы уже знакомы, недавно пошел дальше, предположив, что Сфинкс может стоять над входом в 700-метровый туннель, ведущий к Великой пирамиде, который некогда был полностью или частично заполнен водой.

В «Текстах Пирамид» мы часто встречаем упоминания о «дороге Счастья», которая находится «на северной стороне поля Подношений». В приведенном ниже отрывке царь-Гор, по-видимому, стоит у входа на такую «дорогу» в тот самый момент, когда Сириус совершает свой гелиакальный восход, провозглашая наступление Нового года через 70 дней после того, как солнце пересекает Млечный Путь:

«Я провозвестник (Нового) года, о, Осирис, я явился по делу твоего отца Геба (бога солнца)… Я говорю тебе, что сделал тебя стойким. „Дорога Счастья“ - название дороги севернее Поля Подношений. Восстань, Осирис, и представь меня тем, кто стоит во главе дороги Счастья к северу от поля Подношений, так же, как ты представил Гора Исиде в день, когда она понесла от тебя…»

Месторасположение «поля Подношений» на небесах - в Дуате, где-то вблизи Ориона. Логика дуализма требует, чтобы его земной аналог находился там, где царь-Гор совершает свои «подношения», собираясь вступить в некрополь Гизы. Имея это в виду, обратим внимание на то, что на многих стелах Нового царства со сфинксами, находящихся в Гизе, включая стелу Тутмоса IV, которая стоит прямо между лап главного Сфинкса, имеются изображения царей-Горов, делающих подношения в храме перед монументом. Далее. Как ясно из приведенной выше цитаты, дорога Счастья идет к северу от поля Подношений. Подземная «дорога», идущая на северо-запад от храма Сфинкса, привела бы к Великой пирамиде. Так, может быть, прав Керизель? Может быть, в Гизе существует такая подземная система?»

Вот на этой вопросительной ноте я, пожалуй, и закончу первую часть. Как и писал выше, в конце части фильм. Так как он 1993г возможно, что вы его уже видели, но я, например, с удовольствием его пересматриваю. На мой взгляд, он интересен, прежде всего, своей простотой, в нём всё очень доходчиво и понятно объясняется.

Ну и справедливости ради, решил так сказать «дать слово» в конце, официальной точке зрения (египтологи). А представлять её будет сам Марк Ленер, (известнейший, уважаемый и один из самых авторитетных египтологов, вот каких высот он достиг). Уже не такой молодой как в фильме 1993 г. (Он там выступает оппонентом Шоха) А начинал молодой Ленер свои исследования в Египте при поддержке фонда Эдгара Кейси и цель была доказать то, о чём говорил Кейси. Но спустя какое-то время Ленер, так сказать, переметнулся в лагерь официальной египтологии, а она в свою очередь не признаёт того, о чём говорил тот же Кейси. Объяснял сам Ленер своё изменение взглядов примерно так: копал, копал, до меня много кто копал, но никаких следов сверх цивилизации, которая бы предшествовала нашей цивилизации, в Гизе найдено не было. Хотя, на мой взгляд, всё довольно просто. Человек, который занимается наукой, если он встаёт в оппозицию к официальной точке зрения, то он становиться своеобразным изгоем в своей среде, на него косо смотрят, притом пожизненно. Ленер просто сделал свой выбор, став уважаемым, авторитетным египтологом. Не многие готовы выбрать путь изгоя, даже если за этими так называемыми «изгоями», стоит ИСТИНА.

Второй фильм 2010 г, одним из главных героев которого является Марк Ленер. Несмотря на его название « Загадки Сфинкса», я бы озаглавил его очень просто: «Про то, как Ленер Сфинксу нос вырубал »:

Для желающих рассмотреть достопримечательности комплекса Великих пирамид в Гизе и Большого Сфинкса:


Продолжение:

  • 2 часть: Тексты Строителей» Эдфу. Бог Мудрости Тот
  • 3 часть: Первое время... Последнее время...

Подготовил: Игорь (г.Вятка)

Вспоминаем легендарные предсказания городу на Неве.

«Инкеримаанская заповедь»

Те, кто долго жил в Санкт-Петербурге или интересовался легендами города, наверняка слышал миф о так называемой «Инкеримаановской заповеди блуждающим в лабиринте». Сия загадочная книга, которую многие антиквары разыскивали подобно Граалю, якобы содержит зловещие пророчества городу на Неве. В рукописи, которая, согласно преданию, была создана более 1000 лет назад аборигенами, жившими на берегах Финского залива, есть предсказание, что однажды на болотах вырастет великий город. Город этот будет проклят, и его на протяжении нескольких поколений будут преследовать «три терзающих беды» - злая вода, злой огонь и голод. В канун каждого бедствия в городе будут появляться загадочные странники-прорицатели и будет возвещать о грядущем знамении – появлении на небе Красной луны. Любопытно, что до нас дошли воспоминания жителей Северной столицы, переживших сильнейшее наводнение в ноябре 1824 года, в которых люди говорили, что во время стихии видели за тучами Красную луну. Существует городская байка, что в «Инкеримаановской заповеди блуждающим в лабиринте» содержится рецепт снятия проклятия: должна явиться белокурая всадница на белом коне с тремя цветками и трижды объехать вокруг города со словами – «Терзающим город бедам конец!»

Камень Атакан

Легенде о зловещем камне Атакане, на котором в глубокой древности совершались человеческие жертвы, уже несколько столетий. Когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, указывалось даже точное место – в районе Литейного моста. Однако, даже после «утопления» камень, не потерял свою великую силу и продолжает требовать новых жертв. Многие связывали таинственный взрыв осенью 1876 года при строительстве моста (погибло 22 человека) и катастрофу (в районе моста) сухогруза «Каунас» в 2002 году как раз со зловещим влиянием Атакана. Старожилы говорили, что камень вызывает наводнения, чтобы утолить свой «голод».

Змей под «Медным всадником»

Еще одна старинная питерская легенда утверждает, что под Сенатской площадью, аккурат под памятником Петру, спит гигантский доисторический Змей. Так, например, под Сенатской площадью, согласно старинным верованиям, живет гигантский змей, до поры до времени не проявляя никаких признаков жизни. Старожилы говорили, что когда чудовище проснется (или будет разбужено), город будет сокрушен. Есть также байка о том, что Этьенн Морис Фальконе, скульптор «Медного всадника» прекрасно знал об этой легенде и очень серьезно отнесся к этому. Именно он выбрал в качестве постамента огромный валун, так называемый гром-камень, который доставляли из ижорских лесов тысячи человек и лошадей. Якобы ваятель знал, что Змея может удержать только камень, в который ударила молния. И, конечно, не случайно Петр на коне попирает змею.

Сфинксы

Весной 1834 года на Университетской набережной были установлены египетские сфинксы, специально доставленные из Египта в Санкт-Петербург. Изваяниям более 3,5 тысяч лет – когда-то они охраняли храм богу Гору около города Фивы. Этим памятникам посвящены, вероятно, сотни городских баек. Так, по одной из легенд, сфинксов нельзя тревожить – это может грозить смертью. По другому преданию, сфинксы пережили не один потоп (сбитые подбородки скульптур, согласно городскому мифу, говорят как раз об этом), и якобы Николай I заказал их в Египте, чтобы охранять город от наводнений. Тогдашние власти предполагали, что между Питером и Египтом есть сакральная связь: город расположен практически на одном меридиане с пирамидой Хеопса. Причем, если древнее сооружение находится на 30 широте, то город на Неве – на 60-ой. Таким образом «египетский меридиан» является для «питерской широты» осью симметрии, а сама линия в этой точке становится перпендикуляром к нему.

О том, что ждет город, если убрать сфинксов, якобы знали и большевики, которые решили не испытывать судьбу и оставить изваяния на месте.

Предсказание мадам де Тэб

В середине XIX века парижанка мадам Тэб (она же - Анна Викторин Савиньи) была одной из самых известных предсказательниц Европы. В 1850-ых годах она предупредила жителей Санкт-Петербурга – ««Бойтесь огня и воды! Грядет крупная стихийная катастрофа. Петербург постигнет участь Мессины… Петербургу грозит смыв грандиозной волной в Финский залив или, наоборот, в Ладожское озеро, смотря по тому, с какой стороны хлынет вода». Правда, точную дату мадам не указала.

Предсказание схимонахини Нилы

Знаменитая русская старица нашего времени, схимонахиня Нила, известна многими своими пророчествами. Например, в 1994 году она предсказала начало войны в Чечне. Будущее, которое видела матушка Нила выглядело довольно печально (пришествие Антихриста, война с Китаем, голод), тем не менее подвижница говорила, что Россия находится под защитой Богородицы и сможет избежать глобальных катастроф. Правда, городу на Неве, как и Москве, схимонахиня не обещала ничего хорошего: по ее словам, на месте Санкт-Петербурга будет море, а столица частично уйдет под землю.

Икона-хронограф

Относительно современная городская легенда. Якобы в Соборе Спаса-на-Крови находится икона, на которой зашифрованы четыре роковые даты для России. Три даты – 1917, 1941 и 1953 годы - якобы были озвучены, четвертую дату пока знаю только посвященные. Ходит легенда, что последняя дата означает потоп в Санкт-Петербурге, а по другим версиям начало третьей мировой.