Сегодня мы расскажем, кто такой Генрих Сапгир. Стихи для детей принесли этому автору наибольшую известность. Речь идет о русском писателе, поэте, сценаристе и переводчике. Он родился в 1928 году, 20 ноября, в Бийске (Алтайский край).
Биография
Генрих Сапгир является сыном московского инженера. На Алтае его отец был в командировке. Вскоре он возвратился в Москву вместе с семьёй. Наш герой с 1944 года стал участником литературной студии художника и поэта Евгения Кропивницкого. Организация работала при московском Доме пионеров. С конца пятидесятых годов вокруг Евгения Кропивницкого и Оскара Рабина - его ученика, сформировался круг близких по духу художников и поэтов. Впоследствии это объединение было названо лианозовской школой. Именно детским творчеством занялся в советские годы Генрих Сапгир. Сказки его полюбились маленьким читателям. Кроме того, в этот период он создал сценарии классических мультфильмов, в частности, «Паровозика из Ромашкова». Как детский писатель наш герой много путешествовал. В 1979 г. принимал участие в работе над неподцензурным альманахом «Метрополь». Первая публикация более «взрослых» стихов за границей произошла в 1968 г. В СССР они вышли в 1989-м, во времена перестройки. Выступал также в качестве переводчика. В первую очередь в этом качестве он проявился работой с произведениями Овсея Дриза, Джима Кэйтса и немецкой конкретной поэзией. Участвовал в создании антологии «Самиздат века». Является составителем поэтического раздела. В период перестройки вошел в состав Союза писателей Москвы. Был участником ПЕН-клуба. Вступил в объединение ДООС. Умер в от сердечного приступа. Он направлялся на презентацию антологии «Поэзия безмолвия». Там планировалось его выступление. Жена - Сапгир Кира Александровна - литератор. Родилась она в 1937 году. Девичья фамилия Гуревич.
Творчество
Генрих Сапгир относился к редкому типу авторов протеического склада. На протяжении своего творческого пути он все время менялся и непрерывно искал новые формы для высказывания. В ранних произведениях он зачастую обращался к социальной сатире. Она отличалась у автора изящными игровыми формами. Далее можно проследить, как постепенно изменился поэт Генрих Сапгир. Стихи его начали наполняться пейзажной лирикой и даже гражданственностью. Автор безупречно владел традиционными методами создания поэзии, в частности, сонетным, однако разрабатывал экспериментальные формы. Критики называли его классиком русского авангарда современности. Является автором множества книг. Если рассматривать поздний период творчества автора, он органично сочетает многообразие выразительных средств с лаконизмом. Также в произведениях нашего героя присутствуют стремление к экстатическому состоянию духа, искренний неожиданный пафос, ирония, гротеск, точность деталей, безоглядный эксперимент. Поэт является последователем таких гениев, как Владимир Маяковский и Велимир Хлебников.
Премии
Генрих Сапгир является лауреатом Пушкинской премии РФ. Он награжден на Тургеневском фестивале малой прозы. Также он получил премии от журналов «Стрелец» и «Знамя».
Издания
В 1962 году вышла книга автора «Сказка звёздной карты». В 1970 г. появилось произведение «Зверятки на зарядке». В 1993 г. публикуется «Библиотека новой русской поэзии». В 1995 г. в свет выходят «Смеянцы». В 1997 г. издается книга «Летящий и спящий». В 1999 г. появляется произведение «Армагеддон», а также собрание сочинений. Перу нашего героя принадлежат следующие произведения: «Лошарик», «Лето с ангелами», «Неоконченный сонет», «Книга азбук, считалок, загадок и стихов», «Планета детства», «Складень», «Леса-чудеса», «Четыре конверта». Писатель является автором перевода книги «Белое пламя» (Овсей Дриз). Его стихотворения также упоминаются в нотных изданиях. Является автором текстов песен: «Приключения жёлтого чемоданчика», «В гостях у гномов», «Голубой слонёнок», «Дед Мороз и серый волк», «Золушка», «Принцесса и людоед», «Шарик-фонарик», «Ничуть не страшно», «Тайна жёлтого куста», «Змей на чердаке», «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Смех и горе у Бела моря».
Сценарист
Генрих Сапгир активно работал и в этом качестве. В частности, он выступил автором сценария следующих произведений: «Лягушонок ищет папу», «Медвежонок на дороге», «Главный Звездный», «Мой зеленый крокодил», «Как стать большим», «Легенда о Григе», «Паровозик из Ромашкова», «Не в шляпе счастье», «Ничто не забыто», «Пугало», «Солнечное зернышко», «Сладкая сказка», «Я нарисую солнце», «Край земли», «Ослик Плюш», «Удивительный китёнок», «В тридесятом веке», «Ветерок», «Самый уважаемый», «Волшебные фонарики», «Небылицы в лицах», «Первые встречи», «Спасибо», «Как козлик землю держал», «Утренняя музыка», «И мама меня простит», «Наша няня», «Птичий праздник», «Сказка о жадности», «Чуридило», «Не любо — не слушай», «Серебряное копытце», «Мой приятель светофор», «Принцесса и людоед», «Пирог со смеяникой», «Мороз Иванович», «Сладкий родник».
Родился в Бийске Алтайского края, сын московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьей в Москву. С 1944 участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при одном из московских домов пионеров.
Идиоты - хорошие в общем ребята,
Да только идти cреди них жутковато
Сапгир Генрих Вениаминович
С конца 50-х вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название «лианозовской школы» (неподалеку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин).
В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель (ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», слова песни «Зеленая карета» (перевод с идиш, стихи Дриз, Овсей Овсеевич) и др.).
В 1979 г. участвовал в альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей - в 1968, в СССР - в 1989. Выступал также как переводчик (прежде всего, выдающегося еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса).
Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия».
Лауреат Пушкинской премии Российской Федерации, премий журналов «Знамя» (1993) и «Стрелец» (1995, 1996), премии «За особые заслуги» Тургеневского фестиваля малой прозы (1998). В годы перестройки стал членом Союза Писателей Москвы (с 1988), хотя к идее Союза Писателей относился отрицательно.
Был членом ПЕН-клуба с 1995; перед самой смертью вступил в группу ДООС (в 1999 г.). Умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать.
Сапгир принадлежал к редкому типу писателей протеического склада, на протяжении всего творческого пути меняющихся и ищущих новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950-60-х) текстах он чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей, однако, изящные игровые формы, в отличие, например, от мрачного лаконизма Игоря Холина, ближайшего сподвижника Сапгира среди «лианозовцев».
В дальнейшем в поэзии Сапгира можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Он создал несколько циклов сонетов и в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы, продолжающие традицию русских футуристов и немецких конкретистов, - например, «Послания на неведомом языке». Критики отзывались о нем как о классике современного русского авангарда.
Фильмография
- Сценарист
* 1964 - «Лягушонок ищет папу» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1965 - «Медвежонок на дороге» (мультфильм) - автор сценария совместно с Р.
Качановым
* 1966 - «Главный Звездный» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1966 - «Мой зеленый крокодил» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1967 - «Как стать большим» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1967 - «Легенда о Григе» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1967 - «Паровозик из Ромашкова» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1967 - «Честное крокодильское» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1968 - «Не в шляпе счастье» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г. Цыферовым
* 1968 - «Ничто не забыто» (Человек с закрытыми глазами) (анимационный) - автор
сценария
* 1968 - «Пугало» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г. Цыферовым
* 1969 - «Солнечное зернышко» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1970 - «Сладкая сказка» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1970 - «Я нарисую солнце» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1971 - «Ослик Плюш» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г. Цыферовым
* 1971 - «Удивительный китенок» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1972 - «В тридесятом веке» (мультфильм) - автор сценария
* 1972 - «Ветерок» (мультфильм) - автор сценария
* 1972 - «Самый уважаемый» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г. Цыферовым
* 1973 - «Волшебные фонарики» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1973 - «Небылицы в лицах» (в к/а Веселая карусель № 5) (анимационный) - автор
сценария
* 1973 - «Первые встречи» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г. Цыферовым
* 1973 - «Часы с кукушкой» (мультфильм) - автор текста
* 1974 - «Как козлик землю держал» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Цыферовым
* 1974 - «Утренняя музыка» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г. Баллом
* 1975 - «И мама меня простит» (мультфильм) - автор сценария
* 1976 - «Сказка о жадности» (мультфильм) - автор сценария совместно с.
Прокофьевой
* 1976 - «Чуридило» (мультфильм) - автор сценария
* 1977 - «Не любо - не слушай» (мультфильм) - автор сценария совместно с Л.
Носыревым
* 1977 - «Серебряное копытце» (мультфильм) - автор сценария
* 1979 - «Недодел и передел» (мультфильм) - автор сценария совместно с Г.
Сокольским
* 1979 - «Принцесса и людоед» (в к/а Веселая карусель № 9) (анимационный) -
автор сценария совместно с Э. Назаровым
* 1981 - «Мороз Иванович» (мультфильм) - автор сценария
* 1981 - «Раз - горох, два - горох» (мультфильм) - автор текста
* 1983 - «Сказка об очень высоком человеке» (мультфильм) - автор сценария
совместно с О. Дризом
* 1984 - «Охотник до сказок» (мультфильм) - автор сценария
* 1984 - «Про Буку» (мультфильм) - автор сценария
* 1984 - «Про Фому и про Ерему» (мультфильм) - автор сценария
* 1984 - «Синеглазка» (мультфильм) - автор сценария
* 1986 - «Дореми» (мультфильм) - автор сценария
* 1986 - «Улыбка Леонардо да Винчи» (мультфильм) - автор сценария
* 1987 - «Вечные льды» (мультфильм) - автор сценария совместно с Л. Носыревым
* 1987 - «Как ослик грустью заболел» (мультфильм) - автор сценария
* 1987 - «Морожены песни» (мультфильм) - автор сценария
* 1991 - «Маленькая колдунья» (мультфильм) - автор сценария
Автор текстов песен
* 1970 - «Приключения желтого чемоданчика»
* 1973 - «Чудо» (в к/а Веселая карусель № 5) (анимационный)
* 1975 - «В гостях у гномов» (мультфильм)
* 1976 - «Голубой слоненок» (мультфильм)
* 1978 - «Дед Мороз и Серый Волк» (мультфильм)
* 1979 - «Золушка» (мультфильм)
* 1979 - «Принцесса и людоед» (в к/а Веселая карусель № 9) (анимационный)
* 1980 - «Шарик-фонарик» (мультфильм)
* 1981 - «Раз - горох, два - горох» (мультфильм)
* 1989 - «Смех и горе у Бела моря» (мультфильм)
Издания
* Генрих Сапгир. Стихотворения и поэмы. Сост. и вступ. статья М. Д. Шраера и Д.
П. Шраера-Петрова. Новая библиотека поэта: Малая серия. Спб., 2004.
* Генрих Сапгир. Складень. - М.: Время, 2008.
Генрих Вениаминович Сапгир - фото
Genrih Sapgip
Карьера: Поэт
Рождение: Россия» Алтайский край» Бийск, 20.11.1928 - 7.10
Генрих Сапгир - советский и российский поэт, прозаик, сценарист, поэт-песенник. Родился 20 ноября 1928 года в городе Бийск.
Генрих Вениаминович не отличался богатырским здоровьем. Давно шалило сердце. Он перенес инфаркт в начале 90-х, врачи, друзья не раз предупреждали его: "Пора порассудить о себе, возлюбить себя". Но он воспринимал все это как шутку. Думал - не о нем речь, к нему это не имеет отношения, но:
Когда был солдатом, завсегда есть хотелось - это мне. Остальное, думал, что не со мной, - и как ранили, и как в госпитале скончался, в бинтах и крови.
Генрих Сапгир родился в Бийске, на Алтае. Этот факт не менее оригинален, чем его творчество. Он не раз шутя говорил: "Есть евреи бухарские, сибирские, а вот алтайский - я, очевидно, один". Случилось так, что в 1928 году родители Сапгира, до этого жившие в знаменитом Витебске, оказались в длительной командировке в Бийске. Там, в этом центре Алтая, и родился Генрих. Вскоре, потом появления на свет маленького Генриха, мамаша совместно с ним уехала в Москву, и вся остальная бытие его прошла - с отъездами, выездами - в этом городе. Но и в Витебске и в Москве родители Генриха разговаривали на идиш, и язык тот самый вечно оставался в его памяти: еврейские словечки, обороты, поговорки часто перемежались в его речи с русскими.
Впервые шумок около имени Сапгира возник, когда появился прославленный писательский альманах "Метрополь" (1979г.). В нем, наряду со стихами Е.Евтушенко, А.Вознесенского, были опубликованы вирши Г.Сапгира и Е.Рейна. Тогда и ему и Рейну это "сошло с рук" - на фоне знаменитостей их имена не были удостоены внимания. Но, совместно с тем, сборник "Метрополь" ознаменовал собой первую публикацию "взрослых" стихов Сапгира в СССР.
Первая книжка детских стихов Г.Сапгира вышла в СССР в 1960 году, вторая - уже солидная, "Избранное", вышла в 1993 году в Москве. Книга эта стала свидетельством тому, что в русскую литературу вошел мастер. Кто он? Поэт? Прозаик? Экспериментатор, пишущий для подготовленного читателя? Ясно было одно - в русскую словесность имя Генриха Сапгира ворвалось прочно и на долгое время.
Мое знакомство с Генрихом Вениаминовичем состоялось по телефону, осенью 1991 года он позвонил мне. Запомнился его звук, акцент - в особенности. Мне он показался немного местечково-еврейским. Но это - по телефону. В жизни и звук, и акцент были вовсе другими. Почему позвонил мне домой? Был рад, что в своей книге я упомянул имя любимого им поэта и друга Овсея Овсеевича Дриза. В ту пору я не только не знал его лично, а и с его творчеством, помимо переводов из Овсея Дриза, знаком не был.
В последние годы мы встречались зачастую, подолгу беседовали. Вспоминается саммит в конце декабря 1995 года на юбилее Евгения Борисовича Рейна. Генрих Вениаминович прочел вирши. Я сию минуту понял, что вирши эти имеют какое-то касательство к юбиляру, хотя вообще-то, как к большинству истинных поэтов. Полностью Сапгир опубликовал их в своей книге "Летящий и спящий", посвятив их Евгению Рейну и озаглавив "Без названья".
Убегая от ревнивой депрессии
и тоскуя как Фауст по молодости
целыми днями валялся - вялился на пляже
усох до черноты
стихотворец - вобла воображения
и все-таки она тебя настигла
по-женски загнала в угол
бросила в подушку -
и ты увидел себя со спины
в перевернутый бинокль:
не воображай, что ты вовсе один
слышишь хруст и шорох -
за тобой ступает на гальку
целая ватага живых и умерших
входят в глаза и в уши
как в свой дом
пожалуй полетят с тобой в Париж
и в Америку - в иллюминаторе
милая группа в облаках - все те же -
то зеленым то красным -
на мигающем крыле "боинга"
Генрих Сапгир - потрясающий рассказчик. Пожалуй, из людей, с которыми я встречался, только Евгений Рейн мог бы "потягаться" с ним в этом мастерстве. Однажды Генрих в такси забыл папку с чужими рукописями, которые ему дали прочесть. Поднявшись домой и позвонив в ворота, он вспомнил о забытом и тут же помчался вниз в надежде возвратить бумаги. Разумеется, того такси уже не было, но он сел в другое и догнал рукописи "вблизи от своего дома, у метро Новослободская. Благо была пробка". Не рассчитавшись с "новым" водителем, он щедро отблагодарил первого таксиста, а придя домой, вспомнил, что огорчил своего спасителя. К счастью, он запомнил номер машины. Нужного ему человека пришлось разыскивать посредством таксопарк, чтобы с ним рассчитаться. Так и сделал.
В одной из наших бесед Генрих сказал: "Задавай мне какие хочешь вопросы. Ответы на любые свои вопросы ты найдешь в моих книгах. Последнюю свою книгу я тебе, кажется, подарил. А в текущий момент давай поднимем ещё одну койсю (рюмку - евр.)".
Если бы Сапгир перевел только "Холемских мудрецов" Дриза, сделав их частью русской литературы, то уже одного этого было бы довольно, чтобы отнести его к писателям русско-еврейским. Но он написал ещё замечательные вирши на библейские сюжеты, в частности "Псалмы Давида" и "Три урока иврита".
чего ты волнуешься
какое это имеет роль!
А что такое? В чем занятие?
разрешено?
воняет здесь
это истина?
истина что ты:
ещё какая истина!
будь спокоен
положись на меня
брось это
я все ещё жду
неприятность
родственники скорее всего
тяжело сказать
сделай мне одолжение
сиди безмятежно не лезь
пошел к черту!
привет прощайте
береги себя
нигмар хаиньян
Прав был литературовед Андрей Ранчин, написав о творчестве Сапгира: "Вероятно, основное качество поэтического дара Генриха Сапгира - независимость от любых канонов и рамок. Сапгир зачастую пишет так, чисто до него не было ни одного поэта, ни одного стихотворного текста. Он остается самим собой в "подражаниях" поэтам разных эпох".
"Стихи Овсея Дриза, из длинного цикла "Хеломские мудрецы", мне довелось услыхать в исполнении переводчика на последнем, кажется, прижизненном вечере поэта. Овсей читал свои стихи: напевал на языке оригинала. Впечатление и в настоящее время, четверть века через, осталось огромное: Дриза переводил не единственный Сапгир, но перечитывать сегодня разрешается и должно только эти переводы - шедевры, достойные Шолом Алейхема," - это написано в "Антологии важный поэзии в русских переводах ХХ века". Вот отрывки из блистательного "хеломского" поэтического дуэта Сапгир-Дриз:
Трудно уверовать,
Не спорю я с вами,
Но в городе Хеломе,
Не было бани.
От самых бедных
До самых богатых
Все мылись в корытах,
Тазах и ушатах.
Пока не дошла
До Хелома весть,
Что за морем
Бани турецкие есть.
Турецкие бани
Из чистого мрамора:
Хочешь помыться,
Езжай себе за море.
И как-то пришли
К мудрецам горожане:
Пора нам построить
Турецкие бани,
Турецкие бани
Из чистого мрамора,
Чтобы не ездить
Трудно поверить
Не спорю я с вами,
Но что ни на есть мудрейший,
Сверкая очами,
Плотнику подал
Мудрейший совет,
Какого не слышали
Тысячу лет:
Доски строгать!
Строгай, не ленись.
Но только клади их
Строганным вниз.
Трудно уверовать,
Но в бани турецкой
Моются люди
С тех пор по-турецки.
С железными шайками,
Как в облаках.
Сидят они в валенках
И в башмаках.
Генрих Сапгир перевел немного десятков стихотворений Дриза. Их творческое содружество было продолжением личной дружбы. Далекие по возрасту (Генрих был на двадцать лет моложе Овсея), получившие различное воспитание (Овсей Дриз, выросший в местечке "Красное" на Подолии, знавший еврейские традиции и идиш с детства, Генрих, как уже сказано, вырос в Москве), они поддерживали дружбан друга и в плохие, и в хорошие времена. Стихи Дриза не издавались на родном языке долгое время, с 1934 года. Но в 1959 году вышел на русском языке его сборник "Веселый пекарь". В нем было непочатый край переводов Г.Сапгира, хотя вообще-то, как и в следующих сборниках Дриза "Вершина лета" (1961 г.), "Дерево приехало (1966 г.).
Что больше всего объединяло этих двух разных людей? Любовь к детям, к их воображению; вера в явь фантазии и, конечно же, прикол. Г.Сапгир называл О.Дриза "главным пионером страны", потому что что день рождения Овсея - 19 мая - совпадал с днем рождения пионерской организации им. В.И.Ленина. Все это так, но больше всего их роднило почтение к Талмуду.
Ах, как прекрасно рождаются листья!
Словно кулачки новорожденного,
Еще сжатые,
Еще замкнутые,
Но уже в небеса нацелены:
Все мое!
Ах, как прекрасно умирают листья!
Словно раскрытые восковые ладони
Кто уходит в мир иной:
Глядите,
Мы ничего не взяли с собой,
Стихотворение это свидетельствует, что и Овсей Дриз и Генрих Сапгир знали Талмуд. Сказано в нем: "Человек приходит в мир со сжатыми ладонями, и как бы говорит: весь мир мой, а уходит из него с открытыми ладонями, и как бы говорит: смотрите, я ничего не беру с собой".
Думаю, что вершиной горы, имя которой "Сапгир-Дриз" стало стихотворение "Фиолетовый день".
О похоронах Михоэлса написано море воспоминаний, стихов. Незабываемые строки Переца Маркиша из его поэмы "Михоэлсу - неугасимый светильник" и ныне, через больше полстолетия после этого похорон актера, не могут покинуть равнодушными. И более того на фоне этой величественной поэмы "Фиолетовый день" Дриза в переводе Г.Сапгира остается симфонией памяти и скорби, вошедшей в вечность.
День был фиолетовый
Облачное небеса - рыбья чешуя
Где-то шумели трамваи, машины,
А в этом месте на Малой Бронной,
Стояла тишина
И процессией странной
Желто - красно - зеленой
В тишине шли шуты.
Было хмуро и сыро
Шуты несли на своих плечах
Шли осмотрительно,
Как на краю пропасти,
В своей торжественной нелепости
Великолепные шуты
Молчанием его оплакивали
Лишь позвякивали бубенчики,
Нашитые на шутовские колпаки:
Дзинь - дзинь, дзинь дзинь.
День был фиолетовый.
Плыло небосвод, как большая рыбешка.
Не рыдали трубы.
И не взвизгивали флейты.
Лишь бубенчики плакали,
Звякали: дзинь - дзинь,
дзинь дзинь.
День был как темное время суток.
Исказила мука маску комика.
Глядите, там на крыше домика
Появился убеленный сединами скрипач.
И взвилось синее полымя волос!
И запела скрипка -
Золотая рыбка!
Плачь, рыбка, плачь.
Над лицом короля - тайной тайн:
Этот древний скрипач.
Был немалый Эйнштейн.
Но шуты не ведали этого.
А день был фиолетовый,
Было сыро.
"Войдя в "странную страну Сапгира", вскоре чувствуешь себя конечно, как в действительности. Сам мир подсунул ему лекало для изгиба собственной идеи устройства мира.
Но правда сверкает в этой поэзии не только от столкновений несоединимых понятий и сдвигов смысла, но и от самого построения стиха. Сапгир мастеровит во всех областях поэтического формотворчества", - так сказал о нем единственный из самых выдающихся писателей современности Андрей Битов.
Одна из лучших его книг "Летящий и спящий" вышла в 1997 году. Читая эту книгу, я не раз вспоминал картины раннего Шагала. Что-то роднит этих двух художников (собственно, в названии книги "Летящий:" уже есть нечто шагаловское, витебское). Думаю, скорее всего, этих двух художников объединяет стремление принести своими творениями отрада самим себе, отрада, переполняющую собственное сердце. Они поступали, как советовал Баал Шем Тов: "Кто живет в радости, выполняет волю Создателя". Полагаю, что и Шагал и Сапгир, созидая свои творения, меньше всего думали о почитателях, поклонниках. Хотя понимали, что они есть и уж, конечно, будут после этого. Созданные ими фантазии будут существовать постоянно. Сказал Эйнштейн: "Тому, кто творит, плоды собственной фантазии кажутся до того необходимыми и естественными, что он сам их считает не образами мышления, но заданными реальностями, и хочет, чтобы все так считали".
Вот единственный из крайне характерных коротких рассказов Г.Сапгира:
ПРИНЦЕССА.
Странное занятие, эта девчонка помнила себя принцессой.
Когда я была принцессой - говорила она.
А что ты ела тогда? - спрашиваю.
Фрикасе и бланманже.
Что такое, и не знаю. Видно, не принцем был в прошлой жизни.
Так же читайте биографии известных людей:
Генрих Альтшуллер Genrih Altshuller
Генрих Белль Genrih Boll
Белль всегда был писателем большого масштаба, озабоченным судьбой как целого поколения немцев, так и отдельной личности, вынужденной жить в..
Генрих Боровик Genrih Borovik
Лауреат Государственных премий СССР, писатель, публицист, драматург, общественный деятель, председатель Благотворительного фонда имени Артема..
Генрих Вёльфлин Genrih Voeflin
Я среди историков искусства - формалист". Это название я принимаю как почетный титул, поскольку речь идет о том, что я всегда видел первую задачу..
Генрих Вениаминович Сапгир (1928 – 1999 гг) не сразу пришел к детской тематике. Его многогранное творчество глубоко проникало во многие сферы человеческой жизни, что по достоинству было оценено на неофициальном уровне читательских симпатий и официальном – наградами за вклад в отечественную словесность.
Название | Популярность |
---|---|
563 | |
696 | |
899 | |
1356 | |
1632 | |
529 | |
539 | |
1817 | |
614 | |
1030 | |
787 | |
3132 | |
926 | |
737 | |
573 | |
858 | |
541 | |
573 | |
662 | |
1063 | |
593 | |
572 | |
1166 | |
530 | |
527 | |
703 | |
1314 | |
677 | |
897 | |
1037 | |
1262 | |
548 |
За свою большую творческую жизнь Сапгир был награжден многими государственными наградами:
- на фестивале малой прозы, посвященном И.С. Тургеневу, он был отмечен премией «За особые заслуги»
- премиями журналов «Знамя» и «Стрелец»
- Г.В. Сапгир являлся лауреатом премии Пушкина
Путь писателя к детскому творчеству
Сапгир стихи для детей начал писать после встречи с Борисом Слуцким, познакомившим его с главным редактором журнала «Детский мир». Эта встреча положила начало новой эпохи в творческой деятельности поэта.
У каждого писателя свой путь в литературе. До детских стихотворений Г.В. Сапгир выступал как социальный сатирик, в его творчестве нашла отражение пейзажная лирика и гражданская поэзия. Его перу принадлежат произведения такого поэтичного жанра, как сонет. У Сапгира их несколько циклов. Его поэтический дар обращался к словесному экспериментаторству, начало которому было положено футуристами.
Сапгир – великий экспериментатор слова
По мнению критиков, Сапгир искал гармонию в языке, смело экспериментировал. Особенно хорошо у Генриха Вениаминовича получалось это в детских стихотворениях, где он подарил жизнь целому поколению новых детских слов, увековеченных им не только в литературе, но и в жизни. Обогатил Сапгир стихи для детей такими милыми и не совсем понятными образами, которые нашли отражение в названиях многих его сборников и произведений:
- «Смеянцы»
- «Лошарик»
- «Складень»
И, поверьте, это только взрослым не совсем понятно, о каких героях идет речь. Дети же давно дружат с очаровательными героями Сапгира. Происходит это потому, что в душе писателя всегда жил большой ребенок, прекрасно владеющий детским языком. Этим простым и совершенно серьезным языком он написал много сценариев к горячо любимым детьми мультфильмам:
- «Небылицы в лицах»
- «Удивительный китенок»
- «Паровозик из Ромашкова»
- «Лягушонок ищет папу»
А всего мультфильмов, в которых Сапгир был автором сценария или его соавтором, свыше 50. Он написал слова песен к 12 мультфильмам, таким, как:
- «Дед Мороз и серый волк»
- «Золушка»
- «Приключения желтого чемоданчика»
Магия стихов Сапгира, чарующая детскую душу
Сокровищница детских стихотворений, песенок, мультиков, называемая творчеством Сапгира, представляет собой целую библиотеку для семейного чтения, в которой около 20 изданий. Начиная со стихотворений, очень маленьких и своеобразных: азбучек для детей дошкольного возраста – до увлекательного мира путешествий лучших друзей детей, животных, перед маленьким читателем и зрителем предстает фантастически красивый мир. Особенно подчеркивают его очарование возможностей мультфильма, увлекающего малышей в яркую и необыкновенно увлекательную страну, где живут добрые и благородные детские герои, обитают говорящие животные, цветут необыкновенной красоты цветы.
А за всем этим чудесным миром, щедрым на фантазию и выдумку, стоит любимый детский писатель – Генрих Вениаминович Сапгир. Именно ему родители обязаны широкими счастливыми улыбками своих малышей, которых им просто приходится «отрывать» от экранов телевизоров и мониторов компьютеров, если пришла пора спать, а мультфильм еще не закончился.