Рабиндранат тагор - цитаты и афоризмы, фразы и высказывания. Рабиндранат Тагор – биография, цитаты и стихи

Рабиндранат Тагор – личность, широко известная не только в его родной Индии, но и во всем мире. Писатель, поэт, художник, композитор, общественный деятель – удивительно, но все эти таланты вместились в одном человеке.

Благодаря ему произошло формирование литературы и музыки Бенгалии, а высокая духовность его личности позволили родиться особой философии. Тагор стал первым азиатом, достижения в поэтическом и художественном творчестве которого посчитали настолько значимыми для всего мира, что удостоили Нобелевской премии.

Детство и юношеские годы Рабиндраната

Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур) родился 7 мая 1861 года на севере Калькутты в имении Джоасанко Тхакур Бари. Он был младшим из детей Шарады Деви (1830-1875) и Дебендранатха Тагора (1817-1905). Семья Рабиндраната относилась к древнему и знатному роду.

Среди их предков – основатель религии Ади Дхарм. Отец был брахманом, поэтому очень часто совершал паломничества к святым местам . Старший брат Рабинданата Двиджендранатх был всесторонне развит и талантлив, являясь по совместительству и математиком, и музыкантом, и поэтом. Средние братья ушли не далеко от Двиджендранатха. Они стали известными философами и сумели добиться немалого успеха в драматургии и поэзии. Племянник Рабиндраната прославился тем, что внес посильный вклад в современную бенгальскую , став одним из основателей новой школы.

Как уже было указано, семья Тагоров имела особенное положение в обществе. Так как они были землевладельцами (заминдарами), в их доме часто собирались влиятельные, известные или просто талантливые люди – общественные деятели, писатели, художники, политики.

Как видно, Рабиндранат с самого рождения рос в богемной атмосфере, окруженный духовностью и нестандартностью мышления , поэтому не стоит удивляться, что он достаточно рано избрал путь творчества.

В возрасте 5 лет Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, а затем – в Нормальную школу. Там не слишком много внимания уделялось знаниям. В приоритете было соблюдение жесткой дисциплины, поэтому Тагору были больше по душе прогулки по окрестностям.

В 8 лет мальчишка написал свое первое стихотворение . В 11 лет он прошел упанаяну (обряд посвящения в изучение Вед и получения священного шнура упавиты), а затем отправился с отцом в путешествие по семейным имениям, которое длилось несколько месяцев. За это время отрок успел насладиться потрясающими видами и еще больше влюбиться в природные красоты Индии. Рабиндранат сумел получить прекрасное образование. Он изучал множество дисциплин, интересуясь как точными науками, так и художественными . Кроме того, ему хорошо поддались некоторые языки, в том числе, санскрит и английский. В конце концов, такое разностороннее развитие помогло сформировать удивительную личность – высокодуховную, патриотичную и наполненную любовью ко всему сущему. Когда Рабиндранату было 14 лет, его мать умерла. И этот стало для него непростым испытанием.

В 17 лет Тагор опубликовал поэму «История поэта» . В том же 1878 году он отправляется в Лондон постигать науки, сделав основной упор на изучение юриспруденции. Но прошел всего лишь год, как юноша решил вернуться . По натуре творческий человек, Рабиндранат не может сопротивляться своему желанию писать, поэтому следует примеру своих не менее творческих братьев, начиная заниматься любимой деятельностью – писательской.


Время творческого рассвета Рабиндраната Тагора

В 1883 году 9 декабря произошло знаменательное в жизни Тагора событие – он женился на Мриналини Деви (1873-1902), которая тоже принадлежала к касте брахманов-пирали. За время, отведенное этой паре, они успели родить пятерых детей: дочерей Мадхурилату, Ренуку, Миру и сыновей Ратхиндранатха и Саминдранатха.

Тагор успевает опубликовать свои первые сборники стихов «Вечерняя песня» и «Утренние песни» в 1882 и 1883 годах соответственно. В 1890 году отправляется жить в поместье, расположенное в Шилайдахе (сегодня это территория Бангладеша). В 1898 году жена и дети приезжают к нему и остаются в имении. В 1899 Рабиндранат берет на себя роль управляющего поместьем.

За время, проведенное в Шилайдахе, Тагор проникается красотой деревенских пейзажей, ощущает единение с природой и доброжелательными сельскими жителями . Все это не могло не повлиять благотворным образом на его творчество. Положительный опыт принес свои плоды, благодаря чему писатель публикует одни из самых своих знаменитых сборников – «Золотая ладья» (1894) и «Мгновение» (1900) . Период с 1893 по 1900 годы вообще считается «золотым» в творчестве Тагора.

Мечтавший открыть школу, в которой дети могли бы бесплатно получать знания, уже известный на тот период писатель кооперируется с пятью учителями и достигает своей цели. Чтобы это стало возможным, жене Тагора даже пришлось продать некоторые свои драгоценности. Одновременно со стихами писатель выпускает работы и статьи, посвященные педагогике, истории Индии и другим дисциплинам.


Период жизни, полный горьких утрат

Счастливый и плодотворный в плане творческого подъема период сменяется периодом горьких утрат, которые подкосили дух писателя. В 1902 году умерла жена Тагора Мриналини. Убитый горем, он пытается выплеснуть душевную боль на листы бумаги, публикуя сборник стихов «Память», который становится попыткой хоть немного уменьшить горестное чувство потери.

Но, судьба приготовила для Тагора и другие испытания. Через год после смерти жены от туберкулеза умирает одна из дочерей писателя. В 1905 году отец Рабиндраната также покидает этот мир. В 1907 году холера уносит жизнь и младшего сына Тагора.

Все это стало тяжелым ударом для поэта, поэтому он в том же году принимает решение ехать вместе со старшим сыном, который отправился в Иллинойский университет Соединенных Штатов на учебу. По пути он останавливается в Лондоне, где при содействии литератора Уильяма Ротенстайна, являющегося его хорошим знакомым, в 1910 году публикует «Жертвенные песнопения» («Гитанджали»). Благодаря этому сборнику Тагор прославился в Англии и США .

Получение Нобелевской премии

В 1913 году 14 ноября Рабиндранат Тагор узнал, что он стал первым человеком неевропейского происхождения, которого удостоили Нобелевской премии по литературе . Именно его «Жертвенные песнопения» сумели так впечатлить весь мир, что его решили отметить в качестве лауреата престижной премии. Все деньги, полагающиеся в качестве награды, Тагор потратил на нужды своей школы . После Первой Мировой войны она трансформировалась в бесплатный университет.

Общественная деятельность

Писатель никогда не оставался в стороне от общественной жизни, переживая о судьбе Индии и родной Бенгалии. Когда был арестован индийский революционер Тилак, он сам занялся сбором средств для помощи заключенному.

В 1905 году был издан Акт Керзона, согласно которому Бенгалия подлежала разделу. Это вызвало массовые протесты, образовалось движение «Свадеши», одним из лидеров которого стал Тагор . Свои патриотические настроения он выразил в своих песнях «Земля Бенгалии» и «Золотая Бенгалия». Постепенно протесты начали приобретать черты революционного движения. Это противоречило взглядам писателя, который считал, что нужно добиваться своего ненасильственными методами, а исключительно путем просвещения, расширения отечественного производства. Из-за этого он отказался от дальнейшего участия в «Свадеши».

В 1915 Тагор был удостоен титула рыцаря. Но, когда спустя 4 года произошел расстрел мирных жителей в Амритсаре, он отказался от него.

Тревожила Тагора и проблема гонения неприкасаемых. Он даже уделил им внимание в своем творчестве, выступал с просветительскими лекциями. Ему удалось добиться разрешения на то, чтобы неприкасаемые могли посещать в Гуруваюре Храм Кришны . Это была хоть маленькая, но победа.

Последние годы жизни писателя

На закате своей жизни Тагор страдал от тяжелой болезни. Усиливающиеся хронические боли серьезно подкосили писателя, да так, что в 1937 году он потерял сознание и продолжительное время пребывал в коме. В тот период поэт начал писать произведения, в которых четко прослеживалась обеспокоенность смертью . В 1940 году состояние Тагора усугубляется. Оправиться он уже не смог и 7 августа 1941 года скончался. Это была потеря для его родной Бенгалии, Индии и всего мира.

Творческое наследие знаменитого бенгальца

Рабиндранат Тагор относится именно к тем личностям, о которых можно сказать: талантливый человек талантлив во всем.

Он писал прозу, стихотворения, поэмы, романы и новеллы, занимался научной работой и общественной деятельностью, сочинял музыку и писал картины .

Всего Тагор сочинил приблизительно 2230 песен и написал столько произведений, что они едва вместились в пятнадцать томов. Около 2500 рисунков, вышедшие из-под его руки, участвовали в выставках в разных странах мира.

Цитаты:

«Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти».

«Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью».

«Войну, где восстает на брата брат, Всевышний проклянет стократ».

«Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума».

«Отяготи птице крылья золотом, и она никогда уж не будет парить в небесах».

«Не падай духом, брат, не отрекайся от замыслов своих первоначальных. Одна дорога у тебя, мой брат, спеши, не поворачивай назад, верши свое и не служи чужому, не бойся осужденья и преград».

«То, что я существую, - для меня постоянное чудо: это и есть жизнь».


В зрелые годы. 1935

Стихотворения

Жизнь

В этом солнечном мире я не хочу умирать,

Вечно жить бы хотел в этом цветущем лесу,

Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,

Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.

Жизнь идет по земле вереницами дней и ночей,

Сменой встреч и разлук, чередою надежд и утрат,-

Если радость и боль вы услышите в песне моей,

Значит, зори бессмертия сад мой в ночи озарят.

Если песня умрет, то, как все, я по жизни пройду —

Безымянною каплей в потоке великой реки;

Буду, словно цветы, я выращивать песни в саду —

Пусть усталые люди заходят в мои цветники,

Пусть склоняются к ним, пусть срывают цветы на ходу,

Чтобы бросить их прочь, когда в пыль опадут лепестки.

Перевод Н. Воронель.

Лирика

К цивилизации

Лес верни нам. Возьми свой город, полный шума и дымной мглы.

Забери свой камень, железо, поваленные стволы.

Современная цивилизация! Пожирательница души!

Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши.

Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет,

Коров пасущихся стадо, тихие песни вед,

Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни,

Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели,

Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены.

Даже царские наслаждения мне в тюрьме твоей не нужны.

Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу,

Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу.

Знать хочу, что разбиты оковы, цепи хочу разъять.

Вечный трепет сердца вселенной хочу ощутить опять.

Перевод Вероника Тушнова

Индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель – Рабиндранат Тагор родился 7 мая 1861 г. в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье.

Тагоры являлись крупными землевладельцами, их дом посещали многие выдающиеся писатели, музыканты и общественные деятели.

C восьми лет Тагор начал писать стихи, а в шестнадцать лет написал первые новеллы и драмы, опубликовал свои поэтические пробы под псевдонимом Солнечный Лев. Учился сначала дома, затем в частных школах, в т. ч. в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучал бенгальскую историю и культуру.

В 1878 г. уехал в Англию изучать право в Университетском колледже Лондона, однако через год, не получив диплома, вернулся в Индию.

Выпустил свои первые поэтические сборники: «Вечерние песни» (1882) и «Утренние песни» (1883), которые положили начало его поэтической карьере.

В 1883 г. Тагор женился на Мриналини Деви, от брака с которой у него было два сына и три дочери.

В 1890 г. по просьбе отца Тагор стал управляющим родового поместья в Шелайдехо в Восточной Бенгалии. Сельские пейзажи и обычаи стали главной темой стихов Тагора с 1893-1900 г. Можно выделить сборники «Золотая ладья» (1894) и «Мгновение» (1900). «Это был самый продуктивный этап литературной деятельности Тагора.

В 1901 г. Тагор переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с пятью учителями открыл школу. В это время Тагор пишет не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики.

После смерти жены в 1902 г. Тагор публикует сборник лирических стихов «Память», пронизанных щемящим чувством утраты. В 1903 г. от туберкулеза умирает одна из дочерей, а в 1907 г. от холеры – младший сын поэта. В 1905 г. не стало отца Рабиндраната.

В 1910 г. был издан один из наиболее известных сборников стихов «Гитанджали» (Жертвенные песнопения).

14 ноября 1913 г. Тагор узнал, что стал лауреатом Нобелевской премии, первым её лауреатом из Азии, за оригинальные и прекрасные стихи. Наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвел сборник стихов «Гитанджали». Денежную премию Тагор пожертвовал своей школе, ставшей после Первой мировой войны университетом с бесплатным обучением.

В течение последующих тридцати лет поэт совершает поездки в Европу, США, Южную Америку и на Ближний Восток. Его картины (Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) выставлялись в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира.

Тагор, предположительно, имевший дальтонизм или частичную неразличимость красного и зеленого цветов, создавал работы с особенными композициями и цветовыми решениями, отражающие его душевные переживания.

Последние четыре года жизни Тагора были омрачены болезнью. Все началось, когда Тагор потерял сознание в 1937 г. и долго оставался в коме на грани жизни и смерти. То же самое повторилось в конце 1940 г., после чего он уже не оправился.

Хотя на Западе Тагор больше известен как поэт, он был также автором многочисленных пьес: «Жертвоприношение» (1890), «Почта» (1912), «Красные олеандры» (1925) и пр. Тагор написал много документальных книг, охватывающих темы от истории Индии до лингвистики и духовности.

Главное значение Тагора заключается в том импульсе, который он придал развитию индийской культуры и мысли. Он дал своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие.

О юное, о дерзостное племя,
Всегда в мечтах, в безумных снах;
Борясь с отжившим, обгоняешь время.
В кровавый час зари в краю родном
Пускай толкует каждый о своем,-
Все доводы презрев, в пылу хмельном,
Лети в простор, сомнений сбросив бремя!
Расти, о буйное земное племя!

Качает клетку ветер неуемный.
Но пуст наш дом, безмолвно в нем.
Все неподвижно в комнате укромной.
На жерди птица дряхлая сидит,
Опущен хвост, и плотно клюв закрыт,
Недвижная, как изваянье, спит;
В ее тюрьме остановилось время.
Расти, упорное земное племя!

Слепцы не видят, что весна в природе:
Река ревет, плотину рвет,
И волны разгулялись на свободе.
Но дремлют дети косные земли
И не хотят идти пешком в пыли,-
На ковриках сидят, в себя ушли;
Безмолвствуют, прикрыв от солнца темя.
Расти, тревожное земное племя!

Среди отставших вспыхнет возмущенье.
Лучи весны разгонят сны.
«Что за напасть!» - вскричат они в смятенье.
Их поразит удар могучий твой.
С кровати вскочат, в ярости слепой,
Вооружившись, устремятся в бой.
Сразится правда с ложью, солнце с темью.
Расти, могучее земное племя!

Алтарь богини рабства перед нами.
Но час пробьет - и он падет!
Безумье, вторгнись, все сметая в храме!
Взовьется стяг, промчится вихрь кругом,
Твой смех расколет небеса, как гром.
Разбей сосуд ошибок - все, что в нем,
Возьми себе - о радостное бремя!
Расти, земное дерзостное племя!

От мира отрешась, свободным стану!
Передо мной простор открой,
Вперед идти я буду неустанно.
Немало ждет меня преград, скорбей,
И сердце мечется в груди моей.
Дай твердость мне, сомнения развей,-
Пусть книжник в путь отправится со всеми
Расти, о вольное земное племя!

О юность вечная, всегда будь с нами!
Сбрось прах веков и ржавь оков!
Мир засевай бессмертья семенами!
В грозовых тучах ярых молний рой,
Зеленым хмелем полон мир земной,
И ты возложишь на меня весной
Гирлянду бокула,- уж близко время.
Расти, бессмертное земное племя!

Рабиндранат Тагор, 1861-1941 гг., мыслитель, поэт, общественный деятель.

Человек бессмертен, а значит, он должен нескончаемо умирать. Ибо жизнь есть творческая идея и может осуществиться только в меняющихся формах.

Смерть не гасит свет; она только выключает лампу, потому что наступило утро.

Фонтан смерти приводит в движение стоячую воду жизни.

Искать убежища в смерти – это и есть сама смерть, и только брать на себя весь риск жизни в самой полной мере – значит жить.

Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти.

Тот, кто применяет свою силу, доказывает свою слабость.

Пессимизм – форма душевного алкоголизма.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума.

Человек хуже животного, когда он становится животным.

Ложь никогда не сможет вырасти в истину, вырастая в силе.

Беспредельная надежда и энтузиазм - главное богатство молодежи.

В действительности часто именно наша моральная сила дает нам возможность весьма успешно творить зло.

Войну, где восстает на брата брат,
всевышний проклянет стократ.

Всевышний уважал меня, покуда бунтовать я мог,
Когда ж я пал к его ногам, он мною пренебрег.

В своем стремлении к вечной жизни мы молимся о вечности привычных нам устоев и благополучия, забывая, что бессмертие заключается в том, чтобы снова и снова преступать пределы конкретных форм жизни в погоне за беспредельной истиной жизни.

В семье не бывает так, чтобы супруги не оказывали влияния друг на друга. Там, где есть любовь, это происходит легко, а там, где нет любви, применение насилия вызывает то, что называем трагедией.

Главное, чему учит человека жизнь, это не тому, что в мире существует страдание, а тому, что от него самого зависит, обратит ли он страдание себе на благо, превратит ли он его в радость.

Если на пути к совершенству придерживаться разумного воздержания, не пострадает ни одна черта человеческого характера, напротив, все они заиграют еще более яркими красками.

Есть группа людей, которые родились на земле лишь для того, чтобы говорить о смерти. В медленном угасании есть своеобразная красота, подобная красоте небес в час заката, и это их очаровывает.

Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью.

Жизнь в ее целом никогда не принимает смерти всерьез. Она смеется, пляшет и играет, она строит, собирает и любит перед лицом смерти. Только тогда, когда мы выделяем один отдельный факт смерти, мы замечаем ее пустоту и смущаемся.

Жизнь человека может быть безнравственной, но это означает лишь то, что у нее должна быть нравственная основа.

Зрелые люди, познавшие жизнь, вновь обретают юность, но уже свободную от страстей.

…Какая огромная разница между прекрасным, свободным, ничем не омраченным миром природы, таким спокойным, тихим и непостижимым, и нашей повседневной суетой, с ее ничтожными скорбными тревогами и спорами…

Когда весной наш взор случайно привлекут к себе листья, юные и нежные, будто пальцы лесных богинь, душа наполняется восторгом.

Когда сердца полны любви и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга.

Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.

Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы.

Любовь - это богатство, ее страстные желания - не жалобы бедняка. Если бог любит поклоняющегося ему, бог приходит к его двери просить милостыню.

Люди забывают, что супружество - это искусство и его надо каждый день обновлять.

Мне кажется, будто я подобен живой планете и тоже заключен в круг идей. Но я представляю собой не только то, что я желаю, о чем думаю, что решаю. А и то, чего я не люблю, чего я не желаю. Я был создан раньше своего рождения. Я не мог себя выбрать. Поэтому я должен воспользоваться тем, что попало мне в руки.

Многие глупцы считают супружество простым союзом Потому-то этим союзом так пренебрегают после свадьбы.

Мудрецы, мужи науки пробивают толщу знаний,
Достигая вечной славы постоянством и дерзаньем.

Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется

Мы радуемся, постигая истину. Если же радости нет, это означает, что мы только знакомы с истиной, но не сумели постичь ее.

Погрязнув в наслаждениях, мы перестаем ощущать всякое удовольствие.

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.

…Семья - основная ячейка любого общества и любой цивилизации.

Сколь бы счастливым ни чувствовал себя пьяница от вина, он далек от истинного счастья, потому что для него это счастье, для других - горе; сегодня это счастье, завтра - несчастье.

Страдание - наша тяжелая плата за все, что есть ценного в этой жизни, - за силу, за мудрость, за любовь.

Страдание символизирует бесконечную возможность совершенствования, постоянное открытие радости.

Страдание - истинное богатство таких несовершенных созданий, как мы, оно возвеличило нас и сделало достойными занять место рядом с совершенными

Счастье дается только сдержанному. Хочешь, чтобы твои желания сбылись, научись сдерживать их.

То, что безнравственно, на самом деле недостаточно нравственно, ведь и в неправде есть доля правды, иначе она и не могла бы даже зваться неправдой.

Ум острый, но не широкий, выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может.

Цитаты, высказывания, афоризмы| Рабиндранат Тагор

Рабиндранат Тагор(Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore; 6 мая 1861 - 7 августа 1941) - индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Писал на бенгальском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1913). Автор гимнов Индии и Бангладеш. По мнению его литературного секретаря Амии Чакраварти, Тагор был рад, что его произведения пользовались у простых бенгальцев такой популярностью, что воспринимались как народные. «Люди в далеких индийских деревнях пели его песни (которых поэт написал более 3 тыс.), читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, даже не зная, кто их автор, - писал Чакраварти. - Погонщики волов, паромщики, сельскохозяйственные рабочие воспринимали его поэтический дар как часть многовекового культурного достояния». Хотя Тагор до конца 20-х гг. оставался широко известен на Западе, интерес к его творчеству значительно снизился. В своей монографии о Тагоре Мэри Лейго объясняет это двумя причинами. Во-первых, большая часть английских переводов произведений Тагора (кроме, естественно, авторизованных) оказалась не в состоянии передать истинный смысл и красоту его строк. Во-вторых, многие ранние стихи поэта, а также его последние книги никогда не переводились и доступны только бенгальским читателям. С точки зрения индийского исследователя Кришны Крипалани, «главное значение Тагора заключается в том импульсе, который он придал развитию индийской культуры и мысли… Он дал своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие».

Благодари Пламя за свет его, но не забывай Светильника, стоящего в тени с постоянством терпения.

Быть смелым на словах легко, когда не собираются говорить всей правды.

В действительности часто именно наша моральная сила дает нам возможность весьма успешно творить зло.

Верность в любви требует воздержания, но только с помощью ее можно познать сокровенную прелесть любви.

Все бесконечное конец свой обретает.

Всевышний уважал меня, покуда бунтовать я мог,
Когда ж я пал к его ногам, он мною пренебрег.

Высохшую реку не благодарят за ее прошлое.

Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга.

Если на пути к совершенству придерживаться разумного воздержания, не пострадает ни одна черта человеческого характера, напротив, все они заиграют еще более яркими красками.

Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью.

Жизнь в ее целом никогда не принимает смерти всерьез. Она смеется, пляшет и играет, она строит, собирает и любит перед лицом смерти. Только тогда, когда мы выделяем один отдельный факт смерти, мы замечаем ее пустоту и смущаемся.

Звезды не боятся, что их примут за светляков.

И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.

Когда сердца полны любовью и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга.

Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

Ложь никогда не сможет вырасти в истину, вырастая в силе.

Люди забывают, что супружество - это искусство и его надо каждый день обновлять.

Многие глупцы считают супружество простым союзом. Потому-то этим союзом тая пренебрегают после свадьбы.

Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума.

Обрывая лепестки цветка, ты не приобретаешь его красоты.

Перед ошибками захлопываем дверь, в смятеньи истина:
"Как я войду теперь?"

Пессимизм - форма душевного алкоголизма, он отвергает здоровые напитки и увлекается хмельным вином обличения; оно повергает его в болезненное уныние, от которого он ищет спасения в еще более сильном дурмане.

Плача по солнцу, не замечаешь звезд.

Погрязнув в наслаждениях, мы перестаем ощущать всякое удовольствие.

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.

Сколь бы счастливым ни чувствовал себя пьяница от вина, он далек от истинного счастья, потому что для него это счастье, для других - горе; сегодня это счастье, завтра - несчастье.

То, что я существую, - для меня постоянное чудо: это и есть жизнь.

Тот, кто применяет свою силу, доказывает свою слабость.

Трава ищет на земле толпы себе подобных; дерево ищет на небе свое одиночество.

Ты - большая капля росы под листом лотоса, а я - маленькая капелька на его верхней стороне, - сказала Росинка Озеру.

У меня есть звезды на небе... но я так тоскую по маленькой лампе, не зажженной у меня в доме.

Ум острый, но не широкий, выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может.

Фонтан смерти заставляет играть тихие воды жизни.

Хоть горька беда - будь, душа, тверда,
Вечный зов внемли,
Победи свой страх, и падут во прах
Тяготы земли.

Чаяния нашей жизни являются нам в облике детей.

Человек хуже животного, когда он становится животным.