Разработка основ национальной политики царизма и присоединение Поволжья к России. Присоединение поволжья, начало освоения сибири

Успешные реформы, проведенные царем Иваном Грозным и «избранной радой», помогли России выиграть Казанскую войну и присоединить в 1552 к России Среднее Поволжье. Были созданы условия для завоевания Нижнего Поволжья. Московские власти вмешались в борьбу князей Юсуфа и Исмаила за власть в Ногайской Орде. Весной 1554 под предлогом помощи Исмаилу в Нижнее Поволжье была направлена судовая рать, которой командовали воеводы кн. Ю.И. Пронский-Шемякин и М.П. Головин. После разгрома у Черного острова разведывательным отрядом кн. А. Вяземского передового отряда астраханцев, ставленник ногайского кн. Юсуфа астраханский хан Ямгурчей бежал из Астрахани в Азов. Царские войска без боя заняли столицу вассального от Ногайской Орды Астраханского ханства. Новым ханом был провозглашен Дервиш-Али, который, в отличие от прежних ханов, признал вассальную зависимость от России, а не от Ногайской Орды. В городе был оставлен небольшой русский гарнизон из 500 служилых людей во главе с послом П. Тургеневым. В 1555 хан Ямгурчей c крымцами, турками и ногаями безуспешно пытался отбить у русских Астрахань. Хан Дервиш-Али вступил в сговор с находившимися в войске Ямгурчея Казы-мурзой и детьми кн. Юсуфа, которые убили бывшего астраханского хана. Вскоре выяснилось, что заговорщики преследуют свои цели, о чем посол П. Тургенев не преминул известить царя. Однако Иван Грозный принял сторону Дервиш-Али и заменил прежнего посла на Л. Мансурова. Зимой 1555-1556 Дервиш Али и его приспешники предательски напали на русский гарнизон в Астрахани и перебили несколько десятков человек. Посол Л. Мансуров с 350 служилыми людьми вырвался из Астрахании и укрылся у вольных казаков на Переволоке в городке Зимьево. Весной 1556 И. Грозный отправил в Астрахань новую судовую рать, которой командовали стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин. Однако еще до прихода царских голов Астрахань была захвачена отрядом вольных казаков во главе с атаманом Ляпуном Филимоновым. Царские воеводы без боя заняли город и приняли срочные меры для его укрепления. Затем они нанесли сокрушительное поражение Дервиш-Али и пришедших к нему на помощь ногайских мурз и крымцев. Одновременно атаман Л. Филимонов со своим отрядом разорил улусы приверженцев Дервиш-Али. Последний астраханский хан был вынужден бежать в Азов. Астраханское ханство было ликвидировано. Нижнее Поволжье вошло в состав России.

История названия Царицына

От основания города Царицына до настоящего времени прошли столетия. Однако до сих пор нет единого мнения в объяснении происхождения названия Царицын. На первый взгляд кажется просто: Царицын значит «город царицы», и речка, пересекающая наш город и впадающая в Волгу, тоже называется Царица. Но названия рек появлялись раньше, чем имена городов и сел. Следовательно, по речке назван и город. Название Царица возникло до появления русских на берегу речки. Одна из легенд говорит о татарской царице, любившей прогуливаться по берегу этой речушки и подарившей ей своё имя.
Однако, более всего правды, видимо, в том, что название речки и города татарского или, возможно, болгарского (в некоторых хрониках о Поволжье назван болгарский город Сарицон) происхождения. Татарское слово «Сары-су» означает - желтая вода. А вода в Царице желтая с незапамятных времен: на всем пути она принимает в лоно свое дождевые потоки. Или еще: город начался на песчаном острове, по-татарски «Сара-чин» - желтый остров. «Желтая» река, как полагают исследователи, несла свои мутные воды в Волгу и намыла у устья небольшой остров (название города Саратова тоже связано со словом САРЫ - желтый и ТАУ - гора, то есть «желтая гора»).
На этом острове сначала выросло небольшое поселение, а затем деревянная крепость. В 1589 г. на базе крепости был заложен город Царицын. В конце 90-х годов XVI в. с острова город был перенесен на правый берег Волги и стал называться «Новым городом», а потом Царицыном. По другим источникам русские после завоевания Средней Волги перенесли поселение с острова и дали ему имя Царицын, слегка изменив название САРЫ-ЧИН (а по словарю Никонова из САРЫГШИН, что означает «желтоватый», или САРЫ-СУ).
Также существует версия и о том, что название города Царицына идет от Ивана Грозного, построившего на Волге крепостцу в 1556 г. в честь своей супруги Анастасии.
Итак, установилось окончательное название города -Царицын. Оно осмысляется по-русски как «город царицы», а слово «царица» образовалось от «царь» (в древнерусском языке «властитель, государь», а также титул татарского хана). «Царь» же восходит к общеславянскому ЦЬСАРЬ (в качестве обозначения византийского императора - XI в.), также родственные: Юлий Цезарь (в Италии), цесаревич, цесаревна (в России).

Царицын в Смутное время

Смутное время – это период в истории нашей страны, начало XVII века, когда внутренние противоречия, принявшие характер гражданской войны, и иностранная интервенция поставили под вопрос существование самого российского государства. В противостояние были поставлены все слои населения и регионы страны. Не миновали эти события и Царицын.

Участь воевод во время смуты (1598- 1613)

По «Разрядным записям за Смутное время» известно, что в первой половине 1605 г. воеводой в Царицыне был Петр Петрович Головин-Меньшой . А со второй половины 1605 г. до начала 1606 г. - Федор Петрович Акинфиев , который во время восстания стрельцов и пушкарей Царицынского гарнизона был связан и доставлен восставшими в Астрахань вместе с царским послом князем Ромодановским, следовавшим из Персии. Оба они там были казнены за отказ присягнуть самозванцу Лжедмитрию I. До 1615 г. сведений о воеводах Царицына и Саратова ни в каких источниках до настоящего времени не обнаружено.

События смуты

А время на Руси стояло тревожное. Наибольшую опасность представляла польско-литовская интервенция; в июле 1606 г. громом грянуло антифеодальное восстание Ивана Исаевича Болотникова. Причем, судя по некоторым сохранившимся архивным документам, относящимся к Смутному времени, волнения в Нижнем Поволжье и на Дону вспыхнули еще до начала этого восстания.

Особенно обострились классовые противоречия в нашем крае после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова и его сына царевича Федора; усиливалось влияние Лжедмитрия I (с ним связывали надежды на облегчение своего положения).

Астраханский воевода М. Б. Сабуров в этих условиях не решается выступить против Лжедмитрия, боясь потерять свой пост в Астрахани. Выжидает. Однако ему пришлось все-таки уступить свой пост присланному Лжедмитрием I князю Хворостинину, одному из преданных самозванцу бояр.

Осенью на Нижней Волге появился Ильи Горчакова (Илейки Муромца), он объявил себя «царевичем Петром», сыном царя Федора.

Отряд Илейки сеял панику среди бояр, помещиков, купечества; повстанцы захватывали торговые суда, грабили города. Затем объявили о походе вверх по Волге к своему «дядюшке» Лжедмитрию I в Москву. Верстах в десяти, не доходя до города Свияжска Муромец узнает, что его «Дмитрий» убит боярами в Кремле (17 мая 1606 г.), поворачивает свое войско обратно, в Нижнее Поволжье. Казаки Муромца участвовали в сражениях против войск царя Василия Шуйского. После разгрома восставших был схвачен царскими воеводами и казнен.

Незадолго до своей гибели Лжедмитрий I решает назначить боярина Шереметьева новым воеводой Астрахани; с большим отрядом Шереметьев отправляется на Нижнюю Волгу. Вступивший на престол Василий Шуйский оставил в силе решение о замене астраханского воеводы, послав Шереметьеву грамоту с изложением новых инструкций.

Между тем на Нижней Волге появился еще один самозваный претендент на царский престол - Ивашка-Айгуст, типичный представитель понизовой вольницы. С большим отрядом казаков он направился в Астрахань, где и был принят. Приободрился и отказавшийся подчиниться царской воле воевода Хворостинин, 17 июня 1606 г. он заявил об отложении Астрахани от Москвы. Грамоту же Шуйского Шереметьев получил только 25 июня 1606 г.

Во время астраханских событий гарнизон Царицына еще находился на стороне правительства Шуйского. Но вскоре в городе разнесся слух, что «царевич Дмитрий» жив, вспыхнуло восстание. Царицынцы связали своего воеводу Федора Петровича Акинфова и вместе с царским послом князем Ромодановским отправили в Астрахань, где они и были казнены.

Свидетелями волнений в Царицыне поневоле оказались кармелиты - английские монахи, направлявшиеся в Персию. Они терпеливо ожидали, когда Шереметьев освободит Астрахань. А время шло и шло… В июле 1607 г. в Царицын вступил отряд Ивашки-Айгуста, в начале августа прибыли в Астрахань. Их доброжелательно принял Хворостинин.

В тяжелый для России период польской интервенции в отрядах народного ополчения, созданных по призыву Минина и Пожарского, отстаивали независимость Родины тысячи представителей волжской вольницы и голутвенного казачества Дона. Авантюрист Заруцкий, пробравшийся с Мариной Мнишек в Астрахань, пытался осуществить замысел - передать Астрахань и Нижнее Поволжье под власть персидского шаха Аббаса. Однако астраханский гарнизон и все население города 15 апреля 1614 г. единодушно выступили против Заруцкого. Изменник вынужден был бежать с Мариной Мнишек и кучкой своих приверженцев на Яик (Урал), где и попал в руки яицких казаков; 27 мая 1614 г. воевода Миссюра Соловцов доставил его в Царицын.

Правительственным войскам удалось-таки закрепиться в Астрахани и других городах Поволжья. И тем не менее только к концу 1614 г. антифеодальные выступления пошли на убыль, хотя боярам и помещикам не удалось вытравить из сознания угнетенных масс вековую мечту о свободе.

Перед правительством царя Михаила Федоровича(1613-1645) встала неотложная задача восстановления городов и крепостей в Поволжье. В царской же казне - денег мало. Пришлось сосредоточиться на наиболее важных в военно-стратегическом отношении объектах. В Нижнем Поволжье выбор пал на Царицын, что вполне закономерно. Возродить город было поручено воеводе Миссюре Соловцову, хорошо знакомому с Нижним Поволжьем и практикой строительства крепостей. В 1607 г. он состоял при Шереметьеве в качестве посланца к ногайским князьям и мурзам, в 1609 г. С отрядом стрельцов и мастерами-умельцами Соловцов отлично справился с заданием. За быструю постройку города и острога Царицына шесть мастеров плотничного дела были отмечены царским пожалованием.

9. Донское казачество:дискуссии о происхождении в отеч лит-ре
Происхождение этнонима «казак» полностью не выяснено. Версии его этимологии основываются либо на его этническом (казак - производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников), либо на социальном содержании (слово казак - тюркского происхождения, им называли или свободного, вольного, независимого человека, или военного стража на границе). На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Итак, казачество - субэтнос великорусского этноса.
Существует множество научных теорий происхождения казачества.
Все теории происхождения казачества подразделяются на две большие группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и автохтонного.
· Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов, конгломерата касагов, черкес, печенегов, торков, берендеев, бродников.
· По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин (положения теории колонизации), либо под социальным влиянием (положения теории классовой борьбы).
· история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за свое кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи - черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 г. русскими пределов ордынских, азовских и “меторийских” (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото, в своей книге изданной в Берлине в 1811. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии.
В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда еще не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.
· Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюживания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа». Основной поток беглых крестьян направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны с 1444 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской
Ø Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири.
Ø казачьи общины входили в состав конкретного казачьего войска.
Ø Язык казаков - русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие.
Ø Казаки пользовались русской письменностью.
Ø К 1917 году насчитывалось 4 миллиона 434 тысяч казаков обоего пола.

Казаки объединялись в особые государственно-политические, социально-экономические и этнокультурные образования - казачьи общины, позже переходящие в крупные структуры - войска, получавшие наименования по территориальному признаку. Высшим органом самоуправления являлось общее собрание мужского населения (круг, рада). На нем решались все важные дела войска, избирались войсковой атаман, войсковое правление. В области гражданской и военной организации, внутреннего управления, суда, внешних сношений казаки были совершенно самостоятельны.

10. Войско Донское в 16-17 в.в.: общественно - политическая организация, занятия донских казаков. Взаимоотношения Донского казачества и Московского правительства.
В 16 веке на Дону и Нижней Волге появились общины вольных людей-казаков. По одной теории, казаки считаются потомками домонгольского населения донской и приволжской степи- либо сарматов и хазар, либо славян- выходцев из Руси. Казачество возникло только в 16 веке и состояло из людей, бежавших из России из-за разорения и усилившейся эксплуатации. Большинство историков считают, что первоначально казачество возникло во время распада Золотой Орды, когда оставшиеся без средств к существованию татарские воины уходили в степь и начинали вести самостоятельную жизнь.

Само слово «казак» тюркского происхождения и означает «одинокий несемейный человек, не имеющий дома». Затем в середине 16 в. на Дон и Волгу хлынул поток беглецов из Русского правительства. Это были разорившиеся служилые люди- дворяне и стрельцы.
во 2 четверти 16 века произошло объединение их в одну организацию- Войско Донское, появились постоянно укрепленный поселения- городки. Казаки занимались охотой и рыболовством, но основным занятием для них были грабежи купеческих караванов на реках и сухопутных дорогах, а так же морские набеги на турецкие и крымские берега.
важным источником дохода являлась служба московскому царю. Казаки участвовали во взятии русскими войсками Казани и Астрахани, участвовали в Ливонской войне. Казаки также привлекались русским правительством для охраны торгового пути по Волге, за что получали жалованье. Первая, из известных царских грамот казакам относится к 1570 году. Адресуя ее «на Дон в Нижние и Верхние Юрты Атаманам и Казакам» Иван Грозный поручал им сопровождать русских послов, отправлявшихся к татарам.

Донское казачество занимало современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
С целью захвата военной добычи донцы организовывали набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Черного морей, а также на побережье Каспийского моря. В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям. Голытьба была одной из главных движущих сил восстания под предводительством Степана Разина.
С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей. За службу выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав трех с половиной месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало также в Азовских походах (1695-1696).

Нарушение автономных прав донских казаков, запрет им принимать беглых крестьян, вызвали Булавинское восстание (1707-1709), после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии. В 1718 году фактически была упразднена выборность атаманов, а с 1754 – и войсковой старшины. После подавления Булавинского восстания до двух тысяч казачьих семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Турцию. Часть их потомков вернулась в Россию в начале XIXвека.
В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность.

Отношения войска Донского и Москвы в XVII веке характеризовались наличием ряда существенных признаков сюзернитета-вассалитета, установившегося между русским государем и донскими казаками: существованием взаимной договоренности - о службе казаков, с одной стороны, и о жалованье и льготах казакам от правительства, с другой; покровительство России над Доном; наличие на Дону царского знамени.

Вассалом выступало войско Донское, сложившееся как объединение всего донского казачества после Смуты. Сюзеренитет-вассалитет позволял ему в одно и то же время и поддерживать тесные отношения с русским правительством, пользуясь его поддержкой, и иметь свободу, невиданную еще где-либо на русской земле, за исключением казачьих сообществ на других реках – Тереке и Яике.

Однако уже в 20-х годах XVII века правительство почувствовало, насколько серьезно противоречила его политическим интересам самостоятельность войска Донского. Ведя активные боевые действия на суше и на море против Азова, Крыма и Турции, казаки совершенно не склонны были учитывать ни характера русско-крымских и русско-турецких отношений того времени, ни тех задач, которые ставились русскими властями на международной арене. Никакие меры воздействия на войско Донское не помогали: ни увещевания в царских грамотах с напоминанием о том, как плохо было казакам “ при прежних государях московских, а особенно при царе Борисе”, ни угрозы отлучения от церкви, ни даже арест в 1625 году в Москве атамана зимовой станицы Алексея Старого и пяти казаков и ссылка их на Белоозеро.

Нападения казаков на Турцию и Крым продолжались в течение всех 20-х годов. Они серьезно осложняли отношения России с этими государствами и создавали определенные помехи на пути решения главной внешнеполитической проблемы, стоявшей перед Россией после Смуты – возвращения Смоленска и западных земель, отторгнутых в 1618 году Речью Посполитой.

Особенно резко стали обостряться отношения между Москвой и войском Донским с 1629 года, накануне войны России с Польшей. В царской грамоте на Дон от 6 октября казаки названы даже как “злодеи, враги креста Христова” и выдвинуто невиданное ранее требование выдачи казаков-участников похода на Крым. Это предопределило кризис во взаимоотношениях войска и русского правительства в 1630-1632 годах, который был относительно быстро преодолен, поскольку обе стороны быстро убедились в обоюдной невыгодности разрыва сложившихся связей. Восстановленное благожелательное отношение центральной власти к войску явилось одним из важных факторов, способствовавшихвзятию казаками Азова в 1637 году и осадному сидению в нем до 1642 года, что выявило вновь противоречия в отношениях центральной власти и войска. После отказа московской власти принять завоеванный казаками Азов и оставления крепости донцы оказались в очень трудном положении. Вернувшись, турки стали делать все возможное, чтобы “сбить” их с Нижнего Дона. К тому же войско оказалось ослабленным после азовской эпопеи. Чтобы не допустить упрочения турок на Нижнем Дону, московское правительство предпринялопопытки усилить войско донское.

Одновременно Москвой предпринимались усилия по изменению характера отношений с войском. С середины XVII века обстановка на Дону стала меняться, а в отношениях войска с Москвой возник новый кризис, совпавший с началом разинского движения. Поражение разинцев привело к первому нарушению самой войсковой старшиной правила невыдачи людей с Дона: были выданы правительству братья Разины- Степан и Фрол. Эа этим последовали присяга войска Донского российскому государю и изменение характера взаимоотношений его с Москвой. Содержание этих изменений заключалось в том, что шло постепенное превращение Дона из вассальной республики в составную часть России, пользовавшуюся широкой автономией. При этом большая часть казачества стремилась к сохранению старинных вольностей и прав, а также самостоятельности казачьей республики. В отношениях казачества и царского правительства с последней трети XVII века постоянно накапливались противоречия, которые проявились в и выступлении донских старообрядцев 1686-1689 годов, и в конфликте вокруг соляных промылах на Бахмуте, и в восстании под предводительством К. Булавина.

Усилия московских властей по изменению характера взаимоотношений с войском Донским были связаны с ослаблением казачьей организации после азовского осадного сидения и теми мерами, которое российское правительство предпринимало по увеличению его численности в 1640-х годах.

Прежде всего, в Москве попытались изменить процедуру приема на Дону царского посланника. Если ранее допускалось, чтобы он шел в Войсковой круг, то теперь в Посольском приказе стали требовать, чтобы казаки сами шли в стан к посланнику, принимали бы там царское жалованье и признали бы тем самым его более высокой стороной, чем высший орган власти на Дону – Войсковой круг. Однако казаки, со своей стороны, решительно отказывались идти на посольский стан

Поскольку обе стороны стояли на своем, а у правительства еще не было возможности заставить казаков поступать в соответствии с его требованиями, нашелся взаимоприемлемый выход. Передача жалованья происходила на нейтральном месте – у часовни в Черкасском городке.

Присоединение к России Поволжья.


В 15 веке Золотая Орда, великое монгольское государство, распадается на множество ханств.

На землях вдоль берегов реки Волги (в Поволжье) образовались Казанское и Астраханское ханства.

Через эти места проходило несколько торговых путей из Европы в Азию. Россия была заинтересована в присоединении этих земель.


Татарские войска из Казани в течении 15-16 веков совершали неоднократные нападения на города и села России. Они грабили Кострому, Владимир и даже Вологду, брали в плен русских людей.

За сто лет с 1450г. по 1550г. историки насчитывают восемь войн, а также множество татарских грабительских походов на земли Москвы.

Войну Казани объявил ещё отец Ивана Грозного Василий III.

И Иван, едва став царём, тут же начинает воевать с Казанью.


Первый поход (1547-1548). Из-за наступившего бездорожья и плохой подготовленности русским войскам пришлось отступить от Казани, опустошив её окрестности.

Второй поход (1549-1550). Этот поход также закончился неудачей, но возле границы с Казанским ханством была построена крепость Свияжск, которая должна была стать опорной базой для следующего похода.


К новому походу Иван Грозный готовился очень тщательно.

Была создана постоянная стрелецкая армия, вооружённая огнестрельным оружием.

Созданы новые пушки для осады укреплений.

Солдат стали учить строительству укреплений и подрыву вражеских крепостей.

Был создан Военный совет.

На должности

военноначальников

стали назначать

не по древности

рода, а по

военному

командирам

велено не

начинать

сражения без

разработки плана.




Сорок девять дней старался одолеть Казань Иван. Сорок девять дней держался, не сдавал Казани хан.


Под Казань подкоп прорыли Государевы полки. Бочки с порохом вкатили высоки да широки.

На пятидесятый день, лишь упала ночи тень, Закрепили фитили, да на них свечу зажгли.






Казанское ханство


После взятия Казани все татары, попавшие в руки русским воинам, по указу Ивана Грозного были истреблены. Так обычно поступали и сами татары.

Местных жителей Иван Грозный призвал добровольно подчиниться московскому правлению, за что им сохранили земли и мусульманскую веру, а также обещали защиту от внешних врагов.

К России присоединились огромные территории Поволжья, где проживало множество народов: башкиры, чуваши, татары, удмурты, марийцы.

Русское население начало мало-помалу заселять богатые приволжские земли. Здесь стало развиваться земледелие. Местное население переняло у переселенцев множество полезных хозяйственных навыков.


В 1556 г. к России без боя была присоединена Астрахань.

Река Волга оказалась полностью во владениях России, был установлен контроль над Волжским торговым путем.

На всей восточной границе государства настал покой, прекратились захваты русских людей и продажа их в рабство.

Началось строительство новых городов в Поволжье.


Казанское ханство

Астраханское ханство


Сразу после присоединения Казанского ханства к России для первого русского царя был изготовлен золотой филигранный венец Шапка Казанская.

В честь взятия Казани, победа над которой совпала с церковным праздником Покрова Божьей Матери, в Москве, на площади перед Кремлём, царь повелел построить Покровский собор. Его строительство длилось всего 5 лет, в отличие от европейских храмов, которые создавались веками. Теперешнее название – собор Василия Блаженного – он получил в 1588 году после пристройки к нему придела в честь этого святого, так как его мощи находились на месте возведения церкви.


Поволжье – земли по берегам Волги.

Домашнее задание: стр.35-37

К середине XVI в. перед Россией стоял целый ряд внешнеполитических задач. Молодое Российское государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и политических отношений с Европой. Интересы расширения поместного землевладения требовали новых территорий и зависимых крестьян. Также сохранялась угроза набегов со стороны крымских и казанских ханов. Данилов А.А. История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004,стр.30

Присоединение и освоение новых земель в Поволжье.

Казанское, Астраханское и Крымское ханства, как наследники Золотой Орды, проводили враждебную политику в отношении Московии, совершали опустошительные набеги на русские земли, разоряли города и села. Десятки тысяч мирных жителей уводили в полон для продажи в рабство на рынках Востока (в 1550 г. в Казани находились 60 тыс. русских пленников), грабили и убивали русских купцов, пытавшихся по Волге проплыть в Каспий по торговым делам. Поэтому война Московии против Казанского ханства была объективно необходимой.

К тому же в Казани много лет шла борьба между сторонниками Крымского ханства и Московии. Иван Грозный решил поддержать сторонников Москвы военной силой, но предпринятые военные походы на Казань в 1547--1548 гг. и 1549--1550 гг. оказались неудачными вследствие слабой подготовки. В ходе подготовки к следующему походу, состоявшемуся в 1557 г., русские в 30 км от Казани построили крепость Свияжск, ставшую плацдармом для нового штурма Казани. В этом походе участвовало 150-тысячное войско и 150 передвижных орудий. По предложению дьяка Ивана Выродкова во время осады Казани стрельцы прорыли тоннели под стены кремля, закатили в них 48 бочек пороха и взорвали их во время очередного штурма, разрушив стены в двух местах. Русские умело использовали деревянные башни (туры) на колесах: стрельцы подкатывали их к крепостным стенам и с верхних ярусов обстреливали оборонявшихся. Кроме того, была перекрыта речка Казанка, из которой татары брали воду, и взорван тайник питьевой воды.

2 октября 1552г. Казань была взята штурмом, а казанского хана Едигера-Магомета с семьей вывезли в Москву, где он принял христианство. Все ранее подвластные Казанскому ханству народы Поволжья (мордва, чуваши, мари, удмурты и др.) перешли в подданство русского царя.

В 1556г. Иван IV послал один стрелецкий полк на Астрахань, но хан Исмаил сдал город без боя, и Астраханское ханство прекратило свое существование и стало частью Московии. В 1557г. Башкирия и другие народы Прикамья добровольно вошли в состав многонационального Московского государства. В результате весь волжский торговый путь оказался в составе России. Выход к Каспийскому морю стал свободен. Расширились связи России с народами Северного Кавказа, Средней Азии и Западной Сибири.

Еще в 1555г. сибирский хан Едигер добровольно признал себя вассалом Москвы и стал платить небольшую дань пушниной. Но в 1563г. хан Кучум зарезал хана Едигера и, став во главе Сибирского ханства, прекратил платить дань, начал разорять русские земли в районе Перми и Южного Урала, принадлежавшие купцам Строгановым. В 1581 г. отряд казаков (540 человек) во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем (Ермолай Аленин) разбил войска Кучума, и в 1582г. Сибирское ханство было формально присоединено к России. 6 августа 1585 г. на Иртыше у устья Вагая казаки потерпели поражение от Кучума, а Ермак погиб.

В 1598г. Сибирское ханство окончательно вошло в состав России после полного разгрома войска Кучума на р. Обь казаками и стрельцами. В плен попали восемь его жен, пятеро сыновей, дочери, невестки и внуки. Сам Кучум избежал плена, но вскоре бесследно исчез.

Русские землепроходцы начали осваивать этот пустынный край, а в степных просторах Дикого поля были построены Тульская и Белгородская оборонительные линии, защищавшие от набегов крымских татар и турок. С вхождением народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири в состав России там стали распространяться земледелие и ремесла, строились города, поселки и дороги к ним. Коренные жители были избавлены от разорительных набегов соседних воинственных племен и междоусобных войн. Все народы этих регионов были уравнены в правах с русскими, сохранили свои земли и религию, а ясак (налог) с них взимался в казну меньший, чем платили налог русские. Апальков В.С., Миняева И.М. История отечества: Учеб. пособие. - М.: Альфа-М. Инфра-М, 2004, стр.83-84

Ливонская война 1558--1583 гг. В 1557г. Ливонский орден и Литва заключили военный союз против России. Иван IV решился на превентивный удар, имея в виду далекие цели: вернуть выход в Балтийское море (Финский залив) и установить тесные торгово-экономические связи со странами Западной Европы. Предлогом к войне послужили невыплата Орденом дани за владение русским городом Юрьевом в течение 50 лет, (немцы переименовали его в Дерпт, а эстонцы сейчас называют Тарту), а также задержка магистром Ордена 123 западных мастеров, приглашенных на русскую службу.

В январе 1558г. русские войска начали военные действия против Ливонии и вскоре заняли русские города Юрьев (Нарва) и еще 20 городов, вышли непосредственно к Балтийскому морю, приблизившись к Риге и Ревелю (Таллинн). В 1560г. почти вся территория Ливонии была занята, а магистр Ордена Фюрстенберг взят в плен. Новый маистр Ордена Кетлер стал искать покровительство у Литвы. По догово-ру 1561 г. Орден был ликвидирован. Но Швеция и Дания предъявили претензии на ливонские территории и поэтому некоторое время не вмешивались в войну Литвы с Россией.

В феврале 1563г. русские войска штурмом взяли г. Полоцк и Литва оказалась на грани поражения. Но далее начались неудачи для России. В 1564г. воевода русского войска под Полоцком князь A.M. Курбский перебежал на сторону Литвы, русские потерпели поражение под Оршей. В 1569г. Польша и Литва образовали единое государство -- Речь Посполитую и привлекли на свою сторону Крымское ханство. Литовское войско возглавил князь Курбский. В 1571г. крымские татары (хана Девлет-Гирея) совершили опустошительный поход на юге России, истребили 300 тыс. мирных жителей, а 100 тысяч увели в полон и продали в рабство. В 1572г. 120 тыс. крымских татар Девлет-Гирея предприняли новый поход на Москву, но были остановлены войсками воеводы князя М. Воротынского в 50 км от Москвы и вернулись в Крым.

В 1579 г. польско-литовский король Стефан Баторий после длительного штурма овладел Полоцком, Великими Луками и другими русскими городами. Но в 1581 г. войска Стефана Батория за 5 месяцев непрерывного штурма не смогли овладеть Псковом, 20-тысячный самоотверженный гарнизон которого во главе с воеводой И.П. Шуйским (отцом будущего царя Василия Шуйского) отбил 31 атаку 100-тысячного польско-литовского войска и сделал 46 смелых вылазок на позиции врага. Стефан Баторий был вынужден снять осаду Пскова. Это вынудило Батория пойти на переговоры, и в 1582 г. в Запольском Яме близ Пскова было заключено перемирие с Речью Посполитой сроком на 10 лет на условиях взаимных уступок. Границы остались прежними, но Польша приобрела часть земель бывшей Ливонии и сохранила за собой Полоцк. Однако шведы за это время заняли Нарву и другие города на побережье Балтики. В 1583 г. Россия заключила Плюсское перемирие со Швецией, по которому Россия теряла побережье Финского залива с городами Нарвой, Ямом, Копорьем и Иван-городом.

В результате этой 25-летней войны Россия не добилась выхода в Балтийское море. В войне погибли 300 тыс. русских воинов и 40 тыс. попали в плен, а крымские татары погубили 400 тыс. мирных жителей России.

Ливонская война разорила и без того непрочную экономику России, ухудшила положение народных масс, особенно крестьянства, и обезлюдила целые регионы страны (в районах Новгорода и Пскова пустовало до 80% деревень; не лучшее положение было и в центре России, откуда крестьяне бежали на окраины). Апальков В.С., Миняева И.М. История отечества: Учеб. пособие. - М.: Альфа-М. Инфра-М, 2004, стр.84-86

XVI-XVII вв. в истории России были переломным временем, когда окончательно определилось развитие феодализма по пути усиления крепостничества и самодержавия.

С XVI и XVII веков границы Российского государства стали неуклонно расширяться в разных направлениях. Причин этому было множество, и они были не однородны. Движение русских на западном, юго-западном, а затем и восточном направлениях было продиктовано необходимостью возврата, воссоединения бывших территорий и родственных народов Древней Руси в единое государство, имперской политикой защиты православных народов их населяющих от национальных и религиозных притеснений, а также естественным геополитическим стремлением обрести выход к морю и обезопасить границы своих владений.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств (соответственно в 1552 и 1556 годах) произошло совсем по иным причинам. Россия отнюдь не стремилась к захвату этих бывших ордынских территорий (с правительствами которых у неё сразу же были установлены дипломатические отношения), поскольку сделать это после распада Орды не составляло особого труда, как для Ивана III, так и для Василия III, и молодого Ивана IV. Однако, этого долгое время не происходило, поскольку у власти в ханствах в это время находились представители дружественной России касимовской династии. Когда представители этой династии были побеждены своими конкурентами и, в Казани (ставшей, к тому времени одним из центров работорговли) и Астрахани установилась проосманкая крымская династия, только тогда было принято политическое решение о необходимости включения этих земель в состав России. Астраханское ханство, кстати, было бескровно включено в состав государства российского.

В 1555 году в сферу влияния России на правах вассалитета вошли Большая Ногайская Орда и Сибирское ханство. Русские люди приходят на Урал, получают доступ к Каспийскому морю и Кавказу. Большинство народов Поволжья и Северного Кавказа, за исключением части ногаев (малых ногаев, в 1557 году мигрировавших и основавших на Кубани Малую Ногайскую Орду, откуда они беспокоили население российских рубежей периодическими набегами), подчинились России. В состав России вошли земли, на которых проживали чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры и многие другие. На Кавказе были установлены дружественные отношения с черкесами и кабардинцами, другими народами Северного Кавказа и Закавказья. Всё Поволжье, а значит и весь волжский торговый путь стали российскими территориями, на которых сразу же появились новые русские города: Уфа (1574), Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590).

Вхождение этих земель в состав империи не привело к какой-либо дискриминации и притеснениям населяющих их этносов. В рамках империи они полностью сохранили своё религиозное, национальное и культурное своеобразие, традиционный уклад жизни, а также системы управления. Да и большинство из них отнеслись к этому весьма спокойно: ведь Московское государство значительное время являлось частью Джучиева улуса, а Россия, перенявшая накопленный ордынцами опыт управления этими землями и активно реализующая его при осуществлении своей внутренней имперской политики, воспринималась ими как естественный наследник монгольской протоимперии.

Последовавшее за этим продвижение русских в Сибирь также не было обусловлено какой-либо национальной сверхзадачей и государственной политикой освоения этих земель. В.Л. Махнач объяснял начавшееся в XVI веке освоение Сибири двумя факторами: во-первых, агрессивной политикой сибирского хана Кучума, совершавшего постоянные набеги на Строгановские владения; во-вторых, тираническим правлением Ивана IV, спасаясь от репрессий которого русские люди бежали в Сибирь.

В Сибирском ханстве, образовавшемся около 1495 года и куда кроме сибирских татар, входили ханты (остяки), манси (вогулы), зауральские башкиры и другие этносы, шла постоянная борьба за власть между двумя династиями - тайбунгами и шейбанидами. В 1555 году хан-тайбунгин Едигер обратился к Ивану IV с просьбой о подданстве, которая удовлетворена, после чего сибирские ханы начали платить дань московскому правительству. В 1563 году власть в ханстве захватил шейбанид Кучум, который первоначально поддерживал отношения вассалитета с Россией, но впоследствии, воспользовавшись неурядицами в Российском государстве в 1572 году после набега Крымского хана на Москву, разорвал эти отношения и начал проводить достаточно агрессивную политику в отношении пограничных земель российского государства.

Постоянные набеги хана Кучума, сподвигли именитых и богатых торговых людей Строгановых, организовать частную военную экспедицию для защиты рубежей своих владений. Они нанимают казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, вооружают их, а те в свою очередь, неожиданно для всех громят хана Кучума в 1581-1582 годах, у которого, кстати, с Москвой были налаженные дипломатические отношения и захватывают столицу Сибирского ханства - Искер. Проблему заселения и освоения этих земель казаки, конечно же, решить не могли, и возможно бы вскоре ушли из Сибири, но на эти земли, спасаясь от репрессий Ивана Грозного, хлынул поток беглых русских людей, начавших активно осваивать малонаселённые новые земли.

Особого сопротивления в освоении Сибири русские не встретили. Сибирское ханство было внутренне непрочно и вскоре оказалось присоединено к России. Военные неудачи Кучума привели к возобновлению междоусобиц в его стане. Ряд хантских и мансийских князей и старейшин начали оказывать помощь Ермаку продовольствием, а также платить ясак московскому государю. Старейшины коренных сибирских народов были чрезвычайно довольны снижением размера ясака, который собирали русские по сравнению с ясаком, который забирал Кучум. А поскольку свободной земли в Сибири было много (можно было пройти и сто, и двести километров никого не встретив) - места хватало всем (как русским землепроходцам, так и коренным этносам, большинство из которых пребывали в гомеостазе (реликтовой фазе этногенеза), а значит, не мешали друг другу), освоение территории пошло быстрыми темпами. В 1591 году хан Кучум был окончательном разбит русскими отрядами и изъявил покорность российскому государю. Падение Сибирского ханства - единственного более или менее сильного государства на этих просторах, предопределило дальнейшее продвижение русских по Сибирским землям и освоение просторов восточной Евразии. Не встречая организованного сопротивления, русские землепроходцы на протяжении XVII века легко и быстро преодолели и освоили земли от Урала до Тихого океана, закрепившись в Сибири и на Дальнем Востоке.

Обилие и богатство Сибирских земель зверем, пушниной, драгоценными металлами и сырьём, их малонаселённость и их удалённость от административных центров, а значит и от властей и возможного произвола чиновников, привлекали на них большое количество пассионариев. Ища «воли» и лучшей жизни на новых землях они активно осваивали новые пространства, двигаясь лесными массивами Сибири и не выходя за пределы речных долин, привычного для русских людей ландшафта. Темпы продвижения русских на Восток Евразии уже не смогли остановить даже реки (естественные геополитические преграды). Преодолев Иртыш и Обь, русские дошли до Енисея с Ангарой, вышли на берега Байкала, освоили бассейн Лены и, выйдя к Тихому океану, занялись освоением Дальнего Востока.

Приходя на новые, малозаселённые территории, землепроходцы (по большей части, первоначально казаки), взаимодействуя с немногочисленным местным населением, создавая и обустраивая развитые системы острогов (укреплённых населённых пунктов), поэтапно закрепляли за собой эти земли. Вслед за первопроходцами, возле острогов, гарнизоны которых нуждались в обеспечении их продовольствием и фуражом, при фактически полном отсутствии путей их доставки, оседали и селились крестьяне. Осваивая новые для себя формы обработки земли, особенности ведения хозяйственной деятельности быта, русские активно взаимодействовали с местными жителями, в свою очередь, делясь с последними собственным опытом, в том числен и земледельческим. На просторах Сибири один за другим стали появляться новые русские города-крепости: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Енисейск (1619), Красноярск (1628), Якутск (1632), Охотск (1648), Иркутск (1652).

В 1639 году казаки во главе с И.Ю. Москвитиным достигли берегов Охотского моря. В 1643-1645 годах экспедиция В.Д. Пояркова и в 1648-1649 годах экспедиция Е.П. Хабарова вышли к реке Зея, а следом и к Амуру. С этого момента, началось активное освоение Приамурья. Здесь русские столкнулись с чжурчженями (маньчжурами), платившими дань империи Цин и сохранившими достаточный уровень пассионарности, чтобы остановить продвижение немногочисленных землепроходцев. По результатам нескольких военных кампаний, между Цинской империей и Россией был заключен Нерчинский мир (1689). Экспедиция С.И. Дежнева, двигавшегося по Северному Ледовитому океану другим маршрутом в 1648, выйдя из устья реки Колымы, дошла до берегов Анадыри, обнаружив пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, а значит и проход из Ледовитого в Тихий океан. В 1696 году В.В. Атласовым была осуществлена экспедиция на Камчатку. Миграция русского населения привела к тому, что Россия стала крайне обширной, но малонаселенной страной, в которой дефицит, нехватка населения стала очень важным фактором, сказавшимся в последствие на ходе развития российской истории.

Контакты и взаимодействие русских землепроходцев с местным населением проходили по разному: в некоторых местах имели место вооружённые столкновения между землепроходцами и аборигенами (например, на первых порах во взаимоотношениях с бурятами и якутами; однако возникшие недоразумения были устранены, и не приобрели характера устоявшейся межнациональной вражды); но в большей части - добровольное и охотное подчинение местного населения, поиск и просьбы русской помощи и защиты их от более сильных и воинственных соседей. Русские, привнеся с собой в Сибирь твёрдую государственную власть, старались учитывать интересы местных жителей, не покушаясь на их традиции, верования, образ жизни, активно реализуя основной принцип внутренней имперской национальной политики - защищая малые этносы от притеснения и истребления их более крупными этносами. Например, русские, фактически, спасли эвенков (тунгусов) от истребления их якутами, более крупным этносом; прекратили череду кровавых междоусобиц у самих якутов; ликвидировали феодальную анархию, имеющую место у бурятов и большинства сибирских татар. Платой за обеспечение мирного существования этих народов являлся пушной ясак (не очень, кстати обременительный - один-два соболя в год); при этом характерно то, что выплата ясака считалась государевой службой, за которую сдавший ясак получал государево жалованье - ножи, пилы, топоры, иглы, ткани. Более того, платившие ясак инородцы имели ряд привилегий: например, в осуществлении в отношении их, как «ясачных» людей, особого порядка судопроизводства. Конечно же, учитывая отдалённость от центра, периодически имели место некоторые злоупотребления землепроходцев, а также самоуправство местных воевод, но это были локальные, единичные случаи, которые не приобретали систематический характер и, никак не сказались на установлении дружественных и добрососедских отношений русских и местного населения.

Возникшее в середине XV в. в результате раздробления Золотой Орды Казанское ханство объединило под своей властью народы Среднего Поволжья и Приуралья - татар, удмуртов, мари, чувашей, часть башкир. Народы Среднего Поволжья, издавна жившие здесь, в большей или меньшей степени унаследовали древнюю культуру Волжской Булгарии. В плодородных районах Поволжья были развиты земледелие, бортничество и охота на пушного зверя. Земля принадлежала государству. Ханы раздавали ее своим вассалам, которые собирали подати с населения. Часть земель принадлежала мечетям. Основным налогом был продуктовый оброк (харадж); духовенству шла десятина. В хозяйстве феодалов широко применялся труд пленных-рабов. Более тяжелым было положение мордвы, чувашей и мари, которые должны были платить большой ясак. В многонациональном Казанском ханстве переплетались социальные и национальные противоречия. Выход из них казанские правители видели в организации нападений на более развитые русские земли с целью грабежа и захвата пленников-рабов. Отсутствие развитой городской жизни (кроме крупного центра транзитной торговли - Казани) также толкало к нападениям на соседей.
В 30 - 40-х годах XVI в. в Казанском ханстве произошло несколько значительных народных выступлений против феодальных властителей. Среди самих казанских феодалов не было единства: вопреки ориентации большинства из них на Крым и Турцию, часть феодалов стремилась к развитию политических связей с Российским государством, с которым Казань поддерживала торговлю.
Уже в середине 40-х годов XVI в. из-под власти Казанского ханства высвободились чуваши и марийцы, перешедшие в состав Российского государства.

Подготовка к походу на Казань

К середине XVI в. против Российского государства действовала сильная коалиции мусульманских государев, возникших после распада Золотой Орды и объединенных влиянием и поддержкой со стороны султанской Турции.
Борьба с внешней опасностью вновь вставала как первоочередная, важнейшая задача, от разрешения которой зависели существование и развитие недавно возникшего единого Российского государства.
Вся вторая половина 40-х годов прошла в дипломатических и военных попытках добиться ликвидации очага агрессии в Казани либо путем восстановления ее вассальной зависимости, чего можно было достигнуть утверждением в Казани сторонника Москвы, либо путем завоевания Казани. Но попытки эти были неудачными. Ставленнику Москвы Шах-али не удалось удержаться в Казани, а два похода русских войск в 1547 - 1548 и 1549 - 1950 годах были безуспешными.
На рубеже 50-х годов началась подготовка к решительному удару по Казани. Предпочтение военного разгрома перед дипломатическими путями решения этой проблемы было связано с потребностями в земле для дворян. Казанское ханство с его «подрайской землицей» (выражение Пересветова) манило служилых людей. Овладение Казанью было важно и для развития торговли - оно открывало путь по Волге к странам Востока, так манившим европейцев в шестнадцатом веке своими богатствами.

Взятие Казани

Весной 1551 г. на правом берегу Волги, напротив Казани, была поставлена заранее срубленная и спущенная по течению реки деревянная крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для ведения военных действий против Казани.
Наступление России на Казань встревожило турецко-татарскую коалицию. По распоряжению султана крымский хан Девлет-Гирей нанес удар с юга, намереваясь вторгнуться в центральные области России и тем самым сорвать наступление России на Казань. Но в Москве предвидели возможность такого нападения и в районе Каширы - Коломны на древнем окском рубеже расположили войска. Крымский хан ушел обратно. Во второй половине 1552 г. стопятидесятитысячное русское войско, во главе которого стояли Иван IV, князья А. М. Курбский, М. И. Воротынский и другие, осадило Казань. Для разрушения стен Казанского кремля по замыслу Ивана Выродкова были сооружены минные подкопы и осадные приспособления. В результате штурма 2 октября 1552 г. Казань была взята.

Овладение Волжским путем

Затем последовало присоединение Башкирии к России. В 1556 г. была взята Астрахань. В 1557 г. русскому государству присягнул мурза Исмаил - глава Большой Ногайской Орды. Его противники откочевали с частью ногаев на Кубань и стали вассалами Крымского хана. Вся Волга стала теперь русской. Это был огромный успех Российского государства. Помимо ликвидации опасных очагов агрессии на Востоке, победа над Казанью и Астраханью открывала возможность освоения новых земель и развития торговли со странами Востока. Эта победа была крупнейшим событием для современников; она вдохновила на создание шедевра русского и мирового зодчества - знаменитого Покровского собора на Красной площади в Москве, известного под названием «Василия Блаженного».

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.