Русский язык.

4-Й КЛАСС (1 - 4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.

Объем диктанта : 75–80 слов.

Вариант 1

Хорошо потрудились

В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было подходить. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки.
К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками.
Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности.

Слова для справок : лопухом, принялись.

Вариант 2

Вечером

Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали.
Мать с отцом возвратились с поля. Аленка готовила ужин. Сережа возился с самоваром. Темный мед в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шел от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.

Слово для справки : самовар.

Вариант 3

Лесная опушка

Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка.
Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.

Слова для справок : лягушонок, принимал.

Примечание. Обратить внимание на написание глаголов с -тся . (переливаю тся , просыпа ется , грее тся ) .

Вариант 4

Сад спасен

Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный ветер. Он перебегал от яблоньки к яблоньке, обламывал молодые веточки и листочки. Ранним утром ветер стих. Мы шли по дорожке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, листву и жечь их. Мы подошли к старой яблоне, обрезали слабые ветки, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы поливали деревца.
Прошла неделя. Деревья окрепли. Ожила и старая яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счастливы. Наш сад спасен.

Слова для справок : собирать, обламывал.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.

Объем работы : 75–80 слов.

* * *

Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костер и обсохли.
В лугах печально кричали ночные птицы. Белая звезда переливалась в чистом предутреннем небе. Я задремал. Разбудил меня крик перепела. Он кричал в зарослях шиповника и крушины. Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как черное стекло. Рувим закинул удочку. Я осторожно подошел к нему. Он показал мне на поплавок. Клевала какая-то рыба.

(К.Паустовский )

Письмо космонавта

Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.
Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.
Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, н и чего не делать наспех. Сумейте отказат ь ся от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится.
Всего наилучшего вам, ребята!

(Ю.Гагарин )

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – умение составлять текст по опорным словам, воспроизводить текст по плану.

1. По опорным словам составь и запиши текст. Озаглавь.

Конец стужам, отражаются в лужах, юркая синица, дымится на солнце, робко пробивается, серебрятся почки, кораблики.

2. Текст для изложения.

Овраг отступил

По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню.
Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.
Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.

Слова для справок :

I часть – насколько;
II часть – безобидная, шириться, здесь.

3. Текст-рассуждение.

Самое дорогое

У матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море.
Загрустил солдат, пишет матери: "Пришли мне из дома что-нибудь самое дорогое".
Послала мать сыну щепотку родной земли.

(По В.Сухомлинскому )

Запиши ответ на вопрос: почему мать послала сыну щепотку земли?

Контрольно - измерительные материалы по русскому языку в 4 классе.

Проверочное списывание.

Лось.

Из чащи леса показалось большое животное. Это был огромный лесной великан.

Как он был хорош в лучах солнца! Как красив на белом фоне березняка. Какой вид был у лесного зверя! Длинная морда, огромные рога, сам грузный. Ноги высокие, стройные, как у коня. И какая окраска шерсти! Сам весь бурый, а на ногах словно белые чулки натянуты.

задание: подчеркнуть одно восклицательное предложение.

Диктант.

Поздняя осень.

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые качаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. кудрявое дерево её усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки.

Слова для справок: кочаны, усыпано.

Грамматические задания: Вариант 1:

1. Разберите по членам предложения четвёртое предложение.

3. К слову "срезают" запишите проверочное.

Вариант 2:

1. Девятое предложение разберите по членам предложения.

2. Подчеркните словарные слова.

3. К слову "тяжёлые" запишите проверочные слова.

Проверочная работа по теме:"Однородные члены предложения" (тест).

1. Выберите и отметьте знаком "+" правильный ответ.

Изложение.

Переполох в лесу.

На большой поляне играли лисята. Вдруг с молоденькой сосны прямо на лисёнка упала шишка. Он испугался, кинулся с поляны и кубарем покатился к реке.

По берегу шла дикая свинья с поросятами, и лисёнок свалился прямо на них. Захрюкали, завизжали поросята и разбежались. Они бросились в кусты малины, а там медведь лакомился ягодами.

Он заревел и помчался к реке, только пятки сверкают. Остановился на поляне, поднял голову и увидел белку на сосне. Сидит она на сосновой ветке и шишки срывает.

Не знал мишка, что эта белочка шишку уронила и переполох в лесу устроила.

Диктант.

Русские леса.

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зелёные вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые берёзки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочкам дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клёна. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

Задания:

1. Третье предложение разберите по составу.

2. Укажите части речи в последнем предложении.

3. Выпишите из текста:

1 вариант: три существительных мужского рода;

2 вариант: три существительных женского рода.

Изложение.

Этим летом Андрюша с Костиком жили на даче. Около дома у самой дорожки рос куст жасмина. Мимо него все ходили и любовались цветами. Как–то раз ребята увидели, как соловей с соловьихой вили гнездо среди веток жасмина. Они таскали соломинки в клюве, и гнездо строилось быстро.

Однажды пришла молочница и стала греметь бидоном около куста. Потом прибежала соседка и что-то громко закричала хозяйке. Соловьи выпорхнули из гнезда и улетели.

Ребята огорчились. На следующий день мальчики вышли с лопатой, и через час от дома к калитке пролегла новая дорожка. Куст жасмина остался в стороне.

Андрюша и Костик с нетерпением ждали пернатых певцов, и те наконец вернулись. Теперь их никто не потревожит.

Контрольное списывание.

Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил её наружу.

Наконец кот попался. Он украл кусок колбасы, полез с ним на берёзу, сорвался с ужасающим воем и умчался под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Вытащить из-под дома кота поручили Лёньке.

Рыжий кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Почти месяц мы выслеживали кота.

Задание:

Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ. Обозначьте склонение существительных.

Диктант.

На лесной полянке.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живёт. Вот старый пенёк. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улёгся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ёжик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосёнке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Слова для справок: ящерица, хвороста.

Грамматические задания:

укажите падежи существительного полянка , выделите окончания.

выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.

определите одним предложением, почему зайца называют беляк.

Изложение.

Орёл и кошка.

За деревней играла кошка с котятами. Грело весеннее солнышко. Маленькая семья была счастлива.

Вдруг появился степной орёл. Молнией спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Орёл не успел взлететь, а мать уже вцепилась в него. Хищник бросил котёнка и схватился с кошкой. Закипела битва.

У орла были могучие крылья, крепкий клюв и сильные лапы с длинными кривыми когтями. Он рвал кожу кошки и выклевал глаз. Но кошка крепко вцепилась в орла когтями. Она собрала последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. Потом она перекусила ему горло. Кошка забыла про свои раны. Она облизывала израненного котёнка.

Слова для справок: могучие, выклевал, сделала прыжок, израненного.

Контрольное списывание.

Удивительное дерево.

кедр-; укажите часть речи.

Контрольный диктант.

Снежинки.

Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей.

В деревнях и сёлах им обрадовались. Ведь снег бережёт от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути.

В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, на автобусе трудно ездить по снежной дороге.

Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок.

Слова для справок: бережёт, асфальт, зато, сообщить запятую перед словом что в предплследнем предложении .

Грамматические задания:

Подчеркните в последнем предложении однородные члены.

В предпоследнем предложении определить падеж и склонение имен существительных.

Запишите однокоренные слова с корнем снег- (снеж-).

Диктант.

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денёк. На улице лёгкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке ёлки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть её получше. Красавица! На головке у неё чёрная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост жёлтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в жёлтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это…

Слова для справок: сверкает, жилет.

Сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птички.

Задание:

Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.

Разберите по составу слова: грудка, сидит, радостную.

Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные: 1 вариант – в мужском роде, 2 вариант – в среднем роде. Определите падеж прилагательных.

Диктант.

Клесты.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.

Между сучьями старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком севере.

Задание: подчеркните волнистой линией имена прилагательные, определите род и падеж.

Диктант.

Книга.

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у неё для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.

Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведёт за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!

Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далёким звёздам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо?

Задание:

Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.

Сделайте морфологический разбор трёх прилагательных.

Разберите по членам предложение о Пушкине.

Диктант.

Воробей.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой своё детище. Всё его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.

Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада.

Задание:

Выпишите любые 5 местоимений, сделайте морфологический разбор.

Изложение.

Схватка со змеёй.

Однажды ночью раздался сильный крик. Я оделся и выбежал на палубу. Матросы столпились у груды деревьев. Из неё выползла змея и скрылась.

Я побежал в каюту и взял клетку. В ней находились дикая и ручная мангусты. Я выпустил их на палубу. Зверьки юркнули в темноту.

Прошло несколько минут. Показалась дикая мангуста. Она впилась острыми зубами в хвост змеи и тащила её из брёвен. Змея извивалась, рвалась. Вот появилась её голова. Выскочила ручная мангуста. Она впилась в шею змеи. Схватка закончилась. Матросы с любовью смотрели на мангуст.

Слова для справок: матросы, каюта, мангуста, выскочила, несколько.

Диктант.

Сороки.

Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Ещё издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от ёлки к ёлке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам ёлок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке.

Слова для справок: клонили, издали, рассаживались.

Диктант.

Последнее облако растаяло в небесной синеве. Галечная отмель делила реку на две протоки. У берега темнел омуток. На его поверхности непрерывно возникали небольшие воронки. Они уносились стремительным бегом воды. У вершины омута лежал большой валун. Вода трепетала на его мокрых плечах, как туго натянутый серебряный шарф.

Задание:

Озаглавьте текст.

Сделайте морфологический разбор любых трёх глаголов.

Разберите первое предложение по членам предложения и частям речи.

Разберите любые три глагола по составу.

Определите, какой частью речи являются подчёркнутые слова. Спишите преложение:

Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

Диктант.

Иволга.

Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живёт иволга в берёзовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зелёной листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти её гнездо. Не всегда удаётся близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснёт она ярким опереньем.

Задание: сделайте морфологический разбор пяти глаголов.

Диктант.

Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в х олодном оцепенении.

Задание:

Разберите выделенные слова по составу.

Второе предложение разберите по членам и по частям речи.

Диктант.

Вечерняя прогулка.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота. Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. С соседнего ржаного поля доносится приятное токанье перепела. Снизу веет лёгкой вечерней прохладой.

Задание:

Разберите по членам предложения с однородными членами.

Выпишите 3 словосочетания.

Диктант.

Весна.

Солнце весною дольше остаётся на небе и греет с каждым днём все сильнее. Снег начинает таять, и вода ручейками сбегает в реки и озёра. Лёд на реках чернеет, начинает ломаться, и рыхлые льдины несутся по течению реки. Вода в речке прибавилась. Она не может поместиться в берегах, выступает и разливается по окрестным лугам. Ещё снег не сойдёт, а уже начинает показываться новая травка и первые цветы.

Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Стали появляться и жёлтые одуванчики.

Задание:

Выпишите из текста сложное предложение, разберите его по членам предложения.

Выпишите 2-3 словосочетания сущ.+прилаг., укажите грамматические признаки.

Сделайте грамматический разбор любого существительного, прилагательного, глагола из текста.

Контрольный диктант.

Весеннее расписание.

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины. Важно на проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лёд. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лёд своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой. А в мае лес развешивает зелёные флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звёзды освещают его посадочную площадку.

Итоговый диктант.

Летняя прогулка.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!

Задание:

Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.

Разберите по членам предложения любое предложение.

Разберите по частям слова любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.

Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого деревья.

Контрольное списывание.

Удивительное дерево.

В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.

В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.

Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.

Задания: 1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.

2. Разберите по составу четвёртое предложение.

Контрольное списывание.

Удивительное дерево.

В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.

В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.

Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.

Задания: 1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.

2. Разберите по составу четвёртое предложение.

Контрольное списывание. Удивительное дерево.

В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.

В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.

Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.

Задания: 1. Выпишите однокоренные слова с корнем кедр-; укажите часть речи.

2. Разберите по составу четвёртое предложение.


Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником. Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева - и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и глаза, полувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками и гангреной, и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил ее от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше.

Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселою рыбой. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня.

4-Й КЛАСС (1 - 4)

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.

Объем диктанта: 75–80 слов.

Вариант 1

Хорошо потрудились

В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было подходить. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки.
К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками.
Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности.

Слова для справок: лопухом, принялись.

Вариант 2

Вечером

Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали.
Мать с отцом возвратились с поля. Аленка готовила ужин. Сережа возился с самоваром. Темный мед в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шел от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.

Слово для справки: самовар.

Вариант 3

Лесная опушка

Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка.
Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.

Слова для справок: лягушонок, принимал.

Примечание. Обратить внимание на написание глаголов с -тся. (переливаются, просыпается, греется).

Вариант 4

Сад спасен

Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный ветер. Он перебегал от яблоньки к яблоньке, обламывал молодые веточки и листочки. Ранним утром ветер стих. Мы шли по дорожке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, листву и жечь их. Мы подошли к старой яблоне, обрезали слабые ветки, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы поливали деревца.
Прошла неделя. Деревья окрепли. Ожила и старая яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счастливы. Наш сад спасен.

Слова для справок: собирать, обламывал.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.

Объем работы: 75–80 слов.

* * *

Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костер и обсохли.
В лугах печально кричали ночные птицы. Белая звезда переливалась в чистом предутреннем небе. Я задремал. Разбудил меня крик перепела. Он кричал в зарослях шиповника и крушины. Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как черное стекло. Рувим закинул удочку. Я осторожно подошел к нему. Он показал мне на поплавок. Клевала какая-то рыба.

(К.Паустовский)

Письмо космонавта

Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.
Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.
Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех. Сумейте отказаться от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится.
Всего наилучшего вам, ребята!

(Ю.Гагарин)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – умение составлять текст по опорным словам, воспроизводить текст по плану.

1. По опорным словам составь и запиши текст. Озаглавь.

Конец стужам, отражаются в лужах, юркая синица, дымится на солнце, робко пробивается, серебрятся почки, кораблики.

2. Текст для изложения.

Овраг отступил

По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню.
Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.
Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.

Слова для справок:

I часть – насколько;
II часть – безобидная, шириться, здесь.

3. Текст-рассуждение.

Самое дорогое

У матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море.
Загрустил солдат, пишет матери: "Пришли мне из дома что-нибудь самое дорогое".
Послала мать сыну щепотку родной земли.

(По В.Сухомлинскому)

Запиши ответ на вопрос: почему мать послала сыну щепотку земли?

Цель работы – проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.

Объем диктанта : 75–80 слов.

Вариант 1

Хорошо потрудились

В старом саду дорожки заросли крепким лопухом. Крапива встала густой стеной. К ней боязно было подходить. Около бочки с дождевой водой поселились лягушки.
К бабушке в деревню приехали внуки. Они дружно принялись за работу. От яблони к яблоне прорыли канавку. Теплая вода напоила деревья. Они расправили листочки. Засверкали на ярком солнышке яблочки. Настоящее сражение шло с сорняками.
Прошло несколько дней. Вечером в саду под старой липой собралась вся семья. Душистый запах от пирогов разносился по всей местности.

Слова для справок : лопухом, принялись.

Вариант 2

Вечером

Ярким светом была залита вся окрестность. В траве весь день гудели, жужжали шмели. Казалось, что они прятались там от жары. К вечеру сильная жара стала спадать. Потянул легкий ветерок. Он нес прохладу. Скворцы собрались на самой верхушке липы. Они возились, сбивали липовый цвет, громко кричали.
Мать с отцом возвратились с поля. Аленка готовила ужин. Сережа возился с самоваром. Темный мед в сотах лежал на тарелке. Чудный запах шел от него. Хорошо отдохнуть в кругу семьи после трудового дня.

Слово для справки : самовар.

Вариант 3

Лесная опушка

Из-за темного леса медленно выходит солнце. Оно рассыпает свои лучи по всей окрестности. Переливаются, сверкают росинки на изумрудной траве, листьях деревьев. Просыпается, оживает лесная опушка. Слышны звонкие голоса птиц. Пробегают зверьки. На старом пне греется змейка.
Летом лесные опушки утопают в цветах. Пахнет сладким вареньем. Красными огоньками горят душистые ягодки земляники. Гудят, стрекочут в цветах разные насекомые. Кого только не встретишь на опушке! Вот на шляпку грибка уселся лягушонок. Он принимал воздушные ванны, лапки вытянул, глазки закрыл.

Слова для справок : лягушонок, принимал.

Примечание. Обратить внимание на написание глаголов с -тся . (переливаются , просыпается , греется ).

Вариант 4

Сад спасен

Был разгар лета. Ночью в саду бушевал сильный ветер. Он перебегал от яблоньки к яблоньке, обламывал молодые веточки и листочки. Ранним утром ветер стих. Мы шли по дорожке сада. Дед Антон с внуком стали собирать сучья, листву и жечь их. Мы подошли к старой яблоне, обрезали слабые ветки, ствол обмазали глиной. Каждый вечер мы поливали деревца.
Прошла неделя. Деревья окрепли. Ожила и старая яблонька. Около нее жужжали пчелы, пели птицы. Мы были счастливы. Наш сад спасен.

Слова для справок : собирать, обламывал.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить сформированность навыка самоконтроля.

Объем работы : 75–80 слов.

Мы просидели в палатке до ночи. В полночь дождь стих. Мы разожгли большой костер и обсохли.
В лугах печально кричали ночные птицы. Белая звезда переливалась в чистом предутреннем небе. Я задремал. Разбудил меня крик перепела. Он кричал в зарослях шиповника и крушины. Мы спустились с крутого берега к воде, цепляясь за корни и травы. Вода блестела, как черное стекло. Рувим закинул удочку. Я осторожно подошел к нему. Он показал мне на поплавок. Клевала какая-то рыба.

(К.Паустовский )

Письмо космонавта

Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю. Одним людям это дается легче, другим – труднее, но каждому она в жизни необходима.
Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай – дело бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей черты характера человека.
Перед вами цель – успешно окончить школу. Значит, необходимо хорошо готовиться к каждому уроку, ни чего не делать наспех. Сумейте отказать ся от того, что отвлекает от дела. Сделайте это – и воля ваша укрепится.
Всего наилучшего вам, ребята!

(Ю.Гагарин )

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – умение составлять текст по опорным словам, воспроизводить текст по плану.

1. По опорным словам составь и запиши текст. Озаглавь.

Конец стужам, отражаются в лужах, юркая синица, дымится на солнце, робко пробивается, серебрятся почки, кораблики.

2. Текст для изложения.

Овраг отступил

По небу плыло легкое пушистое облачко. Тепло. Насколько хватало глаз, тянулись стройным рядком сосенки. Молодая листва берез и осин блестела на солнце. Ребята возвращались по тропинке в деревню.
Вдруг один из них отстал. На тропе змеилась трещина шириной в два пальца. Пройдет ливень. По этой тропе хлынет поток воды. Безобидная трещина начнет шириться и расти. С каждым дождем новый овраг будет копить злую разрушительную силу. Ребята решили посадить здесь тополя. Деревца своими корешками заштопают трещину.
Прошло два года. Молодые деревца шумели своей листвой. Корешки крепко держались за землю. Овраг отступил.

Слова для справок :

I часть – насколько;
II часть – безобидная, шириться, здесь.

3. Текст-рассуждение.

Самое дорогое

У матери один сын. Он служит в армии на берегу холодного моря. Все там холодное: и небо, и низкие облака, и море.
Загрустил солдат, пишет матери: "Пришли мне из дома что-нибудь самое дорогое".
Послала мать сыну щепотку родной земли.

(По В.Сухомлинскому )

Запиши ответ на вопрос: почему мать послала сыну щепотку земли?

8 класс. Однородные члены предложения.

Задание№1.

1. Найдите предложения с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Кузнечики подняли свою торопливую сухую трескотню.

б) Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света.

в) Косые иглы закатного солнца рассекали холодноватый чистый хрусталь весеннего неба.

г) Поезд тащился сквозь оттепельную мартовскую ночь.

2. Найдите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме.

б) Представляете ли вы себе скверный южный городишко?

в) Радостное праздничное лучезарное настроение распирало.

г) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мёртвую дымку.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Был жаркий, томительный день.

б) Солнце прорвалось сквозь низкое, декабрьское небо.

в) Таинственная, колдовская сила омута почему-то манила меня.

г) Это был старый, дремучий бор.

Задание №2. Т е с т о в ы е з а д а н и я

1. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны соединительными союзами .

а) Далеко гулы повторяют и рёв, и треск, и шум, и гром.

б) Ребёнок был излишне резв, но мил.

в) То садился он на диван, то подходил к окну, то хотел мыслить — безуспешное хотенье.

г) В лиловой мгле покоятся задворки, платформы,брёвна, листья, облака.

2. Противительным союзом является:

а) и

б) либо

в) то... то

г) зато

3. Найдите, в каком примере неправильно поставлена запятая перед союзом и .

а) Он хладнокровно встречал и удачу, и неудачу.

б) Ещё я высыпал на стол много белых грибов, и подберёзовиков, и подосиновиков.

в) В старом саду дорожки и грядки заросли лопухами,и укропом.

г) В этом возгласе было и восхищение, и благодарность, и любовь.

Задание №3 .Т е с т о в ы е з а д а н и я

1. Укажите, в каких примерах не нужна запятая перед союзом да .

а) Отсталый да ленивый всегда позади.

б) Снайпер бьёт редко да метко.

в) Много прочёл да мало учёл.

г) Щи да каша — пища наша.

2. Найдите предложение, в котором однородные члены связаны противительными союзами .

а) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллей.

б) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.

в) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

г) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки.

3. Укажите, в каком примере нужны запятые перед союзом и .

а) Смех и песни сливались в нестройную музыку.

б) Снег лежал на крыше и на балконе и на деревьях.

в) Человек всегда найдёт простор, дело и цель для мечтаний.

г) Туча росла и захватывала запад и восток.

Задание №4. Запишите текст. По ходу записи выделяйте грамматические основы, подчеркните однородные члены. Отметьте написания, не соответствующие произношению в корне слова (3—4 примера).Постройте схемы предложений с однородными членами.

(По)_настоящему з-мля открылась мне на войне. Сколько перек-пал перел-патил я её за войну! Я рыл окопы, и траншеи, и з-млянки и ходы сообщения и могилы. Я не только рыл землю но и ж-л в ней. Это была моя р-дная земля и она хр-нила и б-регла меня с материнской верностью. Она была мне убеж-щем и постелью столом и родным домом.

Задание №5 . Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Музей живой природы

Летом и осенью в лесах Беловежской Пущи вызр-вает бе-числе(н,нн)ое к-личество ягод ч- рники з-мляники брусники клюквы. Тьма грибов боровиков рыжиков подосиновиков подберёзовиков лисичек опёнок встр-чается на каждом шагу.

В Беловежской Пуще живёт на свободе зубр дикий перв-бытный лесной бык. Из крупных хищников встречаются рысь и волк водятся разные птицы глухарь тетерев рябчик куропатка дикая утка чёрный аист журавль а также много других.

Грамматическое задание. Подчеркните обобщающие слова и однородные члены предложения как члены предложения.

Задание №6

1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего :

а) растения

б) вредители

в) одуванчик

г) животные

2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

а) Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.

б) Запах черёмухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.

в) Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.

г) Бычков Сергеев Корнеенко победители соревнования.

3. Найдите ошибки в постановке знаков препинания:

а) В корзине была дичь: два тетерева и утка.

б) Мастеровые, старики с палками, бабы — всё слилось в одну массу.

в) Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.

г) Всё это — звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.

Задание №7 . З а д а н и е: спишите, расставляя пропущенные запятые, сделайте схему указанного в тексте предложения.

Перед восходом солнца на всех крышах деревьях скворечниках всюду просыпались заливались разными голосами скворцы хрипели насвистывали то соловьём то жаворонком то какими_то африканскими птицами. Сереньким платочком сквозь прозрачные берёзы пролетел дятел. Садясь на ствол оборачивался дыбом поднимал красный хохолок4.

в) Сделайте синтаксический разбор предложений с однородными членами.

I вариант Всегда: зимой и летом, осенью и весной—хорош русский лес.

II вариант От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи—от всего побежали далеко длинные тени.

Задание №8 . Записать текст, вставляя знаки препинания, открывая скобки.

Метель

Я заснул крепко. Когда Алёшка ра-будил меня толкнув ногой было утро. Сверху снега (не) было но сильный сухой ветер продолжал зан-сить снежную пыль. Небо на востоке было т-жёлое (тёмно)_синеватого цвета но яркие (красно)_оранжевые косые полосы яснее и яснее обозн-чались на нём. Над головами из(за) б-гущих белых едва окрашивающихся туч виднелась бледная синева. Налев- обл- ка были светлы легки и подвижны. Везде кругом лежал на поле белый острыми слоями ра-сыпа(н,нн)ый глубокий снег. (Кое)_где в-днелся с-реющий бугорок через который упорно летела мелкая сухая снежная пыль. (Ни,не) одного следа (не,ни) са(н,нн)ого (не,ни) человеческого (не,ни) звериного (не) было видно. Сани были занесе(н,нн)ы соверше(н,нн)о. Лошадь бежала всё так же и только по впалому животу и отвисшим ушам видно было как она измуче(н,нн)а.

Задание №9 .Записать, вставляя пропущенные буквы.

За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов благородных металлов драгоценных камней прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства на необитаемых островах и в дремучих лесах высоко в горах и глубоко под землёй в роскошных дворцах и ветхих лачугах в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить привлекаются физики и химики историки и лингвисты искусствоведы и геологи словом специалисты многих отраслей знаний. (В. Солоухин) Задание к тексту:

1. Определите основную мысль текста.

2. Подчеркните однородные члены в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

Задание №10 . Т е с т о в ы е з а д а н и я

1. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания .

а) Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевает на полянах.

б) На деревьях, стогах, домах везде лежал снег.

в) Везде: на полях, в лесных просеках — пар поднимался от земли.

г) Юные деревья ель, сосна, клён, вяз все растут дружно.

2. Найдите предложения с однородными определениями (знаки препинания не расставлены).

а) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.

б) Снег скрипел под её маленькими чёрными ботинками.

в) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.

г) Наступила дождливая грязная тёмная осень.