Советуют родственникам друзьям знакомым и. Можно ли консультировать друзей, родных и близких

Каждый практикующий психолог или психотерапевт периодически объясняет своим друзьям, соседям, родным, что не может с ними работать. Лично я говорю, что существуют этические причины. Иногда эти объяснения приводят к пониманию, а иногда рождают обиды.

Задача этой статьи информировать вас, уважаемые читатели, о тех негативных факторах, которые возникнут при лечении или консультировании у друга, супруга или родственника.

Хочу отметить, что эти выводы сделаны не только на теоретических обоснованиях, но и на практических. Эти негативные факторы описаны многими известными психологами, и в то же время очень многие специалисты по неопытности вступают со своими близкими людьми в терапевтические отношения и страдают в дальнейшем очень сильно.

Первый ряд факторов, которые лежат на поверхности

Психологу нужна ясность ума. Именно по похожей причине многие хирурги не оперируют своих родных. А вдруг дрогнет рука! Работа с близкими людьми переживается интенсивнее, а значит, психолог может во время работы заботиться не о помощи человеку, а том, как бы самому прийти в работоспособное состояние. Ведь в работе с человеком можно выйти на самые тяжелейшие травмы, переживания, воспоминания. А теперь, представьте, как вы сможете помочь человеку, если сами переживаете услышанное слишком сильно, если вам самому нужна помощь? С другими людьми психолог тоже переживает, но интенсивность эмоций ниже, она такого уровня, когда можно и сопереживать, и работать эффективно.

Второй момент — это сильнейшее чувство вины даже при небольших неудачах. Причём, работая с людьми близкими, может возникнуть страх ошибки, неуспеха. Эти мысли и эмоции могут быть очень сильными и опять же мешать работе.

Второй ряд факторов, которые лежат глубже

Это касается особенностей отношений, которые возникают в работе и в жизни. Все ваши родственники по отношению к вам достаточно предвзяты. Также внутри семьи или дружеских отношений возникают различные игры, отследить включённость в которые, и выйти из них, достаточно трудно даже психологу. Получается, что придя к психологу-родственнику или другу вы не сможете быть уверены в его непредвзятости и объективности. Такой специалист не сможет вам помочь.

Также цели терапии могут не совпадать с чувствами вашего психолога, который ещё является вам кем-то. Представим ситуацию… Ваша девушка ещё и психолог, а у вас заниженная самооценка и если вы достигаете состояния самоценности и уверенности, то чувствуете себя более свободным и решаете сами, что и как вам делать. Как психолог — она должна вам помочь стать увереннее, а как девушку её это пугает.

У психолога, который решился на работу с другом или родным, может волновать вопрос границ. Ведь консультирование — это одно, а общение в обычной жизни — это совершенно другое. Многие психологи, проводя длительные группы, даже обедать стараются вдалеке от клиентов, чтобы расслабиться и отдохнуть. Если же границ нет и на работе ваш друг — психолог и дома он — психолог, и на вечеринках — психолог, всё это чревато эмоциональным сгоранием, а через некоторое время могут иссякнуть всякие силы работать.

Последний, самый глубокий момент — это особый тип отношений, формирующийся в работе. Дело в том, что когда вы ходите к психологу, так или иначе возникают с ним особые отношения, анализ которых может помочь в решении ваших трудностей. К сожалению, если психолога и клиента связывает ещё что-то, это может запутать процесс работы, сделать его болезненным и невозможным для нормального анализа.

Самыми незначительными последствиями работы с близкими может быть ощущение тупика в работе, либо вообще отсутствие всяких результатов. Самыми же тяжёлыми могут быть ухудшение отношений, связывающих людей. У психологов есть даже шутка на эту тему: "Хочешь развестись с мужем? Стань его психотерапевтом!" Если вы хотите разобраться со своими трудностями, то вы вполне можете попросить вашего друга или супруга-психолога порекомендовать вам кого-нибудь. Поверьте, это будет гораздо эффективнее.

Часто бывает так, что стоит в компании людям узнать, что у тебя психологическое образование, как начинаются разговоры на тему «ну вот ты психолог, объясни», «а можешь провести со мной консультацию» и так далее в том же духе.

На самом деле, согласно профессиональной этике, психолог не может, не должен консультировать близких, друзей и знакомых. И на то есть ряд причин. Я постараюсь доступно разобрать, почему это непродуктивно для обеих сторон, как для психолога, так и для друга-клиента.

1 . Смущение, нежелание, чтоб друг знал все твои семейные тайны. А рассказывать психологу на консультации выборочно, «это расскажу, а это не буду, хотя это и важно» - это априори зря потраченные время и деньги.
Когда ты рассказываешь всё-всё постороннему человеку, то сначала тоже может быть смущение, скованность, неумение начать разговор и гладко его продолжать. Но все же когда речь заходит о чем-то, что вам неприятно афишировать, с посторонним человеком может сработать «эффект попутчика», то есть вам будет легче оттого, что знающий о вас какие-то нелицеприятные вещи человек никогда больше с вами не встретится(если вы сами не захотите когда-то еще у него проконсультироваться по какому-то вопросу).

2 . Да, другу можно рассказать не всё, а просто пожаловаться на жизнь, выплеснуть эмоции, получить от него поддержку. Но это не будет называться полноценным консультированием. Для этого не стоит записываться к нему на прием и обставлять всё это как консультацию. Можно просто посидеть где-то, поговорить. Это будет называться дружеской поддержкой, общением, чем угодно, но не психологической консультацией. Цель консультации – понять причины вашей сложной ситуации, выяснение, что эта ситуация вам дала в плане опыта, выход из нее и профилактика, чтоб в такую же ситуацию больше
не попадать. Дружеская беседа – это другое, что б кто не говорил.

3 . В психологии есть такая вещь, как контрперенос. Если коротко - любое эмоциональное отношение аналитика к своему пациенту. Тому причиной – личные комплексы и психологические барьеры специалиста. Это мешает проводить консультирование. В данном случае причиной будет ваше знакомство, изначально субъективное отношение к вам человека, который по идее должен быть беспристрастен и объективен.
Это может выражаться и как в субъективном, излишне требовательном или излишне снисходительном отношении к вам, так и в чрезмерном восприятии консультанта всего, что с вами происходит, близко к сердцу. В таком случае конструктивной помощи вы от него тоже не дождетесь, он так расстроится, что будет просто переживать вместе с вами. А это уже дружеская беседа, как мы говорили выше, а никак не консультация.

4 . Может получится так, что психолог подведет своего друга-клиента к неприятным, но важным для терапии воспоминаниям. Окунувшись в эту некомфортную для себя среду, клиент может начать злиться не только на объекты той ситуации, но и заодно на специалиста.

Так же посетителю может показаться обидным попытка психолога слишком глубоко влезть в это дело, он начнет воспринимать это как обычную дружескую бестактность. Если при работе с посторонним человек еще сдержится с мыслью «а может так и надо?», то при консультации у друга клиент чаще всего выдаст что-то типа «неважно», а то и «на себя посмотри, у тебя было еще хуже, я ж тебе не напоминал». В принципе, консультанты на такие вещи не обижаются и даже наоборот, умеют это использовать для лучшего понимания ситуации, но может быть так, что сам клиент может слишком рассердиться, воспринять психолога как врага и препятствовать дальнейшей работе, а потом и вовсе разорвать дружеские отношения.

И не нужно говорить что-то типа «я всё понимаю, я злиться не буду». По уму-то все мы всё понимаем, сидя дома перед компьютером. А вот когда друг-психолог, вместо того, чтоб «обнять и плакать вместе» разбередит ноющую рану вопросами, когда от этих самых вопросов из «шкафа души» посыплются «скелеты», которые вы там долго и старательно прятали…Когда он будет добиваться от вас работы над собой, которая требует душевного напряжения и сил…Можете и не сдержаться.

5 . Не лучше выглядит ситуация, когда просто в дружеской компании начинается разговор типа «ну ты же психолог, ну объясни». Человек только-только расслабился, настроился на отдых, а тут от него опять ждут каких-то объяснений как от специалиста. Причем чаще всего причина не та, ради которой людей стоит беспокоить, просто кому-то поговорить захотелось.

В такой ситуации, думаю, психолог вправе попросить человека, например, позаниматься(бесплатно, естесственно, так как его-то объяснения все априори считают бесплатными) с ним английским. А что, «ты ж лингвист, объясни». Или «ты ж медик, расскажи мне про мою аритмию подробно». Вряд ли кому-то захочется в это углубляться на дружеском вечере. Так зачем заставлять это делать психолога?

6 . В заключение могу сказать, что исключения бывают, но очень-очень редко. Может друг-психолог аккуратно помочь вам из плохого настроения выбраться, и помочь пересмотреть свое отношение к данной ситуации. Но это действительно редкость. Это и от психолога недюжинного умения и терпения требуется, и от вас желание работать, слушать и слышать, меняться, а не просто желание, чтоб друг вас пожалел и дал «волшебный» совет.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Внутренних проблем у каждого хватает, но обратиться к специалисту мало кто решается

В чем причина такого упорного игнорирования своих проблем? Отчасти в том, что мы привыкли решать их сами. Но еще и в том, что большинство наших соотечественников имеют очень смутное представление о психотерапии. Популярные мифы о психологической помощи мешают относиться к этой сфере по-настоящему серьезно.

Рассмотрев же некоторые из этих мифов более пристально, можно изменить свое мнение и затем, в случае необходимости, всё-таки обратиться за помощью к профессионалу.

Миф №1.
Психолог - маг и волшебник.

Мы приходим в кабинет, рассказываем о том, что нас беспокоит, говорим о том, как сильно нам не угодила собственная жизнь, а психолог предлагает «волшебную палочку» - ценный совет либо правильный рецепт того, как мгновенно исправить безнадежную ситуацию.

На самом деле психолог - обыкновенный человек. Конечно, хороший психолог наделен определенными знаниями и умениями. Для каждого клиента специалист обычно использует разные виды помощи. Это может быть поддержка для тех, кто находится в острой кризисной ситуации. Или же психолог может проконсультировать обратившегося к нему человека по каким-то вопросам относительно семейных кризисов и взаимоотношений. Еще один вид помощи - психотерапия, то есть помощь в поиске вариантов решения проблемы, нового места в жизни и тому подобное. Следует также понимать, что у каждого психолога есть собственный запас применяемых методик.

Миф № 2.
Психологические консультации и лечение предназначены только для «психов».

Психологическое консультирование может быть полезным для эффективного решения сложных повседневных задач, с которыми буквально любой из нас сталкивается в какой-то момент своей жизни. Это могут быть проблемы со сном, стресс на работе, плохие отношения с любимым человеком или просто беспричинное уныние. Любые изменения привычного уклада жизни, большие или маленькие, могут вызвать стресс. Поэтому даже у совершенно нормальных и психологически уравновешенных людей иногда возникает необходимость обрести душевную поддержку и услышать мнение профессионала.

Миф № 3.
Психолог просто слушает и жалеет, то есть он получает свою зарплату фактически «ни за что».

Психолог должен внимательно слушать клиента, иначе он не поймет детали ситуации и то, в какой именно помощи нуждается человек. Иногда клиенту действительно важно лишь, чтобы его просто выслушали. Ведь психологу можно сказать то, чего не скажешь даже близким людям, а порой и вообще тяжело произнести вслух. Очень непросто признаваться в своих слабостях или в чувствах, которые обычно находятся под запретом. С профессионалом на эти темы говорить действительно легче, нежели жаловаться на свои беды друзьям под обязательный аккомпанемент горячительных напитков.

В процессе разговора со специалистом человек начинает понимать и принимать себя. Именно в кабинете психолога чаще всего вскрываются застарелые душевные травмы. Ведь чаще всего он не просто слушает, а задает наводящие вопросы, которые приводят к осознанию многих ситуаций и проблем. Работа психолога иногда заключается лишь в том, чтобы задать человеку правильный вопрос, которого он сам себе не задавал. Бывает, что после этого клиент находит ответ и принимает верное решение. Поэтому считать, что психолог ничего не делает, нельзя.

Миф № 4.
Психологическое консультирование - выбор слабых.

Нужно быть сильной личностью, чтобы признать: мне необходима помощь. Обращение за помощью является признаком психического здоровья, а отнюдь не слабости. Оно показывает, что человек отвечает за свою жизнь сам и готов взять на себя контроль над тем, что происходит с ним плохого и хорошего.

Психолог поможет определить сильные стороны личности и поработать над более слабыми, то есть показать дорогу к самосовершенствованию, а уж идти по ней придется самостоятельно.

Миф № 5.
Психолог способен при помощи своих методик с легкостью переделать того, кого нужно.

Многие убеждены, что достаточно привести к психологу ребенка или партнера, и он сделает так, что тот станет «хорошим, правильным, таким как надо». Это очень распространенное заблуждение. В психологической практике особенно часто оно касается детей. Порой обеспокоенные родители ищут любой возможности переделать собственное чадо, сделав таким «как нужно» - для собственного удобства. Они порой готовы платить за это немалые деньги и даже положить ребенка в больницу. В этом случае психологическая помощь требуется не только детям, но и родителям Психологу придется попытаться полностью перестроить их отношения с ребенком, изменить правила в семье, продемонстрировать, что существуют совершенно иные, новые методы воспитания.

Чаще всего желание родителей, чтобы превращение ребенка из хулигана в паиньку случилось за один сеанс, не оправдывается. Ведь изменить то, что формировалось годами, всего за час-другой никому не под силу.

Миф № 6.
Всё не настолько плохо, чтобы обращаться к психологу.

Психологическая консультация бывает полезна, если у вас созрело внутреннее решение сделать что-то важное в жизни, но не хватает внешнего толчка. Либо просто если вы чувствуете себя одиноко, был тяжелый день на работе. А если у вас стресс или неотступное беспокойство, то это уже весомая причина для психологического консультирования. Если человек постоянно держит в голове что-то важное для него, это тоже делает предмет обдумывания и тревоги достаточным поводом для того, чтобы посетить психолога.

Миф № 7.
Психологи дают конкретные советы, как поступить в сложной ситуации.

Профессионал не может дать единственно правильный совет по двум причинам. Первая - никто не может быть более компетентным в жизни другого человека, нежели он сам. Для этого нужно прожить именно его жизнь, с ее перипетиями. Вторая причина, почему психолог не может советовать поступить именно так или иначе, - никто не может взять ответственность за выбор другого. Например, ни один психолог не может сказать человеку - необходим развод, и будет вам счастье. Потому что он не в праве принимать за человека глобальные решения его жизни. Специалист лишь помогает рассмотреть все варианты выхода из данной ситуации, обдумать последствия. А это уже немало! После консультации человек должен сам выбрать решение, которое подойдет только ему лично.

Миф №8.
Психолог учит манипулировать людьми.

Зачастую эти ожидания обратившихся к психологу людей выглядят примерно так: «Помогите мне повлиять на мужа (жену, мать, отца, детей и т.д, для того, чтобы они сделали то-то и то-то…»

Обучение таким психологическим манипуляциям невозможно, поскольку это противоречит этическому кодексу психолога. К тому же это обреченный способ отношений между людьми. Потому что как скрытая, так и откровенная манипуляция ведет к печальным последствиям - отношения, построенные на принципе «унижение-месть» и основанные на жажде власти, в любом случае будут недолговечными. Хороший специалист никогда не будет манипулировать вами и не станет учить манипулировать другими. Но он поможет увидеть, как поведение самого человека влияет на отношение между ним и близкими. Или укажет способы поменять отношение к проблеме, на которую повлиять трудно или даже невозможно.

Миф № 9.
Час в неделю, проведенный у психолога, не спасет ситуацию.

На первый взгляд, час в неделю - это действительно очень мало. Но дело в том, что ваша внутренняя работа не должна ограничиваться одним часом, проведенным в кабинете у специалиста. Беседа с ним лишь проясняет нюансы конкретной ситуации и задает направление, в котором нужно двигаться. Иногда специалист даже может дать вам «домашнее задание».

Если вы действительно хотите получить положительные изменения, то должны быть готовы все понятое в беседе с психологом реализовывать затем в реальной жизни. Потому что несколько разговоров по принципу: «Вышел из кабинета, и всё забыл» и в самом деле не помогут. Многие клиенты психологов желают, что бы им «вытирали сопли», а реально работать над проблемами не хотят. Если вы рассчитываете на позитивные изменения в жизни и конкретный результат, придется работать над собой.

Миф № 10.
Я уже обращался к психологу - не помогло!

Не каждый психолог хорошо подходит для любого клиента. Очень может быть, что ваш предыдущий специалист не подошел именно вам. Или же вы не были полностью открыты для внутренних изменений. В любом случае, если в жизнь пришла череда серьезных проблем, стоит попробовать еще раз решить их с помощью психолога, но уже другого. Потратьте время на то, чтобы больше узнать о нескольких профессионалах, прежде чем выбирать одного из них. Важно также найти консультанта, у которого уже есть опыт работы с проблемами, которые схожи с вашими.

Это часто задаваемый вопрос, особенно теми потенциальными клиентами, у которых есть приятели психотерапевты или психологи-консультанты. С одной стороны пойти на сессию к знакомому – это безопасно. Хочется довериться не чужому человеку, которого в первый раз видишь. А идти к специалисту, да мало ли кто попадется? Но есть и другая сторона медали – это эмоциональная связь. Уже сформировавшиеся отношения, представление о человеке, которое сложилось, как раз и помешает честной и эффективной работе. Так в чем же загвоздка?

Некоторый процент новоиспеченных психологов имеют соблазн начать консультировать именно знакомых. Посудите сами: получили диплом, прошли практику и повышение квалификации, многие из круга знакомых знают об этом и норовят обратиться за помощью. И, потом, фраза: «Ну, ты ж психолог! Почему не можешь мне помочь?» Дескать, обязаны по профессиональному долгу! И невдомек подобным «клиентам», что эта помощь может оказаться не только малодейственной, но и травмирующей.

Подобно хирургу, который не оперирует близких (у него руки начинают дрожать) из-за эмоциональной связи с пациентами, психолог не консультирует знакомых и друзей. Это не дает возможности объективно и беспристрастно подойти к вопросу терапии. Ведь есть такая штука в психологии, как перенос. Во время сессии, скорее всего, возникнут чувства и переживания, причем отнюдь не позитивные, которые будут направлены на терапевта в результате сработавших психологических защит. Например: консультант что-то расскажет или подметит относительно родителя, мужа или ребенка клиента, выявит какую-то особенность взаимоотношений с ними. В свою очередь клиент разозлится, получив такую информацию, именно на психолога, не осознав, что причина агрессии или гнева – как раз в поведении значимых родственников или близких. Такой защитный механизм называется замещением. Ведь сложно встретиться со своей проблемой лицом к лицу. Гораздо проще «отыграть» накопившееся эмоции на консультанте. Обратный процесс – недовольство клиентом со стороны терапевта, называемый контрпереносом (контртрансфером) возникнет вслед за переносом. Это несомненно нарушит приятельские отношения, либо, того хуже, приведет к их завершению. Обе стороны останутся недовольными друг другом.

Этический кодекс психологов не запрещает подобную терапию, но необходимо осознавать последствия, брать за это ответственность и понимать, какова будет цена вопроса. Стоит ли?

При этом, для самых назойливых и настойчивых «клиентов» есть средство: техника «трех этапов отказа». Спокойно и уверенно отвечать: «Я не могу тебя взять в терапию». На шквал вопросов и доводов повторить свое утверждение: «Ты слышал (а), я только что сказал (а), что не могу тебя взять в терапию». Затем, финальный аккорд: «Мне жаль, что ты так и не услышал (а), что я не могу тебя взять в терапию». Удачи с клиентами!