Среда как фактор развития. Контрольная работа: Факторы детерминации поведения личности

Изучение особенностей группового и индивидуального пове­дения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемогомакросредои личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловли­вающих поведение индивида. Важно отметить, что детермина­ция может носить как непосредственный, так и опосредованный характер Вместе с тем действие тех или иных факторов неодно­значно и зависит как от особенностей рассматриваемого истори­ческого этапа, так и от степени вовлеченности отдельных инди­видов в те или иные виды социальной деятельности.

Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном.

Переход мирового сообщества на постиндустриальную ста­дию качественно изменил состояние макросреды личности. В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все чаще говорят о противостоянии между богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция наби­рает силу сразу в ряде макрорегионов планеты. Существенные изменения наблюдаются в политической сфере: если раньше экономическое господство в мире находилось в прямой зависи­мости от накопленного страной капитала, материальных бо­гатств, то в наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и мировыми информационными сетями.

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования сознанием масс. Благодаря телесериалам, рекламным роликам, развлека­тельным программам, компьютерным играм и т.д. современный обыватель одновременно живет как бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.



Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерно­сти, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг не ограничивается изучением спроса, но активно формирует его в интересах производителя.

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:

демографический - плотность населения, динамика рож­даемости и смертности, продолжительность жизни, миграцион­ные процессы и т.д.;

природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологиче­ской обстановки и т.д.;

научно-технический фактор - этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. д;

экономический, включая уровень и структуру доходов, тем­пы инфляции, безработицу и т. д;

политико-правовой, предполагающий рассмотрение господ­ствующего политического режима, официальной идеологии,

принятой системы законов и степени их соблюдения, положе­ния в области соблюдения прав человека и т.д.;

социокультурный - обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения в деловом общении играет микросреда личности - та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодей­ствует личность в процессе социальной деятельности. Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздейст­вие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отли­чием микросреды является наличие не только прямых, но и об­ратных связей между личностью и ее окружением.

Иными словами, микросреда - это прежде всего поле ак­тивной социальной деятельности личности, объективная сово­купность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаи­модействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудни­чества, либо соревнования и конфронтации.

"Неформальные", межличностные отношения не следует рассматривать как самостоятельный вид отношений, поскольку они представляют собой своеобразную психологическую форму проявления реально существующих экономических, политиче­ских, правовых и других отношений между людьми. Безусловно, половозрастные, индивидуально-психологические особенности, неповторимый социальный опыт конкретного индивида накла­дывают определенный отпечаток на предпочитаемую модель общения но в любом случае эти отношения остаются по своей природе социальными, так как обусловлены вполне конкретны­ми условиями личностного бытия, происходят в рамках опреде­ленных социальных групп.

Социальная группа - важный элемент микросреды, опосре-дующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непо­средственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосред­ственно участвует. Взаимодействие между личностью и общест­вом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

Социальная группа - это более или менее устойчивая кон­кретно- историческая общность людей, в которой личность реа-

лизует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее при­надлежность к самым различным социальным группам. Ее бли­жайшее социальное окружение составляет семья, учебная груп­па, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Об­щим для всех этих групп является совместная деятельность лю­дей, направленная на достижение общих целей, предполагаю­щая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объек­тивно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий социальной среды. Любая социальная группа прямо или косвенно связана с воспроизвод­ством тех или иных элементов материальной и духовной культу­ры общества, зависит от его социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравствен­ных ценностей.

С другой стороны, ей свойственна автономность, поскольку общие социальные условия существуют здесь в форме особен­ных условий личностного бытия, преломляются в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

Решающая роль в детерминации человеческого поведения в рамках микросреды принадлежит рабочей группе. Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными и общественными интересами, устанавливаются реальные гра­ницы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. (Подробнее об этом см. главу "Деловое общение в рабочей группе"). Означает ли это, что \ микросреде принадлежит решающая роль в детерминации чело­веческого поведения? Подобный подход к проблеме нельзя при­знать достаточно обоснованным. Прежде всего, потому, что само различие между макро- и микросредой личности как опосредо­ванным и непосредственным социальным окружением личности является в определенной степени относительным. Высокая со­циальная мобильность, широкие возможности в обогащении социального опыта - существенная особенность самореализа­ции личности в рамках современного общества, которой не сле­дует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специа­лист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, "то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то

Сть средой, выходящей за рамки повседневного существования,|| общения, "завтра может превратиться в важнейший фактор его

жизненной эволюции...""

й7 Не менее устойчивой тенденцией современного, исключи­тельно динамичного общества является неуклонный рост непо-воедственных контактов между личностью и макросредой. На Доне некоторого снижения общеобразовательного и культурного отювня значительной части населения стремительно возрастает додь электронных средств распространения информации. Рос­сийские пресса, радио и телевидение - эффективное орудие ввспространения массовой, потребительской культуры, популя­ризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе дело­вого общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые социальные груп­пы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к ни­велировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений мик­росреда личности все чаще становится причиной уже не соци­альных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает ско­рее ф о р м у проявления социально-типического, а не его со­держание.

Тесты СоцПедагогика
преподаватель Мусина И.П.
для

ИИПО «Соц работа» 2 курс
1. К мегафакторам социализации относятся

планета, город, село

космос, планета, мир

общество, этнос, страна

мир, страна, этнос
2. В структуру микросреды развития личности входят

неформальные объединения, компании

культура общества и региона

семья и родственники

коллектив класса, школы

средства массовой коммуникации

3. К макрофакторам социализации относят

страна, этнос, общество

группа сверстников, страна, государство

село, средства массовой коммуникации

семья, воспитательные организации
^ 4. Сельский образ жизни характеризуется

большим объемом информации

слабой социально-профессиональной и культурной дифференциацией

прагматическим уровнем общения

жесткой обособленностью каждого
^ 5. Ценностные ориентации, социальные нормы, традиции составляют содержание понятия

«мировоззрение»

«ментальность»

«культура»

«образ жизни»
6. Ребенком является лицо в возрасте до __ лет

16
^ 7. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется

идентификацией

самопознанием

коллективизмом

саморефлексией
^ 8. Эгалитарный, патриархальный, матриархальный типы семей выделяются по

особенностям главенства в семье

качеству отношений

уровню материальной обеспеченности

составу
^ 9. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам

первичной социализации

второстепенным

основным

вторичной социализации
10. К микрофакторам социализации относятся

город, общество, планета

общество, государство, семья

семья, сверстники, воспитательные организации

мир, государство
^ 11. Одной из задач социального воспитания является

регламентация деятельности

организация частных школ

защита прав ребенка

разработка методов воспитания
^ 12. К агентам вторичной социализации можно отнести

тренеров

гувернеров

администрацию школы

друзей семьи
13. Семья, объединяющая только супругов и их несовершеннолетних детей, называется

малодетной

патриархальной

неполной

нуклеарной
^ 14. Воспитание выступает по отношению к социализации механизмом

ускорения

торможения

отождествления

подавления
15. Приобретение черт и свойств личности, необходимых для группового и собственного развития (по А.В.Петровскому), характерно для такой фазы социального развития, как

зрелость

юность

старость
^ 16. Наиболее распространены классификации групп по

непосредственности взаимосвязей

уровню обученности

общественному статусу

степени группового влияния

все варианты верны
^ 17. Для следующего хода мыслей: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый» характерен такой барьер восприятия в общении, как эффект
значимости

стереотипизации

отношения

впечатления
^ 18. Этнические особенности социализации – это

Ментальные

Витальные

Эмоциональные

Моральные
19. К мезафакторам социализации относятся:

Сверстники

Тип поселения

Соседство
^ 20. Социально- педагогическая деятельность – это

внимание, участие, сочувствие, милосердие; представления кому- либо приюта и пропитания

Процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни

Психологическое воздействие на семью и её членов

разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоению ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе

^ 21. К микрофакторам социализации личности относится

Государство

Воспитательная организация

Общество
22. Высшей формой психики, необходимой для организации общественной и индивидуальной жизни людей является

Понимание

сознание

восприятие
^ 23. Укажите все правильные варианты ответов: семья –

высокоорганизованная группа, объединённая общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами

малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моралью и материальной ответственностью

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью

совокупность людей, выделенная на основе какого – либо одного или нескольких, общих для них признаков

^ 24. Укажите все правильные варианты ответов: основные принципы социального воспитания-

социальной ответственности

природосообразности

наглядности

гуманности

^ 25. Укажите все правильные варианты ответов: Мегафакторы социализации – это

планета

этнос
26. Социум – это

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей

^ Ближайшая среда, в которой происходит развитие ребёнка

Окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений,организаций, составляющих это окружение; пространство – предметное, культурное,духовное – где он реализует свою активность.

окружение,в котором формируется человек

27. Совокупность людей, имеющих общий признак,помещённых в какие – либо идентичные условия, занимающихся какой – либо совместной деятельностью и осуществляющих между собой общение – это

общность

группа
^ 28. Назовите основные направления социально – педагогической деятельности

установления диагноза и назначения курса лечения

повышения уровня социальной

социальная реабилитация личностей,имеющих те или иные отклонения от нормы

профилактика дезадаптации
^ 29. Укажите все правильные варианты ответов: по типу лидерства группы сверстников делятся на

дворовые

демократические
^ 30. Целенаправленный процесс управления социализацией индивида, это

обучение

воспитание

образование

педагогическая деятельность
^ 31. Укажите все правильные варианты ответов: Агенты первичной социализации

сверстники

государство

32. Для принципа диалогичности социального воспитания характерно:

взаимное уважение

игнорирование возрастных и социальных различий

искренность

равенство между воспитателем и воспитуемым.

^ 33. Критика и наказание являются методами:

формирования сознания

педагогической коррекции

педагогического стимулирования

формирования поведения
^ 34. Технико – гигиенический параметр семьи характеризуют:

структуру семьи

Оборудованность жилища

условия проживания

имущественные характеристики
^ 35. Психика является предметом изучения

медицины

педагогики

философии

психологии
36. Высший уровень развития группы, в котором общие интересы и цели могут преобладать над личными, - это

конгломерат

корпорация

коллектив

кооперация
^ 37. Периодическое состояние «бодрствование – сон» характерны для

мышления

сознания

воображения
38. Укажите все правильные варианты ответов: Факторы социализации – это

факторы, влияющие на процесс социализации;

окружение, в котором формируется человек, совокупность различных групп и других объединений, организаций, учреждений, движений, составляющих это окружение

действующие на человека условия, т.к. социализация происходит во взаимодействии человека с огромным количеством разнообразных условий, влияющие на его развитие

ближайшая среда, в которой происходит развитие ребёнка

40. Сущность педагогической категории «самовоспитания»

процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений

Осознанное, управляемое самой личностью развитие, в котором в интересах общества и самой личности планомерно формируются качества, силы, способности человека.

Процесс количественных и качественных изменений в духовном мире и организма ребёнка

процесс формирования личности в результате воздействия педагогов различных учреждений

Тесты № 1 по социализации ребенка - ответы 1. Под социализацией понимается: а) система социальных отношений, положительно влияющая на жизнедеятельность; б) адаптация человека к сложившимся социальным отношениям; в) изменение системы социальных ценностей, действующих в обществе; г) включение индивида в социальные отношения, усваивая социальный опыт. 2. Социализация – это процесс: а) непрерывный; б) эпизодический; в) фрагментарный; г) дискретный. 3. Социализированность – это: а) способность человека врастать в социальные отношения; б) сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом; в) наличие своего личного мнения по различным вопросам; г) открытость человека к влиянию различных социальных и политических идей. 4. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется: а) цивилизацией; б) развитием; в) социализаций; г) активностью. 5. К мегафакторам социализации относятся: а) планета, город, село; б) космос, планета, мир; в) общество, этнос, страна; г) мир, страна, этнос. 6. Влияние больших групп людей на формирование личности называется: а) воспитанием; б) макрофактором; в) микрофактором; г) мегафактором; д) мезофактором. 7. К макрофакторам социализации относятся: а) страна, этнос, общество; б) группа сверстников, страна, государство; в) село, средства массовой коммуникации; г) семья, воспитательные организации. 8. К микрофакторам социализации относятся: а) город, общество, планета; б) общество, государство, семья; в) семья, сверстники, воспитательные организации; г) мир, государство. 9. В структуру микросреды развития личности входят: а) неформальные объединения, компании; б) культура общества и региона; в) семья и родственники; г) коллектив класса, школы; д) средства массовой коммуникации. 10. Процесс целенаправленного влияния, с целью которого выступает накопление у ребенка необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей, называется: а) обучением; б) образованием; в) социализацией; г) воспитанием; д) развитием личности. 11. Ребенком является лицо в возрасте до __ лет: а) 14; б) 12; в) 18; г) 16. 12. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется: а) идентификацией; б) самопознанием; в) коллективизмом; г) саморефлексией. 13. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам: а) первичной социализации; б) второстепенным; в) основным; г) вторичной социализации. 14. Не передаются от родителей к детям качества: а) способы мышления; б) черты характера; в) тип нервной системы и темперамент; г) цвет кожи, глаз; д) социальный опыт. 15. Личность – это совокупность: а) индивидуальных и социальных; б) моральных, профессиональных качеств; в) нравственных, морфологических качеств; г) социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность качеств; д) личностных и индивидуальных качеств. 16. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – это: а) воспитание; б) отношение; в) взаимодействие; г) влияние. 17. Переживание состояния удовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком – это: а) притяжение; б) симпатия; в) привязанность; г) привлекательность. 18. В процессе общения функционирует механизм социализации: а) профессиональный; б) межличностный; в) межнациональный; г) внутри личностный. 19. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются: а) факторами социализации; б) группами социализации; в) институтами социализации. 20. Уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо, называется: а) креативность; б) идентификация; в) научение. 21. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется: а) идентификацией; б) эмпатией; в) рефлексией; г) экстраверсией. 22. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется: а) рефлексией; б) эмпатией; в) идентификацией. 23. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.) лежат в основе: а) профессионального развития; б) рефлексии; в) социальной перцепции; г) воспитания.

а) приобретает;

б) усваивает и воспроизводит;

в) копирует;

г) изучает.

14. Социальное воспитание – это …

а) процесс передачи знания из поколения в поколение;

б) влияние на человека с целью формирования личности, развития ее качеств в соответствии с требованиями жизни;

в) процесс, помогающий человеку самосовершенствоваться, достигать успеха в определенной жизненной ситуации, уметь ориентироваться в общественных отношениях;

г) специально организованный процесс взращивания человека планомерным созданием условий для целенаправленного, позитивного развития и духовно-ценностной ориентации в окружающей социальной среде, формирование социально значимых качеств, необходимых для успешной социализации.

15. К микрофакторам социализации относится:

а) общество;

в) государство;

16. К мегафакторам социализации относится:

а) педагогический коллектив школы;

б) микросоциум;

г) космос.

17. В структуру микросреды развития личности входят:

а) неформальные объединения, компании;

б) коллектив класса, школы;

в) средства массовой коммуникации;

г) культура общества и региона.

18. К макрофакторам социализации относится:

а) страна;

в) группа сверстников;

г) воспитательная организация.

19. Агенты социализации:

а) космос, планета, мир, которые в той или иной мере влияют на социализацию всех жителей Земли;

б) люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь человека;

в) виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека – общении, игре, спорте и т.д.;

г) окружающие человека продукты материальной культуры.

20. Результатами обособления человека в процессе социализации являются:

а) потребности человека иметь собственные взгляды и наличие таковых;

б) способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению;

в) согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды;

г) потребности иметь собственные привязанности.

21. К мезофакторам социализации относят:

а) страну, государство, общество;

б) семью, домашний очаг;

в) космос, планету;

г) тип поведения, субкультуру.

22. К социально-психологическим механизмам социализации относятся:

а) стилизованный;

б) экзистенциальный нажим;

в) межличностный;

г) идентификационный.

23. Психологическими и социально-психологическими механизмами социализации можно назвать последовательно актуализирующиеся в жизнедеятельности личности:

а) импринтинг;

б) экзистенциальный нажим;

в) подражание;

г) идентификацию;

д) рефлексию.

24. К средствам социализации относятся:

а) способы вскармливания младенца и уход за ним;

б) формируемые бытовые и гигиенические умения;

в) рефлексия;

г) подражание.

25. Основными институтами социализации являются:

а) образование, культура, религия, общество;

б) культура, армия, государство, общество;

в) религия, семья, культура, образование.

26. Социальная адаптация – это:

а) процесс приспособления индивида к условиям социальной среды;

б) явление приспособленности индивида к условиям социальной среды;

в) результат приобщения индивида к условиям социальной среды;

г) процесс социализации индивида.

г) активностью.

5. К мегафакторам социализации относятся:

а) планета, город, село;

б) космос, планета, мир;

в) общество, этнос, страна;

г) мир, страна, этнос.

6. Влияние больших групп людей на формирование личности называется:

а) воспитанием;

б) макрофактором;

в) микрофактором;

г) мегафактором;

д) мезофактором.

7. К макрофакторам социализации относятся:

а) страна, этнос, общество;

б) группа сверстников, страна, государство;

в) село, средства массовой коммуникации;

г) семья, воспитательные организации.

8. К микрофакторам социализации относятся:

а) город, общество, планета;

б) общество, государство, семья;

в) семья, сверстники, воспитательные организации;

г) мир, государство.

9. В структуру микросреды развития личности входят:

а) неформальные объединения, компании;

б) культура общества и региона;

в) семья и родственники;

г) коллектив класса, школы;

д) средства массовой коммуникации.

10. Процесс целенаправленного влияния, с целью которого выступает накопление у ребенка необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей, называется:

а) обучением;

б) образованием;

в) социализацией;

г) воспитанием;

д) развитием личности.

11. Ребенком является лицо в возрасте до лет:

12. Механизм социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определенной группой или общностью, называется:

а) идентификацией;

б) самопознанием;

в) коллективизмом;

г) саморефлексией.

13. Семья, сверстники, врачи, учителя относятся к агентам:

а) первичной социализации;

б) второстепенным;

в) основным;

г) вторичной социализации.

14. Не передаются от родителей к детям качества:

а) способы мышления;

б) черты характера;

в) тип нервной системы и темперамент;

г) цвет кожи, глаз;

д) социальный опыт.

15. Личность – это совокупность:

а) индивидуальных и социальных;

б) моральных, профессиональных качеств;

в) нравственных, морфологических качеств;

г) социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность качеств;

д) личностных и индивидуальных качеств.

16. Процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – это:

а) воспитание;

б) отношение;

в) взаимодействие;

г) влияние.

17. Переживание состояния удовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком – это:

а) притяжение;

б) симпатия;

в) привязанность;

г) привлекательность.

18. В процессе общения функционирует механизм социализации:

а) профессиональный;

б) межличностный;

в) межнациональный;

г) внутри личностный.

19. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются:

а) факторами социализации;

б) группами социализации;

в) институтами социализации.

20. Уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо, называется:

а) креативность;

б) идентификация;

в) научение.

21. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

а) идентификацией;

б) эмпатией;

в) рефлексией;

г) экстраверсией.

22. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется:

а) рефлексией;

б) эмпатией;

в) идентификацией.

23. Восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.) лежат в основе:

а) профессионального развития;

б) рефлексии;

в) социальной перцепции;

г) воспитания.

ТЕСТЫ к Модулю 2. Школа как фактор социализации и субъект социального воспитания.

1. Развитие педагогики как науки определяет:

а) необходимость передачи социального опыта;

б) управление работой педагогов-практиков;

в) уровень научно-технического прогресса;

г) наследие предшествующих цивилизаций;

д) повышение роли личности в общественной жизни.

2. Необходимость передачи социального опыта возникла в связи с:

а) обновлением содержания образования;

б) развитием технических средств обучения;

в) возникновением человеческого общества;

г) развитием педагогической науки;

д) созданием классно-урочной системы.

3. Воспитание – это:

а) общение людей в неформальных объединениях;

б) воздействие среды на личность;

в) передача социального опыта;

г) учебная деятельность школьников;

д) подготовка человека к профессии.

4. Воспитание выступает по отношению к социализации механизмом:

а) ускорения;

б) торможения;

в) отождествления;

г) подавления.

5. Социальное обучение – это:

а) познание социальных аспектов деятельности;

б) целенаправленный процесс передачи социальных знаний;

в) знакомство с социальной структурой общества;

г) обучение социальному общению.

6. Одной из задач социального воспитания является:

а) регламентация деятельности;

б) организация частных школ;

в) защита прав ребенка;

г) разработка методов воспитания.

7. Фаза вхождения личности в социум (по А.В. Петровскому), которая характеризуется активным усвоением личностью действующих в данной общности норм поведения и овладением соответствующими формами и средствами деятельности, называется:

а) интеграцией личности в коллектив;

б) адаптацией личности в коллективе;

в) индивидуализацией личности в коллективе.

8. Методом воспитания, который позволяет ввести ученика в деятельность и включить его в эту деятельность, является:

а) педагогическое требование;

б) пример;

в) соревнование;

г) беседа;

д) соревнование.

9. Методом воспитания, призванного организовать образец деятельности, поступков, образа жизни, является:

а) педагогическое требование;

б) пример;

в) соревнование;

г) упражнение;

д) соревнование.

10. Методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений воспитанников выступает:

а) педагогическая беседа;

б) положительный пример;

в) поощрение;

г) упражнение;

д) соревнование.

11. Многодетной называется семья, в которой число детей _ и более:

а) четыре;

г) десять.

12. Работа с конкретными отклонениями – прерогатива социальнопедагогической:

а) реабилитации;

б) поддержки;

в) девиации;

г) коррекции.

13. Девиантное поведение - это поведение, которое с социальными нормами:

а) не согласуется;

б) опережает;

в) отстает;

г) согласуется.

14. Социально-педагогическая деятельность направлена на:

а) формирование социальных качеств;

б) социальную реабилитацию ребенка;

в) оказание помощи ребенку в процессе его социализации;

г) социальную переориентацию подростка.

15. Гуманизм – это:

а) признание ценности человека как личности;

б) любовь ко всему человечеству;

в) непротивление злу;

г) изучение гуманитарных знаний.

16. Следуя принципу природосообразности, необходимо учитывать:

а) возрастные особенности детей;

б) времена года;

в) географические особенности;

г) природные условия.

17. Принцип культуросообразности предполагает:

а) воспитание на общечеловеческих ценностях;

б) приобщение всех к музыкальной культуре;

в) развитие у детей общей культуры;

г) наполнение учебного процесса элементами культуры.

VI.4. Вопросы к зачету 1. Социализация как социально-педагогическое явление.

2. Понятие «социализация», сущность социализации.

3. Социализация и воспитание.

4. Этапы, факторы, агенты, средства, институты социализации.

5. Механизмы социализации и составляющие процесса социализации.

6. Стадии развития личности в процессе социализации.

7. Младший школьник в процессе социализации.

8. Младший школьник как объект социализации.

9. Младший школьник как субъект социализации.

10. Развитие социальной активности младшего школьника.

11. Социализация личности младшего школьника.

12. Стадии развития личности в процессе социализации.

13. Общество сверстников как фактор социализации.

14. Средства массовой информации и их роль в процессе социализации.

15. Этнические особенности и их роль в процессе социализации.

16. Показатели социальной активности ребенка.

17. Показатели сформированности социальной активности ребенка.

19. Социальная направленность познавательной деятельности младшего школьника.

20. Социальная направленность нравственной деятельности младшего школьника.

21. Социальная направленность коммуникативной деятельности младшего школьника.

22. Социальная направленность художественно-эстетической деятельности младшего школьника.

23. Социальная направленность трудовой деятельности младшего школьника.

24. Социальная направленность физкультурно-спортивной деятельности младшего школьника.

25. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности младшего школьника.

Пешкова Валентина Евгеньевна УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» специальность 031200 – «Педагогика и методика начального образования» Учебно-методическое пособие.

Майкоп, 2010. 54 с. (3,4 п.л.)