Темы для допуска к егэ. План сочинения по литературе допуск к егэ

В начале декабря 2013 года президентом страны в Послании Федеральному собранию РФ было предложено ввести в список экзаменационных испытаний для учеников выпускных классов итоговое сочинение.

Законопроект, регламентирующий осуществление подобной процедуры был разработан самыми лучшими педагогами страны и сотрудниками Министерства образования РФ.

Итоговое сочинение ЕГЭ – это промежуточная аттестация выпускников 11 классов. Сочинение не оценивается по балльной шкале. По работе выставляется либо «зачет», либо «незачет». Успешное написание работы станет условием для допуска к госэкзаменации. Исключение сделают для детей, которые имеют физические ограничения по здоровью – они будут писать изложение.

Внедрение подобного испытания станет стимулом для развития образного мышления школьника, а также повысит уровень начитанности среди учащихся выпускных классов.

Требования к сочинению

Продолжительность экзаменации регламентирована законодательными актами и составляет 235 минут . В том случае, если школьник является лицом с ограниченными возможностями относительно здоровья, то такому учащемуся увеличиваются временные рамки выполнения задания на 90 минут .

Подросткам разрешается приносить на экзаменацию с собой продукты питания, предназначенные для перекуса после завершения итогового сочинения. По правилам проведения , детей обязаны обеспечивать питанием в том случае, если он длится более 4 часов . Что касается итогового сочинения, то время написания работы составляет лишь 3 часа 55 минут , поэтому кормление во время его прохождения не обязательно.

В том случае, если учащийся не написал сочинение успешно, ребенок вправе повторно пройти испытание. Для этого предусмотрены три попытки и дополнительный временной период. В 2018 году пересдача проходила 3 февраля и 11 мая .

Объем работы берется в расчет при определении оценки. Рекомендовано использовать не меньше 350 слов . Если сочинение насчитывает менее 250 слов , включая служебные части речи, то такой текст автоматически оценивается неудовлетворительно. Максимальный объем сочинения не регламентирован. Объем итогового изложения – 250-300 слов.

Как правило, испытание проходит в закрытой аудитории и для работы подросткам выдаются черно-белые бланки альбомного формата. Помимо этих листов, учащийся обязан принести с собой черную гелевую ручку, паспорт или другой, удостоверяющий личность, документ, если есть необходимость, то медикаменты и продукты питания.

На экзамене разрешается пользоваться словарем орфографии, который выдается членами комиссии. Для детей, которые пишут изложение, положен толковый словарь.

Также, запрещается делать фотоснимки бланков и тем сочинения.

Темы сочинений

За прошлые годы были сформулировано множество направлений в тематике сочинения. Ежегодно определялось пять направлений и по каждому готовились списки конкретных тем.

В 2019 учебном году школьникам предложены такие темы, как:

    «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

    «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

    «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

    «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

    «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.

Утвержденных тем сочинения не знает никто: ни организаторы, ни учащиеся. Информация доводится до их сведения лишь за 15 минут до начала экзамена .

Легкие темы

Наиболее легкими считаются те темы, которые составлены с учетом определенного литературного произведения. Школьнику не приходится выбирать источник самостоятельно. Это обусловлено тем, что у каждого учащегося есть своя любимая книга, которую подросток хорошо знает и достаточно разбирается в проблематике произведения. Исходя из этого, ученику достаточно легко приводить аргументацию из этого произведения.

Сложные темы

Сложными, считаются те темы, которые требуют достаточно высокого уровня подготовки, а именно начитанности, широкого кругозора, любознательности. Только те учащиеся, которые немало читают, смогут справиться с такой тематикой.

При разработке тематических направлений, организаторы экзамена делают упор на то, как в теме сочинения объединены особенно важные принципы: четкость и ясность, точность в определении проблематики будущей работы. Как правило, при выполнении сочинения школьники сталкиваются с таким трудностями, как неумение правильно определить проблему, отсутствие опыта в использовании ссылок на литературный источник и отсутствие аргументации проблематики работы.

Иногда, школьники, вместо того, чтобы рассуждать относительно проблемы текста, начинают анализировать, что является типичнейшей ошибкой.

Кто пишет итоговое сочинение?

До итогового сочинения допускаются такие категории учащихся, как выпускники прошлых периодов, так и школьники текущего года. Причем, те учащиеся, которые сдавали экзамен в прошлые годы, должны предоставить оригиналы образовательной документации. В том случае, если участниками сочинения становятся дети с ограниченными возможностями, то они должны, предоставить, специальную справку, с подтверждением инвалидности.

Дополнительную попытку сдачи итогового сочинения получают и те школьники, которые не попали на экзамен по уважительным причинам.

Как стать участником?

Чтобы принять участие в написании сочинения или изложения, школьник должен подать заявку в приемную комиссию по месту своего обучения. Заявка регистрируется не позднее, чем за две недели до экзамена по итоговому сочинению.

Подобный документ могут подать как сам школьник, так и его родители, на основании своего паспорта. Также заявление вправе предоставить доверенные лица учащегося, при наличии у них соответствующего документа.

Если регистрацию хотят пройти учащиеся, которые проходили испытание в прошлые годы или школьники с ограниченными возможностями, то они должны предоставить дополнительные бумаги в виде справок унифицированного образца и документа об образовании.

В целом, процедура регистрации заявления стандартная. Ученик заполняет заявление, регистрирует его и получает регистрационный талон.

Расписание проведения итогового сочинения

Написание итогового сочинения пройдет 6 декабря 2018 года. Дополнительные даты для тех школьников, сдавших на неудовлетворительно назначены на две даты: 7 февраля и 16 мая 2019 года .

Итоговое сочинение было введено в общий список экзаменов для того, чтобы школьники больше читали, а также учились выражать свои мысли и аргументировать свои доводы на бумаге. Получить «зачет» по итоговому сочинению необходимо для того, чтобы в дальнейшем школьник был допущен до сдачи ЕГЭ. Также, успешное написание работы может добавить учащемуся к итогам дополнительные 10 баллов .

Сама работа достаточно сложная и многие учащиеся допускают типичные для этого задания ошибки.

  1. Наиболее распространенной ошибкой является та, что учащийся не может правильно определить проблематику выбранной темы. Также многие ученики не знакомы с правилами аргументации выбранной темы и иллюстрации, при помощи цитат из литературных произведений. Многие школьники, выбирают максимально знакомую тему и начинают просто анализировать указанное произведение, упуская рассуждение.
  2. Вовсе не обязательно ограничивать свой выбор теми произведениями, которые были изучены в 11 классе . Для написания подойдет любой литературный текст, с которым ребенок хорошо знаком.
  3. Еще одной типичной ошибкой считается то, что подростки начинают приводить цитаты из фантастических или детективных книг, с которыми не всегда знакомы экзаменаторы. В таком случае возрастает процент вероятности того, что сочинение не будет понято.
  4. Также при выполнении работы не стоит забывать, что текст должен соответствовать определенной структуре. Для этого, необходимо составить план работы. Стандартный план сочинения включает в себя следующие пункты:
    • Вступление.
    • Основная часть.
    • Заключение.
  5. Вступительная часть состоит из 2-3 предложений , которые определяют основную проблему избранной темы и задают тон всей работе. Основная часть раскрывает главную идею текста, поднимает вопросы тематики работы и аргументирует приведенные доводы. В заключении делается вывод и оценка приведенных доказательств.

Достаточно высоко ценится использование в тексте цитат. Чем уместнее они используются, тем выше оценивается работа.

Статистика сдачи итогового сочинения за прошлые годы

По последним статистическим данным в основной своей массе, школьники справились с сочинением. Уровень ошибок находился на допустимом уровне: 5 ошибок на 100 слов . Правда очень многие преподаватели ВУЗов обратили внимание на то, что учащиеся используют в написании работы, сухой шаблонный язык штампов. Работы по большинству однотипные и не имеют в своем составе творческой составляющей. В последние годы были изменены требования к написанию итогового сочинения и работа стала требовать более творческой подготовки.

Итоговое сочинение – одно из важнейших этапов сдачи экзаменов для выпускников. Это обязательный для всех выпускников школ экзамен, который является допуском к ЕГЭ. Если ученик получит «незачет» по данному испытанию, то он будет не допущен к другим экзаменам.Грядущие в ближайшее время реформы в стране касаются не только политической, геополитической и экономической систем, но задевают еще и систему образования. Ведь именно качество образования и грамотность кадров определяют успешное будущее страны. Итак, ЕГЭ 2017 – изменения, перспективы, возможности.

Условия и сроки

Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря, поэтому в 2017 году оно будет назначено на 6 декабря. Этот экзамен проводится для того чтобы проверить уровень речевой культуры выпускников, широту их кругозора, умение мыслить и отстаивать свою точку зрения. Для учебных заведений данное испытание – это возможность адекватно оценить, насколько выпускники освоили школьную программу и достаточен ли их уровень знаний для допуска к другим экзаменам. Школьникам итоговое сочинение дает возможность получить дополнительные 10 баллов к ЕГЭ.

Основные изменения в экзамене

Так что в конечном итоге, количество экзаменов, необходимых к сдаче, увеличится, а также аттестация будет проводиться не только после 9 и 11 классов (выпускных), но и после 4 – по окончании младшей школы. Заместитель министра науки и образования Третяк Наталья в Госдуме за «круглым столом» рассказала, что изменения планировались весь 2015 год, а в 2016 – 2017 начнут воплощаться в реальность. Какие изменения планируются? В первую очередь, все нововведения небеспочвенны. Перспективные планы грядущих изменений базируются на тщательном изучении опыта прошлых лет. К примеру, обязательными были и остаются математика и русский язык. А речь об увеличении количества сдаваемых предметов зашла не зря. Ведь, как показывает опыт 2013-2014 учебных годов, полная демократия в выборе предметов и отсутствие лимита приводит к тому, что в разы сокращается количество учащихся, проходящих итоговую аттестацию точных и природоведческих предметов (обществознание, химия, физика, биология, пр.) В Министерстве образования и науки посчитали такую ситуацию неприемлемой для будущих молодых специалистов, и увеличили число экзаменов ЕГЭ, оставив при этом ребятам возможность выбора предмета.

В первую очередь, изменения коснутся государственной итоговой аттестации – к двум обязательным на сегодняшний день экзаменов в 2017 году добавится еще один – на выбор учащегося, а еще через год – еще один.

Требования к ученикам

Поскольку итоговое сочинение отражает уровень грамотности ученика и его умение оперировать имеющейся информацией, то очень важно, чтобы он написал его самостоятельно. На экзамене строго пресекаются все попытки к списыванию и использованию запрещенных вспомогательных материалов. Правилами проведения испытания четко регламентировано, что можно и чего нельзя делать при написании сочинения. Так, на рабочем столе ученика должны находиться только:

  1. ручка с чернилами черного цвета (тип ручки выпускник может выбирать по собственному усмотрению);
  2. документ, подтверждающий личность;
  3. орфографический словарь, который выдают члены комиссии;
  4. при необходимости лекарства, вода или питание.

Темы итогового сочинения

Перечень из 5 тем для итогового сочинения утверждает Рособрнадзор отдельно для каждого часового пояса РФ и публикует их за 15 минут до начала экзамена на специальных сайтах. Таким образом, заранее узнать, какими точно будут темы, невозможно.За несколько месяцев до этого объявляются тематические направления, которые станут основанием для выбора тем. Это абстрактные понятия, о которых выпускникам предлагается поразмышлять - например, в прошлом году в этом списке были слова «Дом», «Любовь» и «Путь». Однако готовиться к экзамену ученикам предстоит вовсе не вслепую, поскольку еще в начале учебного года оглашаются тематические направления будущих тем. Это позволяет выпускникам подобрать литературный материал, который они будут использовать для аргументации. Важно отметить, что темы не будут в точности соответствовать тематическим направлениям, а лишь формулироваться с опорой на них. Например, в 2014 году одно из направлений звучало, как «Вопросы, заданные человечеству войной», а среди тем по данной тематике были: «Почему тема войны не уходит из литературы?», «Война: преступление и подвиг». Каждая тема формулируется таким образом, чтобы ученик мог максимально раскрыть ее проблематику и обосновать свою точку зрения по заданному вопросу. В качестве литературного материала, на который будет опираться выпускник при написании сочинения, можно использовать художественные произведения, мемуары, публицистику и даже устное народное творчество. При этом ученик может привлекать произведения как российской, так и мировой литературы.

Перечень из 5 тем для итогового сочинения утверждает Рособрнадзор отдельно для каждого часового пояса РФ и публикует их за 15 минут до начала экзамена на специальных сайтах. Таким образом, заранее узнать, какими точно будут темы, невозможно.

Структура итогового сочинения

Итоговое сочинение должно быть логичным, последовательным и с тщательно продуманной композицией. Чтобы оно соответствовало данным требованиям, его необходимо писать по определенному плану (структуре). Классическая структура сочинения выглядит так:

  1. Вступление;
  2. Основная часть:
    тезис №1 + аргумент;
    тезис №2 + аргумент;
    тезис №3 + аргумент.
  3. Заключение.

Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение. Тезис может быть только один, если этого достаточно для раскрытия темы и достижения необходимого количества слов в тексте. Однако педагоги отмечают, что лучше всего формулировать две пары «тезис + аргумент».

Учителя не устают твердить, что итоговое сочинение – это крайне важный экзамен, без сдачи которого о ЕГЭ и, соответственно, поступлении в ВУЗ можно забыть. Поэтому готовиться к нему нужно заранее, а не откладывать на последний момент. В подготовку необходимо включить:

  1. Чтение произведений мировой и российской литературы – итоговое сочинение отражает, как хорошо ученик владеет коммуникативными навыками и умеет ли он излагать собственные мысли. Чтение, как ничто другое, способствует обогащению словарного запаса, к тому же, произведения зарубежных и российских авторов необходимо использовать в сочинении, поэтому при подготовке экзамену нужно читать, читать и еще раз читать.
  2. Практику написания сочинений – чтобы развить навык выражения своих мыслей на бумаге, необходимо много практиковаться. Учителя рекомендуют писать хотя бы по нескольку сочинений в неделю, что позволит научиться правильно и быстро формулировать тезисы, логично строить предложения и композицию текста, а также корректно использовать цитаты из произведений. Для подготовки к экзамену можно найти в интернете стандартный шаблон итогового сочинения и использовать его для написания собственных текстов.

Начните готовиться к итоговому сочинению ЕГЭ уже сейчас. Вот отличное обучающее видео от эксперта Марины Лошевой:

При написании статьи использованы материалы из сайтов: god2017.com и ya2017.com

13.08.2016 , Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела предварительные итоги ЕГЭ по математике профильного уровня, который проходил 2 июня.

Средний балл участников вырос по сравнению с прошлым годом почти на 1 балл и составил 47,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 27 баллов, сократилось на 1%. Всего в ЕГЭ по профильной математике приняли участие около 391 тысячи участников.

«Уровень сложности ЕГЭ по математике профильного уровня в 2017 году не менялся. Предварительные результаты экзамена свидетельствуют, что участники в этом году справились с заданиями лучше. Также можно констатировать более осознанный выбор уровня ЕГЭ по математике выпускниками: меньше участников записались сразу на оба экзамена, профильный ЕГЭ выбрали в основном выпускники, которым математика нужна для поступления в вуз», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Благодаря внедрению технологии сканирования бланков ответов участников ЕГЭ в пунктах проведения экзаменов была оперативно завершена обработка результатов. Участники ЕГЭ по математике профильного уровня смогут узнать свой результат на два дня раньше установленного срока. Это можно сделать через личный кабинет на портале ЕГЭ - http://check.сайт/.

28 июня в основной период ЕГЭ 2017 года предусмотрен резервный срок для сдачи ЕГЭ по математике. Сдать экзамен в этот день смогут выпускники прошлых лет, желающие улучшить свой результат. Также ЕГЭ по математике смогут пересдать выпускники текущего года, получившие положительный результат ЕГЭ по русскому языку, но не имеющие удовлетворительного результата ЕГЭ по математике ни базового, ни профильного уровня. Для пересдачи такие выпускники могут выбрать любой уровень ЕГЭ по математике – профильный или базовый.

В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2019 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2019, так и летом 2020 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Темы прошлых лет

Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.

Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:

  • Время.
  • Любовь.
  • Путь.
  • Год литературы в России.

А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:

  • Разум и чувство.
  • Опыт и ошибки.
  • Честь и бесчестие.
  • Победа и поражение.
  • Дружба и вражда.

Зачем понадобилось итоговое сочинение?

Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?

  • Чтобы воспитать личность школьника.
  • Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
  • Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.

Как грамотно написать сочинение?

Необходимо знать порядок написания частей сочинения.
Композиция итогового сочинения:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  1. Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
  2. После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.

В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.

Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.

Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!

Как можно меньше «лить воды»

Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.

Третья часть – заключение . Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.

Самая короткая часть – это заключение.

Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.

Как выбрать тему?

Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:

  • какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
  • какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
  • формулировка темы должна быть понятна;
  • сделать выбор в пользу какой-либо темы.

Порядок работы

Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.

Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.

После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.

Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.

По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:

  1. Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
  2. Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.

Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:

Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.

Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.

О времени и результатах экзамена

На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).

Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!