В развитии речи важно не упустить золотое время. Речевое развитие детей дошкольного возраста

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного центр «Мамин клуб».

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук. После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее - ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обращать внимание?

Пусть время работает на вас: речь ребенка до 3 лет

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной, нужно лишь найти логопеда, который специализируется на работе с малышами.

Для того чтобs понять, не нуждается ли ребенок в помощи логопеда, важно знать, какие этапы развития речи соответствуют возрасту ребенка.

Речевая активность ребенка начинается уже в три месяца. В этом возрасте карапузы начинают издавать различные звуки, гулить . Если ребенок к 3-4 месяцам молчит, это может быть первым тревожным сигналом, на который стоит обратить внимание.

В 8-10 месяцев малыш делает первые попытки скопировать речь взрослых, произносит первые слоги : «ма», «ба», «па» и др. В этом возрасте ребенок понимает слова, адресованные ему, откликается на собственное имя. Если родители замечают, что к концу первого года малыш не реагирует на их речь, не пытается произносить первые слова, это повод обратиться к специалисту за консультацией. Тревожным симптомом является и своеобразное мычание ребенка в момент, когда он пытается выразить свои желания.

К 1,5 годам начинает самого крохи. В этом возрасте малышам пора употреблять простые слова: «мама», «папа», «дай», «ав-ав» и т.д. В 1 год словарный запас малыша пока невелик, он может насчитывать порядка 10 слов, но ребенок осознанно их употребляет. В это время речь ребенка развивается очень активно, словарный запас может пополняться каждый день.

Уже к 2 годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями . Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Речь ребенка от трех до пяти

Даже деткам, в речи которых родители не замечают особенностей, имеет смысл посетить кабинет логопеда в возрасте 3-4 лет. Есть и явные отклонения, которые нуждаются в коррекции с помощью специалиста. Опять же, в зависимости от возраста ребенка, к его речи предъявляются разные требования.

В три года важно убедиться в том, что артикуляционный аппарат малыша хорошо развит. Ребенок должен уметь выполнять простые движения: по просьбе взрослых высовывать язык, доставать им до неба, вытягивать губы трубочкой, надувать щеки и т.д. В этом же возрасте проверьте, может ли кроха воспроизвести простой ритм. Отсутствие этих навыков должно встревожить заботливых родителей. Логопед в таком случае не только проведет необходимую диагностику, но и поможет укрепить артикуляционный аппарат.

Также в 3-3,5 года ребенок не должен пропускать слоги в словах, переставлять их местами, «глотать» окончания. Обратите внимание на эту особенность в речи крохи, когда будете консультироваться с доктором. А вот правильного произношения всех звуков пока может и не быть. Оно может сформироваться только к 5 годам.

Если ребенок пока не умеет говорить «ш», «щ», «р», «л», в три года это не повод бежать к логопеду. Шипящие и сонорные («р», «л») звуки самые сложные, они могут появиться в речи маленького оратора последними. Понаблюдайте, как малыш произносит слова с этими звуками. Если пропускает их, на данном этапе это не страшно. А вот если вместо «л» произносит «в», «р» произносит гортанно , на французский манер, лучше все-таки посетить специалиста. Любое искажение звуков нужно исправлять. Своевременная коррекция поможет сделать так, чтобы неправильное произношение не закрепилось.

В 4,5-5 лет ребенку пора не только правильно произносить все звуки, но и уметь составлять связные предложения . Попросите малыша описать картинку или событие. Если он не придерживается последовательности, составляет несогласованные предложения (неправильно использует падеж, число), не пользуется в речи союзами, это отклонение от нормы. Понаблюдайте некоторое время, реагирует ли кроха на ваши исправления, и если прогресса не будет, побеседуйте со специалистом.

Как видите, логопед помогает не только исправить неправильное произношение отдельных звуков. Любое отклонение в речи малыша не стоит оставлять без внимания. В этом вопросе лучше перестраховаться, чем упустить что-то важное.

Анастасия Михайлюк специально для www.сайт.

При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www..

Добавить комментарий

Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью? Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти на прием к логопеду? Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич.

Поводы обратиться к логопеду

  1. Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
  2. В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
  3. Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно выяснить, что не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой проблемы логопедические.
  4. До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил. Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
  5. Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
  6. В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
  7. Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
  8. Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное произношение.
  9. Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
  10. Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
  11. В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
  12. Ребенок пропускает слоги.
  13. Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
  14. К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят, меняя местами начало слова и его окончание.

    С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит не в последний момент - в апреле-мае, а заранее.

Как стимулировать развитие речи?

  1. Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется, соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
  2. Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад. Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую любознательность следует развивать и поощрять.
  3. Заниматься развитием мелкой моторики - рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с крупой.
  4. Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые «рассказываются руками» ребенка.
  5. Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
  6. Найти на логопедический сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься ею с ребенком.

Какие могут быть поводы для волнения?

Нет повода для беспокойства, если:

Физическое развитие малыша соответствует возрасту;

У ребенка нет никаких неврологических заболеваний;- ребенок активно общается со знакомыми и родными людьми, но стесняется разговаривать с незнакомыми;- ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит;- ребенок решает все свои проблемы с помощью речи;ребенок вслушивается в свою речь и старается исправлять свои ошибки сам.

Обратите внимание на развитие ребенка, если:

в 1,5 года

Простых слов, например «мама» или «дом» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или название окружающих предметов: не способен выполнять простейшие просьбы, например «иди сюда», «сядь»;

в 2 года

Ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;

в 2,5 года

Активный словарный запас менее 20 слов, не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поле зрения;

Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например «дай воды»);

в 3-3,5 года

Ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

В его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

Он не повторяет за Вами слова;

Говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их;

Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

в 4 года

У ребенка очень скудный словарный запас (в норме - около 2000 слов); - не может запомнить четверостишье;

Совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками - норма);

в 5-6 лет

Все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

Ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке; - допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).

Если у ребенка есть такие проблемы, обратитесь за помощью к логопеду и в районную поликлинику.

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития речи «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно произносить звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет.

Итак, сначала вам потребуется:

Диагностика для выявления причин патологии развития речи;- диагностика слуха (обследование у сурдолога);- для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии речи?

Чем раньше вы обратите внимание на задержку в развитии речи и начнете заниматься с ребенком, тем быстрее будет положительный результат.

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.

Логопеды — помогают "поставить" звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ.

Когда обращаться к логопеду?

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов).

Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае.

В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

Какие нарушения речи исправляет логопед?

Нарушения фонетической стороны устной речи.

Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.

Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.

Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.

Нарушения чтения.

Нарушения письма.

Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше), в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности, устной и письменной. Нарушения речи в этой классификации подразделяются на две группы. Первая группа — нарушение средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР). Вторая группа — нарушения в применении средств общения: заикание.

Когда ребенку нужна помощь логопеда?

Как это ни грустно, сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Трехлетний малыш отказывается говорить словами - изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. «Без пяти минут первоклассник» никак не освоит коварный звук «р», а то и вообще не способен связно излагать мысли. А бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом. Откуда «берутся» логопедические проблемы? Что стоит помнить родителю, чтобы их минимизировать? Когда и о чем именно стоит начинать беспокоиться, а что «само пройдет»? Обо всем этом рассказывает логопед Родительской школы «Драгоценность» Любовь ВОРОНЦОВА.

«Каша во рту»: из чего она сварена?

Когда-то считалось, что проблемы с речью «живут» исключительно во рту. Ну, и немного ниже. Вроде, логично: человек говорит языком, губами, голосовыми связками, ну, легкими, отвечающими за дыхание… Лишь во второй половине ХХ века, когда наука продвинулась в изучении высшей нервной деятельности, выяснилось не столь очевидное: инициатором речи является человеческий мозг. Именно от дает команду всем остальным органам, порождающим членораздельные звуки, складывающиеся в слова и фразы

Истоки речевых проблем часто бывают «заложены» в период беременности, когда формируются и развиваются основные зоны мозга. Интоксикации, прием некоторых лекарств, инфекционные болезни, травмы, нездоровый образ жизни будущей мамы - все это может иметь отдаленные последствия, как и общий психологический фон беременности.

Еще большее влияние на то, как дитя будет впоследствии говорить, оказывает момент рождения. Существует масса исследований, доказывающих прямую связь между родовыми травмами, асфиксией и другими осложнениями в родах - и речевыми проблемами в будущем. Но даже просто быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, обычный роддомовский стресс, который испытывает новорожденный, а тем более неоправданные медицинские вмешательства в ход родов - все это может повлиять на то, когда и как ребенок заговорит.

Отсюда вывод: чем естественнее прошли беременность и роды, чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем больше шансов, что на развитии речи не скажутся хотя бы «перинатальные факторы». Но, увы, даже это не гарантирует, что логопедических проблем у ребенка не будет! Ведь дитя приходит в современный мир со всем его отнюдь не благоприятным для психического развития «наполнением».

На развитие речи могут повлиять травмы (особенно травмы головы), тяжелые инфекции, неоправданное применение медикаментов (в том числе - и прививки), серьезные стрессы - все это вещи общеизвестные. Хуже другое - среда, в которой растет малыш, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого. И это, увы, встречается и в семьях, исповедующих идею сознательного родительства. Просто многих факторов этой среды мы, взрослые, уже не замечаем - привыкли к ним, как к данности.

Первый год жизни - время эмоционального контакта ребенка с миром. И мир в данном случае - это дом и родители. Эмоциональное общение, недополученное в этом возрасте, в прямом смысле потом «аукнется» - проблемами в развитии речи. А эмоции из нашего мира сегодня «вымываются». Взрослым и друг с другом-то часто некогда поговорить - куда уж тут еще «разговаривать» с бессловесным младенцем! Даже кормление грудью порой воспринимается всего лишь как «физиологеский» процесс, который можно сопровождать смотрением сериала или работой за компьютером. Но ведь это - еще и момент наиболее полного эмоционального контакта между мамой и малышом!

С другой стороны, малыша сегодня с рождения окружает самый разнообразный информационный шум. Мир не только «кричит», он еще и мельтешит перед глазами ребенка - слишком быстро и слишком агрессивно. Работающий телевизор, музыка дома и на улице, громкие звуки города.

Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает осваивать мир физически, наощупь и «на вкус». Наступает время активного оперирования с предметами - и их называния. И тут опять же необходимо деятельное - и эмоциональное! - участие взрослого. Однако ж сплошь и рядом: дитя подросло, научилось сидеть и сосредотачивать взгляд на чем-то одном… мама облегченно вздыхает, ставит в видеоплеер диск - нет, не с боевиком, конечно! - со «старыми добрыми советскими мультиками», и уходит заниматься своими делами. И малыш сидит, завороженно глядя в «ящик» с мелькающими картинками и непонятными звуками, приучается «кушать глазами». И почему-то совершенно не учится говорить!

Чем мама отличается от телевизора?

Лично мое мнение как логопеда (с которым многие, возможно, не согласятся): ребенок ничего не потеряет, если в период формирования речи (а это - примерно до пяти лет!) вообще не будет смотреть телевизора. Даже хороших мультиков. Вполне можно гармонично расти и без компьютерных игр (в том числе и специальных «развивающих»). «Развивающий эффект» от всех этих забав сомнителен, а вот «посадить» на психику фатальный для формирования речи стресс они могут запросто!

Я считаю, что все, что нужно малышу в раннем дошкольном возрасте для гармоничного развития (в том числе и речевого), вполне можно «найти» в семье. Мама отличается от телевизора (и актера в театре!) в первую очередь тем, что их общение (в идеале, разумеется) - личное, персонифицированное, предметное, эмоциональное.

В старину дитя проводило первые годы жизни на руках у матери или рядом с нею. Иногда - с бабушкой или кем-то еще из женщин в семье. С ним разговаривали, пели, играли - «пестовали». То есть мир его состоял из постоянно звучащей, эмоционально насыщенной и очень конкретной - «про жизнь» - человеческой речи. Ребенку, по мере роста, давали играть с тем, из чего состоит быт, а не со специально разработанными «развивающими» кусками пластмассы, как сейчас. Он постепенно включался в жизнь семьи, начиная обслуживать себя, все больше помогать по хозяйству. Слова были тесно «привязаны» к реальным предметам и явлениям, окружающим ребенка. Неплохо бы и современным родителям вспомнить этот опыт! Предметная и звуковая среда, в которой растет малыш, намного важнее правильных «методик раннего развития».

Когда ребенок учится говорить, очень важно не «перегрузить» его. Не стоит пытаться научить дошкольника во что бы то ни стало выговаривать слово «синхрофазотрон» - придет время, освоит, если понадобится! Мне представляется сомнительным и стремление родителей пораньше научить ребенка чтению и иностранным языкам. Бывают дети, которым это дается легко, и не порождает проблем с речью, но…Всему свой срок, не стоит торопить события там, где есть риск, что это принесет вред.

И еще. Всегда надо помнить, что говорить малыш учится по подражанию. И чудесно «наследует» специфические особенности речи домашних! Не только мамин грассирующий «р» и бабушкину «беззубую» шепелявость. Имеет значение все: интонации, темп, четкость и громкость речи взрослых, грамотность в построении фраз… Стоит следить за всем этим!

Родительские «ЧаВо» к логопеду

Итак, основные «вехи» обретения речи. Голос подавать дитя умеет с рождения - это крик и плач. В первые месяцы важны психомоторные реакции: улыбка, узнавание лиц, «комплекс оживления». Еще до полугодовалого возраста ребенок начинает произносить звуки - «петь» гласные, повторять слоги. Молчание должно вызывать тревогу у родителей!

В 7-10 месяцев человечек начинает понимать речь взрослых и говорить первые слова. Вот здесь - внимание! - «часто задаваемый вопрос»: как отличить то самое, долгожданное Первое Слово малыша от «тренировочного» хаотического набора звуков - лепета? На «слова» в нашем взрослом понимании оно может быть совсем не похоже! Но это всегда вполне определенный набор звуков, привязанный к конкретному явлению, предмету, действию, человеку. Не обязательно классическое «мама». Но если дитя, протягивая руку к предмету, настойчиво голосит «дяяя!», вы и сами без труда поймете, что это скорее всего - «дай!». То есть - уже слово. Или преследует домашнего любимца, восхищенно выдыхая «кох!». Или лезет к маме за пазуху, восклицая «си!». Ну, и так далее…

С этого времени и до полутора лет «словарный запас» активно пополняется. Стоит насторожиться если «новых слов» долгое время нет.

Наконец, наступает патетический момент: ребенок заговорил! Вот тут родительское «ЧаВо» № 2: «Что значит «заговорил»? С какого момента речь малыша можно считать именно речью?». С точки зрения логопеда - это когда отдельные первые слова превращаются в высказывания. Пусть короткие! Не просто «Дай!» с указанием на желаемый предмет, а «Дай чашку!». Или - в обозначения действий («Я пись!» «Лопата - копать!» «Машина - биби!») .

Это обычно происходит в период от 1 года и 8 месяцев до 2 с небольшим лет. Вот тут - важный момент! Огромная группа риска - дети, которые не заговорили до трех лет. Тут уже однозначно надо консультироваться с логопедом. И - как можно больше внимания обращать опять же на эмоциональный контакт. Давать пример речевого общения - и кстати, это повод задуматься над собственной речью. Достаточно ли отчетливо, интонированно, грамотно говорит родитель? Или все общение в семье состоит из коротких незаконченных фраз? А может, мама, наоборот, говорит слишком много и быстро - и в основном не с ребенком, а с подругами по телефону? Незаговорившего стоит побуждать говорить, но - без насилия! Потому что тогда вообще можно «закрепить» нежелание общаться вербально. Куда эффективнее играть в игры, и не только речевые - но и с предметами. Читать стихи, делая в конце строчек паузу и поощряя «закончить». И помнить, что речь таки действительно напрямую связана с мелкой моторикой - очень хорошо играть в пальчиковые игры, давать ребенку возможность манипулировать с мелкими предметами.

К сожалению, в этот период индивидуальные занятия с логопедом почти невозможны - просто неэффективны. Ребенок в 3 года способен «заниматься» всего 5-10 минут. А дальше? Зато таким детям очень на пользу занятия в творческих студиях.

С 2 до 3 лет - период острого, почти обвального освоения речи. Слов становится все больше, предложения - все сложнее и осмысленнее. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает около тысячи слов. Он употребляет почти все части речи, распространенные предложения.

В 3-4 года большинство «думающих» родителей маленьких болтунов и почемучек начинает тревожиться, что чадо не выговаривает какие-то звуки. И правильно! Вообще-то то, что ребенок после 4-х не произносит каких-то отдельных звуков - вариант нормы. Но! Часто родитель сам не может оценить, насколько это временные проблемы, могут ли они «сами рассосаться» или с этим все-таки уже надо что-то делать.

Вообще-то в норме к 5-5,5 годам у ребенка должны «встать» все звуки родного языка. За исключением одного, самого сложного - пресловутого «р». Он «имеет право» сам «встать» к 6 годам. Но тянуть с визитом к логопеду все равно не стоит! Потому что, даже если все идет по плану и у ребенка звуки устанавливаются «в срок», логопед может подсказать, как сделать этот процесс наиболее мягким и естественным. Кстати, и некоторые проблемы можно исправить именно «домашней работой». Важно только не заниматься самодеятельностью по чьим-то советам и «умным» логопедическим книжкам (особенно бабушки-интеллигентки это любят!): если проблемы есть, «переучивать» кустарно обученного ребенка намного труднее, чем работать «с нуля».

Резюмируем сказанное. В возрасте от 4 до 5 лет показать ребенка логопеду стоит в любом случае! Но особенно должно насторожить, если он после пяти:

Неправильно выговаривает какие-то звуки;

Переставляет слоги в словах;

Неправильно строит фразы грамматически (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи);

Не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)

Речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»

Если ребенок заикается - это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду! В три года у ребенка еще могут быть «физиологические» повторы слогов, они могут и сами пройти, но могут - и нет. Возможно, здесь родителю предстоит поработать над снятием стрессовых факторов, то есть это проблема не чисто логопедическая.

Если родители по каким-либо причинам не отвели ребенка к логопеду в 4-5 лет, протестировать его перед школой надо обязательно! Вообще-то в наше время - в идеале! - каждому ребенку, даже вроде бы хорошо говорящему, перед школой требуется именно речевая подготовка. Многие речевые проблемы, как мы уже говорили, слишком хорошо «прячутся», и становятся очевидны только тогда, когда ребенок начинает обучаться чтению и письму. Это вообще очень большая и серьезная тема, и к ней хотелось бы вернуться в отдельном разговоре.

Записала Ольга ИЛЬИНА