Выход с арбатской в александровский сад. Временный вестибюль станций "Ул

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку ound="img/bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
Состав из вагонов типа "А" на станции "Александровский Сад"
Реконструкция - Yustas

Строительство станции началось только в июле 1934 года. Под одним из участков станции "Ул. Коминтерна" проходил канализационный коллектор мощностью (тогдашней) "2 миллиона ведер" воды в сутки. Коллектор представлял собой хрупкую гончарную трубу, малейшее нарушение грунтов могло повлечь за собой аварию. Постройка тоннеля проходила всего в 1,5-2 метра от магистрали.

Предлагалось несколько решений: надо было либо выключить на время канализацию и через водосток на Арбатской площади спустить сточные воды в Москву-реку, либо, на протяжении 100 метров будущего тоннеля переложить канализацию в металлические трубы. Моссовет отклонил оба варианта. Спустить нечистоты в Москву-реку хотя бы на несколько дней - в санитарном отношении недопустимо. Переложить коллектор на протяжении 100 метров - значит разрыть всю улицу и закрыть движение, по крайней мере, на несколько недель. Инженером Кульбахом был предложен оригинальный способ - перекладку коллектора производить не в специальных траншеях, а в тех же, в которых сооружались стены тоннеля. Работа была выполнена с высочайшей точностью и аккуратностью, коллектор, на протяжении 40 метров переложенный в металлические трубы, не пострадал. Улица все время была открыта для движения.

Строительство станции было закончено в рекордные сроки и уже 31 января 1935 года станции была отделана и сдана. В отделке станционного зала использованы белый, желтый, серый мрамор, черная керамическая плитка.

Для входа, выхода и сообщения со станцией "Библиотека имени Ленина" был построен не сохранившийся до наших дней наземный вестибюль (архитекторы П.П. Файдыш, С.П. Лавров). Располагался он на углу Воздвиженки и Моховой, примерно там, где сейчас расположен вход в подуличный переход. Из этого вестибюля можно было пройти к платформам станции "Ул. Коминтерна" или же спуститься на нижний уровень - к платформе станции "Библиотека им. Ленина". Вестибюль этот с самого начала строился как временный, постоянный предполагался в сооружаемом гигантском здании Библиотеки им. Ленина. На станции планировался еще один вестибюль у западного торца, выходящий к нынешнему подземному переходу напротив снесенного здания "Военторга". Лестничные марши с платформы ведут в помещение, используемое сейчас для служебных нужд.

Прямой пересадки на "Библиотеку им. Ленина" сначала не было, ведь на первой очереди поезда ходили через один - от "Сокольников" до "Парка Культуры" и до "Смоленской" . Пешеходные коридоры, ведущие к восточным торцам платформ станции, были построены сразу в 1935 году, но, скорее всего, не использовались до сентября 1938 года, когда был пущен участок "Ул. Коминтерна" - "Пл. Революции" - "Курская" и Арбатский радиус не начал функционировать независимо от Фрунзенского. В это время заканчивалось строительство здания библиотеки, в котором с самого начала проектом предусмотрен вход в метро.

Новый вестибюль предполагалось открыть в 1940 году. Уже тогда стало ясно, что станция не справляется с пассажиропотоком и был разработан проект реконструкции. Предполагалось соединить обе платформы мостиком, перекинутым над путями, расширить вдвое переходы коридоров, устранить встречные потоки пассажиров, уменьшить подъемы и спуски.

Однако реализации этих планов помешала война и новый вестибюль, встроенный в здание библиотеки, был открыт лишь в 1946 году. Одновременно с переустройством вестибюля была произведена запланированная реконструкция. Для удобства сообщения с дальней платформой был сооружен мостик над путями, примыкающий непосредственно к новому вестибюлю. То, что мостик был запроектированный еще перед войной, хорошо заметно по его несколько легковесной архитектуре, совсем не характерной для послевоенного монументализма. В это же время реконструированы переходы, примыкающие к восточным торцам платформ. Первоначально эти коридоры были совсем не такими как сейчас: узкими, темными, с очень крутыми лестницами. При реконструкции 1946 года коридоры приобрели вид, близкий к современному: они были расширены, а уровень пола поднят на 1,5 метра, что позволило уменьшить длину и крутизну лестничных спусков.

Тогда же станция была переименована в "Калининскую".

5 апреля 1953 года был пущен в эксплуатацию глубокий Арбатский радиус. Станция "Калининская" была закрыта для пассажиров, а подземное пространство кардинально перестроено. Вестибюль в здании библиотеки стал использоваться как наземный вестибюль "Арбатской". Для этого в новый подземный вестибюль "Арбатской" был построен малый эскалаторный наклон, а на месте ликвидированного аванзала "Калининской" устроена лестница. При этом потоки пассажиров были разделены, подъем происходил по эскалатору, а спуск по двухмаршевой лестнице. Два из трех проходов на платформу в бывшем аванзале "Калининской" были заложены.

8 ноября 1958 открыто движение по новой Филевской линии до станции "Кутузовская", одновременно вновь была открыта и "Калининская", серьезный перестроек при этом не производилось.

В середине 60-х добавлены выходы в подземный переход под перекрестком, построен дополнительный переход со станции "Библиотеки имени Ленина". В результате реконструкции (1997-1999) вестибюля, встроенного в здание библиотеки, двухниточный эскалатор, соединявший этот вестибюль с эскалаторным залом "Арбатской", заменен лестницей.

С 05 июля 1990 года станция называется "Александровский Сад". Надо сказать, что первоначально предполагалось переименовать станцию в "Воздвиженку", и станция носила это название в течении нескольких дней. Были даже отпечатаны вагонные схемы с названием "Воздвиженка", что вносило дополнительную сумятицу среди пассажиров. Зачем понадобилось спешно заменить столь уместное и лаконичное название на нынешнее громоздкое и трудновыговариваемое - загадка.

Во время строительства подземного торгового центра под Манежной площадью один тоннель до "Охотного Ряда" был разобран. Второй остался для служебных нужд метрополитена, существует до сих пор и используется как соединительная ветвь. Сохранились и оба тоннеля к "Площади Революции".

Станция является частью крупнейшего в Московском метрополитене пересадочного узла, включающего четыре станции - "Библиотека им. Ленина", "Александровский Сад", "Арбатская" и "Боровицкая". В перспективе на "Боровицкой" предполагается построить еще один наклонный ход, выходящий в подземный вестибюль, объединенный с неиспользуемым западным выходом "Александровского Сада", организовав, тем самым, возможность прямой пересадки между этими станциями. Но это дело очень далекого будущего, так как сейчас острой необходимости в этом нет.

До недавнего времени на станции большую часть дня использовалась только одна платформа, вторая - по расписанию лишь в часы пиковых нагрузок. С открытием вилочного ответвления к станции "Деловой Центр" обе платформы стали использоваться постоянно. Поезда к "Деловому центру" отправляются с 1-ой (дальней) платформы, в сторону "Крылатского" - с обеих. Для информирования пассжиров об отправлении поезда к "Деловому Центру" установлены 2 информационных указателя "бегущая строка", кроме того, производятся объявления по громкой связи. Для оборота поездов перед станцией (со стороны "Арбатской") уложен перекрестный съезд.

сокольническая замоскворецкая арбатско-покровская филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс
линии
строящиеся линии
мкжд
третий пересадочный контур
кожуховская линия
линия на коммунарку

Станция метро «Александровский сад» была открыта 15 мая 1935 г. Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве станции с островной платформой (платформа в центре, пути по бокам) пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Поэтому по настоянию куратора строительства профессора В.Л. Николаи и коменданта Кремля Р.А. Петерсона проект бы изменен. Пути, примыкающие к станции, были уложены в двухпутный тоннель между Кутафьей башней и Манежем. И это не единственная особенность «Александровского сада».

Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому на станции до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.

Участок «Александровский сад» (бывш. Калининская) - «Киевская» - это единственный отрезок в московском метро, который был закрыт для эксплуатации на несколько лет. Подземные помещения использовались как склады, а наземные вестибюли были забиты щитами. Этот неглубокий участок (все станции мелкого заложения) был самым уязвимым местом Московского метрополитена - важнейшего стратегического объекта. Поэтому был разработан проект строительства трех станций глубокого заложения: «Арбатской», «Смоленской», «Киевской» - параллельно Арбатскому радиусу (Филевской линии). Участок был назван Арбатско-Покровским радиусом, и когда 5 апреля 1953 г. его сдали в эксплуатацию, старый участок закрыли. 7 ноября 1958 г. произошло повторное открытие станции теперь в составе вновь созданной Филевской линии до станции Кутузовская.

Станция уникальна по многим параметрам. Это рекордсмен по числу переименований из всех станций метрополитена бывшего СССР. «Имени Коминтерна» и «Улица Коминтерна» в 30-х - 40-х гг., «Калиниская» с 1946 по 1990 г. и всего несколько дней в начале 90-х - «Воздвиженка», но это название почему то не прижилось.

Архитектурное оформление станции не представляет особого интереса, она так и осталась технологическим транспортным сооружением.

Три ряда восьмигранных (шестигранных) колонн - по одному на платформах и еще один между путями - поддерживают потолочные перекрытия. Нижняя часть стен и колонны на платформах покрыты желтым, кремовым, коричневатым крымским мраморным известняком. Средний ряд колонн намеренно просто отштукатурен, чтобы не акцентировать внимание на проложенных в центре станции путях. Для перехода через пути предназначен арочный мостик, находящийся посередине станции. В фойе между мостиком и кассовым вестибюлем стоит бюст М.И. Калинина.

Единственный вестибюль станции расположен в цоколе главного здания РГБ на ул. Воздвиженка.

Архитекторы станции - А. Гонцкевич, С. Сулин, инженер-конструктор - В. Дмитриев.

Конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 г., повторно открыта 7 ноября 1958 г.
Код станции: 054.

Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции.
До 24 декабря 1946 г. называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 г. - «Калининская». В 1991 г. на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».

Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в Московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, а через них и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Прямого перехода на станцию «Боровицкая» нет.

Единственная в Москве колонная четырёхпролётная станция мелкого (7 м) заложения. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком. Станцию с боковыми платформами пришлось строить из-за требования профессора В. Л. Николаи и коменданта Кремля Р. А. Петерсона, чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней.
Архитекторы А. И. Гонцкевич и С. Сулин.
Инженер-конструктор В. И. Дмитриев.
Станцию возвела Шахта № 31-32 «Мосметростроя» под руководством Г. Климова, М. Терпигорева и И. Зубкова.

Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны (кроме центрального ряда) также облицованы мрамором. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженку, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М.И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Информация о станции.