Федор Иванович Янкович де Мириево
Янкович де Мириево Федор Иванович (1741-1814) - сербский и русский педагог, последователь Я. Коменского, член Российской АН. С 1782 г. жил в России, участвовал в разработке школьной реформы 1782-1786. Автор учебников и разработок для школы.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 590.
Янкович де Мириево Федор Иванович (1741-22.05.1814), педагог, член Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юридическом факультете Венского университета. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об учреждении народных училищ (1782-1801), составил план школьной системы, закрепленной Уставом 1786. Главными вопросами реформы считал устройство системы народных училищ, подготовку учителей и издание хороших учебников. До введения реформы Янкович де Мириево руководил подготовкой учителей в Петербургском главном народном училище (1783 - 85). Его питомцы стали педагогами в первых реформированных школах. В организации школьной жизни придавал важное значение доброжелательным отношениям между педагогом и учениками. При его участии был издан комплект учебников (“Букварь”, “Прописи и для них руководство по чистописанию”, “Правила для учащихся”, “Всемирная история” и др.). Были подготовлены географические и исторические карты, атласы, он ввел в русской школе использование классной доски и мела.
ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО [Мириевский (Jankovic Mirijevski)] Фёдор Иванович (Теодор) , русский и сербский педагог, последователь Я. А. Каменского, чл. Росс. академии (1783). Получил юрид. и камеральное (см. Камералистика) образование в Венском ун-те. Работая с 1773 директором нар. школ провинции Тимиш Баната, в к-рой наряду с румынами жили славянские народы (преим. сербы), возглавил в ней проведение в жизнь австр. школьного Устава 1774 применительно к традициям слав, населения. Для учителей Я. де М. подготовил спец. пед. руководство.
В 1782 Я. де М. по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работая в Комиссии об учреждении нар. училищ, он составил общий план школьной системы, закреплённой Уставом 1786, по к-рому учреждались малые народные училища и главные народные училища, и организовал подготовку учителей для этих школ в открытом по его инициативе Петерб. главном нар. училище, директором к-рого он был в 1783-85.
Вместе с рус. учёными и педагогами Я. де М. написал "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783). Он создал ряд учебников: "Букварь", ч Прописи и для них руководство по чистописанию", "Правила для учащихся" (все в 1782), "Руководство к арифметике" (не позднее 1784) и др. Переиздал, значительно дополнив, "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный" (ч. 1-4, 1790- 1791), составл. П. С. Палласом (изд. 1787-89). В 1802-04 чл. Комиссии об уч-щах Мин-ва нар. просвещения (с 1803 - Гл. правление уч-щ).
Использованы материалы Большой советской энциклопедии.
Литература:
Рождественский С. В., Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII - XIX вв., СПБ, 1912;
Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 61 - 78;
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII п.- первая половина XIX в., под ред. М. Ф. Шабаевой, М., 1973, с. 143-54.
Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».
Популярные биографии
Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич
Фёдор Иванович Янкович (де Мириево) (1741-1814) - сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года). Являлся разработчиком и активным участником реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века. Считается одним из последователей Я. А. Коменского.
Биография
Происхождение
Серб по происхождению. Родился в 1741 году в местечке Каменице-Сремской, недалеко от Петроварадина.
Когда турки захватили Сербию, семья Янковичей, будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переселились в Венгрию. Здесь семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были пожалованы определённые привилегии.
В Австрии
Образование получил в Венском университете, где слушал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.
После окончания университета поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, ставшему впоследствии Карловацким митрополитом. На этой должности придерживался проавстрийских взглядов, выступал за сотрудничество с католической церквью.
В 1773 году был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате, приняв на этой должности участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, по примеру уже введенной в Пруссии, разработанной настоятелем Саганского монастыря Фельбигером. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. Обязанностью Янковича как директора училищ в провинции, населённой православными, было приспособление новой учебной системы к местным условиям.
В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии. В грамоте было сказано: «Мы благосклонно приметили, видели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования, о которых нам с похвалою донесено».
В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции под заглавием: «Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ».
В России
При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии, передал ей австрийские школьные учебники и охарактеризовал императрице Янковича как:
В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.
13 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, начальство над которой принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии. В открытой семинарии Янкович особое внимание уделили организации учебной и воспитательной частей, снабжению семинарии всеми необходимыми учебными пособиями. В кабинете естественной истории он организовал собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых и гербарий. Для класса математики и физики были приобретены необходимые модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи и машины. По настоянию Янковича в семинарии и в главном народном училище были запрещены телесные наказания.
Эберхардт, Гоби
Гоби Эберхардт (нем. Goby Eberhardt , полное имя Иоганн Якоб Эберхардт ; 29 марта 1852, Франкфурт-на-Майне - 13 сентября 1926,Любек) - немецкий скрипач, музыкальный педагог и композитор. Отец Зигфрида Эберхардта.
Разработал оригинальную педагогическую методику, в которой важное место занимали упражнения для левой руки без извлечения звуков. Его также занимали проблемы психологической и физиологической естественности в работе исполнителя: уже в 1907 г. он посвятил этому вопросу книгу «Моя система упражнений для скрипки и фортепиано на психофизиологической основе» (нем. Mein System des Übens für Violine und Klavier auf psycho-physiologischer Grundlage ). Этот интерес Эберхардт передал своему сыну, в соавторстве с которым вышла его последняя методическая книга «Естественный путь к высшей виртуозности» (нем. Der natürliche Weg zur höchsten Virtuosität ; 1924). Кроме того, в 1926 году опубликовал книгу очерков о выдающихся музыкантах «Воспоминания об известных людях нашей эпохи» (нем. Erinnerungen an bedeutende Männer unserer Epoche ).
§ Эберхардт, Гоби: ноты произведений на International Music Score Library Project
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%82,_%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B8&printable=yes
Янкович де Мириево, Фёдор Иванович
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Фёдор Иванович Янкович (де Мириево) (1741-1814) - сербский и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года). Являлся разработчиком и активным участником реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половинеXVIII века. Считается одним из последователей Я. А. Коменского.
Биография
Происхождение
Серб по происхождению. Родился в 1741 году в местечке Каменице-Сремской (серб.), недалеко от Петроварадина.
Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей, будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в1459 году переселились в Венгрию. Здесь семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были пожалованы определённые привилегии.
В Австрии
Образование получил в Венском университете, где слушал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.
После окончания университета поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, ставшего впоследствии Карловацким митрополитом (серб.). На этой должности придерживался проавстрийских взглядов, выступал за сотрудничество с католической церквью.
В 1773 году был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате, приняв на этой должности участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, по примеру уже введенной в Пруссии разработанной настоятелем Саганского монастыря Фельбигером (англ.). Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.
В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево , по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии. В грамоте было сказано: «Мы благосклонно приметили, видели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования, о которых нам с похвалою донесено».
В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции под заглавием: «Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ».
В России
При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии, передал ей австрийские школьные учебники и охарактеризовал императрице Янковича как:
В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ , во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.
13 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, начальство над которой принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии. В открытой семинарии Янкович особое внимание уделили организации учебной и воспитательной частей, снабжению семинарии всеми необходимыми учебными пособиями. В кабинете естественной истории он организовал собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых и гербарий. Для класса математики и физики были приобретены необходимые модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи и машины. По настоянию Янковича в семинарии и в главном народном училище были запрещены телесные наказания.
Янкович был директором главного народного училища и учительской семинарии при нём до 17 мая 1785 года, когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобождён от непосредственного руководства этими учебными заведениями.
Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Янковича своим вниманием. В 1784 году ему был присвоен чин коллежского советника, а в 1793 году - статского советника. Кроме того, он был награждён орденами св. Владимира - 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 году Екатерина пожаловала ему деревню в Могилевской губернии и в том же году причислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он был награжден чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определена была пенсия в 2000 рублей, а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губернии.
После учреждения в 1802 году Министерства народного просвещения Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 году получившей название Главного правления училищ. Однако, в министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович не пользовался влиянием.
В 1804 году он оставил службу, так как чрезмерные труды совершенно истощили его умственные и физические силы .
(1741 )- Нови Сад , Сербия
- Санкт-Петербург , Российская империя
Биография
Происхождение
Серб по происхождению. Родился в 1741 году в местечке Каменице-Сремской (серб. ) , недалеко от Петроварадина .
Янкович был директором главного народного училища и учительской семинарии при нём до 17 мая 1785 года , когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобождён от непосредственного руководства этими учебными заведениями.
Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Янковича своим вниманием. В 1784 году ему был присвоен чин коллежского советника , а в 1793 году - статского советника . Кроме того, он был награждён орденами св. Владимира - 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 году Екатерина пожаловала ему деревню в Могилевской губернии и в том же году причислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он был награждён чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определена была пенсия в 2000 рублей, а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губернии .
Реформа образования в России
Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).
В школах первого разряда должны были обучать - в первом классе: чтению и письму, знанию цифр, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м - после повторения предыдущего - пространному катехизису без доказательств из священного писания, чтению книги «О должностях человека и гражданина», арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию.
В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, должны были учить пространному катехизису с доказательствами из священного писания, чтению и изъяснению евангелия, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию.
Школы 3-го разряда (главные) должны были состоять из 4-х классов - курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе должны были преподаваться: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование.
Подготовка для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, лежала исключительно на Янковиче. В этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методиками обучения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, в зависимости от способностей каждого.
В 1785 году комиссия поручила Янковичу составить положение для частных пансионов и школ, которое позже была включена в устав народных училищ, утверждённый 5 августа 1786 года. Согласно положению все частные пансионы и школы должны были быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе.
Моральные средства действия на воспитанников определялись в следующих словах наказа:
Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим |
Нельзя, однако, не заметить, что на дух учения и воспитания в частных пансионах и школах наказ Янковича имел весьма слабое влияние. Причины этому заключались, с одной стороны, в недостатке воспитателей, соответствовавших идеалу, представленному в наказе, а с другой - в том важном обстоятельстве, что требования тогдашнего общества стояли далеко ниже этого идеала и потому делали возможным существование плохих пансионов, лишь бы учили в них французскому языку и танцам.
Наказ Янковича для частных пансионов содержал смелое для того времени разрешение воспитывать вместе детей мужеского и женского пола, причем содержателям вменялось в обязанность иметь для детей разных полов раздельные комнаты. Эта положение было отменено в 1804 году . Одним из недостатков наказа было то, что в нем говорилось только о частных учителях в пансионах и школах, но были упущены из виду частные учителя, занимающиеся обучением в частных домах. Способ их экзаменовки и отношение их к училищному начальству остались неопределенными. Такая неопределенность, естественно, повлекла за собой ослабление надзора за домашним учением и открыла широкое поле для злоупотреблений, особенно со стороны учителей-иностранцев.
Методика обучения согласно Янковичу должна была состоять из совокупного наставления, совокупного чтения, изображения через начальные буквы, таблиц и опроса .
Янкович был сторонником живого преподавания предметов в противовес бытовавшему тогда схоластическому и механистическому методам обучения. Впоследствии, его методики были распространены, кроме народных училищ, на духовные училища и военные корпуса.
Учебники и руководства
Янкович принимал также активное участие в составлении учебников и учебных пособий для преподавателей.
Ему принадлежат следующие учебники и пособия:
- Таблицы азбучные и для складов церковной и гражданской печати (1782)
- Букварь (1782)
- Сокращенный катехизис с вопросами и без вопросов (1782)
- Прописи и при них руководство для чистописания (1782)
- Правила для учащихся (1782)
- Пространный катехизис с доказательствами из священного писания (1783)
- Священная история (1783)
- Всемирная история (1784)
- Зрелище вселенныя (1787)
- Сокращенная русская история, извлеченная из подробной истории, сочиненной Штриттером (1784)
- Сокращенная российская география
- Всеобщее землеописание.
Работа в Академии Российской
Практически сразу по приезде в Россию, в 1783 году, Янкович был избран в первый состав