Ахмет Байтурсынов: фото, биография, произведения. Биография

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

В Большой советской энциклопедии упоминается, как религиозно-националистический идеолог. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Биография

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа».

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Литературно-научная деятельность

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, - писал Поливанов, - что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ - без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.

Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926-1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

Память

  • В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и около него установлен памятник-бюст просветителю.
  • Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004).
  • Его именем названы улицы во многих городах Казахстана.
  • Именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет.
  • В 2005 году была выпущена почтовая марка Казахстана, посвященная Байтурсынову.

Исследования

  • Омаров И. Ученая деятельность А. Б. Байтурсынова. Труды общества изучения Киргизского края. Вып. 3. - Оренбург, 1923.

В конце тридцатых годов XX века по Казахстану прокатился каток Большого террора. Он затронул жизни многих политических и общественных деятелей. Попал под репрессии и Ахмет Байтурсынов. Его биографии можно дать заголовок «Борьба против невежества и несправедливости». Что преодолел великий просветитель и чем мы ему обязаны, об этом далее.

Ахмет Байтурсынов: биография ученого

Знаменитый лингвист, литературовед, тюрколог и видный общественный деятель начала XX века родился 5 сентября 1872 года. Его мать и отец были простыми крестьянами, которые воспитывали еще троих сыновей.

Под пятой царской России жилось не сладко, а о справедливости не было и речи. Ахмету пришлось убедиться в этом на примере собственной семьи. В 1885-м к ним в аул в Тургайском уезде с рейдом нагрянули полицейские. Возглавлял их «пес режима» полковник Яковлев.

Нелюди устроили погром. Под видом обысков забирали все, что понравится. Глядя на это, отец будущего ученого вместе со старшими сыновьями надавал полковнику по лицу. К сожалению, с рук им это не сошло.

Трусливая собака пожаловалась на справедливые действия мужчин, за что тех отправили в Сибирь на пятнадцать лет. Видимо, тогда в Ахмете зародилась жгучая ненависть ко всем проявлениям несправедливости.

Оставшись без отца, Ахмет, несмотря катастрофическую нехватку средств, сумел получить образование. Основу знаний он почерпнул у деревенских мулл, затем благодаря родне окончил два класса русско-казахского колледжа.

После этого Ахмет Байтұрсынов решает стать учителем и поступает в специализированную школу, которую основал великий просветитель Ибрай Алтынсарин. Через четыре года двадцатитрехлетний Ахмет отправляется в свободное плавание.

Борьба за права и свободу казахского народа

В 1895 году Байтурсынов начал преподавать. Он работал в аульных школах и областных училищах до 1909 года. В этот период ученый интересуется политикой.

Впервые он привлек внимание властей в 1905-м, когда вместе с соратниками составил петицию, в которой выдвигалось требование предоставить казахам свободу вероисповедания, позволить выпускать газеты; поднимались вопросы судебной системы и местного самоуправления. Кроме того, декларировалось снижение потока переселенцев и прекращение отъема земель у казахского народа. По некоторым сведениям, под этим документом подписалось 14,5 тысяч человек.

Тогда ему это простили. Однако через два года вспомнили. Ахмета бросили в застенки за открытую критику царизма. В 1909-м Байтурсынов снова стал узником семипалатинской тюрьмы, причем на этот раз за разжигание межнациональной розни и пропаганды автономии. Суда не было, однако выпустили его только через восемь месяцев.

Но власть не успокоилась: Ахмета лишили родины, выслав из Казахстана. Поэтому в 1910-м они с женой Бадрисафой вынужденно переезжают в Оренбург. За несколько лет он познакомился с видными политическими и литературными деятелями того времени - Алиханом Букейхановым и Мыржакыпом Дулатулы.

Вместе они основали издание «Казах», которое с 1913 по 1918 годы было главной политической и научно-литературной газетой. На ее страницах освещались вопросы культуры и грамоты казахов, перехода к оседлой жизни, несправедливой передачи плодородных земель российским переселенцам.

В 1917 году, после падения царской власти в России, многие казахи, включая Байтурсынова, вздохнули с облегчением, ведь Февральская революция дала надежду на самоуправление и избавление от гнета. Воспользовавшись моментом, Ахмет со своими сподвижниками создал партию «Алаш», которая стала во главе новой автономии Алаш-Орда.

Это государство просуществовало до 1920 года, пока не было вынуждено перейти под контроль СССР. После этого Алаш-Орду ликвидировали как государственное образование. Всех родоначальников автономии амнистировали, однако к концу 1930-х мало кто из них остался в живых.

В 1919 году Ахмет получил должность заместителя главы Советского народного комиссариата и вступил в ВКП (б). Через год написал письмо самому Ленину с жесткой критикой политики советской власти в отношении Казахстана. В это же время он стал членом РКП (б), однако покинул ряды коммунистов из-за непреодолимых разногласий.

Между 1921 и 1928 годом вел активную управленческую и научно-просветительскую деятельность. Один год проработал народным комиссаром по вопросам образования в Казахстане. До 1925-го - председателем научно-литературной комиссии. Все это Байтурсынов совмещал с преподаванием истории, казахского языка и литературы.

Ужас начался в 1929-м, когда коммунисты начали мстить основателям Алаш-Орды за контакты с белогвардейцами и расстрел красного командира Амангельды Иманова. Под этот пресс попал и Байтурсынов. Его обвинили в подготовке вооруженного переворота в Казахстане и распространении антисоветских идей. Вместе с соратниками его посадили в Бутырку и приговорили к смертной казни.

Через три года расстрел смягчили до десяти лет тюрьмы, еще через год - до трех лет ссылки. В 1934-м за Ахмета попросила Екатерина Пешкова - жена Максима Горького. После этого Байтурсынова освободили, не дожидаясь окончания срока заключения.

Выйдя на свободу, Ахмет вместе с женой и тремя приемными детьми переехал в Алма-Ату. Там они спокойно жили до 1937 года, пока по СССР не прошлась вторая волна репрессий. Его около года держали в казематах.

На одном из бесконечных допросов на вопрос чекиста о приверженности власти Байтурсынов ответил: «Я стремлюсь поднять культуру и благосостояние казахов, а так как это дело находится в зачаточном состоянии, я поклонюсь той власти, которая поддержит мои начинания». В начале зимы 1938 года его расстреляли.

На пятьдесят лет имя Ахмета Байтурсынова стерли из истории. Только после реабилитации в 1988-м стало известно о его великой борьбе с неравными силами противника в лице царской, а затем и советской власти.

Ахмет Байтурсынов: литературно-научная деятельность

Пока НКВД не взяло Байтурсынова в оборот, он вел активную научно-исследовательскую деятельность в области литературы. Его первая работа увидела свет в 1909 году. Это был сборник «Сорок басен» с оригинальной адаптацией сюжетов Крылова, Эзопа и Абая. В этих текстах Байтурсынов критиковал имперские замашки царской России, бичевал гнет и насилие властей в отношении казахского народа.

В 1911 году выходит «Маса» - один из самых значимых трудов Ахмета Байтурсынова. В поэтическом сборнике отражена идея о построении высокообразованного и культурного общества. Ахмет призывает искоренять невежество, халатность и равнодушие. Эта книга подняла казахскую литературу на новый уровень.

Первую литературно-исследовательскую работу Ахмет провел в Оренбурге. Ее результат опубликовали в издании «Казах». Ученый рассматривал влияние духовного наследия Абая на казахскую культуру, раскрывал огромную значимость произведений великого поэта. Развивая идеи поэта о демократическом устройстве общества, Ахмет положил их в основу профессиональной журналистики Казахстана.

В 1926-м Байтурсынов издал научно-теоретическую работу «Әдебиет танытқыш» (рус. - «Литературоведение»). В ней он дал четкие определения теории и критики литературы, истории и методологии. Это был первый фундаментальный исследовательский труд казахской литературы.

Ахмет Байтурсынов значительно повлиял на развитие лингвистики и образования. Он известен как основоположник нового алфавита на основе арабской графики. Ученый предложил ставить перед каждым словом знаки, которые бы помогали правильно передавать гласные звуки, учитывая казахскую фонетику. Проект был назван «Ясное письмо», однако после начала латинизации тюркских языков в 1929 году его заменили на яналиф.

В 1912-м ученый выпустил иллюстрированный букварь, который несколько раз переиздавался. Через два года он эволюционировал в полноценное пособие по изучению казахского языка, в которое вошли разделы морфологии, фонетики и синтаксиса. В нем же впервые представлены грамматические термины.

В середине 1920-х Ахмет написал несколько методологических работ для учителей: руководство «Тiл жұмсар» и пособие «Баяншы».

Поражает, какой силой духа обладал Ахмет Байтурсынов. Он не сломался под давлением царских и советских властей, не предал свои идеалы даже перед лицом смерти.

Великий ученый стоит в одном ряду с такими личностями, как Ибрай Алтынсарин, Жамбыл Жабаев и Абай Кунанбаев. Да не померкнет память об истинных героях казахского народа!

Ахмет Байтурсынов – поэт, ученый, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В свое время он стал жертвой несправедливости сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбергенов и Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Миржакып Дулатов и Ахмет Байтурсынов.

А. Байтурсынов родился 18 января 1873 года в Тосынской волости Тургайского уезда, в семье крестьянина. Получил первоначальное образование в родном ауле, затем учился в Тургайском русско-казахском училище (1886–1891), в Оренбургской учительской семинарии (1891–1895). Педагогическую деятельность начал в 1895 году учителем аульной затем волостной школ. В 1909 году, будучи заведующим двухклассным русско-казахским училищем, в г. Каркаралинске примкнул к оппозиции существующему строю, за что был арестован и сослан в г. Оренбург.

К этому периоду относятся его научные поиски в области казахского языкознания и методики преподавания родного языка. В последующие годы он приступает к разработке принципов реформы казахской письменности, разрабатывает научную терминологию для определения категорий казахской грамматики.

А. Байтурсынов – автор первого казахского букваря. Новый казахский алфавит, названный в честь ученого байтурсыновским, в свое время служил хорошим образцом для всех тюркоязычных народов при проведении реформы письменности. Автором написаны также «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики», «Развитие речи», различные хрестоматии. Эти методические труды до сих пор пользуются авторитетом у ученых в области казахского языкознания и методики преподавания казахского языка.

Творческую деятельность А. Байтурсынов начал как баснописец. В своих стихотворениях он выражал нужды и чаяния казахского народа, его мечту о светлом будущем, обличал лицемерие чиновничьего аппарата, призывал к свету знаний, культуре. В произведениях «Сорок басен» (1909), «Маса» (1911), «Комар» (1911) высмеиваются такие людские пороки и недостатки, как праздность, лень, тщеславие, невежество.

В 1913 году А. Байтурсынов становится первым редактором газеты «Казах», созданной по инициативе казахской интеллигенции. Главным в программе газеты было освещение проблем развития казахского языка, культуры, школьного образования.

После революции 1917 года, будучи членом партии «Алаш», А. Байтурсынов избирается членом Военно-революционного комитете Киргизского (Казахского) края, работает наркомом просвещения края (1920–1921), председателем Академического центра (1921–1922), является членом научно-методического совета Наркомпроса.

В 1920 году вступает в РКП (б), в 1921–1928 годах работает в Казахском институте народного образования, где читает лекции по казахскому языку и литературе, истории и культуре. В 1928–1929 годах А. Байтурсынов – профессор Казахского государственного университета. Созданная им и названная его именем графическая система позволила быстрее ликвидировать неграмотность, повысить письменную культуру казахов.

В июне 1929 года во время творческой поездки в Кзыл-Орду А. Байтурсынов был арестован. Ему вменялось в вину, что в 1926 году на съезде тюркологов в Баку он встречался с зарубежными учеными, пытался наладить связь с Мустафой Чокаевым, якобы для того, чтобы тот помог осуществить план отделения Казахстана от России.

В 1931 году – ссылка в Архангельскую область, откуда он вернулся в Алма-Ату лишь через три года. И в 1937 году, когда поднялась новая волна репрессий, его вновь арестовали. 8 декабря 1938 года Ахмат Байтурсынов был расстрелян как «враг народа».

Но время все расставило по своим местам. В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован. Ученый, просветитель Ахмет Байтурсынов снова с нами. В своих книгах, в фонде его имени, в названии улиц, а главное – в своих идеях, которые созвучны проблемам дня сегодняшнего.

В Алма-Ате на углу улиц Байтурсынова и Джамбула открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и около него установлен памятник-бюст просветителю;

Ему установлены памятники в Костанае (2000), Шымкенте (2004), его именем названы улицы во многих городах Казахстана; именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет.

Ахмет Байтурсынов - казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, учёный-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахское письмо на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране,России.

Разработал основы казахского и научную терминологию для определения казахской грамматики.

Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Биография

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его Ахмет Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила своё имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключён в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. В конце 1917 был выбран в Учредительное собрание от Тургайского избирательного округа по списку № 1 (Алаш). Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства - Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории, народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.

А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909 годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так: Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след. Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе Кустанае. К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана, которые осознали, что просвещение, образование принест ощутимую пользу народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия.

Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал.

В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.

1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству.

В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие представители российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу разобрался в сути и содерджании происходящих событий и некоторое время находился под влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919 году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых националистических партий, он переходит на сторону совесткой власти, участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. Получив мандат за подписью В.И. Ленина, он бессменно трудится в его составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской советской республики, будучи членом правительства., А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики, затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и литературоведению.

В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.

Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.

А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.