Американские космические исследования. Космическая программа США


Началом космической эры принято считать запуск Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, который взял старт 4 октября 1957 года. Несмотря на то, что технически Спутник-1 ничего особенного собой не представлял, это был политический удар по США. «Технологический Пирл-Харбор» - именно так американцы окрестили это событие. Не прошло и месяца, как это потрясение было усугублено вторым запуском СССР: 3 ноября 1957 года стартовал Спутник-2 с собакой Лайкой на борту. Впервые космический аппарат доставил на околоземную орбиту живой организм для исследования эффектов невесомости.

Соединенные Штаты включились в космическую гонку 31 января 1958 года, когда произвели свой первый успешный запуск (В этой главе приведена только официальная информация о космической программе США). Изыскатель-1 (Surveyor-1) провел научный эксперимент Джеймса Ван Аллена (James A. Van Allen), обнаружив радиационные пояса вокруг Земли, названные впоследствии именем этого ученого. (Подробнее о них вы сможете прочитать в главе «Солнечный удар».)

7 октября 1958 года принята первая американская программа запуска человека в космос - «Меркурий» (Mercury). 5 мая 1961 года произведен первый в США пилотируемый запуск: Меркурий-3 отправил в 15-минутный баллистический полет астронавта Алана Шепарда.

21 июля 1961 года Вирджил (Гас) Гриссом на Меркурии-4 совершил баллистический полет продолжительностью 16 минут. После приводнения спускаемая капсула утонула, однако астронавта удалось спасти.

20 февраля 1962 года Меркурий-6 вышел на околоземную орбиту. Джон Гленн пробыл на орбите 4 часа 55 минут.

24 мая 1962 года Меркурий-7 с астронавтом Скоттом Карпентером оставался на орбите 4 часа 56 минут и приземлился на расстоянии 400 км от намеченной цели.

3 октября 1962 года Уолтер Ширра на борту Меркурия-8 провел в космосе 9 часов 13 минут. Приземление произошло в 8 км от намеченной цели.

И, наконец, 15 мая 1963 года был произведен запуск Меркурия-9 с астронавтом Гордоном Купером. Впервые миссия космической программы США продлилась более суток - 34 часа 19 минут. На этом программа «Меркурий» была завершена.

Возникает резонный вопрос: что же случилось с первыми двумя Меркуриями, а также, куда делся Меркурий-5? Дело в том, что эти три запуска были беспилотными, поэтому к нашей теме они имеют лишь косвенное отношение. Однако для полноты информации все же следует их упомянуть.

Старт Меркурия-1 состоялся 1 ноября 1961 года, однако спустя 28 секунд после запуска первая ступень ракеты Блю-Скаут отказала, и на 44-й секунде полета было решено прервать миссию и уничтожить систему. Меркурий-2 был запущен 31 января 1961 года с шимпанзе по кличке Хэм на борту. После достижения кораблем высоты 251 км миссия была прервана. Общая продолжительность полета составила 16 минут 39 секунд. Приземление прошло не без проблем, но Хэм остался жив. Меркурий-5 взял старт 29 ноября 1961 года и доставил на околоземную орбиту еще одного шимпанзе - Эноса. На втором витке в системе произошел технический сбой, и когда температура в салоне превысила 35 град. С, миссию прервали. Приземление прошло успешно, и Энос в целом нормально перенес полет.

Внимательный читатель наверняка заметит некоторую нелогичность в нумерации миссий. В частности, по какой-то причине Меркурий-1 стартовал после Меркурия-4. Увы, это не единственная странность, которой отличилось NASA за свою более чем полувековую историю существования. О парадоксах нумерации, да и вообще об этой одиозной организации вам еще предстоит узнать.

Следующей ступенью покорения космоса американцами стала программа «Близнецы» (Gemini). Этот проект задумывался как переходный этап от «Меркурия» к воплощению плана отправки человека на Луну. Официально он был принят 3 января 1962 года и преследовал четыре цели:

1) отправка экипажей из двух человек и научного оборудования в долгосрочные космические полеты, что требовалось для последующих пилотируемых полетов на Луну;

2) организация стыковок между летательными аппаратами, а также управление состыкованными аппаратами в космосе;

3) отработка методов входа в земную атмосферу и приземления с максимальной точностью в выбранных точках;

4) наблюдение за воздействием невесомости и длительного нахождения в космосе на человека и подробная запись физиологического состояния организма в этот период времени.

Миссии «Меркурия» запускались на разных моделях ракет-носителей (Атлас, Блю-Скаут, Редстоун). Для программы «Близнецы» была разработана новая ракета Титан, а в некоторых миссиях использовался беспилотный корабль Аджена (Agena), который запускался перед стартом очередной экспедиции и служил чем-то вроде тренажера для стыковок.

Первые два запуска программы «Близнецы» были беспилотными. Близнецы-1 стартовали 8 апреля 1964 года, целью запуска было как раз испытание новой ракеты Титан-II. Миссия прошла без единого сбоя и завершилась после трех витков. Близнецы-2 произвели неудачный старт 9 декабря 1964 года: через секунду после зажигания двигатели были отключены из-за технического сбоя в гидравлической системе. Повторный запуск, произведенный 19 января 1965 года, оказался более удачным: продолжительность миссии составила чуть более 18 минут, приземление совершено в 62 км от намеченной цели.

Близнецы-3 и все последующие запуски этой программы были пилотируемыми - экипажи состояли из двух астронавтов. Нужно отметить, что странности в отчетах стали появляться уже начиная с Близнецов-6А, а фото миссии Близнецы-10 и вовсе оказалось поддельными. По-видимому, когда NASA говорило о «подготовительном этапе» полетов на Луну, оно имело в виду и совершенствование техники фальсификации. Впрочем, об этом мы еще поговорим. Завершилась программа «Близнецы» 11 ноября 1966 года запуском Близнецов-12.

Следующим этапом космической программы США стал проект «Аполлон» , который в рамках данной книги интересует нас больше всего. Непосредственной и главной его задачей было доставить человека на Луну.

Рис. 1 Схема расположения модулей космического корабля серии «Аполлон»

Корабль серии «Аполлон» состоял из трех модулей, или отсеков (рис. 1). В командном отсеке располагались астронавты, там же находился пульт управления. Служебный отсек содержал двигатели и системы технического оснащения корабля. Вместе эти два отсека назывались командно-служебным модулем (КСМ). Лунный (экспедиционный) модуль (ЛМ или ЛЭМ) доставлял двоих астронавтов непосредственно на лунную поверхность и возвращал обратно к кораблю.

Схема лунных экспедиций выглядела следующим образом. После успешного старта от ракеты отделялась система аварийного спасения. Затем после отработки топлива поочередно отходили первая и вторая ступени ракеты. Третья ступень после отключения двигателей не отбрасывалась. При входе в зону лунного тяготения ЛМ высвобождался из переходного отсека, панели которого отделялись мини-взрывом (рис. 2), одновременно отбрасывая и последнюю, третью, отработавшую ступень ракеты-носителя.




Рис. 2. Схема высвобождения лунного модуля из корабля

КСМ совершал разворот и пристыковывался к ЛМ с обратной стороны. Вся эта система выходила на окололунную орбиту, и двое астронавтов перемещались в ЛМ, который затем отсоединялся и брал на себя роль спускаемого аппарата, совершая посадку на лунную поверхность. В это время КСМ продолжал свой полет по лунной орбите с третьим астронавтом на борту.



Рис. 3. Схема лунного экспедиционного модуля

Сам лунный модуль также состоял из двух отсеков (рис. 3) - верхнего (взлетного) и нижнего (спускаемого). Когда астронавты были готовы к взлету с Луны, они забирались во взлетный отсек, который «отстреливался» от спускаемого и выходил обратно на лунную орбиту, где пристыковывался к КСМ. Астронавты перемещались на корабль, после чего ЛМ отбрасывался в космос. Перед самым входом в земную атмосферу служебный отсек отсоединялся, и астронавты возвращались на Землю в командном модуле.

Первый же запуск программы «Аполлон» обернулся трагедией: астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи сгорели в капсуле Аполлона-1 перед тренировочным полетом. Странные обстоятельства этой «аварии» во всех подробностях разобраны в главе «Массовое убийство или крайняя глупость?».

Далее снова следует уже привычный хаос в нумерации: Аполлона-2 и Аполлона-3 по последней версии NASA не существовало вовсе, а Аполлон-4, Аполлон-5 и Аполлон-6 были беспилотными запусками. Причем Аполлон-4 впервые взлетел на новой, более мощной ракете-носителе Сатурн-5 (все предыдущие Аполлоны взлетали на слабеньком Сатурне-1B). В итоге для околоземных запусков было решено использовать Сатурн-1B, а для дальних полетов - Сатурн-5.

Первый успешный пилотируемый запуск программы «Аполлон» был произведен 11 октября 1968 года. Аполлон-7 с астронавтами Уолтером Ширрой, Донном Айселем и Уолтером Каннингхэмом на борту стартовал с космодрома Кеннеди и вывел экипаж на околоземную эллиптическую орбиту. Сделав за без малого 11 дней 163 витка вокруг Земли, астронавты совершили успешную посадку.

21 декабря 1968 года был произведен первый пилотируемый запуск на ракете-носителе Сатурн-5. Аполлон-8 с экипажем в составе Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса отправился к Луне, вышел на окололунную орбиту, где провел 20 часов, сделав за это время 10 витков. В полете была опробована техника так называемого пассивного терморегулирования (ПТР), т. е. вращения корабля вокруг продольной оси для равномерного нагрева его поверхности солнечными лучами.

3 марта 1969 года экипаж Аполлона-9 в составе Джеймса Мак-Дивитта, Дэйвида Скотта и Расселла Швайкарта опробовал в действии лунный экспедиционный модуль, совершив управляемую стыковку и расстыковку с ним на околоземной орбите.

Аполлон-10 (астронавты Юджин Сэрнан, Джон Янг и Томас Стэффорд) имел те же задачи, что и Аполлон-9, но уже в условиях лунного тяготения. Эту миссию называли генеральной репетицией высадки на Луне. Корабль провел на окололунной орбите 61,5 часа, совершив 31 виток вокруг Луны.

16 июля 1969 года стартовал Аполлон-11 и взял курс на Луну. На его борту находились Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин (Базз) Олдрин. Посадка на Луне была совершена у Моря Спокойствия 20 июля. Армстронг первым шагнул на поверхность Луны и произнес вошедшую в историю фразу: «Маленький шаг для человека - огромный скачок для человечества». Вторым ступил на Луну Базз Олдрин. Коллинз кружился в КСМ-карусели вокруг Луны, дожидаясь возвращения товарищей.

После этого еще 6 экспедиций последовательно отправлялись на Луну. Отличия между ними были несущественны. На Аполлоне-13 взорвались кислородные баки, но все члены экипажа уцелели. На Аполлоне-15 впервые использовался луномобиль, в котором астронавты колесили по поверхности Луны. Завершилась лунная программа в 1972 году: 7 декабря взял старт Аполлон-17 и через 12 дней вернулся на Землю. На этом программа «Аполлон» из-за сокращения финансирования завершилась, хотя изначально планировались еще несколько полетов (вплоть до Аполлона-20). Спустя несколько лет в результате очередной перенумерации родился проект Аполлон-18, который 17 июля 1975 года произвел стыковку с советским Союзом-19.

Следующим этапом освоения космоса стала для США программа «Скайлэб» (Skylab). Как следует из названия (skylab - небесная лаборатория (англ.)), это была научно-экспериментальная программа развертывания орбитальной космической станции. Скайлэб-1 был беспилотным запуском, который не заладился с самого начала. (Подробнее об этом рассказано в главе «Проблемы космических модулей».) Скайлэб-2, Скайлэб-3 и Скайлэб-4 были долговременными пилотируемыми научными космическими экспедициями продолжительностью от одного (Скайлэб-2) до почти трех месяцев (Скайлэб-4). Все запуски были осуществлены в 1973 году.

С 1981 года США приступили к реализации программы космических челноков «Спейс Шаттл» (Space Shuttle). В контексте данной книги нам может быть интересен лишь один запуск, который обернулся катастрофой. 28 января 1986 года челнок Челленджер взорвался через 73 секунды после старта. Не стоит удивляться, что и здесь, равно как и во всем остальном, чего касается рука NASA, видна масса противоречий…

Пожалуй, пришла пора мне уступить место автору. Хочется верить, что читатель, теперь уже вооруженный официальной информацией, обладает достаточным багажом знаний и основательно подготовлен к тому, что ждет его дальше. Но прежде, чем предоставить слово Ральфу Рене, приведу сводную таблицу, которая резюмирует все вышесказанное. В ней изложены официальные данные обо всех пилотируемых экспедициях американских космических программ, предшествовавших проекту «Спейс Шаттл».


Таб.1. Пилотируемые запуски США


+ + +

22 декабря 2008 года пришло печальное известие. Ральф Рене скончался в возрасте 75 лет, так и не дождавшись издания своей книги в России. Бесспорно, мы потеряли очень неординарного исследователя и человека яркого ума. Что же касается меня лично, то мне будет очень недоставать общения с Ральфом Рене.

Виктор Фридман

Для здравомыслящих людей давным-давно понятно, что ни к какой Луне американцы никогда не летали. Но мало кто задумывался о программе пилотируемых полетов американцев в космос как таковой. В этой заметке я не буду касаться технической стороны дела - о ней подробно и со вкусом написано в разнообразных источниках. Более интересной мне представляется хронология событий, мотивы и решения, которые принимали реднеки.

После эпохального полета Гагарина американцы почувствовали, что утрачивают свое бесспорное техническое лидерство. Проклятые русские в очередной раз показали, что для них нет никаких препятствий, и им по силам выполнить любую, даже самую трудную задачу. Решено было, что такое терпеть никак невозможно, и американцы стали работать над собственным полетом в космос.

Однако создать корабль, способный вывести человека в космос и вернуть его на Землю оказалось трудной задачей. СССР смог это сделать, сконцентрировав колоссальные научные, рабочие и естественные ресурсы в этой области. Разумеется, за это пришлось расплачиваться снижением жизненного уровня населения. Вместо обычных тракторов для с/х - трактора лунные. Вместо доступных жоповозок - космический металл, а для народа - скрипящие и разваливающиеся автобусы, ну и так далее. На это американцы пойти никак не могли, т. к. это взорвало бы Америку изнутри. Встал вопрос - что же делать? И тут мастера психологической войны сказали - а зачем, собственно, нам лететь? Для достижения наших целей вполне достаточно, чтобы мы показали видимость наших полетов.
Ведь ядерные ракеты летают, и летают хорошо. Спутники дают прекрасные снимки и обеспечивают радиосвязь. Больше ничего и не надо! И работа закипела. Были созданы консервные банки под названием «Джемини», и установленное на них оборудование вполне сносно показало картинки из космоса.

Были и суборбитальные старты этих кораблей с людьми на борту, они поднимались до 120 км над поверхностью Земли - бОльшего усовершенствованные ракеты ФАУ-2 фон Брауна выдать не могли. Но об этом почтеннейшей публике знать было необязательно, она и не знала. Хотя в большинстве случаев торжественно загрузившийся к ракету экипаж на деле спокойно спускался в защитную комнату внутри стартового стола (фото ее есть в сети), и после старта отправлялся работать в радиоцентр, откуда и вёл свои передачи, ретранслируя их с болтающейся в космосе консервной банки. И все прошло на ура - русские поверили, что американцы могут выходить в космос.

Однако в Америке понимали, что это временное решение. Не сегодня-завтра русские развернут в космосе сеть спутников, на земле и в океане - сеть станций и кораблей слежения, и обман раскроется. Поэтому решено было достичь победы в космосе над русскими, высадившись на Луне.

Однако, не решив задачу создания обитаемой капсулы, сделать это было невозможно. Первоначально работы в этом направлении велись очень интенсивно. Но по мере выявления все новых и новых сложностей в ракете, системе жизнеобеспечения, возможности преодоления новооткрытых радиационных поясов вокруг Земли руководству США стало понятно, что стоящая перед ними задача невыполнима. Вот тут и состоялось историческое совещание Президента США Джонсона, конструктора Вернера фон Брауна и бывшего главзаконника США Роберта Кеннеди. На нем фон Браун заявил, что пилотируемый полет на его ракете невозможен - не работают водородные двигатели (они и не могут работать в невесомости, но тогда этого никто не знал).

СССР же был почти готов к облету вокруг Луны. Разумеется, ни о какой посадке на Луну не было и речи. Однако Джонсон, понимая, что дальнейшее промедление с полетами ставит жирный крест на всей «американской мечте», и Запад утрачивает лидерство, которое переходит к русским, принимает отчаянное решение - блефовать дальше. Кеннеди, пользуясь известностью в советском истеблишменте, обещает прозондировать почву на тему одобрения русскими лунной аферы, делает это - и гибнет, сраженный пулями Сирхан Сирхана (которого, кмк, никогда не выпустят из тюряги - вдруг проболтается, зачем он убил РФК). Лунная афера начинается. Советские руководители космической программы не получают информацию о сделке Брежнев-Джонсон, и не получают, по личному указанию дорогого Леонида Ильича, разведданных о «космическом» полете Аполлона - а они были. Ибо разведка армии, а тем более ВМФ, в грош не ставит любые слова противника. Американцы это прекрасно понимают, и блокируют советские корабли, считывающие телеметрию со стартов «Аполлонов», имея приказ президента немедленно их топить в случае перехвата ими информации о полете ракет. Однако русские моряки были не лыком шиты, и к очередному старту «Аполлона» вывели в море все имеющиеся в их распоряжении корабли, включая тральщики, и выловили таки в Бискайском заливе через несколько часов после старта очередной муляж «лунного» корабля, прошедший в Голливуде как «Аполлон-13».

Под прикрытием крейсеров и подводных лодок железная бочка была доставлена в Мурманск, а впоследствии, в присутствии журналистов, передана американским властям. Таким образом, СССР обзавелся в прямом смысле железным, оцинкованным крючком, позволяющим крепко держать Америку в космическом вопросе за жабры. За участие в лунной афере СССР получил ряд вкусных плюшек - прекращение изматывающей гонки вооружений, уход США из французского Индокитая, почти бесплатные поставки англосаксонского продовольствия и главное, допуск советской нефти и газа на рынки Западной Европы - т. е. бесперебойный источник вожделенной валюты. Советская программа освоения Луны была похоронена, равно как и американская. На Луну более никто не летал. В качестве закрепляющего жеста сделки была проведена совместная, как говорили, советско-американская экспедиция «Союз-Аполлон».

Которая, разумеется, тоже была с американской стороны инсценировкой - даже к 1975 году жилого космического отсека у США не было. Кинотрансляцию с орбиты обеспечивал ныне большой защитник лунной аферы, а тогда космонавт Леонов. За что получил звезду Героя и орден Ленина. Герой обмана, да. Про попытки создать американцами орбитальную станцию в Голливуде я уж и не упоминаю - попытка откровенно провалилась.

Начав космическую игру с СССР, американцы понимали, что договоренности не могут быть вечными. Они базировались на сделке с тов. Брежневым. Последователи дорогого Леонида Ильича запросто могли и плюнуть на них. Да и не планировали американцы обманывать людей вечно. Им казалось - вот чуть-чуть, и обитаемый корабль создать удастся, они смонтируют блоки для полета на Луну, все там подчистят, и об истории с аферой можно будет забыть. В очередной раз, базируясь уже на новых к тому времени технологиях, американцы начинают программу «Спейс Шаттл».

И чудо свершается - американцы строят действительно большой, передовой по тем временам космический корабль, способный вывести людей в космос. И, подводя черту под двадцатью годами сплошной лжи, 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина, символично выводят первых американцев на околоземную орбиту. Тем самым давая сигнал для понимающих - да, мы отставали на 20 лет, но теперь безусловно вырвались вперед - а русские стагнируют. Очень важно, что первый настоящий полёт американских космонавтов состоялся при жизни дорогого Леонида Ильича. Казалось, что космическую сделку можно спокойно завершать. Рональд Рейган, сразу же после успешного старта, это и начал делать, объявив о программе «Звездных войн». Но…

«Челнок» оказался крайне дорогой и ненадежной конструкцией - неполадки шли одна за другой. График полетов летел к чертям, а вместе с ним все более призрачными выглядели шансы когда-либо собрать аппарат для полета хотя бы к лунной орбите. Тем временем умер Брежнев. А потом произошла трагедия - взрыв кислородных баков космического корабля уже не в Голливуде, а в реальности, и гибель космонавтов. Программу полетов «челноков» остановили полностью. Конструкция лунной аферы зашаталась, грозя похоронить под своими обломками многих американских, и не только людей - ведь участники афёры совершили, ни много ни мало, тягчайшее преступление перед Америкой - они лгали американскому Конгрессу. Рейган мгновенно сменил антисоветскую риторику, и пошел на попятную - никаких звездных войн, радикальное сокращение вооружений, дружба и т. д.

Но тут у СССР возникли внутренние проблемы, и ему стало не до космоса. А потом он и вовсе развалился, а вместе с ним ушла на какое-то время и угроза разоблачения космической аферы США. Программа «челноков» была возобновлена, и они продолжили полеты. Но недолго - очередной челнок с грохотом развалился при посадке. США вышли в лидеры по числу жертв космоса, и всем стало ясно, что король-то голый. Что хваленые американские технологии не в состоянии обеспечить безопасные полеты в космос в 21-м веке и, стало быть, тем более не могли их обеспечить в веке 20-м. Пришлось американцам идти на поклон к русским, и покупать у них сначала «Мир-2», а затем и полёты к ней. А затем и моторы к ракетам. Деградация американской промышленности достигла апогея. После заявления КНР о начале собственной лунной программы Обама было что-то вякнул о возобновлении американской, но очень быстро сдулся - возможности выйти в космос у США нет.

Китай планирует в октябре провести свой первый выход в открытый космос. Европейское Космическое Агентство (ESA ) строит марсоход. Индия недавно поставила рекорд - запустила 10 спутников в космос на одной ракете.

Один из 14 китайских астронавтов, также известных как тайконавты , подготовленных в рамках первой китайской программы по полёту человека в космос в 2003 году.

Космос, как и Земля под ним, объединяется. И, по мнению многих экспертов, в этом процессе долговременное превосходство Америки в исследовании, эксплуатации и коммерциализации космоса постепенно испаряется.

Эксперты считают, что хотя Соединенные Штаты и доминируют в большинстве связанных с космосом областей, им принадлежит половина военных спутников находящихся на орбите Земли, их национальное превосходство постепенно уменьшается, а многие другие нации наоборот расширяют свои государственные и коммерческие космические программы в намного более быстром темпе.

«В эпоху Аполлона мы потратили много десятков миллиардов долларов, на покупку главной роли в космосе» - рассказывает администратор NASA Майкл Д. Гриффин, который рассказал, что бюджет его агентства, с 1992 года снизился на 20 процентов (число приведено с поправкой на инфляцию).

"В течение 40 лет мы существовали за счет плодов вложений той эпохи, однако сейчас США не готовы вкладывать капитал на уровне, необходимом для сохранения этой ведущей роли".

В недавнем исследовании международной космической конкурентоспособности, инженерная консалтинговая фирма «Futron of Bethesda » обнаружила, что глобализация космоса идёт быстрее, чем представляет большинство американцев. "Систематические и конкурентоспособные силы угрожают американскому космическому господству", - делает вывод президент компании Джозеф Фаллер младший.

Целых шесть отдельных наций плюс Европейское Космическое Агентство способны теперь к запуску сложных спутников и космических кораблей на орбиту - ещё больше стран находятся на пути к этой технологии. Новые ракеты, спутники и космические корабли должны будут доставить на Луну китайских, русских, европейских и индийских космонавтов, превратить Израиль в центр запусков крохотных "наноспутников" и позволить Японии и европейцам исследовать солнечную систему беспилотными зондами по сложности сравнимыми с зондами NASA .

Несмотря на то, что Соединенные Штаты делают большие успехи в освоении космоса, их глобальные конкуренты гигантскими шагами догоняют их и когда-нибудь они опередят NASA .

Индия, следом за Китаем, объявила свои честолюбивые планы относительно роли индусов в космонавтике. В ноябре Европейский Союз, скорее всего, одобрит предложение о сотрудничестве с Россией по проектам запуска человека в космос. Россия согласно соглашению с европейской компанией Arianespace, скоро начнет запуски своих ракет с базы в Южной Америке. Главный космодром этой миссии будет находиться в Kourou , французская Гвиана.

Япония и Китай уже имеют ряд спутников на лунной орбите, Индия и Россия также работают над лунными орбитальными аппаратами. Несмотря на то, что NASA запустит в этом году аппарат для исследования Луны, многие аналитики полагают, что китайцы будут первыми, кто вернёт астронавтов на Луну.

Обычно Соединенные Штаты не занимаются запуском спутников для других наций. Чем пользуются русские, индусы, китайцы, а также компания Arianespace предлагая свои услуги по запуску. Их клиентами стали Нигерия, Сингапур, Бразилия, Израиль и многие другие страны. Европейское Космическое Агентство (создано 17 странами) и Китай также сотрудничают в области коммерческих предприятий, например с конкурентами американской глобальной системы позиционирования.

Южная Корея, Тайвань и Бразилия имеют планы быстро развить свою космонавтику и по возможности стать дешевыми пусковыми установками для спутников. Южная Корея и Бразилия самостоятельно развивают ракету и производство спутников.

Этот взрыв в международных космических программах произошёл совсем недавно, в самом начале двадцать первого века. Несмотря на то, что индийской, китайской, японской, израильской и европейской космической отрасли уже исполнилось несколько десятилетий, их способность осуществлять технические подвиги - посылать людей на орбиту, выводить беспилотные космические корабли на орбиту Марса и Луны, приземление на астероидах, посещении кометы - является новейшими разработками.

Совсем другая космическая гонка

Космическая гонка наших дней отличается от космической гонки времён холодной войны между Соединенными Штатами и бывшим Советским Союзом. Сейчас глобальное соревнование идёт за национальную гордость, богатство, растущее число высокообразованных мужчин и женщин и веры, что достижения в космосе кроме военных выгод принесут существенную мягкую силу. Ощущается рвение всей планеты вступить в космический клуб.

Участник экспедиции "Аполлон-12" на поверхности естественного спутника Земли. За прошлые пять лет Китай уже дважды посылал людей в космос. Он планирует провести третью подобную миссию в октябре. Как говорят эксперты, Китай определил в большей степени, чем любая другая страна мира, за исключением разве что Соединенных Штатов, что исследование космоса, его коммерческое и военное предназначение, являются настолько же важными, как и авиация для Соединенных Штатов и флот для Британской империи.

"Китайцы имеют тщательно продуманную программу полетов человека в космос, что ставит их на равных с Соединенными Штатами и Россией, - рассказывает Гриффин. Они вкладывают капитал, чтобы сделать Китай главной стратегической мировой державой, однако не для того, чтобы получить громадную военную мощь, а потому что страны -мировые лидеры получают множество преимуществ".

Запуск пилотируемого «Священного Челна» «Шэньчжоу5» состоялся в 9.00 по местному времени 15 октября 2003 года. Он был осуществлен с космической базы Цзюцюань на северо-западе страны, находящейся в 1 000 км от Пекина

Тем временем, другие нации подталкиваются к увеличению своих космических бюджетов. Министры стран учредивших Европейское Космическое Агентство в ноябре будут голосовать за дорогостоящий план по запуску человека в космос. Дэвид Сутвуд, научный директор ESA , говорит, что идея путешествия человека в космос пользуется популярностью по всей Европе, а европейские астронавты, которые летали к космической станции на американских и российских космических кораблях - в своих странах "чрезвычайно популярные люди". "Кажется очень маловероятным, что Европа в целом откажется от полётов людей в космос", - считает он.

Тем временем NASA и американская космическая программа, находится в упадке.

Шаттл - все еще самое сложное космическое транспортное средство когда-либо построенное, орбитальные обсерватории, например космический телескоп Хаббл и его преемник, космический телескоп Джеймса Вебба, остаются непревзойденными. Однако гибель Колумбии в 2003 году, наступающий вскоре пятилетний "промежуток", когда NASA не будет иметь ни одного американского космического корабля для связи с космической станцией, плюс широко распространённое мнение, что NASA недостаток средств, всё эти факты ставят американские космические программы под сомнение.

"Удивительно трезвый тон, с частыми выражениями уныния, разочарования и невеселых предчувствий". Именно так были описан недавний симпозиум космических экспертов по проблемам будущего американской космонавтики, проведённого национальным советом по исследованиям.

Неуверенность насчёт судьбы честолюбивых "планов" президента Буша по поводу человеческой миссии на Луне и Марсе, объявленных с большой помпой в 2004 году, является чисто символической. Программа была одобрена Конгрессом, однако отказ администрации значительно увеличить расходы на строительство нового поколения космических кораблей замедлило развитие, приводя к сердитым жалобам на то, что NASA урезало многообещающие беспилотные миссии на Луну и Марс.

Гриффин из NASA заявил заинтересованным членам Конгресса, что дополнительный капитал мог бы передвинуть дату поставки космического корабля нового поколения с 2015 на 2013 год. Однако Белый дом отклонил усилия Сената по привлечению инвестиций.

Несмотря на то, что ежегодное финансирование NASA составляет 17 миллиардов $, что очень много для государственного космического агентства, однако эта сумма составляет меньше чем 0.6 процента от федерального бюджета и как полагают, является меньше чем половина суммы, потраченной на космонавтику в рамках национальной безопасности. Согласно сообщению Futron , на военные аппаратные средства и системы уделяется значительно более высокий процент инвестиций в космос, чем в любой другой стране.

В то же самое время, энтузиазм по поводу космических программ, высказанный европейцами и азиатами контрастирует с прохладным общественным мнением в Америке по поводу лунной и марсианской миссии. В своей оценке, Futron отметил самую существенную американскую космическую слабость как «ограниченный общественный интерес к космическим миссиям».

В 2020 году новый пилотируемый исследовательский корабль Orion выйдет на орбиту вокруг Луны. Астронавты же спустятся на лунную поверхность с помощью посадочного модуля Artemis

Исследования космоса человеком, требуют, чтобы были принято множество мер по защите астронавтов в холодной пустоте космоса, что делает их очень дорогими.

«Человеческая космонавтика удовлетворяла целям времён Аполлона, однако в наши дни всё изменилось, - рассказывает Роберт Паркс, профессор физики из университета штата Мэриленд, который пишет о NASA и космосе. Причина в том, что люди практически не изменились за 160 000 лет, в отличии от роботов, которые с каждым днём становятся всё лучше и лучше".

Уменьшение количества запущенных спутников

Исследование Futron , которое проводилось при поддержке как государственных структур, типа NASA и департамента обороны, так и частной космической промышленностью, также показало, что Соединенные Штаты теряют своё господство в орбитальных запусках и в количестве построенных спутников. В 2007 году, американцами было запущено 53 спутника - приблизительно 50 процентов от общего количества запущенных спутников. Для сравнения в 1998 году было запущено 121 новый американский спутник.

Космическое мастерство Соединенных Штатов все еще доминирует в двух областях. Частная космическая промышленность США получила 75 процентов международного корпоративного космического дохода, а американские войска имеют столько же спутников как все другие страны вместе взятые.

Но эта ситуация постепенно меняется. Начиная со времен развала СССР, Россия постепенно увеличивает военные расходы на космические программы. В мае, реагируя на увеличение строительства ракет и военных спутников, парламент Японии разрешил использование космоса в целях обороны. Как указал в прошлом месяце командующий американских космических сил - вооруженные силы Китая строят широкий диапазон космических аппаратов. Например, в прошлом году, Китай проверил свою наземную противоспутниковую технологию, разрушив орбитальный метеоспутник - «подвиг», который оставил позади себя облако опасных космических обломков и значительную неприязнь со стороны мировой общественности.

Смешно, но усилия по запрету распространения космических технологий потенциальным врагам препятствуют американскому сотрудничеству с другими нациями и ограничивают продажи аппаратных средств изготовленных в США.

Обеспокоенный китайским использованием космических технологий в военных целях, Конгресс ввёл ограничения на продажи ракет и спутников, и включил их в международные правила торговли оружием (ITAR) . Кроме того, продажи технологий "двойного использования" должны быть одобрены не отделом торговли, а государственным департаментом.

Старт противоракеты « Спринт ».

Результатом стал всплеск производства ракет и спутников за границей и создания иностранных спутников, которые используют только свои собственные компоненты, во избежание сложных американских ограничений ITAR и закона «О нераспространении в отношении Ирана». Этот закон, изданный в 2000 году, упрочнил запрещение на прямые или косвенные продажи передовых технологий Ирану (особенно Россией). В результате множество иностранных правительств покупает европейские спутники, и платят китайцем, индусам и другим космическим странам за запуск.

"Некоторые из этих стран продвинулись вперед в некоторых областях, где, я, к сожалению, могу сказать, что США больше не является мировым лидером", - рассказывает Гриффин.

Джоан Джонсон-Фрис, эксперт по космосу и национальной безопасности из военно-морского колледжа в Род-Айленде, рассказала, что Соединенные Штаты были настолько сосредоточены на поддержании военного космического господства, что они потеряли практически всё в коммерческих космических программах и исследованиях космоса. "Мы бросаем космическое лидерство нашей страны, которое как думают многие из нас, может иметь огромное стратегическое значение", - рассказывает она.

"Другие нации борются за то, чтобы сотрудничать в космосе; они хотят разделить затраты и риски,- добавляет она. Мы же, из-за проблемы технологий двойного применения, действительно не хотим объединяться". Китайская космонавтика началась в 1970-ых годах, однако только в 2003 году, астронавт Янг Ливеи был запущен в космос на космическом корабле Shenzhou 5, таким образом, делая Китай одной из трех наций, которые смогли послать человека в космос.

Для здравомыслящих людей давным-давно понятно, что ни к какой Луне американцы никогда не летали. Но мало кто задумывался о программе пилотируемых полетов американцев в космос как таковой. В этой заметке я не буду касаться технической стороны дела - о ней подробно и со вкусом написано в разнообразных источниках. Более интересной мне представляется хронология событий, мотивы и решения, которые принимали реднеки.

После эпохального полета Гагарина американцы почувствовали, что утрачивают свое бесспорное техническое лидерство. Проклятые русские в очередной раз показали, что для них нет никаких препятствий, и им по силам выполнить любую, даже самую трудную задачу. Решено было, что такое терпеть никак невозможно, и американцы стали работать над собственным полетом в космос.

Однако создать корабль, способный вывести человека в космос и вернуть его на Землю оказалось трудной задачей. СССР смог это сделать, сконцентрировав колоссальные научные, рабочие и естественные ресурсы в этой области. Разумеется, за это пришлось расплачиваться снижением жизненного уровня населения. Вместо обычных тракторов для с/х - трактора лунные. Вместо доступных жоповозок - космический металл, а для народа - скрипящие и разваливающиеся автобусы, ну и так далее. На это американцы пойти никак не могли, т. к. это взорвало бы Америку изнутри. Встал вопрос - что же делать? И тут мастера психологической войны сказали - а зачем, собственно, нам лететь? Для достижения наших целей вполне достаточно, чтобы мы показали видимость наших полетов. Ведь ядерные ракеты летают, и летают хорошо. Спутники дают прекрасные снимки и обеспечивают радиосвязь. Больше ничего и не надо! И работа закипела. Были созданы консервные банки под названием «Джемини», и установленное на них оборудование вполне сносно показало картинки из космоса.

Были и суборбитальные старты этих кораблей с людьми на борту, они поднимались до 120 км над поверхностью Земли - бОльшего усовершенствованные ракеты ФАУ-2 фон Брауна выдать не могли. Но об этом почтеннейшей публике знать было необязательно, она и не знала. Хотя в большинстве случаев торжественно загрузившийся к ракету экипаж на деле спокойно спускался в защитную комнату внутри стартового стола (фото ее есть в сети), и после старта отправлялся работать в радиоцентр, откуда и вёл свои передачи, ретранслируя их с болтающейся в космосе консервной банки. И все прошло на ура - русские поверили, что американцы могут выходить в космос.

Однако в Америке понимали, что это временное решение. Не сегодня-завтра русские развернут в космосе сеть спутников, на земле и в океане - сеть станций и кораблей слежения, и обман раскроется. Поэтому решено было достичь победы в космосе над русскими, высадившись на Луне.

Однако, не решив задачу создания обитаемой капсулы, сделать это было невозможно. Первоначально работы в этом направлении велись очень интенсивно. Но по мере выявления все новых и новых сложностей в ракете, системе жизнеобеспечения, возможности преодоления новооткрытых радиационных поясов вокруг Земли руководству США стало понятно, что стоящая перед ними задача невыполнима. Вот тут и состоялось историческое совещание Президента США Джонсона, конструктора Вернера фон Брауна и бывшего главзаконника США Роберта Кеннеди. На нем фон Браун заявил, что пилотируемый полет на его ракете невозможен - не работают водородные двигатели (они и не могут работать в невесомости, но тогда этого никто не знал). СССР же был почти готов к облету вокруг Луны. Разумеется, ни о какой посадке на Луну не было и речи.

Однако Джонсон, понимая, что дальнейшее промедление с полетами ставит жирный крест на всей «американской мечте», и Запад утрачивает лидерство, которое переходит к русским, принимает отчаянное решение - блефовать дальше. Кеннеди, пользуясь известностью в советском истеблишменте, обещает прозондировать почву на тему одобрения русскими лунной аферы, делает это - и гибнет, сраженный пулями Сирхан Сирхана (которого, кмк, никогда не выпустят из тюряги - вдруг проболтается, зачем он убил РФК). Лунная афера начинается. Советские руководители космической программы не получают информацию о сделке Брежнев-Джонсон, и не получают, по личному указанию дорогого Леонида Ильича, разведданных о «космическом» полете Аполлона - а они были. Ибо разведка армии, а тем более ВМФ, в грош не ставит любые слова противника. Американцы это прекрасно понимают, и блокируют советские корабли, считывающие телеметрию со стартов «Аполлонов», имея приказ президента немедленно их топить в случае перехвата ими информации о полете ракет.

Однако русские моряки были не лыком шиты, и к очередному старту «Аполлона» вывели в море все имеющиеся в их распоряжении корабли, включая тральщики, и выловили таки в Бискайском заливе через несколько часов после старта очередной муляж «лунного» корабля, прошедший в Голливуде как «Аполлон-13». Под прикрытием крейсеров и подводных лодок железная бочка была доставлена в Мурманск, а впоследствии, в присутствии журналистов, передана американским властям. Таким образом, СССР обзавелся в прямом смысле железным, оцинкованным крючком, позволяющим крепко держать Америку в космическом вопросе за жабры. За участие в лунной афере СССР получил ряд вкусных плюшек - прекращение изматывающей гонки вооружений, уход США из французского Индокитая, почти бесплатные поставки англосаксонского продовольствия и главное, допуск советской нефти и газа на рынки Западной Европы - т. е. бесперебойный источник вожделенной валюты.

Советская программа освоения Луны была похоронена, равно как и американская. На Луну более никто не летал. В качестве закрепляющего жеста сделки была проведена совместная, как говорили, советско-американская экспедиция «Союз-Аполлон». Которая, разумеется, тоже была с американской стороны инсценировкой - даже к 1975 году жилого космического отсека у США не было. Кинотрансляцию с орбиты обеспечивал ныне большой защитник лунной аферы, а тогда космонавт Леонов. За что получил звезду Героя и орден Ленина. Герой обмана, да. Про попытки создать американцами орбитальную станцию в Голливуде я уж и не упоминаю - попытка откровенно провалилась.

Начав космическую игру с СССР, американцы понимали, что договоренности не могут быть вечными. Они базировались на сделке с тов. Брежневым. Последователи дорогого Леонида Ильича запросто могли и плюнуть на них. Да и не планировали американцы обманывать людей вечно. Им казалось - вот чуть-чуть, и обитаемый корабль создать удастся, они смонтируют блоки для полета на Луну, все там подчистят, и об истории с аферой можно будет забыть. В очередной раз, базируясь уже на новых к тому времени технологиях, американцы начинают программу «Спейс Шаттл». И чудо свершается - американцы строят действительно большой, передовой по тем временам космический корабль, способный вывести людей в космос. И, подводя черту под двадцатью годами сплошной лжи, 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина, символично выводят первых американцев на околоземную орбиту. Тем самым давая сигнал для понимающих - да, мы отставали на 20 лет, но теперь безусловно вырвались вперед - а русские стагнируют. Очень важно, что первый настоящий полёт американских космонавтов состоялся при жизни дорогого Леонида Ильича. Казалось, что космическую сделку можно спокойно завершать. Рональд Рейган, сразу же после успешного старта, это и начал делать, объявив о программе «Звездных войн». Но…

«Челнок» оказался крайне дорогой и ненадежной конструкцией - неполадки шли одна за другой. График полетов летел к чертям, а вместе с ним все более призрачными выглядели шансы когда-либо собрать аппарат для полета хотя бы к лунной орбите. Тем временем умер Брежнев. А потом произошла трагедия - взрыв кислородных баков космического корабля уже не в Голливуде, а в реальности, и гибель космонавтов. Программу полетов «челноков» остановили полностью. Конструкция лунной аферы зашаталась, грозя похоронить под своими обломками многих американских, и не только людей - ведь участники афёры совершили, ни много ни мало, тягчайшее преступление перед Америкой - они лгали американскому Конгрессу. Рейган мгновенно сменил антисоветскую риторику, и пошел на попятную - никаких звездных войн, радикальное сокращение вооружений, дружба и т. д.

Но тут у СССР возникли внутренние проблемы, и ему стало не до космоса. А потом он и вовсе развалился, а вместе с ним ушла на какое-то время и угроза разоблачения космической аферы США. Программа «челноков» была возобновлена, и они продолжили полеты. Но недолго - очередной челнок с грохотом развалился при посадке. США вышли в лидеры по числу жертв космоса, и всем стало ясно, что король-то голый. Что хваленые американские технологии не в состоянии обеспечить безопасные полеты в космос в 21-м веке и, стало быть, тем более не могли их обеспечить в веке 20-м. Пришлось американцам идти на поклон к русским, и покупать у них сначала «Мир-2», а затем и полёты к ней. А затем и моторы к ракетам. Деградация американской промышленности достигла апогея. После заявления КНР о начале собственной лунной программы Обама было что-то вякнул о возобновлении американской, но очень быстро сдулся - возможности выйти в космос у США нет.

Подпишитесь на нас

В последний раз самостоятельно отправило астронавтов на околоземную орбиту. После финальной миссии шаттла Atlantis с экипажем из четырех человек отправкой людей к Международной космической станции (МКС) занималась исключительно Россия. В распоряжении страны до сих пор имеются простые и надежные корабли серии «Союз», которые успешно летают в космос со времен СССР - с апреля 1967 года. Однако монополии России в качестве космического перевозчика скоро придет конец: на этот год НАСА с партнерами запланировали проведение серии ключевых испытаний аппаратов, которые сделают США безусловным лидером в пилотируемой космонавтике. Подробнее - в материале .

О возвращении программы пилотируемых полетов НАСА объявило в сентябре 2014 года. Тогда на специальной пресс-конференции глава НАСА, генерал-майор морской пехоты США в отставке Чарльз Болден назвал две компании, которые агентство выбрало для заключения многомиллиардного контракта на строительство пилотируемых многоразовых космических кораблей, предназначенных для доставки астронавтов к МКС. Победителями тендера стали и , которые представили проекты кораблей Dragon V2 и CST-100 (от Crew Space Transportation) соответственно. Общая стоимость работ по созданию аппаратов составила 2,6 миллиарда долларов для SpaceX и 4,2 миллиарда долларов для Boeing.

«Для НАСА и нации это был непростой, но наилучший выбор. Мы получили многочисленные предложения от наших аэрокосмических компаний. Высококвалифицированные американские фирмы, единые в желании вернуть отправку человека в космос с территории США, соревновались за то, чтобы служить нации и покончить с нашей зависимостью от России. Я приветствую их инновации, тяжелый труд и патриотизм», - сказал Болден. Выбор в пользу SpaceX и Boeing он объяснил успешным сотрудничеством агентства с этими частными компаниями и уверенностью НАСА в их соответствии высоким требованиям агентства.

Главным конкурентом SpaceX и Boeing считалась компания Sierra Nevada, которая предлагала НАСА летать к МКС на глубоко модернизированной версии орбитального самолета HL-20 - корабле Dream Chaser. Причины, по которым НАСА выбрало именно SpaceX и Boeing, а также распределение между ними финансирования очевидны: агентство больше доверяет крупным и надежным партнерам и вместе с тем приветствует здоровую конкуренцию со стороны молодых и перспективных компаний. С аэрокосмическим и оборонным гигантом Lockheed Martin агентство не заключило контракт, поскольку компания уже работала над марсианским кораблем Orion. Расширять сотрудничество с Orbital ATK (тогда - Orbital Sciences) в НАСА тоже не стали, поскольку к МКС уже летали ее грузовики Cygnus.

«Для грузового транспорта SpaceX выиграла двенадцать миссий (в настоящее время к МКС летает грузовая версия Dragon - прим. «Ленты.ру» ), а Orbital - восемь. Денежная премия Orbital выше, хотя у них меньше миссий, поскольку НАСА не хочет зависеть от одного источника. Для пилотируемого полета, как я ожидаю, будут выбраны Boeing или Lockheed, которые выиграют большую часть финансирования, а мы, надеюсь, будем вторыми», - так в июне 2010 года оценивал перспективы компании SpaceX ее глава . Как стало известно через четыре года, он не ошибся.

Выбор НАСА в качестве основных партнеров для пилотируемых миссий к МКС SpaceX и Boeing привел к тому, что в 2014 году из Sierra Nevada, безуспешно пытавшейся в судебном порядке оспорить результаты тендера, было уволено около ста сотрудников, работающих над Dream Chaser. Со своей стороны агентство пообещало всяческую поддержку этой молодой компании, но не в рамках программы пилотируемых полетов. Тогда же, в 2014 году, американцы полагали, что уже к 2017-му астронавты будут отправляться на МКС исключительно с территории США, без помощи российской стороны. Взятые на себя обязательства компании SpaceX и Boeing, как показало время, выполняют, но примерно с годовым отставанием.

Аппарат Dragon V2 является глубоко модернизированной версией грузовика Dragon, успешно летающего к МКС. Корабль имеет практически моноблочную конструкцию, в грузопассажирском режиме позволяющую, вместе с полезной нагрузкой в 2,5 тонны, отправлять к МКС до четырех человек. В пассажирском режиме корабль берет на борт до семи человек. В 2017 году SpaceX планирует завершить производство трех кораблей Dragon V2, один из них в ноябре должен совершить первый тестовый беспилотный полет к МКС. Аппарат, как ожидается, состыкуется со станцией и покинет ее спустя 30 суток.

Внутреннее пространство Dragon V2 организовано, по словам SpaceX, с максимально возможным удобством для экипажа. Кресла пилотов выполнены из углеродного волокна высшего качества с отделкой из алькантары. В капсуле для астронавтов четыре окна с видом на внешнее пространство. На специальной панели члены экипажа Dragon V2 смогут в режиме реального времени отслеживать состояние космического корабля во время полета. Также астронавты получат возможность вручную настраивать температуру на борту корабля (в пределах от 15 до 26 градусов Цельсия). На случай внештатных ситуаций предусмотрена система эвакуации.

Первому полету Dragon V2 будут предшествовать огневые испытания двигателей Draco и SuperDraco. Последние распечатываются на трехмерном принтере и устанавливаются в качестве элементов спасательной системы и для управляемой посадки корабля. Также SpaceX испытает специальный скафандр, позволяющий астронавтам выдержать нагрузки в случае разгерметизации пассажирской капсулы Dragon V2. Аналогичную опцию для своего костюма в 2017 году сделает Boeing. Аппараты Dragon V2 и CST-100 будут приземляться при помощи парашютов - необходимые для этого системы испытают в этом году.

Пуск Dragon V2 будет осуществляться при помощи ракеты среднего класса Falcon 9 со стартового комплекса SLC-39 в Кеннеди (Флорида), откуда ранее в космос отправлялись миссии Space Shuttle и Apollo. Пилотируемая 14-дневная миссия Dragon V2 (с двумя астронавтами на борту) запланирована на май 2018 года. В интересах SpaceX выдержать заявленные сроки, поскольку именно финансирование НАСА разработок грузовых и пилотируемых кораблей позволило компании избежать участи Sierra Nevada; Boeing это касается в меньшей степени.

Аэрокосмический гигант перенес первый тестовый и беспилотный полет CST-100 с декабря 2017-го на июнь 2018-го. После этого в августе того же года должен состояться пилотируемый полет корабля Boeing с экипажем из двух человек. Как и Dragon V2, корабль CST-100 способен доставлять на околоземную орбиту до семи человек. Корабль, получивший название Starliner, как и Dragon V2, будет проходить предстартовую подготовку в Космическом центре Кеннеди. Запуски Starliner будут проводиться с тяжелой ракеты Atlas V с площадки 41-го космодрома на мысе Канаверал, а в случае необходимости - на носителях Delta IV и Falcon 9, а также создаваемой ракеты Vulcan.

Причины, по которым компании SpaceX и Boeing отложили первые пуски разрабатываемых кораблей, принципиально отличаются друг от друга. Первая компания, в отличие от второй, располагает значительно более скромными ресурсами, которые отчасти потребовалось задействовать для выяснения и устранения причин, приведших к аварии Falcon 9 в сентябре 2016 года. Тогда эксперты из НАСА раскритиковали SpaceX из-за заправки ракеты за полчаса до старта. Это означает, что в случае нештатной ситуации при заправке топливом Falcon 9 астронавты будут находиться уже в головной части ракеты, а не на безопасном от нее расстоянии. Именно на минимизацию возможных рисков SpaceX и потратила так много времени.космодрома Sea Launch .

Даже если Boeing не успеет в заявленные сроки подготовить CST-100, свои обязательства перед НАСА компания, скорее всего, выполнит в полном объеме. Агентство уже проявило заинтересованность в приобретении у Boeing двух кресел на «Союзах» на осень 2017-го и весну 2018-го и трех - на 2019 год. такие рокировки тоже выгодны в связи с планируемым временным сокращением численности российского сегмента МКС с трех до двух человек.

Трудности, с которыми сталкиваются партнеры НАСА по пилотируемой космонавтике, по всей видимости успешно разрешаются и носят рабочий характер. Можно быть уверенным, что страна, шесть раз высаживавшая людей на Луне и отправившая на Марс тонный ровер, справится и с этими задачами. В конечном итоге через год-два в распоряжении США будет парк космических кораблей, состоящий как минимум из грузовых Dragon и Cygnus, пилотируемых околоземных Dragon V2 и CST-100, а также лунно-марсианского Orion (его тоже можно использовать для полетов к МКС, но нецелесообразно - слишком дорого). Это обеспечит не только независимость США от российских «Союзов» и их готовящейся замены - кораблей «Федерация», но и обеспечит внутринациональную конкуренцию между как минимум четырьмя космическими компаниями.