Анализ стихотворения «Поэт» (А. Пушкин)

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году. Именно в это время Пушкина терзают мысли о его предназначении как поэта и о роли поэзии в жизни общества.

В основе построения стихотворения лежит антитеза. Противопоставляются две строфы, условно разделяющие стихотворение на две части. В первом восьмистишии показан поэт в тихое, мирное время. Пока ничто не волнует общество он живет «в заботах суетного света» как обычный человек. Его душа «вкушает хладный сон». Хладный он от того, что она почти омертвела, погрязнув в мелочных заботах, но может проснуться от этого, как только того потребует долг. Но до сего момента от может быть ничтожней всех.

Вторая строфа повествует нам о поэте во время общественных волнений. Будто божественная сила пробуждает его душу от глубокого сна. Она сравнивается с орлом – гордой, благородной, гордой, и самое главное вольной птицей. Он летит над нашим миром, своим зорким глазом видит все пороки человеческие и стремится донести о них людям.

Поэт теперь видит реальную картину мира. Ему не интересны, а может даже противны забавы мира, которые основаны на интригах, лжи, зависти. Он «людской чуждается молвы», потому что в разговорах этих порочных людей нет ничего чистого и душевного. Так же он «к ногам народного кумира не клонит гордой головы».

Сам Пушкин никогда не преклонял голову ни перед кем: ни перед генералами или иными начальниками, ни перед императором. Он писал свои вольнолюбивые стихи, не боясь гнева правителя. Главным для него было донести свои мысли для народа через творчество. Так же поступали поэты, общавшиеся с Пушкиным, в том числе знаменитые декабристы Пущин (см. анализ стихотворения «Пущину ») и Рылеев.

Поэт «смятенья полн», потому что мир, в котором он живет, ввел его в ужас. Он бежит от него, старается скрыться. Единственной обителью для него может стать девственная природа: «берега пустынных волн», «широкошумные дубровы».

Противопоставляется не только жизнь поэта, но и сам его характер. В первой строе он малодушен и ничтожен. Во второй же он «дикий и суровый». Такую перемену вызвал «божественный глагол», то есть слово божье. Пушкин считает, что дар поэзии послан людям свыше, об этом он говорит во многих своих стихотворениях.

В «Поэте» использовано много старославянизмов: «дубровы», «широкошумные», «глагол». Это одновременно обращает нас к библейским сюжетам и связи поэта с Богом, так и к древности, что говорит о том, что поэт в любые времена имел столь важную роль.

Александр Сергеевич Пушкин дал огромный импульс развитию русской поэзии. Его самобытность, новаторство, искрометный талант помогли очистить искусство стихосложения от устаревших форм, избавиться от тяжеловесного слога. Поэт находился в постоянном поиске, создавал свой неповторимый стиль. Он много размышлял о значении литературы в формировании общественного сознания и о собственном предназначении. Поэтому Пушкин неоднократно возвращался к теме взаимоотношений поэта и окружающего мира, каждый раз ее переосмысливал.

Может ли обычный человек, обладающий стихотворным даром, быть настоящим поэтом или нужно что-то еще? Вправе ли художник слова творить для собственного удовольствия или его миссия – нести людям свет и добро? Может ли общество принять и понять истинного поэта, и обязан ли он служить народу? В чем суть поэтического дара? Пушкин всю жизнь искал ответы на эти и другие вопросы, выражая свои размышления в стихах.

Произведение «Поэт» было создано в 1827 году и тогда же опубликовано в журнале «Московский вестник». В этом стихотворении Александр Сергеевич вновь размышляет об историческом предназначении поэта.

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой мы видим жизнь поэта без вдохновения. Пока «молчит его святая лира» , он ничем не отличается от обычных людей, погруженных в повседневную суету. Поэт «ничтожен» , а его душа «вкушает хладный сон» .

Во второй части стихотворения лирический герой слышит «божественный глагол» вдохновения, отчего его душа пробуждается к творчеству. «Забавы мира» и «людская молва» становятся ему чужды. «Дикий и суровый» поэт стремится на время покинуть общество, чтобы найти уединение среди дикой природы.

Описанные в стихотворении события, по мнению исследователей творчества Пушкина, отражают реальные факты его биографии. Всю зиму и весну 1827 года поэт провел в Москве, где был погружен в светскую жизнь. Многочисленные празднества и балы практически не оставляли времени для творчества. Но в начале лета Пушкин прибыл в Петербург, а затем переехал в Михайловское, где снова взялся за перо. Стихотворение «Поэт» появилось уже в первом письме, которое он написал из деревни.

В нем Пушкин утверждает, что поэт не может управлять своим вдохновением. Оно появляется и исчезает по воле Бога. Дар стихосложения – награда и наказание одновременно. А поэт – это человек, живущий по особым правилам. Как глашатай прекрасного, он выше окружающих, хотя может обладать пороками и слабостями не в меньшей степени, чем другие – «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» .

В стихотворении Пушкин использовал образы и лексику, которые характерны для романтической поэзии: «народный кумир» , «гордая голова» , «пустынные волны» , «пробудившийся орел» . Идея независимости поэта от людской молвы, его бегство от общества, возвышенный стиль изложения также характерны для романтической литературы. Поэтому стихотворение «Поэт» вполне логично отнести к этому литературному направлению.

Противопоставление двух начал лирического героя достигается за счет эмоционально окрашенных эпитетов. В первой части они наполнены негативом: «детей ничтожных» , «хладный сон» , «суетного света» . Вторая часть стихотворения более оптимистична: «широкошумные дубровы» , «гордой головой» , «встрепенувшийся орел» . Значимость поэтического творчества подчеркивают возвышенные словосочетания: «божественный глагол» , «святая лира» , «священной жертве» . Эту же задачу выполняет и сравнение души поэта с гордым, вольнолюбивым орлом.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом . Пушкин использовал в нем два вида рифмовки – перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА). Возможно, такое построение обусловлено тем, что строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а четверостишия с кольцевой рифмовкой – его отношению к творчеству.

Вечная тема миссии поэта и поэзии раскрыта в стихотворении емко и лаконично. Пушкин всегда видел смысл творчества в пробуждении светлых чувств и доброты в сердцах своих читателей. По идейной нагрузке стихотворение «Поэт» сродни произведению Пушкина «Пророк» , написанному годом ранее.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

«Поэту» Александр Пушкин

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Анализ стихотворения Пушкина «Поэту»

Сонет «Поэту (Поэт! Не дорожи любовию народной…)» был написан А. С. Пушкиным 7 июля 1830 года. Известно, что причиной создания послужили придирки, опубликованные в журналах «Московский телеграф» и «Северная пчела». Прежде на страницах этих изданий печатали доброжелательные рецензии на произведения Пушкина. Теперь же поэт очень остро ощутил, сколь переменчивы взгляды критиков и как капризна публика.

Сонет имеет классическую форму, которую можно представить в виде схемы abab abba ccd eed. Стихотворный размер – шестистопный ямб. Автор выступает от первого лица, обращаясь к коллеге по литературному цеху. Первое же предложение настойчиво требует внимания собеседника: «Поэт! не дорожи любовию народной.»

Такое громкое заявление кажется абсурдным при поверхностном взгляде. Мы привыкли, что именно признание – это то, ради чего трудится любой творческий человек. Для этого он делится своими достижениями с обществом – публикует произведения, устраивает выставки работ и т. д. Но А. С. Пушкин призывает не попадаться на удочку народной похвалы. Он предостерегает, что симпатия публики временна. Кроме того, среди толпы поклонников могут затесаться недалёкие люди, а их оценка не может быть приятной. Это явление поэт наделяет эпитетом «суд глупца» и советует собеседнику оставаться спокойным и твёрдым перед его лицом.

Как и в некоторых других произведениях («Поэт и толпа», «Толпа глухая») центральное место в сонете занимают отношения творца и общества. Здесь для толпы поэт использует различные эпитеты, показывающие, что его мнение о ней остаётся неизменным. С помощью выражений «смех толпы холодной», «толпа … в детской резвости» автор показывает, что общество безрассудно и бесчувственно; вместо каких-либо разумных действий и мыслей оно предпочитает разрушать всё, что кажется ему неправильным.

Толпе противопоставлен творец. Он выше всего, поэтому Александр Сергеевич произносит воодушевляющую фразу: «Ты царь: живи один.»

Рисуя образ поэта, автор прибегает к возвышенным эпитетам: «свободный ум», «взыскательный художник». Описывая работу творца, он использует такие выражения, как «плод любимых дум», «подвиг благородный». Поэт в изображении Пушкина – это светоч разума. Недаром автор применяет метафору «алтарь, где твой огонь горит». Она указывает на божественный источник поэтического вдохновения, которое так важно сохранить. Александр Сергеевич призывает поэта сосредоточиться на этом дивном даре и не обращать на происки хулителей.

Это стихотворение можно считать манифестом самодостаточности творческого человека. Оно представляет собой наставление для других литераторов. Но думается, что это произведение обращено, скорее, к самому Александру Сергеевичу. Его строки – попытка поддержать самого себя, помочь пережить нападки недовольных критиков.

Писатели в нашей стране — очень талантливые личности, которые могли посредством слова передать читателям и раскрыть им актуальные проблемы. Вот только не всегда мнение толпы совпадало с мнением писателя. Часто творчество поэта подвергалось жестокой критике. Подвергалось критике и творчество . Но не опустил руки поэт, а продолжил творить. Как раз в сложный период и появился замечательный стих Поэту, который мы и проанализируем.

Написал свое стихотворение «Поэту» А.С. Пушкин в 1830 году, в нем раскрывается тема поэта и поэзии, и отношения поэта и толпы. Это тот период, когда творчество Пушкина раскритиковали, а отношение с публикой обострились. Но не унывает поэт. Больше того, он тверд в своей позиции и дает дельные советы другим творческим личностям. Автор призывает не обращать внимание на публику, чьи похвалы могут быть минутными, ведь за ними может последовать смех и суд глупца. Поэт же должен оставаться спокойным и твердым. Он как царь, должен следовать своей дорогой и совершенствовать свои думы, не ожидая похвал со стороны, не требуя наград каких-либо и главное, не слушать суд глупцов.

Анализируя стихотворение писателя Поэту мы слышим, как Пушкин призывает не поддаваться пожеланиям окружающих, а идти своей, свободной дорогой. Судьей же своего творчества может быть только сам автор. Только он может стать высшим судом и по всей строгости оценить свой труд. Только сам поэт вправе делать заключения и если работа получилась достойной, если она раскрыла тему, раскрыла проблему, показала правду, пусть и горькую, это есть наибольшая похвала. Пусть толпа бранит и плюется, в детской резвости колеблет треножник, главное — самому быть довольным результатом работы, быть независимым от толпы.

Стихотворение «Поэту».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Поэту» было написано А.С. Пушкиным в 1830 году, в сложный жизненный период, когда отношения по­эта с читающей публикой, критикой обострились. Пушкина об­виняли в пренебрежении гражданскими идеалами.

В послании «Поэту» он обозначает свою творческую пози­цию: предназначение поэта — в безраздельном служении му­зам. Уже в первой строфе звучит мотив личностной самодоста­точности художника, независимости его от мнений толпы:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Одновременно здесь звучит мысль о том, что успех, слава — все это преходяще, оценка читающей публики не всегда может быть объективна. Но художник, по мысли Пушкина, — это чело­век особой судьбы. Он имеет особую миссию в этом мире. Бог наделил его талантом, и этим определяется его творческая само­стоятельность, свобода. Он должен доверять лишь своей интуи­ции и своему таланту: «Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум».

В финале стихотворения ощутимо звучит мотив противосто­яния поэта и толпы. Толпа не в состоянии оценить по достоин­ству творений художника, она «бранит» его, плюет на алтарь ис­кусства. Лирический герой призывает поэта быть сильным, муд­рым и душевно стойким человеком и не изменять себе в угоду читающей публике.

Композиционно стихотворение построено по принципу ан­титезы: поэт противопоставлен толпе.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихием, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различ­ные средства художественной выразительности: эпитеты («вос­торженных похвал», «Смех толпы холодной»), метафоры («И плюет на алтарь, где твой огонь горит»), анафору («И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник»).