Анализ стихотворения заболоцкого гроза идет. Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Гроза идет


И мы должны понять, что есть значок,
Который посылает нам природа...
Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик - таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он
- кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение “Гроза идет” - не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.
Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Задачи и тесты по теме "Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет» (Восприятие, истолкование, оценка)"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Самостоятельные части речи 10 класс

Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет»

И мы должны понять, что есть значок,
Который посылает нам природа...
Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик - таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.
Стихотворение “Гроза идет”, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли “классическим”. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.
Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности:

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.
В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается:

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям:

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону:

Вот он - кедр у нашего балкона,
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость “мертвого” дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.
Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.
Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь:

Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее “раны от огня”, нанесенной кедру:

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить:

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение “Гроза идет” - не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.
В стихотворении даны реальные детали пейзажа: обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности: “сверкая серебром”, “нахмуренная туча”. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.
Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл: вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна “ловить”, “бить”, а “живое сердце” дерева “осыпать звездами”. Барьеры между миром человека и миром природы разрушены: природа страдает и живет подобно человеку, а человек, подобно явлению природы, испытывает такие же чувства.
Однако в стихотворении “Гроза идет” существует и иной мотив: человек может вынести гораздо больше испытаний, но не согнуться и не умереть.
Пейзажная лирика Заболоцкого никогда не была просто описательной. Его лирический герой не только эмоционально воспринимает природу, но и стремится осмыслить ее жизнь, тесно связанную с жизнью человека.
Пройдя сложный жизненный и поэтический путь, Николай Заболоцкий пришел к классической ясности философской лирики. Это и является свидетельством неувядаемой силы его поэзии.

Никакие беды и испытания не смогли победить любовь к жизни и жажду творчества у поэта Н.А.Заболоцкого. В 1938 г. он был арестован за «антисоветские произведения», с подорванным здоровьем вышел из лагеря лишь в 1944 г. Написанное в 1957 г. стихотворение «Гроза идет» тесно связано с биографией поэта, его нелегкой судьбой.

В основе произведения – картины надвигающейся грозы, образы кедра и лирического героя, близкого самому автору. Стихотворение представляет собой не только пейзажную зарисовку. Природа была очень близка поэту, в ней он видел настоящую жизнь, поэтому данное произведение можно отнести к философской лирике Заболоцкого.

Стихотворение начинается с эпической картины: приближается гроза, которая вызывает у нас ощущение опасности, беды. Настроение тревоги подчеркивается эпитетом «нахмуренная туча», а анафорический повтор «движется» указывает на неотвратимость этого события.

Поэт нарисовал образ тучи, которая напоминает нам живое могучее существо. Неоднократно она «молниями била»: жизненные грозы настигали лирического героя. Но он преодолел страх, не сломался и выдержал, став победителем.

Мужество самого поэта Н.А.Заболоцкого выражено в образах кедра и лирического героя. Кедр «надвое громами расщеплен», героя стихотворения «молнии … огнем сжигали на лету». Несмотря на смертельную рану, дерево держится, подпирает небеса своей «мертвой короной». Встретив «в высоте» молнии, вдохновленный его стойкостью лирический герой «не умер у крыльца», как кедр. Он по-прежнему испытывает страстное желание творить, каким бы глубоким не оставался след от душевных ран.

Жизнь природы у поэта уподобляется жизни людей. Не случайно в стихотворении много олицетворений. Туча «ловила, била, выкатывала гром», молнии «сжигали огнем», кедр «умер у крыльца», а в его древесине — «живое сердце», сквозь которое «пролегает рана от огня».

Поэт использует язык метафор. Метафорой выражен образ тучи: она «движется … с фонарем в приподнятой руке». У кедра – «мертвая корона», подпирающая небосклон. Героя «звездами» осыпают с вершины дерева иглы.

Анафорические повторы мы наблюдаем в первой строфе («движется»), второй и третьей («сколько раз»), шестой и седьмой («я, как ты»). В стихотворении автор употребляет и другие стилистические фигуры речи, такие как инверсия («пролегает рана», «иглы почерневшие»), обращение («дерево печали»). Чувство страха и восхищения помогают передать поэту восклицательные предложения.

Стихотворение «Гроза идет» дает нам возможность лучше представить личность Н.А.Заболоцкого, который сумел мужественно преодолеть сложнейшие испытания судьбы , сохранить горячее желание творить и созидать.

«Гроза идет» Николай Заболоцкий

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он — кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Гроза идет»

Стихотворение «Гроза идет», написанное в 1957 году, относится к последнему этапу творчества Заболоцкого, когда он стал ближе к классическим традициям русской поэзии. В его произведениях того периода ощущается влияние сразу нескольких авторов девятнадцатого столетия – Пушкина, Тютчева и Баратынского. Рассматриваемый текст относится к натурфилософской лирике. Первые строки произведения – описание пейзажа. Заболоцкий рассказывает читателям о наступлении грозы. Здесь важную роль играет движение – обратите внимание, в начальном четверостишии глагол «движется» повторяется дважды. За счет этого возникает ощущение, что нарисованную поэтом картину мы видим в настоящем времени. Получается даже несколько кинематографично. Самый яркий образ первой строфы – туча «с фонарем в приподнятой руке». Она напоминает персонажа старых историй – то ли стражника, то ли колдуна, то ли обычного крестьянина, пошедшего поздним вечером или даже ночью проверить скотину в хлеву.

В четвертой строфе появляется ключевой образ стихотворения – кедр, громами расщепленный на две части, раненый в сердце огнем. Его мертвая корона выступает в качестве опоры для небосклона. Соответственно, дерево это можно считать своеобразным связующим звеном между двумя мирами – земным и небесным, физическим и духовным. В последних двух четверостишиях лирический герой сравнивает себя с кедром – измученным, но сумевшим выстоять. В финальных строках явно просматриваются параллели с жизнью самого Заболоцкого. Как дерево из стихотворения, он «ворвался в высоту», но встретили его там лишь молнии. Советская власть откровенно не жаловала творчество Николая Алексеевича. Сборник «Столбцы», увидевший свет в 1929 году, получил издевательские отзывы от критиков. Следующая волна травли была вызвана публикацией поэмы «Торжество земледелия». В 1938 году Заболоцкого арестовали, абсолютно беспочвенно обвинив в антисоветской пропаганде. Несколько лет он провел в лагерях, на свободу выйдя только в 1944.

В последней строфе стихотворения «Гроза идет» лирический герой называет себя расколотым надвое. Он не понимает, почему дерево умерло после удара молнии, а ему удалось не просто пережить все жизненные бури, все невзгоды, но и остаться человеком, умеющим чувствовать, способным творить. Никаких ответов Заболоцкий в конце не дает, предоставляя читателям возможность самостоятельно попытаться отыскать их.

В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.

Читателю с первых строк становится понятно, что в произведение идёт речь, о таком природном явление, как гроза. Вначале поэт часто повторяет слово «движется», поэтому при чтении, кажется, что всё это происходит в настоящем времени. Природа описана очень естественно и натурально. Чувствуется скорое приближение грозы и это вызывает чувство тревоги и опасности. В первой строке очень выразительно представлен образ тучки. Писатель ассоциирует её с живым существом. Тучка как будто, как живая ходит по не объятому небу с фонариком. Жизнь природы писатель сравнивает с человеческой судьбой.

Олицетворения:

  • Туча - « Она меня ловила», « Молниями била»
  • Молнии - «Сжигали огнём»
  • Кедр сравнивается с человеком - «не умер у крыльца»
  • « сквозь живое сердце древесины» у дерева кедр
  • «пролегает рана от огня» - как дорожка через сердце дерева

Самый главный образ (дерево кедр) в элегии описан в четвёртом четверостишии. Кедр, грозой раненый и расколотый на несколько частей, сумел устоять и не поддаться бушующей стихии. Его огромная неживая корона стала невидимой опорой для небосвода. Образ кедра напоминает нам, сильное духом и бесстрашное живое существо. Ему не видан страх. Дерево не сломалось под натиском стихии и выдержало все испытания. Показав этим, что ему нестрашна ни какая непогода. Небо после всего этого, осыпает его звёздами в знак благодарности.

Метафоры стихотворения:

  • «Движется туча с фонарём»
  • «Мёртвая корона»
  • «Осыпают звёздами меня»
  • В начале произведения – это слово «движется»
  • В середине - это словосочетание «сколько раз»
  • В последних строках – это словосочетание «я, как ты»

В элегии «Гроза идёт», чтобы выразить свой восторг и одновременно чувство тревоги, и боязни перед стихией, писатель использует восклицательные предложения. Это произведение напоминает нам судьбу самого писателя. Который, так же как «Кедр», преодолел все трудности и испытания судьбы. Сумел пронести через всю свою жизнь желание творить. В конце стихотворения поэт, не даёт, ни каких ответов, давая читателю возможность самому отыскать их.

Анализ стихотворения Гроза идет по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского

    Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности

  • Анализ стихотворения Вечер Гумилева

    Вечер в данном стихотворении выступает скорее состоянием души, нежели временем суток. Настроение поэта такое же темное, он не может смириться с очередным отказом.

  • Анализ стихотворения Демону Некрасова

    Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

  • Анализ стихотворения Одиночество Бродского

    Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

    Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.