Артефакты с "Титаника": история корабля и судьбы людей. Артефакты,найденные на титанике

Владелец коллекции старинных вещей с «Титаника» решил выставить свои дорогостоящие сокровища на аукцион. Всего в коллекции оказались больше 5500 предметов: фарфор, обломки судовой арматуры, деньги, золото и много другое. Все эти предметы оцениваются предварительно в 190 миллионов долларов США.

(Всего 25 фото)

1. Эта 17-тонная секция корпуса "Титаника" – один из 5000 предметов, которые будут проданы с аукциона в Нью-Йорке в апреле. Глава аукционного дома Guernsey"s Auctioneers & Brokers Арлан Эттингер говорит, что это будет один из самых грандиозных аукционов в истории: "Кто не слышал о Титанике и не восхищен этой историей?". Аукцион посвящен сотой годовщине отплытия "Титаника" из Англии в Нью-Йорк. (RMS Titanic, Inc / AP)

2. По решению суда предметы не могут продаваться как отдельные лоты, и вся коллекция целиком должна перейти к покупателю, который согласится содержать ее и демонстрировать публике. В 2007 году коллекцию оценили в 189 миллионов долларов. (RMS Titanic, Inc / AP)

3. Также могут быть проданы археологические документы и единственная подробная карта дна на месте крушения "Титаника". Исследовательские материалы содержат новую информацию о месте крушения и могут стать основанием для проведения новых экспедиций. "Мы открываем возможности, открываем "Титаник" для будущего", сказал Брайан Уэйгнер, представитель компании Premier Exhibitions Inc., которая занималась поднятием коллекции со дна. (RMS Titanic, Inc / AP)

4. Уэйгнер и Эттингер отказались обсуждать возможных претендентов на обладание коллекцией. «Кому угодно могут понравиться эти предметы, потому что многие из них представляют собой нечто очень личное. А читая историю личности, познаешь трагедию в целом». Этот херувим украшал лестницу в большом зале «Титаника». (RMS Titanic, Inc / AP)

5. Вещи с "Титаника" показывали на выставках во всем мире. Их добыли с места крушения во время экспедиций в 1987, 1993, 1994, 1998, 2000 и 2004 годах. Компания, содержавшая коллекцию, в течение 18 лет, последовала желаниям акционеров заработать на коллекции и выставила ее на аукцион. (Stanley Leary / RMS Titanic, Inc / AP)

6. Среди предметов коллекции личные вещи команды и пассажиров, такие как этот плетеный кошелек. (Michel Boutefeu/Getty Images)

7. Иллюминатор с "Титаника". (RMS Titanic, Inc / AP)

8. Корабельный телеграф с "Титаника". (RMS Titanic, Inc / AP)

9. Фарфоровая чашка для пассажиров первого класса. (Stanley Leary / RMS Titanic, Inc / AP)

10. Фарфор для пассажиров третьего класса и команды. (Stanley Leary / RMS Titanic, Inc / AP)

11. Фарфор для пассажиров третьего класса и команды. (RMS Titanic, Inc / AP)

12. Люстра с "Титаника". (RMS Titanic, Inc / AP)

13. Нос "Титаника", лежащего на дне. (RMS Titanic, Inc / AP)

14. Золотой браслет с именем "Эми" выложенным бриллиантами. (AP)

15. Бинокль. (AP)

16. Набор запонок. (GETTY)

17. Карманные часы пассажира третьего класса Уильяма Генри Аллена. (AP)

18. Жилет пассажира третьего класса Уильяма Генри Аллена. (AP)

В апреле 1912 года вместе с затонувшим Титаником на дно пошли несчастные пассажиры гигантского океанского лайнера и множество самых разнообразных грузов. Широко известно, например, что затонул автомобиль Renault, драгоценности и книги. В нашем обзоре – 10-ка менее известных, но весьма интересных грузов, затонувших во время катастрофы, и связанные с ними невероятные истории.

Меховая одежда


На борту Титаника находились три контейнера модной одежды из меха кролика, произведённой британской компанией Dicking&Jones. Они направлялись в Нью-Джерси и были проплачены банком The Broadway Trust Company of Camden. Эта потеря и исчезновение курьера Дэвида Степи с несколькими десятками тысяч долларов и ценными бумагами стали главными причинами банкротства банка.

Опиум


На борту Титаника было четыре контейнера с опиумом . Перевозил американский миллионер, бизнесмен, писатель Джон Джейкоб Астор IV - правнук Джона Джейкоба Астора, сколотившего состояние на мехах и недвижимости. Сам Астор до Америки тоже не добрался, он погиб при крушении корабля. Остаётся отметить, что опиум был контрабандой, поскольку за сем лет до трагического рейса Конгресс США это вещество запретил. Правда, это не мешало индейцам использовать его для приготовления всевозможных лекарств и «бодрящих» отваров.

Собака чау-чау



Одним из пассажиров первого класса был биржевой маклер из Нью-Йорка Гарри Андерсон, который возвращался домой с собакой редкой на то время породы чау-чау . Андерсону удалось спастись, попав на борт спасательной шлюпки № 3, а чау-чау утонула вместе с 8 другими собаками, которые плыли со своими хозяевами на Титанике. Известно, что страховое агентство выплатило спасшемуся бизнесмену за потерю домашнего любимца компенсацию в размере $ 50.

Портрет Гарибальди с его автографом


Пассажир второго класса Эмилио Иларио Джузеппе Порталуппи возвращался из одной Италии в США. Ему удалось спастись благодаря счастливой случайности. Оказавшись в холодной воде, он уцепился за льдину и дрейфовал, пока его не подобрала спасательная шлюпка. А его ценный груз – портрет итальянского национального героя Джузеппе Гарибальди с его автографом – утонул вместе с Титаником. По прибытии в США Порталуппи подал в страховую компанию иск на $ 3000 и получил эту сумму.

Конспект лекций


Молодой пассажир второго класса Сидни Кларенс Стюарт Коллетт был студентом-богословом и возвращался из Англии к родителям в Порт-Байроне. Стюарт Коллетт ассистировал преподобному мистеру Картеру в салоне второго класса во время воскресной вечерней службы 14 апреля 1912 года, в которой принимали участие около 100 пассажиров. Известно, что после того, как корабль столкнулся с айсбергом, Коллетт помогал пассажирам рассаживаться в шлюпки. Сам он спасся ним в шлюпке № 9. Впоследствии ему выплатили страховку в размере $ 50 за потерю рукописных конспектов лекций колледжа за 2 года.

Волынка ирландского фермера


На борту Титаника находился и 29-летний фермер из Ирландии Юджин Патрик Дэли. Он был пассажиром третьего класса и направлялся в в Нью-Йорк из Квинстауна. Известно, что за билет он заплати всего 7 фунтов 15 шиллингов и в пути играл для своих товарищей на волынке «Плач по Эрину». Во время катастрофы Дэли прыгнул в воду без спасательного жилета, в пальто, и ему удалось добраться до перевернутой лодки «Б», с которой его подобрало судно «Карпатия». За потерю своей волынки он получил компенсацию в размере $50, а через несколько десятилетий его музыкальный инструмент обнаружили водолазы на месте кораблекрушения. Патрик Дэли рассказывал, что в дорогу всегда на удачу надевал пальто, в котором спасся с Титаника.

Мармеладная машина


В 1912 в Англии существовали так называемые мармеладные машины , которые использовались для очистки и нарезки фруктов. Пассажир второго класса Эдвина Трутт везла с собой подобное устройство. Естественно, при катастрофе было не до спасения машины. Позже дама подала иск, требуя возмещения ущерба в размере 8 шиллингов 5 пенсов.

Коробка с фильмом


В списке вещей, перевозимых на борту Титаника, числилась коробка с фильмом для студии The New York Motion Picture Company – одной из небольших киностудий, которых было множество на Восточном побережье до того, как вся киноиндустрия окончательно переехала в Голливуд. Что было на пленке, уже не расскажет никто, фильм так и не появился на экранах.

Чемодан с парфюмом


Среди пассажиров первого класса на борту Титаника был и глава парфюмерной компании Sparks, White and Co. Ltd. британец Адольф Заальфельд. В его кожаном чемодане было 65 флаконов различного парфюма . Чемодан во время крушения ушёл на дно, где оставался в течение 89 лет. В 2001 году его подняли на поверхность. Часть флаконов на удивление остались целыми и даже сохранили аромат. Современные парфюмеры пытаются расшифровать химический состав этих давно потерянных ароматов.

Рукопись


В почтовом отделении Титаника был пакет, содержащий рукопись «Караин: воспоминание» известного автора Джозефа Конрада. Конрад отправил свою рукопись коллекционеру Джону Куинну, но он так и не получил её. Это была первая версия книги Конрада, вышедшей позже под названием «Лорд Джим».

Что ещё было на борту Титаника

Известно, что вместе с Титаником на дно пошли так же
К числу некоторых других интересных предметов, которые пошли на дно Атлантического океана с Титаником, относятся: 856 рулонов линолеума, 1 контейнер кретона, 1 ящик автозапчастей, 41 коробка фильтровальной бумаги, 76 коробок драконьей крови (твердая красная смола), 1 бочка земли, 1 ящик с граммофонами Эдисона и 2 бочки ртути.

В продолжение темы - , создание которых определило векторы развития этого вида кораблей.

Пассажирский лайнер "Титаник", погрузившись в океанскую бездну, не пропал бесследно и оставил после себя множество артефактов, ценных предметов, семейных реликвий, которые находились на корабле в момент крушения. Сейчас все эти вещи можно найти в разных уголках планеты, на многочисленных выставках, посвященных истории самого большого парохода своего времени, затонувшего сто лет назад.

Обломки злополучного лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Баллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд.

Всего за более чем 25 лет со дна океана было поднято около 5,5 тысячи артефактов. Правами на них владеет американская компания Premier Exhibitions Inc, которая организует многочисленные туры под названием "Титаник: выставка артефактов" (Titanic: The Artifact Exhibition).

Так, в Сингапуре уже , приуроченная к сотой годовщине крушения "Титаника". Крупнейшая в стране, выставка проходит в музее ArtScience, расположенном в курортном комплексе Марина Бэй Сэндс, и завершится в апреле 2012 года.

На выставке можно увидеть более 275 предметов, поднятых со дна Атлантического океана с глубины 3 800 метров, там, где в 1912 году затонул океанский лайнер компании "Уайт Стар Лайн", следовавший из Саутгемптона в Нью‑Йорк. Многие артефакты представлены в Юго-Восточной Азии впервые.

Среди наиболее интересных экспонатов - бронзовый херувим, который украшал главную лестницу корабля, люстра, висевшая в одном из ресторанов судна, серебряная лампа, обнаруженная в 1987 году, а также емкость из-под зубной пасты с портретом молодой королевы Виктории. На экспозиции также выставлены личные вещи пассажиров "Титаника", такие как золотые карманные часы, галстуки и чемоданы.

Чуть менее крупная, но открылась в Музее естественной истории Сан-Диего (Калифорния). С февраля ее посетители могут увидеть более 200 артефактов, поднятых с места гибели лайнера. В выставочных залах представлены флаконы с духами и фарфор с логотипами компании "Уайт Стар Лайн". Кроме того, посетители могут увидеть обломки судна, воссозданные заново каюты, внутри которых находятся предметы, принадлежавшие пассажирам "Титаника".

По словам директора музея Майкла Хагера, "эта выставка объединяет в себе историю техники и человеческую драму, которая и сделала трагедию "Титаника" таким хорошо известным событием".

Другая выставка под тем же названием на Узловой железнодорожной станции города и представила посетителям новые редкие экспонаты. Всего на выставке представлено более 300 вещей. Среди наиболее интересных - фирменная посуда компании "Уайт Стар Лайн", а также личные вещи пассажиров, например, драгоценности и очки. Найденные предметы размещены в восстановленных каютах первого и третьего классов, идентичных настоящим.

Гораздо важнее, что вещи, представленные на выставке, дополнены историями и судьбами пассажиров. Так, некоторые из организаторов выставки непосредственно связаны с историей парохода. Вице-президент Ирландского музея и культурного центра в Канзас-Сити, который принимает активное участие в организации выставки, Эд Фоллис не появился бы на свет, если бы его двоюродная бабушка использовала билет и села на "Титаник". Только недавно Фоллис узнал, что Нелли Финнеган планировала плыть третьим классом рокового рейса.

30 лет назад были обнаружены обломки «Титаника». Что утонуло вместе с ним?

1 сентября 1985 года в Атлантическом океане были обнаружены обломки океанского лайнера «Титаник», затонувшего в апреле 1912 года. За 30 лет на поверхность поднято свыше 5000 предметов: от личных вещей пассажиров до 17-тонного куска обшивки. Многие сокровища и артефакты до сих пор остаются на дне. В честь юбилейной даты мы решили вспомнить о самых необычных и интересных грузах печально известного судна.

Утраченный шедевр

О том, что перевозилось на борту «Титаника», известно во многом благодаря претензиям и судебным искам, которые подавали выжившие пассажиры после кораблекрушения. Самой дорогостоящей потерей оказалась картина французского художника Мерри-Жозефа Блонделя «Черкешенка в купальне» (La Circassienne au bain), написанная в 1814 году. Ее владелец шведский бизнесмен Мориц Хокан Бьёрнстём-Стеффанссон оценил шедевр в $100 000 (в современном эквиваленте это около $2,4 млн). Это стало рекордом среди претензий, обращенных к судоходной компании White Star Line: никто из пассажиров «Титаника» не требовал столь значительной суммы за один-единственный утраченный элемент багажа.

Самый дорогой багаж

В списке самых крупных потерь фигурирует также багаж американской миллионерши Шарлотты Дрейк Кардезы, дочери текстильного фабриканта. На «Титанике» она плыла вместе с сыном, возвращаясь в Пенсильванию после длительной охоты: сафари по Африке и посещения охотничьих угодий в Венгрии. Она занимала самую дорогую каюту на корабле и везла 14 сундуков багажа, не считая четырех чемоданов и трех ящиков. После благополучного спасения Шарлотта Кардеза подала иск на сумму $177 352 (в современном эквиваленте это около $4 млн) — в списке утраченного имущества на 21 странице она перечислила 841 предмет, в том числе кольцо с розовым бриллиантом величиной почти в семь карат стоимостью в $20 000.

Мармеладная машина

В то время как одни выжившие пассажиры требовали компенсаций в миллионы долларов, другие оценивали свои потери более чем скромно. Например, пассажирка второго класса Эдвина Трутт попросила возместить ей всего 8 шиллингов 5 пенсов. В такую сумму она оценила мармеладную машину — устройство для очистки и нарезки фруктов, похожее на мясорубку. 27-летняя англичанка ехала к беременной сестре в Америку, чтобы помочь ей ухаживать за новорожденным. Почувствовав столкновение «Титаника» с айсбергом, она поднялась на палубу, увидела, как готовят спасательные шлюпки, и поспешно вернулась в каюту предупредить соседок-пассажирок. Одна из них в это время пыталась завязать корсет, и Трутт, надевая теплое пальто, сорвала корсет и выбросила его в проход, сказав, что на это уже нет времени. Попутно она предупредила о бедствии двух приятелей из соседней каюты. Когда же Эдвина села в шлюпку, незнакомый пассажир-ливанец попросил ее взять с собой пятимесячного ребенка, что она и сделала. В момент отплытия от «Титаника» с собой у нее были лишь зубная щетка и молитвенник. В спешке ей было явно не до мармеладной машины, но спустя время она вспомнила о пропаже и подала иск. Примечательно, что женщина дожила до 100 лет. Она неоднократно пересекала Атлантический океан, а последний такой рейс через Атлантику пришелся на ее 99-летие.

«Драгоценная» книга

«Титаник» перевозил порядка 90 контейнеров с книгами. Самым ценным экземпляром был сборник изречений Омара Хайяма «Рубаи», украшенный 1050 драгоценными камнями, каждый из которых был обрамлен золотом. Эта раритетная книга была куплена неким американцем в марте 1912 года на аукционе за $1900, что можно приравнять к 15 годовым зарплатам младшего члена экипажа «Титаника».

Кстати, «Титаник» имел в имени приставку RMS (Royal Mail Ship) и официально отвечал за перевозку британской почты. Вместе с книгами ко дну ушли 3364 мешка с почтой, а также около 800 посылок с неизвестным содержимым. В одном из почтовых пакетов ехала рукопись романа Джозефа Конрада «Лорд Джим»: писатель послал ее коллекционеру Джону Куинну под названием «Караин: воспоминание». К счастью, у писателя остался свой вариант рукописи и книга дошла до читателей.

Опиум для народа

Кроме пассажирских вещей и почты «Титаник» перевозил огромное количество товаров на общую сумму $ 420 000 ($10 млн в 2015 году). Сведения о грузе известны благодаря сохранившейся копии манифеста 1912 года, который представляет собой подробный перечень предметов, принятых на борт. Этот документ был отправлен в Америку на лайнере «Мавритания» и появился в нью-йоркских газетах 20 апреля 1912 года, спустя шесть дней после гибели «Титаника». Из него можно узнать, в частности, о перевозе наркотиков в США: на борту крупнейшего пассажирского парохода мира среди сыров, вин и мехов затаились четыре контейнера с опиумом для американского народа. За три года до этого Конгресс США запретил импорт и использование опия в немедицинских целях. В некоторых штатах он был уже запрещен даже для лечения. До полного запрета опия в Америке оставалось два года.

Кровь дракона

В перечне груза «Титаника» значится 76 контейнеров с кровью дракона. Так называется смола с деревьев рода драцена, которые произрастают на Канарских островах, в Марокко, на Сокотре. Драконову кровь с древних времен использовали в медицине римляне, греки, арабы и жители Сокотры: с ее помощью лечили респираторные, кожные, желудочно-кишечные заболевания, заживляли раны, останавливали кровь. В Индии смола драконова дерева использовалась для особых церемоний, а жрецы вуду в Новом Орлеане изгоняли с ее помощью негативные сущности, привлекая деньги и любовь. Сейчас это природное вещество используется для полировки мебели, мрамора и создания лака.

Для каких целей предназначалась драконовая кровь с борта «Титаника», не ясно, известно лишь, что она принадлежала акционерному обществу Brown Brothers and Company. Кстати, демоническое название этому веществу и дереву подарила древняя индийская легенда: давным-давно в Аравийском море на острове Сокотра жил кровожадный дракон, он нападал на слонов и выпивал их кровь. Но однажды нашелся один старый и сильный слон, который упал на дракона и раздавил его. Кровь двух существ хлынула на землю, оросив ее, словно вода, после чего на том же самом месте выросли деревья драцена, что в переводе с древнегреческого означает «самка дракона».

Кинофильмы

В списке вещей, перевозимых на борту «Титаника», значилась одна коробка с фильмом для студии The New York Motion Picture Company — одной из небольших киностудий, которая впоследствии слилась с Paramount Pictures. Что было на пленке, осталось тайной, фильм так и не появился в кинотеатрах. Также безвозвратно утеряны 33,5 км кинопленки, которые принадлежали Уильяму Харбеку. Известно, что он был успешным кинематографистом и возвращался из творческой командировки по Европе, где посетил Лондон, Брюссель, Париж и Берлин, с тем, чтобы показать свои работы в американских кинотеатрах и приступить к съемкам на Аляске и на канадской территории Юкон. Предполагается, что он был также привлечен к созданию кинохроники «Титаника», однако эти кадры не сохранились. Уильям Харбек погиб вместе с молодой любовницей — моделью из Парижа, его тело опознала и похоронила жена, которую не сразу допустили к опознанию, так как записали, что погибли мистер и миссис Харбек. В качестве компенсации супруга погибшего потребовала от судовладельцев $50 000. Фильмы Харбека были оценены в $41 000, оборудование — в $11 000, такие суммы указала в претензии деловой партнер погибшего Кэтрин Джордж.

Автомобиль

Одна из самых горячих любовных сцен в фильме Джеймса Кэмерона «Титаник» происходит в автомобиле Renault. Действительно, такая машина была на борту. Правда, везли ее скорее в разобранном виде: в грузовом манифесте указано, что авто перевозится в контейнере. Новенькая Renault Type CB Coupe de Ville, купленная в Европе, первая пострадала от удара, так как находилась в носу корабля, и разлетелась на куски при столкновении с айсбергом. Ее хозяин в это время играл в карты в курительной комнате. После столкновения он посадил в лодку свою семью: жену, 11-летнего сына и 13-летнюю дочь — а сам спасся в одной из последних шлюпок с женщинами и детьми, куда, кроме него, смог пробраться лишь один мужчина — управляющий White Star Line Джозеф Исмей. Воссоединившись с семьей, Картер потребовал компенсацию за автомобиль — $5000 и еще за двух погибших собак — $300. Вскоре супруги развелись: жена сочла поведение во время катастрофы мужа неподобающим. Вместе с «Титаником» утонули не только собаки, но и слуга, и шофер Картеров. Осуждение постигло и Исмея: он вынужден был покинуть пост, заслужив репутацию труса.

Духи

Сегодня вещи с «Титаника» выставляются в музеях и продаются на аукционах. Один из популярных экспонатов — духи, пролежавшие на дне 88 лет.

65 флаконов с различными запахами перевозил один из пассажиров первого класса — 47-летний немец Адольф Заальфельд, председатель парфюмерной компании Sparks, White and Co. Ltd. В то время духи в Америке пользовались огромным спросом, и бизнесмен вез образцы для демонстрации в бутиках Нью-Йорка. В момент столкновения с айсбергом Заальфельд был в курительной комнате: увидев произошедшее, он тут же направился к шлюпкам, что и помогло ему сохранить жизнь. Кожаный мешок с образцами парфюмерии так и остался в каюте. Духи лежали на дне океана до 2000 года и были обнаружены в ходе очередной поисковой экспедиции. Когда исследователи открыли флаконы, они были поражены насыщенными ароматами: лаванды, розы и других цветов. Некоторые образцы утратили свой запах, однако большинство остались неизменными. Современные парфюмеры смогли воссоздать 62 из 65 ароматов и выпустили их в 2012 году к столетию гибели «Титаника».

Скрипка — подарок невесты

На «Титанике» играл оркестр под руководством 33-летнего дирижера Уоллеса Хартли. Как рассказывали выжившие пассажиры, даже в момент всеобщей паники музыканты не бросили инструменты и продолжали играть, пока корабль не затонул. Одной из последних композиций, исполненных на «Титанике», был английский христианский гимн «Ближе, Господь, к тебе» (Nearer My God to Thee).

Спустя десять дней после трагедии было найдено тело Хартли и его скрипка, которую дирижер успел привязать к себе. Возможно, таким образом он надеялся удержаться на плаву, но еще вероятнее — не хотел расставаться с подарком своей невесты. Вскоре после кораблекрушения скрипка, слегка пострадавшая от холодной соленой воды, была возвращена безутешной девушке Хартли. Внутри футляра все еще была видна ее собственная дарственная надпись, сделанная незадолго до отправления «Титаника». В дальнейшем, после смерти владелицы, скрипка затерялась у родственников и долгое время считалась утраченной, пока ее случайно не обнаружили на чердаке дома среди старых вещей в 2006 году. Исследователям и судмедэкспертам понадобилось более семи лет и тысячи фунтов стерлингов, чтобы подтвердить ее подлинность, после чего она была продана на аукционе за рекордную сумму: $1,5 млн.

Согласно показаниям спасшихся пассажиров первого и второго класса и сведениям, просочившимся в печать, на борту "Титаника" находилось немало сокровищ. По подсчетам директора-распорядителя судоверфи Эндрюса, на которой строился пароход-гигант, "стоимость" пассажиров лайнера, среди которых были коллекционеры, миллионеры и весьма состоятельные люди, составляла около 250 миллионов долларов. Эти пассажиры везли с собой дорогие антикварные картины, вещи, бриллианты и золото.

Конечно, картины, как и бесценный манускрипт Омара Хайяма "Рубай", редчайшая, великолепной сохранности мумия египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа I (принадлежала археологу и лорду Кантервилю), - все это безвозвратно погибло в пучине, но слитки золота, бриллианты и золотые украшения, несомненно, остались в сейфах и каютах "Титаника".

После того как в 1989 году в Атлантике, на глубине 3750 м, известным подводником Р. Баллардом был обнаружен "Титаник", над местом гибели побывали три экспедиции - две американо-французские и одна российская.

В специальном документе было особо оговорено, что ничего из собственности "Титаника" экспедициями на поверхность не будет поднято. Поэтому даже гуттаперчевая детская кукла, после ее фотографирования была осторожно положена на место. Участники экспедиций строго следовали этому приказу, хотя иногда находили уникальные предметы. В одном из погружений, например, был обнаружен золотой подсвечник в раздавленной толщей воды каюте. И его тоже возвратили "Титанику".

Основной целью этих погружений было обследование места гибели и характера разрушений корпуса. Как оказалось, корпус лайнера разломился. Кормовая часть его, где не было пробоины и где образовалась гигантская воздушная подушка, отломилась и затонула несколько позже, отдельно от носовой части.

Американский подводный мини-робот "Ясон" осторожно проник во внутренние помещения "Титаника" и сделал несколько сот снимков. Там сохранились хрустальные и золоченые люстры под потолком; колонны, некогда обшитые дорогими породами деревьев; лестница парадного салона; каюты первого класса с фарфоровыми ваннами английских фирм; бутылки с шампанским, китайские сервизы с эмблемой знаменитой пароходной линии "Уайт стар" ("Белая звезда") со звездой внутри красного треугольника - предмет вожделения многих коллекционеров. Была найдена древнегреческая бронзовая скульптура Дианы, принадлежавшая, видимо, Маргарет Браун, миллионерше из Денвера, перевозившей редкие вещи, приобретенные в разных странах. Взяв на себя командование одной из спасательных шлюпок, она в последний момент распорядилась выбросить все это за борт.

Однако вторая французская подводная экспедиция получила разрешение на извлечение предметов из кают и доставку их на поверхность. Видимо, сыграли роль некоторые интересные аргументы французов, убедивших юристов извлекать со дна океана как научные данные, так и предметы, имеющие юридическое значение.

Например, на следствии и на суде, разбиравших обстоятельства гибели "Титаника", некоторые пассажиры утверждали, что, пока "Титаник" тонул, отдельные члены команды грабили личные сейфы в каютах. Это было серьезным обвинением, которое предстояло расследовать.

ТитаникДействительно, "Ясону" удалось обследовать некоторые служебные помещения и каюты пассажиров, в том числе ту, которая, по свидетельству очевидца, была ограблена. Оператору "Ясона" удалось с помощью манипулятора повернуть ручку сейфа, отчасти это говорило о том, что замок сейфа действительно открыт, но массивная стальная дверца, покрытая толстым слоем ржавчины, так и не поддалась!

О сейфах, расположенных в служебных помещениях и каюте капитана Смита, прессе ничего не было сообщено. Известно только, что французами было поднято на поверхность 1412 предметов, часть которых была сдана в музей, что-то разошлось по частным коллекциям и продано с аукциона за большие деньги, а некоторые предметы возвращены прежним владельцам, которых, увы, к 1991 году осталось в живых лишь несколько человек.

Российская подводная экспедиция от Института океанологии имени П. П. Ширшова, снабженная глубоководным обитаемым аппаратом "Мир", совместно с канадской фирмой "ШАХ", американской фирмой "OCEAN IMAGE" и Национальным географическим обществом США в 1991 году совершила семнадцать глубоководных погружений на месте гибели "Титаника".

"Мир" сумел отснять уникальный фильм, который получил высшую оценку специалистов и изучается.

Согласно отчетам специалистов, "Титаник" глубоко погрузился в донный ил. Носовая часть его, где должна находиться 95-метровая рана от айсберга, погубившая лайнер, слишком глубоко зарылась из-за огромного веса корпуса. Это печальное обстоятельство не позволило обследовать пробоину. Удалось только установить, что обшивка правого борта сильно вдавлена внутрь и вдоль борта лопнули заклепки.

Сенсационным было то, что после тщательного изучения фильма и фотоснимков некоторые эксперты заявили, что айсберг только помял корпус гиганта и не мог распороть массивную стальную обшивку!

Тогда возникает вопрос: что же послужило причиной гибели "Титаника"? Возможно, на это дадут ответ последующие глубоководные экспедиции.

"Титанику", вместе с его сейфами и похороненными сокровищами, видимо, суждено покоиться на океанском дне очень долго. Уже сейчас появились опасения, что рано или поздно до его кают смогут добраться любители-подводники. Уже через несколько лет они в состоянии будут построить и глубоководные аппараты, и уникальную поисковую электронную аппаратуру. И глубина 3750 метров не будет представлять для них серьезного препятствия.

Экспедиция на Титаник

Что касается дальнейшей судьбы "Титаника", то есть проекты превращения его в Международный морской музей. Уже сейчас можно проводить на нем интересные исследования по части законов коррозии различных металлов и экологии. А через каких-нибудь десять лет на многоместных подводных глубоководных аппаратах смогут показывать освещенный прожекторами "Титаник" многочисленным туристам и любителям подводной археологии.