Ажурная колонна константина в стамбуле. Красавец Константин

Одна из трех колонн, установленных на площади Султанахмет в Стамбуле, называется колонной Константина . Точное время возведения колонны доподлинно неизвестно, но ученые-историки склонны рассуждать о четвертом или пятом веке нашей эры. Изначально высота сооружения составляла тридцать два метра. После завоевания Константинополя войсками османов, колонна получила новое название - Ерме Сютун или в переводе на русский - ажурная колонна .

Немного фактов из истории

В десятом веке император Константин седьмой решил облагородить высокое сооружение из плотно подогнанных друг к другу блоков известняка, надежно скрепленных бетоном. Вся поверхность колонны Константина покрывается листами меди, которые ярко сверкают на солнце, словно позолоченные. На листах предварительно чеканят сцены военных подвигов, картинки из повседневной жизни, изображения зверей и птиц. На вершине сооружения водружают медный шар, хотя по другим источникам - статую женщины, выполнявшую роль флюгера. Закончив реконструкцию, Константин Багрянородный (Порфирородный) делает посвящение трудов своих императору Василию I Македонянину (правда, внимательно читая историю, трудно назвать ратные достижения Василия подвигами).

Иногда буквы ценнее видео

В отличие от нас, древние люди особенно понимали ценность посвящений, выбитых на массивных мраморных пьедесталах, нежели написанных на хрупкой бумаге. Вы только на минуту представьте себе далекий 3013 год. Неужели нашу историю будущие поколения будут изучать по случайно обнаруженным на месте гигантских свалок нечитаемым "флешкам" или обломкам DVD-дисков? Труд, не достойный уважения. Итак, вернемся в десятый век нашей эры. На мраморном пьедестале высокой колонны до сих пор легко читаются надписи, выбитые зубилом. Они сделаны на греческом языке. Смысл их заключается в том, что колонна Константина задумывается, как прямой конкурент Колоссу Родосскому. Действительно, обелиск в Стамбуле стоит уже не одно тысячелетие (хоть и изрядно обветшал), а статуя бога Солнца Гелиоса бесследно исчезла в безжалостных жерновах мировой истории.

Разграбление Константинополя

Известно, что во время четвертого крестового похода Константинополь был полностью разграблен. Пострадали не только христианские святыни, но расхищению подверглись дворцы, здания и сооружения, в том и ипподром , на спине которого (смотри компьютерную трехмерную модель вверху) были установлены редкие памятники истории. Колонна Константина осталась целой, но с ее поверхности безжалостно содрали все медные пластины, а также лавровые венки, некогда украшавшие пьедестал. Именно в таком, жалком виде сооружение могут увидеть туристы в наше время.

Ажурная колонна

Мне до сих пор не понятно, почему османы назвали колонну ажурной. Может быть, за особую кладку? В тоже время непростые погодные условия постепенно разрушают ажурную колонну в турецком мегаполисе. На одной из сторон обелиска камни хаотично выкрашиваются, словно зубы из воспаленных десен больного цингой. Необходимость восстановления ажурной колонны является предметом постоянных жесточайших споров. Противоборствующие стороны который год не могут придти к окончательному и единому мнению о целесообразности ремонта. Будет ли правильным заделать дыры новыми кирпичами? Не потеряет ли ажурная колонна Константина аутентичность? Но, согласитесь, оставлять сооружение в таком виде невозможно, это крайне неуважительно по отношению к древнему памятнику истории человечества.

КОЛОННА КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО - 1)посвятительная колонна, открытая на форуме Константина в Новом Риме 11 мая 330 года императору Константину Великому (306-337 гг.). Возведена на месте главных ворот Византия стен императора Септимия Севера, возведенных в 203 году. Установлена на пятиметровом основании из итальянского порфира в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды, на которой находился квадратный стул колонны, украшенный барельефом http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=6
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&v=l#1257355875 . Ствол высотой двадцать пять метров, состоит из семи порфировых барабанов диаметром 2,9 метра, охваченных бандажными металлическими обручами, прикрытыми бронзовыми венками, также выполняющих бандажную функцию. Восьмой верхний барабан - мраморный, сложен из отдельных блоков. Сооружение венчает мраморная капитель на абаке которой первоначально находилась золотая статуя императора, выполненная в технике "сфирелатос". Император был изображен в виде Апполона с семью лучами, исходящиих от его головы (аналогично Колосса Родосского). На позднеримской карте мира TABULA PEUTINGERIANA IV - V веков в правой руке статуи - держава, а в левой - вероятней, лабарум с христианской символикой. В статую был вплавлен гвоздь от Креста Сына Божьего, поэтому константинопольцы первоначально в обиходе называли памятник "Колонной Гвоздя". Общая высота составляла около 38 метров. Под основание колонны, во время церемонии освящения новой столиц, император в присутствии христаинских церковных иерархов и высших представителей языческих жрецов собственноручно замуровал: топорище от топора Ноя; кресало Моисея; остатки хлебов Иисусовых и "Палладиум" - деревянную статуэтку Афины Паллады из Илиона, хранившуюся до этого в Риме. Памятник окружал сводчато-арочный тетрапилон. По существу колонна представляла собой посвятительный алтарь http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=62 Тетрапилон, вероятней, имел четыре проездные арки и представлял в плане прямоугольник с закругленными внешними и внутренними углами. Его стороны были выполнены в виде двухэтажного портика. Позже рядом с колонной была построена часовня Св. Константина, составившая с ним единый архитектурный ансамбль. В конце правления императора Маврикия, во время землятресения 600/601 годов, статуя рухнула. Сильно пострадала и сама колонна. Полностью восстановлена при императоре Ираклии Великом (610-641 гг.). При императоре Алексее I (1081-1118 гг.) от попадания молнии статуя рухнула вновь. При этом пострадали прохожие, пытавшиеся укрыться от косого дождя и порывистого ветра у основания. Памятник был восстановлен при императоре Мануиле I (1143-1180 гг.), однако, вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом, после чего константинопольцы стали называть его "Колонной с крестом". После 1204 года памятник сильно пострадал от действий крестоносцев: фундамент был ослаблен штольней, прорытой с целью поиска реликвий, а фрагмент барельефа, т.н. "Тетрархи", снят и увезен в Западную Европу, в Венецию и установлен в стене храма Св. Марка. По одной из версий этот барельеф изображает четырех наследников Константина Великого: сыновей - Константина II, Констанция II и Константа, а также племянника - Далмация Младшего. По другой - тетрархов-императоров, предшественников Константина Великого: Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора. В связи с тем, что барельеф был поврежден (отсутствовал фрагмент ноги одного из персонажей), венецианцы восстановили его из местного камня, несмотря на то, что сам барельеф высечен из итальянского порфира. Во время археологических работ во второй половине XX века был обнаружен недостающий элемент барельефа, хранящийся ныне в Стамбульском археологическом музее. В первых числах июня 1453 года, после падения Константинополя, турки свергли крест с колонны. В 1779 году, после сильнейшего пожара, почерневшая и расстрескавшаяся колонна, по приказу султана Абдухамида I, была укреплена дополнительными железными обручами, а ее основание - бандажной кладкой. Нынешнее турецкое название памятника -"Чемберлиташ" ("Скала с обручами"). Европейцы называют его "Обожженной колонной". Сохранился рисунок колонны, датированный 1574 годом и хранящийся в библиотеке колледжа Св. Троицы в Кембридже, Англия.
2) памятная колонна с конной позолоченной статуей императора Константина Великого (306 – 337 гг.), открытая в 330 году на Военном поле вне стен Константина, около Мемориальной колонны, установленной в честь основания Нового Рима. На высоком пьедестале имелась надпись, выражающая императору благодарность сената и народа за деятельность на благо государства. В начале V века, после возведения стен Феодосия, оказалась на территории Влахерн – XIV региона столицы Византии. После 1204 года судьба этого памятника неизвестна.

TABULA PEUTINGERIANA, лист VII. IV-V вв. Австрийский национальный архив архитектуры. Вена.

April 26th, 2018

Площадь Чемберлиташ находится на месте древнего форума императора Константина, из всех сооружений которого частично уцелела только Колонна Константина которую уже видно вдали по ходу нашего движения. Также на этой площади расположены мечеть Нуросмание, мечеть Атик Али-паши (она сейчас слева на фото выше и ниже), центральные ворота Гранд Базара, Чемберлиташ Хаммам.
03.


Площадь Чемберлиташ.

(греч. Φόρος Κωνσταντίνου) - один из форумов Константинополя византийской эпохи. Построен он около 328 года при основании города императором Константином Великим. Ежегодно через форум проходили императорские процессии. В центре была возведена 37-метровая колонна Константина - единственное сооружение на форуме, дошедшее до наших дней. Форум овальной формы на реконструкции города можно увидеть в левой крайней части изображения Константинополя ниже.
04.


Панорама Константинополя. Реконструкция Antoine Helbert.

Вот так он и выглядел когда-то (изображение ниже). Форум Константина был построен сразу же за стенами древнего Византия и был первым в ряду городских форумов, расположенных на главной улице города ("Меса"). Последняя соединяла его с , площадью Августеон и Большим дворцом на востоке, а также с форумами Феодосия и Амастрианом на западе. Форум имел овальную форму: с севера и юга он был окружён двухъярусной полукруглой колоннадой, а с запада и востока располагались две большие монументальные арки из белого мрамора, соединявшие площадь с главной улицей города. На севере форума стояло первое городское здание сената. Если верить описанию XI века, то это была ротонда с портиком, опиравшимся на четыре большие колонны (изображение ниже).

Здесь хранилась знаменитая бронзовая квадрига, которая изначально включала в себя статую Константина в образе Непобедимого Солнца (Sol invictus), управлявшего лошадьми. На форуме находился самый бойкий и дорогой рынок города. Здесь велась оживленная торговля мехами, шёлком, льном, кожей и одеждами, а также свечами и конской сбруей. Форум был не только местом скопления торговцев и нищих - на нём также шла бурная общественная жизнь.
05.


Форум Константина. Реконструкция Antoine Helbert.

Здесь в 336 году скончался основоположник арианства ересиарх Арий. Проходя по площади Константина в сопровождении своих телохранителей, он почувствовал себя плохо. Узнав, что позади площади имеется афедрон (отхожее место), он направился туда. Арий долго не выходил, и, наконец, когда дверь в афедрон сломали, то люди увидели его мёртвое тело "с распавшимися внутренностями". История площади также связана с православным святым Андреем Юродивым (? - 936). Согласно одному из множественных описаний его жития, святой любил прохаживаться по территории форума, останавливался перед главными дверьми сената, чтобы поглядеть на изображённых там титанов, а также заходил в таверну на северо-востоке площади)

Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские обряды. Историк Иосиф Стриговский вообще считал, что посвящение императором Константином города Пресвятой Богородице есть благочестивая позднейшая вставка. По древнейшим свидетельствам, император, согласно старинным обычаям, посвятил новый город Судьбе и наряду с политическим названием ("Новый Рим", или Константинополь) дал ему и тайное жреческое имя - Анфуса ("Цветущая").

Император Константин был убежден, что судьба и счастье города зависят от палладиума (древнего изображения богини Афины Паллады из Трои), который в нем секретно хранится. И византийцы отчетливо сознавали, что "Константин, унесши из Рима тайно истукан, называемый палладиумом, поместил его на Форуме, им основанном, под колонной своей статуи, и, как уверяют некоторые из византийцев, где он и теперь так лежит".
07.


Колонна Константина. Реконструкция Antoine Helbert.

Первое изображение аллегорической Судьбы было воздвигнуто императором Константином, вероятно, в том же 328 году. Потом эта статуя в день 11 мая 330 г. была торжественно перенесена с Филадельфии (или Магнавра) и поставлена на колонну, где сначала стояла бронзовая исполинская статуя, изображавшая Аполлона (работы великого Фидия). Император Константин приказал отделить у бронзового изваяния голову и тем самым заменил изображение античного бога своим собственным. А в самый день освящения города была открыта и другая статуя (деревянная позолоченная), изображавшая самого императора Константина, державшего в правой руке Судьбу города (Анфусу).

Постепенно христианство очищалось от язычества, и у Амартола этот "истукан" уже превращается в христианскую святыню. Он описывает колонну "из одного камня", порфировую, "весьма удивительную, которую он (Константин) привез из Рима; на ней поставил он статую, принесенную им из Гелиополиса Фригийского и имеющую на голове семь лучей". Колонну якобы три года везли морем, а когда доставили в Константинополь - то еще один год от моря, так тяжела и велика она была. "Потом положив в ее основание 12 корзин, которые благословил Иисус Христос, и Честное древо и святые мощи [топорище от топора Ноя, кресало, часть посоха Моисея и остатки хлебов Иисусовых] для утверждения и охраны, поставил её со многим искусством, силою и мудростью удивительный этот муж всеудивительную колонну из одного камня".
08.


Колонна Константина в разные периоды времени. Реконструкция Antoine Helbert.

На протяжении своей истории колонна постоянно подвергалась разрушениям под воздействием землетрясений и пожаров. В 416 году, император Феодосий II (пр. 408-450) приказал укрепить колонну железными скобами. Во время землетрясения 600-601 годов статуя Константина обрушилась, сама колонна также сильно пострадала. При императоре Ираклии (пр. 610-641) статую восстановили. В 1106 году, при Алексее I (пр. 1081-1118) статуя снова пострадала от попадания молнии. Лишь в правление императора Мануила I (пр. 1143-1180) сооружение было приведено в порядок, однако в 1150 году во время сильного шторма статуя снова обрушилась, в этот раз повлёкши с собой ещё и три верхних барабана колонны.
09.

Император Мануил I Комнин (1143-1180) поправил памятник, водрузив новую коринфскую капитель с греческими надписями, но вместо статуи повелел поставить золотой крест (см. изображение 08 выше), а на верхний барабан нанёс надпись: "Благочестивый Мануил укрепил священное произведение искусства, пострадавшее под воздействием времени».
10.

Вплавленный в статую императора гвоздь из Креста Господня был изъят и передан на хранение в храм Богородицы Фаросской на территории Большого дворца к востоку от Форума Константина.
11.

Площадь полностью выгорела во время пожара 1204 года, устроенного крестоносцами, вторгшихся и разграбивших город в ходе Четвёртого крестового похода. Фундамент колонны был ослаблен штольней, прорытой "европейскими варварами" с целью поиска реликвий. Захватчики вырвали из колонны бронзовые позолоченые пластины, а также выломали из её основания белокаменный барельеф. Предполагается, что это была скульптура "Четыре тетрарха", ныне находящаяся в соборе Святого Марка в Венеции. Считается, что на ней изображены императоры-соправители периода тетрархии, либо наследники Константина Великого. Также существует мнение, что этот барельеф находился не на форуме Константина, а на площади Филадельфион к западу от него.

Форум был украшен многочисленными античными статуями из металла: среди них фигуры дельфина, слона и гиппокампа, статуи Палладиума, Фетиды и Артемиды, а также скульптурная группа "Суд Париса". Возможно, имелись статуи Посейдона, Асклепия и Диониса. Однако сегодня практически невозможно определить их внешний вид или точное местоположение. В 1204 году все они были переплавлены захватившими город крестоносцами. Сегодня место Форума Феодосия занимает Площадь Чемберлиташ , значительно уступающая ему по размерам.
12.


Мечеть Атик Али Паша на п лощади Чемберлиташ.

Строительство мечети началось в 1748 (по другим данным в 1749) году в период правления султана Махмуда I (1730-1754) в честь служащего при султане Баязиде II и окончено в 1755 году в период правления султана Османа III. Мечеть построена в стиле барокко. Комплекс построен на месте другой мечети (мечети Фатьмы-хатун), уничтоженной пожаром.
18.

По традиции мечети присваивалось имя основателя, но султан Махмуд I умер, не дождавшись окончания строительства. Его преемник, Осман III, присвоил мечети имя Нуруосмание (тур. Nur-u Osmani - Священный свет Османа).
19.

Весьма примечательное сооружение между прочим. Мечеть интересна и тем, что она является уменьшенной копией первой мечети Фатих, разрушенной при землетрясении в 1766 г. Ранее при мечети были медресе, обитель дервишей и постоялый двор, но эти строения были утрачены.
20.

Однако продолжим исследовать историю Форума и Колонны Константина.

Во время осады Константинополя турками византийские граждане собрались вокруг колонны, так как существовало предание, что император Константин никогда не допустит в город завоевателей дальше своего памятника. А когда наступит роковой момент, слетит с золотого креста лучезарный ангел, вручит пламенный меч одному из защитников и повелит разить врага. Крест был убран с вершины колонны турками-османами спустя всего несколько дней после взятия ими Константинополя в 1453 году (фото 08).
21.

В настоящее время колонна императора Константина называется Чемберлиташ ("Обожженная колонна"). Некоторые историки считают, что такое название памятник получил после мятежа Ника, когда он был поврежден пожаром. Другие исследователи считают эту версию сомнительной, так как в то время колонна стояла в центре форума на открытом месте, и пламя не могло затронуть ее.

Пострадала же она от пожара в XVII веке, когда Форум Константина весь был застроен и здания "подступали" вплотную к основанию колонны. После пожара султан Мустафа I повелел окружить обожженный пьедестал каменной облицовкой до второго барабана. Колонна серьезно пострадала и от пожара 1779 года. Османский султан Абдул-Гамид I (1774-1789) достроил постамент колонны и провел работы по "обхвату" ее железными обручами. После этого колонна Константина и была переименована в Чемберлиташ.
22.

Колонна Константина в 1870 году.

23.

Колонна Константина в 1912 году.

Верхняя часть колонны.

В Стамбуле Колонну Константина называют «Чемберлиташ», что с турецкого означает «колонна с обручами». А все потому, что Колонна в разные годы страдала от пожаров и бурь, и в 416 г. барабаны колонны были укреплены металлическими ободами. Созданная из порфира египетского Гелиополя, она была привезена из Рима в 330 г.н.э.

Колонна Константина - 35-метровой высоты украшена коринфскими капителями со статуей императора Константина в виде бога Аполлона.

Площадь Чемберлиташ находится на месте древнего форума императора Константина, из всех сооружений которого частично уцелела только колонна Константина. Колонна долгое время считалась символом Византийской империи. Она была возведена 11 мая 330 года по приказу императора Константина в честь завоевания им города Византия 18 сентября 324 года и провозглашения Константинополя новой столицей государства 8 ноября 324 года. Изначально колонна была высотой 35 метров и служила постаментом для статуи императора. Это был центральный элемент грандиозной площади Форума Константина с колоннадой и статуями языческих богов и христианских святых.

Во время урагана 1106 года статуя была разрушена. Падая, она придавила несколько человек. В последующие годы она была восстановлена по приказу византийского императора Мануэля Комненуса I. Позднее она была заменена огромным крестом, который был снят с постамента после завоевания города турками.

Современное название колонны — Чемберлиташ, что означает «опоясанная колонна» или «обожженная колонна», данные названия связаны с железными обручами, стягивающими колонну и регулярными пожарами, от которых эта колонна пострадала.
Пло́щадь Чемберлита́ш (тур. Çemberlitaş Meydanı) — площадь в старой части Стамбула (микрорайон Чемберлиташ района Фатих). На этой площади расположены колонна Константина (Чемберлиташ), мечеть Нуросмание, центральные ворота Гранд Базара.

В процессе исследования темы обнаружилось, что в Стамбуле существуют две колонны Константина, что внесло путаницу в фотографиях, но:
ниже т.н. обелиск Константина

Обелиск Константина — 32-метровый византийский обелиск, который стоял на константинопольском ипподроме (ныне — площадь Ахмедие) уже в X веке, когда его реставрировал император Константин Багрянородный. В то время он был обшит позолоченными бронзовыми плитами с изображениями военных побед Василия Македонского и увенчан шаром.

При разграблении Константинополя крестоносцами всё это убранство было утрачено (по-видимому, подверглось переплавке). Во времена султанов обелиск пришёл в плачевное состояние, ибо юные янычары взбирались на вершину сооружения для того, чтобы продемонстрировать свою ловкость и бесстрашие.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Обелиск_Константина

Искала я факты, связанные с Колонной Константина и попался мне сайт, где обсуждались катрены Нострадамуса. Ну, ясное дело, "Предсказамуса", можно не брать во внимание, но меня заинтересовали выкладки автора об этой Колонне. Привожу их подробно, попутно проверяя их по др.источникам.

Автор, изучая катрены Нострадамуса, которых говорится о порфировой колонне, говорит: Если предположить, что порфирова колонна это тоже самое что и пенаты Весты, где хранился Палладий, то логично было бы, если она перекочевала из одного храма Весты в другой.

Ниже вырезка из педивикии

Веста́лки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты в Древнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Их особа была неприкосновенной (поэтому многие отдавали им на хранение свои завещания и другие документы).В обязанности весталок входило поддержание священного огня в храме, соблюдение чистоты храма, совершение жертвоприношений Весте и пенатам, охрана палладиума и других святынь. Плутарх, оставивший наиболее подробное описание правил служения Весте, предполагает, что они хранили также некие святыни и исполняли некие обряды, скрытые от глаз непосвящённых.

В настоящий момент в Италии, сохранилось 3 храма Весты. Один на римском форуме, другой на реке Тибр, и третий в Тиволи.
Храма Весты на Римском Форуме-2, 3 . Что он из себя представлял.

Храм представлял собой круглое строение в форме толоса, окружённое двадцатью коринфскими колоннами. Внутри святилища всегда горел огонь, дым от которого выходил через специальное отверстие в крыше.

Внутри храма находился тайник (penus Vestae), где хранились символы империи, которые, по легенде, Эней привез с собой из Трои, в том числе Палладиум, античное изображение Минервы.
Ним - город во Франции, в котором по информации в сети, находится наибольшее количество памятников древнеримской архитектуры в стране. Также там и находится храм с примечательным, относительно катренов Нострадамуса, названием - "Храм Дианы" (Артемиды в греческой мифологии).

Рассмотриваем греческую мифологию и римскую историю.

Во-первых, аналогом Минервы в Римской мифологии является Афина в греческой (Афина Паллада).
Главным сокровищем Храма Весты в Риме являлся Палладий с изображением Минервы (Афины).

Легенда о Палладии гласит что, Палладий упал с неба в Трою, сохранялся там в святилище, а затем был перенесeн в Рим и спрятан там под колонной Порфира. Колонна Порфира возвышалась над ним.

Таким образом, колонна Порфира представляет из себя тайник, где находится Палладий с Минервой.

Император Константин в 326 году основал Константинополь, и перенес колонну Порфира туда из Рима, также зарыв под ней Палладия.

Позже, на коллону Порфира (читаю в интернете) была воздружена статуя Апполона, и уже потом, колонна, вместе с этой статуей была разрушена. Получается, что последним пристанищем колонны Порфира был Константинополь.

Константин перенес в Константинополь колонну из Порфира, и закопал под ней главное сокровище которое по легенде хранилось до этого в penus Vestae в храме Весты в Риме - Палладий.

Под империей можно понимать - Византийскую империю, которая оформилась в 395 г. н.э.

Западная Римская империя прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории поздней Античности и Средневековья.

В настоящий момент данная колонна до сих пор стоит там, т.е. в Стамбуле, и носит также название "Колонна Константина Великого".

Нынешнее название памятника в Турции - "Чемберлиташ" - что с турецкого значит "Скала с обручами".
Но колонна в первоначальном виде выглядела иначе, а бандажную кладку вокруг нее и дополнительные обручи для укрепления конструкции были возведены только в 1779 г.

Сохранился 1 -рисунок колонны 1574 г, и ее внешний и внешний вид и форма основания очень напоминает одну из двадцати колонн в храме Весты в Риме. для сравнения-2, 3
http://poplo.kiev.ua/images/IMG_1008.JPGУстановлена на пятиметровом основании из итальянского порфира в виде усеченной правильной четырехступенчатой пирамиды, на которой находился квадратный стул колонны, украшенный барельефом. Ствол высотой двадцать пять метров, состоит из семи порфировых барабанов диаметром 2,9 метра, охваченных бандажными металлическими обручами, прикрытыми бронзовыми венками, также выполняющих бандажную функцию. Восьмой верхний барабан - мраморный, сложен из отдельных блоков. Сооружение венчает мраморная капитель на абаке которой первоначально находилась золотая статуя императора, выполненная в технике "сфирелатос". Император был изображен в виде Апполона с семью лучами, исходящиих от его головы (аналогично Колосса Родосскому). Первоначально,в момент возведения в 330 г, на вершине колонны находилась статуя Аполлона, позже переделаная в статую самого Константина. Статуя не сохранилась.
Один исследователь Корнелиус Гурлитт, точнее кем он был, не знаю, в начале прошлого века попытался реконструировать данную колонну вместе со статуей. Вот что у него получилось-4 .

В некоторых источниках в интернете написано следующее

Остатки Голгофского Креста были использованы для своего рода обрамления особенно ценимой статуи Аполлона. Из гвоздей с Голгофы были сделаны лучи на венце этой статуи, а сама статуя была водружена на колонну Порфира и позже также разрушена. Там была ещe надпись. Она гласила примерно следующее: то, что здесь действует, должно действовать вечно, как Солнце, и силу его основателя Константина нести вечно!

Вот здесь в этой статье
http://www.alpha1.gr/older_versions_A1/ … -09/30.pdf

В Риме Капитолийский храм, расположенный на Капиталийском холме, являлся религиозным центром республиканского и имперского Рима, имел также большое значение в укреплении римского государства. В нём собирался сенат, приносили жертвы магистраты, там располагался архив. Храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима
Таким образом, выходит интересно, что два загадочных символа "треножник" и "колонна порфира" ...собираются в одном архитектурном памятнике.
Так что вывод можно сделать только такой: ну и понамешано в этих памятниках всего, чего мы даже и не знаем и в голову не придет!

Отсюда

Мда.

Чего-то меня не удивляет, что голову ему кто-то снес.

Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов. В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу. Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после... Эту колонну на протяжении долгого времени считали главным символом Византийской империи. Воздвигнута она была по указу императора Константина 11 мая 330 года в честь завоевания им 18 сентября 324 года города Византия. Произошло это 8 ноября 324 года во время торжеств и по поводу провозглашения новой столицей Римской империи - Константинополя. С самого начала она являлась постаментом для статуи императора. Эта колонна была центральным элементом на грандиозной площади, где также были размещены колоннада, статуи христианских святых и языческих богов.
В настоящее время она носит название «Чемберлиташ» (что переводится как "Скала с обручами"). Единственный рисунок этой колонны, который сохранился и дошел до наших времен, датируется 1574 годом и хранится в библиотеке Колледжа Святой Троицы в английском городе Кембридж. К сооружению можно попасть, если идти от площади Султанахмет в сторону Великого Стамбульского Базара и площади Бейязет по улице Диван Йолу.
Во время землетрясения 600 – 601 годов, которое произошло в конце периода правления императора Маврикия, статуя Константина Великого рухнула, при этом достаточно сильно пострадала и сама колонна. Она была полностью восстановлена во времена правления императора Ираклия (610 – 641 годы), а в 1081 – 1118 годах, при императоре Алексее I, статуя вновь упала на землю от попадания в нее молнии и придавила несколько прохожих. Памятник был восстановлен только при правлении императора Мануила I (1143 – 1180 годы), но вскоре произошло очередное обрушение статуи, и она была заменена крестом. После этого события памятник получил новое просторечное наименование – «Колонна с Крестом». Позднее, после 1204 года, данное сооружение довольно сильно пострадало от действий крестоносцев. Фундамент его был ослаблен штольней, которая была прорыта с целью поиска реликвий, а барельеф сняли и увезли в Западную Европу. В нынешнее время его часть, которую турки называют «Тетрархи», была вмурована в стену собора Святого Марка в Венеции.
Уже во второй половине XX века, во время археологических раскопок, произведенных в Константинополе, был найден недостающий элемент барельефа, который в настоящее время хранится в археологическом музее Стамбула. После падения Константинополя, произошедшее в первых числах июня 1453 года турки сбросили крест с этой колонны.

В 1779 году сильный пожар, который произошел в окрестностях площади, уничтожил большую часть построек, а колонне после этого остались чёрные пятна от огня. Колонна получила прозвище «Обожжённая колонна» после этого события. По приказу Султана Абдюльхамида I Чемберлиташ был восстановлен и на нем сделали новую кладку основы. Были заменены железные обручи на новые. Это позволило удерживать колонну в последующие века в вертикальном положении. Первое основание колонны было расположено примерно на 3 метра ниже нынешнего уровня. Это означает, что колонна, которая представлена сегодня для обозрения туристов, является, на самом деле, только лишь частью от первоначального сооружения.

Посмотреть советую,потому что особых затрат не требуется и находится эта колонна около трамвайных путей по пути в Султанахмет. Еще

Показать меньше