Библиотека как воспитательный центр школы. Выступление на Республиканском семинаре на тему:"Школьная библиотека-информационный центр учебного заведения"

Концепция, решение, результат

Современную школьную библиотеку нельзя создать, не осмысливая саму суть задач, решаемых библиотекой. Поэтому модернизация школьной библиотеки - это, прежде всего, ответ на вопрос: «зачем библиотека нужна?». И только после того, как ответ найден, становится понятно, как именно необходимо модернизировать библиотеку и что для этого нужно делать.

Концепция

Вначале поговорим о концепции функционирования библиотеки. Как нам кажется, школьная библиотека должна реализовывать следующие функции:

  • Культурная функция.
  • Образовательная функция.
  • Библиотечная функция.
  • Культурная функция. Культура является одной из основных опор гражданского общества. Там, где культура уступает место невежеству, расцветают преступность, коррупция, национализм, фашизм. Как следствие - тормозится экономическое и научное развитие страны. Поэтому культурное воспитание подрастающего поколения является одной из главных задач современной школьной библиотеки. Так же, как основная задача публичной библиотеки - стать культурным центром своего региона, так и задача школьной библиотеки - стать культурным центром своей школы. Кроме того, анализировать поступающую информацию, отделять главное от второстепенного, правду от вымысла, не поддаваясь на приемы манипулирования сознанием, может только человек, гармонично развитый, имеющий сформировавшуюся социальную и жизненную позиции. И в этом, безусловно, библиотека обязана помочь подростку.
  • Образовательная функция. Для школьной библиотеки нет задачи важнее, чем научить школьника ориентироваться в захлестывающих сознание потоках информации с экрана телевизора, из социальных сетей, из Интернета. Поэтому обучение школьника работе с информацией, обучение анализу информации, обучение креативному мышлению - это также одна из главных задач, стоящая перед школьной библиотекой.
  • Библиотечная функция. Работа классической библиотеки ориентирована на выдачу книги и обеспечение сохранности фондов. Однако появление множества альтернативных версий учебников, необходимость работы с электронными версиями книг, развитие беспроводных сетей, обеспечивающих быстрый доступ к информации, - всё это требует серьёзного изменения модели функционирования даже этой «классической» части библиотеки.

Таким образом, относительно типовой существующей школьной библиотеки, налицо существенное расширение круга поставленных задач, необходимость реализации которых требует:

  • дополнительной методической работы,
  • проведения множества дополнительных мероприятий различного формата,
  • переосмысления требований к оснащению «классической» части библиотеки с учётом необходимости её современной организации.

И вот теперь можно поговорить о том, как конкретно эти задачи решать.

Способы реализации

Как уже отмечалось выше, главнейшей задачей школьной библиотеки (выдачу книги выносим за скобки) является приобщение школьников к Культуре. Поскольку каждый человек, каждый школьник - это, прежде всего, Индивидуальность, то по определению не может существовать какого-то жёсткого алгоритма работы, который гарантировал бы положительный результат. Можно выделить некоторое количество мероприятий, которые проводятся или вполне возможно проводить в стенах школьной библиотеки. Например:

  1. Чтение вслух с элементами соревнования (для младших школьников).
  2. Обсуждение книг как по школьной программе, так и вне её.
  3. Просмотр и обсуждение кинофильмов. Сравнение постановки и книжного оригинала.
  4. Тематические интеллектуальные игры, вроде «Что? Где? Когда?»
  5. Организация художественных выставок, концертов, поэтических вечеров; совместные мероприятия с городскими музеями и картинными галереями.
  6. Интерактивные уроки Культуры: изучение творчества поэтов, художников, музыкантов, а также изучение языка, быта, истории, религии разных стран и народов.
  7. Организация школьного киноклуба, театра.
  8. Организация волонтёрской работы, и так далее.

Формат подобных мероприятий не так важен. Это могут быть и доклады, и ток-шоу, типа «К барьеру», и дискуссионный клуб. Рабочие группы могут набираться из учеников параллельных классов, и даже из классов разных возрастов. Старшеклассники при этом могут выступать в роли со-организаторов и соавторов сценариев этих мероприятий. Но без осознания библиотекарем своей миссии Воспитателя, конечно, ничего не выйдет, и это очень важный момент.

Теперь относительно обучающей, информационной функции библиотек. Задача школы вообще, и школьной библиотеки в частности, - готовить полноценные кадры для жизни и работы в современных условиях, обучать школьников умению свободно ориентироваться в информационном мире будущего. Для этого нужно:

  • Школьников всех возрастов обучать умению «креативно мыслить», умению добывать, сортировать и анализировать информацию; необходимо обучать их основам тайм-менеджмента - здесь стоит проработать вопрос создания соответствующих образовательных программ.
  • Обучать как школьников, так и преподавателей новым компьютерным технологиям. В западных школах набирает популярность создание «умных классов» (к примеру, SamsungSmartschool), в которых применяются новые технологии обучения с использованием планшетов, проекторов, интерактивного оборудования, связанных в единую информационно-обучающую систему с помощью специально разработанного программного обеспечения.
  • Обратить внимание учеников старших классов на современное презентационное оборудование, учить их навыкам работы с аудиторией.

«Классическая» библиотечная задача - книго-обслуживание, также расширяется до обеспечения доступа к электронным версиям книг и учебников, обеспечения возможности работы электронных версий непосредственно с гаджетами школьников. При этом необходимо учитывать современные тенденции организации библиотечного пространства.

Проектирование библиотечного пространства - задача достаточно сложная, и для гарантированного достижения хорошего результата эту тему желательно доверить профессионалам. Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что обращаться к профессионалам желательно как можно раньше, чтобы была возможность использовать современные наработки по проектированию открытых пространств библиотеки непосредственно в дизайне помещения, при проектировании разводки электричества и компьютерных сетей. Только плотное взаимодействие библиотекаря, проектировщика и производителя может обеспечить дальнейшую универсальность и трансформируемость библиотечных помещений.

Необходимая материально-техническая база (МТБ)

МТБ школьной библиотеки должна обеспечивать возможность выполнения всех вышеупомянутых задач. Разумеется, нельзя говорить о какой-то строгой парадигме комплектования библиотеки тем или иным оборудованием, можно лишь обозначить примерные схемы оснащения, которые будут варьироваться в зависимости от финансовых и организационных возможностей. Попытаемся изложить некоторые общие требования к библиотечной МТБ:

  1. Помещение книгохранилища библиотеки. Должно быть оборудовано недорогими стеллажами, предпочтительно металлическими. Его необходимо оборудовать системой пожаротушения.
  2. Абонемент и читальные залы. В последние годы в библиотеке происходит слияние функций абонемента и читального зала. Распространение электронных версий книг и учебников также вносит корректировки в существующие нормы проектирования. Увеличивается количество комфортных посадочных мест. Необходимо учитывать широкое распространение гаджетов, способных работать с электронными версиями книг, предусматривать возможность удобной работы с ними. Повышаются требования к дизайну библиотеки, большое внимание уделяется вопросам цветовых решений, солярности, визуально открытого пространства. Рабочие места сотрудников организуются так, чтобы между библиотекарем и читателем не возникало ощущения непреодолимого барьера. Все это требует особой тщательности в вопросах проектирования открытого пространства и диктует свои требования к оборудованию, представляющему собой, по сути, «лицо» библиотеки. По возможности, здесь следует отдавать предпочтение современным дизайнерским решениям, не бояться экспериментировать. К проектированию открытых пространств библиотеки полезно привлекать старших школьников, устраивая «конкурсы идей». Подобная практика, в которой к проектированию библиотек активно подключают «community» местных жителей, давно распространена в Европе.
  3. Помещения библиотеки, используемые для проведения массовых мероприятий, необходимо оснащать трансформируемой мебелью, обеспечивая таким образом универсализм использования. При этом желательно придерживаться единого дизайнерского стиля и предусматривать возможность одновременной работы нескольких групп. Здесь хорошо зарекомендовала себя практика комплектования таких залов мебелью двух-трех типов гармонирующих цветовых сочетаний, что позволяет естественным образом делить зал для одновременной работы нескольких групп.
  4. Информационная система. Разумеется, современную школьную библиотеку нельзя представить без адекватной АБИС, обеспечивающей, наряду со стандартными функциями:
    • функции учёта книгообеспеченности учебников, включая альтернативные версии;
    • функции учёта выдачи электронных версий книг;
    • функции доступа к полнотекстовым версиям учебников и книг для учащихся и посетителей библиотеки, работающих со своими гаджетами;
    • функции ведения сайта библиотеки.
  5. Залы новых технологий и презентационное оборудование. Образованный современный человек должен иметь навыки работы с публикой и навыки использования стандартного презентационного офисного оборудования. Поэтому в комплект техники, приобретаемой библиотекой, желательно включать проектор с мобильной стойкой (не забываем о трансформируемости!), интерактивную доску, экраны, в т.ч. сенсорные. Комплект этого оборудования позволит организовать минимально необходимый набор для проведения презентаций, докладов, а также, при грамотном использовании, «оживить» различные мероприятия, проводимые в библиотеке. Разумеется, данный комплект оборудования можно будет использовать и при проведении интерактивных уроков по разным дисциплинам в рамках школьной программы.

В заключение хотелось бы сказать о классах новых технологий, в которых обучение проводится на планшетных компьютерах, связанных с компьютером преподавателя и с презентационным оборудованием класса в единую сеть. Комплект такого оборудования относительно недорог, минимальная цена - от нескольких сот тысяч рублей, но наличие хотя бы одного класса в школе, оснащенного таким оборудованием, открывает новые перспективы в области интерактивного обучения школьников.

Напоследок повторим ещё раз: если вы задумали в своей школе действительно глобальную модернизацию библиотеки - привлекайте к этому делу профессионалов. И чем раньше - тем лучше!

Доклад педагога - библиотекаря МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Г.А. Александрова Рожковой Н.Н. на семинаре библиотечных работников «Развитие социального партнёрства – показатель эффективности библиотечного обслуживания» 28 февраля 2017 года.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся, да и самому библиотекарю, который должен не только обладать поисковыми данными, но и уметь их привить пользователям информации.

Возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников может выступать библиотека.

Библиотека – это именно та среда, где ребенок может получить информацию, научиться самостоятельно находить эту информацию и обучиться информационной культуре в целом.

Время вносит коррективы в деятельность многих библиотек, в том числе и школьных. Меняются задачи, школьные библиотеки приобретают новый статус и называются либо “информационный центр”, либо “учебный центр”. Пришло понимание, что школьная библиотека не только место для выдачи книг, она является индикатором образования. Кроме этого школьная библиотека должна еще учить самостоятельности в поиске информации. Ведь учащийся, становясь независимым в поиске знаний, может добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. Он будет способен видеть и оценивать разные точки зрения, судить о них разумно. А научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития (дошкольник - школьник - студент - специалист). Первый читательский опыт во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка.

Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.

Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.

Проблема библиотечно-библиографической грамотности или информационной культуры - одна из самых актуальных проблем, как мне кажется, и решение ее во многом зависит от понимания ее значимости руководителями школы, а также от энергии и желания самого библиотекаря.

Организация преемственности перехода школьника в библиотеку более высокого уровня с точки зрения предоставления ему более сложной научной, специальной и иной информации имеет большое значение. Этот вопрос стоит остро и требует основательного решения.

Эффективно решить весь современный комплекс задач по формированию информационной культуры учащихся стало возможно за счет внедрения в нашем образовательном учреждении библиотечных уроков в рамках внеурочной деятельности “Основы информационной грамотности школьника”.

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информаци-онного общества, глобальный характер процессов информатизации, невидимые темпы роста информационных технологий - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

Кругозор ребенка, его образованность, воспитанность в пер-вую очередь формируются в школе. И школьная библиотека здесь играет самую активную роль. Она служит прекрасной пи-тательной средой для трансформации и воспроизводства чита-тельской культуры и литературного вкуса.

Только работа в библиотеке с многообразием первоисточни-ков может дать ученику широкий спектр фактов и взглядов, из которых сложится собственный взгляд на мир.

Старшеклассники - это бывшие младшие школьники, по-этому если изначально упустить формирование навыков обуче-ния и самообучения, то даже самая усиленная работа в старшем звене не компенсирует упущенного.

Поступая в вузы, большинство вчерашних школьников не умеют пользоваться библиотечными каталогами, не обладают элементарными навыками выступления на семинарских заняти-ях, не умеют задавать вопросы и рационально использовать время при работе с источниками информации.

Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью работы любого школьного библиотекаря. Это требование отражено в Пример-ном положении о библиотеке общеобразовательного учрежде-ния во второй части «Основные задачи»: формирование навыков независимого библиотечного пользователя - обучение поиску, отбору и критической оценке информации. Соответственно из этого вытекают цели и задачи программы «Основы информационной грамотности школьника».

Цели программы:

Научить детей рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы;

Привить навыки поиска, анализа, синтеза информации;

Сформировать умение правильно применять найденную ин-формацию.

Задачи программы:

Приобщить учащихся к научной, художественной, спра-вочной и энциклопедической литературе и развивать у них на-выки самостоятельной работы с нею;

Укреплять интерес к познанию окружающего мира через чтение литературы;

Побуждать к чтению и потреблению информации.

Особенности программы в том, что специальные знания да-ются с учетом возрастных особенностей учащихся. В ней преду-смотрено постепенное накопление знаний от класса к классу, поступенчатому принципу, что обеспечивает преемственность в обучении. Использованная методика включает основной ми-нимум библиотечно-информационных знаний. Отдельные темы в программе повторяются. Повторяемость эта минимальна и оп-равдана постепенным усложнением материала и форм работы с книгой.

Данная программа не ставит перед собой задачи строгого контроля знаний учащихся, как это принято на уроках. Отсюда вытекают и необычные формы проверки знаний школьников с помощью тестов, кроссвордов, загадок, вопросов и игр. Это позволяет разнообразить работу учащихся, сделать её интерес-ной и увлекательной.

Школьникам в зависимости от задания предлагается инди-видуальная, групповая или коллективная работа, что способст-вует усвоению и закреплению материала, развитию познава-тельных способностей учащихся, умению применить получен-ные знания в новых условиях.

Программа ориентирована на учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 часов, продолжительностью 2 учебных года по 1 занятию в неделю

А еще на базе библиотеки работает редакция школьной газеты «Школьная правда». Поиск информации, ее анализ, переработка – все это воплощается на наших редакционных занятиях. Ведь библиотека в прежнем понимании этого слова без современного оборудования и антуража не имеет былой привлекательности для нынешнего «компьютерного поколения». Такая библиотека для него – устаревшая изба-читальня. Теперь юного посетителя в школьном библиотечном центре интересуют не только книги, но и новые информационные носители, возможность доступа к ресурсам Интернета. Сегодня при работе с молодёжью невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые стремительно вошли в библиотечную деятельность, открыв принципиально новые возможности для её совершенствования. ИКТ навсегда изменили привычную деятельность библиотеки и оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но для меня информатизация – это не самоцель, а средство обеспечения привлекательности и комфортности библиотеки.

Ребята с удовольствием участвуют в издании газеты: подбирают материал, пишут статьи, набирают текст, делают вёрстку. В процессе этой работы им, конечно, приходится обращаться к информационным источникам (книгам, сети Интернет), чтобы добывать информацию

Я стараюсь активно использовать технологические изменения, которые произошли за последние годы в наших библиотеках, чтобы стать более необходимыми, чем прежде, своим читателям.

Литература:

  1. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
  2. Буторин В.Я. Информационная культура общества и личности // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. – Новосибирск, 1990. – С.70
  3. Выготский Л.С., Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. Теории Л.С. Выготского). – М.: Тривола, 1994. – 167 с.
  4. Горшкова И.Б. Основы информационной грамотности школьника. – Волгоград: Учитель, 2011. – 254 с.
  5. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. – М.: Наука, 1980. – 303 с.
  6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.
  7. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. – 1994. - № 1. – С.12.
  8. Суханов А.П. Информация и прогресс. – Новосибирск, 1988. – 192 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

Библиотека - информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?

Российское образование вступило в 21 век, вооруженное новыми планами, целями и идеями. В основном, конечно, идеями, но и это здорово. Доказательством этому служат различные программы информатизации, компьютеризации и Федеральная программа развития образования.
Главная цель последней– “развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой личности…” (3, 19), а в числе основных целей одно из важных мест занимает “гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни”. (3, 19)
Я не случайно выбрала именно эти цели, где ведущими понятиями являются “социально-активный”, “творческий”, “самообразование”. Дело в том, что формирование этих понятий невозможно без новых подходов и новых технологий, многие из которых ориентированы на самостоятельную работу школьников.
Кроме того, в последнее десятилетие в мире произошла информационная революция. Высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. На первый план выдвинулась проблема доступа к информации, причем доступа не только физического, но и интеллектуального, которая является сегодня одной из наиболее актуальных не только в России, но и в мире.
Проще говоря, личность, которую нам предстоит воспитать, должна не только иметь возможность получить информацию, но и знать, что с ней делать и как это делать наиболее эффективно. (В скобках заметим, что когда мы говорим об информации, мы имеем в виду определение информации (от лат. Informatio - сведения, разъяснение, изложение) как “сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машинами и др.) в процессе жизнедеятельности и работы” (5,8), или как “сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.) …” (1, 455).
Между тем, одним из препятствий доступа к информации является низкая информационная грамотность, или культура, пользователей. Причем термин “информационная культура” мы используем в широком смысле этого слова, который подразумевает умение индивидуума ориентироваться и в традиционных, и в нетрадиционных источниках информации, способность определять, что такое информация, где ее можно искать и находить, как ее можно извлекать, обрабатывать и самое главное, как ее можно использовать. Молодые люди должны уметь найти и применить на практике сведения о том, какие перспективы продолжения образования они имеют, какую роль играет план при написании реферата, или, например, чем, конкретно для них, грозит парниковый эффект и почему важно знать о причинах сталинских репрессий.
Однако очень часто учащиеся не умеют использовать даже традиционные источники информации, такие как книга или периодическое издание. Печально видеть как учащийся 9 класса, получив в руки том энциклопедии, не знает с какого конца его открыть и как найти там нужный материал. Ну, а об отличиях качества и достоверности материалов в монографии (кстати, а что это такое?) или научно-популярном молодежном журнале говорить не приходится. Этой проблемы для многих не существует. Что же говорить о так называемых новых информационных технологиях. Основная масса школьников не знает что такое электронные каталоги и картотеки, никогда не “посещала” электронных библиотек, а о “всемирной паутине” слышала разве что с экрана телевизора.
Естественно, что такие выпускники поражают воображение преподавателей высшей, средней специальной школы и специалистов- библиотекарей (не школьных). Характерно, что в сложившейся ситуации всю вину те пытаются возложить на школьную библиотеку. Насколько это правомерно, мы сейчас говорить не будем, ясно одно – школьная библиотека в этих условиях является наиболее важным звеном, способным решить проблемы повышения информационной культуры учащихся. А так как перед современной школой стоит задача научить детей грамотно детей пользоваться компьютером, владеть навыками работы с поисковыми информационными системами., то школьников необходимо учить работать с источниками информации как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, с электронными каталогами и картотекам
Именно школьным библиотекам принадлежит ключевая роль в развитии у учащихся представления о поиске информации и выработке у них навыков обращения и работы с информационными источниками. Поэтому одной из тенденций современного библиотечного обслуживания в школах и учреждениях начального профессионального образования должно стать расширение ассортимента знаний и практических навыков, которые могут приобрести учителя и ученики.
Главные цели, которые стоят перед сегодняшними библиотеками системы образования вытекают одна из другой и тесно взаимосвязаны:
· предоставление широкого гарантированного доступа к информации
· максимальное использование потенциала новых информационных технологий для совершенствования обслуживания пользователей
· формирование и развитие информационной грамотности, культуры учащихся.
Поэтому все большее значение приобретает информационно-библиографическая работа библиотеки, которая включает в себя несколько направлений:
· ведение справочно-библиографического (или справочно-поискового) аппарата,
· справочно-информационное обслуживание учащихся и педагогов,
· воспитание у юных читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Каждая школьная библиотека формирует справочно-библиографический аппарат, который включает в себя алфавитный и систематический каталоги, каталог научно-методической и педагогической литературы, а также картотеки, необходимые для информационно -библиографического обеспечения школьной библиотеки. Количество и тематика картотек зависят от потребностей данной школы.
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание учащихся, как правило, ведется через организацию работы по оформлению книжных выставок и выставок - просмотров, библиографические обзоры для учащихся, составление рекомендательных и информационно-тематических списков литературы. Справочно-библиографическое обслуживание педагогов предусматривает проведение Дней информации, Дней кафедры, библиографических обзоров литературы, обзоров периодической печати, консультаций, составление информационных списков новых поступлений, подготовка индивидуальной информации для отдельных кафедр и преподавателей
Наконец, важнейшей частью работы школьной библиотеки является воспитание информационной культуры учащихся, которое осуществляется через систему библиотечно-библиографические уроков. В каждой школе должны быть график и учебная программа таких уроков, где указаны класс, тема, количество часов.
Исходя из Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, сегодняшняя школьная библиотека – это структурное подразделение, которое реализует в своей деятельности три основные функции – информационную, культурную и образовательную (См. 4, 48). По данным некоторых исследователей именно школьная библиотека является основным информационным ресурсом для большинства учащихся и 64,5% школьных учителей.
Однако нельзя не отметить наличие множества проблем, среди которых наиболее серьезными и типичными являются:
· практически полное отсутствие комплектования (согласно нашим опросам, более 70% библиотекарей школ Псковской области считают это самым главным тормозом в работе);
· большая нагрузка на работников библиотеки, которые работают с различными возрастными группами учащихся, преподавателями; организуют по сути дела два фонда: литературы и учебников;
· слабая техническая оснащенность: единицы школьных библиотек могут похвастаться наличием аудио и видео аппаратуры, а уж о компьютерах, тем более с CD-ROM, и говорить не приходится;
· отсутствие читальных залов - как правило, имеется в наличии несколько столов, где читатели могут заниматься;
· недопонимание администрацией роли и места библиотеки в структуре учебного заведения. Часто директор школы рассматривает библиотеку как пункт выдачи учебников. (Кстати, это, наверное, самая главная причина плачевного положения, из которой вытекают и все вышеперечисленные).
В сельской школе, где зачастую отсутствует полная ставка библиотекаря, эти проблемы усугубляются. Естественно, очень трудно в условиях такого количества проблем вести разговоры о модернизации, новых подходах и взглядах на библиотеку. “Между тем, вопросы финансового характера не так важны, как вопросы, касающиеся самой сути образования. Любое глубокое изменение в процессе коммуникации, то есть, нашей способности получать доступ к данным, информации и в конечном итоге к знаниям, а также в процессах, которые помогают нам делать открытия, изобретения, учить и учиться, обязательно оказывает сильнейшее воздействие на образование. Поэтому, давая оценку новой информационной технологии - системе Интернет - нам нужно принять правильное решение, поскольку ставка высока. Используя слово Интернет, я имею в виду, что этот краткий термин подразумевает целый ряд технологий, таких как сети персональных компьютеров, гипертекст и гипермедиа, Всемирную компьютерную сеть и многое другое” (2).
Каким же образом совместить несовместимое и решить неразрешимое? Как решить проблемы школьных библиотек и действительно сделать их “школой обучения обращения с информацией”?
Мне кажется, есть прекрасный выход из положения, который поможет осуществить прорыв в ситуации со школьными библиотеками и стать первой ступенью на пути к информатизации образовательного пространства региона. Библиотека школы прекрасно вписывается в программу информатизации школы, как наиболее логичное структурное подразделение, особенно на начальных ее (информатизации) этапах. Это подразделение, призванное изначально накапливать, хранить и распространять информацию. Мировая практика показала, что традиционные носители информации великолепно сосуществуют рядом с нетрадиционными, взаимно развивая и дополняя друг друга. Кстати сказать, в американской литературе и науке сложился устойчивый термин “информационное и библиотечное дело”.
“По сути дела, библиотека и Интернет все в большей степени рассматриваются совместно друг с другом, то есть, обе они предлагают огромное разнообразие материалов, только в разных форматах -- и в том, и в другом случае, как студенты, так и преподаватели получают непосредственный доступ к данным, текстам, изображениям и другим формам информации” (2)
В последнее время в разных регионах России появляются различные модели школьных библиотек: образовательный центр, медиатека, медиацентр и другие. Мне представляется, что все они отражают один подход с небольшими вариациями к роли и месту библиотеки в школе: библиотека – информационный центр. Этот подход означает:
· посредничество между информацией и потребителем (между коллективом школы и мировым информационным пространством), т.е. накопление, распространение, популяризация различных материалов, предоставление справочной информации;
· помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации, разработка стратегий для тех, кто хочет заниматься самообразованием;
· квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им находить и обрабатывать полученную информацию;
· современная справочно-поисковая система, позволяющая оперативно и полно находить необходимую информацию;
· базы и банки данных по методике и образованию;
· систематическое обучение учащихся использованию новых и традиционных информационных технологий
Сразу оговоримся, что информационный центр может иметь различное количество фондов, ставок, техники (в зависимости от возможностей школы), и соответственно различные цели и задачи.
Такой подход к роли и месту школьной библиотеки позволяет решать многие важные задачи информационного обеспечения образования. В том числе, проблемы обеспечения управления образованием достоверной, актуальной информацией, которая позволит объективно судить о процессах, протекающих в образовательном пространстве, быть в курсе новых образовательных стратегий, знать педагогические технологии, а значит, иметь возможность использовать эффективные приемы и системы управления в своей деятельности, принимать правильные стратегические решения.
Реально ли создание таких центров в сложившейся ситуации? Мне представляется, что в условиях, когда в школе один компьютер – это единственное не только реальное, но и логичное решение, если под информационным центром подразумевать структурное подразделение, которое действительно собирает, хранит и предоставляет информацию, необходимую для управления, функционирования и развития учебного заведения.
Это логично, ибо расширяет ресурсы школьной библиотеки. Это логично, потому что позволяет использовать эти ресурсы в течение полного рабочего дня. Это логично, потому что при отсутствии нужной информации на традиционных носителях, не надо метаться по школе (лицею, гимназии, колледжу и т.д.) а тут же найти ее в электронных базах данных. Наконец, это логично, потому что уроки “Основы информационной культуры”, которые необходимо проводить в каждом классе и которые включают знакомство с новыми информационными технологиями, можно будет проводить здесь же, в школьной библиотеке.
Создание информационных центров на базе школьных библиотек позволит:
“- повысить оперативность, полноту и точность получаемой информации при обслуживании абонентов;
- сократить трудозатраты на выполнение технологических операций (комплектования, организации и использования фондов, справочно-информационного обслуживания);
- расширить номенклатуру оказываемых услуг информационного обеспечения и справочного обслуживания, связанных с подготовкой, введением и оперативным предоставлением справочной информации;
- оптимально использовать документальные и информационные ресурсы как своей библиотеки, так и других организаций, в том числе имеющих ведомственную, территориальную и государственную принадлежность, в интересах пользователей;
- повысить комфортность работы пользователей и персонала библиотек;
- удовлетворить потребность учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств (для самостоятельной работы по учебным предметам и различным аспектам воспитательного процесса)…” (6, 5).
Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект данной проблемы. Преобразование библиотек в информационные центры с активным применением новых технологий станет основой для создания единого информационного пространства и поможет решить еще одну задачу, зафиксированную в общих направлениях развития Федеральной программы развития образования - "Разработать и поэтапно ввести в действие единую автоматизированную библиотечную сеть в системе образования. Оптимизировать, укрепить и развить библиотеки образовательных учреждений и других организаций системы образования. (Сроки реализации: 2000-2005 гг.)" (3, .54).
Теперь, когда мы с вами убедились, что создание информационных центров возможно, логично и, в общем-то, является единственным выходом и реальным решением проблем, можно чуть подробнее остановиться на конкретных задачах, которые встают перед школьными библиотеками (и администрациями школ) при реализации плана внедрения новых информационных технологий в практику работы.
Первое (и возможно, самое важное) – необходимость принять решение. После этого остаются пустяки: разрабатывается стратегический план развития библиотеки или программа развития, которая включает:
· анализ и оценку современного состояния библиотеки (с объективной характеристикой слабых и сильных сторон ее деятельности);
· выделение проблем, которые необходимо решить для совершенствования работы;
· цели создания новой модели;
· перечень поставленных задач (это и финансовые, и материально-технические, и кадровые, и методические задачи);
· программа реализации задач (т.е. конкретный план действий).
Самое главное – правильно оценить ситуацию и принять верное решение, чтобы не оказаться в роли двух жадных медвежат из сказки.
Алгоритм реализации внедрения новой модели может включать в себя:
· - создание электронных каталогов и картотек;
· автоматизация внутрибиблиотечных процессов – составление библиографических списков литературы, учет фонда, работа с актами, подписка периодики;
· формирование фондов нетрадиционных носителей информации (гибких дисков, компакт-дисков);
· создание баз данных имеющихся методических разработок и программ;
· обеспечение возможности получения информации с помощью электронной доставки документов (через Интернет или другие информационные сети);
· получение и распространение информации (библиографической, нормативной и др.) других информационных учреждений (через сети или компакт-диски и пр.);
· получение информации от органов управления образованием;
· создание банков программных средств (одна из возможностей пополнения которых - проектирование компьютерных программ школьниками).
Естественно, при этом подходе большую роль играет не только материально- техническая база и финансовые задачи, но и правильная кадровая политика. Роль школьного библиотекаря становится несколько иной. Он должен стать специалистом в области библиотечных информационных технологий, способным сотрудничать с учителями (в первую очередь, информатики) в разработке системного подхода к работе с информацией. Заведующий школьной библиотекой должен обладать достаточным кругозором, чтобы видеть перспективные задачи, уметь осуществлять стратегическое планирование, уметь воспринимать новые знания.
Здесь возникает еще одна проблема – переподготовки кадров. Впрочем, как раз здесь никакой проблемы нет. Например, центр научно-педагогический информации Псковского областного института повышения квалификации работников образования готов проводить курсы и семинары, которые помогут нынешним библиотекарям стать специалистами в области использования новых информационных технологий, что при высокой квалификации и творческом потенциале, которыми те обладают, будет совсем нетрудно. Кстати, в 2001 году мы провели семинар “Работа с электронными каталогами и картотеками в системе Mark”.В нынешнем году мы провели курсы для школьных библиотекарей "Новые подходы к работе школьной библиотеки", где одним из ключевых блоков явилось обучение работе в системе Marc.
Итак, подведем итоги. Что же даст школе превращение библиотеки в информационный центр?
Не будем опять перечислять преимущества автоматизации и компьютеризации внутрибиблиотечных процессов.
Самое главное – в школе появляется подразделение, которое способно организовать и распространять информацию в целях расширения познаний учащихся и повышения профессионального мастерства педагогов с помощью внедрения новых, эффективных технологий, которое заинтересовано в воспитании у учащихся навыков обращения с информационными источниками
Региональная система образования получает готовую платформу для объединения всех библиотек образовательный учреждений в единый информационный ресурс и тем самым создает предпосылки для вхождения в российское и мировое информационное пространство, которое необходимо для обеспечения гарантированного широкого доступа к информации и для ее (системы образования) информатизации
Областное совещание по вопросам работы школьных библиотек, которое прошло в марте этого года, доказывает, что Главное управление образования при администрации Псковской области понимает важность новых подходов к работе школьных библиотек, и позволяет надеяться, что в недалеком будущем все школьные библиотеки нашего региона будут преобразованы в современные информационные центры.
PS. Когда я готовила этот материал, у меня мелькнула мысль: “Бедные школьные библиотекари скажут, что вот, мол, еще одна обязанность на наши плечи ложится!”. Но потом вспомнила курсы повышения квалификации заведующих школьными библиотеками, живую заинтересованность последних и их готовность к внедрению новых технологий в практику работы и подумала: "Да нет, с такими кадрами все у нас получится, только бы директора школ поняли важность новых подходов и пошли нам навстречу!".
Использованная литература:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб и доп.- М., 1998. - С.455.
2. Интернет меняет характер высшего образования: речь президента Н.Руденстайна на конференции в Гарвардском университете "Интернет и общество" 29 мая 1996 г.// Электронный журнал ЮСИА. URL: http://www.rpo.russian.usia.co.at.
3. Об утверждении Федеральной программы развития образования. Федеральный закон РФ от 10.04.2000 № 51-Ф3. – Вестник образования. – 2000. - №12. – С.3-70.
4. 178. Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения // Официальные документы в образовании. - 2004. - № 14. - С.53-64.
5. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.З. Шауцукова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Яскевич В. Интернет должен участвовать в образовательном процессе через школьную библиотеку. – Библиотека в школе. – 2001.- №1. – С.5.