Библиотекарь институт. Библиотечно–информационный факультет

Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие Бакулина Светлана Дмитриевна

Локк Джон. Опыт о веротерпимости (1667)

Главная причина, из-за которой вопрос о свободе совести, вот уже несколько лет вызывающий среди нас многочисленные толки, становится все запутанней, из-за которой не стихают споры и усиливается вражда, состоит, как мне кажется, в том, что обе стороны: одна, проповедующая полную покорность, другая, отстаивающая всеобщую свободу в делах совести, – одинаково горячо и ошибочно предъявляют слишком большие требования, но не определяют того, что имеет право на свободу, и не указывают границ произвола и покорности. […]

[…] Правитель облекается всей полнотой доверия, власти и полномочий единственно для того, чтобы употребить их для блага, охранения и спокойствия людей в том обществе, над которым он поставлен, и потому одно это есть и должно быть образцом и мерилом, по которому ему надобно равнять и размерять свои законы, строить и созидать свое правление. Ведь если бы люди могли мирно и тихо жить вместе, не объединяясь под властью определенных законов и не образуя государства, то не было бы никакой необходимости ни в правителях, ни в политике, которые созданы лишь для того, чтобы в этом мире охранять одних людей от обмана и насилия других; итак, только цель, ради которой возведено правительство, и должна быть мерилом его деятельности. […]

[…] правитель – это лишь посредник между человеком и человеком; он может отстоять меня от ближнего, но не может защитить от бога. Сколько бы зла я ни терпел, повинуясь правителю в других делах, он может возместить причиненное мне зло на этом свете; но, приневолив меня следовать чужой вере, он не способен восполнить мне ущерба в мире ином. К этому позвольте добавить, что даже в делах этого мира, на которые распространяется власть правителя, он никогда не предписывает людям – и было бы несправедливо, если бы он поступал иначе, – посвящать себя частным гражданским заботам и не заставляет их отдаваться своим частным интересам больше, чем это необходимо для блага общества, и лишь предохраняет их от того, чтобы они не терпели в этих делах препон и вреда от других; а это и есть самая совершенная терпимость. […]

[…] каждый человек имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания, которой он может невозбранно пользоваться без приказа – или вопреки приказу – правителя, не зная за собой вины или греха, но всегда при условии, что делает это чистосердечно и по совести перед богом, сколько дозволяют его знания и убеждения. Однако если к тому, что он называет совестью, примешивается сколько-нибудь честолюбия, гордыни, мстительности, партийных интересов или чего-либо подобного, то соразмерно сему будет и его вина, и в такой мере он ответит в судный день. […]

Никого не следует заставлять отказаться от своего мнения или сменить его на противоположное, потому что на деле такое насилие не достигает цели, ради которой его применили. Оно не может изменить образа мыслей людей и способно лишь сделать их лицемерами. На этом пути правитель весьма далек от того, чтобы люди прониклись правотой его мнения, и лишь вынуждает их лгать ради их собственного. Мало того, такое принуждение вовсе не способствует спокойствию или безопасности правительства; скорее наоборот, потому что тот, кто ему подвергся, ни на йоту не приближается к образу мыслей правителя, но становится еще большим его врагом. […]

Правитель не имеет ничего общего с благом человеческих душ или с заботами людей в иной жизни, но возведен в сан и облечен властью только для того, чтобы люди спокойно и удобно жили друг с другом в обществе […], правитель распоряжается отправлением добродетелей не потому, что они добродетели и обязывают совесть или составляют долг человека перед богом и путь к его милости и благоволению, но потому, что они придают достоинство человеческому общению, а большинство из них суть прочные узы и скрепы общества, которые нельзя ослабить, не поколебав всего строения. Правитель никогда не обнажает меча против некоторых пороков, которые не особенно вредят государству и все же являются пороками и должны быть признаны таковыми наравне с прочими, как, например, алчность, непослушание родителям, неблагодарность, злоба, мстительность… […]

Но покажем, какова опасность установления единообразия. Дабы представить этот предмет во всей широте, нам остается обсудить следующие подробности: (1) показать, какое влияние терпимость способна оказать на численность и трудолюбие вашего народа, от которых зависят могущество и богатство королевства; (2) если всех в Англии надлежит привести к единообразию насильно, выяснить, какая партия или партии скорее всего объединятся в силу, способную понуждать остальных; (3) показать, что все, кто высказывается против терпимости, по-видимому, считают, что суровость и сила суть единственные приемы правления и средство подавить любую группу, а это есть ошибка; (4) что по большей части противоречия и различия между сектами не составляют, а если и составляют, то весьма незначительные и второстепенные придатки истинной религии; (5) рассмотреть, почему вышло так, что христианство больше, чем какая-либо другая религия, послужило причиной возникновения стольких сект, войн и беспорядков в гражданских обществах, и могут ли терпимость и широта взглядов предотвратить эти бедствия; (6) что терпимость ведет к упрочению правительства не чем иным, как воспитанием в большинстве единомыслия и поощрением во всех добродетели, которые достигаются посредством принятия и соблюдения строгих законов о добродетели и пороке и расширения сколь возможно условий принадлежности к церкви; т. е. догматы спекулятивных мнений должны быть немногочисленны и широки, а обряды богослужения – немногочисленны и легки, что и есть широта взглядов; (7) что разъяснение и попытка доказательства некоторых догм, которые, по общему признанию, являются непостижимыми и познаются не иначе как через откровение, равно как требование, чтобы люди усваивали их в пределах, предлагаемых учителями ваших разных церквей, волей-неволей порождают множество атеистов.

Локк Дж. Сочинения: в 3 т. – М., 1988. – Т. 3. – С. 66–90.

Из книги Карта родины автора Вайль Петр

ДЖОН ГРИГОРЬЕВИЧ После четырех часов катания и ходьбы по Ярославлю экскурсовод Марина предлагает: «Можно еще поехать в музей „Музыка и время“, первый частный музей России». - «"Лучше посидеть в симпатичном месте. Вот вчера в „Руси“ на Кирова давали сказочную уху с

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Из книги Книга лидера в афоризмах автора

Из книги Герои до встречи с писателем автора Белоусов Роман Сергеевич

МОРЛИ Джон ДжонМорли (1838–1923) – английский государственный деятель, писатель и издатель газеты; виконт. Недостаточно просто творить добро, делать это следует правильным образом. Простота характера не есть помеха остроте ума. Заставить человека замолчать – не значит

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

12. Джон Сильвер Карта острова сокровищ Однажды он начертил карту острова. Эта вершина картографии была старательно и, как ему представлялось, красиво раскрашена, изгибы берега придуманного им острова моментально увлекли воображение, перенесли его на клочок земли,

Из книги Открытый научный семинар:Феномен человека в его эволюции и динамике. 2005-2011 автора Хоружий Сергей Сергеевич

Стерн и Локк, или остроумие и рассудительность Главное в Стерне не следование за традициями. Стерн при помощи пародии, дерзких обиняков и шуток Йорика рубит канаты, привязывающие к прошлому, для дальнего плавания, которое не он совершит.К. Маркс в книге «Восемнадцатое

Из книги Календарь. Разговоры о главном автора Быков Дмитрий Львович

22.04.09 Хоружий С.С. Визуальный опыт и пространственный опыт в их отношении к духовной практике Лидов А.М.: Мы начинаем наш очередной семинар. В начале разрешите вас всех поздравить с небольшим, но значимым юбилеем. Сегодня Эммануилу Канту исполняется 285 лет. Мы не

Из книги Феноменология текста: Игра и репрессия автора Аствацатуров Андрей Алексеевич

30 ноября Родился Джонатан Свифт (1667) МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА СВИФТА Последние десять лет своей жизни, с 1735-го по 1745-й, Свифт по большей части молчал. Все, кто видел лучший фильм Марка Захарова по лучшей пьесе Григория Горина, об этом осведомлены, но о причинах этого молчания даже

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

ЧАСТЬ III ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ВЕЩЕЙ (Эрнест Хемингуэй, Джером Сэлинджер, Джон Чивер, Джон

Из книги Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие автора Бакулина Светлана Дмитриевна

Джон Локк (1632–1704) философ, один из основоположников правового либерализма... Действия людей – лучшие переводчики их мыслей. ... Есть два вида неблаговоспитанности: первый заключается в робкой застенчивости, второй – в непристойной небрежности… И того и другого можно

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Джон Дьюи (1859–1952) философ, педагог... Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. ... Мораль – не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными

Из книги автора

Джон Фицджеральд Кеннеди (1917–1963) 35-й президент США... Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством. ... Соединенные Штаты должны двигаться очень быстро даже для того, чтобы стоять на месте. ... Теперь он легенда, а он предпочел бы быть

Из книги автора

Вольтер. Трактат о веротерпимости в связи со смертью Жана Каласа (1763) Глава VI. Является ли нетерпимость законом природы или человеческим законом[…] Закон природы – это тот закон, который природа предписывает людям. Закон человеческий может основываться только на законе

Из книги автора

Барримор Джон Джон Барримор (1882–1942) – американский актер. Актерам не следует читать театральные обозрения. Если вы не верите тем статьям, в которых высказывается отрицательное мнение о вашей игре, почему вы должны доверять тем, в которых вас хвалят? Счастье

Из книги автора

Локк Джон Локк (1632–1704) – английский философ-просветитель и политический мыслитель. Здоровый ум в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастья в этом мире. Того, кто пользуется словами несдержанно и бессвязно, либо не заметят, либо не поймут. Чтение

Из книги автора

Морли Джон Джон Морли (1838–1923) – английский государственный деятель, писатель и издатель газеты; виконт. Недостаточно просто творить добро, делать это следует правильным образом. Простота характера не есть помеха остроте ума. Заставить человека замолчать – не

ОПЫТ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ

Главная причина, изза которой вопрос о свободе совести, вот уже несколько лет вызывающий среди нас многочисленные толки, стано­вится все запутанней, изза которой не стихают споры и усиливается вражда, состоит, как мне кажется, в том, что обе стороны: одна, проповедующая полную покорность, другая, отстаивающая всеобщую свободу в делах совести, – одинаково горячо и ошибочно предъявляют слишком большие требования, но не определяют того, что имеет право на свободу, и не указывают границ произвола и покорности.

Чтобы открыть путь к пониманию этого вопроса, я в качестве ос­нования положу следующий тезис, который, как я думаю, не под­вергнется сомнению или отрицанию.

Правитель облекается всей полнотой доверия, власти и полномочий единственно для того, чтобы употребить их для блага, охранения и спокойствия людей в том обществе, над которым он поставлен, и потому одно это есть и должно быть образцом и мерилом, по которому ему надобно равнять и размерять свои законы, строить и созидать свое правление. Ведь если бы люди могли мирно и тихо жить вместе, не объединяясь под властью определенных законов и не образуя госу­дарства, то не было бы никакой необходимости ни в правителях, ни в политике, которые созданы лишь для того, чтобы в этом мире ох­ранять одних людей от обмана и насилия других; итак, только цель, ради которой возведено правительство, и должна быть мерилом его деятельности.

Некоторые говорят нам, будто монархия – это jure divmo1. Сейчас я не стану спорить с этим мнением, а лишь укажу отстаивающим его:

если под этим они разумеют, а так, надо полагать, и есть, что единая, верховная, произвольная власть и управление всеми делами по бо­жественному праву сосредоточиваются, и должны быть сосредоточены, в одном человеке, то это наводит на подозрение, что они забывают, в какой стране рождены и по каким законам живут, и, конечно, поневоле обязаны объявить Великую хартию2 сущей ересью. Если же под мо­нархией, согласно jure divmo, они разумеют не абсолютную, а ограни­ченную монархию (что, как я думаю, есть нелепость, если не противо­речие), то им следует или показать нам ту небесную хартию, где мы бы прочли, что Бог предоставил правителю власть делать все, что угодно, кроме единственно необходимого для охранения и благополучия Его подданных в этой жизни, или же оставить нас свободными думать как заблагорассудится; ведь никто не связан с властью и не может допустить чужих притязаний на нее в большей мере, чем насколько простираются его права.

Другие утверждают, что власть и полномочия достаются правителю с разрешения и согласия народа; таким я говорю: невозможно пред­положить, чтобы люди могли дать над собой власть одному или не­скольким из своих собратьев для какойнибудь иной цели, кроме своего охранения, или распространить границы их полномочий за пределы этой жизни.

Приняв за посылку, что правитель должен предпринимать действия или вмешиваться во чтолибо только ради обеспечения гражданского мира и охранения собственности своих подданных, давайте в даль­нейшем рассмотрим мнения и поступки (action) людей, которые по от­ношению к терпимости подразделяются на три разновидности.

Вопервых, все такие мнения и поступки, которые сами по себе не касаются государства и общества; а такими являются спекулятивные мнения и вера в Бога.

Вовторых, такие, которые по своей собственной природе не хороши и не плохи, но касаются общества и отношений людей друг с другом; а таковыми являются все практические мнения и поступки по отношению к безразличным вещам.

Втретьих, такие, которые касаются общества, но в то же время по своей природе хороши или плохи; таковыми являются нравственные добродетели и пороки.

I. Я утверждаю, что только первая разновидность, а именно: спе­кулятивные мнения и вера в Бога, имеет абсолютное и всеобъем­лющее право на терпимость.

Вопервых, чисто спекулятивные мнения суть такие, как вера в Троицу, чистилище, перевоплощение, антиподы, царствие Христово на земле и т.д.; а что всякий человек располагает в этом случае неог­раниченной свободой вытекает из того, что чистые спекуляции не затрагивают моих отношений с другими людьми и не имеют влияния на мои действия как члена какоголибо общества, но, оставаясь неиз­менными со всеми своими последствиями, – даже если на свете нет никого другого, кроме меня, – они никоим образом не могут нарушить мир государства или доставить неудобство моему ближнему и потому не входят в введение правителя. Кроме того, ни один человек не в состоянии дать власть другому человеку (и было бы бессмысленно, если бы ее дал Бог) над тем, над чем сам он никакой власти не имеет. А что человек не в состоянии повелевать своим собственным разумением или положительно определить сегодня, какого мнения он будет завтра, с очевидностью явствует из опыта и природы разумения, которое не может постигнуть вещи иначе, чем они ему представляются, как глаз видит в радуге только те цвета, какие видит, независимо от того, там ли они на самом деле или нет.



Вовторых, справедливое притязание на неограниченную терпимость имеют место, время и способ моего поклонения Богу, потому что сие происходит всецело между Господом и мной и, принадлежа попечению вечности, выходит за пределы досягаемости и воздействия политики и правительства, которые существуют только ради моего благополучия в этом мире: ибо правитель – это лишь посредник между человеком и человеком; он может отстоять меня от ближнего, но не может защитить от Бога. Сколько бы зла я ни терпел, повинуясь правителю в других делах, он может возместить причиненное мне зло на этом свете; но, приневолив меня следовать чужой вере, он не способен восполнить мне ущерба в мире ином. К этому позвольте добавить, что даже в делах этого мира, на которые распространяется власть правителя, он никогда не предписывает людям – и было бы несправедливо, если бы он поступал иначе, – посвящать себя частным гражданским заботам и не заставляет их отдаваться своим частным интересам больше, чем это необходимо для блага общества, и лишь предохраняет их от того, чтобы они не терпели в этих делах препон и вреда от других; а это и есть самая совершенная терпимость. Поэтому мы вполне можем по­лагать, что он не имеет никакого отношения к моему частному инте­ресу в ином мире и не должен ни предписывать, каким способом мне преследовать благо, которое заботит меня куда больше, нежели все, что находится в его власти, ни требовать в этом усердия, поскольку он не наделен более точным или более безошибочным знанием того, как его достичь, чем я сам, и в этом мы оба одинаково искатели, оба оди­наково подданные, и он не в состоянии ни поручиться, что я не по­терплю неудачу, ни возместить мне ущерба, коли это случится. Разум­но ли, чтобы тот, кто не может принудить меня купить дом, заставлял меня на свой лад стараться о приобретении царства небесного; чтобы тот, кто по праву не может предписать мне правил сохранения здо­ровья, навязывал мне способы спасения души; чтобы тот, кто не может. выбрать для меня жены, выбирал веру. Но случись Богу (что сомни­тельно) захотеть, чтобы людей силком приваживали к небесам, прави­телю должно осуществлять это не внешним насилием над телами лю­дей, а внутренним натиском своего духа на их умы, на которые не следует воздействовать ни одним из видов принуждения, известных че­ловеку: ведь путь к спасению – это не какаято внешняя вынужденная деятельность, но добровольный и тайный выбор ума. Впрочем, нельзя и поверить, что Бог скорее не отказался бы от цели, чем стал бы поль­зоваться средствами, которыми ее нельзя достигнуть. Кроме того, не надо думать, что люди должны предоставлять правителю власть выби­рать за них путь к спасению, – власть слишком большую, чтобы ее от­давали, а то и вовсе не подлежащую передаче; ибо, какое бы пра­витель ни насаждал богопочитание, люди непременно должны следо­вать тому, что сами считают за лучшее, поскольку ничто не может быть достаточной причиной, чтобы принуждать человека к тому или отвращать от того, что, по его полному убеждению, есть путь к бес­конечному блаженству или бесконечному страданию. Богослужение, будучи данью почтения Богу, которому я, по моему мнению, покло­няюсь угодным ему образом, и таким образом будучи действием или общением, происходящим только между Богом и мною, по собственной природе вовсе не касается ни моего правителя, ни моего ближнего и по­сему поневоле не производит действий, возмущающих покой общества. Ибо, стою ли я на коленях или сижу, принимая причастие, само по себе возмущает правительство или вредит моему ближнему не больше, чем стою ли я или сижу за своим столом; обычай носить в церкви ризу или стихарь способен создать опасность и угрозу миру государства не боль­ше, чем обыкновение надевать накидку или плащ, отправляясь на ры­нок; перекрещение производит в государстве не большую бурю, чем в реке или чем в них произвело бы простое купание. Соблюдаю ли я пят­ницу с магометанином, субботу с иудеем, воскресенье с христианином, молюсь ли я по форме или нет, поклоняюсь ли я Богу, участвуя в разнообразных и пышных церемониях католиков или соблюдая более скромные обряды кальвинистов, – во всех этих поступках, когда они совершаются искренне и по совести, я не усматриваю ничего, что само по себе может сделать меня худшим подданным моего государя или худшим ближним моему собратуподданному, если только из гордыни или тщеславного упоения собственным мнением и тайной убежденности в собственной непогрешимости, я, присвоив себе нечто сродни божест­венной власти, не стану приневоливать других думать заодно со мной или же порицать либо злословить их, если они не подчинятся. Такое в самом деле случается часто; но это вина не веры, а людей, не след­ствие той или иной формы вероисповедания, а результат развра­щенной, честолюбивой человеческой природы, которая последова­тельно употребляет в корысть себе всевозможные проявления набож­ности, подобно тому как для Ахава соблюдение поста было не само­целью, а средством и уловкой, чтобы отобрать виноградник в Навуфея3. Такие поступки некоторых верующих подрывают уважение в какойлибо религии (или подобное случается в каждой из них) не больше, чем Ахавов грабеж – уважение к посту.

Из этих посылок, как я полагаю, следует, что каждый человек имеет полную и неограниченную свободу мнений и вероисповедания, которой он может невозбранно пользоваться без приказа – или вопреки приказу – правителя, не зная за собой вины или греха, но всегда при условии, что делает это чистосердечно и по совести перед Богом, сколько дозволяют его знания и убеждения. Однако если к тому, что он называет совестью, примешивается скольконибудь честолюбия, гор­дыни, мстительности, партийных интересов или чеголибо подобного, то соразмерно сему будет и его вина, и в такой мере он ответит в Судный день.

II. Я утверждаю, что все практические начала, или мнения, с по­мощью которых люди считают себя обязанными упорядочивать от­ношения друг с другом, такие, как, например, что они могут рожать детей или распоряжаться имуществом по своему усмотрению, что они могут работать или отдыхать, когда найдут нужным, что полигамия и развод законны или незаконны и т.д., что такие мнения и вытекающие из них действия (action), равно как и прочие безразличные вещи, также имеют право на терпимость, однако лишь в той степени, в какой они не ведут к беспорядкам в государстве и не приносят обществу больше вреда, чем пользы. Ибо, за исключением тех из них, которые явно нап­равлены на разрушение человеческого общества, все эти мнения являются либо безразличными, либо неясно какими, и притом прави­тель и подданный, каждый посвоему, грешат ими, а потому первый должен вникать в них лишь настолько, насколько его законы и вме­шательство в такие мнения могут способствовать благополучию и бе­зопасности народа. Однако ни одно из таких мнений не имеет права на терпимость на том основании, что оно якобы есть дело совести, и ктото убежден, будто придерживаться его либо грех, либо долг; ведь со­весть или убежденность подданного едва ли может быть мерилом, по которому правитель может или должен отмерять законы, каковые должны соответствовать благу всех его подданных, а не убеждениям их части, ибо, зачастую находясь в противоречии одно с другим, они не­обходимо порождали бы противоречивые законы; а поскольку ничего безразличного, на что не посовестился бы посягнуть тот или иной, прос­то нет, терпимость к людям во всем, чему они, как они утверждают, по совести не могут покориться, приведет к исчезновению всех граждан­ских законов и всякой власти правителя, так что если будете отрицать полномочия правителя по отношению к безразличным вещам, над кото­рыми он, как признано всеми сторонами, обладает юрисдикцией, то ос­танетесь без закона и правительства.

Научно-Медицинская Библиотека ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского была организована в 20-х годах XIX века на базе небольшого книжного собрания по инициативе видных деятелей российской медицины, трудившихся в Старо-Екатерининской больнице. Уже на протяжении более 200 лет библиотека аккумулирует в своих фондах книги и периодические издания, отражающие все передовые достижения медицины; материалы конференций, проводимых институтом; монографии и труды врачей, трудившихся в его стенах; диссертации, защищенные в диссертационном совете МОНИКИ. Фонды библиотеки содержат свыше 300 тысяч единиц хранения, в том числе поистине уникальный фонд редких книг конца XIX – начала XX вв.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕДИЦИНСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Московской Области Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Библиотека является структурным подразделением ГБУЗО МО Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского (далее – Институт).
1.2. Библиотека является центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры, составной частью обеспечения научно-исследовательского и лечебного процесса в Институте, призванным способствовать росту профессионального мастерства медицинских работников, содействовать деятельности Института по повышению квалификации медицинских кадров, оказывать помощь сотрудникам в их самообразовании.
1.3. Документы, регулирующие предоставление услуг библиотекой:
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
Федеральный закон от 03 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
Федеральный закон от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
Постановления, приказы и иные нормативные документы Правительства Московской Области;
Постановления, приказы и иные нормативные документы Министерства Здравоохранения Московской Области;
Устав, приказы, распоряжения и иные нормативные документы руководства ГБУЗО МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского;
Настоящее положение;
Иные нормативные акты.
1.4. Порядок доступа к фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются правилами пользования библиотекой, являющимися неотъемлемой частью данного положения.
1.5. Правила и положение могут дополняться и изменяться по мере совершенствования деятельности библиотеки. Все изменения и дополнения согласовываются с заместителем директора по научной работе института и утверждаются генеральным директором.
1.6. Положение о научно-медицинской библиотеке и правила пользования библиотекой публикуются на сайте института.

2. ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ

2.1. Осуществление библиотечного и информационно-библиографического обслуживания сотрудников Института и медицинских работников Московской области в соответствии с их информационными запросами на основе доступа к фондам, в т.ч. электронным. Доступ определяется правилами пользования библиотекой, договорами и/или иными документами, в том числе позволяющими переуступать права третьим лицам.
2.2. Организация и ведение справочно-поискового аппарата: каталогов, картотек и баз данных.
2.3. Формирование и пропаганда библиотечно-библиографических знаний, повышение информационной культуры пользователей.
2.4. Совместно с научным отделом и отделом компьютерных технологий Института, осуществлять совершенствование работы библиотеки на основе внедрения современных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
2.5. Совместно с администрацией Института осуществление координации и кооперации деятельности с библиотеками, органами научно-технической информации и другими учреждениями для более полного удовлетворения потребностей читателей в документах и информации.

3. ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

3.1. Библиотека организует дифференцированное обслуживание читателей, применяя методы индивидуального обслуживания, а так же предоставляя удаленный доступ к собственным фондам или фондам третьих лиц на основе договора или иных правоустанавливающих документов.
3.2. Бесплатно обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов;
- выдает во временное пользование документы из библиотечных фондов;
- получает и передает электронные документы других библиотек или иных организаций сотрудникам Института, на основе заключенных Институтом договоров или при условии их свободного распространения;
- получает и предоставляет доступ к электронным ресурсам, на основе заключенных Институтом договоров или при условии их свободного распространения;
- предоставляет читателям доступ в сеть Интернет и к программным продуктам, установленным на компьютеры в электронном читальном зале библиотеки;
- составляет библиографические указатели и списки литературы;
- выполняет тематические, адресные и другие библиографические справки;
- проводит библиографические обзоры;
- организует книжные выставки и иные мероприятия согласно распоряжениям администрации Института;
- организует работу и обслуживает постоянную выставку «История МОНИКИ», включающую библиотечные фонды особого хранения: раритетный и архивный.
3.4. Под руководством администрации Института и по согласованию с Научным отделом Института, в соответствии с профилем Института и тематикой научных исследований, а также с учетом информационных потребностей читателей, библиотека обеспечивает формирование и комплектование фонда. Фонд формируется за счет средств, предусмотренных бюджетом Института, обязательной передачи одного экземпляра работ, издаваемых сотрудниками института и соискателями, проходящими защиту в Ученом Совете института, а также за счет безвозмездного поступления изданий от третьих лиц или организаций.
3.5. Изучает степень удовлетворения читательского спроса с целью приведения состава и тематики фондов в соответствие с информационными потребностями читателей.
3.6. Ведет суммарный и индивидуальный учет литературы, техническую обработку. Осуществляет проверку фондов. Совместно с администрацией Института, хозяйственными подразделениями и иными организациями (охрана и т.п.) обеспечивает организацию, размещение и хранение библиотечного фонда.
3.9. Исключает документы из библиотечного фонда в соответствии с действующими нормативными актами. Осуществляет отбор непрофильных и дублетных документов. Совместно с бухгалтерией и хозяйственным отделом института осуществляет их списание и утилизацию.
3.10. Ведет систему библиотечных каталогов и картотек на традиционных и машиночитаемых носителях с целью многоаспектного библиографического раскрытия фондов.
3.11. Изучает передовой опыт и при содействии администрации Института внедряет передовую библиотечную технологию.
3.13. Координирует свою работу с подразделениями и общественными организациями Института.
3.14. Взаимодействует с библиотеками, органами научно-технической информации, другими предприятиями, учреждениями, организациями, имеющими информационные банки данных, в соответствии с действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами о взаимовыгодном сотрудничестве.
3.15. Ведет индивидуальную или совместную с издательской группой Института издательскую деятельность. Издает библиографические указатели и справочники, книги и сборники, в т.ч. электронные.

4. УПРАВЛЕНИЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Количество работников библиотеки и оплата труда определяются и утверждаются администрацией Института в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работы.
4.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который назначается директором Института. Заведующий несет персональную ответственность за выполнение возложенных на библиотеку задач и функций, за состояние техники безопасности, охрану труда и производственной санитарии; издает, в пределах своей компетенции, распоряжения и указания, обязательные для всех сотрудников, и осуществляет проверку их исполнения.
4.3. Работники библиотеки назначаются на должность и освобождаются от должности директором Института по представлению заведующего библиотекой. Сотрудники библиотеки принимаются на работу по трудовому договору (контракту).
4.4. Расходы на содержание библиотеки предусматриваются в нормативах затрат Института.
4.5. Руководство Института обеспечивает комплектование фонда библиотеки в пределах средств, выделяемых по государственному заданию; обеспечивает библиотеку необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии с действующими нормами, мебелью, электронно-вычислительной и копировально-множительной техникой, телекоммуникационной техникой и оргтехникой, а так же иными материальными средствами необходимыми для выполнения функции библиотеки.
4.6. Библиотека ведет документацию и представляет отчеты, планы работы и иную информацию о своей деятельности в установленном порядке.

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ИНСТИТУТА

5.1. Предоставляет сотрудникам Института информационные ресурсы: библиотечный фонд, электронные и карточные каталоги, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Осуществляет оперативное обеспечение информационных запросов, применяя различные формы и методы индивидуальной, групповой и массовой информации.
5.2. Составляет в помощь научной деятельности библиографические списки по заявкам сотрудников.
5.3. Анализирует обеспеченность литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами, составляет списки необходимой литературы совместно с научным отделом, на основе поступающих запросов от подразделений и сотрудников института.
5.4. Выполняет различные виды библиотечных справок по запросам сотрудников.
5.5. Организует тематические выставки изданий по заявкам научного отдела и/или иных подразделений института, а так же организаторов конференций, проводимых в помещениях института (заявки подаются в письменной форме за две недели до проведения мероприятия).
5.6. Совместно с администрацией Института и научным отделом проводит различные мероприятия, организуемые в рамках профиля и деятельности библиотеки.
5.7. Знакомит сотрудников с анализом использования ими поступающих и имеющихся в фондах библиотеки периодических изданий и методической литературы.
5.8. Получает от структурных подразделений Института материалы и сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач, в том числе тематику научно-исследовательской работы института. При непосредственном содействии научного отдела получает от сотрудников института и соискателей обязательный экземпляр авторефератов, диссертаций, монографий, брошюр, пособий и иных работ, издаваемых ими.
5.9. Участвует в издательской деятельности Института совместно с издательским отделом Института. Издает библиографические указатели и справочники, книги и сборники, в т.ч. электронные. Получает обязательный экземпляр изданий Института.
5.10. Представляет планы и отчеты работы на утверждение заместителю директора института по научной работе.
5.11. Получает необходимые консультации и юридическую помощь от юридической службы Института и договорно-правового отела.
5.12. Проводит сверку балансовой стоимости библиотечного фонда с бухгалтерией, отчитывается перед бухгалтерией за расходование средств, бухгалтерия выписывает доверенности на получение посылок, бандеролей и других материальных ценностей, оплачивает счета на приобретение книг и периодических изданий.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИБЛИОТЕКИ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НАУЧНЫМИ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

6.1. На основе полномочий предоставленных институту Правительством Московской Области и Министерством Здравоохранения Московской Области, Библиотека функционирует, как областной медицинский информационный центр: получает и предоставляет иным организациям, научным и лечебно-профилактическим учреждениям области информационные ресурсы на договорной основе между руководством Института и этими организациями.
6.2. На основе отчетов предоставляемых организациями обеспечиваемыми информационными ресурсами, библиотека проводит, анализирует и совместно с научным отделом Института принимает решение о расширении или прекращении доступа к указанным ресурсам.

7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

7.1. Библиотека имеет право:
-самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении;
- разрабатывать правила пользования библиотекой и при необходимости вносить в них изменения;
- распоряжаться предоставленными библиотеке ассигнованиями;
- определять условия использования библиотечного фонда на основе договоров с юридическими и физическими лицами;
- знакомиться с образовательными программами, учебными планами, тематикой НИР института. Получать от его структурных подразделений материалы и сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач;
- представлять Институт в различных учреждениях, организациях; принимать непосредственное участие в работе научных конференций, совещаний, семинаров по вопросам библиотечной и информационно-библиографической деятельности и истории института;
- вести в установленном порядке переписку с другими библиотеками, организациями;
- входить в библиотечные объединения в установленном действующим законодательством порядке;
- участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела;
- совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.
Библиотека имеет преимущественное право на получение обязательного экземпляра изданий сотрудников института, а так же соискателей защищающих диссертации в Ученом Совете института, приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек Московской Области.
7.2. Библиотека обязана:
- выполнять поручения директора Института и заместителя директора Института по научной работе, главного врача института;
- представлять отчеты работы на утверждение заместителю директора Института по научной работе;
- отчитываться о результатах деятельности перед руководством Института.

Научно-медицинская библиотека расположена в 13 корпусе на 2 этаже.
телефон: 8-495-681-04-25
электронный адрес: [email protected]
Заведующий научно-медицинской библиотеки и выставки "Музей истории МОНИКИ" к.м.н. Лобанов Александр Юрьевич

Библиотечно-информационный факультет (БИФ) — один из старейших факультетов института — находится в самом сердце Санкт-Петербурга на Миллионной улице, дом 7, во дворце, построенном в первой четверти XVIII в. для сподвижника Петра I общественного деятеля Дмитрия Константиновича Кантемира по проекту великого итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

БИФ был образован в 1918 г. В его становлении приняли активное участие видные деятели в области книговедения, библиотековедения и библиографии. На факультете сложились уникальные научные школы: литературоведческая текстологическая школа профессоров С. А. Рейсера, Б. Я. Бухштаба, В. А. Мануйлова, В. Я. Гречнева; книговедческая школа профессоров М. Н. Куфаева, И. Е. Баренбаума и И. А. Шомраковой; библиотековедческая школа профессоров Б. В. Банка, Г. Г. Фирсова, А. Н. Ванеева, В. С. Крейденко; библиографоведческая школа А. Г. Фомина, М. А. Брискмана, И. В. Гудовщиковой, Л. М. Равич, А. В. Мамонтова, школа отраслевой библиографии В. А. Минкиной, Л. В. Зильберминц, Д. Ю. Теплова.

Сегодня БИФ занимает лидирующие позиции среди библиотечно-информационных факультетов высших учебных заведений России. За 100 лет своего существования факультет подготовил тысячи специалистов библиотечно-информационной сферы.

Кафедры

В настоящее время на факультете обучается более 1000 бакалавров, магистрантов, аспирантов. Высокий уровень подготовки студентов факультета подтверждается получением ими стипендий Президента РФ и Правительства Санкт-Петербурга, а также отличными отзывами профессионалов.

Петербургская библиотечно-информационная школа не только сильна своими традициями, но и открыта для нововведений. Высококвалифицированные преподаватели факультета регулярно приглашаются для чтения лекций в университеты Великобритании, Германии, Финляндии, Франции, Израиля и других стран. В свою очередь частыми гостями на факультете являются зарубежные специалисты.

Большое место в работе факультета занимает научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов. Ежегодно на факультете проводятся семинары, круглые столы, научно-практические конференции: памяти В. А. Минкиной, «Сахаровские чтения», «Смирдинские чтения», аспирантов и студентов памяти О. М. Зусьмана и др.

Разнообразна творческая жизнь факультета: цикл лекций для студентов и преподавателей «Встречи на Миллионной», Дни рождения факультета, Новый год, День Победы, первоапрельский «капустник», выставки, концерты, конкурсы. Общероссийское признание получил организованный на факультете «БиблиоФест». Студенты выступают не только участниками, но и организаторами мероприятий, что дает им возможность проявить свои таланты и получить отличный практический опыт.

Важное внимание уделяется практическому овладению студентами факультета своей будущей профессией. Практики проводятся на кафедрах института (учебная практика), обладающих необходимым кадровым, творческим и научным потенциалом, а также в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербургской государственной библиотеке для слепых, Мемориальной библиотеке князя Г. Ф. Голицына, ООО «ТД Издательство Профессия», ООО «Агентство консалтинга и медиатехнологий ИНФОПАРК» и других библиотеках и информационно-консалтинговых фирмах и издательствах Санкт-Петербурга.

На факультете традиционно сохраняется высокий бюджетный набор. В 2014 г. он составил 135 мест на бакалавриат и магистратуру. Возможно обучение на внебюджетной основе. Формы обучения — очная и заочная. Лучшие студенты имеют возможность продолжить обучение в очной и заочной аспирантуре.

Выпускники факультета занимают видное положение в науке, политике и культуре. Они работают в информационных и консалтинговых центрах, библиотеках всех типов и видов, издательствах и редакциях, кадровых агентствах, на телевидении и радио и других организациях культуры и искусств.

Мы всегда рады видеть на нашем факультете целеустремленных молодых людей, нацеленных на получение престижного гуманитарного образования в Культурной столице России!

Декан факультета - кандидат педагогических наук, доцент
О.П. Мезенцева

Экзамены:

А) На специальность «Библиотековедение и библиография»:
- история России,

- иностранный язык (письменное тестирование) - очная форма, литература (устно) - веч. и заоч. форма обучения;
б) На специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления»:
- история России,
- русский язык и литература (сочинение),
- иностранный язык (письменное тестирование);

На библиотечно-информационном факультете осуществляется подготовка библиотечно-библиографических, книговедческих кадров, специалистов служб документационного обеспечения управления.
Большое значение в подготовке специалистов на факультете придается их фундаментальному профессиональному образованию на базе новейших достижений науки, техники, культуры. В обучении широко используются электронные и компьютерные средства, современные формы и методы педагогики высшей школы. Факультет имеет профессиональные связи с крупнейшими библиотеками, информационными учреждениями, библиотечными ассоциациями, в том числе и за рубежом.
Значительное место в формировании специалистов занимает общенаучная, культурологическая, управленческая подготовка.
В процессе учебы студенты активно приобщаются к научно-исследовательской работе; обучение завершается защитой дипломной работы, а выпускники, проявившие склонность к научно-исследовательской работе, рекомендуются для дальнейшего обучения в аспирантуре университета.
Библиотечно-информационный факультет имеет Центр компьютерного обучения, оснащен системой специализированных кабинетов и лабораторий.
Профессиональную подготовку студентов на факультете осуществляют кафедры: библиотековедения, документных ресурсов и документационного обеспечения управления, социальных коммуникаций и библиографоведения, отраслевых информационно-поисковых систем, детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством, книговедения, информационных технологий и электронных библиотек.
В соответствии с полученными на факультете квалификациями выпускники работают библиотекарями, библиографами различных библиотечно-библиографических и информационных учреждений, преподавателями специальных дисциплин в колледжах и училищах культуры; специалистами в службе информационно-документационного обеспечения маркетингового управления, в отделах маркетинга.
Срок обучения на факультете (очная форма) - 5 лет, очно-заочная и вечерняя – 6 лет.
Кафедра библиотековедения
3ав. кафедрой - доктор педагогических наук, действительный член Международной академии информатизации, профессор
Ю.П.Мелентьева
Кафедра библиотековедения основана в 1933 году. Является старейшей в университете.
На кафедре работают: доктора пед.наук, профессора – Ю.П. Мелентьева, Т.Ф. Каратыгина, Н.С. Карташов, В.В. Скворцов, А.Е. Шапошников, Г.А. Алтухова; кандидаты пед.наук, профессора – В.М. Беспалов, В.К. Клюев, А.М. Мазурицкий – проректор МГУКИ, П.С. Соков, И.М. Суслова; кандидаты пед.наук, доценты – М.Н. Глазков, Н.Ю. Дементьева – зам. декана БИФ, М.В. Костюкова – декан факультета довузовской подготовки, И.И. Макарова, О.П. Мезенцева – декан БИФ, Л.И. Сальникова – зам. декана БИФ; доценты – Т.А. Баркова, В.Г. Пачкова – зам. декана заочного факультета библиотековедения, библиографии и информатики.
В 1999-2000 на кафедре в качестве приглашенных профессоров работали специалисты из Германии и США.
На кафедре преподаются такие дисциплины, как: "Библиотековедение. Общий курс", "История библиотечного дела в России и за рубежом", "Обслуживание читателей", "Библиотечный менеджмент", "Библиотечный маркетинг", "Экономика библиотечно-информационной деятельности", "Основы научных исследований"; спецкурсы «Социология чтения», «Психология чтения», «Библиотечный дизайн». Особое внимание уделяется деятельности библиотек в условиях рыночных отношений, хозяйственно-экономической самостоятельности. В последнее время разработана новая специализация “Библиотечно-информационное обеспечение в области права”. В учебном процессе широко используются компьютерные технологии. Студенты, проявившие склонность к научно-исследовательской деятельности, рекомендуются в аспирантуру.
При кафедре работает российско-германский центр библиотековедения. Постоянно организуются стажировки в библиотеки и библиотечные вузы Германии, преподаватели и студенты участвуют в международных конференциях и семинарах.
Кафедра проводит занятия по отдельным специальным дисциплинам в рамках производственно-практического обучения в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке, Российской государственной библиотеке для слепых, Научной библиотеке МГУ, Центральной городской библиотеке им. Н.А.Некрасова, Российской государственной центральной научной медицинской библиотеке, Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы.
Кафедра библиотековедения ежегодно организует международные научные конференции по актуальным проблемам библиотековедения. Кафедра имеет широкие международные связи, участвует в международных конференциях, сессиях ИФЛА.

Кафедра документных ресурсов и документационного обеспечения управления
Зав. кафедрой - доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, Российской академии гуманитарных наук, заслуженный работник высшей школы Ю.Н. Столяров
Кафедра образована в 1940 году. В настоящее время на кафедре работают: академик Международной академии информатизации, профессор В.И. Терешин; профессора: Л.Н. Герасимова, Ж.А. Сорокина, Кокойкина О.Н., Зупарова Л.Б., Надольская Т.В.; кандидаты педагогических наук: Т.А. Зайцева, С.П. Фунтикова; доценты Л.И. Сазонова, В.М. Баранов.
В процессе занятий студенты приобретают знания, умения, навыки по формированию фондов и информационно-поисковых систем библиотек, документных ресурсов отделов маркетинга фирм различного профиля
Результатом изучения проблем информатизации явилось открытие на кафедре специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» со специализациями «Документирование деятельности кадровой службы», «Информационно-документационное обеспечение маркетинговой деятельности» и квалификацией «Документовед». Кафедра располагает компьютерным классом, занятия проводит с помощью электронных технических средств в локальном и сетевом режимах, с выходом в Интернет.
Производственная практика студентов проходит в Библиотеке Администрации Президента России, Парламентской библиотеке и других компьютеризированных библиотеках и коммерческих фирмах, Государственной Думе.
Кафедра заключает договоры на платную целевую подготовку специалистов по информационно-документационному обеспечению управления для отделов маркетинга различных фирм.

Кафедра социальных коммуникаций и библиографоведения
Зав. кафедрой - заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, академик Российской академии гуманитарных наук и Международной академии информатизации, профессор О.П. Коршунов
Кафедра социальных коммуникаций и библиографоведения является одной из старейших в университете.
Кафедра обеспечивает изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин: “Социальные коммуникации”, “Библиографоведение. Общий курс”, “Общая иностранная библиография”, “Краеведческая библиография”, “Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика”, «Теория, история и организация библиографической деятельности библиотек». В рамках последней разработан раздел автоматизированного библиографического поиска с использованием глобальных компьютерных сетей, в том числе Интернет.
На кафедре работают ученые, известные своими научными трудами, учебниками и учебными пособиями по теории, истории и организации библиографии, такие как доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик О.П.Коршунов, доктор педагогических наук, профессор Э.К.Беспалова, профессора Д.Я.Коготков, В.Т.Клапиюк, М.С.Манежева; ряд доцентов и старших преподавателей.

Кафедра отраслевых информационно-поисковых систем
Зав. кафедрой - кандидат педагогических наук, доцент
И.С. Шишкин
В настоящее время на кафедре работают профессора - М.И.Давыдова, М.М.Клепикова, Л.С.Ильичева, Г.Г.Семенова, М.И.Лукашина; доценты - О.Н.Лукьянова, И.С.Шишкин, З.В.Майзик и С.И.Первова.
В систему учебных отраслевых библиографических дисциплин включены: учебный курс "Маркетинг отраслевых библиографических продуктов и услуг", курсы по библиографии социально-экономического и исторического комплекса, библиографии научно-технического комплекса, библиографии художественно-эстетического комплекса. Наряду с этим ведется преподавание дисциплин, в которых изучаются информационные потребности и информационная культура специалиста, документальные потоки по различным отраслям знаний, аналитико-синтетическая обработка информации на основе новых информационных технологий и другие проблемы. Преподавателями разработаны и читаются спецкурсы и семинары, нацеленные на углубленную подготовку студентов, связанную с содержанием документальных потоков и спецификой их общественного использования. Учебные дисциплины кафедры обеспечены учебно-методической документацией.

Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством
Зав. кафедрой - заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Иванова
В числе специализаций кафедры: «Социология и психология детского и юношеского чтения», "Управление в сфере библиотечной и внешкольной работы", "Информационные ресурсы библиотек средних учебных заведений". Учебный план данных специализаций включает гуманитарные, культурологические и другие общенаучные дисциплины, которые входят в систему подготовки других специалистов факультета. Кроме них, будущие специалисты по руководству чтением детей и юношества получают уникальную возможность освоить широкий аспект научных знаний по отечественной и мировой литературе для детей и юношества, ее библиографии и психологии чтения, по маркетингу и менеджменту работы издательств, выпускающих книги для подрастающего поколения, по теории и методике исследований и преподавания литературы, адресованной детям и юношеству.
На кафедре трудится высококвалифицированный преподавательский коллектив. В составе кафедры: доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Добрынина; профессор Т.И. Михалева; доценты - Т.Н. Артемова, Е.О. Самохина; декан вечернего факультета, кандидат пед.наук, доцент И.А.Тушевская; кандидаты педагогических наук А.Э Лебедева, И.М. Немчина; ведущий специалист Российской государственной детской библиотеки Л.И.Орлова.
Кафедра работает в творческом сотрудничестве с ведущими детскими и юношескими библиотеками, литературными музеями Москвы и других городов, с профессиональными периодическими изданиями ("Детская литература", "Начальная школа", "Библиотека" и др.), с международными библиотечными центрами (напр., Международная детская и юношеская библиотека в Мюнхене, Институт детского и юношеского чтения в Финляндии), с исследовательскими обществами и объединениями (МОИДЛ - Международное общество исследователей литературы, ИФЛА - Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений).
Выпускники кафедры успешно работают во многих библиотеках страны, в средних специальных и высших учебных заведениях, в общеобразовательных школах, на радио и телевидении, в различных центрах по внешкольной работе и дополнительному образованию.

Кафедра книговедения
Зав. кафедрой – кандидат исторических наук, профессор
В. В. Добровольский
Единственная в стране специальная кафедра такого профиля была организована в 1980 году видным ученым-книговедом А.Я.Черняком. На кафедре работают: профессора - А.А.Александрова, С.П.Гаранина, А.А.Сбитнева, И.А.Данилов, доценты - В.А.Андреев, Л.В.Сенницкая. Среди преподавателей - 1 академик и 2 члена-корреспондента Международной академии информатизации.
Кафедра обеспечивает чтение общепрофессиональных и специальных дисциплин: "Книговедение и история книги", "Документоведение", "Патентная и нормативно-техническая документация", "Науковедение", "История науки и техники", "Современные концепции естествознания", "Документная лингвистика", "Редактирование", "Организация и технология книгоиздательского дела", "Дизайн книги", "Менеджмент в книжном деле", "Маркетинг в книжном деле", "Антикварная книга" и др.
Высокий научный и педагогический потенциал преподавателей позволяет готовить специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области теории, истории и организации книжного дела, предназначенных для работы в информационных центрах, библиотечных учреждениях, издательствах, предприятиях книжной торговли, средствах массовой информации, органах управления книжным делом.
Кафедра поддерживает постоянную связь с научными учреждениями, вузами, издательствами, отделами редких книг крупнейших библиотек, Российской книжной палатой, обществом "Книга", Секцией книги Центрального Дома ученых РАН.

Кафедра информационных технологий
и электронных библиотек
Зав. кафедрой – доктор технических наук
Я. Л. Шрайберг
Кафедра осуществляет целевую подготовку кадров дневной, вечерней и заочной форм обучения на библиотечно-информационном факультете по специализации "Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах".
Для новой специализации разработан комплекс дисциплин, ориентированный на применение новых образовательных технологий. В программу обучения входят 11 специальных дисциплин, подготовленных преподавателями кафедры - ведущими специалистами в стране в области разработки теоретических основ создания современных информационных технологий, практической реализации их в крупнейших библиотечных и информационных системах федерального уровня, руководителями российских информационных институтов, центров и библиотек.
На кафедре работают: начальник Учебно-методического центра ГПНТБ России, к.ф-м.н., ст.научн.сотр. Земсков А.И.;заместитель директора по научной работе и автоматизации, к.т.н., профессор Воройский Ф.С.; заведующий сектором ГПНТБ России, д.т.н. Антопольский А.Б.; директор НТЦ "Информрегистр" Минсвязи России, д.т.н., ст.научн.сотр. Арутюнов В.В.; заведующая лабораторией ВИЭМС, д.т.н. Цветкова В.А.; заведующая отделением ВИНИТИ, к.п.н., доцент Шлыкова О.В.; МГУКИ, к.п.н., доцент Скородумов В.А.; заведующий сектором ГПНТБ России, к.т.н., ст.научн.сотр. Адамьянц А.О.; директор ГПНТБ России, к.т.н. Нечипоренко В.П.; руководитель Департамента информационных технологий и ресурсов Минпромнауки России, доцент Тимошина Т.Б.; МГУКИ; заведующая сектором ГПНТБ России Волкова К.Ю.; заведующий отделом ГПНТБ России Гончаров М.В.; начальник отделения ГПНТБ России Маршак Б.И.; начальник Учебного компьютерного центра БИФ Татаринов Б.И.
Учебная практика студентов проходит в основном в стенах одной из крупнейших национальных библиотек - ГПНТБ России - базовой организации кафедры, которой внедрены, разрабатываются и внедряются самые современные информационные технологии, что определяет возможность привлечения студентов к научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, проводимым ГПНТБ России, являющейся головным исполнителем ряда НИОКР Федеральных целевых научно-технических программ.