Целевые ориентиры на этапе завершения до. Целевые ориентиры дошкольного образования

Светлана Барсегян
Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования–социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики

возможных достижений ребёнка- дошкольника

В связи с введением Федерального государственного (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », работа в детском саду по воспитанию детей строится прежде всего на следующих принципах :

1. Поддержка разнообразия детства ; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогов и детей.

3. Уважение личности ребенка.

4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Требования ФГОС к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования .

Эти целевые ориентиры представляют собой социально -нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Напомним вам специфику дошкольного детства :

Специфика дошкольного детства –

гибкость,

пластичность развития ребенка,

высокий разброс вариантов его развития,

его непосредственность и непроизвольность.

И особенность дошкольного образования (напомним) – это прежде всего - необязательность уровня дошкольного образования в РФ , а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.

Все это делает неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров .

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей .

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие :

1. Охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и пси-хического) . Приоритетность этой задачи связана с особенностями периода раннего детства, физиологической незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми . Переориентация с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, направленную на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей.

3. Признание уникальности дошкольного детства как приоритетного и уникального периода в жизни человека. Вся работа в детском саду должна быть направлена на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры, развитие творческого начала и воображения ребенка .

4. Переход от ЗУНовской парадигмы образования к ориентации на раз-витие способностей ребенка.

Задача дошкольного образования - развитие творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показатель эффективности образования - не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры. Ориентация на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина, средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Остановимся подробнее на целевых ориентирах дошкольного возраста . (целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте в контексте нашей встречи рассматривать не будем).

Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования представлены на слайде :

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов ;

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства . Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- социальным нормам

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело

- ребёнок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам , различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире , в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Немного о педагогической диагностике.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе :

Коммуникации со сверстниками и взрослыми;

Игровой деятельности;

Познавательной деятельности;

Проектной деятельности;

Художественной деятельности;

Физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих задач :

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка , построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенности его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Конкретно в нашем детском саду применяются карты индивидуального развития, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС .

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный » портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования .

В его основе – совокупность интегративных качеств ребенка как адекватных характеристик его развития в дошкольном возрасте .

Все эти качества представлены на слайде.

Пути достижения данного социального портрета выпускника .

Создание развивающей предметно-пространственной среды : насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной ;

Использование новых современных инновационных образовательных технологий ;

Оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами.

В последние годы учебно-воспитательная практика российских детских садов претерпела значительные структурные изменения, предусматривающие отказ от ранее утвержденной трактовки дошкольного детства исключительно как этапа подготовки к школе. Дошкольный возраст - удивительное время, вписанное в контекст непрерывного образовательного процесса, когда малыши овладевают специфическими видами деятельности: предметной и сюжетно-ролевой игрой, являющейся способом адаптации к окружающему миру, познанием явлений и процессов, конструированием, наблюдением, исследованием, экспериментированием. Введение ФГОС ДО направлено на обеспечение детям возможности полноценного проживания детства посредством организации различных видов активности, результаты которой не могут быть оценены по стандартной шкале, но их можно представить как . Они используются:

  • учредителями для определения перспектив развития детского сада, утверждения специфики реализации учебно-воспитательного процесса и связанного с ним планирования материально-технического обеспечения;
  • методистами и воспитателями для выбора программного содержания, соответствующего реалиям образовательной ситуации, а также подбора оптимальных методов и форм взаимодействия с родительской общественностью, оценки собственного профессионального уровня;
  • методистами для изучения социально-психологических характеристик дошкольников возрастом от 2 месяцев до 8 лет;
  • родителями в рамках определения соответствия умений ребенка показателям возрастного развития.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

Рекомендации по руководству деятельностью педагогического состава ДОУ в вопросах мониторинга качества учебно-воспитательного процесса читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
- Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО (показатели развития личности ребенка по возрастам)
- Оценка достижения целевых ориентиров дошкольного образования (проблемы и пути решения)

Целевые ориентиры дошкольного образования

Особенностью дошкольного возраста является пластичность и индивидуальный характер показателей развития, что на фоне многообразия факторов, определяющих взросление ребенка, затрудняет возможность использования каких-либо диагностических инструментов. К тому же, дошкольное образование хоть и является самоценным, но не носит обязательный характер. В свете этого в рамках ФГОС ДО были выделены целевые ориентиры дошкольного образования (далее - ЦО ДО), представляющие собой совокупность социально-нормативных характеристик потенциальных достижений детей на этапе зачисления в школу. Это черты целостного образа дошкольника, его нормативы возрастного развития. При их выявлении не принимается во внимание особенности реализуемого в детском саду программного содержания, применяемые методы и формы педагогической работы, индивидуальные показатели развития воспитанников и другие факторы, поскольку целевые ориентиры являются условными маркерами-сигнализаторами, определяющими общие ориентиры личностного становления и взросления.

В Стандарте, определяющем период дошкольного обучения как самоценный процесс, представлены две группы целевых ориентиров - актуальные для детей младшего дошкольного возраста и утвержденные для воспитанников на завершающих этапах пребывания в ДОУ. Рассмотрим эти ориентиры возрастного развития подробнее.

Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС в таблице

Ориентиры развития Ожидаемые результаты
Младенческий и ранний возраст На этапе завершения дошкольного образования
Основная деятельность

Во время игр копирует поведение взрослых, воспроизводит их действия, интересуется литературными и песенными произведениями, с любопытством рассматривает изображения, стремится улавливать ритм.

Демонстрирует эмоциональный отклик на предметы и явления изобразительного, прикладного, музыкального, исполнительского искусства.

Воспитанник проявляет инициативность, коммуникабельность и самостоятельность, интересуется познавательно-поисковой и экспериментальной деятельностью. С учетом личных интересов и предпочтений других детей может выбрать занятие для продуктивной и интересной самозанятости. Успешно проявляет себя в наблюдениях, выполнении простых заданий по образцу, коллективной работе.

Психофизиологические особенности Согласно возрасту развивается крупная моторика, благодаря чему он осваивает прыжки, лазанье, бег. Проявляет настойчивость в своих действиях, стремясь достичь результата. Общая моторика развита на достаточном уровне. Дошкольник отличается выносливостью, подвижностью, умением управлять своими движениями, координировать их. Самостоятельно принимает решения, на основании которых впоследствии реализует свою деятельность. Способен к планированию для достижения цели, может управлять своими поступками. Поведенческая модель в основном подчиняется сформированным представлениям о добре и зле, а также установками взрослых.
Социально-бытовые и личностные качества

В числе представлены следующие: ребенок осознает и применяет простые предметные действия, социальные установки, знаком с назначением основных предметов в быту (вилка, ложка, расческа, мыло, полотенце и т.д.) и принципами их применения. Старается проявлять самостоятельность в играх и быту, знаком с азами самообслуживания.

Ребенок демонстрирует самодостаточность и веру в себя, способен проявлять волевое усилие, сопереживать радостям и трудностям других людей, персонажам литературных произведений или мультфильмов. Успешно находит компромиссы и договаривается с другими, подчиняется социальным установкам и правилам группового взаимодействия. Корректно и спокойно демонстрирует свои эмоции, имеет развитое воображение, которое находит применение в ключевых видах деятельности. Безоговорочно и систематически соблюдает санитарно-гигиенические нормы, правила личной безопасности и здорового образа жизни.

Общение и взаимоотношение с окружающим миром Свободно разговаривает, включаясь в общение со сверстниками и взрослыми, понимая их и уверенно им подражая. Демонстрирует положительное и гуманное отношение к окружающему миру, взрослым и сверстникам, собственному и чужому труду. Активно привлекает взрослых и одногодок к играм и занятиям. Стремится познать неизвестное, интересуется новым. При возникновении затруднений обращается за советом или помощью к взрослым, но чаще старается справиться со всем самостоятельно.
Речевое развитие

Ребенок умеет формулировать вопросы, знает название предметов из зоны ближайшего окружения (игрушек, кухонных и бытовых приспособлений).

ФГОС дошкольного образования и целевые ориентиры предусматривают, что выпускник ДОУ свободно формирует и выражает мысли, потребности, желания. Проявляя инициативу, устанавливает причинно-следственные связи, задает вопросы. Используя воображение, придумывает и озвучивает объяснения к поступкам людей, поведению животных. Использует все доступные средства коммуникации (речь, мимику, символы), демонстрирует сформированность навыков составления монологических высказываний и поддержания диалога. Правильно или относительно правильно строит речевое высказывание. Умеет находить отдельные звуки в словах, демонстрирует предпосылки к письменной речи и грамотности.

Познавательная активность

Целевые Малыш демонстрирует интерес к окружающим его вещам, эмоционально реагирует на игрушки и предметы, активно использует их для организации собственной деятельности, с любопытством наблюдает за другими детьми.

Имеет сформированные представления о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязи, живой природе, исторически значимых фактах и событиях. Знаком с содержанием литературных и музыкальных произведений, соответствующих показателям возрастного развития.

Таким образом, целевые ориентиры дошкольного образования являются своеобразным минимумом, к которому образовательные учреждения вправе добавлять новые аспекты и углублять существующие. Аспектами ЦО ДО следующие характеристики личности дошкольника:

  1. Способность выбирать вид деятельности, проявляя в нем самостоятельность и инициативность.
  2. Демонстрация творческих способностей, фантазии и воображения.
  3. Построение взаимоотношений с одногодками и взрослыми.
  4. Следование социальным нормам и правилам.
  5. Способность к проявлению воли, принятию решений и контролированию своих движений (координация и моторика).
  6. Отношение к окружающему миру, обладание чувством собственного достоинства.

При этом ЦО ДО для детей раннего и младенческого возраста важны не только для воспитателей, но и родителей, которые таким образом оценивают корректность возрастного развития ребенка. В свою очередь знания, полученные дошкольниками и их психофизиологические качества служат предпосылками для успешной учебы в школе, поскольку переход от первой ко второй ступени среднего образования характеризуется постепенным изменением или сохранением учебных методов, форм, принципов и технологий.

ФГОС дошкольного образования: целевые ориентиры

Актуальные нормативы, действующие в сфере дошкольного образования, в частности ФГОС ДО, предусматривают объединение целевых ориентиров программы дошкольного образования в рамках выделения у дошколят предпосылок к учебной деятельности. Это означает, что в период дошкольного детства основным видом активности малышей остается игра, но отдельные умения и навыки (саморегуляция, самоконтроль, саморегуляция, концентрация внимания, взаимодействие с окружающими и прочие) формируют базу, на основе которой далее будут формирования универсальные учебные действия. Таким образом, выделение ориентиров развития дошкольников становится еще одним связующим фактором между педагогическими целями детского сада и школы.

Чтобы обеспечить метапредметные результаты обучения, следуя принципу преемственности, воспитателям важно помнить о входных видах диагностики первоклассников на начальных этапах школьного обучения. Благодаря этому по результатам наблюдений, применения мониторинговых мер можно будет реализовать ряд коррекционных мероприятий и разработать систему стимулирования дошкольников. При этом важно учитывать взаимосвязь между целевыми ориентирами программ дошкольного образования и группам УУД по ФГОС НОО:

  1. Овладение основными продуктивными и культурными способами деятельности способствует формированию личностных УУД.
  2. Содержательное взаимодействие дошкольников в рамках группы, со взрослыми гарантирует закладку коммуникативных УУД.
  3. Развитие воображения, творческого мышления, способности к волевым усилиям, осознание разницы между реальными и вымышленными ситуациями обеспечивает рефлексивные УУД.
  4. Овладение средствами устной речи, готовностью облекать мысли и желания в словесную форму способствует становлению коммуникативных и рефлексивных УУД.
  5. Развитие природной любознательности, потребность задавать уточняющие вопросы, находить причинно-следственные связи наравне со способностью принятия осмысленных и взвешенных решений является базисом для закрепления познавательных УУД.

Давая определение, что такое целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования , важно помнить, что данное понятие охватывает предполагаемый социальный портрет, модель выпускника детского сада, объединяющая объективные нормативы развития и личностные качества, не поддающиеся качественной или количественной оценке. Формирование социального портрета является контролируемым процессом, содержащим высокий уровень субъектевизма и непредсказуемости, и он в полной мере отражает результативность педагогического труда воспитателей детского сада и реализуемого программного содержания, усилий родителей и социальной среды.

Модель выпускника ДОУ - значимый критерий эффективности учебно-воспитательного процесса, используемый для соотнесения мнения представителей семей, педагогов, специалистов, оказывающих поддержку педагогической стратегии, о планируемых результатах с полученными достижениями. Зачастую мамы и папы оценивают уровень подготовленности любимого чада к школе по качественным и количественным критериям, проверяя, умеет ли ребенок правильно держать ручку и выводить в прописях элементы букв, читать по словам, считать и выполнять простые математические действия. Однако целевые ориентиры по возрастам и ФГОС дошкольного образования предусматривают смещение акцентов развития смещаются в сторону формирования общей культуры, которая гарантирует учебную и социальную успешность.
Для достижения желаемой модели выпускника в детских садах:

  1. Формируется и пополняется предметно-развивающая среда, характеризующаяся безопасностью, содержательностью, вариативностью, доступностью.
  2. Педагоги и воспитатели применяют передовые образовательные материалы и технологии. в
  3. В ДОУ привлекаются квалифицированные педагогические кадры, используется инновационная методическая база.

Целевые ориентиры программы дошкольного образования: трудности оценки достижения и пути решения

С момента введения ФГОС ДО эксперты отрасли сходятся во мнении, что по сравнению со школьной образовательной практикой управление учебно-воспитательным процессом в детских садах вызывает гораздо больше трудностей ввиду отсутствия конкретности и четкости реализуемых задач. Воспитателям и родителям следует помнить, что дошкольное образование преследует цель развития у детей произвольности, самостоятельности, творческой активности, потому показателем успешности является уровень психического развития, а не получение детьми определенных навыков и знаний. Так, утвержденные целевые ориентиры дошкольного образования соответствуют правилу «пяти нет»:

  • не могут оцениваться посредством педагогического мониторинга;
  • не вправе вменяться дошкольнику при отсутствии предполагаемого результата;
  • не применяются для проведения аттестации педагогов и оценки уровня развития воспитанников и решения прочих управленческих задач;
  • не используются для распределения стимулирующих выплат педработникам;
  • не применяются для анализа степени выполнения госзадания,
а также их использование не предусматривает возможности сравнивать потенциальные и реальные детские достижения.

В свете этого остро стоит проблема мониторинга уровня подготовки дошкольников к школе в ДОУ: образовательные учреждения, ввиду отсутствия точных методических рекомендаций, могут оформлять аналитическую справку, предоставляя ее в методкабинет. Согласно актуальным нормативам, мониторинг освоения ООП в детском саду запрещен, а оценивание уровня индивидуального развития воспитанников может осуществляться путем наблюдения, бесед и создания диагностических ситуаций, необходимых для оценки динамики развития дошколят и корректировки педагогической стратегии и образовательного процесса. Нами было выделено несколько групп затруднений в вопросах реализации целевых ориентиров по ФГОС дошкольного образования , представленных ниже с комментариями и рекомендациями экспертов.

Затруднение 1. Содержание дошкольного образования обновлено

На сегодня существует несоответствие между требованиями ФГОС и компонентами системы дошкольного образования:

  • массово-репродуктивно организованный образовательный процесс должен способствовать индивидуализированному развитию личности ребенка;
  • деятельность, которая имеет основополагающее значение для развития личности, является только формально свободной и самостоятельной;
  • при условии доминирования словесных образовательных методов и знаниевого подхода дошкольники должны овладеть культурными способами деятельности.

Ввиду изменения принципом взаимоотношений между воспитанниками и педагогами, обновлением концепции образовательного процесса, следует организовать деятельность дошколят, выбрать формы и методы организации занятий в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования . Задействованный кейс методов должен способствовать достижению предполагаемых показателей, поскольку доминирование наглядно-иллюстративного, словесного и объяснительного методов препятствует формированию у детей активной познавательной позиции. Педагогам следует направить силы на пересмотр привычной учебной модели, ориентировав ее на совместную деятельность дошкольников и воспитателей на правах партнерства, которое позволит развить психологическую готовность к учебе и мотивацию. Для этого следует включить в образовательный план проблемно-обучающие ситуации, игры, проектную деятельность и ИКТ, всячески поддерживая детскую образовательную инициативу.

Затруднение 2. Индивидуальные особенности и состояние здоровья детей

Нередко достижение целевых ориентиров дошкольного образования ФГОС ДО невозможно из-за соматических ослабленных и детей с ОВЗ, педагогических запущенных воспитанников и тех, у кого диагностированы речевые дефекты. Решить подобную проблему позволит комплексная оздоровительная работа - профилактика, применение здоровьесберегающих технологий, спортивные мероприятия, а также своевременная диагностика недугов как элемент постоянного контроля за состоянием здоровья ребенка. В детских садах для этих целей используются коррекционные методики - многочисленные настольные игры, Су-Джок терапия, гимнастика, методы игровой коррекции и психологического воздействия. Последние преимущественно направлены на саморегуляцию состояния и поведения детей, приобщение к эмоциональному восприятию мира и используют музыкотерапию, мимические, релаксационные упражнения.

Затруднение 3. Родители недостаточно активно участвуют в образовательной деятельности

Социальное окружение ребенка должно быть максимально задействовано для работы с ним, для чего воспитатели и логопеды консультируют родителей по вопросам логопедической работы и развития речевых навыков, организации коррекционно-развивающей среды дома. Создание информационных стендов, онлайн-консультирование, проведение индивидуальных и регулярных групповых консультаций способствует повышению эффективности профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.

Затруднение 4. Педагоги ДОУ недостаточно взаимодействуют между собой

Формирование комплексного взаимодействия педагогов и специалистов детского сада на каждом этапе развития детей позволит избежать затруднений на пути достижения целевых ориентиров дошкольного образования . Систематически взаимодействовать должны педагог-психолог, логопед (дефектолог), музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию для сопровождения воспитанников и достижения их эмоционального благополучия. Проблема также устраняется четким распределением и планированием видов и объема деятельности детей в течение дня.

Затруднение 5. Штат специалистов не до конца сформирован из квалифицированных сотрудников

Только педработники, которые систематически повышают уровень квалификации, способны эффективно решать нестандартные образовательные ситуации, благоприятно влиять на эмоциональный фон в группе и решение воспитательных задач.

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов деятельности, организация занятий и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №8 «Золотая рыбка»

г. Валуйки Белгородская область

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

Подготовила:

Учитель – логопед

МДОУ «ЦРР –д/с №8

«Золотая рыбка» Кушнир Т.Н.

Валуйки, 2017

СЛАЙД 2

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт, нацеленный на создание комфортных условий для воспитания ребенка и на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству, выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

СЛАЙД 3

Целевые ориентиры Дошкольного Образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО, формирующиеся на основе образовательных областей.

СЛАЙД 4

Целевые ориентиры Дошкольного Образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка


Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В нашем детском саду коллективом педагогов в составе: учителей – логопедов, педагога – психолога, воспитателей компенсирующих групп, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и инструктора по плаванию составлена адаптированная образовательная программа (АОП) для детей с тяжелыми нарушениями речи, главной идеей которой, является реализация общеобразовательных задач наряду с коррекцией речевого и психического развития детей с ОВЗ. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО, задачах данной программы и даются для детей старшего дошкольного возраста, предполагая формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры АОП на этапе завершения дошкольного образования.

Образовательная область «Речевое развитие»

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения:

Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

Владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий,

прилагательных, местоимений и т. д.);

Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

Владеть элементарными навыками пересказа;

Владеть навыками диалогической речи;

Ребенок знает писателей, поэтов и произведения детской литературы;

Овладение ребенком элементами грамоты: навыками осознанного чтения и печатания букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы;

Овладение дошкольником некоторыми правилами правописания (раздельное написание слов в предложении, употребление заглавной буквы в начале предложения, именах собственных, точка в конце предложения, написание ча-ща с буквой А, чу-щу с буквой У, жи-ши с буквой И).

Образовательная область «Физическое развитие»

У ребенка развита общая и мелкая моторика; он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договориться, старается разрешать конфликты;

Ребёнок обладает элементарными знаниями о себе и социальном мире;

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбирать себе занятия и партнеров по совместной деятельности

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе;

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности;

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и подчиняться правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Образовательная область «Познавательное развитие»

Ребенок любознательный, склонен наблюдать, экспериментировать;

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Музыкальное развитие

У ребенка развито чувство ритма, ритмическая выразительность;

Ребенок владеет музыкально-ритмическими навыками, координации речи с музыкой и движениями;

Художественная деятельность

Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве;

Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.

Ребенок планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умением задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

СЛАЙД 5

Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.

  1. Для формирования целевых ориентиров в нашем ДОУ создана коррекционно – развивающая среда с учетом эргономических, педагогических, психологических, санитарно – гигиенических требований. (Насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная среда)

СЛАЙД 6

Предметно - и коррекионно – развивающая среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства кабинетов, групп,

СЛАЙДЫ 7-9

спортивного и музыкального залов, бассейна, реализацию коррекционно – образовательной программы для детей с ОВЗ.

СЛАЙД 10

Так как обязательным условием освоения стандарта является создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, в которых каждый ребенок сможет удовлетворить свою потребность в развитии и использование специальных методов обучения, специальных пособий и дидактических материалов, использование инновационных средств коррекционного обучения, информационно-компьютерных технологий, в кабинетах логопедов создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Она комфортна, эстетична, соответствует современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей, которые могут самостоятельно пользоваться наглядным материалом.

Благодаря этому у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям, формируется активная позиция субъекта обучения.

СЛАЙД 11

Вот уже скоро год, как в нашем детском саду появилась волшебная комната – сенсорная, в которой все журчит, звучит, блестит и манит! Это место, где оживают чувства ребенка и побуждают личность ребенка к развитию. Это среда, специально созданная для стимуляции органов зрения, слуха, осязания и вестибулярного аппарата. Сеансы в сенсорной комнате предотвращают сенсорное голодание, стимулируют развитие предметной деятельности, формируют навыки сосредоточенного внимания и зрительного восприятия, способствуют развития речи.

СЛАЙД 12

2. Педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств коррекции, обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Используются новые современные инновационные образовательные, логопедические технологии:

  • игровых технологий в логопедической коррекции (использование игрушки, игровая форма занятия, различные игры – дидактические, настольно – печатные);

СЛАЙД 13

  • арт-педагогических технологий в специальном образовании (арт – терапевтические – рисование, лепка, коллаж, аппликация; сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, игротерапия, песочная терапия, ароматерапия);

СЛАЙД 14

  • технологии коррекции психомоторного развития(дыхательные упражнения, движения пальцев, кинезиологические упр – я, массаж биологически активных зон, самомассаж и др.);

СЛАД 15

  • технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (логоритмика, фонет. ритмика – воспроизведение звуков, сочетаний, реч. материала в заданном темпе);

СЛАЙД 16

  • информационно-коммуникационных технологий;

СЛАЙД 17

  • здоровьесберегающих технологий (пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастики, искусственная гипо- и гипертермия(игры со льдом) гимнастика для глаз, массаж разного вида, Су –джок, физпаузы, занятия физкультурой, занятия в бассейне).

СЛАЙД 18

3. Оснащение педагогического процесса методической базой. Для реализации задач программы в ДОУ используются различные методические пособия и дидактические материалы Нищевой Н.В., Теремковой, Косиновой Е., Коноваленко, Пожиленко и др.

Оснащение профессиональными педагогическими кадрами. Повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.

Проблемы, возникающие в процессе освоения Программы, а также достижения целевых ориентиров у детей на этапе завершения дошкольного образования

Проблема 1 - Обновление содержания дошкольного образования

Пути решения: 1. Организация детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования

В наше время назрела необходимость пересмотра целевых основ функционирования системы образования, содержания, мотивов, норм, форм и методов организации образовательного процесса, роли семьи и педагога. Сегодня осуществляется переход от информационной парадигмы, ориентированной, прежде всего, на накопление детьми знаний, к «социокультурной активной педагогике развития, культурно- исторической парадигме понимания ребенка».

Раскрытие личностного потенциала, разносторонняя самореализация и развитие человека являются решающим условием развития общества, требует принятия в качестве основной задачи педагогического процесса создания условий для максимальной реализации личности как субъекта деятельности.

ФГОС дошкольного образования определяет уровни целей: первый уровень целей - социальный заказ государства, общества, его различных социальных групп данному уровню системы образования. В заказе отражается определенный общественный идеал формируемой личности. Второй уровень целей - это цель для каждой образовательной программы, для различных типов и видов образовательных организаций. Третий уровень целей - это те педагогические цели, которые реализуются повседневно в процессе общения и проведения педагогических мероприятий с детьми.

Сегодня сохраняется несогласованность целей на разных уровнях, а также несоответствие средств реализации целей и задач их гуманистической сути. Цели современного дошкольного образования могут быть достигнуты только в том случае, если необходимые изменения произойдут со всеми компонентами педагогических систем на уровне программ (содержание образования), образовательных организаций (методы и средства воспитания, обучения, развития; организационные формы образовательного процесса; педагоги), родительского сообщества.

Необходимость проводимых сегодня реформ диктуется несоответствием основных компонентов образовательной системы, провозглашенным в ФГОС дошкольного образования ценностям, принципам и задачам российского дошкольного образования. Можно выделить множество примеров противоречий:

между индивидуальным творческим характером становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса, его «заорганизованностью»;

между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на формальное, насильственное исполнение деятельности детьми;

между задачей овладения ребенком основными культурными способами деятельности и тотальным доминированием знаниевого подхода, словесных методов обучения, отсутствием в содержании дошкольного образования моделей культуросообразной деятельности, его несоответствием мобильности и динамичности культурных изменений;

между выдвижением принципиальной идеи о том, что ребенок должен стать субъектом образования и сохраняющейся ситуацией невостребованности в образовании личности дошкольника, ее «сил саморазвития» и др.

Признание новых целей системы образования должно повлечь за собой изменения в системе «педагог - воспитанник», что в свою очередь станет основой преобразования других структурных компонентов педагогического процесса: методов и приемов педагогической деятельности, средств обучения, воспитания, развития, организационных форм.

  1. Выбор методов и форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования

Взаимодействие взрослых и детей составляет сущностную характеристику педагогического процесса, является его двигателем. Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие может осуществляться в формате совместной деятельности педагога и воспитанников. Совместная деятельность - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников), отличающаяся наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности.

Еще одной важной составляющей педагогического процесса является самостоятельная деятельность детей. Это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Изменение принципов построения взаимодействия между педагогами и детьми определяет необходимость пересмотра арсенала методов, используемых воспитателем.

На сегодняшний день существует более сотни классификаций. В основе традиционной классификации лежит источник получения знаний. Это всем известные наглядные методы включают организацию наблюдений, показ предметов, картин, иллюстраций, использование ТСО и дидактических пособий и др.; словесные методы связаны с использованием слова как средства коммуникации, передачи информации; практические методы связаны с освоением и применением знаний, умений и навыков в практической деятельности посредством упражнений, в различных играх, инсценировках, проектах, поручениях, тренингах и т.д.

И.Я. Лернером и Н.М. Скаткиным предложена классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности обучаемых: объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый (эвристический), исследовательский.

Характерными признаками информационно-рецептивного метода является передача знаний в «готовом» виде с использованием различных источников информации.

В рамках репродуктивного метода передача «готовых» знаний сопровождается объяснением, многократным повторением информации педагогом и требует ее осознания, понимания ребенком.

Метод проблемного изложения позволяет педагогу учить детей анализировать проблемы, учебные задачи, показывать образцы осуществления познавательно-исследовательской деятельности. При использовании данного метода получают развитие все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь.

Частично поисковый (эвристический) метод характеризуется тем, что педагогом организуется не сообщение, а добывание знаний. Важнейший итог его использования - освоение детьми способов познания. Частично поисковым данный метод назван в связи с тем, что предполагает помощь педагога в ситуациях, когда обучаемые не могут решить задачу или разрешить проблему самостоятельно.

Исследовательский метод сопряжен с самостоятельным освоением детьми знаний, способов их добывания, выбором методов познания. Использование данного метода определяет высокую познавательную активность детей, интерес к деятельности, системность и осознанность получаемых знаний.

К сожалению, в работе дошкольных образовательных организаций традиционно преобладают словесные и наглядные, объяснительные и иллюстративные методы часто в ущерб практическим, проблемным и поисковым. Это закрывает дошкольнику возможность проявлять активную позицию в познании окружающей действительности, применять полученные знания, умения, опыт в различных видах деятельности.

Эффективность реформирования системы образования связана с принятием педагогами современных целей и принципов личностно ориентированного образования:

ориентация на ценностные отношения определяет постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине, красоте;

принцип субъектности предписывает педагогу максимально содействовать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений;

принцип принятия ребенка как данности определяет признание за дошкольником права быть таким, какой он есть, ценности его личности.

принцип соответствия воспитательного вмешательства характеру стихийного процесса становления развитая личности (закон золотого совпадения) определяет поиск «оптимального соотношения воспитательного вмешательства в жизнь растущего человека с активностью воспитуемого».

Учет данных принципов, а также принципов, утверждаемых ФГОС дошкольного образования, определяет выбор таких приемов и методов обучения, при использовании которых ребенок ощущает потребность узнавать что-то новое, лучше понимать себя и явления окружающего мира, проявлять стремление к самостоятельным поступкам, настойчивость в осуществлении задуманного, а взрослый поддерживает его в этом.

Решение современных задач дошкольного образования требует использования активных методов организации детских видов деятельности - метода проблемного изложения, частично поискового и исследовательского методов. Согласно определению, предлагаемому С. Тюлиной, активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний. Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, на использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Важным условием эффективности использования активных методов, решения задач поддержки процессов развития дошкольников является увеличение доли самостоятельности детей при осуществлении различных видов деятельности.

Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса

Основой для применения педагогом активных методов обучения становится использование ситуативного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов. Конструирование личностно ориентированных образовательных ситуаций (далее - JIOOC) позволяет решить важнейшие задачи, выделенные ФГОС дошкольного образования:

«охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия»

«обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней» - одним из важнейших аспектов преемственности должна стать работа по формированию предпосылок, а затем элементов учебной деятельности на основе содержания программ каждого из уровней образования, приоритетных видов детской деятельности с учетом возрастных особенностей и возможностей детей и текущих задач поддержки процесса их развития.

«создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»

«развитие инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка» - образовательный процесс в ДОУ, построенный традиционным образом, не только не способствует развитию данных качеств, но и приводит к нарушению естественного порядка их формирования. В рамках JIOOС развитие происходит естественным образом, т.к. сама ситуация и заинтересованность ребенка в решении учебной задачи, разрешении проблемы определяют его инициативность, а используемые методы предполагают самостоятельность и ответственное отношение к общему делу.

Очевидно, что для решения актуальных задач дошкольного образования образовательная ситуация как единица педагогического процесса должна быть особым образом сконструирована. Педагогу необходимо сформулировать не только задачи передачи знаний, но и:

определить вид личностного опыта, который должны приобрести дети;

осуществить выбор личностно значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать детей, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения;

выявить мотивационные основы всей предстоящей работы и отдельных ее этапов, мотивы включения в деятельность отдельных детей;

установить способы приобретения детьми соответствующего опыта, тактику оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

Структурной основой образовательной ситуации и мотивационной основой познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной деятельности дошкольников должна стать образовательная задача, которая содержит в себе образовательную проблему. Конструирование различных форм организации детских видов деятельности на основе проблемного подхода позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями, актуализировать индивидуальный жизненный опыт детей, повысить личностную значимость познавательно-исследовательской деятельности.

Формулировка образовательной проблемы, создание проблемной ситуации - наиболее сложный и ответственный момент конструирования ЛООС. A.M. Матюшкин сформулировал следующие требования к проблемным ситуациям:

решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого;

проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает обучаемый, а также уже имеющейся у него информации;

формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для обучаемых слов и выражений;

проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной, тем самым способствуя формированию потребностей в ее решении;

проблемная ситуация должна бросать вызов любознательности обучающихся;

в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с данной проблемой (актуализации освоенных ранее и получении новых знаний, умений);

проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения;

в основе проблемной ситуации должно лежать противоречие.

Проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных противоречий, значимых для дошкольников

Например:

между старыми, уже усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами;

между научными знаниями и житейскими, практическими, интуитивно-очевидными представлениями;

ограниченность исходных данных и др.

Именно стремление разрешить противоречие чаще всего становится пусковым механизмом, «включающим» детскую активность. Среди других мощных стимулов включения детей в работу, внутренних психологических источников мотивации можно выделить познавательную потребность, стремление помочь персонажу (или другому человеку), интерес к способу действия, потребность в самовыражении и самореализации, в самопознании и саморазвитии, в социальном признании.

Таким образом, при конструировании проблемной ситуации необходимо учитывать не только общепринятые требования к ее структуре, способам ее моделирования, не только сегодняшние задачи обучения, но и особенности, возможности, интересы и потребности детей. В этом случае результатом разрешения проблемы, помимо новых знаний, навыков, компетенций, становятся личностные новообразования.

Столкнувшись с противоречием, у детей возникает потребность его разрешить. Эта потребность становится мотивационной основой последующей работы, у детей появляется цель - неотъемлемый атрибут осознанной деятельности и самостоятельно действующего субъекта.

При создании проблемной ситуации педагогу необходимо так сформулировать проблему, чтобы в процессе ее разрешения были достигнуты и цели детей (помочь персонажу, найти ответ на проблемный вопрос, решить практическую задачу, выявить закономерность, выполнить творческую работу и т.д.), и программные задачи.

Таким образом, проблема должна вбирать в себя и переносить в область интересов детей программные задачи, обеспечивать педагогу возможность решать их через то, чего хотят воспитанники (цель детей).

  1. Уход от учебной модели

Особенности построения современного занятия

ФГОС дошкольного образования предполагает изменения способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Современный акцент ставится не на обучение как таковое (счёт, буквы, звуки и т.п.), а на развитие мотивационной и психологической готовности к обучению.

СЛАЙДЫ 19, 20.

В программе любой образовательной организации раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования» описывает качества, а не знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

В связи с вышесказанным главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от занятий, построенных по учебной модели, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм взаимодействия с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций.

Конечно, занятие не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело, специально организованная детская деятельность, интересная для детей, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но, между тем, необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

При проектировании занятий, необходимо учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия равные по значимости;

основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности;

основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка;

основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д;

мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересами детей к этим видам деятельности;

главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу;

допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.

Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий.

Следовательно, изменяется функция педагога.

При проведении занятия по учебной модели функция педагога - учить, а при проведении современного занятия, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования - организовать деятельность детей.

Итак, современное занятие должно обладать всеми признаками совместной деятельности, перечислим их:

  • единая цель, удовлетворяющая потребностям и интересам всех участников;
  • пространственно-временное соприсутствие взрослого и детей;
  • наличие лидера, осуществляющего координацию деятельности участников (планирование, распределение деятельности, контроль). Роль лидера в большинстве случаев принимает на себя педагог;
  • распределение деятельности между всеми субъектами. По способу распределения различают совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую деятельность; наличие межличностных отношений между участниками деятельности.

Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему. Тема занятия определяется с учетом тематического планирования согласно реализуемой образовательной программы. Продумывается наиболее приемлемая и эффективная для данного дошкольного возраста форма организации занятия. Определяется цель занятия, которая представляет собой конкретный ожидаемый педагогом результат реализации данной образовательной деятельности.

С целью обеспечения успешной детской деятельности любому занятию предшествует предварительная работа: речевое и познавательное развитие детей, накопление определенных представлений ребенка для того, чтобы новая информация легла на благодатную почву детского познания.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в занятии должны быть предварительно продуманы педагогом.

Педагог не должен забывать об эмоциональной стороне занятия. Психологически комфортная атмосфера, отсутствие регламентированных указаний, способствует раскрепощению детей и эффективному достижению результата.

Наравне с детьми педагог играет, включается в проблему, выполняет задания, делает свою поделку, делится эмоциями, а не ждет, как у них получится, чтобы их потом похвалить. Также важно планировать подведение итогов, чтобы в конце занятия педагогическая оценка стала адресной и не завершилась словами «Все молодцы!».

Подготовка к проведению занятия предполагает составление предварительного проекта образовательной деятельности, который традиционно оформлялся в виде конспекта. Современная педагогическая практика предлагает сегодня не только написание конспекта, но и разработку сценариев образовательной деятельности, сценариев дня, разработку технологических карт.

В чем же принципиальное отличие данных форм.

Конспект - это итог содержания работы с детьми до занятий. Конспект- это краткое, связное и последовательное изложение в письменной форме текста о содержании деятельности.

Сценарий: список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену, заранее подготовленный детальный план проведения какого-нибудь зрелища (Толковый словарь Ожегова)

Чем «сценарий дня» не похож на «конспект занятия»?

«Сценарий дня» это целый день жизни, а не только время занятия. Соответственно, сценарий рассказывает не только и не столько про общую, коллективную работу, сколько про индивидуальное общение и про общение с малой группой детей.

Сценарий - это не только описание действий, но и постоянные комментарии, обсуждения возможных ситуаций, советы о вариантах поведения в зависимости от того, каков ребенок, к которому обращаются, что с этим ребенком происходит.

Сценарий дня - элемент технологии.

Выстраивая образовательную деятельность на основе сценариев, педагог получает возможность организовывать деятельность технологично, артистично связывая предлагаемые сюжеты с жизнью каждого воспитанника.

Занятие - это уже уровень самостоятельности, следующий за уровнями узнавания и воспроизведения под руководством.

Сценарий - это текст, отражающий заранее подготовленный детальный план проведения, подробно иллюстрирующий не только содержание, но и стиль общения.

«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей педагогу эффективное и качественное освоение нового материала путём перехода от планирования занятия к проектированию образовательного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса развития в определенной структуре и в заданной последовательности.

Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в ФГОС ДО и ООП ДО. ООП ДО отвечает на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить », как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов.

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не одно занятие, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных результатов.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный образовательный процесс, обеспечить реализацию образовательной программы образовательной организации соответствии с требованиями ФГОС ДО, существенно сократить время на подготовку педагога к организации детской деятельности.

Задача технологической карты занятия - отразить деятельностный подход в развитии и воспитании дошкольников. Это способ графического проектирования занятия. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

Структура технологической карты может включать: название темы, цель освоения предложенного материала по теме, планируемые результаты, организацию пространства (формы работы, средства и ресурсы), основные понятия темы, технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала, диагностические задания на проверку его понимания и усвоения), контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества организации образовательной деятельности, так как: образовательный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная образовательная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность дошкольников; обеспечиваются условия для практической деятельности.

СЛАЙД 21

Проблема 2. Состояние здоровья дошкольника и индивидуальные особенности ребенка :

Часто болеющие дети (соматически ослабленные);

- тяжесть речевого дефекта ;

Педагогически запущенные дети;

Особенности характера, темперамента.

Пути решения проблемы :

  1. Эффективная оздоровительная работа. (Физкультурные занятия, занятия в бассейне, физкультурные праздники, в том числе и на улице, профилактические, закаливающие процедуры, кислородный коктейль, активное применение здоровьесберегающих технологий)
  2. Своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. В ДОУ проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка (а также логопедическое в средних группах, младших для выявления речевых нарушений) и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль над развитием всех компонентов речи ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.
  3. Использование инновационных логопедических технологий и технологий обучения в коррекционно – развивающей деятельности.

В ДОУ в обучении и воспитании детей с ОНР используется многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Применяются такие методы игровой коррекции, как пальчиковая и дыхательная гимнастики, Су – Джок терапия, рисование мукой и манной крупой, словесные, предметные и настольно - печатные игры, игры для развития мелкой моторики и т.д.

  1. Использование методов психологического воздействия.

Применяются различные методы и приемы, направленные на саморегуляцию ( саморегуляция своего поведения, деятельности, саморегуляция состояния, саморегуляция целей и мотивов ) , которые помогают добиться способности адекватно откликаться на эмоциональные переживания близких людей, сопереживать значимым персонажам произведений искусства; формировать умение использовать выразительные средства для передачи эмоций и чувств; совершенствовать развитие эмоционального восприятия окружающего мира

Для создания положительного настроя на восприятие и пробуждение интереса у детей к познанию нового материала, а также на коррекцию психофизических функций используются элементы психотерапии, использование музыки, релаксационные, мимические и имитирующие упражнения и т.д. В интересной форме закрепляются лексико-грамматические категории, развивается связная речь, дети упражняются в правильном звукопроизношении, что помогает получить хороший опыт общения друг с другом и с взрослыми.

СЛАЙД 22

Проблема 3. Недостаточная вовлеченность родителей в образовательную деятельность.

Пути решения проблемы. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков воспитанников, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Проводится о бучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: во-первых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций для родителей детей по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, семинары-практикумы по обучению родителей логопедическим играм, открытые итоговые занятия для родителей с целью обучения их игровым приемам закрепления речевых навыков, различные праздники и пр. Во-вторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, а также родителей детей, не посещающих детский сад (Консультационный центр), в том числе создание информационных стендов, папок – передвижек и др.

СЛАЙД 23

Проблема 4. Недостаточность взаимодействия специалистов ДОУ.

Пути решения проблемы: оптимизация комплексного взаимодействия.

Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ на каждом этапе возрастного развития ребенка с ОВЗ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, музыкального руководителя, педагога-психолога, инструктора по физ. воспитанию оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса и, как следствие, обеспечение эмоционального благополучия ребенка с ОВЗ в детском саду. Комплексное планирование и конкретизация задач образования, развития и воспитания ребенка является одним из основных способов оптимизации комплексного взаимодействия .

Для решения проблем, связанных с достижением целевых ориентиров, координация и преемственность в работе всех субъектов коррекционного процесса дополняется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, построением модели организованной образовательной деятельности с учетом интеграции в другие виды детской деятельности. Вокруг ребенка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создано единое коррекционное пространство .

Проблема 5. Не до конца сформированный штат сотрудников ДОУ, призванный обеспечивать сопровождение детей с ОВЗ и т.д.

Способность решать нестандартные ситуации, реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия - может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

СЛАЙД 24 Спасибо за внимание!


Масютина Татьяна
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников

По совместной деятельности.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением , которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

Проявляет ответственность за начатое дело.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в которомон живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению вшколе.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу обокружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т . д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии , многонациональное™, важнейших исторических событиях.

Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации , проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» , стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни . Воспринимает здоровый образ жизни как ценность .

«Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка.»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни . Свойственные дошкольникам беспечность , погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений : теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

В этот же период жизни- в 6-7 лет меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность , познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Центральным новообразованием дошкольного детства является самосознание, которое формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Появляется самооценка. Ребенок приобретает умение оценивать действие сначала других детей, затем свои собственные, моральные качества и умения.

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе ведущей деятельностью становится учебная. Особое внимание следует обратить на сформированность речи, правильное произношение звуков, так как это может привести к негативным последствиям : от проблем с успеваемостью до развития личностных комплексов. Ребенок поступающий в школу должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами. Какие же особенности мыслительных процессов играют наиболее важную роль в готовности к школе?

Это – развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире . Ребенок должен научиться целенаправленно наблюдать , сравнивать предметы и явления, видеть черты свойства и различия, выделять главное и второстепенное. Быть готовым к школьному обучению- значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления – живая природа, предметный и социальный мир и т. д. И если мы заговорили о занятиях, то хочу отметить важно не только их расширение, сколько углубление т. е осознание, систематизация и умение оперировать ими. Это и есть показатели освоения знаний детьми в школе.

Готовя ребенка к школе необходимо воспитывать интерес к самой учебной деятельности – стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

Речь- яркий показатель развития ребенка. Прежде всего необходимо вырабатывать такие навыки :

Умение слушать собеседника, не перебивая его;

Уметь говорить только после того, как собеседник закончит свою мысль;

Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубости.

Ребенок учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей.

Считается, что ребенок готов к школе, если он умеет планировать и контролировать свои действия, может выделять закономерности в окружающей обстановке и выделять свойства предметов, уметь слушать и вступать в контакты с другими людьми, может выполнять логические операции анализа, сравнения и обобщения. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом, социальном и эмоциональном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Важны положительное отношение к обучению в школе и способность к мотивации. Не менее важно и то, насколько развита моторика руки, зрительно- двигательная координация и навыки речевого общения. Понятие «готовность к школе» - многогранное, комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.

Основными задачами при подготовке детей к школе являются :

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления) .

3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) .

4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения .

5. Увлечение объема внимания и памяти.

6. Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.

7. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

Старший дошкольный возраст – особенный период дошкольного детства . Это этап подготовки и перехода к новой возрастной ступени, к новой системе образования , новым типам социальных отношений. Этот период в психологии характеризуется как кризисный. Кризис этот соотносим с новообразованиями в физиологии и психике, изменениями в личности, социальном статусе, интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной, двигательной сферах.

Г. С. Абрамова, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, В. С. Мухина отмечают, что у детей этого возраста хорошее чутье к языку; они знают много слов, любят говорить. Так как в жизни дети и реалисты, и фантазеры, то в своем воображении , которое имеет большую вариативность, они создают вымышленные ситуации о себе, о своей семье, воссоздавая те социальные условия, в которых они находятся. Постепенно ребенок учится управлять своим воображением , экспериментирует (притворяется, делает вид, что понарошку и т. п.) . Можно сказать, что это хотя и непроизвольные действия, но уже действия, которые основаны на усилии.

И со временем дети-шестилетки теряют непосредственность поведения во взаимоотношениях с другими людьми. Появляется тайна собственного “Я”, поэтому ребенок становится более закрытым и менее понятным для взрослого. В поведении это выражается в уходе от воздействия взрослых (послушаем, но сделаем по-своему) . Состояние “Я – тайна” требует охраны, поэтому ребенок начинает придумывать свой собственный, только ему принадлежащий мир. Появляется детская ложь, как преднамеренная (попытка защитить свой мир от непрошеных гостей, так и непреднамеренная (ребенок действительно не может разделить реальность и собственный вымысел, или мнимая. Именно с этой личностной особенностью связано появление продуктивного и направленного воображения .

Для детей старшего дошкольного возраста характерна познавательная активность, которая выражается в их бесконечных “почему?” и организует их внимание. Они могут уже произвольно регулировать свое поведение, сосредоточивать внимание на том, что их привлекает, хотя для них характерна в основном непроизвольность внимания. Они легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (успех в игре, чтение стихов на празднике и т. п., хотя в целом непроизвольное запоминание у них наиболее продуктивно.

В продуктивной деятельности любого типа детей старшего дошкольного возраста больше привлекает процессуальная сторона и меньше – результат, что очень важно использовать в обучении их всем видам умений (трудовых, организаторских) .

Для детей старшего дошкольного возраста свойственны тесные эмоциональные связи с родителями, близкими (бабушка, дедушка и др., в которые они погружены и которые, к сожалению, еще не умеют анализировать. Дети находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослого, поэтому стиль отношений, выбранный взрослыми, определяет психическое здоровье детей. Они склонны к глубоким переживаниям как горя, так и радости, поэтому нельзя недооценивать их чувств.

Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение – один из основных мотивов поведения детей-дошкольников старшего возраста . Желание же самоутвердиться является иногда причиной детских капризов, особенно когда ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Негативное поведение взрослых еще больше усугубляет капризы детей. Дети шести-семи лет постоянно переживают по тому или иному поводу, являясь пленниками своих эмоций. Они очень экспрессивны – их чувства быстро вспыхивают.

Детям этого возраста не хватает силы воли. Мотивы “хочу” и “надо” вступают в единоборство. И не всегда побеждает нравственный мотив. Ребенок иногда сознательно идет на ложь, чтобы сохранить хорошие отношения со взрослыми. Он нуждается в положительных эмоциях – первейшей человеческой потребности. Способность к рефлексии, которая у детей этого возраста уже достаточно хорошо развита, дает им возможность ориентироваться во взаимоотношениях со взрослыми и преднамеренно корректировать свои действия, поведение, подчас в угоду взрослому.