Чем православная гимназия отличается от школы. Шарага под личиной РПЦ: почему дети бегут из православных школ

На что прежде всего обращают внимание родители, выбирая для своего ребенка школу? На уровень подготовки учителей-предметников, поступаемость выпускников в вузы, продвинутость образовательных технологий и методик. Светская школа сегодня все больше осознает себя как учреждение, предоставляющее (в том числе и за плату) образовательные услуги, и не слишком задумывается о воспитании.
Позиция православных школ совсем иная.

Цели ясны
Православные школы, старейшие из которых возникли уже больше десяти лет назад, по определению не могут отказаться от воспитательной задачи: ведь они и создавались, чтобы защитить детей от атеистического воспитания. Но может ли школа воспитывать и как именно она должна это делать? Или, может быть, воспитание - это действительно дело сугубо семейное?

Сейчас только в Москве действует . Мы обратимся к опыту пяти авторитетных и старейших: гимназии "Радонеж", Свято-Владимирской школы, Традиционной гимназии, Центра непрерывного образования "Сабурово", Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина. Замечу в скобках, что никто из их руководителей - а мы говорили с директорами и духовниками - не отрицает стремления к качеству обучения. Некоторые даже решительно называют позицию "создадим для детей благочестивую среду, а образование - как-нибудь" детской болезнью православной школы. Тем не менее прежде всего эта школа ставит перед собой именно воспитательную цель. Так что разговор о предметах, программах и оценках отложим и поговорим об идеалах.

Вернее - об идеале ученика. При естественном и общем для всех православных школ стремлении воспитать доброго христианина и патриота своего Отечества тут интересны детали. Самую высокую формулировку предложил директор Традиционной гимназии о. Андрей Постернак: "Чем больше наша школа будет выпускать святых людей, тем скорее она достигнет тех целей, которые перед собой ставит". С такой высокой целью уживаются и более простые вещи: идеальный ученик - это в первую очередь тот, кто успешно окончил школу. И ступенькой выше: это человек, который искренне рвется в храм, регулярно причащается и, окончив школу, не утратит связь с приходом и сумеет приложить свои силы в церковной сфере.

А еще, по словам директора Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Елены Федоровны Шичалиной, "это добрый, порядочный и хорошо образованный человек, имеющий привычку серьезно и самостоятельно трудиться". И, добавляет директор гимназии "Сабурово" Татьяна Ивановна Лещева, "он должен найти свое место в обществе и выбрать свою будущую профессию - не как ему выгодно, а как ему полезно для спасения, с учетом того, кто он есть и какое его предназначение".

Удается ли выполнять эти благородные задачи? По словам педагогов, не в каждом случае, но вот что любопытно. Как рассказывают сотрудники одной из православных гимназий, однажды пришедшие на какое-то общешкольное мероприятие проверяющие удивились: почему нет старшеклассников? Им показывают - вот же 11-й класс. "Это одиннадцатый? Как-то они у вас невзросло выглядят..." Действительно, даже в старшеклассниках здесь остается детскость, а значит - чистота.

Телевизор, телефон, пистолет
Самое интересное, конечно, это как воспитывают. "Школа - и даже православная школа - может только создать границы, знаете, как река течет в берегах. Выстроить очень крепкие набережные и направлять течение потока", - размышляет преподаватель одной из названных выше гимназий. Вы уже поняли? Речь пойдет о запретах.

"Любая воспитательная система должна зиждиться на сочетании определенной свободы учеников и системы абсолютных запретов, - говорит директор Традиционной гимназии о. Андрей Постернак. - В воспитании должна быть большая четкость: дети должны очень четко понимать, что есть добро, а что зло. А если ребенку говорить, например, что курить вообще-то плохо, но, если ты покуришь пару раз, ничего страшного не случится, на таких утверждениях система воспитания основываться не может".

Система запретов и правил у православных школ разнится в деталях, но едина по духу. В Традиционной гимназии - жесткий запрет на просмотр телевизора и компьютерные игры ("некоторые ученики, конечно, нарушают это требование, но плоды всегда видны - у ребенка притупляется внимание, он начинает мыслить в пошлых категориях массовой культуры"); в Свято-Владимирской запрещены клички и прозвища, не разрешается посещение видеосалонов, ночных баров и проч., не разрешены мобильные телефоны, специальным пунктом устава запрещаются игры на деньги или продажа друг другу игрушек, вещей или книг; в Классической гимназии - под запретом электронные игры и плееры; в "Радонеже" из игрушек запрещены, например, всякие пистолеты - водные и прочие. Везде строго возбраняется курение, выпивка, сквернословие, серьезнейшая провинность - принести в школу журнал, фильм или игру безнравственного содержания.

Понятно, что часть запретов (пистолеты, мобильники) объясняется простым желанием сохранить порядок. Смысл других, более важных, - оградить от массовой культуры и всяческой грязи, которой наполнен современный мир. И здесь одна из очевидных особенностей православной школы: оппозиция духу времени. Когда я спрашивала руководителей школ, насколько ситуация в этом отношении приближена к боевой, ответ был: как на передовой. Но запретить просто, а вот как добиться выполнения запретов? К тому же запретный плод, как известно, сладок. Что более плодотворно - по возможности изолировать ребенка от вредных влияний или объяснять, почему то или иное плохо? Насчет этого единодушия у православных педагогов нет. Видимо, потому, что проблема-то действительно сложная: если и можно создать "православное гетто", то еще неизвестно, будет ли это благом.

Тут реплики моих собеседников-директоров сами собой выстраиваются в дискуссию:

Т. И. Лещева, директор гимназии "Сабурово" : "Можно запретить, а соблазнов очень много, и вот ребенок дома не смотрит телевизор, но приходя в гости, дорывается до телевизора и смотрит без остановки все подряд. Запрещать непродуктивно. Надо контролировать то, что дети смотрят, советовать им, прививать им вкус. А все, что касается запретов, должен решать духовник семьи - потому что все дети очень разные".

: "Но, с другой стороны, без отгораживания от внешнего мира, без недопущения этого мира в свое учебное заведение воспитать ребенка хорошо нельзя. Нельзя допускать какие-то вещи, которые на самом деле недопустимы. Это и в чем-то внешнем может проявляться. Некоторые со мной могут не согласиться, но, например, православные девочки все-таки должны ходить в платье, а не в брюках, и если в православной школе допустить ношение брюк, то нормальных православных девушек не воспитаешь, потому что за брюками пойдет косметика, а за косметикой - совершенно другая линия воспитания.

Многие считают, что после такой изолированной среды ребенок уже не может нормально адаптироваться, оказывается беззащитным против окружающего мира и становится жертвой первых же попавшихся искушений. Но это совершенно не так. Потому что если в ребенке сформированы определенные жизненные установки, то ему уже ничего страшно вокруг не будет. Эти установки и будут некой прививкой против окружающего мира".

О. Алексей Уминский, духовник Свято-Владимирской православной школы : "Наша система запретов, хоть и очень четкая, не является основополагающим принципом воспитания. Она есть некий страховочный момент. У нас, например, нет такого принципа не смотреть телевизор. Мы решаем эту проблему другим путем. В прошлом году у нас для старшеклассников существовал киноклуб - они приносили свои кассеты, и мы с ними обсуждали фильмы, которые они смотрят, или я приносил и показывал им фильмы, которые я сам любил в детстве. Дети ведь все равно нарушают запреты. У них своя система эстетических ценностей, они не доросли еще до нашей системы. Педагоги по крайней мере должны знать, что наши дети делают, что им нравится. Если мы будем просто запрещать, мы никогда этого не узнаем. Для нас очень важно разговаривать с детьми на любые темы, которые их волнуют. Дать им возможность задавать любые вопросы и найти в нас, учителях, собеседников. Скажем, у нас устраиваются гимназические литургии, а после литургии мы приходим в гимназию и у нас тут бывает трапеза и беседа. Я в течение трех часов отвечаю на всевозможные вопросы - от самых духовных и сложных до самых простых. "Почему нужно платить в транспорте, какие книжки читать, почему нельзя читать про Гарри Поттера, что можно смотреть по телевизору, какую музыку слушать?" На этих беседах иногда я прошу самих старшеклассников отвечать на какие-то вопросы для тех, кто младше. Таким вот образом мы пытаемся готовить их к тому, что на эти вопросы им придется отвечать самим".

Елена Федоровна Шичалина, директор Классической гимназии : "Я считаю, что нужно детей ограждать от воздействия массовой культуры, вне всякого сомнения. Я бы с удовольствием и взрослых людей от нее ограждала, но уж это никак не в моей власти. Насколько можно, нужно этого избегать. Но нельзя просто запретить смотреть телевизор, потому что это тут же превращается в запретный и потому притягательный плод. По телевизору, например, можно выбрать английские фильмы о птицах или животных, которые великолепно сняты и которые смотреть интересно и полезно. А если родители позволяют смотреть всякого рода триллеры, то это уже другой разговор".

О. Алексей Сысоев, директор и духовник гимназии "Радонеж" : "Телевизор мы показываем, когда нужно - учебные фильмы. Конечно, мы в коридорах не ставим телевизоры для развлечения, и вообще культуры развлечений у нас нет. Она изживается, где только можно, потому что она перевоспитывает человека в сторону расслабленности, в сторону бессловесности, безличия. Человеку хорошо не тогда, когда его все развлекают, тогда ему как раз очень плохо, потому что он быстро насыщается, и ему все становится скучно, и его уже влекут наркотики, преступления и т.д. Поэтому мы детей так нагружаем, что у них особо времени и нет на это, дай Бог справиться с уроками, дай Бог вздохнуть, погулять. И в школе - как можно больше всяких событий, всякого общения, целый мир отдельный должен быть".

Главный инструмент воспитания
Приятно, что в православной школе есть место понятиям, казалось бы, давно ушедшим из нашей повседневной жизни. Например, "честь". "Дорожа своей честью, ученик дорожит и честью своей школы, своего класса, а потому должен воздерживаться сам и удерживать своих товарищей как в стенах гимназии, так и вне ее от всякого рода дурных поступков", - гласит устав Свято-Владимирской школы. Устав этот в нынешнем виде сложился после пяти или шести лет жизни школы. Но обсуждать его школа продолжает до сих пор.

О. Алексей Уминский, духовник Свято-Владимирской школы : "Важно научить ребенка внутренней цельности, и чтобы эта цельность была не просто декларирована и навязана школой, но избрана самим учеником. Поэтому каждый год мы устав принимаем заново - собираем всех детей и с ними вместе обсуждаем: есть ли их собственная воля на то, чтобы жить именно так. В идеале школа - это то, что дети любят. То, что они строят вместе с нами".

И вот мы снова возвращаемся к той самой, высокой воспитательной задаче школы. "Свой труд в гимназии преподаватели, учащиеся, родители... рассматривают прежде всего как церковное послушание, исполнение которого приносит не только прочные знания, но, самое главное, духовно созидает человека, совершенствует его, соединяет со Христом", - сказано в том же уставе. То есть жизнь православной школы рассматривается как некое церковное служение. А эта жизнь и есть главное средство, инструмент воспитания.

О. Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии : "Чтобы воспитать православного христианина, нужно показать ему пример настоящей христианской жизни. Каждый педагог должен являться таким примером - это основная часть воспитательной работы любой школы. От введения дополнительных богословских дисциплин - например, изучения Ветхого и Нового Завета, церковнославянского языка - у ученика, может быть, прибавится знаний, но от этого еще он не станет добрым христианином. Должна быть определенная атмосфера - атмосфера христианской любви, церковной обстановки, церковного духа, которым дети должны жить. Это требует от учителей, в частности, усиленной работы над собой".

Тут важно особое единство, которое достижимо только в Церкви.

О. Андрей Постернак : "Залог успеха воспитательной работы - единство между учителями, родителями и духовниками детей. В каком-то смысле должен быть коллектив единомышленников, который шире самой школы. В условиях современной России такую атмосферу может создать приход. Именно церковный приход должен быть тем стержнем, который объединяет родителей и педагогов и священников".

О. Алексей Уминский : "Чем действует обычная школа? Тем, что между всеми созданы определенные барьеры, и каждый живет по свою сторону баррикады. Учитель ученика воспринимает как своего врага, оппонента. И наоборот: если ученик учителю не противодействует, то он в глазах других учеников какой-то "ботаник". То же самое - учитель с родителями: он постоянно давит, чтобы они чего-то добивались от своего ребенка, а они отбиваются. У нас тоже все это бывает - взаимные претензии и пр., но мы стараемся по-другому решать эти проблемы. В Церкви же нет между нами таких барьеров. А существует система христианских добродетелей, к которым мы стремимся: послушание, покаяние, терпение, вера, милосердие, кротость и многое другое. Мы принимаем семью в эту систему отношений. Если родители входят в нее и начинают вместе с нами созидать школу, получается очень хорошо. Получается такой педагогический эффект, которого нигде никогда не достигнешь. Если же родители начинают противоречить, то бывает гораздо тяжелее".

Внутренний враг
А что вообще бывает, если взгляды родителей расходятся с принципами той или иной православной школы? Такая ситуация для всех участников достаточно драматична. Марина Леонидовна Кондюрина, директор Свято-Владимирской школы : "Способ воспитания только один - каждый день быть рядом с детьми и показывать им свой пример христианской жизни, благочестия. И чтобы дома они видели то же самое. Ребенок все время должен быть в одной и той же среде - и в школе, и дома". О. Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии : "Именно атмосфера семьи формирует личность. Школа совершенно бессильна в той ситуации, когда родители хотят добиться чего-то иначе. Примеры этому есть, в таких случаях происходят очень серьезные конфликты, и в конечном счете родители побеждают".

В такой ситуации выход один - менять школу. Конечно, повод для исключения - действительно серьезные проступки, которые случаются и с православными детьми. О. Андрей Постернак : "Поверьте, что в последнее время мы сталкиваемся практически со всеми проблемами, с которыми сталкивается любая светская школа. Не надо думать, что у нас учатся ангелы, которые только молятся и ходят в платочках". Бывает всякое: дети и врут, и ябедничают, и списывают, и крадут что-то друг у друга, и дерутся, и обзываются - как все дети. В одной из школ сталкивались с употреблением наркотиков...

Иногда такие провинности воспринимаются как преступление против школы, почти что вражеская вылазка. "Бывают дети, они могут быть даже отличниками, которым вся эта жизнь православная совершенно не нужна, и этот отличник тебе улыбается, а на самом деле ведет свою подпольную работу среди детей", - слова одного из преподавателей Традиционной гимназии. Такое отношение смущает стороннего наблюдателя, но имеет свои причины. Вот как это объясняют руководители Свято-Владимирской школы: "Скажем, кто-то принес неприличный журнал или украл вещи из карманов. Действительно, это поступок на уровне вражеского. Это как бомба замедленного действия, которую ребенок приносит в школу, зная, что это плохо, - конечно, это позиция, явно противоборствующая тому благому, чему здесь мы пытаемся научить". "Когда к нам приходит ребенок из другой системы отношений, где его как православного все шпыняли, потому что он был в меньшинстве, то здесь оказывается, что он молодец среди овец. - говорит о. Алексей Уминский, - И он начинает себя утверждать на фоне вот этих овец, которых никто не обижал, не сманивал покурить или пивка попить. А они, как под дудку крысолова, моментально, разинув рот, за таким парнем куда-то уходят, не умея ничего ему противопоставить. В этом смысле очень похоже, что приходит враг вместе с этим ребенком. Хотя не сам этот ребенок, конечно, враг". И не всякий такой случай - повод для исключения. Тут главный критерий - готовность семьи что-то менять, сотрудничая со школой. "Бывает, что с каким-то мальчиком сложности, но поговоришь с мамой и видно, что за этого мальчика дома борются, мама видит все проблемы и пытается что-то сделать. А бывает, что ты говоришь с родителями, а родители врут. Т.е. делают вид, что они живут православной жизнью, и просто покрывают ребенка", - признаются преподаватели. С трудными детьми школа может работать упорно, проявляя немалое долготерпение ведь исключение - это в любом случае признание педагогического поражения. Но на другой чаше весов - другие дети, которых надо сохранить. О. Алексей Уминский : "Единственное, за что мы выгоняем сразу и всегда, это поступки, связанные с безнравственностью. Потому что здесь уже вопрос заразы, вопрос сохранения других детей стоит на первом месте".

Интересная жизнь
Драмы и конфликты, конечно, не составляют сердцевину школьной жизни. Православные педагоги, говоря о том, что воспитывает прежде всего атмосфера школы, прилагают немало усилий, чтобы сделать школу интересным для детей местом - выстроить эту самую школьную жизнь, наполнить ее событиями, традициями, праздниками, экскурсиями, паломничествами, чаепитиями и даже балами. В Традиционной гимназии очень популярен спорт - волейбольные и другие соревнования; каждый год на Рождество и на последний звонок ставятся спектакли, а география школьных поездок простирается весьма далеко - этим летом, например, ездили в Екатеринбург. Не чужды здесь и академичности: гимназия устраивает ученические естественнонаучные конференции. В Свято-Владимирской школе издают два собственных журнала ("Красно Солнышко" - для младших, "Гимназист" - для старших) и газету Alma mater, в которой обсуждаются актуальные и спорные для школьников вопросы. Дети из "Сабурово" на каникулах занимаются археологическими раскопками, расчисткой и обустройством старых заброшенных сельских кладбищ, проходят практику по биологии на исследовательской станции на Белом море, а однажды ездили в Приокско-Террасный заповедник - посмотреть на зубров. В Классической гимназии устраиваются детские научные конференции, в конце каждого семестра ставятся спектакли. За 9 лет гимназисты посетили около 50 русских городов, ездили на учебную практику по истории и истории искусства в Псков и Санкт-Петербург, побывали в православном лагере в Греции. В "Радонеже" уже три года действует туристический клуб, есть изостудия, где кроме школьников могут заниматься их родители и вообще прихожане гимназического храма. Многим, наверное, известен палаточный детский лагерь "Радонежа" возле Оптиной пустыни - за 10 лет его существования там перебывали сотни детей, причем не только из самой гимназии. В общем, увлекательных дел хватает. Сразу двое из директоров пожаловались мне, что после уроков детей из школы не выгонишь...

Что же касается сомнений скептиков относительно того, по силам ли школе "воспитать настоящего христианина", то хочется напомнить: трудность задачи не означает, что от нее вообще надо отказаться. Мне лично показались очень убедительными слова духовника гимназии "Радонеж" о. Алексея Сысоева: "Конечно, мы можем не выполнить того, что предначертано. Но мы точно знаем, что не мы все совершаем. И нам Господь не дал низких задач, если вспомнить, как написано: "Будьте святы, ибо Я свят". Вот ведь как! "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное". Попробуйте укрыться где-нибудь в тени после этого!"

Гимназия "Радонеж"
ИСТОРИЯ
. Старейшая из православных гимназий Москвы (открылась в 1990 году), при этом с самого начала была не приходской, а открытой школой. Состоялось 9 выпусков. Сейчас занимает здание бывшего детского сада в Ясеневе.

ДЕТИ . Принимают детей только из воцерковленных семей. Рекомендация духовника семьи желательна, но не обязательна. Родители всех поступающих проходят собеседование с духовником гимназии. В старшие классы детей принимают с испытательным сроком не менее двух месяцев - чтобы разобраться, потянет ли ребенок здешние учебные нагрузки.

Сейчас в школе около 210 учеников, есть все классы, в основном по два класса в параллели.

ЦЕРКОВЬ . С 1993 года при гимназии открыт домовый храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во всех классах 1 раз в неделю преподается Закон Божий. Каждый день - общешкольная молитва перед занятиями, молиться ли перед каждым уроком - зависит от куратора класса. По понедельникам - молебен прп. Сергию. Начиная с 4-го класса два раза в год есть литургическая практика: дети поют, читают и прислуживают в храме, и все исповедуются и причащаются.

ОБУЧЕНИЕ . Конкурс при поступлении в 1-й класс - 1,5-2 человека на место. Гуманитарная направленность образования, углубленное изучение языков, в том числе древних, с акцентом на сравнительный грамматический анализ.

Поступаемость - практически 100%: МГУ (в основном филологический и исторический факультеты), ПСТБИ, Медицинская академия, Педагогический университет, МАРХИ и др. вузы.

ЦИТАТА. Директор и духовник гимназии о. Алексей Сысоев : "Если родители искренне живут с Богом, то они могут увидеть, что как не они задумали и "слепили" этого ребенка, так они его не могут и всецело воспитать и всецело ввести в эту жизнь. Они должны найти свою скромную, но достойную нишу здесь. Если они ошибутся, то они будут или тиранами - и тогда ребенка искалечат, или слишком отпустят ребенка - и он вырастет сластолюбцем или даже преступником. Нужно здесь занять строгую религиозную позицию. Есть такая пословица: ребенок - гость в семье. Точно так же и школа должна находить верные пропорции взаимоотношений и понимать, насколько она смеет видеть человека".

Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского (гимназия "Сабурово")
ИСТОРИЯ
. Открылся 12 лет назад как несколько православных классов на базе государственной школы, затем школе было передано здание бывшего детского сада, сейчас строится собственное школьное здание.

В структуру центра кроме школы входит православный детский сад, досуговый центр, воскресная школа и филиал музыкальной школы.

ДЕТИ . Приоритет при поступлении у детей из близлежащих приходов, однако в школу принимают и детей из семей, только начинающих воцерковляться. Перед поступлением проходит собеседование сначала с семьей, а затем с ребенком. У родителей есть возможность посещать воскресную школу, а домашнее задание по Закону Божию дается не только ребенку.

Сейчас в школе 270 детей, есть все классы - от 1-го до 11-го.

ЦЕРКОВЬ . Своего храма пока нет, но на одной территории с новым зданием гимназии строится храм во имя прп. Иосифа Волоцкого. В самой школе ежедневно вычитывается акафист прп. Серафиму Саровскому (дежурные классы), молитвы перед началом каждого урока и после его окончания. Раз в неделю служится водосвятный молебен. Духовные дисциплины в программе: Закон Божий (1 час в неделю), в начальной школе добавляется духовное пение и церковнославянский. Духовник - о. Александр Иванников (служит в Подмосковье, настоятель строящегося храма во имя прп. Иосифа Волоцкого).

ОБУЧЕНИЕ . Конкурс - 3 человека на место в 1-м классе. Старшие классы профильные (гуманитарный, математический, естественнонаучный). Многие выпускники поступили в семинарии и ПСТБИ.

ЦИТАТА. Директор Т.И. Лещева : "В вопросах воспитания большое значение мы придаем послушанию. Неумение или нежелание подчиняться в дальнейшем приведет к анархии, а достигший начальственного положения, но не знающий послушания, не сможет быть добрым и умелым руководителем для других. Добродетель же послушания более всего помогает раскрыть творческие способности человека".

Традиционная гимназия
ИСТОРИЯ
. Гимназия официально существует с 1992 года, хотя уже в конце 80-х прихожане Николо-Кузнецкого храма фактически создали православный класс в обычной светской школе. Первый выпуск - в 1993 году. Гимназия начинала свою жизнь в помещении музыкальной школы им. Шопена, теперь располагается в специально построенном в 1998 году здании в центре Москвы.

ДЕТИ . Принимаются дети только из воцерковленных семей, при этом приоритет - прихожанам Николо-Кузнецкого и Свято-Димитриевского храмов. При поступлении требуется письменная рекомендация от духовника ребенка или его родителей (для малышей, которые еще не исповедуются). Сейчас в гимназии 393 ученика, все классы (по два в параллели). С 2000 года введена школьная форма.

ЦЕРКОВЬ . Домовый храм во имя свт. Петра, митрополита Крутицкого. Раз в неделю проходят гимназические литургии, присутствие на них необязательно, но желательно. Директор гимназии о. Андрей Постернак: "Мы требуем от учеников, чтобы они вели добрую церковную жизнь. Но нельзя заставить причащаться или ходить в храм - это было бы кощунством, насилием над свободной волей человека. Жесткий учет тут был бы некой профанацией, формализацией церковной жизни, которая произошла, например, в России в начале XX века, когда люди хорошо знали катехизис, но были совершенно нецерковными по духу. Примером этого являются многие наши революционеры, которые кончали духовные школы. Надо постараться сделать так, чтобы дети ходили на уроки Закона Божия с радостью, чтобы они молились искренне, от всего сердца". Закон Божий во всех классах - 1 час в неделю. Каждый день - общая молитва перед началом занятий. Духовник гимназии - настоятель Николо-Кузнецкого храма, ректор ПСТБИ прот. Владимир Воробьев.

ОБУЧЕНИЕ . Конкурс в гимназию - 2 человека на место. Специализации нет, но на высоком уровне преподаются физика и математика. Для особенно успевающих по этим дисциплинам даже учреждена специальная стипендия. Практически все выпускники продолжили обучение в вузах. Около 23% всех выпускников поступили в МГУ, около 22% - в ПСТБИ.

ЦИТАТА. Директор гимназии о. Андрей Постернак : "Православные школы изменились и сейчас находятся перед теми же проблемами, которые стоят перед обычными школами. Это связано и с натиском извне, и с тем, что православные школы прошли героический этап своего становления, когда приходили дети из очень крепких церковных семей, когда эти школы держались на религиозном порыве. Энтузиазм быстро проходит. И школы переходят в новое состояние, когда требуются профессионализм кадров и духовное обновление школы".

Свято-Владимирская общеобразовательная православная школа
ИСТОРИЯ
. Школа была создана по инициативе прихожан храма св. Владимира в Старых Садах в 1991 году. Уже около семи лет в ней есть все классы - с 1-го по 11-й. Расположена в помещениях, когда-то принадлежавших Ивановскому монастырю. У старшей и младшей школы отдельные здания, соединенные общим двориком.

ДЕТИ . Школа создавалась для детей прихожан, но, по словам ее духовника о. Алексея Уминского, "давным-давно переросла приход". Принимаются только воцерковленные дети (нужна письменная рекомендация духовника семьи, плюс проводится собеседование с духовником школы). 125 учеников, по одному классу в параллели.

ЦЕРКОВЬ . Домовой церкви нет, но школа расположена в двух шагах от храма святого Владимира в Старых Садах. День в школе начинается с общей молитвы, в старшей школе - молитва перед каждым уроком. Из устава: "Руководство гимназии не следит специально за тем, все ли гимназисты посещают храм. Но в те дни, когда праздничный день совпадает с учебным, все гимназисты, преподаватели, по возможности - родители исповедуются и причащаются в храме св. Владимира".

Два раза в год, в Рождественский и Великий пост, все дети исповедуются у духовника гимназии. С 1-го по 11-й классы преподается Закон Божий (1 час в неделю, в 10-м и 11-м классах - по 2 часа в неделю).

ОБУЧЕНИЕ . Желающих поступить в первый класс обычно в 2-3 раза больше, чем мест в школе. Специализации нет. Поступаемость в вузы близка к 100%: МГУ, МАИ, Педагогический университет, Университет Патриса Лумумбы, Энергетический и другие московские вузы.

ЦИТАТА. Директор М.Л. Кондюрина : "Любое проявление жизни ребенка - взаимоотношения с товарищами, с родителями, с учителями, отношение к школе, к учебе - все это является проявлением его духовного устроения. Естественно, что любое отклонение ребенка от нормальной, христианской духовной жизни сказывается во всем - в учебе, в отношениях с товарищами. Детей у нас мало, и они все на виду. Любые неправильности - соперничество, зависть, ревность, жадность, тщеславие - видны и требуют нашей реакции. Все эти неправильности опять же из области греха, неправильного устроения. Если у нас православная школа - как мы можем проходить мимо этого?"

Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете
ИСТОРИЯ
. Эта гимназия создавалась не как приходская школа. В начале 90-х годов при научно-просветительской организации "Греко-латинский кабинет" были организованы курсы древних языков, откуда в 1993 году были набраны дети в классическую гимназию. Первый выпуск - в 1999 году. Первоначально в гимназию принимались дети с пятого класса, начальной ступени образования не было. Начальная школа создана в 1999 году.

Сперва гимназия действовала при Спасской церкви Заиконоспасского монастыря, где когда-то размещалась Славяно-Греко-Латинская академия, а теперь занимает здание бывшего детского сада недалеко от Новодевичьего монастыря.

ДЕТИ . Сейчас здесь 131 ученик, есть все классы (по одному классу в параллели). Принимают не только воцерковленных детей, но и тех, родители которых хотят приобщиться к православной вере. Директор Е.Ф. Шичалина: "Есть дети, которые были крещены за время учения в нашей школе".

Из всех школ, которые мы посетили, эта единственная, где девочкам разрешено ходить в брюках.

ЦЕРКОВЬ . Домовый храм во имя Трех Святителей, приписанный к храму пророка Илии (Обыденному), освящен в 2000 году. Участие в богослужении для детей не обязательно. Обязательно присутствие на общих молебнах на начало или окончание учения. Молятся перед и после трапезы, а также перед и после урока Закона Божия. Что касается задачи воспитания в вере, то директор школы Е.Ф. Шичалина формулирует ее так: "Мы ставим задачу воцерковления, приучения детей к храму. А что касается воспитания, то вера, на мой взгляд, не воспитывается, вера Господом посылается. Я бы так сказала: у нас школа, развивающаяся в направлении православной школы". Для изучения Закона Божия выделен 1 час в неделю в течение всех 11 лет. С 1-го по 5-й классы школьники обязательно посещают занятия православного обиходного хора. Факультативно можно заниматься церковным пением на греческом языке.

ОБУЧЕНИЕ . Конкурс - 2-3 человека на место.

Школа строится по модели дореволюционной классической гимназии: преподавание древних языков (латыни и древнегреческого) в большом объеме, плюс сильная математика. Преподавание новых языков: английского или французского как первого языка, по выбору учащегося второй язык: французский, немецкий или английский.

Все выпускники поступили в вузы: МГУ (физфак, биофак, мехмат, географический, исторический, филологический и экономический факультеты), РГГУ, МГИМО, МАРХИ и др. вузы.

ЦИТАТА. Директор Е.Ф. Шичалина : "Чтобы обсудить с детьми явления и проблемы современной жизни, мы часто используем древние тексты. В древних текстах, написанных на латыни и греческом, много мудрости. В баснях Эзопа, например, в беседах Сократа. Все, что Сократ обсуждал, оказывается весьма актуально в нашей жизни".
Православные общеобразовательные школы Москвы
Публикуя список, мы хотели бы отметить, что это лишь справочная, а не рекомендательная информация. Школу для своего ребенка, конечно же, должны со всем вниманием и ответственностью выбирать родители.

Я родился в православной семье. Мне 33 года, и мое школьное детство прошло при советской власти. Мне есть с чем сравнить современную ситуацию в школьном образовании. Было ли нам, православным детям, трудно в школе? Пожалуй, было. Можно даже сказать, что некоторые из нас становились маленькими исповедниками веры: нам приходилось отвечать на ироничные (в лучшем случае) вопросы одноклассников и учителей, нас пытались заставить снимать нательные крестики на уроках физкультуры. Нужно сказать, что далеко не все мы одинаково выдержали эти испытания: я знаю примеры, когда 7-летние дети открыто и гордо исповедовали веру, но известны и случаи, когда мои ровесники и стеснялись, и комплексовали, и даже отрекались. Но, оглядываясь на свое детство, я вижу одну общую и главную нашу проблему: мы были вынуждены жить в двух земных мирах. Один мир "домашний": мама, папа, братья, Церковь, батюшка. Другой - "школьный" (ведь школьная жизнь занимает чуть ли не половину времени школьника): одноклассники, политинформация, совет отряда. И между этими мирами - пропасть, через которую мы перешагивали все детство.
Кто-нибудь скажет: ну теперь-то, чай, не советская власть, никто православных не гонит. Это вопрос спорный, если учесть армию покемонов, человеков-пауков, черепашек ниндзя, шреков и "просто маленьких миленьких вампирят", которые вместе с детьми из невоцерковленного общества приходят в школы. В моем детстве хоть и спрашивали, широко раскрыв глаза: "Вы что, ве-ру-ю-щи-е?!" - зато меньше вампирят было, а отдаленный слух про наркотики долетел до наших ушей только в последних классах. А теперь все иначе. И выходит, что пропасть между мирами все равно осталась.

У моих детей есть возможность жить в мире целостном, гармоничном. Что я имею в виду? Любая система воспитания предполагает систему свобод и запретов. Так вот, отдавая детей в православную школу, я знаю, что система свобод и запретов там такая же, как и у меня дома (не путать с "домашней атмосферой", которой хвалятся иные гимназии!). Это свобода помолиться вместе с одноклассниками и учителями перед занятиями. Свобода пойти в день Ангела не в школу, а в храм. Свобода не чувствовать дискомфорта от своей православности. Это запрет смотреть телевизор. Запрет приносить неприличные журналы. Запрет сквернословить. Пока система свобод и запретов в моем доме и в моей школе одна и та же, я предпочитаю православную школу.

Федор Котрелев, отец четверых детей

Юлия Семенова

Какую школу выбрать для своих детей? Выбор сегодня есть. Школы частные и государственные предлагают углубленное изучение любых предметов, разнообразные методики преподавания, индивидуальный подход к детям, кружки после уроков и многое другое. Но верующие родители обязательно задаются вопросом: а может, их детям будет лучше в православной школе?

Учеба как большая проблема

Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли получится: очень разные у каждого из нас дети, и одного рецепта для всех быть не может. Что хорошо или приемлемо для одного ребенка, может совсем не подойти другому. Поэтому нам, родителям, придется все равно самостоятельно решать: в какую именно школу, православную или обычную, лучше отвести сына или дочь. Я же лишь поделюсь своими размышлениями, родившимися в результате многочисленных попыток найти подходящее учебное заведение для своей дочери.Итак, до тех пор, пока мы не перевели дочку в православную гимназию, отношения со школой у нее складывались непросто. Где бы она ни училась - а школ было три всего лишь за пять с половиной лет - проблем при обучении в каждой из них оказывалось так много, что приходилось подыскивать другое учебное заведение.

В престижной для нашего города гимназии дочери уже в первом классе пришлось несладко. Учиться на одни пятерки у нее не получалось, а именно за достижения в учебе уважала и ценила детей учительница. Не попавшим в отличники она, не скупясь, ежедневно ставила тройки и двойки, чем изо дня в день убивала желание учиться. Принцип ее работы, кстати, довольно распространенный в современной школе, был прост - больше требовать. А уж как эти требования будут выполняться - забота учеников и их родителей. Тогда стало понятно, почему большинство наших знакомых пользуются услугами репетиторов уже в начальной школе. Видимо, правы те, кто утверждает, что в первый класс ребенка надо вести, в первую очередь, к хорошему учителю, невзирая на статус школы.

Следующая школа была частная, в ней было очень хорошо, но для нас это «хорошо» продолжалось недолго. В отличие от распространенной в большинстве школ системы воспитания, которую условно можно назвать карательной (когда за каждым промахом следует наказание), здесь отдавали предпочтение поощрительной. Детей за любое достижение, пусть и небольшое, хвалили, давали призы. В начальных классах такой подход оправдывал себя. Но постепенно творческий подход педагогов сошел на нет. Когда стало понятно, что никакого резона учиться дальше в частной школе нет, мы перевели дочь в обычную общеобразовательную школу в центре города, недалеко от дома. Проблемы посыпались в шестом классе.

Выяснилось, что современные дети начинают подражать взрослым очень рано. Причем копируют они, как правило, то, что для православного человека является грехом. На фоне отсутствия в современной школе какой-либо системы воспитания и четких ограничений такая тенденция становится в нашем мире катастрофой.

Так в нашей семье постепенно вызрело решение перевести ребенка в православное учебное заведение, что мы и сделали.

В правильно окрашенном мире

Какие же очевидные плюсы учебы в православной школе можно отметить?

Самое главное, на мой взгляд, что в православном учебном заведении ребенок оказывается в правильной системе координат - в мире христианских ценностей и верно выстроенных ориентиров. Все в его жизни сразу встает с головы на ноги, если до этого было наоборот.

В православной школе дети, по крайней мере, стремятся хорошо учиться и относятся к учебе ответственно. К этому их подталкивает настрой педагогов, общая атмосфера, царящая в учебном заведении. В других школах у учеников часто формируются принципиально иные приоритеты - модная одежда, дорогие телефоны, развлечения, романтические отношения. Многие школьники постепенно и вовсе забывают, для чего они садятся за парту. Следствие этого - прогулы, низкая успеваемость и абсолютно равнодушное отношение к собственным успехам (а вернее - их отсутствию) в учебе. Так, в классе у дочери к шестому году обучения ударников просто не осталось: в двенадцать лет хорошо учиться - уже не модно.

Еще один несомненный плюс обучения в православной школе заключается в том, что детей все же воспитывают, во всяком случае, стараются это делать. Иначе, наверное, и быть не может - тогда потеряет смысл статус православного учебного заведения. Понятно, что воспитание - процесс непростой, и результата можно ждать только при совмещении усилий родителей и учителей. Но само понимание, что хороший ученик должен быть еще и хорошим человеком, в коллективе педагогов есть, такое же отношение к себе самим формируется и у детей. В обычной школе весь воспитательный процесс, как правило, сводится к поддержанию хоть какой-то видимости дисциплины в школе. Да и о каком воспитании может идти речь, когда в обществе размыты все представления о нравственных нормах…

Что еще немаловажно: православное окружение избавит ребенка от того отрицательного влияния извне, которого не избежать в обычной школе. Для наглядности приведу только один пример. Объяснить дочери, что не стоит идти на праздник Хэллоуин и соответственно для этого наряжаться, было сложно. Тем более, что учительница обязала всех прийти. Но такими, казалось бы, мелочами пропитано все: учеба, внешкольные дела, общение между детьми. И в атмосфере чуждых православному (да и просто здравомыслящему) человеку ценностей у ребенка, к сожалению, формируется мировоззрение, вкус. Для детской личности очень важно, в кругу людей с какими жизненными приоритетами, эстетическими пристрастиями она будет развиваться. Можно, конечно, в противовес этому мнению рассуждать о главенствующей роли семьи в воспитании. Но все-таки в учебном заведении ребенок проводит как минимум половину дня, и недооценивать влияние школьной среды все же неправильно. Именно здесь он будет обретать навыки общения со сверстниками, здесь сформируется его привычка поступать так или иначе в определенных ситуациях. Среди одноклассников, учеников своей школы подросток будет искать авторитеты, фигуры для подражания. Это естественно, так дети чему-то учатся, взрослеют. Важно только, чтобы авторитеты были настоящие.

Безусловно, у ребенка должно быть свое мнение, и он должен уметь поступать в соответствии с христианскими ценностями. Но все же это требования к уже сформировавшейся личности. Противопоставить себя всему классу - очень трудно, это тяжелый груз для детских плеч.

К тому же дети просто не способны зачастую отличить белое от черного. И в нашей семье в какой-то момент вся жизнь превратилась в нескончаемую борьбу с вредным влиянием. Но силы, брошенные на эту «войну», можно потратить с большей пользой. Совместное обсуждение прочитанных книг, прогулки все же лучше, чем, например, постоянные разговоры о том, что нельзя изо дня в день не готовить уроки просто потому, что их «не учит никто в классе».

В правильные тона, на мой взгляд, окрашивает бытие ребенка возможность жить в соответствии с церковным календарем - поститься, бывать на праздничных богослужениях в будни. Все это реально только в православном учебном заведении, в обычной школе - сопряжено с большими трудностями.

Внутренний комфорт

Стоит сказать и о том, что православному ребенку намного комфортней среди верующих детей, как и любому человеку приятней находиться среди единомышленников. И тут можно вспомнить про очень простой прием - примерить чужую жизнь на себя. Вот нам, взрослым, хотелось бы много лет провести рядом с людьми, которые не только не разделяют очень важных для нас ценностей, убеждений, но зачастую даже не подозревают об их существовании? Между тем школьные годы - большой отрезок жизни, очень важный. Стоит ли все это время жить в напряжении, пытаясь как-то приспособиться к чуждой атмосфере?

Выбрав для дочери православную гимназию, мы пока еще ни разу об этом не пожалели. Появилось ощущение, что наша девочка наконец-то оказалась на своем месте.

Конечно, если ребенку нужны углубленные знания по определенным предметам, то допускаю, что получать их лучше в специализированном учебном заведении. Хотя, если есть такая возможность, в старших классах для подготовки к поступлению в вуз всегда можно воспользоваться услугами репетиторов. Пока же, на мой взгляд, куда важнее дать ребенку базовые знания и при этом правильно его сориентировать, привить элементарные представления о том, что хорошо, а что плохо, к чему нужно стремиться в жизни, а от чего лучше бежать, как от огня. Для этого важно, чтобы он учился в соответствующей этим целям среде. И очень хочется, чтобы дети за годы учебы прониклись жизнью Церкви (а для этого у них есть и дополнительная возможность - мальчики алтарничают, девочки поют на клиросе) и по-настоящему ее полюбили.

Где бы в силу нашего выбора ни получали образование дети, у нас, родителей, всегда есть возможность растить их христианами. Но в некоторых обстоятельствах это сложней сделать, а в некоторых чуть легче. И православное учебное заведение, на мой взгляд, - очень хороший способ открыть для ребенка необъятный мир Православия и при этом избавить и себя, и его от ненужных трудностей.

Где сегодня ребенок может получить хорошее среднее образование? Есть ли преимущества у православных школ и школ-пансионатов перед общеобразовательными? Есть ли необходимость в преподавании Закона Божьего в школах и как его преподавать? На эти и другие вопросы Pravda.Ru ответила мама одиннадцати детей, кандидат политических наук, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председатель правления Православного благотворительного фонда "Хочу верить", координатор проекта "Православный продукт", автор и ведущая программ на православной радиостанции "Радонеж" Юлия Павлюченкова.

— Религиозное мировосприятие, как мне представляется, может быть православным, для кого-то мусульманским, может быть, иудейским, но это домостроевский подход к семье. То есть семья — это малый храм, малая церковь. В семье каким-то образом родители не просто воспроизвели, репродуцировали себя, но и заложили что-то в детей, — они растут, как растут в саду цветы, и вы за них несете ответственность перед Господом.

— Я сделаю акцент. Чтоб деревья хорошо росли, надо поставить шпалеры, привязать их ветки к струнам на этих шпалерах для того, чтобы они хорошо росли и плодоносили хорошими плодами, надо их прививать, надо очень серьезно и тщательно смотреть за садом, и это очень болезненная зачастую для растений операция.

— Один из журналистов сказал, что воспитание — это всегда насилие над природной стихийной личностью, потому что это неким образом воплощение в образ. Образование — от слова "образ", и вы несете ответственность за это.

— Сегодняшняя школа не продолжает воспитывать, школа несколько лет назад отказалась от функций воспитания и взяла курс на образование. Сегодняшняя школа — это место, где дети проводят время, что очень удобно для занятых родителей, где дети что-то изучают, зачастую не очень понятно, что. Потому что мы с вами изучали совсем другое и в совсем другие годы, и были другие классы.

Я всегда старалась, чтобы все мои дети учились в православных школах. Я очень ценю, очень люблю все те школы, с которыми пересеклась жизнь, судьба нашей семьи — это и Плескова, это и школа при Свято-Николо-Шартомском монастыре, это и очень хорошая школа в Пушкинском районе, школа в Новокосино "Триозерье", "Алексеевская пустынь" с отцом Петром, дай Бог ему здоровья, терпения, многая лета.

И вот все эти школы — это школы, которые обогатили, которые дали возможность, которые подставили плечо, и в которых в разное время учились мои дети. Я с ужасом знаю, что происходит в общеобразовательных школах, хотя есть и неплохие школы, есть школы, которые имеют очень качественных педагогов, но нам надо помнить, что царствие небесное зарабатывается, и не ожидать, что ты приведешь даже в православную школу своего ребенка, а тебе через 10-11 лет отдадут ангела. Так не будет.

Какая бы замечательная школа ни была, не надо списывать влияние родителей и семьи. И, наверное, неправильно ждать от школы того, что, отдав на воспитание ребенка туда, потому что ребенок проводит в школе все-таки зачастую пять дней в неделю с утра до вечера, мы получим потом человека, который будет в православных традициях жить, который будет эти православные традиции поддерживать, передавать.

Вообще я сторонник образования школ закрытого типа, то есть школ-пансионов. Объясню, почему. Если уж мы говорим о передаче традиций, если мы говорим о качестве образования, то погружение в образовательную и проектную деятельность, которая сейчас актуальна и интересна как раз в школах, возможно при полноценной загрузке ребенка. То есть я сторонник того, чтобы, как минимум, школа была полного дня, чтобы именно там были кружки, чтобы именно там было и смысловое наполнение для ребенка, потому что именно так можно передать информацию и качественно проверить ее усвояемость.

— Это похоже на кадетские корпуса, если я правильно понимаю.

— В какой-то степени, да. Достаточно того, что ребенок в возрасте от 12 лет будет появляться дома в субботу-воскресенье, участвовать в богослужении вместе со своими родителями и семьей. На мой взгляд, мальчики уж точно с 11-12 лет в состоянии познавать, получать науку в таком формате.

— Л иберальные товарищи набросились с кулаками на нашего нового министра образования Ольгу Васильеву за два императива, которые она дала в своем первом выступлении, в открытой лекции. Во-первых, она выступила за то, чтобы реабилитировать то, что было хорошего в советское время, а не огульно все судить, она напомнила, что патриотизм как таковой появился вообще в советские времена. А второе, она сделала акцент именно на православном образовании в школе, что оно необходимо, как дух. Как вы это прокомментируете?

— Я считаю советский период отличным периодом нашей истории: были и пионерские организации, и комсомольские организации, и участие пионеров в социальных проблемах, и зарницы, и походы, и многие вещи, которые были в пионерских организациях. Я знаю, что многие скажут, это же было еще раньше, у скаутов, но мы являемся рожденными в СССР, и нельзя говорить о том, что это детство было плохое. Это неправда. Мое детство было отличным. И сегодня я — продукт СССР, можно так сказать, потому что именно пионерская организация научила и приучила меня к ответственности, к серьезности. Понятно, что родители, и все остальное сыграло роль, но и пионерская организация тоже.

— Сейчас, имея уже очень непростой и большой опыт взаимоотношений с системой министерства образования, я скажу так, что я научилась передавать детям, и своим, и чужим, православную традицию не только через преподавание Закона Божьего. Я знаю, что можно огромное количество предметов, например, русский язык, природоведение, естествознание, химию, физику, географию, использовать для того, чтобы рассказать о Боге, потому что есть шестоднев, потому что есть сотворение мира, и мы можем вместе с детьми ежедневно наблюдать огромное количество явлений, огромное количество природных моментов, которые подтверждают каждый день, каждый миг присутствие Бога в нашей истории, в нашей жизни.

Вопрос в том, что требуется люди, способные преподавать Закон Божий. То, как это делается сегодня, не всегда и не везде соответствует правильному, с моей точки зрения, преподаванию. Вопрос, кто будет преподавать? Вопрос, какие ценности этот педагог будет нести, будет ли он сам разделять ценности, или для него будет без разницы — отчитать Закон Божий или отчитать основы какой-нибудь другой религии? Будет ли эта женщина, чаще всего педагог у нас сегодня женщина, разделять те позиции, которые пропагандирует православное христианство?

Я знаю родителей, которые отказались в школе от преподавания их детям Закона Божьего, зная о том, кто будет преподавать. Я понимаю, что они берут полную ответственность на себя, на свою семью. Слава Богу, это православные, крепкие, хорошие семьи, но мы же говорим про общее количество людей. Я поддержу такое начинание, потому что мы не знаем, где ребенок встретится с Богом, мы не можем сказать, какое место выберет Господь для первой встречи, и допущу, что именно что-то, рассказанное пусть даже не идеальным педагогом, заинтересует ребенка и посеет зерно православия в его сердце.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовал Александр Артамонов


"Общеобразовательные школы в России вызывают у

Ученикам из благополучных семей некомфортно за одной партой с трудными подростками

Вопрос о введении обязательных уроков по религии вызывает яростные cпоры. Многие считают, что образование должно быть светским, а для погружения в Закон Божий следует посещать воскресные школы или отдать ребенка в православное учебное заведение.

В столице открывается все больше православных школ — всего около 30. Что представляют собой данные заведения, как, чему и кого учат в них в наше время, выяснил корреспондент «МК».

— Мы из православной школы попросту сбежали в обычную районную, — рассказывает Ольга, мама 6-классницы. — Вся наша семья — это глубоко верующие люди, поэтому и решили отдать ребенка в православное учебное заведение. Возможно, нам не повезло, но получить нормальное образование в нашей школе было просто невозможно. Среди учеников класса было очень много трудных подростков, которые буквально срывали уроки, да и учителя по основным предметам у нас работали очень слабые, математику вообще пригласили вести церковного сторожа. Сейчас мы учимся в обычной школе и посещаем воскресную, на мой взгляд, это лучше, чем отдать ребенка в православное заведение и остаться без нормального среднего образования.

В данный момент все православные школы в Москве являются частными учебными заведениями. Если школа аккредитована, то она должна получать финансирование от государства. Но для православных школ по-прежнему действуют старые нормативы. Несмотря на то что в 2012 году в действие вступила новая редакция Федерального закона «Об образовании», по которому гарантировано бюджетное финансирование частных дошкольных, начальных и средних учебных заведений, московские чиновники не спешат выделять на поддержку православных школ дополнительные субсидии.

— Сегодня размеры финансирования православных школ минимальны по сравнению с государственными школами, — объясняет директор православной школы в Бирюлеве отец Димитрий Конюхов. — Причем денежные средства на ремонт, коммунальные услуги и приобретение оборудования не выделяются вовсе. При этом православные школы полностью выполняют государственный заказ, а финансирование должно выделяться на ученика вне зависимости от организационно-правовой формы школы, в которой он обучается. Тем более что в православных школах учится много детей из малоимущих семей, сирот и инвалидов. А на деле получается, что если школа не имеет конкретного благотворителя, то ее финансовое положение оказывается крайне стесненным.

В данный момент Департамент образования Москвы ежегодно выделяет на каждого учащегося обычной государственной школы около 123 тысяч рублей, на ученика православного учебного заведения приходится в два раза меньше — около 60 тысяч рублей. Часть денег ряд православных школ также получает от пожертвований родителей, но в большинстве случаев эти суммы не велики. Помимо нехватки финансирования работа православной школы осложняется еще и особым контингентом детей, в них обучающихся. Практически половина учеников православных школ — это дети, обучение которых в обычных школах по разным причинам нежелательно. Православные школы имеют договоры о сотрудничестве с детскими домами и приютами для несовершеннолетних. С трудными детьми приходится работать по индивидуальным планам, они часто срывают уроки и мешают учиться более успешным ученикам.

— Действительно, существует тенденция отдавать в православные школы детей, для которых обучение в массовых школах по тем или иным причинам нежелательно, — объясняет Конюхов. — Количество таких детей порой может достигать половины от общего состава учащихся. В наших школах наполняемость классов меньше — и есть возможность заниматься с такими учениками по индивидуальным планам, хотя в идеале ставится цель подвести их к общему уровню для успешной сдачи итоговой аттестации. Многие православные школы имеют договоры о сотрудничестве с детскими домами, приютами для несовершеннолетних. Очевидно, что уровень подготовки у таких детей ниже, чем у детей из полных семей. По мнению Димитрия Конюхова, несмотря на различные сложности и проблемы, уровень преподавания и подготовки учащихся в православных школах в последние годы все же повышается.

— Православные школы стремятся не просто соответствовать государственным стандартам, но и быть в авангарде педагогического процесса, — объясняет отец Димитрий. — Школы стараются принимать на работу высококлассных опытных педагогов, однако из-за нехватки финансирования не всегда могут предложить им высокий уровень заработной платы. С точки зрения обучения православные школы отличаются подходом к преподаванию ряда предметов. Например, на уроках биологии мы напоминаем детям о сотворении мира Богом, а другие точки зрения и концепции показываем в качестве гипотез, каковыми они и являются. Более углубленно преподаются гуманитарные дисциплины: история, литература. В нашем учебном заведении мы наряду с церковнославянским, греческим, английским языками не первый год углубленно изучаем китайский язык. Кроме того, в православных школах ведется воспитательная работа с учащимися. Целью ставится не просто наполнение детей знаниями, но образование человеческой личности, которая бессмертна и неуничтожима. В результате обучения дети должны поставить перед собой главный вопрос: «Зачем я живу?» — и, конечно, ответить на него, то есть учащиеся должны задуматься о смысле своей жизни.

Однако не во всех православных школах все так радужно. Некоторые подобные заведения представляют собой настоящую шарашкину контору под видом православия.

— Православные школы в столице очень разные, я, например, столкнулась с заведением, представлявшим собой натуральную шарагу под видом православия, — рассказывает Светлана Фефилактова, работавшая учителем русского и литературы в одной из православных школ на юге Москвы. — По большому счету наша школа напоминала исправительное учреждение из-за большого количество трудных учеников. С верой ситуация в школе тоже была странная, знаю, что многие старшеклассники этого заведения проповедовали учение Кришны. Да и священника, который руководил школой, многие обвиняли в лицемерии и гордыне. Меня почти сразу попросили работать в школе завучем, хотя никаким опытом подобной деятельности я не обладала. К счастью, на данный момент эту школу закрыли, но в целом родителям нужно очень внимательно относиться к выбору учебного заведения, если они хотят отдать ребенка в православную школу.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в