Чтобы перевестись на бюджет что нужно. Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ: пошаговая инструкция

Процедура и условия перевода регулируются Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.06.2013 № 433.

Самым главным условием перевода является наличие свободного бюджетного места по соответствующему направлению подготовки и форме обучения на нужном курсе. Вакантное место может появиться в любое время учебного года: кто-то отчислился, перевелся на другой факультет или на заочную форму обучения. Соответственно, следует постоянно мониторить ситуацию с бюджетными местами: деканат должен предоставлять интересующую вас информацию. К сожалению, далеко не всегда студентов информируют своевременно, однако есть возможность следить за количеством свободных мест на официальном сайте вуза.

Другими условиями для подачи заявления о переводе является отсутствие у студента текущей академической задолженности, дисциплинарных взысканий, а также долгов по оплате обучения.

Кто может претендовать на бюджетное место

Согласно приказу Минобразования, на перевод имеют право:

  1. Студенты, сдавшие не менее двух сессий подряд на «отлично» или «хорошо» и «отлично». Однако пятерок в зачетке хорошистов должно быть не менее 75% от общего числа оценок (учитывая отметки за курсовые работы и практику). В разных вузах требуемый период учебы без троек может отличаться, но не превышает четырех сессий подряд. Единственная оценка «удовлетворительно» лишит вас возможности подать заявление о переводе на бюджет. Поэтому есть смысл попросить преподавателя поставить «неуд», а потом этот экзамен пересдать. Все «хвосты» претендующим на перевод необходимо ликвидировать как можно быстрее.
  2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Граждане РФ в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя − инвалида I группы, если среднедушевой суммарный доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Этот пункт может помочь и тем студентам, которые претендуют на бюджетное место на основании хорошей успеваемости. Справка из соцзащиты станет бонусом, способным решить вопрос в вашу пользу.
  4. Студенты, потерявшие в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Пакет документов

Для того чтобы внести свою кандидатуру в список претендентов на бюджетное место, нужно:

− представить в деканат соответствующее заявление;

− подтвердить право на перевод. Отличнику или хорошисту необходимо сделать ксерокопию зачетной книжки и заверить ее в деканате (должна стоять печать учебного заведения и подпись декана); тому, кто потерял родителя или малоимущему - соответствующие справки и документы из соцзащиты;

− подготовить документы, подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (дипломы, грамоты, благодарности - при наличии);

− характеристику, которая составляется деканом или его заместителем по воспитательной работе, куратором группы;

Комиссия по переводу

Специальная комиссия, которая решает судьбы студентов, обычно собирается дважды в год. Чаще всего это происходит в августе-сентябре и феврале-марте − по итогам экзаменационных сессий. Точную дату лучше уточнить в деканате или на сайте.

Для претендентов на бюджет это очень важный момент, так как сбор и подпись необходимых документов занимает определенное время. Справки из соцзащиты лучше начать собирать за несколько месяцев до сдачи. Если вы пропустите время, когда собиралась комиссия или не успеете представить все документы, вам придется ждать еще полгода, а значит, и платить еще за один семестр.

Если претендентов больше, чем вакантных мест, комиссия по переводам может назначить дополнительные испытания в виде экзамена или же распределить имеющиеся места в соответствии с поданными документами. По закону, приоритет отдается в первую очередь отличникам, затем − сиротам и студентам, имеющим только одного родителя − инвалида I группы.

При любых равных условиях предпочтение отдается студентам с лучшей успеваемостью.

Как вернуть деньги после перевода

Если вы успели оплатить следующий год или семестр обучения, и после этого вас перевели на бюджет, можно получить свои деньги назад.

Для возврата средств необходимо будет написать соответствующее заявление на основании перевода на бюджетную основу обучения, указав расчетный счет. Если год или семестр еще не успел начаться (вы оплатили авансом или перешли на бюджет во время каникул), то деньги будут возвращены в полном объеме. Если комиссия собиралась во время учебного процесса, то будет сделан перерасчет. Например, если приказ о переводе студента был подписан 11 апреля, то вернут средства только за период части апреля и до конца учебного года.


Самых активных людей, желающих перевестись, было в группе двое: я и одногруппник.
Мы начали писать заявления после первой же сессии, в то время как по Уставу вас могут перевести не раньше второй положительно закрытой сессии (т.е. не раньше первого курса). Тем не менее моя зам. декана лично посоветовала писать заявления с первой сессии (и несмотря на оценки), и только сейчас я осознаю, что причиной этого было ее понимание, что к этим заявлениям никто никогда не прикоснется, а не желание помочь. Также Устав гласит, что должна быть информация по бюджетным местам, вновь выделенным направлению (факультету) или освободившимся, рейтинги студентов-платников, на основании которых осуществляется перевод. Сразу оговорюсь, не знаю как дела на других фак-ах, но конкретно на моем родном У никаких рейтингов и информации о местах нет и не было.
Начну расписывать по семестру как складывалась ситуация.
1 сессия: я – все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – все 5.
Написали заявления, мол просим перевести такого-то студента с платной на бюджетную форму обучения. Отдали зам. декану, больше нас ничего не просили прикладывать и предоставлять, да и вообще не шли на контакт с нами, только повторяли: «пишите заявление, кладите, уходите, будут места – переведут».
2 сессия: я - все 5 и только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Ситуация не меняется, заявления берут и больше ничего.
3 сессия: я - все 5 только одна 3 по матану. Одногруппник – оценки 4 и 5.
Наши заявления продолжают оставаться без ответа. Тем временем из группы по собственному желанию уходит один человек-бюджетник, что естественно еще больше подогрело мое желание перевестись. Также я понимала и боялась, что даже если что-то и выгорит, то вряд ли в мою пользу, т.к. о переводе с тройками по Уставу не может быть и речи. Но будучи активисткой, я не сдавалась.
4 сессия: я - все предметы на 5, да-да, даже по матану. Одногруппник - 4 и 5.
Тут я почувствовала полное право за собой добиваться перевода. Я начала читать Устав, искать информацию. Мои заявления перестали быть безликими, я стала прикладывать ксерокопии зачетной книжки, в заявлении указывать, что я принимаю участие во многих студенческих мероприятиях, являюсь старостой и тд и тп.
Но все равно попытки донести заявление до кого-то не приносили успеха. Желание было уже не перевестись, а хотя бы просто добиться внимание к проблеме и получить информацию по таинственным свободным местам.
5 сессия: я - все 5. Одногруппник - оценки 4 и 5.
Не знаю, писал ли он в этом семестре заявление, но я пошла дальше. Я проконсультировалась с преподавателем права в МИФИ (спасибо Вам. Он посоветовал посылать заказным письмом или добиваться, чтобы на заявлении поставили отметку о том, когда оно принято, кем, в течение какого срока подлежит рассмотрению, и что в связи с отсутствием обратной связи я имею право обращаться к Стриханову с проблемой. Также спасибо за моральную поддержку Мифическому Боту;)
Что я и сделала. Естественно меня еще в приемной Стриханова развернули, но хотя бы развернули к Путилову (проректор), что было уже успехом. Я пошла к нему. Он прочел, но брать отказался, сославшись на то, что нет мест и вообще я ему мешаю. Я начала добиваться от него информации о том, как и кому отдавать заявление, где информация по бюджетным местам, почему мое заявление не рассматривают и что я буду посылать его заказным письмом и после подавать в суд. Естественно это его немного насторожило.
Он меня отправил к какому-то мужчине по учебной части (не помню фамилию, но сидит он на втором этаже, правое крыло, худого телосложения). Он мне долго и упорно пытался объяснить систему распределения бюджетных мест между факультетами, получалось у него это плохо и вынесла я из этого крайне мало. Отправил меня в деканат, оставить заявление там. В деканате сказали идти к Путилову. Я сказала, что я только оттуда. Отправили к зам. декану; она отправила в деканат. Тут мое сердце не выдержало и я начала истерить. Сказала, что не сдвинусь с места, пока мое заявление не подпишут и не рассмотрят. Стена рухнула. Она сказала, что сейчас мое заявление примут, будет назначена комиссия о рассмотрении всех заявлений и выбора лучшего студента по рейтингу. Созвонилась с деканатом, где приказала меня все же принять и положить отдельно мое заявление.
На этом моменте моя духовная связь с заявлением обрывается. Я плохо поняла в итоге кто, как и через кого договаривался о переводе. Но знаю одно: комиссия, которая должна абсолютно после каждой сессии формироваться и рассматривать заявления студентов, так и не была созвана и вряд ли вообще созывается когда-либо. Все «рассматривается» одним человеком за всю «комиссию». И то опять же тогда, когда вы добились хотя бы этого. Потом ваше заявление лежит достаточно долго, вы, чтобы не упустить последний шанс, обязаны приходить в деканат каждую неделю, как минимум, и узнавать про комиссию, рассмотрели ли они и тд и тп.
После того как «они» рассмотрели заявление, а это может занять около месяца точно, выходит приказ о переводе, которое потом подписывается также очень долго (опять же около месяца).
Когда все было сделано, для меня осталось самое страшное, это пропустить документы через юр. отдел, который сверяет все данные по студенту с положениями Устава. Наличие тех троек могло все испортить. Но деканат был за меня, и в целом мои тройки были еле заметны в зачетке на фоне всех остальных пятерок. Поэтому чудом документы были одобрены.
Меня перевели на бюджет, вернули деньги за 5-ый семестр, в течение которого была эта вся канитель. Одногруппник переведен не был, т.к. и с заявлениями он никуда как я не бегал.
Резюме всей истории: учитесь хорошо, чтобы не было повода придраться к вам, но и при наличии троек не оставляйте попыток перевестись, если желание имеется. Никто не заинтересован в вашем переводе, в вас вообще никто не заинтересован. Даже впечатление, будто они держатся за вас как за «платника» не сложилось. Просто начинайте попытки со второй сессии, ходите по кабинетам и «долбите» их. Да, это очень мерзко и местами унизительно, но потерпите, это того стоит. Никто не хочет платить +/- 60 тыс. руб. за семестр, не получая при этом стипендии, так еще будучи не разгильдяем, а примерным студентом. И главное, делайте все, чтобы ваше заявление было подписано хоть одним лицом, которое тем самым берет на себя ответственность за ваш перевод. Этот человек начинает пугаться невозможности «ничегонеделанья» и подгонять остальных своих коллег.
Нетерпение к проблеме и труд все перетрут.


А вам удалось перевестись? Как это было?

Если абитуриент не проходит на бюджетное место, но проходит по общему конкурсу, то ему предлагается заключить договор, по которому его принимают на обучение на коммерческой основе. То есть студент будет обязан до определённой университетом или факультетом даты, своевременно вносить определённую соглашением сумму денежных средств за каждый семестр обучения через кассы учебного заведения. Вот казалось бы и всё - человек будет обречён платить за свою учёбу до самой защиты диплома. Однако, это не совсем так. Существуют пути решения данной проблемы. Вопросом о том, как перевестись с платного на бюджет следует задаваться, начиная с первого же семестра. В большинстве вузов механизм перевода отработан на протяжении долгих лет.

Платное обучение в вузе основано на договорной основе, поэтому при переводе на бюджет перво-наперво расторгается соглашение об оказании платных образовательных услуг. Главным критерием для перевода студента на бюджет является его успеваемость. В первую очередь, это отметки за время зачётной и экзаменационной сессии. Промежуточная успеваемость практически не влияет на изменение статуса "платника". Для того, чтобы иметь шанс для перехода на бесплатную основу, первую сессию нужно однозначно сдавать без отметок "удовлетворительно" - только на "хорошо" и "отлично". Желательно выложиться по максимуму, ведь, чем выше будут оценки, тем больше в глазах деканата своего факультета студент заслуживает того, чтобы не платить на образование.

В некоторых учебных заведениях возможно перевестись на бюджетное отделение уже после первой сданной на положительные отметки сессии. Это обычно происходит в том случае, если некоторые студенты, обучающиеся на бесплатной основе, не смогли закрыть все экзамены и зачёты, и попали в список на отчисление. Вместо тех, кого в итоге убрали из вуза, решением деканата, на их места будут переведены лица, лучше всех проявившие себя во время сдачи экзаменационной и зачётной сессий. То есть в начале второго семестра, такие студенты будут вызваны в деканат для расторжения договора и оформления стипендии. Всё это будет оформлено специальным приказом по факультету, который подтверждается печатью вуза и подписью его главы - ректора.

Но не всегда перевод осуществляется после первой семестра. Возможно, что придётся хорошенько поработать и на летней экзаменационной сессии, а оплата учёбы да этого момента всё также должна будет осуществляться в срок. Если сдача экзаменов летом точно также, как и зимой, удалась успешно, то с нового учебного года деканат факультета не вправе отказать студенту-отличнику или хорошисту, в переходе на бесплатное обучение. Если всё же вторая сессия не прошла так, как хотелось бы, то можно постараться исправить положение, и попробовать пересдать неудачный предмет. Для этого необходимо подать заявление в деканат и договориться с конкретным преподавателем о пересдаче. Чаще всего, они идут на встречу таким учащимся.

Если всё же исправить удовлетворительные баллы и добиться положительного результата не удалось сходу, то придётся напрягаться и на втором, и последующих курсах. Если у студента есть твёрдое желание преодолеть свой статус "платника", то рано или поздно у него это всё равно получится. Видя подобное рвение учащегося, многие сотрудники вуза будут идти ему навстречу, и давать определённые поблажки на экзаменах. Вообще, хорошие отношения с преподавателями и активное участие в общественной жизни вуза тоже будут отличнейшим подспорьем для достижения данной цели. Образование на бесплатной основе - вещь вполне доступная для студента, который хочет по-настоящему добраться до неё. Ответственная работа во время семестра, а также достойные ответы на экзаменах являются залогом успеха.

Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ? Наверное, всегда найдутся те, кого заинтересует данный вопрос. Особенно актуальным он становится в конце учебного года, когда сдана сессия, подведены итоги, и студент оказывается перед выбором, то ли остаться в прежнем учебном заведении, то ли попробовать себя в чем-то ином, возможно, более соответствующем его целям и амбициям.

Существует достаточно стойкое заблуждение в отношении того, что перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ практически нереально, а значит, эту затею в принципе лучше бросить. Это не совсем верно. Да, будет нелегко, придется повозиться с оформлением документов и выучить массу нового материала, чтобы сдать академическую разницу. Но в некоторых случаях такая игра, как говорится, на самом деле стоит свеч.

В данной статье речь главным образом пойдет о том, как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ. Кроме этого, читатели получат дельные советы и рекомендации, которые, в случае необходимости обязательно помогут им проще и скорее осуществить задуманное.

Раздел 1. Первоначальный список документов, требуемых от студента

Прежде всего, необходимо составить заявление с просьбой выдать академическую справку и подать его в деканат или учебный отдел заведения, в котором ранее проходило обучение.

В последующие 10 дней должен быть издан приказ ректора об отчислении студента, подавшего такое заявление, из ВУЗа.

На основании этого распоряжения студенту выдают оригинал документа об образовании, который находится на хранении в ВУЗе с момента поступления учащегося.

Раздел 2. Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ и какие документы необходимо потребовать с предыдущего места учебы?

Нельзя не отметить, что которая является документом строгой отчетности (заказывается в Госзнаке, имеет защиту от подделок) должны выдать в течение 2 недель. Т. е. на это понадобится какое-то время, и сделать это за один день не получится.

Стоит обратить внимание на тот факт, что в ней обязательно указываются все без исключения дисциплины, изученные студентом, а также выполненные им курсовые работы и практики.

Раздел 3. Порядок перевода. Действия студента

Как перевестись из ВУЗа в другой ВУЗ и при этом сэкономить время? Возможно ли это в принципе? Ну, конечно же!

Перед составлением заявления с просьбой выдать академическую справку студенту рекомендуется определиться, в каком ВУЗе он будет продолжать обучение.

При этом следует учесть следующее:

  • в настоящее время функционируют государственные и негосударственные ;
  • возможно обучение на бюджетном месте, если таковое имеется, конечно, или с оплатой стоимости;
  • действующие формы обучения: дневная, вечерняя, заочная; в разных вузах и на разных специальностях (направлениях - для бакалаврата) эти формы могут быть представлены не полностью.

С особой внимательностью нужно отнестись к этим пунктам до того, как перевестись из ВУЗа в ВУЗ в другой город. Согласитесь, иногда расстояния бывают немалые, а значит, ездить несколько раз, уточняя нюансы, будет не только очень неудобно, но и финансово невыгодно.

После принятия решения, где продолжить обучение, надо обратиться в приемную комиссию выбранного ВУЗа.

При наличии вакантных мест по выбранной студентом специальности (направлению), и если остальные условия его устраивают, конечно, студент имеет право быть зачисленным в это учебное заведение.

Однако необходимо будет предоставить следующие документы:

  • копия или выписка из этого документа - составляют в деканате (это надо сделать до отчисления из места, где было начато обучение) для определения в выбранном ВУЗе разницы в учебных планах, что послужит основанием для составления индивидуального плана обучения студента;
  • личное заявление студента с просьбой осуществить его перевод в ВУЗ для продолжения обучения.

Раздел 4. Порядок перевода. Действия учебного заведения

Выбранный студентом ВУЗ, в котором он предполагает продолжить обучение, при возможности принять нового студента выдает ему справку, в которой указывается, что студент допущен к аттестационным испытаниям и после того, как успешно их выдержал, зачисляется для того, чтобы продолжить обучение.

Часть дисциплин по итогам аттестации перезачитывается студенту, а ряд ему придется изучать самостоятельно и ликвидировать как академическую задолженность.

Необходимо учитывать и тот факт, что ответить на вопрос о том, как перевестись из ВУЗа в ВУЗ в Украине или, скажем, в Белоруссии, намного проще, если переход осуществляется в рамках законодательной базы одной страны. В противном же случае придется учитывать национальные особенности иностранных учебных заведений.

После получения вышеупомянутой справки студенту надо обратиться к администрации прежнего учебного заведения и написать заявление с просьбой об отчислении для продолжения обучения в другом месте, а также с просьбой выдать документ об образовании и академическую справку.

До того как учащийся предоставит все необходимые документы, он может быть допущен к занятиям только по распоряжению ректора.

Приказ о зачислении издается после того, как требуемые документы будут представлены в аттестационную комиссию нового ВУЗа. В этом документе обязательно указывается и необходимость ликвидации академической задолженности.

В новом учебном заведении формируют личное дело студента, в которое вносят его заявление с просьбой о переводе, ксерокопию и оригинал документа об образовании, а также выписку из приказа о зачислении в порядке перевода.

Если студент зачисляется на место с оплатой обучения, в личное дело вносится договор об оказании платных услуг в сфере образования.

Только после этого на руки заявителю должны выдать зачетную книжку и студенческий билет.

Раздел 5. Список документов, предоставляемых в приемную комиссию:

  • Личное заявление студента о переводе.
  • Академическая справка по итогам обучения в ВУЗе, где начато обучение.
  • Документ об образовании, на основании которого студент был зачислен в ВУЗ.
  • о зачислении в ВУЗ, где студент решил продолжить обучение.
  • Если обучение будет проходить на платной основе, необходимо предоставить договор на оказание платных услуг.

Раздел 6. Как перевестись из ВУЗа Украины в ВУЗ России, т. е. в иностранное учебное заведение?

Чтобы перевестись в иностранный институт или университет, необходимо успешно сдать экзамен, результат которого подтвердит знание языка, на котором будет проводиться обучение за границей.

Обязательна также и выписка о степени освоения российского вуза, в котором было начато обучение.

Все учебные достижения желающего продолжить обучение в иностранном вузе учитываются.

Можно выбрать другой путь перевода в вуз за границей - пройти обучение в летней школе, результаты обучения в которой будут учтены при зачислении.

Требующиеся копии документов надо предоставить до апреля. Следует учесть и тот факт, что начало занятий в зарубежных заведениях представлено не одной датой, как в российских ВУЗах.

Продолжить обучение можно с того семестра, к началу которого будет вынесено положительное решение о зачислении для обучения.

Раздел 7. Можно ли перевестись иностранцу в российский ВУЗ?

Чисто теоретически такая процедура вполне реальна.

Если между тем государством, где студент начал обучение, и Россией есть соответствующее соглашение, в рамках которого может быть осуществлен перевод, то процедура зачисления студента в российский ВУЗ возможна и осуществляется в соответствии с этим документом.

Раздел 8. На что, прежде всего, следует обратить внимание?

  • При переводе, осуществляемом, внутри ВУЗа, процедура остается такой же, как и при переводе в другой ВУЗ, однако, академическая разница не потребуется.
  • Отсрочка для юношей от прохождения службы в армии при переводе сохраняется только при условии, если перевод первый, а срок обучения в сумме не увеличивается более чем на 1 год (ВУЗ, кстати, должен иметь госаккредитацию).
  • При переводе из неаккредитованных ВУЗов в акктедитованные обязательна аттестация в форме экстерната, кроме случаев, когда такая практика не допускается.
  • Перезачитываются, как правило, не все дисциплины, которые изучал студент. Часть дисциплин необходимо сдать в порядке ликвидации академической задолженности.

Перевестись с коммерции на бюджет теперь смогут не только студенты-отличники, но и хорошисты. Новые правила смены формы обучения прописало Министерство образования РФ.

Процесс перевода студентов с коммерческих отделений на бюджетные теперь будет осуществляться по новым единым правилам во всех вузах страны. Соответствующий приказ появился на сайте Минобрнауки РФ.

Согласно тексту документа, для того, чтобы сменить форму обучения, студенту предстоит учиться без троек на протяжении последних двух семестров.

Хороший табель успеваемости – главное условие для перевода, но не единственное. Окончательно судьбу студента, претендующего на переход на бесплатную форму учебы, будет вершить специально созданная для этих целей комиссия.

«Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается специально созданной комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся)», – уточняется в тексте документа.

Как предполагают в вузовском сообществе, в компетенции комиссии окажется отбор лучших при наличии большого количества претендентов в условиях ограниченного числа бюджетных мест. При прочих равных условиях свою роль могут сыграть спортивные достижения, социальная активность кандидатов, а также банальное преимущество по табелю успеваемости одного студента над другим. Однако все же главным условием останется наличие свободных бюджетных мест, предполагают эксперты.

Напомним, ранее каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяло процедуру перевода студентов с коммерции на бюджет. Каждый вуз устанавливал собственные требования к успеваемости для кандидатов на перевод и срокам, на протяжении которых нужно было показывать определенный результат на сессиях. Также часто учитывалось социальное положение кандидата. Например, если студент находился в непростой жизненной ситуации (его семья относилась к категории малообеспеченных или потерявших кормильца и т.п.) и показывал хорошие академические результаты перевод можно было получить быстрее. Но все же главным критериям также оставалось наличие свободных бюджетных мест.

«Я переводилась с коммерции на бюджет, учась тогда еще в РГУ, в начале нулевых, – делится ростовчанка Наталья . – Изначально мне просто очень не повезло при поступлении и пришлось идти на коммерцию. Но первые же две сессии сдала на отлично и написала заявление о переводе. Каких-то сложностей этот процесс не вызвал. Возможно, потому что у меня помимо академической успеваемости была еще активная жизненная позиция – участие в вузовских конкурсах, мероприятиях. Но, главное – у меня не было конкурентов при переводе. Все-таки, как правило, на коммерции учатся более слабые студенты и на перевод претендуют единицы».

Станет ли теперь процедура перевода проще для талантливых студентов, пока прогнозов нет. Однако единый приказ Минобрнауки РФ определенно внес ясность в ситуацию, установив единые правила для всех учебных заведений, считают эксперты. Теперь во всяком случае каждый студент, учащийся на коммерции, будет четко знать, что отсутствие троек в табеле за последние две сессии, дают право претендовать на бюджетное место.