Чувства, мысли, действия. Три составляющих внутренней гармонии

ФОТО Getty Images

Лидия Осипова и Елена Улитова – психотерапевты, тренеры международного уровня, заслуженные профессионалы психотерапии, действительные члены Профессиональной психотерапевтической Лиги, авторы обучающих программ в Центре помогающей психологии «Линия времени».

Мы часто жалуемся на свои чувства. Например, не можем общаться с близкими, потому что злимся на них. Мы хотим избавиться от гнева, чтобы он нам не мешал.

Но что будет, если мы действительно избавимся от гнева? Скорее всего, на его место придут другие неприятные чувства: бессилие, обида, отчаяние. Поэтому наша задача не избавиться от своих чувств, а научиться управлять ими. Если чувство гнева будет нам подконтрольно, то его появление поможет разрешить проблемные ситуации, которые возникают в нашей жизни. Чтобы научиться управлять чувствами, нужно в первую очередь взять на себя полную ответственность за их появление.

Как это сделать? Прежде всего, поняв, какую пользу приносит нам то или иное чувство. Приняв полезное предназначение чувств, и того поведения, в котором они проявляются, мы сможем этим поведением управлять.

Каждое чувство – сигнал о потребности

Каждое чувство – это сигнал какой-либо потребности. Если мы зададим себе вопрос: «На какую потребность указывает мое чувство?», сможем найти способы поведения, которые помогут удовлетворить эту потребность. Также мы можем отказаться от этой потребности, если она не жизненно необходимая. Вовремя удовлетворяя потребности, мы не дадим чувству разрастаться и поглощать нас. Это и есть управление своими чувствами. Естественно, если потребность удовлетворена, то чувство, которое нас раздражало (сигнализировало о неутоленной потребности), уступает место другому чувству – удовлетворению.

Беда в том, что мы часто не воспринимаем раздражающие чувства как собственные образования, принадлежащие нам. А вот сумев понять его (чувства) полезное предназначение, можно изменить отношение к нему и, соответственно, присвоить. Чувство становится моим собственным проявлением, союзником.

Примеры сигналов, которые подают чувства

Обида , как правило, сообщает, что какие-то важные вещи в партнерских отношениях не проговариваются. Мы испытываем потребность в поддержке, но не сообщаем об этом.

Тревожность перед экзаменом, например, может быть сигналом о том, что следует получше подготовиться. А тревожность во время важной встречи дает предупреждение, что надо более четко контролировать ситуацию.

Беспокойство может сигнализировать о необходимости что-то предусмотреть в будущем.

Бессилие – необходимость попросить о помощи другого человека.

Ярость – мои права в чем-то нарушены, и необходимо восстановить справедливость.

Ревность – я слишком сильно сосредоточен на контроле за жизнью другого человека и забываю о своих задачах.

Практикум управления чувствами

Этот пятишаговый практикум поможет понять, в чем полезное предназначение ваших чувств, и при желании изменить привычное поведение на более эффективные действия.

1. Список чувств

Составьте свой список чувств. Просто выпишите в столбик названия разных чувств, которые вам вспоминаются. Выписывайте именно в столбик, так как место справа еще потребуется для выполнения других заданий. Не рекомендуем пользоваться списками, скачанными из интернета. Суть задания именно в том, чтобы активизировать память на чувства и их названия. А прочитанный список, как выяснено опытным путем, практически в памяти не удерживается. Пополняйте ваш список в течение нескольких дней. Вот когда поймете, что больше не можете вспомнить ни одного названия, тогда можно воспользоваться интернет-шпаргалкой и добавить те чувства, которые оказались за пределами вашего опыта.

2. Оценка

Возьмите ваш список чувств и отметьте справа от каждого, как вы (или вообще люди) его воспринимаете: как «плохое» или «хорошее» или, скорее, приятное и неприятное. Каких чувств оказалось больше? Обдумайте, в чем разница между теми чувствами, которые приятны, и теми, которые неприятны?

3. Переоценка

Вместо привычного большинству из нас разделения чувств на «хорошие» и «плохое» переосмыслите их как чувства, которые побуждают к действию, и чувства, которые завершают выполненное действие или удовлетворение потребности. Поставьте в своем списке новые отметки справа от названий чувства. Вполне вероятно, что во время выполнения этого задания вы вспомните новые чувства. Дополните ими список.

4. Предварительные выводы

Сравните, каких чувств больше среди побуждающих к действию: приятных или неприятных. А каких чувств больше среди завершающих действие? Обдумайте выводы, которые вы можете сделать из этого опыта. Как вы сможете это использовать для себя и других?

5. Предназначение чувств

Возьмите свой список. Справа можете написать полезное предназначение каждого чувства. Определите потребность, на появление которой оно указывает. Исходя из характера этой потребности, сформулируйте вероятное полезное предназначение чувства. У вас получится, например, такая запись: «Обида – сигнал о том, что я не умею предъявлять свои права». Проанализируйте, о чем говорят вам эти чувства. К каким действиям они вас побуждают? От чего защищают или к чему призывают? В чем их полезная часть. Что вы надеетесь получить от окружающих или от себя, когда у вас возникают такие чувства?

Таких вариантов может быть несколько, и это хорошо. Они могут отличаться у разных людей. Это помогает пониманию не только себя, но и других людей. Ведь за выражаемым чувством стоит потребность. И можно реагировать прямо на потребность, а не на слова, сопровождающие чувство.

Подробнее читайте в книге «Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта» (Издательские решения, 2016).

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

· определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

· знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

· предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

· модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Выделяют следующие формы проявления эмоций:

· выразительные движения или реакции;

· эмоциональные действия;

· высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные движения – следствие эмоционального возбуждения (т. е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия выражают или редуцируют эмоциональное состояние. Так, рыдания человека, получившего известие о смерти своего родственника, являются формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек участвует в погребальной церемонии, он выполняет специфические эмоциональные действия, т. е. действия, направленные на то, чтобы выразить и “разрядить” владеющие им эмоции. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в форме словесных знаков, указывают на представленность эмоции в сознании человека. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмоции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней – необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются контролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способность партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во внимание эмоциональное состояние другого приобретает решающее значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать даже скрываемые ими чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношениях между людьми может стать не только неуместное, но и неумелое проявление эмоций и чувств.

Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду:

1) что у человека данное состояние зафиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях;

2) что он способен выразить данное состояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различной. Человек может знать, что он нечто переживает и что это переживание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюбленный человек испытывает состояние, которое он не может определить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его невозможно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно назвать собственно осознанием, проявляется в том, что человек способен выразить знание о своем состоянии вербально ("Я вас любил, любовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем"). Именно на этом уровне становится возможным контроль над эмоциями, а именно:

· способность предвидеть их развитие;

· понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоциональных состояниях может проявляться в следующем:

· отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);

· неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха – как незаинтересованность);

· неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

· неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка "для его же пользы", тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Итак, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее причинами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает – с другой.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны не только на наблюдениях за выражением их лица, но также и на наблюдении за жестами и голосом, за ситуацией, в которой находится человек. И все же не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов.

Причины, по которым далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной причине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного анализа.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу не только информацию о собственном эмоциональном состоянии, но и о своем отношении друг к другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

· ненастойчивый, цель которого, скорее, скрыть подлинную эмоцию;

· агрессивный, цель которого "преподать урок" партнеру;

· открытый, или уверенный, цель которого дать знать, что вы чувствуете без того, чтобы вызывать чувство вины или агрессию у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит дать знать, что вы чувствуете и, следовательно, понять вас.

Сама структура сообщения в каждом из этих способов будет различаться.

Так, агрессивное сообщение, помимо того, что в нем используются сильные оценочные определения, как правило, построено как "ты-послание", в котором ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека ("ты выводишь меня из себя", "ты обидел(а) меня", "как ты мне надоел(а)"). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, переложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от другого человека.

Сообщения даже о негативных эмоциях, не разрушающие атмосферу доверия, партнерства, должны носить характер "я-посланий". Такие послания не угрожают самооценке ваших партнеров и одновременно позволяют вам принять ответственность за свои эмоции на себя, а значит открывают возможность управлять ими (например, "я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу", "я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время").

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается указанием причин, вызывавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других – чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживают чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своих чувствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе способа их выражения.

Способы словесного выражения эмоционального состояния или отношения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

· эмотивно-оценочная лексика и фразеология (например, глупец, дурак, звезд с неба не хватает );

· называние эмоции или чувства (например, “Я беспокоюсь”, “Я смущен”, “Мне приятно с тобой”) ;

· сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств (например, “На ней лица нет”, “Места себе не нахожу ”, девушка, чье предложение о дружбе встретило резкий отказ, сказала: “Как будто мне только что ампутировали руку” ).

Ниже приводятся примеры высказываний, в которых (1) содержится описание того, что чувствует говорящий, или (2) такое описание отсутствует. Заметим, что проявление чувства с использованием описания эмоций говорящего менее подвержено неправильному толкованию со стороны слушающего.

Выражение чувства с помощью описания Выражение чувства без

своего эмоционального состояния описания своего эмоциональ-

ного состояния

“Я смущен”. Краснеет и ничего не говорит.

“Мне приятно”.

“Я раздосадован”.

“Я рассержен!” Внезапно замолкает в

“Я волнуюсь по этому поводу.” середине беседы.

“Я обижен тем, что вы сказали.”

“Мне нравится ее чувство юмора.” “Она прекрасный человек”.

“Я уважаю ее способности и

компетентность.”

“Я люблю ее, но чувствую, что не должен

говорить об этом.”

“Мне так обидно, что я не могу “Замолчи!!!”

больше этого слушать.”

“Я сержусь на самого себя.”

“Я сержусь на тебя.”

Анализируя проблему эмоционального самораскрытия, исследователь межличностной коммуникации Дж. Л. Уоллен предлагает при описании чувств и эмоций, возникающих в процессе взаимодействия между людьми, строить высказывания с учетом следующей информации:

1. Указание наконкретные действия другого человека, которые вызвали у вас те или иные эмоции. Это позволяет вашему партнеру понять, о каком именно поведении идет речь.

“Вы прервали меня прежде, чем я закончил свое предложение”.

2. Описание собственных чувств в динамике, чтобы они воспринимались как способные к изменению, а не как сложившиеся раз и навсегда. При этом то, что беспокоит, лучше обсуждать сразу, не накапливая обиды:

“Мне нравится то, что вы только что сказали” или

“То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство протеста”.

3. Для поддержания партнерских взаимоотношений важно, чтобы высказывания имели:

а) конкретный, а не обобщающий характер. Лучше сказать: “Ты уронил мои бумаги ”, чем: “Ты никогда не смотришь за тем, что делаешь”;

б) проверяющий, а не утвердительный характер. Лучше сказать: “Ты еще не разговаривал с N?”, чем “Почему ты не поговорил с N?”;

в) информирующий, а не приказывающий характер. Лучше сказать: “Я еще не закончил”, чем “Не перебивай меня”.

4. Использование уточняющих реплик для того, чтобы убедиться, что вы не сделали ошибочных заключений о чувствах другого. “Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не прав?”; “Мое последнее заявление беспокоит тебя?”

5. Наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат как информация о другом человеке, хотя на самом деле являются выражением чувств говорящего, а именно:

а. Осуждение другого человека. “Ты никогда не проявляешь внимания”.

б. Приклеивание ярлыка или оскорбление. “Ты – жулик”. “Ты такой грубый”.

в. Обвинение –приписывание нежелательных мотивов другому.“Тебе нравится унижать людей”. “Ты всегда хочешь быть в центре внимания”.

г. Приказания и распоряжения. “Прекрати смеяться”. “Не говори слишком много”.

д. Сарказм. “Ты всегда смотришь на вещи оптимистически, не так ли?” (в противоположном значении).

Таким образом, целью описания собственных чувств является стремление положить начало диалогу, который улучшит межличностные отношения. Отрицательные чувства – показатель того, что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что вы оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибочных сообщений. Игнорировать отрицательные чувства – все равно, что игнорировать предупредительный сигнал, который указывает на то, что электросеть перегружена. Описание собственных чувств не должно быть попыткой принуждения другого человека измениться. Исходную установку можно сформулировать следующим образом: “Чему каждый из нас может научиться в этом обсуждении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктивной и более приятной?”

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение понятию “межличностная коммуникация”.

2. Наличие каких умений и навыков предполагает коммуникативная компетентность человека?

3. Что означает понятие “эффективная межличностная коммуникация”?

4. Перечислите аксиомы межличностной коммуникации, сформулированные П. Вацлавиком.

5. Перечислитетипыситуаций межличностного взаимодействия, вызывающих стресс.

6. Каковы основные причины стрессовых социальных ситуаций?

7. Какие характеристики межличностного взаимодействия можно выявить и описать с помощью понятия “коммуникативный стиль”?

8. Что лежит в основе различия коммуникативных стилей поведения людей?

9. Какова особенность эмоциональных проявлений на социально-ролевом, деловом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

10. В чем отличие открытого способа выражения эмоционального состояния от агрессивного?

Основная литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.

Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 2005.

Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.:.Питер, 2001.


Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.

Argyle M., Furnham A., Graham J.A. Social Situations. Cambridge University Press, 1981.

См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988.

См.: Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1989.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

См.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998.

Аргайл М., Фурнхэм А., Грэхэм Дж. А. Стрессовые ситуации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 220.

См.: Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Смысл, 2005.

См.: Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

См. Горянина В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал, 1997, № 6, с. 73-83.

См.: Дементьев В.В. Вторичные речевые жанры: онтология непрямой коммуникации // Жанры речи: Сб науч. статей. Саратов: Изд-во Гос. Уч.-науч. центра «Колледж», 1999. с. 41.

Подчеркнем, что речь идет о невербальной составляющей процесса взаимодействия между людьми, сопровождающей вербальное поведение. Мы не рассматриваем такие подпадающие под определение невербальных знаков явления, как язык глухонемых или сигнализация с помощью флажков и т. п., т. е. самостоятельные знаковые системы коммуникации, элементы которых имеют (подобно вербальному языку) достаточно определенные значения.

См.: Лабунская В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения // Психологический журнал, 1997, № 5. С. 85-94.

Цит. по: Эган Дж. Слушание: непременное условие поддерживающего поведения // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С. 334-335.

См. Эган Дж., Слушание: непременное условие…, с. 336-340.

Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации // Межличностное общение. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001, с. 472.

См.: Уоллен Дж. Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации…, с. 460.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ 1

«НАШИ ЧУВСТВА И ДЕЙСТВИЯ»

ЦЕЛИ:


  1. Определить ведущие механизмы психологической защиты у детей;

  2. Обучить способам снятия своего напряжения, сублимации негативных эмоций с помощью рисования и чтения веселых ис­торий;

  3. Корригировать подсознательные центры защиты за счет снижения значимости неудачных поступков и действий - «Не очень-то и хотелось».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Проблемная ситуация

Незнайка приносит детям две смешные фигурки, вылеп­ленные из пластилина, и предлагает угадать, кого слепила его подружка Оля. Все варианты детей выслушиваются, а затем предлагается послушать стихотворение, которое «сочинила» Оля:

Девочка и пластилин

Я леплю из пластилина -

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак...

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее Дуреха,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его Дурак.

Подошли ко мне два брата,

Подошли и говорят:

Разве кукла виновата?

Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь грубовато,

Ты сама же виновата,

А никто не виноват...

Н.Матвеева

Совместное обсуждение проблемной ситуации:


  • Кого лепила из пластилина девочка?

  • Почему она назвала куклу Дурехой, а клоуна - Дураком? (Девочка рассердилась на вылепленные ею игрушки).

  • Почему так грубо назвала свои игрушки девочка? (Ра­зозлилась на то, что у нее игрушки получились плохо).

  • Что почувствовала девочка, когда увидела, что иг­рушки у нее получились плохо?
По окончании обсуждения проблемы предложить детям по­слушать концовку стихотворения:

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко...

Я леплю из пластилина,

Приговариваю так:

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее - Бедняжка,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его - Бедняк.

2. Доверительная беседа на тему «Когда мне бывает плохо...»

Когда человеку на душе бывает плохо, что он чувству­ет? (Волнение, гнев, досаду, обиду и т.п.)

Вспомните случаи, когда у вас на душе было плохо, расскажите о них. Что вы чувствовали в этой ситуа­ции? Что вам хотелось сделать?

Когда вам бывает плохо, что вы делаете, чтобы по­чувствовать себя лучше? (Выяснение защитных ре­акций у детей в сложных для них ситуациях.)

Взрослый обобщает ответы детей и отмечает, что все люди ис­пользуют разные способы, чтобы улучшить свое состояние, но все должны помнить, что при этом они не должны вредить другим.

3. Чтение письма друзей Незнайки

«Здравствуйте, ребята! Нам хочется дать вам совет, как из­бавиться от своих неприятностей с помощью рисования:


  • если вас мучают страхи, то возьмите карандаши и на­рисуйте то, чего вы боитесь, а потом заштрихуйте свой страх - вы почувствуете облегчение;

  • с помощью рисунка вы можете нарисовать своего обидчика и высказать все, что о нем думаете;

  • с помощью рисунка можно пофантазировать, испол­нив все свои желания, мечты».
Незнайка в конце занятия рассказывает историю о том, что он очень любит купаться в море, а исполнить это желание не всегда возможно. От этого возникает чувство досады. Чтобы под­нять себе настроение, он берет кисточку и рисует море. От этого на душе у него становится приятно и весело, как в стихотворе­нии В. Орлова «Я рисую море»:

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая!

Я сижу тихонько

Около прибоя -

Окунаю кисточку

В море голубое.

Незнайка предлагает помочь девочке Оле поднять ее на­строение и нарисовать ей веселого клоуна и красивую наряд­ную куклу.

4. Рисование на тему «Веселый клоун и нарядная кукла»

Рисование осуществляется с помощью заранее приготов­ленных пиктограмм:

Что вы чувствовали, когда рисовали клоуна и кук­лу? Почему?

Если бы мы попросили робота описать погоду на улице, он ответил бы примерно так: «Температура воздуха – 5 градусов ниже нуля, снег, ветра нет» .

А вот как рассказал бы о погоде человек: «Ура! Настоящая зима! Снег идет целый день, просто великолепная погода для того, чтобы покататься на санках и поиграть в снежки!» .

Как вы думаете, в чем отличие эти двух высказываний? Главное отличие людей от роботов состоит в том, что способен испытывать чувства и эмоции .

Об этом мы и поговорим.

То, что для нас полезно, обычно вызывает положительные эмоции; то, что опасно — отрицательные.

Эмоции могут изменять состояние организма. Так, при виде чего-то пугающего у нас учащаются пульс и дыхание, мозг начинает получать больше кислорода и питательных веществ, расширяются зрачки.

Все это нужно для того, чтобы суметь убежать или наоборот, сразиться с врагом: иначе говоря – защититься от опасности.

Эмоции побуждают нас к действию или заставляют не повторять «вредных» действий. Например, заинтересовавшись чем-то, мы обязательно изучим предмет или явление, вызвавшее наш интерес.

А если нам стыдно за какой-то поступок, мы постараемся в будущем вести себя иначе. Центр распознавания эмоций «включается» в очень раннем возрасте: младенец умеет различать улыбку матери и улыбается в ответ.

Чем эмоции отличаются от чувств и настроения?

Эмоция улетучивается сразу же, как только исчезают те обстоятельства, которые ее вызывали.

Настроение же, напротив, — длительное состояние общего эмоционального фона. Если оно хмурое, то все вокруг кажется мрачным, как будто смотришь на окружающий мир сквозь темные очки.

А когда настроение хорошее, мелкие неприятности кажутся незначительными. Не случайно о людях, которые замечают только положительные моменты, говорят, что они смотрят на мир сквозь розовые очки.

Считается, что базовых эмоций всего десять:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Интерес
  4. Грусть
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Страх

Эмоции испытывают и животные. Глядя на собаку или кошку, мы сразу же можем понять, в каком она настроении.

Домашние любимцы тоже «считывают» выражение нашего лица, положение тела, оценивают движения. Если хозяин рассержен, его пес мгновенно это почувствует.

Обращаем ваше внимание на и – очень увлекательная информация!

Чувства человека

Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение к другим людям и явлениям. Эмоции обычно проходят мимо нашего сознания, а чувства мы можем выращивать, словно цветы.

Можно вырастить в себе чувство прекрасного – умение радоваться красоте, любовь, чувство ответственности; а можно и отрицательные чувства – ненависть, зависть, ревность или обиду.

Этот момент очень важен, так как любой человек несет ответственность за те чувства, которые он в себе воспитывает.


Гравюры чувств и эмоций, подготовленные для энциклопедии Londinensis. 1821 год.

Важно помнить, что отрицательные, негативные чувства и эмоции не только мешают общаться с другими людьми (мало кто захочет дружить со злюкой или нытиком), но и ослабляют организм.

Не случайно народная мудрость гласит, что все болезни происходят от нервов.

Позитивное же отношение к жизни помогает справиться с любой проблемой.

Ученые утверждают, что плохое настроение можно преодолеть с помощью бананов или шоколада, поскольку при их употреблении в кровь начинают поступать эндорфины – гормоны радости.

Если вам нравятся интересные факты обо всем – подписывайтесь на в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

  • 20 важных психологических фактов
  • Что такое импринтинг
  • 10 примеров того, как мозг выдает наши секреты
  • Кровеносная система

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

    определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

    знак (какое значение – положительное или отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

    предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

    модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях – выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Обычно выделяют следующие формы проявления эмоций:

    выразительные движения или реакции

    эмоциональные действия

    высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях

Выразительные движения – следствие эмоционального возбуждения (т. е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или редуцировать эмоциональное состояние. Так, поведение человека, который, потрясенный известием о смерти своего родственника, начинает рыдать и без сил падает в кресло, является формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек надевает траурную одежду, говорит о том, как он опечален, участвует в погребальной церемонии, рыдает и причитает, он выполняет специфические эмоциональные действия, т. е. действия, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы эту эмоцию выразить и "разрядить". Эмоциональные действия могут представлять сложную организованную деятельность. Скажем, для того, чтобы выразить свой гнев, человек может написать публицистическую статью или сатирический памфлет. Эмоциональные действия могут вызываться не только пережитыми эмоциями, но и совсем другими причинами, например, желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство.

Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъекта эмоции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том числе и благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, касающихся близких отношений, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д.

Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определять, какие чувства переживает человек.

Эмоциональное поведение существенно отличается на разных уровнях общения и в разных социальных ситуациях.

Для каждого уровня общения стратегически наиболее значимым является определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил поведения каждого участника. Умение понять ситуацию, привести выражение своих эмоций и поведение в соответствие с ней, а также в соответствие с поведением других людей –необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Скажем, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правильное, с точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. Это –внешний поведенческий уровень понимания. Целесообразность такого понимания обусловлена тем, что социально-ролевое общение во многом носит ритуальный характер. Искренние чувства его участников могут быть вызваны обстоятельствами, имеющими слабое отношение к данной ситуации. Например, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше воспринимает ответ студента, демонстрирующего энергично-деловое настроение, чем естественное для него в этот момент чувство тревожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения роль эмоциональных проявлений минимальна, то на интимно-личностном она приобретает решающее значение, при этом особо значимой становится способность партнера принимать в расчет истинные чувства и состояния. Соответственно, находясь с собеседником в психологически близких отношениях, необходимо учитывать скрываемые чувства, в то время как при социально-ролевых контактах в первую очередь следует реагировать на демонстрируемые эмоции. Во взаимоотношениях с особо близкими людьми, даже скрывая обиду, раздражение или любовь, человек все же надеется, что партнер почувствует его истинное состояние. И если близкие люди учитывают не только демонстрируемое, но и скрываемое состояние –это вызывает чувство благодарности. В случае, когда близкий человек, положение которого, как нам кажется, обязывает к истинному пониманию, вдруг начинает реагировать только на демонстрируетмые чувства, обида и недовольство резко подскакивает вверх. Объективности мы ждем от посторонних, с которыми нас связывают преимущественно деловые отношения. Для дружбы этого мало. Тут нужно сочувствующее понимание и готовность принять другого целиком, даже с его недостатками.

Дружеские или интимно-личностные отношения между людьми, основанные на чувствах и эмоциях, никогда не бывают ровными, как не бывает бесконечно ровным и само эмоциональное состояние человека.

Во-первых, сдерживаемые на других уровнях общения эмоции ищут своего выражения, “выброса” и со всей полнотой обрушиваются на того, кто по нашему мнению заслуживает особого доверия.

Во-вторых, с ростом доверия растет и требовательность человека к тому, кого он считает близким. Коль скоро внутренний мир одного открыт другому, тот должен понимать не только то, что говорится и демонстрируется, но и то, что остается невысказанным и невыявленным. Человек бывает очень уязвлен, если со стороны близкого не находит отклика на свои чувства. Некая обременительность такого эмоционального натиска, которого можно ожидать со стороны близкого в любое время и в любом месте, полностью оправдывается тем, что человек сам, в свою очередь, имеет такую же возможность для проявления эмоций.

Обрушивая свои эмоции на близкого человека, люди, как правило, нуждаются не во внимательном (психотерапевтическом) слушателе, им нужен не менее бурный отклик, может быть даже несколько провоцирующий на еще более открытое проявление своего состояния. Возможность выразить эмоции открыто выполняет важную функцию в сохранении и поддержании не только физического, но и психического здоровья.

Конечно, не следует забывать, что такого рода отношения возможны только между очень близкими людьми и даже при самых доверительных отношениях в проявлении притязаний, обид, капризов есть определенная мера. В силу глубокой потребности человека иметь хотя бы периодически возможность полного откровенного выражения своих эмоциональных состояний, позволяющего расслабиться, снять напряжение, появляется необходимость в человеке, отношения с которым могут носить доверительных характер, основанный на взаимности чувств и привязанностей.

Вместе с тем серьезной проблемой эмоционального поведения является то, что большинство людей не только испытывает дискомфорт, когда другие выражают сильные чувства, но и не признает, а еще меньше принимает, множество своих собственных чувств. Мы понимаем, что чувства естественны. Мы знаем, что способность чувствовать точно такая же часть любого человеческого существа, как способность думать и рассуждать логически. Мы осознаем неполноценность того, кто выглядит лишь размышляющим о жизни и не выглядит человеком чувствующим, то есть не любит, не наслаждается, не злится и не обижается на то, что происходит вокруг него. Мы знаем все это и все же считаем, что чувства разрушительны, что они создают множество препятствий и проблем в нашей жизни и работе с другими людьми. Привычным поведением являются вариации на тему: “Не переживай ты так.” Человеку, который расстроен, обескуражен или находится в депрессии, мы обычно говорим: “Не унывай!” “Держись!” “Слезами горю не поможешь!” “Все будет хорошо.” Говоря коротко: “Не испытывай подобного чувства.” Горюющему или обиженному человеку мы советуем: “Не плачь. Подумай о чем-нибудь приятном.” Тому, кто раздражен, мы говорим: “Успокойся. На это не стоит злиться. Давай будем объективны.” Испытывающего радость и удовлетворенность мы предостерегаем: “Будь осторожен. За счастьем всегда приходит несчастье.” На самых разнообразных групповых встречах мы призываем друг друга: “Не позволим чувствам взять верх. Будем благоразумными.”

Однако не чувства являются источником трудностей в отношениях с другими, но то, как мы их проявляем, или неудачный опыт в обращении с ними. Чувства, которые мы стараемся скрыть, не исчезают. Они остаются в нас до тех пор, пока, рано или поздно, не найдут выход. Проблема в том, что когда они сдерживаются слишком долго, то они проявятся либо неадекватно сильно, либо будут обращены к неверной цели. Вместо того, чтобы сказать своему супругу, что вам не нравится, когда вас постоянно перебивают, вы можете крикнуть на детей: “Заткнитесь”. Конечно, бывают ситуации, когда чувства не могут быть проявлены должным образом в данный момент. Однако гораздо чаще их проявление не только нужно, но и крайне важно.

Недостаточная эмоциональная экспрессивность (впрочем как и чрезмерная), ее неадекватность условиям – один из важнейших источников конфликта в межличностных отношениях. Чрезмерная сдержанность в проявлении эмоций и чувств приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Иногда это вызывает лишь удивление, иногда – рождает неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми.

Последствия для межличностных отношений, которые влечет за собой сокрытие, утаивание, нерешительность в проявлении чувств, могут быть следующими:

    непроявленные чувства создают атмосферу непонимания, искажения, необъективных суждений и действий. Во много раз труднее становится решать межличностные проблемы. И напротив, качество отношений намного улучшается, если партнеры свободны в проявлении как положительных, так и отрицательных чувств

    длительное подавление чувств может со временем стать причиной того, что человек оказывается вообще неспособным чувствовать.