Endless space 2 ресурсы.

В космической стратегии Endless Space 2 выбор рас весьма велик и каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками. Некоторыми фракциями могут управиться даже новички, а другие для управления требуют большого опыта и сноровки, зато в руках настоящих стратегов они могут раскрыться самым неожиданным образом. В этом руководстве мы собираемся рассказать вам об особенностях всех игровых рас, чтобы вам легче было подобрать их под свой стиль игры.

Расы для новичков

Объединенная империя (люди)

Универсальная раса, которая идеально подойдет игрокам, впервые запустившим данную стратегию. Впрочем, она все же обладает несколькими уникальными для нее особенностями, например, возможностью расходовать очки влияния на такие действия как развитие колоний, расширение государственных границ и дипломатические решения, а также на соблюдение всех актов и законов Империи. Люди способны воспользоваться своим «влиянием» чтобы значительно увеличить скорость выпуска или улучшения кораблей в различных системах и открытия новых технологий. Помимо всего прочего они способны тратить баллы влияния на развитие торговли и использовать их вместо Пыли.

Учитывая возможности применения влияния данной расой, нет ничего удивительного в том, что Объединенная империя обладает небольшим бонусом к его приросту. К тому же расходуемые очки промышленности тоже будут давать вам баллы влияния. Эта фракция отлично подходит для мирной победы с помощью культурного превосходства, но для этого понадобится немало очков влияния. Наверняка вы уже поняли, что чем больше окажется ваше влияние, тем сильнее вы будете.

Колонизация у этой расы выглядит стандартно – необходимо просто направить колонизационное судно в желаемую систему и высадиться на одной из ее планет. Корабли людей обладают немалым числом оружейных модулей, что позволит вам уже на начальной стадии игры построить неплохой боевой флот. У Объединенной империи, как и у любой другой фракции, имеются сюжетные квесты, которые мы советуем вам пройти как можно раньше. Это даст вам возможность получить еще одного героя, которого можно будет поставить во главе какого-нибудь флота.

Софоны

Является расой ученых и исследователей, поэтому она обладает множеством бонусов к разведке и открытию технологий. Если в вашей Империи окажется немало планет-морозильников, то вы получите неплохой бонус к науке. Вы также сможете на него рассчитывать, если откроете ту или иную технологию раньше остальных фракций. Более того, софоны способны узнавать о технологическом прогрессе других рас. Эта информация поможет вам обогнать прочие цивилизации в области исследований, что несомненно поможет вам выиграть партию.

Судна у софонов слабее, чем у остальных фракций, однако этот недостаток можно компенсировать одной интересной особенностью: если во главе Империи долгое время будет находиться научная партия (их представитель имеется в правительстве уже с первого хода), то вам удастся выбрать закон высочайшего уровня, увеличивающий мощность модулей оружия на 50 процентов.

Данная раса обладает особой способностью, дающей ей быстро обнаруживать близкорасположенные звездные системы. Их колонизация происходит по тому же принципу, что и у Объединенной империи, то есть отправляется корабль-колонизатор и заселяется одна из планет, крутящихся вокруг звезды.

Расы для опытных игроков

Люмери

Если вы играете уже во 2-й или 3-й раз и хотите попробовать что-нибудь совершенно новое, то мы советуем вам выбрать расу Люмери, Пожирателей или Горацио. Первым делом рассмотрим фракцию торговцев, чье процветание базируется на Пыле. В плане развития и общей игровой механики она схожа с предыдущими двумя цивилизациями за тем исключением, что их главным ресурсом является пыль. Они обладают немалым бонусом к одобрению в системах, а их представители способны создавать дополнительные единицы пыли.

К основным отличиям от рас для новичков можно отнести метод колонизации планет. Дело в том, что им нет нужды создавать специальные корабли. Если вы хотите завладеть той или иной системой и заполучить технологию, позволяющую проживать в выбранном мире, то вам необходимо попросту приобрести планету. После этого на ней возникнет поселение (форпост), которое начнет расти и развиваться, как и у других цивилизаций. При необходимости можно продать колонию своему соседу, заработав тем самым немало пыли. В результате люмери способны очень быстро увеличить свою Империю, имея на счету достаточное количество пыли.

Торговые корпорации этой расы могут действовать на территориях, которые принадлежат другим фракциям, причем они не обязательно должны быть дружественными. Немалое число открываемых ими технологий и проводимых улучшений добавляют бонусы к добыче пыли. Эту валюту люмери могут применять и для взаимодействия с малыми цивилизациями. Можно будет подкупать их, улучшая отношения с ними. В конце концов, они решат заключить с люмери союз или вовсе ассимилироваться с ними. В общем, если вы привыкли решать все с помощью денег и не являетесь сторонником военных конфликтов, то вам стоит выбрать именно эту расу.

Горацио

В плане геймплея эта раса схожа с предыдущими, а открываемые ими технологии и выполняемые сюжетные задания в основном дают бонусы к созданию пищи или увеличению населения. Их представители могут повысить производство еды или вызвать одобрение на планетах с жарким климатом. К тому же на всех планетах они получают бонусного гражданина.

Неповторимой чертой горацио считается возможность копирования ген прочих пришельцев, которые живут на территории их Империи. В результате они получают бонусы этих рас. По этой причине при игре за них стоит как можно быстрее получить представителей прочих цивилизаций, а затем распрощаться с ними после получения нужного бонуса или повысить популяцию до необходимого значения. Если вы не станете делать этого, то ваши соседи наверняка смогут опередить вас в плане технологий или боеспособности флота.

Судна данной расы стоят довольно дорого, зато они обладают большим количеством модулей, а потому из них можно создавать самые различные корабли. Горацио отлично подходят для продолжительных партий на картах, где имеется большое количество малых фракций.

Пожиратели

Уже из названия можно понять, что они представляют собой весьма прожорливую расу, которая питается прочими видами, населяющими галактику. Зато они способны получить заметно больше базовых ресурсов на одного жителя, чем остальные расы. Это дает им возможность быстро расширять свои границы, по крайне мере до тех пор, пока у них имеются рабы (пожирателям приходится жить на планетах с иными «народностями»). С течением времени это снижает ценность мира из-за чего им постоянно нужно находить новые звездные системы для обеспечения себя большим количеством игровой валюты. Повысить уровень одобрения в системе можно при помощи представителей других рас.

В каждом мире пожиратели могут обладать 2-мя дополнительными гражданами, а их флоты уже на начальном этапе обладают 2 дополнительными командными очками. Однако данные бонусы будут связаны с непрекращающейся войной, так как если во главе Империи встанут милитаристы (а такое случается частенько), то вы тут же окажетесь в состоянии холодной войны с другими фракциями. Таким образом, при игре за пожирателей нужно быть готовым к регулярным столкновениям и постоянному расширению границ. В общем, ее стоит выбирать игрокам, любящим добиваться всего силой оружия.

Расы для продвинутых игроков

Непадшие

Трудная в освоении раса, так как для колонизации систем вам вначале придется распространять своеобразные виноградные лозы и отправлять в них особых юнитов, предназначенных для захвата других миров. Хоть эта раса и обладает широкой зоной влияния, однако жить она способна лишь на колониях (можно будет также контролировать отдельные космические объекты, например, астероидные пояса или туманности).

Непадшие обладают большим бонусом к производству пищи и доступам к Стражам, уникальной расе, с которой у них крайне тесные отношения (что-то вроде симбиоза). Для повышения одобрения в звездной системе игрок может пожертвовать представителями своей фракции. После выполнения всех сюжетных миссий эта раса получает возможность реализовывать проекты терраформирования планет.

Необходимо грамотно применять область, сформированную вокруг столицы, ведь под вашим контролем могут оказаться лишь те звездные системы, которые находятся внутри сферы влияния непадших. К родной системе необходимо «привязать» даже малые фракции. Без этого ассимилироваться с ними не удастся. В результате геймплей за эту расу в основном связан с мирным расширением, а не с постоянными войнами.

Водяни

Еще одна уникальная раса с неповторимой системой колонизации. Подробнее о ней мы рассказали в нашем соответствующем руководстве . Отметим лишь, что Водяни обладают уникальным типом кораблей – ковчегами, которые на начальном и частично на среднем этапах игры представляют собой грозную силу. Если вы научитесь играть за данную фракцию, то сможете запросто добиться победы в любой партии. Ее стоит выбирать пользователям, которые любят вступать в схватки со своими соседями.

Властелины времени

Представляют собой расу, пришедшую в галактику из иного измерения, поэтому игровой процесс за них кардинально отличается от других фракций. Они способны осуществлять колонизацию практически любых миров, вне зависимости от их климатических условий. Более того, они получают бонус к одобрению при заселении бесплодных планет. Разумеется технология терраформирования действует у них по-другому. Благодаря открытию новых технологий властелинам времени удастся заселять и гостеприимные миры с океанами, джунглями, лесами и так далее. У их представителей имеются бонусы к науке, производству и пыли (+5 единиц).

Рост популяции у этой расы происходит иначе, чем у остальных. Дело в том, что им не нужна еда – новые властелины времени создаются так же, как корабли или улучшения для планет. На первых этапах вам будет сложно повышать популяцию, но с течением времени данный процесс упростится и вам будет легче контролировать рост населения.

Колонизация тоже происходит по-другому – нужно отправить специальное судно и создать поселение, в котором жители будут создаваться автоматически, поэтому неважно, насколько далеко находится колония от основного мира, ведь дополнительная пища для роста им не нужна. Повысить рост популяции в поселении можно путем использовать двух стратегических ресурсов. К особенностям властелинов времени относят также возможность создавать сингулярности.

При игре за данную расу нужно не ассимилировать малые фракции, а заключать с ними союзы, чтобы получить бонус к рабсиле. Если вы решите выбрать данную расу, то мы советуем вам вести себя мирно и расширяться не спеша, постепенно обгоняя другие фракции в плане производства.

Сразу отметим, что Водяни, скорее всего, является самой зависимой от ресурсов фракцией в игре. Впрочем, она наверняка понравится вам, так как эта раса предлагает поистине уникальный геймплей. Ведь вы сможете примерить на себе роль настоящих космических вампиров!

Сгруппируйте свои Личеры (Leecher) и Колесо (Wheel) в единый флот. Переместите своего героя во флот, чтобы повысить его боеспособность. Так как Водяни «необходимы» другие фракции для жатвы, то успех вашего первого флота будет зависеть от того, как скоро вы сможете найти расы, с которых можно будет выкачивать эссенцию (essence). Стоит сразу же отправить его в ближайшие системы для нахождения других звездных империй.

Не забудьте также запустить зонды по другим маршрутам, чтобы сэкономить время на поисках иных рас. Чем раньше вы отыщите систему для «кормления» своего народа, тем лучше.

Найдя нужный мир, переместите флот на его орбиту и начните жатву, нажав на соответствующую кнопку на экране. При сборе энергии нужно расставить свои корабли так, чтобы Герой и Колесо оказались наверху, а невооруженные Личеры – внизу. В результате врагу нужно будет сначала пройти через ваших боевых юнитов и только потом они смогут атаковать Личеры.

Тем временем начните строительство церебральной реальности (cerebral reality) в своей родной системе, ведь вам совсем скоро понадобятся деньги, причем немало. Далее нужно возвести Межгалактический супермаркет (Intergalactic Supermarket). Затем продолжайте выпускать Личеры и отправлять их на сбор эссенции.

В плане исследований сконцентрируйте свое внимание на Multi-Thread Mana для межгалактического супермаркета, который понадобится вам для покрытия расходов на флот. После приступайте к исследованию первого уровня технологий колонизации Fluid Nanodynamic или Hyper Cypers, которая сможет обеспечить вашу родную систему дополнительной планетой.

Закончив с первоначальными исследованиями для улучшения системы, следует взяться за открытие Нестабильной изотопной обработки (Unstable isotope Machining) или Специализированных изотопов (Specialized isatopes). Ваш выбор будет напрямую зависеть от полученной награды за первый квест.

Сделать это стоит до открытия технологий для сбора основного ресурса, так как после выполнения первого квеста вы получите 50 единиц одного из ресурсов, которые можно сразу же использовать для вооружения своих Ковчегов. Следует также взять технологию Галактические товары (Galactic Commodities), чтобы получить возможность торговать своими ресурсами для ускорения апгрейда систем в будущем.

Создайте новый ковчег, оснастив его модулями, ускоряющими строительство.

Как только у вас появится достаточное количество пыли (dust), обновите свой текущий ковчег, создав для него новый дизайн. Для сохранения игровой валюты вы можете не оснащать его защитными или боевыми модулями, как показано выше, однако это немалый риск, ведь тогда ваши новые корабли окажутся совершенно беззащитными при возможном нападении на них.

После обновления вашего родного мира Ковчег станет мощным производственным комплексом. Продолжайте выпускать Личеров и отправлять их на жатву. Убедитесь в том, что вы создали Межгалактический супермаркет, иначе совсем скоро вас ждет полное банкротство.

11 ход

На 11 ходу, как раз перед своим банкротством, у вас должно оказаться достаточное количество влияния для издания своего первого закона. Провозгласите Правило избытка Титов (Excess Tith Rule), чтобы вывести финансы Империи за красную линию. Затем сохраните оставшиеся очки влияния.

Когда сбор эссенции достигнет 250 единиц используйте Святое Распространение (Holy Proliferation), чтобы проапгрейдить свою первую планету до 2-х единичек населения. Затем, накопив 500 единиц, повысьте популяцию этого мира до 3-х единиц.

Создание боевого Ковчега

Теперь пришло время создать свой первый боевой ковчег. Он будет выглядеть как на скриншотах ниже:

Получив достаточное количество эссенции, постройте судно. Оставьте его на орбите в своей стартовой системе на 1-2 хода, чтобы заполнить его рабочей силой. Используйте это время, чтобы полностью захватить свою первую звездную систему и очистить ее от пиратов для получения новой квестовой награды. После этого снова обновите ковчег с помощью своей самой современной технологии. Вы можете привязать его к любой невостребованной системе, а затем проапгрейдить.

Теперь у вас есть два пути для дальнейшего развития. Вы можете начать создание наступательных ковчегов и атаковать конкурирующие фракции для быстрой военной победы – весьма жизнеспособная стратегия для любых карт (кроме самых крупных галактик). Если вам не хочется проводить военную кампанию, то вы можете построить целую колонию ковчегов, чтобы создать большую и прочную Империю, способную выстоять против любых невзгод.

Впрочем, можно и комбинировать эти процессы, например, атаковать не всех подряд, а только те расы, которые в будущем могут доставить вам немало хлопот (обычно ими являются соседствующие с вами фракции). В этом случае стоит сосредоточить свои атаки на родных мирах противников, которые на начальном этапе являются главными производственными центрами для любых Империй.

Быстрая военная победа

Если вы собираетесь одержать быструю военную победу или стереть вражескую систему с карты галактики как можно скорее, не имея в кармане 50 ходов для полной жатвы, то вам непременно придется вступить с конкурентом в войну. Для этого обязательно сохраните в начале как можно больше очков влияния. Затем нужно заблокировать систему и стоять на страже, пока ее защитные силы не упадут до нуля. Потом просто устройте орбитальную бомбардировку и победа окажется в ваших руках. Не стоит тратить время на улучшение планеты, так как Водяни является все же космической расой. После можете колонизировать новый мир или двинуться дальше для уничтожения других фракций.

Длительная партия

Если вы планируете играть долго и без спешки, то вам нужно сосредоточить свое внимание на поглощении эссенции у других рас, так как она является ценным ресурсом, без которого вам не обойтись. В этом случае стоит разместить боевые ковчеги в верхней части флота, а Личеры – внизу, чтобы первые смогли защитить вторых во время жаты.

На данном этапе вы должны оказаться доминирующей силой в своем созвездии или даже во всей галактике. Однако преимущество, которым смогут обеспечивать вас ковчеги, не будет длиться на протяжении всей игры, поэтому не стоит расслабляться раньше времени.

Возьмите под контроль все ключевые точки, однако это не значит, что вам нужно колонизировать все системы. Необходимо постепенно заменять количество качеством. Нацельтесь на системы, имеющие несколько колонизируемых планет с большими залежами предметов роскоши (luxury resources), которые на позднем этапе игры станут невероятно ценны для вашей Империи.

Обновите свой родной мир, а затем создайте несколько ковчегов-колоний и боевых ковчегов с оружием, а вместо модулей повышения строительства установите модули развития науки. Это даст вам настолько огромный толчок к исследованию новых технологий, что Софоны будут тихонько курить в сторонке.

Для чего это нужно? Дело в том, что вы сможете использовать свой научный потенциал, чтобы продолжить доминировать над всеми остальными фракциями на протяжении всей оставшейся партии. Пока враги будут атаковать вас своими примитивными пульками, вы сможете ответить им пушками антиматерии или гипер-фазными лазерами.

Достигнув второй технологической эры, обновите все свои аванпосты, ориентированные на науку. У всех у них должен оказаться второй уровень поселения. Для этого вам понадобятся предметы роскоши, поэтому выберите среди них те, которые сильнее всего распространены в вашей империи. При использовании Bluecap Mold ваши системы будут производить +50 науки, так как поселения продолжат расширяться, производя святое распространение с помощью собираемой вами эссенции.

Чтобы значительно повысить развитие науки, вам стоит перейти к Демократии, как только у вас появится нужный вариант в меню «Сената». Надо просто нажать на надпись «Изменить правительство» и выбрать необходимую структуру правления.

Если население планеты, из которого вы собираете эссенцию, начало постепенно убывать или вовсе было поглощено вами, то вам стоит тут же переместить свой флот с Личерами на другой мир. Если вы не уничтожите полностью планету, то ее население может восстановиться через некоторое время и вы сможете снова начать высасывать из него нужный вам ресурс. По этой причине не стоит поглощать всех без разбору. Оставьте себе несколько малых народцев, чтобы постепенно собирать с них эссенцию, переходя от одной планеты к другой, всегда держа их популяцию на среднем уровне.

Продолжайте ускорять исследования технологий, переходя на новые эры, улучшая свои системы и повышая популяцию. Для этого нужно продолжить собирать и накапливать предметы роскоши. Именно благодаря новейшим технологиям вам удастся держать всех своих врагов в узде.

Превращение в Бесконечных

Если вы сфокусировались на развитии науки, нашли богатые «кормовые базы», сохранили их и не сильно пострадали от агрессивных фракций, атакующих вашу Империю, то вы должны достичь 5 технологической эры уже к 120 ходу. Это научная победа? Не совсем, так как данная эра пока что пуста.

Впрочем, теперь вы сможете воспользоваться своим технологическим преимуществом, чтобы завоевать дружбу соседей или стереть их в звездную пыль. В результате Водяни станут следующими Бесконечными.

Выводы

Водяни имеют два основных преимущества: возможность строить полностью оборудованные корабли-ковчеги и уникальную форму колонизации. К тому же модули развития науки значительно ускоряют открытие новых технологий, позволяя быстро достичь технологического превосходства над другими расами.

Если вкратце, то для победы вам нужно сделать следующее:

  1. Объедините все свои корабли в ный флот для сбора эссенции.
  2. Обновите дизайн своего первого ковчега для более быстрого производства Личеров.
  3. Постройте боевой ковчег и используйте его для уничтожения врагов и защиты своих Личеров.
  4. Переделайте дизайн своих колониальных ковчегов, направив их на развитие науки. Открывайте технологии для расширения империи и еще большего ускорения исследований.
  5. Перемещайте свои боевые ковчеги и личеры между разными планетами, чтобы не уничтожать полностью их население.
  6. Ищите аномалии, чтобы заполучить в свои руки предметы роскоши, которые понадобятся вам для создания колоний.

Это нечто особенное.

Став доступной в рамках раннего доступа Steam в октябре прошлого года, эта глобальная стратегия от французской команды Amplitude Studios продолжила развивать верный классике и в то же время самобытный игровой процесс.

Уже тогда, в состоянии бета-версии, Endless Space 2 была вполне играбельной и очень выгодно смотрелась на фоне конкурентов. А сейчас все стало еще лучше.

Игровой процесс

Базовый концепт все тот же, что и много лет назад, когда появились первые 4X-стратегии - eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate (исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай).

Выбрав одну из 8 доступных рас, необходимо привести ее к победе. Способов сделать это - целая масса, но, так или иначе, сначала необходимо исследовать ближайшие звездные системы, а затем начать постепенное заселение наиболее пригодных из них.

Уже на этом этапе игра предлагает огромное количество опций: разные типы систем и планет, различные аномалии, специфические особенности, случайные находки в виде ресурсов или даже древних руин других цивилизаций!

Дальше - больше. Развитие каждой системы представляет собой задачку на оптимизацию. Практически из каждой комбинации планет можно сделать какую-нибудь специализированную единицу в масштабах новоявленной космической империи. Но чтобы подобрать правильный «рецепт», придется хорошенько подумать.

Постепенно все сильнее начинают проявляться и другие механики. Происходят первые контакты с другими цивилизациями, начинаются переговоры о разделе сфер влияния в галактике, происходят первые военные конфликты.

Как и в случае с любой другой 4X, рассказать подробно о всех элементах игры не представляется возможным без превращения статьи из обзора в мини-энциклопедию. В случае с Endless Space 2 это верно на все 200%. В этой игре очень много всего. Поэтому далее акцент будет сделан на ключевых элементах, которые выделяют проект на фоне других представителей жанра.

«Ваше видение - их будущее»

Еще на этапе анонса игры разработчики провозгласили этот девиз, подчеркнув свое стремление сделать политику более живой. В Endless Space 2 полностью переработана система взаимодействия игрока с подконтрольным ему населением. Разработчики выделили целую плеяду политических течений: милитаристы, ученые, теологи, экологи, пафицисты и промышленники.

Каждое из этих сообществ имеет собственное мнение насчет правильного пути развития. Это выражается в доступных законотворческих актах, которые в значительной степени могут изменить государство.

Но это не значит, что можно выбрать что-то одно и сплестись в объятьях братских. Мнение носителей политических взглядов складывается не только из действий игрока, но и из других событий, которые происходят сами собой. Все это в комплексе может создать множество интересных ситуаций.

Допустим, большой и добрый народ долгие годы ведет мирную политику, но идиллия прерывается нападением агрессивного соседа. Чтобы сохранить позиции приходится собирать военный флот. И каждый построенный корабль, каждый проведенный бой, каждая по защите своих миров или захвату чужих - все это медленно меняет мировоззрение населения.

И вот уже война выиграна, и прошел парад на родной планете агрессора, но некогда мирный народ уже привык воевать, а пацифизм остался в прошлом.

А может выйти иначе: «мирные» покидают свои миры и заселяют другую часть галактики. Чтобы адаптироваться к новым условиям проживания, придется изучить соответствующие технологии. И тогда в один ряд с пацифистами встанут ученые. А может и возглавят всю расу...

Каждая условная единица населения имеет не только свои политические взгляды, но и расовые особенности. Одним подавай науку, другие любят воевать, третьи вообще хотят, чтобы правитель не вмешивался в дела других жителей галактики и вел политику изоляционизма.

Безусловно, постепенно расклад сил на политическом поле можно изменить. Но для этого придется соответствовать новому курсу, а не просто нажать одну кнопку. И, конечно, как в реальной политике, ничего не происходит мгновенно: население нельзя «перепрошить» в один миг.

Действительно уникальные расы

В релизной версии игры есть 8 сторон на выбор. На первый взгляд кажется, что это мало, особенно если вспомнить Civilization 6. Но после изучения особенностей каждой расы все становится на свои места.

Amplitude не гнались за количеством, а постарались сделать каждую расу действительно уникальной, чтобы игровой процесс за каждую из них был уникальным и показать, насколько разными могут быть существа, населяющие космос.

Только во вселенной Endless Space 2 можно встретить мульти-триллионера и нарцисса Горацио, выкупившего у Единой Империи целое созвездие, чтобы заселить его своими клонами. Только здесь есть причудливые существа альтернативной вселенной вне евклидовой геометрии, которые могут замедлять или ускорять время на своей территории.

В конце-концов, только в этой игре можно встать под началом гигантского Несгибаемого древа, чтобы пустить корни прямо в космос и протянуть их к соседним звездам!

Есть, конечно, и более «традиционные» фракции, но даже они играются абсолютно по-разному: Софоны полностью посвящают себя исследованиям, Люмерис создают гигантские торговые корпорации, люди-имперцы трудятся в коллективистском угаре, церковь Водяни кочует по галактике на гигантских кораблях-ковчегах и выжигает каленым железом всех, кто не хочет становиться топливом для этих самых ковчегов, а киборги-краверы подобно саранче превращают планеты в бесполезные булыжники, после чего захватывают новые.

Бесконечная история

Сама идея придумать линейку заданий, чтобы скрасить игровой процесс, далеко не нова, но редко в какой глобальной стратегии квестовая система реализована так же качественно, как и в Endless Space 2.

Все задания можно разделить на условно-обязательные и случайные. Первые выдаются в зависимости от выбранной расы и рассказывают связанную с ней историю. Вторые выдаются динамически, но тоже всегда сопровождаются развернутыми сюжетными описаниями.

Вообще в плане сюжета и проработки мира Endless Space 2 на голову выше всех 4X, когда-либо вышедших. Amplitude не просто придумали расы и вывалили их к открытый космос, а вписали их в собственную вселенную, которая едина для всех остальных игр студии.

Еще одним любопытным элементом игры являются герои. Их можно назначать губернаторами или флотоводцами, и тогда они будут давать различные бонусы. Самые лучшие герои галактики проходят обучения в стенах загадочной Академии. Ее расположение скрыто на момент начала игры, и тот игрок, который первый отыщет ее, сможет получить преимущество.

Помимо этого они часто становятся лидерами политических фракций. Постепенно набирая опыт, они могут изучить новые способности и еще сильнее влиять на ход игры.

Боевая система

Космические сражения в Endless Space 2 проходят в режиме пассивного наблюдения, однако сам бой - это что-то вроде итогового результата решений игрока. И сделать их придется немало!

Во-первых, все корабли нужно собирать вручную из имеющихся модулей. Это и двигатели, и оружие, и защитные системы, и различные вспомогательные «примочки». Сначала выбор небольшой, но если изучить определенные технологии, то можно будет создавать очень эффективные комбинации.

Во-вторых, каждая модель корпуса имеет разное количество слотов под модули разного типа. При этом один и тот же тип корабля у одной расы может отличаться по комплектации от аналога другой расы.

Это значит, что нужно постоянно следить за тем, чтобы техническое оснащение кораблей не только было максимально продвинутым, но и отвечало конкретной задаче. Супер-перехватчик планету не захватит, ведь в нем не нашлось места для десантников. А дредноут с кучей защитных модулей едва ли будет полезен во время наступательных операций.

Также непосредственно перед боем можно выбрать одну из карточек-тактик. По умолчанию их всего три, но позже их количество можно увеличить, обеспечив своему флоту большую гибкость.

Графика и техническая реализация

Уже в раннем доступе игра твердо закрепила за собой позицию одной из самых красивых стратегий. И вовсе не из-за супер-современной графики с заоблачными системными требованиями, а благодаря великолепному визуальному стилю.

Вступительные ролики рас и ключевые иллюстрации в игре великолепно анимированы, благодаря чему создается ощущение трехмерности. Однако на самом деле все картинки выполнены в 2D и не требуют мощного компьютера. Трехмерные элементы, такие как планеты и зведолеты, выполнены старательно и аккуратно.

Отдельно стоит упомянуть про интерфейс, который создан с каким-то маниакальным профессионализмом. Он минималистичен, но при этом не отдает дешевизной, которую можно почувствовать во многих современных играх. Наоборот, каждый элемент создан настолько хорошо, насколько это вообще возможно в рамках выбранной стилистики.

Качество перевода на русский язык довольно высокое, «машинных» моментов практически нет. При этом некоторые фрагменты так и остались на английском - верный признак того, что переводили вручную.

Также пострадала адаптация шрифтов под кириллицу. Некоторые фразы не умещаются в свои поля, что иногда создает неудобства и в целом немного портит впечатление от игры.

Глобальная стратегия нового поколения

Пока Сид Мейер (Sid Meier) занимался профанацией, пересобирая Civilization 5, французы и Amplitude Studios внедряли абсолютно новую систему внутренней политики. Пока Paradox делали интересную, но все-таки безликую Stellaris, Amplitude прописывали свою собственную уникальную вселенную, населенную интересными расами.

Это не значит, что конкуренты выпускают плохие игры. Вовсе нет, шестая «Цива» очень хорошо играется, а Stellaris - это отличное развлечение на 10-20 часов для любителя глобально-стратегического «покраса». Но обе эти игры всем своим видом говорят о том, что их создатели не собираются двигать жанр. Они выпускают новые части, строго дозируя нововведения. Им нужен стабильный продукт на продажу.

Если же сравнить сиквел с оригиналом 2012 года, то огромная разница сразу же бросается в глаза. Даже тем, кто и не любит 4X-стратегии. Впрочем, после выхода Endless Space 2 таких явно станет меньше.

Endless Space 2 представляет собой новую 4X-стратегию о космосе, которая может похвастаться глубоким и проработанным геймплеем. Одним из важнейших аспектов этого игрового процесса является колонизация новых миров, ведь именно благодаря ней можно расширить границы своей Империи, получить новые ресурсы и ускорить изучение новых технологий. Однако далеко не все игроки знают, как осуществлять освоение новых миров и делать это правильно. В этом руководстве мы постараемся раскрыть этот аспект игры максимально подробно.

С помощью расширения своих границ вам удастся значительно повысить популяцию и приток ценных ресурсов, что является основой для создания огромной и процветающей страны. Чтобы достигнуть данной цели вам необходимо будет строить и применять специальные судна для колонизации. Следует выбирать системы, имеющие планеты с большим количеством ресурсов и оптимальным климатом. Подойдут также места, имеющие большое скопление средних по всем параметрам миров.

Сразу отметим, что наиболее лакомыми кусочками для любых рас являются планеты с океанами и богатой флорой, поэтому вне зависимости от выбора фракции, ищите именно такие миры при расширении своей Империи. Дело в том, что вы не только сможете найти на них массу ресурсов, но и получить дополнительные очки одобрения за их колонизацию.

Благодаря развитию технологий вы получите намного больше возможностей в плане заселения новых планет и сможете даже терраформировать их в нечто более комфортное для жизни ваших подданных. Можно также помочь Экологам в правительстве и привести их к власти. В этом случае вам удастся колонизировать почти любые миры. Правда, вы неизбежно получите штраф к производству, если начнете слишком быстро захватывать новые системы.

В самом начале под вашим руководством окажется всего одно судно для колонизации, однако ничто не мешает вам создать еще несколько подобных кораблей. К тому же постройка таких кораблей теперь не тратит одну единицу населения на планете (в оригинальной игре этого было не избежать). Сама колонизация осуществляется в 2 стадии.

Первым делом стоит отыскать пустую систему, то есть она не должна находится под контролем другой фракции, но при этом иметь хотя бы парочку планет, доступных для колонизации. Подобные миры в игре отмечены большими белыми кружками (миниатюрными планетками) – они нарисованы прямо под названием звездной системы. После отправки корабля в нужную точку и его прибытия на место стоит выбрать параметр «Колонизация». В результате судно будет использовано для постройки первого поселения, развитием которого следует заняться как можно быстрее.

Вторая стадия как раз таки связана с управлением своего нового поселения. Хоть одна из планет и будет принадлежать вам, однако вся система в целом останется нейтральной. Если в ней окажутся другие миры, доступные для колонизации, то остальные фракции вполне могут заселить их. Тут то и начинается гонка между расами – все будут пытаться как можно быстрее колонизировать всю систему. Поэтому мы советуем вам стараться сразу же поселиться на всех планетах, а не отсылать к системам одиночные корабли-колонизаторы.

Что касается развития поселения, то оно увеличивается само по себе путем производства определенного количества пищи. Чем плодороднее окажется мир, тем больше пищи на нем можно будет получить, следовательно, рост популяции на нем окажется крайне высок. Впрочем, можно искусственно ускорить увеличение населения, отправляя в колонии гражданские судна с пищей. По умолчанию они вылетают с вашей столицы, однако вы можете выбрать любую другую систему с большим производством еды. Однако стоит помнить, что подобные звездолеты абсолютно беззащитны, поэтому их нужно обязательно защищать военными кораблями или создавать безопасные маршруты.

При выборе системы под названием планеты можно увидеть 3 разные опции и одну шкалу, показывающую сколько ходов осталось для роста населения на единицу. Рядом можно также увидеть значок расы, которая появится тут. Обычно это раса вашей фракции.

Впрочем, это не значит, что вы никак не можете повлиять на колонию. Существует 3 метода для оказания помощи новым поселениям:

  1. Первый окажется невероятно полезным при наличии в системе поселения, которое принадлежит другой расе. Используя свои боевые силы вы сможете отнимать пищу с других поселений.
  2. Если же вы обладаете богатой казной, то можете выделить значительные денежные ресурсы на развитие поселения и увеличить тем самым производство еды на 100 процентов.
  3. Третий способ связан с увеличением привлекательности всей системы. Тем самым в нее начнут прилетать множество поселенцев из других уголков галактики, значительно повысив ее популяцию.

Чаще всего вам придется использовать последние два способа. Если речь идет о дальних системах, то стоит выбирать финансирование колоний, так как судна с мигрантами будут лететь в них слишком долго. Третий же метод прекрасно подходит для планет, расположенных неподалеку от вашей столицы. После получения первой единички населения в поселении система перейдет под ваш контроль и вы сможете управлять ею, как любой другой системой Империи.

Чтобы получить больше возможностей, вы должны изучить несколько технологий из ветки развития империи. Стоит добавить, что другой цивилизации не понравится, когда вы колонизируете системы, которые близки к их границам, или вы создаете форпост в той же системе. Если другая цивилизация считает вас быть слабее, она относится к вам с презрением и обычно что-то требует. Если вы отказываетесь от дипломатической встречи, это не означает, что та цивилизация сразу же объявит вам войну.


Если у вас хорошие отношения, вы часто будете получать предложения о торговом или научном сотрудничестве. Если у вас крепкие или очень хорошие отношения, вы можете попросить что-нибудь. На экране дипломатии вы можете увидеть текущее состояние и уровень отношений (заполнение голубой или красной полосы). Вы также можете нажать на другую цивилизацию, чтобы увидеть её отношения с остальными народами. Это будет полезно, если вы ищете общих друзей или врагов.

С другими цивилизациями вы можете подписать следующие соглашения:

Холодная война. Это особый статус в какой-то степени мира и войны между империями. Вы можете атаковать противника, но только на своей или нейтральной территории. На территории врага вы можете только путешествовать. Исключением является, когда система находится в зоне влияния вашей империи.

Мир. Это намного лучше, чем статус холодной войны. Вы не можете атаковать вражеские флоты или системы. Статуст служит для улучшения отношений с другой империей.

Альянс. Мало того, что он укрепляет связи с другой цивилизацией, но и служит для вашей защиты. Если кто-то объявит вам войну, союзник должен прийти вам на помощь. Это действует и в обратную сторону, так что вы можете вступить в войну, в которой не хотели участвовать.

Закрытие/открытие границ. Благодаря этой декларации, вы можете закрыть для другого народа свои границы, что, впрочем, негативно повлияет на торговлю, науку и отношения.

Торговля. Вы открываете свои границы для торговых путей партнера. С его стороны происходит все то же самое. Если ни у одной из сторон нет торговых компаний, это соглашение только улучшает отношения между вами.

Наука. Научное сотрудничество между вашими империями приведет к новой технологии и увеличению количества научных очков.

Обмен информацией. Вы можете свои разведданные о системах в обмен на их достижения в области разведки.

Общий вид. После подписания этого соглашения, вы сможете полностью увидеть систему и флот партнера.

Дипломатия с небольшими фракциями


Налаживать отношения с маленькими цивилизациями намного проще, чем иметь дело с большими фракциями. Прежде всего, необходимо открыть технологии из основного ветки развития империи. Каждая галактика имеет большое количество случайных фракций. Они занимают лишь одну планету в системе. Это нейтральная территория, где также появляются пираты, которые атакует всех. Вам нужно, чтобы такая система была расположена близко к вашим границам. Если вы собираетесь вести переговоры, у вас должно быть много очков влияния.

Доступные действия:

Установление отношений. Открывает перед вами другие дипломатические действия.

Похвала. Полезно, если вы хотите быстро установить хорошие отношения с определенной фракцией.

Помощь. После того, как вы добились 50-75% хороших отношений с фракцией, вы сможете бесплатно оказывать помощь.

Ассимиляция. Мирное поглощение. У вас должна быть полностью заполнена шкала отношений и много очков влияния (в зависимости от размера вашей империи и дружественной фракции). Также у той фракции не должно быть других союзников.

Война. Отношения падают до нуля, но вы получаете возможность завоевания фракции.

Селективная миграция. Если у вас хорошие отношения и достаточно роскошных ресурсов, вы можете стимулировать население мигрировать к вам. Полезно, если вы хотите расширить ваше население.

Гранты на развитие. Потратьте некоторое количество дорогих материалов на повышение производительности планеты, что увеличит вашу честь и прибыль от отношений. Доходы в виде пыли, науки и человеческих ресурсов будут удвоены.

Запрос на войска. При хороших отношениях, вы можете заплатить сырье и роскошные ресурсы, а взамен получить группу кораблей, состоящие из представителей инопланетной цивилизации.