Фгос оптимальный способ достижения поставленных целей. Цели и задачи как основной компонент образования целостной структуры урока

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

Для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Сущность и особенности целеполагания в соответствии с требованиями ФГОС.

Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

XXI век - время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий , которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель , планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации . А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.

К регулятивным учебным действиям относятся: целеполагание, планирование деятельности, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организации данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося». Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание , который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя.

* * *

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.

Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого –формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

* * *

Целеполагание является проблемой современного урока. В чем суть проблемы?

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке географии «Великие географические открытия» учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали о значении открытий ученики?

Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.

Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства. Глобальные цели – это ориентиры человеческой деятельности. Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком – это локальная цель . Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли эта цель.

Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

В педагогике целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

* * *

Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.

Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.

Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев педагогического мастерства. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Цели, личностно значимые для ученика, мотивирующие на изучение нового материала, представляются нам системой учебных задач: написать, перечислить, выделить, продемонстрировать, выбрать, указать, соотнести и т.д.

Определение целей с позиции компетентностного подхода и включает решение задач:

1. Анализ места урока в процессе развития способности самостоятельно решать проблемы.

2. Определение вида результата образовательной деятельности учащихся.

3. Выбор глагола (словосочетания), отражающего сущность планируемой деятельности.

Сравнение слов-ориентиров для определения целей урока.

Традиционный («знаниевый») подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о …)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Научить систематизировать

Обобщать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения)

Научить выбирать способы решения

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Согласно требованиям к современному уроку деятельность учителя по целеполаганию соответствует следующему:

  • направленность цели на ожидаемый и диагностический результат обучения;
  • представление задач урока как системы действий учителя по достижению цели;
  • реальность выполнения поставленной цели в течение урока;
  • соответствие цели урока возможностям, способностям, потребностям учащихся.

Приложения

Приложение 1.

Цели современного учебного занятия

Личностные цели.

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

  • социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
  • ценность совместной деятельности.

Метапредметные цели.

Развитие интеллектуальной культуры

… ( …, обеспечить развитие умений …)

  • анализировать …
  • сравнивать …
  • выделять главное ы …
  • классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • использовать научные методы познания …
  • формулировать проблемы …
  • предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • ставить цели;
  • планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • структурировать информацию;
  • составлять простой и сложный план;
  • и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • общаться;
  • диалогической и монологической речи;
  • сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;
  • слушать и вступать в диалог;
  • участие в коллективном обсуждении;
  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.

Приложение 2.

В методическую копилку педагога

Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Яркое пятно» , «Исключение» , «Домысливание» , «Моделирование жизненной ситуации» , «Группировка» , «Собери слово» , «Проблема предыдущего урока» , «Демонстрация множественности смыслов слова» . «Проблемная ситуация» , «Индуктор».

При выборе приемов целеполагания необходимо использовать следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

Рассмотрим на примерах использование приемов целеполагания на уроках изучения нового материала.

Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.

Например, урок по теме «Трапеция» в 8 классе. Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом.

Рис. 1. Четырёхугольники.

Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?»

Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом».

Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?»

Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками».

Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный четырехугольник от других?»

Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет».

Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» Дети либо ответят, либо нет. Учитель знакомит с названием объекта.

Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема урока?»

Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.

Прием «Проблемная ситуация». Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания - незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные

версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем.

Некоторые приемы целеполагания

Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

1. Повторить знания об имени прилагательном.

2. Определить, с какими частями речи сочетается.

3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.

4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.

Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".

(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)

Характеристика

целей

Ключевые слова для постановки целей

Образовательная

Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.

Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить.

Развивающая

Формирование двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков, развитие мыслительных операций.

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений.

Воспитательная

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств.

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать.

Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается ряд выражений:

12 * 6 14 * 3
32: 16 3 * 16
15 * 4 50: 10
70: 7 81: 27

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Вот некоторые из таких приемов целеполагания.

«На запоминание и воспроизведение»:

Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

- Отсроченная отгадка . Используя работу над изучением этимологии слова, «говорящих фамилий», можно применять этот прием. В конце одного из уроков по числительному можно задать вопрос: «Какое числительное буквально значит «тысячища»? Следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос.

«На понимание и синтез»:

- Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературы фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому; представить, что встретились с героями перед дуэлью; рассказать от лица Лизы о судьбе Софьи Фамусовой.

«На понимание и применение»:

Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

- Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

Приложение 3.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Цель урока (локальная цель) начинают формулировать с глагола в неопределённой форме. Цель должна включать в себя:

  1. предмет – это объект воздействия, то на что воздействует педагог, то что формируется педагогом, то над чем работает педагог;
  2. средство отражает каким образом происходит это воздействие, т.е. средства достижения цели;
  3. конечный результат – это конкретное знание, умение, которому хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью конкретного инструментария);
  4. способ действия.

Например: «Развивать умение составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки»

Предмет – умение составлять рассказ

Средство – процесс составления рассказа

Результат (проверяемый) – составленный ребёнком рассказ

Способ – опора на сюжетные картинки.

О целях и целеполагании

«Удовлетворите всем желаниям человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явиться он. Следовательно, не удовлетворение желаний - то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья»

К. Д. Ушинский

Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения .

Что же такое цель? С точки зрения психологии, цель - субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Она должна обладать следующими свойствами: конкретностью, измеримостью, достижимостью, ориентированностью на результат, соотносимостью с конкретным сроком .

Из этого можно сформулировать пять правил постановки цели, осознание которых учащимися и должен формировать учитель.

Правило 1 . Цель должна быть конкретной, чётко сформулированной. Часто от школьников можно услышать в качестве цели: «Я хочу хорошо учиться». Однако это высказывание не содержит конкретной информации и потому не может быть целью. Необходимо понимание того, каковы будут действия ученика тогда, когда он будет «хорошо учиться». Например, «у меня будут выполнены все домашние задания», «по выходным я буду повторять правила», и т.д.

Правило 2 . Из формулировки цели должно быть понятно достигнута она в конкретный момент или нет.

Правило 3. Надо ставить достижимые цели, т. е. такие цели, которые можно достичь, хотя бы и с малой вероятностью. Необходимо иметь в виду, что недостижимая в данный момент цель, может стать достижимой в будущем.

Правило 4 . Формулировать цели надо позитивно. Рассчитывать нужно только на себя. Уверенность в успехе увеличивает шансы успеха в несколько раз.

Правило 5 . Цель должна быть соотнесена с конкретным сроком её достижения. В этом правиле заложена возможность своевременной корректировки цели и методов её достижения.

Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут способствовать формированию способности к целеполаганию, процессу выбора одной или нескольких целей, на уроках математики.

1. Формулировка темы в виде вопроса

Тема урока формулируется в виде вопроса. В ходе обсуждения учителя с детьми строится план действий на уроке.

Например.

Тема урока может быть сформулирована так «Как определить свойства функции у= kx?»

План действий на уроке:

Повторить то, какими свойствами могут обладать функции

Построить графики функций при разных значениях к

Определить то, какими свойствами обладают построенные функции

2. Выявление неполноты знаний учащихся

В начале урока нас этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую неполноту знаний учащихся.

Например. В начале первого урока, посвящённому теме «Квадратное уравнения», решить последовательно уравнения: При решении последнего уравнения возникают сложности. Исходя из этого можно сформулировать тему и план работы над ней.

3. Дополнение цели урока с помощью слов-помощников.

Учитель формулирует тему урока и просит учащихся, с помощью слов помощников сформулировать цель урока. Слова помощники: повторим, изучим, узнаем, проверим.

Эти приёмы являются универсальными, не требующими больших затрат времени урока и сил учителя. Для желающих ознакомиться с другими приёмами формирования умения целеполагания у учащихся можно рекомендовать книгу Г.О. Аствацатурова «Технология целепологания урока», изданную в издательстве «Учитель», Волгоград, 2008 год.


«Цели и задачи современного урока по ФГОС»

Подготовила:

Анпадистова Татьяна Александровна,

учитель истории

МКОУ " ЦО № 12"

Узловая

2018 год

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные .

Задачи урока - шаги по направлению к цели, что нужно сделать для достижения результата.

При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно - деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования.

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты.

Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:

Систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, процессов и явлений, причинно-следственных связей;

- навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;

- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;

- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;

- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач;

- ИКТ - компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

Результаты усвоения программы делятся на три группы:

Предметные результаты обучения по данному предмету предполагают овладение знаниями по данному предмету.

Особое внимание следует уделять достижению метапредметных результатов, таких как:

Ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

Работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

Применять ИКТ - компетенции;

Владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Важным аспектом урока является и достижение личностных планируемых результатов :

Воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
- воспитание чувства ответственности за свою страну, развитие своего родного края;

Готовность к самообразованию и саморазвитию;

Мотивация на обучение;

Формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;

Обучение навыкам коммуникативной компетентности;

Получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, поставленные задачи требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Список литературы

Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В. В. Гузеев // Директор школы. - 2005. - № 7.

Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2,

Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А. Ковгородова // Директор школы. - Директор школы. - 2005. - № 2. - С. 49 - 51.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №

Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №

Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. - 2005. - № 1. - С 83 - 88.

Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А. Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. - 2006. - № 2. - С. 13 - 22.

В.И. Сиротин, главный редактор журнала "УЧИТЕЛЬ географии"

В новом образовательном стандарте (ФГОС) большое внимание уделяется конечным результатам обучения, достигнутым в процессе реализации основной образовательной программы. При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на три группы предметные, метапредметные и личностные . Учителя предметники в своей работе традиционно и вполне обоснованно при постановке цели и задач урока уделяют больше внимания требованиям, связанным с содержанием преподаваемого предмета. Метапредметные и личностные требования к результатам освоения основной образовательной программы, как при планировании, так и в ходе реализации задач урока зачастую остаются за его рамками. Методике реализации именно этих требований ФГОС необходимо уделять больше внимания при планировании урока, отборе содержания и при организации деятельности учащихся.

При определении задач конкретного урока традиционно выделяются задачи по образованию, развитию и воспитанию учащихся, актуальные и в настоящее время. Но при этом необходимо признать их общий характер, размытость и не нацеленность на конечный результат как того требует новый стандарт.

Планируя цели и задачи конкретного урока в современных условиях перехода на обучение по ФГОС, на наш взгляд, целесообразно исходить из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывать планируемые результаты, содержащиеся в основной образовательной программе конкретного образовательного учреждения. При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно- деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровневый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня (выпускник получит возможность научиться), необходимого учащимся для построения индивидуальной траектории своего развития.

Важно понимать, что система планируемых результатов устанавливает и описывает совокупность учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые решаются учащимися в ходе обучения. Особое внимание уделяется задачам, которые нацелены на формирование знаний и компетенций, выносимых на итоговую оценку (см. ФГОС, ПООПОУ, стр.61-66, «ученик научится») .

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения. Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты. Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов.

А именно, на получение:
-систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
-навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать, устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
- навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
- умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
- навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;
- умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
- ИКТ - компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

При этом, учебные задачи по предмету (географии), направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО) прописанных в новом стандарте считаем целесообразным конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные.

Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов :
- формирование системы знаний о Земле как планете людей;
- обеспечение глубокого понимания целостности и неоднородности территорий на поверхности Земли;
- формирование системы знаний об основных этапах освоения Земли;
- обучение выявлению особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах и странах мира;
- формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности населения, относящегося к различным народам;
- овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
- формирование умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;
- овладение навыками использовать карту как язык международного общения и как средство изучения географических процессов и явлений;
- овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
- овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.

Достижение метапредметных планируемых результатов :
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
- вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
-работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;
- применять ИКТ- компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.

Достижение личностных планируемых результатов :
-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
-воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
- мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной территории;
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
-получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, определение задач урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы позволит нам более планомерно перейти на обучение в соответствии с новым стандартом. При этом, следует учитывать, что приведенные формулировки, дифференцированные в зависимости от указанных в новых стандартах трех уровней требований (предметных, метапредметных и личностных) являются примерными. Конкретизация учебных задач происходит в зависимости от изучаемой темы, рассматриваемого в теме содержания, выбранных методов и приемов обучения, а также от формы урока и его структуры. Отбор содержания учебного материала, выбор методов и приемов обучения также нуждаются в новом прочтении с учетом содержания новых стандартов. Эти вопросы должны быть ключевыми и при организации методической работы, распространения опыта работы творческих учителей, проведении творческих мастерских, мастер-классов, научно-практических конференций.

Слайд 2

Целеполагание

  • Процесс формулирования цели и вытекающих из неё задач
  • Компоненты целеполагания
  • Обоснование и выдвижение цели
  • Определение путей их достижения
  • Проектирование ожидаемого результата
  • Слайд 3

    Процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности; совместной деятельности учащихся и педагога по постановке цели, планированию деятельности; выбору содержания деятельности и определению критериев результативности деятельности, выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процесса осуществления идеи.

    Слайд 4

    Понятие цель

  • Слайд 5

    SMART критерии постановки цели

    • S (specific) – конкретность
    • M (Measurable) - измеримость
    • A (Attainable) - достижимость
    • R (Result-oriented) – ориентированность на результат
    • T (Time-bounded) - соотносимость с конкретным сроком (время)
  • Слайд 6

    Определение целей урока

    • Цели обучения
    • Цели предмета
    • Цели данного урока
    • (Цели на каждом этапе урока)
    1. Стратегическая цель
    2. Тактическая цель
    3. Операциональная цель
  • Слайд 7

    Формулировка цели на основе таксономии Б. Блума

    • (Таксономия- классификация и систематизация объектов….)
    • Уровни таксономии Б. Блума
    • 6.Оценка
    • 5.Синтез
    • 4.Анализ
    • 3.Применение
    • 2.Понимание
    • 1.Знание
  • Слайд 8

    Цель урока - достижение образовательных результатов

    • Личностных –принятие новых ценностей, нравственных норм
    • Метапредметных – освоение способов деятельности, навыков самоорганизации
    • Предметных- приобретение знаний и умений по данному предмету
  • Слайд 9

    Определите цель, которую можно достигнуть за 45 минут, за 125 часов, за 5 лет обучения

    • Научить учащихся работать со справочной литературой.
    • Сформировать знания об основных памятниках культуры Древней Греции.
    • Научить анализировать литературные произведения эпического характера.
    • Закрепить знания об основных признаках млекопитающих.
    • Развить способность к системному анализу явлений действительности.
    • Научить учащихся составлять тезисы и конспекты прочитанных статей и книг.
    • Сформировать знания о периодической системе элементов Д.И.Менделеева.
    • Сформировать знания о сущности закона Ома.
  • Слайд 10

    Проанализируйте цели урока:

    Цели урока:

    • Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов.
    • Содействовать формированию мировоззренческих идей.
    • Обеспечивать сохранение здоровья учащихся.
    • Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
    • Развивать познавательный интерес учащихся.

    Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

    Слайд 11

    Какие ошибки можно выделить в предложенных формулировках целей урока?

    • Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны
    • Каждый ученик сможет объяснить различия между дикими и домашними животными
    • Ученик смогут классифицировать понятия… по параметрам …
    • Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора
    • Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше
  • Слайд 12

    Как определить, что цель сформулирована правильно

    Ответить на вопросы:

    • Посильна ли цель для учеников?
    • Конкретна ли цель?
    • Способствует ли достижению запланированного результата?
    • Можно ли оценить достигнутый результат?
    • Цели сформулированы в действиях учащихся?
    • Заложен ли в формулировке конечный результат?
  • Слайд 13

    Цель урока трансформируется в задачи:

    • Информационная: что будем учить и чему будем учиться?
    • Операционная: как и каким образом будем учиться?
    • Мотивационная: зачем нам это надо?
    • Коммуникативная: с кем и где?
  • Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ УРОК

    Урок становится личностно-развивающим;
    - урок становится компетентностно-ориентированным;
    - урок становится метапредметным;
    - наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки занятия), стирается грань между обучением и воспитанием

    Слайд 17

    Структура традиционного урока

    Сколько этапов должно быть на уроке?

    1. организационный момент;
    2. проверка домашнего задания;
    3. актуализация субъектного опыта учащихся
    4. изучение новых знаний и способов деятельности
    5. первичная проверка понимания изученного
    6. закрепление изученного;
    7. применение изученного;
    8. обобщение и систематизация;
    9. контроль и самоконтроль;
    10. коррекция;
    11. домашнее задание;
    12. подведение итогов учебного занятия;
    13. рефлексия.
  • Слайд 18

    Структура современного урока

    1. Актуализация знаний
    2. Проблематизация
    3. Рефлексия
    4. Контроль, самооценка
    5. Семантизация
  • Слайд 19

    Структура урока по ФГОС:

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).
    2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.
    3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.
    4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.
    5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
    6. Первичное закрепление 4-5 минут.
    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
    8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
    9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

    Слайд 20

  • Слайд 21

    ТИПОЛОГИЯ УРОКА

  • Слайд 22

    ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ ПО ФГОС

    • Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока.
    • Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
    • Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
    • Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
    • Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
    • Контрольно-оценочная деятельность.
  • Слайд 23

    Современный урок

    • ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности;
    • на уроке применяются разнообразные источники знаний;
    • изменяется структура урока;
    • преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
    • отдается приоритет деятельности ученика;
    • применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
  • Слайд 24

    Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода

    • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
    • Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
    • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина.
    • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
    • Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
    • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
  • Слайд 25

    Задание

    1. Разработать целеполагание урока по системно-деятельностному подходу.
    Предмет___________________________________
    Тема урока_________________________________
    Класс __________________________
    Цель (личностный, метапредметный, предметный результат) __________________________
    Задачи урока:

    • Предметные:
    • Метапредметные:
    • Личностные:
  • Посмотреть все слайды

    Типология и структура урока

    В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия
    Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
    1.организационный этап
    2.этап проверки домашнего задания
    3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятитю нового материала
    4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
    5.этап первичной проверки понимания изученного
    6.этап закрепления изученного
    7.этап применения изученного
    8.этап обобщения и систематизации
    9.этап контроля и самоконтроля
    10.этап коррекции
    11.этап информации о домашнем задании
    12.этап подведения итогов занятия
    13.этап рефлексии

    Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
    выделяются следующие пять типов уроков:
    1) уроки изучения нового учебного материала;
    2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
    3) уроки обобщения и систематизации;
    4) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
    «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

    Типы уроков по ФГОС - технологические карты

    Технологическая карта №1 - Урок усвоения новых знаний

    Технологическая карта №2 - Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

    Технологическая карта №3-Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

    Технологическая карта №4 - Урок систематизации и обобщения знаний и умений

    Технологическая карта №5 - Урок контроля знаний и умений

    Технологическая карта №6 - Урок коррекции знаний, умений и навыков

    Технологическая карта №7 - Урок комбинированный

    Формирование компетентности

    По решению проблем:

    Знать различные клишированные фразы повседневного обихода, связанные с приветствиями, вести мини- диалог

    Уметь вести разговор по ситуации: называть свое имя, узнавать возраст друга, называть животных,

    Учащиеся владеют новой лексикой по теме, фонетическими, орфографическими

    Учебно-познавательные компетенции.

    Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

    . Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

    В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

    -·устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сферах;

    -·в устной форме кратко рассказывать о себе, окружении, пересказывать информацию, выражать мнение, давать оценку;

    -·умение письменно оформлять и передавать элементарную информацию (письмо).

    Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

    навыками, новыми грамматическими структурами

    Как правильно формулировать цели урока?

    Прописывая воспитательные цели , используйте следующие формулировки:

    создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

    Развивающий компонент цели будем формулировать так:

    создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

    По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

    Примеры воспитательных целей:

    «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
    «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
    «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
    «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
    «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
    «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
    «Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
    «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
    «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
    «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
    «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
    «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
    «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
    «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

    Примеры развивающих целей:

    «Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
    «Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
    «Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
    «Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
    «Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
    «Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
    «Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
    «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
    «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
    «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
    «Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

    С воспитательной и развивающей целями разобрались.

    Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.

    Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.

    Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика.
    Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.