Фрейд считала что в психоанализе детей. «В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

С тех пор как Зигмунд Фрейд опубликовал многие из своих новаторских книг и статей, минуло более 100 лет. Основатель современного психоанализа любил бродить по закоулкам человеческого разума. Он изучал и теоретизировал сны, культуру, развитие детей, сексуальность и психическое здоровье. Его интересы были разносторонними. Некоторые из выдвинутых Фрейдом теорий были дискредитированы, однако большая часть идей подтверждена современными учеными и находит широкое применение на практике. Если вам интересны идеи самопознания, вы не сможете пройти мимо учений австрийского психоаналитика.

Фрейд рассказывал о том, что не многие из нас хотят слышать. Он уличал нас в незнании собственной самости. Скорее всего, он был прав, и наши сознательные мысли - это всего лишь верхушка большого айсберга. Перед вами 12 фактов, оставленных нам великим предшественником в подарок.

Ничто не происходит просто так

Фрейд обнаружил, что не бывает никаких недоразумений или совпадений. Вам кажется, что эти чувства случайны и продиктованы импульсами? Но на самом деле любое событие, желание и действие, даже совершенное на подсознательном уровне, играет важное значение в нашей жизни. Молодая женщина случайно оставила ключи в квартире своего любовника. Ее подсознание выдает тайные желания: она не прочь вернуться туда снова. Выражение «оговорка по Фрейду» возникло неспроста. Ученый верил в то, что словесные ляпы и ошибки выдают истинные человеческие помыслы. Очень часто нами движут страхи из прошлого, пережитые травмы или скрытые фантазии. Как бы мы не пытались подавить их, они все равно прорываются наружу.

Слабость и сила каждого человека в его сексуальности

Секс является главной движущей силой для людей. Это именно тот знаменатель, под который можно подогнать всех нас. Однако многие люди всеми силами отрицают это. Мы так прониклись высокими принципами дарвинизма, что стыдимся своего животного естества. И, несмотря на то что мы возвысились над всеми остальными живыми существами, мы по-прежнему обладаем их слабостями. Большую часть своей истории человечество отрицало свою «темную сторону». Так на свет появился пуританизм. Но даже самые правильные люди всю жизнь вынуждены бороться против собственных сексуальных аппетитов. Взгляните на многочисленные скандалы, потрясшие Ватикан, другие фундаменталистские церкви, видных политиков и знаменитостей. На раннем этапе своей профессиональной деятельности Фрейд наблюдал эту похотливую борьбу у мужчин и женщин в викторианской Вене, откуда и сделал выводы.

«В некоторых случаях сигара - это просто сигара»

Общепринятая идея в современной психологии рассматривает каждый предмет с нескольких точек зрения. Например, сигара вполне могла бы стать фаллическим символом. Однако не все значения имеют далеко идущие последствия. Сам Фрейд любил курить, поэтому и изрек такую истину.

Каждая часть тела эротична

Основатель теории психоанализа знал, что люди являлись существами сексуальными с самого своего появления на свет. Он вдохновлялся видом матери, кормящей младенца грудью. Эта картина наглядно иллюстрирует пример более зрелой сексуальности. Все, кто видел сытого ребенка, отпустившего материнскую грудь, замечают, как малыш с пылающими щеками и блаженной улыбкой на устах тотчас же засыпает. Позже эта картина полностью отразит картину сексуального удовлетворения. Фрейд был глубоко убежден, что сексуальное возбуждение не ограничивается одними гениталиями. Удовольствие достигается за счет стимулирования партерами любой части тела. Секс и эротика не ограничиваются половыми сношениями. Однако сегодня большинству людей трудно принять эту идею.

Мысль - это крутой вираж на пути к исполнению желания

Фрейд высоко ценил сам акт мышления (желания и фантазии). Психотерапевты и психоаналитики в своей практике часто наблюдают за людскими фантазиями. Часто они оценивают их выше, чем фактические реальные действия. И хотя реальность не может быть измерена с помощью яркой фантазии, у этого явления есть свое уникальное предназначение. По утверждениям нейробиологов, это служит основой для воображения.

За разговорами человеку становится легче

Психологическая терапия индивида, базирующаяся на психоанализе, доказывает, что разговор облегчает эмоциональные симптомы, уменьшает беспокойство и высвобождает разум. В то время как лекарственная форма терапии носит лишь краткосрочный характер, и она эффективна в борьбе с основными симптомами недугов, разговорная терапия является мощным инструментом в улучшении состояния пациента. Необходимо помнить, что в лечении участвует человек, а не просто набор симптомов или диагноз. Если пациент рассчитывает на долгосрочные изменения, с ним необходимо разговаривать.

Защитные механизмы

Теперь термин «защитный механизм» мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Это давно стало частью базового понимания человеческого поведения. Теория, которую Фрейд разработал совместно дочерью Анной, гласит, что в целях защиты от чувства тревоги или неприемлемых импульсов, подсознание может отрицать или искажать действительность. Видов защитных механизмов много, наиболее известными являются отрицание, отказ и проекции. Отрицание - это когда человек отказывается признать, что произошло или происходит. Отказ формируется по причине нежелания признать свои пагубные пристрастия (например, алкоголизм или наркоманию). Этот вид защитного механизма также может быть проецирован на социальную сферу (например, нежелание признавать тенденцию изменения климата или жертв политических репрессий).

Сопротивление переменам

Человеческий разум навязывает определенную модель поведения, которая всегда стремится сопротивляться изменениям. Все новое в нашем понимании таит угрозу и влечет за собой нежелательные последствия, даже если перемены происходят к лучшему. К счастью, метод психоанализа нашел средства для регулирования сознания, которые дают возможность победить упорную способность создавать препятствия на пути движения вперед.

Прошлое воздействует на настоящее

Сейчас, в 2016 году, этот постулат может показаться более прозаичным, чем 100 лет тому назад. Но для Фрейда это стало моментом истины. Сегодня многие из теорий Фрейда о развитии детей и последствиях влияния их раннего жизненного опыта на более позднее поведение в значительной степени способствуют успеху в лечении пациентов с психическими расстройствами.

Концепция переноса

Другая широко известная теория Зигмунда Фрейда рассказывает о том, каким образом прошлое может воздействовать на настоящее посредством концепции переноса. Этот постулат также широко используется в современной психологической практике. К переносу относятся сильные чувства, переживания, фантазии, надежды и страхи, которые мы испытывали в детстве или подростковом возрасте. Они являются бессознательной движущей силой и способны воздействовать на наши взрослые отношения.

Развитие

Человеческое развитие не заканчивается с наступлением половой зрелости, а продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Успех зависит о того, как мы способны меняться под воздействием тех или иных проблем. Жизнь всегда бросает нам вызов, а каждый новый этап в развитии позволяет нам снова и снова оценить личные цели и ценности.

Цивилизация является источником социальных страданий

Фрейд заявлял, что склонность к агрессии является самым большим препятствием на пути к цивилизации. Немногие мыслители выглядели столь непоколебимо по отношению к этому человеческому качеству. В 1929 году, с расцветом европейского антисемитизма, Фрейд написал: «Человек человеку волк. Кто может это оспорить?». Фашистский режим запрещал теории Фрейда, как это делали впоследствии коммунисты. Его называли разрушителем морали, но сам он больше всего не любил Америку. Он полагал, что американцы направляют свою сексуальность в нездоровую одержимость деньгами: «Разве не грустно зависеть от этих дикарей, которые не являются лучшим классом людей?». Парадоксально, но именно Америка, в конце концов, оказалась самым благоприятным хранилищем идей Зигмунда Фрейда.

Анна Фрейд (1895-1982) и игра как психическая реакция ребенка.
У великого отца психоанализа Зигмунда Фейда 3 .12.1895 года в Австрии, городе Вене родилась младшая из шестерых детей дочь Анна. Отец ждал рождения сына и даже придумал ему имя – Вильгельм, однако родилась дочь. С матерью, братьями и сестрами в детстве Анны теплые и дружеские отношения не сложились. Её матери Марте Фрейд было трудно справляться со всеми детьми, поэтому к ней приехала сестра Марта. Эта женщина стала для Анны второй матерью. Отца дети видели нечасто, ведь он постоянно был занят врачебной деятельностью. Когда Анне исполнилось 6 лет, её отдали в частную школу, а через два года перевели в обычную народную.
Девочка получила образование в частной и народной школе, но там, по её собственному признанию, она научилась совсем немногому. Образование в частой школе позволяло ей поступить только в учебное заведение, готовящее учителей, а не университет, для которого необходимо было закончить гимназию. Она поступила и окончила Коттедж Лицеум в Вене. Перед шестнадцати летней Анной встал вопрос: что делать дальше? Стать учительницей? Выйти замуж, как это сделали Софи, её сестра, всеобщая любимица? Совет Зигмунда Фрейда был прост: путешествовать! Анна на 5 месяцев уезжает в Италию. Вернувшись, Анна стала преподавателем начальной школы в самом лицее, где некогда училась. Там же в лицее Анна заинтересовалась детской психологией. По признанию Анны, много знаний она получила благодаря общению с отцом и его друзьями и коллегами. Когда Анне было 13 лет, отец познакомил её со своей теорией психоанализа. Она стала посещать его лекции и даже присутствовать на приемах пациентов. В 1918 году Анна заболела туберкулёзом и была вынуждена уйти с преподавательской деятельности в лицее. Настал тяжелый период жизни у Анны: ей снились сны, о которых она рассказывала своему отцу, а тот их анализировал, и тогда же она всерьёз заинтересовалась психоанализом, принимала участие во всех заседаниях Венского психоаналитического общества. Её первым самостоятельным опытом стало произведение, проведенное в 1922 году исследование 15-летней девочки и выступление с докладом «Фантазии избиения во сне и наяву». После этого её приняли в ряды Венского психоаналитического общества.
С 1923 года Анна Фрейд начала самостоятельно практиковать, открыв кабинет для детей в том же помещении, где принимал пациентов её отец. Отец был доволен успехами дочери в области психоанализа, его беспокоили два её недостатка: «сутулая осанка и чрезмерное увлечение вязанием». Психоаналитики толковали это увлечение как замещение сексуальной жизни: постоянное движение спицами символизировало продолжающий половой акт.
В том же 1923 году Анна узнала о болезни отца, причем совершенно случайно, когда ей сообщили, что нужно забрать «господина профессора» из кабинета врача, куда Фрейд ушел, никому ничего не сказав, и где ему сделали операцию в связи с раком челюсти.
Именно благодаря дочери Зигмунд Фрейд смог так долго бороться с болезнью. Некоторые современники отмечали, что именно благодаря постоянной заботе дочери Фрейд смог прожить после этого 16 лет, перенеся 31 операцию. Анна ухаживала за больным отцом, сопровождала в поездках. Она взяла на себя все его встречи и доклады, издавала его труды, помогала ему разрабатывать новые концепции и, по сути, стала его личным секретарем.
В 1927 году Анна Фрейд стала Генеральным секретарем Международного психоаналитического общества. Отец не мог присутствовать на заседаниях, и она принимала присужденные ему награды.

У Анны Фрейд постоянно возникали трудности с получением признания, поскольку она не имела медицинского образования, поэтому основными пациентами были дети её знакомых. Знакомые отмечали, что Анна умела найти общий язык с любым ребёнком. На основе своих клинических опытов Анна Фрейд сделала некоторые выводы. Особенностью детского психоанализа, по её мнению, является не метод свободных ассоциаций, когда пациенту предоставляется возможность говорить всё, что приходит в голову безо всякого контроля со стороны сознания, а метод наблюдения и игровой процесс ребенка. Мысли и желания ребенка, по мнению Анны Фрейд, могут выражаться не в словах, а действиях во время переживания им различных игровых ситуаций. Столкновение их с внешним миром порождает конфликт, который разрешаясь в игре, благотворно действует на психику ребенка. Игнорирование или же полное отсутствие таких желаний ведёт к социальной дезадаптации, истеричности и неврозам. Анна Фрейд понимала, что большую часть жизни детей проходит в присутствии родителей или опекунов. Психоаналитик Анна Фрейд понимала огромную важность родительского воспитания на ранней стадии развития ребенка. Поняла она и то, что одним из успехов психотерапии детей является активное желание и участие родителей в лечении психики ребенка. Она считала, что необходимо подробно информировать отцов и матерей, как проходят сеансы психотерапии, чтобы они сами могли применять соответствующие методики наблюдения за ребенком в процессе игры с ними. Анна Фрейд знала, что ребенок испытывает огромную потребность познавать и открывать мир, но ограниченный опыт, жажда новых ощущений требует взаимного сотрудничества психоаналитика и родителей. Взаимодействие и открытость с ребенком играет ключевую роль в развитии его психических процессов. При совместном воздействии психолога и родителей ребенку не следует ничего диктовать, - нужно использовать язык, понятия, идеи и словесные картины, значимые для него в рамках его познаний и потенциального развития в ходе игровой терапии. Анна Фрейд считала, что к ребенку надо относиться как к мыслящему, чувствующему существу, наделённого способностью формулировать идей и понятия и включать их в собственную сумму внутреннего опыта; однако он должен делать это в соответствии с реально функционирующими процессами, ему свойственными. А.Фрейд была убеждена, что необходимо стимулировать ребенка к социальному взаимодействию со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, родителями и взрослыми для саморазвития ведь никто не может сделать это за него, и при любом подходе это необходимо учитывать.
Анна Фрейд доказала эффективность «игровой терапии» с ребёнком, однако считала, что нужно всегда разобраться в работе его бессознательного разума. Все это потому, что дети неспособны скрывать свои чувства и эмоции и применять механизмы подавления, так как дети почти всегда говорят то, что думают!
Анна Фрейд, как основатель детского психоанализа внесла в психоанализ игровые методы. Разработанный Анной Фрейд детский психоанализ, учитывает незрелость детской психики, и низкий уровень возможности вербализации ребенка. Анна Фрейд считала, что одним из ценнейших источников анализа ребенка является наблюдение за ним это - детские игры (рисование, поделки, игры в воде, с песком, с игрушками и во время игры в футбол и уход за животными).
А.Фрейд разработала принципы поведения терапевта в процессе игровой терапии:
1) сердечная, не директивная манера общения;
2) не давать волю инстинктивным проявлениям ребенка;
3) не вмешиваться во внешнюю жизнь ребенка, т.е. лишь изменять его жизненное окружение и при необходимости устранять явно вредные, травмирующие влияния;
4) запрет интерпретации высказываний и действий ребенка, иначе это может усилить страхи и сопротивление, вместо того чтобы их постепенно и терпеливо сокращать.
Пятилетний учительский опыт Анны Фрейд пригодился ей, и она всегда умела расположить к себе детей. На помощь приходили сказки, интересные истории. Ей ничего не стоило разыграть сценку, показать фокус, даже залезать под стол, когда дети прятались под стол и упрямились. Д.Б.Эльконин в своей работе " Теории и проблемы исследования детской игры" замечает: " Анна Фрейд была одной из первых, разработавших технику игровой терапии, как частичную замену вербальных методов психоаналитической техники. Игра должна использоваться на ряду с другими средствами - использования снов, свободным рисованием и др" (47).
Основные труды Анна Фрейд были посвящены исследованию «трудных детей», прежде всего агрессивных и тревожных. Она считала, что в структуре личности ребенка с самого начала агрессивность появляется как составная часть сексуальной жизни. Нормальное развитие ребенка требует поворота от себя к внешнему миру.
Согласно А.Фрейд, нормальное детское (как взрослое) поведение предполагает существование элементов двух стремлений. В нормальном поведении агрессивность сдерживается либидо.
[Либидо (лат. libido - желание, страсть, стремление)]. Именно сплав либидо и агрессии нормален и типичен. Но кроме нормального проявления агрессивности, связанного, например, со стремлением удержать объекты любви ребенка (любимая игрушка, грудь матери для младенца и т.д., А.Фрейд обратила внимание и на патологические проявления детской агрессивности. Исследуя влияние психической депривации на развитие ребенка, она пришла к выводу, что такая агрессивность возникает при анормальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи, в домах ребенка, интернатах и т.д.).
[Депривация (лат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, секс, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время].
Она считала причинами проявления агрессивности либо полное отсутствие объектов любви в окружении ребенка, либо частую смену этих объектов. Либо невозможность по каким-то причинам установить отношения с объектами любви. Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции проявляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии.
Исходя из этих утверждений, А.Фрейд пришла к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не преодоления у них агрессивных реакций. Начиная с самой ранней работы «Введение в технику детского анализа», она занималась методами детского психоанализа, раскрытием возможностей «игровой терапии».
Кроме разработки детского психоанализа Анна Фрейд внесла существенный вклад в развитии теории защитных механизмов. Она, как и её отец, утверждала, что главным мотивом для большинства людей служит снятие напряжения, которое преимущественно порождается тревогой.
Тревога, по мнению З.Фрейда, подразделяется на три типа:
1. Объективная или реальная тревога – страх перед воздействиями внешнего мира. Снять вызванное напряжение путем выхода из сложившегося положения.
2. Невротическая тревога – безотчетный страх перед наказанием за утрату контроля над импульсами и побуждениями бессознательного (Ид).
3. Моральная тревога – страх перед нарушением моральных принципов и попиранием ценностей, вызывающих чувство стада или вины. Этот тип тревоги зарождается в Супер-эго.
Анна Фрейд идентифицировала конкретные защитные механизмы, с помощью которых Эго ослабляет тревогу.
Анна Фрейд обосновала концепцию защитных механизмов сопряженных с Эго (Я). Защиные механизмы - сопряжкенная с Эго (Я) совокупность автоматических бессознательных механизмов психики, обеспечивающих психологическую защиту Эго (Я) от внешних (внешний мир) и внутренних (Супер-Эго и Оно), реальных иливоображаемых опасностей, отрицательных импульсов, негативной информации и неприемлемых оценок и самооценок. Она выделила следующие защитные механизмы:
Отрицание – отказ признавать случившееся или происходящее в данный момент.
Замещение – перенос чувств и разочарования на кого-то или что-то менее угрожающее.
Интеллектуализация – рассмотрение проблемы с рассудочной и объективной точки зрения с целью перестать фокусироваться на её стрессовой и эмоциональной составляющих.
Проекция – перенос негативных чувств на другого человека в результате чего кажется, будто последний испытывает эмоции вместо меня.
Рационализация – стремление не думать о реальной причине своего чувства или поступка и придумывание им правдоподобного, но ложного оправдания.
Реактивное образование – выбор противоположного образа действий с целью скрыть свои истинные чувства.
Регрессия – возврат к «детскому» поведению. Всё зависит от того на какой стадии психосоциального развития зафиксирован человек. Например, зафиксирован на оральной стадии – много есть, курит, пьет или становится чрезмерно агрессивным в словах.
Подавление – вытеснение мыслей, заставляющих нас испытывать дискомфорт, в область подсознательного.
Сублимация – преобразование неприемлемого поведения в более приемлемую форму (человек отправляется в спортзал, занимается творчеством и т.д.). А.Фрейд считала сублимацию свидетельством зрелой личности.

Фрейд, Анна
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Анна Фрейд (нем. Anna Freud); 3 декабря 1895 года, Вена - 9 октября 1982 года, Лондон) - британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа.
Биография
У Зигмунда Фрейда и его жены Марты Анна была младшим, шестым ребёнком в семье. В качестве первой профессии выбрала профессию учительницы начальной школы. После Первой мировой войны, оставив учительство, Анна посвятила себя отцу, работая его секретарём и сиделкой, а также психоанализу. Вскоре она вступает в Венское психоаналитическое общество и выступает там с первыми докладами. В 1938 году, после аншлюса Австрии, семья Фрейдов подвергается аресту, и вскоре Анна вместе с отцом навсегда покидает Вену, выбрав новым место жительства Лондон. В Великобритании она продолжила заниматься психоанализом, развивая идеи своего отца, особенно в области психологии детства. В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в Лондоне - крупнейший в то время детский психоаналитический лечебный и учебный центр. В 1952 году она открыла в Лондоне детские терапевтические курсы и клинику, которые были первым учреждением для лечения детей методом психоанализа. Последние годы жизни учёная и исследовательница работала в Йельском университете, продолжая развивать свои идеи в области детской психологии. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982 года. Она никогда не была замужем и не имела собственных детей.
Научные воззрения
Став прямым наследником научных воззрений своего отца, Анна Фрейд в первую очередь развивала психоаналитические представления о Я, фактически основав новое неофрейдистское направление в психологии - эго-психологию. Главной её научной заслугой обычно считают разработку теории защитных механизмов человека - механизмов, с помощью которых Я нивелирует влияние Оно. Также Анна значительно продвинулась в изучении агрессии, но всё-таки самым весомым вкладом в психологию было создание (эта заслуга принадлежит ей вместе с Мелани Кляйн) детской психологии и детского психоанализа. Ею были разработаны методы работы с детьми, в том числе игровые, положения психоаналитической теории перерабатывались Анной для прикладной помощи родителям и детям в их взаимодействии. Дети были главным научным и жизненным интересом Анны Фрейд, однажды она даже сказала: «Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением - я работала с детьми!». В конце жизни учёную, уже имевшую звания Почётного профессора во многих крупнейших университетах мира, привлекла другая область связанная с детьми - семейное право, ей она занималась в Йельском университете, издав две работы в соавторстве с коллегами (см. Избранные научные работы).

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/anna_freyd
Анна Фрейд (1895-1982) - австрийский психоаналитик, дочь 3игмунда Фрейда. Сооснователь эго-психологии и детского психоанализа. Председатель Венского психоаналитического общества (1925-1938). Почетный доктор права Венского университета и университета Кларка (1950, США). Почетный доктор наук Медицинского колледжа Джефферсона (1964) и ряда университетов (Шеффилдского, 1966; Чикагского, 1966; Йельского, 1968). Член Королевского медицинского общества (1978) и почетный член Королевского колледжа психиатров. Почетный доктор философии университета Гете (1981).
В детстве получила хорошее домашнее образование.
Анне было всего 13 лет, когда состоялся ее первый разговор с отцом о психоанализе, который оказал огромное влияние на всю ее дальнейшую судьбу. Чуть позже Зигмунд Фрейд разрешил Анне присутствовать на заседаниях Психоаналитического общества. Анна сама проходила курс психоанализа у отца, присутствовала на приемах пациентов, была единственным близким для Зигмунда Фрейда человеком, который переносил с ним все тяготы, поддерживал его в самые тяжелые минуты и оставался рядом с ним до последних его дней.
На протяжении всей жизни Анна Фрейд вела огромную психоаналитическую деятельность.
После получения педагогического образования (Вена, 1914) в течение пяти лет преподавала в одной из венских начальных школ, где впервые заинтересовалась проблемами психологии детей. Начиная с 1918 года, она принимала участие во всех Международных психоаналитических конгрессах и заседаниях Венского психоаналитического общества. В 1920 году Анну Фрейд приняли в члены "Психоаналитического издательства", а в 1923 году она открыла свою собственную психоаналитическую практику.
С 1920 г. работала в английском отделении психоаналитического общества. Под непосредственным руководством отца освоила теорию, методику и технику психоанализа. В 1922 г. опубликовала первую статью «Бьющие фантазии и дневные мечты», в которой исследовала способы прекращения мастурбации.
В 1922 г. Анна Фрейд была принята в Венское психоаналитическое общество, и с 1923 г. она начала практиковать психоаналитическую терапию. Специализировалась преимущественно по проблемам психоанализа детского возраста и использования психоаналитических идей в педагогике, в том числе для коррекции недостатков обучения и воспитания. Анна Фрейд разрабатывала методику и технику детского психоанализа. С 1923 г. она работала в Венском институте психоанализа. В 1925-1938 гг. была председателем Венского психоаналитического общества.
В 1927 г. опубликовала работу «Введение в детский анализ». В нее вошли 4 лекции, прочитанные ею в Венском психоаналитическом институте и знакомящие со спецификой техники детского психоанализа. В этой книге Анна Фрейд исходила из того, что психоаналитическая жизнь детей подчиняется иным психическим законам, чем у взрослых. И поэтому при проведении психоанализа нельзя механически переносить на детей те методы анализа, которые используются при анализе психики взрослых. А. Фрейд Подчеркнула роль окружения в развитии ребенка и показала эффективность «игровой терапии».
В 1936 г. в книге «Психология «Я» и защитные механизмы» развила психоаналитические идеи о «механизмах защиты» и показала их роль в формировании и функционировании психики и личности. В этой книге Анна опровергла мнение о том, что психоанализ занимается исключительно областью бессознательного, и ввела в качестве объекта психоанализа "Я", как центр сознательного.
В 1938 г., после оккупации Австрии нацистами, Анна Фрейд подвергалась аресту и допросам в гестапо. После вынужденной эмиграции в Англию (1938), совместно с 3игмундом Фрейдом, Анна особое внимание уделяла поддержке больного отца. После смерти 3. Фрейда (1939) прилагала значительные усилия для корректного и эффективного развития психоаналитического учения и международного психоаналитического движения.
В 1941 г., совместно с Дороти Берлингем, Анна Фрейд организовала близ Лондона Хэмпстедский приют для детей, разлученных с родителями во время войны, где работала до 1945 г. Наряду с поддержкой детей она осуществила комплекс психоаналитических исследований влияния психической депривации на развитие ребенка и ее последствий. Результаты этих исследований были опубликованы в работах «Маленькие дети в военное время» (1942), «Дети без семьи» (1943), «Война и дети» (1943). В 1945 г. содействовала организации периодического ежегодника «Психоаналитическое исследование ребенка».
В 1947 г. дочь основателя психоанализа открыла курсы подготовки детских психоаналитиков. В 1952 г. Анна Фрейд организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской терапии, ориентированную на психоаналитическое лечение детей. Как директор этой клиники и курсов психоаналитической терапии она руководила их работой до 1982 г.
Выдвинула и разработала ряд идей о детстве и юности как периоде, характеризующимся наличием психических кризисов, специфика переживания которых влияет на формирование и развитие психики и личности человека. Исследовала различные проявления нормального и анормального индивидуального развития ребенка.
В 1973 году Анна Фрейд была избрана президентом Международной психоаналитической ассоциации, что явилось кульминационным пунктом признания ее заслуг в психоаналитической деятельности.
Более шестидесяти лет своей жизни Анна Фрейд посвятила психоаналитической практике и научной деятельности. За это время она подготовила огромное количество докладов, лекций и статей, которые вошли в 10-томное собрание ее сочинений.

Психической жизни с динамической (с точки зрения конфликтов влечений), топографической (уровня бессознательного, предсознательного и сознания) и "экономической" (принцип удовольствия)точек зрения. Изменения, внесенные Фрейдом в прежний вариант психоанализа , заключались в том, что к прежнему сведению всех влечений к сексуальному (либидо) присоединялся особый инстинкт, названный "инстинктом смерти" - Тананосом. Под ним понималось...

https://www.сайт/psychology/11067

Стороне и Россия. 16–17 декабря в Москве будет работать международная конференция «Зигмунд Фрейд – основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике», организованная Русским психоаналитическим обществом. Накануне начала работы конференции... психология личности. Трансперсональная психология – психология необычных состояний психики. В этом случае психоанализ – это психология бессознательного. У Фрейда было много учеников. Многих он считал еретиками и предателями. Однако была...

https://www.сайт/psychology/11638

Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные... Я ребенка, а остальная - давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд , внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. ...

https://www.сайт/psychology/17485

Обстоятельств, во втором - их виновником: это существенное расхождение сохраняется вплоть до сегодняшнего времени и несомненно будет определять будущее психоанализа . Таблица 2 в краткой форме демонстрирует основное различие этих теорий. После того как Фрейд стал постоянно узнавать от своих пациентов, что они подвергались сексуальной атаке со стороны родственников, в его голову закрались...

https://www.сайт/psychology/15322

Во внутренний конфликт, названный Фрейдом «Эдипов комплекс», и формирует различные неврозы, пытающиеся разрешиться теми или иными психическими путями в Социуме. Но реально у психоанализа нет выхода из ситуации, описанной Фрейдом . Для Кафки это объективное... уровне. Уровне, ставшем коммерческим и идеологическим. А сколько вреда эти якобы «научные» методы психоанализа принесли литературе. На многие годы замолк писатель Фицджеральд под критикой невежественных американских психоаналитиков. Хемингуэй...

https://www.сайт/psychology/16224

Его обобщений в вопросах культуры. Такая критика неправомерна: эти обобщения просто отражают определенные спорные принципы психоанализа , которые действительно далеки от сути того, что может предоставить психоанализ . Как мало значения придает Фрейд культурным факторам, видно также по его склонности рассматривать определенные воздействия окружающей среды как случайности в судьбе...

водит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.

В то время, когда ребенком владеет еще не вытесненный основной комплекс, значительная часть его умственных интересов посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно интерес к вопросам деторождения проявляется вследствие рождения братца или сестрицы. Интерес этот зависит исключительно от боязни материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влиянием тех парциальных влечений, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение - опорожнением через конец кишечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных теорий, оставляет свой след в образовании характера ребенка и дает содержание его будущему неврозному заболеванию.

Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок избирает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его libido не должно фиксироваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, перейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отщепление ребенка от родителей должно быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положению ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди парциальных влечений, и впоследствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несомненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует.

Не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психосексуального развития ребенка мы удалились от психоанализа и от лечения неврозных расстройств. Если хотите, психоаналитическое лечение можно определить как продолжение воспитания в смысле устранения остатков детства» (Фрейд 3. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 375).

ЗАДАНИЕ 2

Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой - приверженец психоаналитического подхода.

- Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.

- Выделите основные исходные установки автора.

- Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

- Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.

водит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.

В то время, когда ребенком владеет еще не вытесненный основной комплекс, значительная часть его умственных интересов посвящена сексуальным вопросам. Он начинает раздумывать, откуда являются дети, и узнает по доступным ему признакам о действительных фактах больше, чем думают родители. Обыкновенно интерес к вопросам деторождения проявляется вследствие рождения братца или сестрицы. Интерес этот зависит исключительно от боязни материального ущерба, так как ребенок видит в новорожденном только конкурента. Под влиянием тех парциальных влечений, которыми отличается ребенок, он создает несколько инфантильных сексуальных теорий, в которых обоим полам приписываются одинаковые половые органы, зачатие происходит вследствие приема пищи, а рождение - опорожнением через конец кишечника; совокупление ребенок рассматривает как своего рода враждебный акт, как насилие. Но как раз незаконченность его собственной сексуальной конституции и пробел в его сведениях, который заключается в незнании о существовании женского полового канала, заставляет ребенка-исследователя прекратить свою безуспешную работу. Самый факт этого детского исследования, равно как создание различных теорий, оставляет свой след в образовании характера ребенка и дает содержание его будущему неврозному заболеванию.

Совершенно неизбежно и вполне нормально, что ребенок избирает объектом своего первого любовного выбора своих родителей. Но его libido не должно фиксироваться на этих первых объектах, но должно, взяв эти первые объекты за образец, перейти во время окончательного выбора объекта на других лиц. Отщепление ребенка от родителей должно быть неизбежной задачей для того, чтобы социальному положению ребенка не угрожала опасность. В то время, когда вытеснение ведет к выбору среди парциальных влечений, и впоследствии, когда влияние родителей должно уменьшиться, большие задачи предстоят делу воспитания. Это воспитание, несомненно, ведется в настоящее время не всегда так, как следует.

Не думайте, что этим разбором сексуальной жизни и психосексуального развития ребенка мы удалились от психоанализа и от лечения неврозных расстройств. Если хотите, психоаналитическое лечение можно определить как продолжение воспитания в смысле устранения остатков детства» (Фрейд 3. О психоанализе // Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 375).

ЗАДАНИЕ 2

Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет, выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой - приверженец психоаналитического подхода.

- Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.

- Выделите основные исходные установки автора.

- Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?

- Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.