Где столб был яств там гроб стоит. Где стол был яств, там гроб стоит

Почему его с утра преследует запах стоялой воды? Тухлой воды, покачивающей на ленивых, вялых волнах овощную ботву и очистки, кожуру апельсинов и лимонов, какие-то банки, коробки, окурки, раскисшую бумагу и тушки дохлых крыс. К миазмам воды примешивается плесневелый запах мокрого камня и гниющего дерева. Так пахнет только в Венеции, но ему не хочется ни венецейских воспоминаний, ни венецейских ассоциаций, ничего венецианского. Пусть ему пахнет свежим московским апрелем: набухающими почками, потоками талых вод, последним плавящимся в темных двориках снегом, землей в трещинах тротуарных плит, горечью липовых стволов. Господи, и в Венеции далеко не всегда так дурно пахнет. Лишь в полное безветрие, в жаркие застойные полдни, когда теплый недвижный воздух становится словно вата, каналы дружно смердят помойкой. Но стоит повеять ветерку с моря, и… вонь взмывает, разносится по всему городу, заползает в каждое окошко, дверь, щель, а затем развеивается, уносится, исчезает без следа до следующего затишья. А тогда был ветер… Когда это «тогда»?.. Входя в тратторию возле Кампо делла Карита, Верди придерживал рукой берет, чтобы не сдуло. Откуда Руперту известны такие подробности? Он что, находился в этой траттории, пропахшей оливковым маслом и острым сыром, когда туда вошел Верди? Да нет же, это все лжеподробности, изобретенные на ходу живым умом завзятого байщика. Рахманинов слышал, что в кругу Чайковского, охочего до кличек, Руперта называли «Баран в облаках». Этим прозвищем он был обязан своей подвитой, в серебряных кудряшках головой и способностью мгновенно заноситься в горние выси собственного вымысла и парить там с обескураживающим изяществом. Еще он обладал отнюдь не бараньими, а голубыми прозрачными ангельскими глазами, испуганно стекленеющими при малейшем знаке недоверия. И поскольку его любили за многие превосходные качества: музыкальность, тонкий вкус, незлобивость и совершенное бескорыстие завиральных выдумок, то старались не докучать ему сомнениями и расспросами. А не мешало бы иной раз спустить Барана на землю!..

Вообще-то нельзя сказать, чтобы Руперт был заведомым лжецом. Просто он знал много такого, что могло к нему прийти лишь из вторых-третьих рук, но обилием тонких подробностей, лукавым прищуром и доверительным апломбом он создавал у слушателей впечатление, будто являлся очевидцем. Почему ни один из итальянских знакомых Рахманинова ни словом не обмолвился об этой истории, которую знать должен каждый от Венеции до Палермо? Возможно, за давностью лет - все-таки четверть века минуло - огонь потух и не к чему ворошить остывшие угли…

А почему вдруг заговорил Руперт?.. Ах да, речь зашла о народах, умеющих и не умеющих ценить своих гениев. Танееву в какой-то связи вспомнилась реплика Александрова из «Живого трупа»: «Люди не умеют ценить своих гениев», тема оказалась животрепещущей, заварился разговор, и Руперт вспомнил, что при входе Верди в тратторию, кофейню, ресторан или винный погребок все мужчины без различия возраста, социальной принадлежности и рода занятий молча вставали и не садились, пока маэстро не занимал своего места. Ведь это входила сама Королева Мелодия, а перед ее светлым, чистым и высоким ликом никто не смеет заноситься. Верди давал высшую радость певучей итальянской душе, и люди были признательны ему за свое наслаждение, восторг, умиление, слезы. Верди принимал как должное оказываемый ему почет: не корчил смущения - итальянцы при всех своих недостатках, истинных и мнимых, завидно естественны, не опускал смиренно темных, влажных, ласковых и до самой смерти блестящих глаз, не кланялся и не рассылал улыбок, только чуть приметно потуплял великолепную седеющую голову и спокойно усаживался за столик.

Он был праздничен и эффектен, как его музыка, не прилагая к тому никаких усилий. Густая борода его была подзапущена, одежда - в легком беспорядке, казалось, он не замечал, что носит, только берет цвета раздавленной вишни, натянутый с молодой лихостью, выдавал человека, небезразличного к своей наружности. Кстати, Вагнер тоже носил смело замятый черный берет, не шедший коренастому и низкорослому певцу Нибелунгов.

Вы слышали?.. - тут только до Рахманинова дошло, что уже несколько секунд он безотчетно совершает обряд уличной встречи: топчется перед встречным со шляпой в руке, кланяется, улыбается напряженной улыбкой застигнутого врасплох человека.

Худой, долгий, будто сквозь салфеточное кольцо пропущенный, музыкальный рецензент Шелухин загородил ему дорогу специально ради того, чтобы сказать эту фразу тем деланно-встревоженным тоном, каким люди говорят о несчастьях, их ничуть не затрагивающих.

Вы о чем?.. - немного в нос осведомился Рахманинов, хотя сразу понял, что имел в виду Шелухин.

Ему не хотелось говорить об этом с рецензентом, к тому же он злился на себя. Вопрос Шелухина вывел его из состояния, близкого трансу. Рахманинов не заметил, как рецензент приблизился, заступил ему дорогу, раскланялся, не расслышал его первых слов, и, хотя натренированное вежливостью тело совершало положенные ответные движения, дух его витал очень далеко, и понадобилось ощутимое время, пока он очнулся, опамятовался и вновь ступил в явь. Рахманинов не прощал себе рассеянности, отключения от действительности, даже слишком причудливых снов, не говоря уже о подобных провалах. Самообладание, постоянный внутренний контроль, сосредоточенность личности на пребывании в ясном, целостном, не разорванном бытии - такова была суть Рахманинова. Потому и отвращался он от Скрябина, что тот при всех озарениях, наитиях, гениальных прорывах был слишком экзальтирован, порывист и оторван от земли.

Сейчас Шелухин поймал его в прострации, но внешне его поведение могло произвести впечатление высокомерной невежливости, а это отвратительно… И будь слова Шелухина о другом, Рахманинов сумел бы искупить свое поведение повышенной любезностью, но вмиг вскипевшее раздражение помешало благому намерению. И когда удивленный Шелухин пробормотал, смешавшись: «О Скрябине, о ком же еще?» - Рахманинов воскликнул брюзгливо:

Ах, оставьте!! Ну срезал прыщик во время бритья, с кем не бывало?

У него заражение… Разве вы не знаете?

Как не знать, если только об этом и болтают… Никто еще от пореза не умирал.

Если занесена инфекция… - важно начал Шелухин, гордясь словом «инфекция» и произнося его через «э», но Рахманинов не дал ему кончить.

Никто от этого не умирал! - повторил он громко и грубо, чувствуя, что окончательно теряет власть над собой. - И довольно каркать!

Это было так непохоже на Рахманинова, сдержанного, замкнутого, даже сурового, но неизменно любезного, что Шелухин, пробормотав: «Дай бог!.. Дай бог!..», вмиг сгинул, как не бывал.

«Ноль за поведение!» - мрачно изрек про себя Рахманинов. Человек не властен над своими душевными бурями, но вполне в его силах, чтобы эти бури не выходили наружу…

…Верди уже закончил свой простой, чисто итальянский обед: суп-павезе, розовый, густой, заправленный чудесным тянущимся сыром, спагетти с томатным соусом, салат и фрукты, когда рассыльный вручил ему письмо в большом красивом конверте. Верди сунул рассыльному какую-то мелочь, фруктовым ножиком вскрыл конверт, пробежал письмо и сильно побледнел. Одним глотком он опорожнил чашку кофе, попросил еще и, пока выполняли заказ, снова и снова пробегал письмо, будто не мог постигнуть ускользающего смысла. А смысл был проще простого: во исполнение давней договоренности Рихард Вагнер имел честь просить синьора Джузеппе Верди пожаловать к нему, в его резиденцию.

Верди, обжигаясь, осушил вторую чашку, снова, шевеля губами, перечел послание. Надежнее прямых, жестких строчек и резкой подписи подлинность письма утверждал тон ледяной вежливости. Долго же пришлось ему дожидаться этого приглашения! Он и в Венецию приехал лишь ради встречи с Вагнером, о чем сразу же поставил того в известность. Но бежали дни и недели, а Вагнер не отзывался. Говорили, что он недужит, живет затворником и сам никуда не выходит. Но Верди доподлинно знал, что многие люди бывают у Вагнера и плохое самочувствие не мешает тому проводить вечера в кругу знакомых, почитателей и даже изредка музицировать. Но он верил слову Вагнера и терпеливо ждал. Пожалуй, лишь сейчас открылось ему, на какой трудный подвиг вызвал он Вагнера. Уже дважды, спрятав самолюбие в карман, Верди обращался к байрейтскому колдуну с предложением встретиться, пожать друг другу руки и покончить с яростной враждой, раздиравшей музыкальный мир. Сам он не испытывал неприязни к композитору, чья музыка была ему чужда, тяжела и непонятна при всей ее несомненной значительности. Соперничество, перешедшее во вражду, им навязали окружающие: публика, истерические поклонницы, докучные «знатоки», критики, журналисты, дельцы от музыки и всевозможные прилипалы. А чего им соперничать, коли они служат разным богам? Верди - Мелодии, Вагнер - Драме. Им вовсе не тесно было в просторном мире музыки, и Верди долго не постигал, чем он так мешает Вагнеру. Тот первый открыл боевые действия и вел ожесточенный огонь, не смущаясь и не смиряясь молчанием «противника». Мелос Верди не мог привлечь ни одного вагнерианца, для тех, кто радел на байрейтских не музыкальных, скорее религиозных торжествах, музыка «Аиды» и «Трубадура» была нема. Ну и бог с ними! Байрейт еще не весь мир, и Верди вполне хватало того, что оставалось на его долю. С присущим ему насмешливым добродушием он объяснял шумные злобствования Вагнера обычной завистью карликов к рослым людям. Но дело было, конечно, не в этом. Истинный германец, Вагнер не мог примириться с тем, что за пределами его мрачной, овеянной дыханием древних богов и героев, полночной державы раскинулась светлая и радостная обитель Верди. Нужно было подчинить своему мечу чужой лен, а ленника изгнать или, того лучше, уничтожить. Упорная ненависть Вагнера вначале лишь задевала, огорчала Верди, а с течением времени, все усиливаясь, стала причинять страдание, боль его легкой и доброй душе, неспособной к ожесточению. Господи, ну что им делить? Они были не просто различны, а диаметрально противоположны друг другу во всем: в творчестве, восприятии мира и музыки, в самом направлении своих воль, в характерах, темпераментах, взглядах, внешности, наконец, и в отношении к женщине. При желании, именно в силу противоположности сути одного сути другого, им ничего не стоило сойтись. По-настоящему нас раздражают люди, в которых мы узнаем собственные черты. Они же не мешали друг другу, как солнце и луна.

В 80-е годы я работал корреспондентом заводской многотиражки. Работа хлопотная, а зарплата низкая. Приходилось искать халтуру, в смысле - дополнительную работу на стороне. Как вдруг повезло на родном заводе: из-за острой нехватки станочников завод принял большую партию иностранных рабочих - граждан братского Вьетнама. Но сначала их надо было обучить, в том числе начаткам русского языка, теории и практике работы на сложных станках, а также основным сведениям о Советском Союзе. Вот эту последнюю из названных тем поручили мне. Мой начальник, редактор газеты, не возражал, чтобы я в своё основное рабочее время читал такие лекции, лишь бы это не было в ущерб выполнению редакционых заданий.

И вот я согласно расписанию прихожу в красный уголок одного из цехов, где меня уже ждёт группа человек из сорока молодых вьетнамцев, и через их переводчика рассказываю об истории СССР, государственном устройстве, промышленности, сельском хозяйстве страны. Никаких затруднений не испытываю: слушают, кажется, внимательно, изредка задают вопросы (особенно их было много, когда мне пришлось рассказывать о коллективизации на селе), ведут себя дисциплинированно...

Одно лишь сразу же меня озадачило: как правило, предыдущее занятие почему-то оканчивалось гораздо раньше начала моей лекции, и, войдя в помещение, я заставал всех своих слушателей мирно спящими покатом на учебных столах! Каждый раз переводчику (который, по-видимому, выполнял функции и руководителя учебной группы) приходилось тратить несколько минут на приведение всей компании в сколько-нибудь пристойный вид...

Наконец, однажды мне пришла в голову мысль, каким способом избавиться от досадной помехи. Я начал очередное занятие с такого разъяснения:

Уважаемые вьетнамские товарищи!Я неоднократно через вашего переводчика просил вас не ложиться на столы и не встречать меня, вашего преподавателя, в таких неуместных позах. Вы, конечно, знаете, что в любой стране иностранец обязан соблюдать, насколько возможно, местные обычаи и этику.Хочу объяснить, почему русским, украинцам и белоруссам, да и другим народам в нашей стране, неприятно видеть на столах лежащих людей, пусть даже и спящих.

Дело в том, дорогие друзья, что в нашей стране на стол принято класть... покойников.

Умрёт человек - и чаще всего тело его, обрядив в костюм или платье, кладут именно на стол! У одного из знаменитых русских поэтов, Гавриила Державина, даже были в стихах такие строки:

"Где стол был яств - там гроб стоит,
И бледна смерть на всех глядит".

Теперь вы, наверное, лучше понимаете, какие мысли приходят мне в голову, когда я, войдя в помещение, вижу беспорядочно разбросанные на столах ваши тела!

По-видимому, переводчик достаточно адекватно передал смысл и содержание моего обращения, потому что раздался молодой и весёлый хохот, перевода не требующий.

С той поры ни разу ни один из вьетнамских ребят не пытался улечься на стол в ожидании преподавателя. Урок подействовал!

А мне, прееподавателю, было приятно лишний раз убедиться, что вьетнамские юноши обладают таким же чувством юмора, что и наша молодёжь!

Где стол был яств, там гроб стоит

Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) поэта Гаврилы Романовича Державина (1743- 1816):

Сын роскоши, прохлад и нег,

Куда, Мещерский, ты сокрылся?

Оставил ты сей жизни брег,

К брегам ты мертвых удалился...

Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались клики,

Надгробные там воют лики

И бледна Смерть на всех глядит...

Иносказательно о тесном соседстве трагического и радостного, о хрупкой, тонкой грани между жизнью и смертью.

Из книги Автоликбез автора Гейко Юрий Васильевич

Стоит ли поехать на своей машине за границу, как это сделать и сколько это стоит Однозначно - стоит! И однозначно - это дешевле, чем по турпутевке.Главное, что дает передвижение на колесах, - свобода и дешевизна. Вы увидите страну не с парадных витрин, а изнутри - ее

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

35. Гроб Господень в Иерусалиме и животворящий огонь на Пасху Северо-западная часть Старого города в Иерусалиме занята христианским кварталом.Заселение его началось в IV веке, когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг

Из книги На официальном приеме автора Жалпанова Линиза Жувановна

Стол Столы должны быть поставлены в виде буквы «П» или «Т». Самые почетные места должны располагаться по направлению ко входным дверям или к окнам, выходящим на улицу (если первое невозможно).Столы должны быть накрыты белыми скатертями и украшены цветами, а также

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Стол Стол а-ля фуршет отличается обязательным присутствием закуски, которую можно есть только вилкой и без использования ножа.Фуршетный стол немного выше, чем обычный, он специально приспособлен для того, чтобы есть стоя. Стол должен быть накрыт длинной скатертью, не

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 8, строфа 2). Поэт вспоминает, как на экзамене в Царскосельском лицее (8 января 1815 г.) он читал в присутствии Г. Р. Державина свое стихотворение

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Гроб пророка и фокусники Особой известностью во всем мусульманском мире пользуется легенда о парящем гробе пророка.Основатель ислама пророк Мухаммед был захоронен в железном гробу. Легенда утверждает, что он висит в воздухе, ибо земля недостойна держать на себе столь

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

Кофейный стол Подачей сладостей и кофе обычно завершается любое застолье. Поэтому, чтобы сохранить у гостей хорошее впечатление от проведенного вечера, сервировка стола для кофе должна соблюдаться с особой тщательностью. Кофейные чашки и ложки должны быть значительно

Из книги Кресла, стулья, столы, этажерки и другая плетеная мебель автора Подольский Юрий Федорович

E-Systems/Grob/Garret d-500 Egrett Е-Системз/Гроб/Гаррет d-500 «Эгретт» ВЫСОТНЫЙ САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК Для решения задач ДРЛО фирмы «Гроб» (ФРГ), «Е-Системз» и «Гаррет» США в середине 1980-х гг. начали разработку высотного самолета-ретранслятора и разведчика D-500 «Эгретт». При этом ставилось

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

Из книги Есть, любить, наслаждаться. Еда. Путеводитель-травелог для женщин по ресторанам, кухням и рынкам мира автора Демэй Лайла

«Круглый стол» Удобная форма проведения переговоров и встреч, посвященных научным, политическим, общесоциальным вопросам. Иногда это мероприятие напоминает мини-конференцию.Формальные признаки приема «круглый стол»: проведение делового мероприятия; наличие цели -

Из книги автора

Все за стол! Ох уж этот миф о парижанках, часами простаивающих у плиты и шутя-играючи, едва прикасаясь к продуктам кончиками неухоженных (и обгрызенных!) пальцев, готовящих замечательно вкусные блюда для своего выводка. Когда слышишь их разговоры друг с другом, понимаешь,

Где стол был яств, там гроб стоит

Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) поэта Гаврилы Романовича Державина 1743-1816):

Сын роскоши, прохлад и нег,

Куда, Мещерский, ты сокрылся?

Оставил ты сей жизни брег,

К брегам ты мертвых удалился...

Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались клики,

Надгробные там воют лики

И бледна Смерть на всех глядит...

Иносказательно о тесном соседстве трагического и радостного, о хрупкой, тонкой грани между жизнью и смертью.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Где стол был яств, там гроб стоит" в других словарях:

    И бледна смерть на всех глядит Державин. На смерть кн. Мещерского … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Гдѣ столъ былъ яствъ тамъ гробъ стоитъ И блѣдна смерть на всѣхъ глядитъ. Державинъ. На смерть кн. Мещерскаго … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) поэта Гаврилы Романовича Державина (1743 1816): Сын роскоши, прохлад и нег, Куда, Мещерский, ты сокрылся? Оставил ты сей жизни брег, К брегам ты мертвых удалился... Где стол был яств, там гроб стоит; Где …

    - — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

    Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история

    Гавриил Романович (1743 1816) крупнейший русский поэт XVIII в. По отцу происходит от татарского мурзы Багрима, выселившегося в XV в. из Большой Орды. Родился в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Получил скудное образование (сперва у… … Литературная энциклопедия

    Русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в Казанской гимназии (1759‒62). С 1762 Д …

    I Державин Гаврила Романович , русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье, учился в… … Большая советская энциклопедия

    Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) Гаврилы Романовича Державина (1743 1816): Где стол был яств, там гроб стоит; Где пиршеств раздавались клики, Надгробные там воют лики, И бледна смерть на всех глядит. Иносказательно: о смертельной… … Словарь крылатых слов и выражений

    - (греч. αντιθεσις противоположение) один из приемов стилистики (см. Фигуры), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: «Кто был ничем, тот станет всем» … Литературная энциклопедия

У гроба Бокюза в соборе Святого Иоанна в Лионе стояли 2000 поваров. Еще многие тысячи, а может, и сотни тысяч, оплакивали его в разных странах, от Индии до Перу, от США до Японии. Великие и могущественные, как Янник Аллено, говорили о своем отныне сиротстве. Легендарные, почти уже олимпийцы, как Мишель Герар, заявляли о бессмертии товарища по половнику. Все называли его старшим другом, учителем, патриархом.

Почему повара считают Бокюза отцом и учителем? Чем они ему обязаны? Разобраться в этом стоит тому, кто хочет понимать логику развития современной кухни – мировой, не только французской. Мысль о том, что Бокюз готовил хорошо, до совершенства, верна, но ничего не объясняет. До него тоже готовили, в общем-то, не хуже. Фернан Пуан, в частности, в ресторане которого Pyramide он учился вместе с Гераром. Или «мамаша» Бразье, первая женщина, получившая три мишленовские звезды. У нее Бокюз тоже перенимал мастерство и сам дух лионской кухни. Крестьянка, ещё девочкой готовившая молочный суп, чтобы взять его с собой на выпас, Бразье «поднялась» в город, работала в буржуазных домах, а затем открыла свое собственное бистро, лионский бушон, постепенно превратившийся в ресторан. Вот она-то точно достигла в лионской кухне совершенства, после нее придумать и усовершенствовать там, кажется, было уже нечего.

Да Бокюз и не претендовал на выдумки. Он, наоборот, гордился тем, что не изобрел ни одного рецепта, и постоянно заявлял — что задача повара не в этом. Это, кстати, не совсем верно, кое-что он все же изобрел. А многие крупные повара до и после него изобрели больше. Однако именно свою задачу он видел не в этом, не в бесконечном развитии кухни.

Новая или старая, кухня бывает одна – хорошая

Еще одно объяснение обожествлению Бокюза находят в движении под названием «новая кухня». Дескать, это он был его основоположником. И это уже вовсе хронологическая и даже смысловая ошибка.

Бокюз, конечно же, был современником взрыва, произошедшего во французской кухне в 1970-е годы. Причем речь идет, заметим, об эпохе, когда никакой другой кухни как свода четких правил, записанных, обоснованных, проверенных и примеряемых, в мире не было, кроме совсем уже экзотической тогда китайской. И именно Бокюз то яростно, то насмешливо ругал гастрономических критиков и журналистов Анри Го и Кристиана Мийо, объединивших вокруг себя поваров в желании раскрепостить кухню, освободить ее от тяжелых соусов, приблизить к современной жизни.

Жизнь 1970-х сильно отличалась от 1960-х и, тем более, от предшествующих десятилетий. Понятно, что кухня оставаться на месте не могла. Однако не новая кухня приняла в себя Бокюза, а Бокюз принял в себя новую кухню. Отфильтровал все ненужное, как речная плотина на его любимой Соне. В кухне – как в политике. Если не получилось сопровождать неминуемый процесс изменений, то история тебя все равно отшвырнет. Бокюз не только сумел сопроводить, он еще и возглавил. Оппортунизмом это тоже не было, потому что он объединил «новую» кухню со «старой». «Есть только одна кухня – хорошая», заявлял Бокюз в ответ на надоевшие вопросы о том, примыкает он или нет. При этом продолжал обзывать справочник «Го и Мийо» непереводимым ругательным словом, переиначивая фамилию одного из создателей. Насмешки по поводу разрезания горошины надвое в пустой тарелке – это тоже Бокюз.

Телевизор, друзья и глобализация

Ничего не изобрел и ничего не основал – тогда в чем все же дело? За что так благодарны повара? «Он первым открыл нам повсюду двери. Он первым поехал за границу рассказывать о французской кухне и о французских продуктах. Он первым поехал в Японию, первым в США» – так объясняет Кристоф Марген, председатель объединения лионских поваров «Лионские белые колпаки». Это и есть самое главное. Бокюз вышел на телевизионный экран, дал поварам право слова, превратил их из обслуживающего персонала в художников и шоуменов. Помог, конечно, острый язык, доставшийся ему явно от лионского Петрушки – Гиньоля, и способность превращать самого себя в Оскара: Бокюз даже фотографироваться любил в позе этой золотой статуэтки. Ален Дюкас сформулировал точнее всех: “Бокюз стал писать слово “Кухня” с большой буквы.

В день похорон французские радиостанции пускали песню Жоржа Брассенса «Les copains d’abord», «В первую очередь – друзья». Брассенс и Бокюз – люди одного поколения, это песня о дружбе тех времен. О той дружбе, «когда мы работали за ничто, были никем и понятия не имели о том, что нас ждет» вспоминал на похоронах и Мишель Герар, обладатель всемирно известного ресторана, почти такой же патриарх, как и Бокюз. Кстати, если кто и был основателем «новой кухни», то это он, но «патриархом» и «отцом» при этом называют не его. Были среди старых друзей Бокюза и Поль Эберлен, и Пьер Труагро, все, как один, великие и прославленные.

Все они вспоминали на похоронах, как бывали в их поварской жизни трудовые и веселые деньки, много проектов, развлечений, много вкусной еды, вина и любовных историй. Рыбалки, застолья, вина и продукты, выигранные конкурсы, медали, президентские визиты, телевизионные интервью, жены и дети, любовницы и скандалы, и – главная любовь – кухня. Высокая и простая, с ее ароматами и шипением сковородок, с ее творческим полетом и строгими правилами.

Современные повара с растатуированными предплечьями узнали бы себя в этих воспоминаниях, в самых разных странах света. Иностранные шефы, пожалуй, обязаны Бокюзу больше, чем даже французские. Французская кухня почиталась в мире и до него. А он своими программными заявлениями, своей миссионерской и просветительской деятельностью как бы заявил: «нет ни эллина, ни иудея». Объединяйтесь, братья мои, вокруг французской кухни, становитесь французскими поварами.

Так и получилось. Предвидел ли Бокюз глобализацию, или это особый нюх на новые веяния и способность поймать течение, неважно. Главное, что кулинарная глобализация свершилась, и что Бокюз был ее пророком, а французская кухня – религией. Споры о том, отстает ли французская кухня от остальных, и какая кухня идет впереди, лишены всякого смысла. Самый главный американский повар Томас Келлер сидел на похоронах Бокюза в соборе Святого Иоанна на первой скамье. Он – его ученик. А именно Келлер тренировал американскую команду, победившую на последнем «Золотом Бокюзе». Практически все известные повара в мире, от Хестона Блюменталя до Рене Редзепи учились у Бокюза, Герара, Дюкаса или того же Келлера. Как когда-то во французскую кухню влились новые продукты, новые вкусы и способы приготовления соусов, так теперь в нее входят совсем уже экзотические продукты и техники. На строгих, заложенных Каремом и Эскофье базах, строятся национальные кухни – от испанской и перуанской до нордической. Повара спорят с этими основами, ниспровергают принципы, выстраивают новые. И все это начал «месье Поль». Вот почему гроб с его телом несли через шеренги людей в белых колпаках, вытянувшихся в почетном карауле. После отпевания все они под продиравшую до слез песню Пиаф «Я ни о чем не жалею» отправились в пригород Лиона, на поминки, в ресторан, в Коллонж-о-Мон-д’Ор конечно же, на берега Соны. Там, где только что стоял гроб, две тысячи детей Бокюза снова накрыли «стол яств».