Гласные звуки. Артикуляция звуков речи

Артикуляция гласных

Хорошая дикция - качество речи, необходимое для людей всех «речевых профессий». Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного звуков.

Залогом хорошей дикции, внятного и четкого произношения звуков, слов, фраз является прежде всего правильная артикуляция каждого звука.

Задание по дикции

Прежде чем начинать тренироваться в произношении, гласных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подготовительные упражнения для губ и языка.

Гимнастика для губ

137. 1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками.

138. 2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губ ы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

139. 3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая нижние зубы; челюсть не напряжена.

140. 4. Чередовать движения верхней и нижней губ:

а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы),

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы),

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты.

141. 5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Крепко натягивать верхнюю губу на верхние зубы закрывая их, так чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.

Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.

142. 6.И.п .: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать нижнюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком положении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в исходное положение.

143. 7. Делать скользящее движение обеими губами одновременно. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6.

Гимнастика для языка

144. 1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

145. 2. И.п.: то же, что в упражнении 1. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в исходное положение.

146. 3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так чтобы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вернуть язык в исходное положение.

147. 4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (языку придается максимально заостренная форма). Затем вернуть язык в исходное положение.

148. 5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем открывать его со щелканьем.

149. 7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» поднимать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, касаясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются.

(В дополнение к этим упражнениям вы найдете другие в любом учебнике по технике речи.)

Ежедневная тренировка в течение 5-7 мин артикуляционной гимнастики должна войти в обязательный, так называемый «артикуляционный туалет», и служить подготовительной работой для занятий по технике речи.

Некоторые студенты, отрабатывая упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождают их движениями лба, глаз, бровей, а иногда - движениями ног, головы, даже раскачиваниями туловища. Необходимо с первых же занятий по технике речи следить, чтобы лоб, брови, глаза, мышцы шеи и корпуса были не напряженными, свободными, как в процессе артикуляционной гимнастикой, так и во время работы над дикцией и литературным произношением.

Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппарата. Быстрый темп вызывает напряжение мышц.

Чтобы усвоить правильные движения артикуляционной гимнастики, рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом, которое у вас должно быть всегда под руками.

Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость между языком и нёбом, не встречая препятствий, и в зависимости от положения, которое занимает язык, и от формы губ получается определенный гласный звук.

В русском языке 6 гласных звуков: и, э, а, о, у, ы и 4 йотированных звука: е (йе ), я (йа ), ё (йо ), ю (йу ).

(Заметим, что в некоторых учебниках йотированные гласные называют мягкими. Это определение неверное: мягких гласных в русском языке нет - есть только мягкие согласные.)

Е, я, ё, ю не обозначают самостоятельные гласные звуки: они либо свидетельствуют о мягкости предшествующего согласного (пел, мял - в отличие от пол, мал), либо передают на письме два звука: е (йе ), ё (йо ), я (йа ), ю (йу ) (ел, яма, ёлка, пью ). Первый из этих звуков, обозначаемый в транскрипции как [й], является согласным звуком.

В зависимости от участия губ в образовании гласных звуков они делятся на лабиализованные, или губные, и нелабиализованные. В русском языке два лабиализованных звука: о-у (при произнесении губы округляются и несколько выдвигаются вперед), остальные гласные звуки нелабиализованные. Рассмотрим артикуляцию гласных, звуков и согласного звука й .

150. И - при произнесении звука рот слегка раскрыт, зубы обнажены. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

151. Э - рот раскрыт больше, чем при произнесении звука и , зубы обнажены. Кончик языка находится у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

152. А - нижняя челюсть опущена, рот раскрыт в вертикальном направлении на два пальца, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

153. О - губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух свободно проходит через рот.

154. У - губы выдвинуты вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем при произнесении звука о . Спинка языка высоко поднята к нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

155. Ы - рот раскрыт, как при произнесении звука и ; задняя часть спинки языка поднята к мягкому нёбу, кончик языка оттянут назад. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Необходимо заметить, что внутриглоточная артикуляция находится в прямой зависимости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наименьший объем, а глоточная - наибольший. При произнесении звука а рот максимально, а глоточная полость -минимально.

156. И - зубы обнажены, как при произнесении гласного и . Кончик языка касается нижних зубов, а спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

При произнесении каждого йотированного гласного спинка языка сначала активно поднимается к твердому нёбу, а затем принимает положение, характерное для артикуляции основного гласного. Губы также занимают положение, как при произнесении основного гласного: я - как на звуке а; е - как на звуке э; ё - как на звуке о; ю - как на звуке у .

При наличии какого-либо искажения в произношении гласных, ищите причину в работе артикуляционных органов.

Отрабатывать произношение гласных звуков рекомендуется двумя способами: вслух и беззвучно. При беззвучном способе мы как бы мысленно произносим каждый слог, внимательно следим за положением языка и движениями губ, чем способствуем формированию внутренней артикуляции. Движения органов речи должны быть ненапряженными, легкими, мягкими, эластичными.

Для приобретения более полных и глубоких знаний о гласных звуках мы рекомендуем следующую литературу: Дмитриев Л.Б. Гласные в пении//Вопросы вокальной педагогики. - М., 1962. - Вып. Л; Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1962; Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - М., 1967. Сведения, которые вы найдете в этих изданиях, помогут вам с первых же дней занятий по технике речи научиться следить за звучанием голоса, за формированием звука в процессе речи, за правильным голосоведением.

Рекомендуем на первых порах, работая над гласными звуками, а в дальнейшем и над согласными, пользоваться маленьким зеркалом, чтобы проверять положение органов артикуляционного аппарата и не допускать никаких лишних движений. Необходимо следить, чтобы шея была свободной, отсутствовало напряжение лицевых мускулов, не поднимались брови, на лбу не было морщин.

Между всеми разделами работы по технике речи существует тесная взаимосвязь. Занимаясь гласными звуками, а в дальнейшем и согласными, необходимо следить за дыханием и звучанием голоса.

При произнесении упражнений на гласные звуки следите за направлением звука, за его полетностью, добивайтесь правильного посыла звука; необходимо устранять так называемое открытое звучание, носовое звучание и следить за тем, чтобы гортань была свободной.

Для самых занятых | | | | | | |

Основывается на акустической и артикуляционной характеристике звуков.

I. Акустическая классификация

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные.

Сонорные - шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, сонорные согласные м, н, л, р, й);

В шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

Т.е. с акустической точки зрения звуки делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом или сочетанием шума и тона.

II. Артикуляционная классификация

> рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения, т.е. артикуляции.

Артикуляцией называется работа органов речи (легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок, расположенных поперек гортани; полости рта, полости губ, языка и др.), направленная на производство звуков речи.

По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные.

  • - активные органы речи производят движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть;
  • - пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое нёбо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция каждого звука складывается из трех частей:

Начальный переходный элемент - приступ (или экскурсия) звука, когда органы речевого аппарата из спокойного состояния перестраиваются для произнесения звука в рабочее положение

Стадия стационарной части - выдержка, когда органы установились для данной артикуляции,

Конечный переходный элемент - отступ (или рекурсия), когда органы возвращаются в нерабочее состояние.

Классификация гласных

Гласные звуки - это звуки речи, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий в полости рта, и поэтому в акустическом плане характеризуются преобладанием музыкального тона, или голоса.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Они наиболее отчетливо слышатся под ударением.

При произношении гласных кончик языка не играет роли; он обычно опущен вниз, а артикулирует спинка языка своей передней, задней и реже средней частью.

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1) Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении.

При подъеме (1-2-3) части языка образуются

  • 1. передней - гласные переднего ряда (и, э, ь),
  • 2. средней - гласные среднего ряда (ы, ъ),
  • 3. задней - гласные заднего ряда (о, у).
  • 2) Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема.

Наиболее простая схема предусматривает три подъема:

гласные нижнего подъема (а),

среднего подъема (э, о, ъ, ь),

верхнего подъема (и, ы, у).

3) Лабиализация - участие губ в артикуляции звука.

В зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет,

различаются огубленные (губные, лабиализованные): о,у

и неогубленные гласные.

4) Назализация - наличие особого «носового» тембра, возникающего в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет.

Носовые (назализованные) гласные произносятся с особым «носовым» тембром.

5) Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются

напр., краткие гласные: [а], [i], [o], [u] и долгие гласные: [а:], [ i:], , .

Для русского языка долгота гласных не имеет смыслоразличительного значения, однако можно заметить, что гласные под ударением более долгие, чем в безударной позиции.

6) Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги.

Монофтонг -артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента.

Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

В русском языке дифтонгов нет.

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Согласными называются звуки речи, состоящие только из шума, или из голоса и шума, которые образуются в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

В составе согласных звуков русского языка имеется 37 звуковых единиц

Согласные различаются

  • 2) По наличию или отсутствию голосового источника
  • 4) По месту образования шума
  • 5) По тембровой окраске (по твердости-мягкости).
  • 1) По соотношению шума и голоса
  • (С точки зрения акустики согласные различаются по соотношению шума и голоса и по наличию или отсутствию голосового источника).

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: л-л", м-м", н-н", р-р", j .

Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса.

согласные звуки делятся на:

А) Звонкие:

сонанты ([л-л"], [м-м"], ]н-н"], ]р-р"], [j]),

шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б-б"], [в-в"], [г-г"], [д-д"], [з-з"], [ж], [ ж?" ].

Б) Глухие: шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к-к"], [п-п"], [с-с"], [т-т"], [ф-ф"], [х-х], [ц], [ч"], [ш], [ ш?" ].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости - звонкости:

[б] - [п], [б"] - [п"], [в] - [ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] - [ш], [г] - [к], [г"] - [к"]

Непарными звонкими согласными являются сонорные.

Непарными глухими: шумные глухие: [ ш?" ], [ц], [х-х"], [ч"].

  • 3) По способу образования шума
  • (По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования).

Способ образования: суть этого способа - в характере преодоления преграды.

На основе этого признака выделяются 2 группы согласных:

Щелевые (иначе: фрикативные, спиранты, щелевые, щелинные, проточные, придувные) - образуются, когда те или иные органы во рту, сближаясь, создают щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода: [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [щ], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h].

Смычные - образуются, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы создают полную преграду (смычку), которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; эти согласные подразделяются на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на группы в зависимости от характера преграды:

взрывные. У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);

аффрикаты. У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);

смычно-проходные. При их произношении органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот:

носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).

боковые (ротовые, латеральные) (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);

дрожащие (вибранты) (р), с попеременным наличием смычки и щели.

4) По месту образования шума

По месту образования шума, т.е. по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.

А) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным - или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

Б) Язычные согласные. В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные делятся на:

Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [щ], [ж], [р]

Среднеязычные - средненёбные [j];

Заднеязычные - задненёбные [г], [к], [х].

Переднеязычные по положению кончика языка:

дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);

апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);

какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные, при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.

5) По тембровой окраске

Наличие тембровой окраски артикуляционно связано с особой работой средней части спинки языка к твердому небу - палатализацией или смягчением.

Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.

Тембровая окраска согласных позволяет обобщать все согласные в 2 больших класса по твердости-мягкости.

Непарные по этому признаку: [j], [ч], [щ]; [ц], [ж], [ш].

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Звуки В и Ф - происходят при о ди наковом положении рта. Верхняя губа п рип однята, верхние зубы обнажены, нижняя губа сопри ка сается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф силь н ый поток воздуха, подаваемый движ ен ием диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между ве рхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа сл ег ка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух проц е живается, напоминая звук виолончели. По чистоте п рои зношения, звук В - один из самых тру дн ых. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не п ри мешался звук Ф и В не потерял зву ч ность.


Артикуляция звука Л - внач ал е язык подтянут к нёбу, а кончик упи ра ется в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный п ото к воздуха, попадая на переднюю часть я зы ка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте нес ко лько раз, не отнимая языка. Когда ме сто образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отры во м языка.
Звук Р - получается от быстрого к ол ебания или вибрации передней части яз ы ка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно прои зн есите несколько раз звук Д и ср аз у же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч - губы мягко ра скр ыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расс то яние между зубами очень узкое, передняя часть языка приб ли жается к зубной части нёба. Для произ н есения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным ко ро тким движением диафраг м ы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длите льн ом выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц - язык артикулирует к в ер хним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. И на че будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, нап р авлен на нижнюю губу и подбородок. При дл ит ельном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были корот ки ми, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С - язык легко припо дн ят к зубам. Раскрытые губы, ниж ня я губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Пр отя жный и сильный выдох, поток во зд уха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик яз ык а не был между зубами.
Звук Ш - зубы обнажены, губы ра ск рыты, расстояние между зубами незн ач ительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной ч ас ти нёба. Струя воздуха н апр авлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа пр иж ата к зубам, или нижняя челюсть бу де т впереди верхней, это вызовет шепелявость.
Звук Щ - поло
ж ение рта - как и при Ш, но передняя часть я зы ка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и си л ьный выдох.


Звук З - полож ен ие рта - как при С. Звук З питается неболь ши м количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик я зы ка приводится в легкое колебание. Если я зы к перестанет вибрировать, к звуку З может присоед ини ться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, ну ж но произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж - зубы об на жены, губы мягко раскрыты, расстояние между з уб ами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Ко ли чество выдыхаемого воздуха незна чит ельно, ощущается его колебание на языке.
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются к ор отким движением воздуха. Эти звуки не льз я протянуть, не прибавив к ним какой-ли бо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, к ро ме силы, есть и продолжительн ос ть звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на ве рхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц , если их пр отя нуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и че тко сти произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно ч а ще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К- Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц,
Х- Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усв ое ны все твердые согласные, приступаем к работе над мя гкими согласными. Некоторые согласные звуки произн ос ятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только м ягк о (Щ, Ч). Все остальные - мягко или твердо, все зави си т от гласной, которая следует за ними. Когда прои зн осим мягкие согласные столб воздуха, который их пит ае т, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , т ак как к ДЬ зачастую примешива ет ся звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире от кры вать рот. Кончик языка направлен к пер ед ней части нёба.


ЛЬ - размягчен ны й язык, отодвигается вглубь рта, его к он чик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику я зы ка, а стелется по его бо кам.
РЬ - язык вибр иру ет ниже, чем при твердом Р, бли ж е к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком сл уч ае тренируйте: д-рь, д-р ь-д- рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появл я лось РИ.

Артикуляция – это понятие, которое означает, насколько правильно и отчетливо вы произносите звуки. Красивая речь важна для всех, неважно, диктор вы или обычный офисный работник. И для её грамотного построения обязательно необходимо овладеть основами артикуляции.

Артикуляция в русском языке, как и во всех остальных, состоит из нескольких этапов.

  • Экскурсия – начало, самый первый этап, который обозначает подготовку частей речевого аппарата к произнесению звука.
  • Выдержка – то, как вы произносите звук. При этом важно учитывать положение речевого аппарата – оно должно отвечать нормам.
  • Рекурсия – завершающий этап. Речевой аппарат завершает свою работу, его составляющие переходят в состояние покоя или готовятся к произнесению следующего звука.

Однако такая четкая последовательность событий характерна только для произношения одного звука. Это выглядело бы так четко, как на схеме, если бы человек проговаривал звуки по отдельности.

В реальной речи, повседневной, этапы «накладываются» друг на друга, их четкость смазывается. Выдержка часто сливается с рекурсией предыдущего звука. Человек не успевает тщательно подготовить органы к произношению звука, поэтому экскурсия не выражается как следует. Из-за этого речь становится невнятной.

Это не значит, что вы должны четко произносить каждый звук, выделять его интонацией. Это было бы просто невозможно, общение бы затруднилось. Правильное произношение предполагает, что сначала вы научитесь теории, научитесь её применять, а затем она перейдет в безусловный рефлекс.

Рассмотрим это на примере произношения звука «Т». С ним часто возникают проблемы, потому что неподготовленные к правильному произношению люди выражают звук слишком невнятно. Он получается сиплым, сдавленным.

Вот как следует произносить звук «Т»:

  • Следите за парой «воздух – язык». Воздух не должен быть направлен на связки, потому что в этом случае как раз и получится сиплый вариант, о котором говорилось выше.
  • Направляйте струю воздуха четко на язык.

Тренировка по произношению этого звука позволяет улучшить не только произношение, но и повысить упругость языка, хорошо потренировать речевой аппарат.

Вы уже ознакомлены с теорией по произношению звука «Т». Сначала вы будете долгое время следить за тем, как он звучит у вас в повседневной речи, но затем, когда вы убедитесь, что говорите правильно, эта информация закрепится, у вас больше не будет нужды поправлять себя и следить за собой.

Артикуляционная гимнастика

Что это такое? Такая гимнастика предназначена для разогревания мышц . Эти упражнения необязательно выполнять в какое-то определенное время суток. Можно легко применять их время от времени, потому что они просты и не требуют особого внимания.

Гимнастика для щёк включает следующие упражнения:

  • Представьте, что вы – хомяк. Нужно набрать воздуха за одну щеку, потом плавно «перегнать» его под нижнюю губу, ни в коем случае не размыкая губ. Затем переходите к другой щеке, крайней. Повторить такой цикл нужно несколько раз.
  • Следующее упражнение похоже на предыдущее в плане того, что снова нужно использовать воздух. Наберите его в рот и надуйте щеки. Крепко сомкните губы. Теперь нужно попытаться вытолкнуть воздух наружу, но ни в коем случае не открывайте рот! Вы почувствуете небольшое давление, которое хорошо разогреет щеки.

Для того, чтобы разогреть нижнюю челюсть, можно применить одно нехитрое упражнение, которое многие люди делают неосознанно. Можно просто двигать нижней челюстью по кругу, взад-вперед, тем самым подготавливая её к правильной дикции. Тут нужно быть осторожным, так как можно случайно вывихнуть челюсть. Не переусердствуйте.

Вы когда-нибудь пробовали зевнуть с закрытым ртом? Если нет, то обязательно попробуйте. Это поможет разогреть нёбо. Другой способ – скопировать полоскание рта. Если сложно это представить, то сначала реально прополоскайте рот, а затем имитируйте эти движения самостоятельно. Со временем у вас начнет получаться.

После выполнения этих заданий можно переходить к упражнениям для улучшения артикуляции, которые зависят от проблемных звуков, которые у вас есть. Существуют специальная , и многие другие, которые вы можете найти на данном сайте. Некоторым людям достаточно простого развития речевого аппарата, ведь у многих он слаб, поэтому нуждается в тренировках. Упражнения выше помогут исправить ситуацию.

Артикуляция позволяет научиться правильно произносить не только проблемные звуки, а и все, что имеются в русском языке, ведь большинство людей даже не подозревает, что те или иные звуки они произносят неправильно.