История жизни моей прабабушки. Истории наших прабабушек и прадедушек

Как известно, «раньше и птицы пели звонче, и пшеничное зерно созревало в добрый кулак, и волк с ягненком на пару гуляли по лесу, и вода была мокрее, и валенки теплее, и старики моложе...» Вот бы туда хоть на часок! Но на самом деле жизнь наших бабушек и дедушек была гораздо труднее, чем мы себе представляем.

Небылицами кажутся в наши дни истории о дефиците и очередях советского времени. Дети не хотят верить, что было время, когда сахар продавали только по карточкам, мандарины привозили к Новому году, а на диван копили годами. Когда же пытаешься рассказать о событиях большей давности, вообще слушают с ужасом. А ведь это не сценарии триллеров или книг Стивена Кинга — это жизнь наших бабушек и дедушек. И память о тех временах и той жизни должна сохраняться, чтобы никто впредь не додумывался до подобных социальных мясорубок и попыток перекромсать жизнь граждан в угоду государству.

Родители моей бабушки Зои родились в конце 1890-х годов в Куйбышевской губернии. Семьи у обоих были безлошадные, бедные. Простые крестьяне, вынужденные каждый день зарабатывать на кусок хлеба. Так, например, бабушкина мама, Екатерина Федосеевна Савостьева, с восьми лет работала «в няньках», присматривала за детьми. Замуж она вышла в 20 лет за Петра Михеевича Шатилова, и какое-то время они вместе «ходили в работниках», отдавая все полученные деньги тестю. Хорошо еще, что принято тогда было работников кормить (соцпакет такой).

Потом наступил 1917 год, и Петра забрали в Красную Армию. Вернулся жив и здоров, хоть и без орденов. В 1918 году родилась у них Клавочка, в 1924 году — Сашенька, а в 1930 году — Валечка. Но 30-е годы оказались тяжелыми — пришел массовый голод. Причины его до сих пор оспариваются: одни историки говорят о разрухе, коллективизации, бесхозяйственности и хаосе, другие — о неурожае и влиянии «буржуев».

Впрочем, простой люд причины того кризиса мало интересовали. Гораздо важнее был сам факт — народ умирал от голода. Массово. И для многих единственным спасением стал переезд, в том числе и для семьи моей бабушки. Шатиловы решили искать лучшей жизни в Средней Азии.

Для начала отправились вместе с родственниками в Ташкент («город хлебный»), но ожидаемого рая там не обнаружили. Работы нет, еды нет, жилья нет. Пришлось ехать обратно. По пути остановились в Аральске и два-три года жили там. Работали на рыбзаводе — рыбы вдоволь, от голода не умрешь, зато с водой проблема. Море рядом есть, но оно же соленое. Воду привозили в металлической бочке и давали по норме в определенное время.

Весть о строительстве среднеазиатской железной дороги пришла как раз вовремя. Нужны были люди рабочих профессий. Прадед мой, как уже было сказано, инженером не был, поэтому устроился только осмотрщиком вагонов. Впрочем, в те годы даже начальное образование имели немногие.

Семье Шатиловых дали «жахтовскую» квартиру с земляным полом, который время от времени смазывали глиной с песком (как мы сейчас моем полы для чистоты и порядка). Квартира находилась на окраине города, близ железной дороги, на улице с «говорящим» названием Пролетарская. Была в квартире всего одна комната — это и кухня, и спальня, и столовая, и кабинет и все, что вашей душе угодно.

Она едва не стала еще и роддомом для моей бабушки. 28 февраля 1937 года, когда пришла пора появиться на свет дочке Зое, за окном мела метель. Автобусного сообщения до роддома не было, лошади тоже, телефонная связь отсутствовала, машин скорой помощи не существовало в принципе. Екатерина Федосеевна весь день занималась стиркой и ждала, когда с работы придет муж, чтобы с ним вместе пойти в больницу. Но до медицинского учреждения не дошли, роды начались по дороге. Ребенка завернули в шаль. А понесли его домой или дальше в больницу — неизвестно.

Это был последний ребенок Петра и Екатерины Шатиловых. Четвертый, который мог бы быть седьмым, но трое деток умерли еще во младенчестве.


Семья жила дружно. Разводили кур в сенцах, постепенно «богатели». Впоследствии прадеда «повысили» до сцепщика вагонов, и для его возраста в те годы это было только началом карьеры. Казалось, жизнь начала налаживаться. Но все обрушилось летом 1941 года...

Война. Старшая сестра Клавдия в тот год как раз закончила Казанский медицинский университет и родила сына Юрочку от любимого человека, с которым познакомилась во время учебы. Ее на фронт не взяли, а ее мужа (он по специальности был хирургом) забрали. Всю войну он прошел вместе с действующей армией.

А его супруга жила у свекрови в Марийской АССР (ныне — республика Марий Эл), в селе. Работала врачом, пешком обходила окрестные деревни, когда жителям требовалась медицинская помощь. Телефонов не было, вызывать ее приходили родственники заболевших. Иногда подвозили на лошади, но с ними в целом тоже было плохо.

Муж Клавдии демобилизовался в 1946 году, а вот брат Сашенька погиб в свои 20 лет под Кировоградом в январе 1944. Занимался разминированием минного поля, оставленного фашистами, да не уберегся. Три сестры остались без брата.

В 1944 году пришла еще одна беда: отец моей бабушки потерял ногу. Сцепляя вагоны и находясь между паровозом и вагоном, он не обратил внимания, что его нога находится на буферах. А поезд внезапно тронулся... Ниже колена нога была раздавлена. Врачи резали ее три раза, и в конце концов осталась такая культя, которая ни в один протез не годилась. Тогда мой прадед сам смастерил себе деревянную ногу, на которой и ходил до самой своей смерти в 1962 году.

Пенсия по инвалидности была очень маленькой, семье не прожить, надо было работать. И он работал: косил сено, возил на ишачке. Работала и прабабушка, но только летом — в совхозе, расположенном в восьми километрах от города. Ходила она туда и обратно пешком, выходя из дома ранним утром, затемно (автобусного сообщения не было). Приходила уже заполночь.

Примерно в эти же годы купили себе землянку — при ней можно было держать хозяйство. Оно их и выручало: что выращивали на своем огороде, то сами и ели, а порой и на продажу что-то оставалось. Поливали огород вручную — прадед доставал из колодца ведро с водой, выливал в стоящую рядом бочку, а прабабушка с Валей и Зоей носили ведрами на грядку.

Бабушка моя уже пошла на тот момент в первый класс, уроки учила при керосиновой лампе.

— Школа была семилеткой, о спортзале мы только мечтали, — вспоминает бабушка Зоя. — Так что уроки физкультуры проводились прямо на улице, а зимой — в коридоре. Была спортивная эстафета, а напротив, в классах, шли уроки, и надо было вести себя тихо. После уроков в одном из классов расстилали маты и занимались акробатикой. Пирамиды выстраивали на радость родителям.

— Работал при школе и драмкружок, который я посещала. Помню, что играла Земфиру в пьесе по поэме А.С. Пушкина «Цыгане». Школа у нас была женской, поэтому даже мужские роли играли девочки. Посещала я и хор, так что о семи годах учебы в школе вспоминаю тепло, — рассказывает бабушка.


Послевоенное время оказалось еще более жестоким, чем довоенное. Ночные очереди за черным «глинистым» хлебом по карточкам — самое частое из воспоминаний.

— Из сладкого ели конфеты-подушечки, продающиеся без обертки. Слипшаяся в ком карамель. Вкуснее были только соевые конфеты. Весной лакомились клубнями подснежника, которые называли бузликами. А летом — сладкими корнями солодки, выкапывая ее из земли. За лакомство считали и жмых — из подсолнечных семечек. Был и из хлопковых, только назывался он макухой. А шоколад я попробовала только в 15 лет, когда училась в педагогическом училище. Купили с подружкой на вес 40 граммов дорогой крошистой массы, и тогда она нам не понравилась.

— Мечта была у всех детей в послевоенные годы — вдоволь наесться хлеба. Его недостаток восполняли мукой, молотой на «мельничке» из двух камней. Для этого собирали в поле колоски, оставшиеся после уборки урожая, а взрослые нас гоняли и грозили тюрьмой, — говорит Зоя Петровна.

Потом был педагогический институт, муж, две дочери, работа в школе и в ГорОНО. В Старый Оскол бабушка Зоя переехала в 2007 году, вместе со старшей дочерью — моей мамой. И через несколько лет стала прабабушкой.

Зоя Петровна и сегодня даст сто очков форы некоторым бабушкам. Посещает «группу здоровья», бассейн, театр, выставки, концерты и ежедневно крутит педали велотренажера от 10 до 17 километров. На жизнь и пенсию не жалуется, часто приходит повозиться с правнучкой. Такое длинное слово, как «пра-ба-буш-ка», моя дочка еще не осилила, говорит просто «ба» или «ба-ба» и это, в общем-то, правильнее. Наша Зоя Петровна — бабушка, молодая душой.

Алексей Дёменко

Комментировать статью "Прабабушка Зоя – и история России XX века. Что я расскажу дочке"

Мюзикл «Удивительные приключения Маши и Вити» покажут в дни весенних каникул в Театре Российской Армии. Модная Баба-Яга, балет на светящихся гироскутерах, современная музыкальная аранжировка и видеодекорации, создающие эффект присутствия... Команде мюзикла удалось сплести воедино прошлое и настоящее, привычное и необычное, создать удивительный микс классической постановки и современных компьютерных и световых возможностей. Это делает мюзикл интересным не только для юных зрителей, но и их...

Как трогательно, нежно, с любовью дочери от отца. Прочитайте - мужчина не стыдится искренне выражать свои чувства, письмо показывает глубокое уважение к взрослой дочери и любовь к той малышке, которою он любит. Как много о чувствах в этом письме! Кажется, мы тут в 21 веке совсем засохли… Совсем недавно во время разбора семейного архива, мне в руки попало настоящее сокровище. Письмо прадеда моей тогда двадцатилетней бабушке, направленной в другой город по распределению после училища. Письмо...

Обсуждение

я вижу только надрыв какой-то. нет чтобы как-то подбодрить уехавшую дочку, только слезы сплошные

Очень хорошее и доброе письмо.

ЗЫ. НЕ МОГУ читать письма деда с фронта (он пошёл добровольцем и погиб в 42-м, оставив вдовой бабушку с 4-х летним сыном, моим отцом). НЕ МОГУ, просто слёзы душат. Притом, что я по натуре холодный и несентиментальный человек.

К Дню театра, который празднуется 27 марта, выпущен альбом Елены Струтинской «Художники Малого театра. ХХ век». Стараниями искусствоведа создано высокохудожественное издание, посвященное истории костюма и сценографии великого императорского театра. Книга, вобравшая в себя художественную жизнь старейшей сцены столицы, выпущена при поддержке Министерства Культуры РФ в ограниченном количестве – 2000 экземпляров. «В Малом театре скопилась фантастическая коллекция художественных эскизов – почти...

В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал.от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему...

Может я уже совсем "ку-ку", но только почему-то не хочу розовые ползунки и костюмчики. И коляску розовую не хочу. Не знаю пока какую, но не розовую. Вот и думая, я же не одна такая, надеюсь. Почему у нас принято девочкам розовое? Вот если коляска не розовая - значит мальчик)))))) У сестры коляска у дочки сиреневая, так почти все спрашивали "А у вас мальчик?" Или это совсем неправильно, например, если у ребенка-девочки синяя коляска, и не розовые вещи... Ведь как мне одна знакомая сказала - у...

Обсуждение

У нас темно-коричневая коляска. Вообще, мой муж сразу сказал - ничего розового, и меня тоже не тянет на розовые вещички. Но кругом все розовое. Оооочень сложно отыскать что-то других цветов, почти нереально:).

Мне когда-то знакомая рассказала, что тенденция одевать девочку в розовый цвет, а мальчика в голубой как-то связана с американскими куклами (видимо, Барби и Кеном), появившимся несколько десятилетий назад в США. Если это правда, то такой выбор цветов для детей - дело рук маркетологов. Интересно, а какие цвета преобладали в детской одежде в России на рубеже 19 и 20 веков, скажем, в дворянских семьях, то есть в тех, где была возможность выбора цвета? У меня все фотографии того времени, к сожалению, чёрно-белые...

Месторасположение метро Цветной бульвар 15 минут пешком ИГРЫ И ЗАБАВЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО рекомендуемый возраст: с 7 до 10 лет Интерактивная программа проводится на уникальной экспозиции «Мой дом – Россия», в которой воссозданы интерьеры различных исторических эпох: царского времени, советского и постсоветского периодов и состоит из двух частей. В ходе игровой обзорной экскурсии ребята узнают, как жили дети в разные периоды ХХ века, чему учились и в какие игры играли. Продолжается...

Обсуждение

отзыв от rogday
МУЗЫКА. МОЛОДОСТЬ. СВОБОДА
экскурсия неплохая, но и не вызывает "бурю эмоций", о музыке рассказывали немного-больше по интерьеру провели-эту экскурсию можно брать как знакомство с экспозицией, с музеем(поскольку иногда в некоторых залах включали отрывки песен).О стилягах ни слова-ни полслова.Мастер-класс тоже без энтузиазма какой-то.Некоторым детям откровенно не понравилось,они уходили в др. залы.Моей понравилось, поскольку она не была знакома с экспозицией и вообще кроме АББЫ ничего не слушает-в общем в музыке не разбирается совсем, а папа там у нас один был, который угадывал все группы "металлические"(в одном зале угадывали группы по первым звукам-наши там совсем заскучали-все незнакомое)-вот ему было интересно.

отзыв от zelenina
МУЗЫКА. МОЛОДОСТЬ. СВОБОДА.
Идея экскурсии,конечно, супер, но исполнение....
Такого очень убогого вида довольно молодая девушка, рассказывала очень сумбурно, многое не объясняла, взрослые все понимали и помнили про музыку и субкультуры, а вот детям нужно было объяснять, чего она не сделала. Пробежалась по экспозиции, включила им пару-тройку песен и сказала (если утрировать), что вот такую музыку слушали раньше. Жалко, что такую идею так плохо развили.
Потом был небольшой мастер-класс с рисованием на ленточках различных трафаретных узоров (подобие фенечек или в качестве закладки для книги) и игры 5 мин пока сохли ленты в русские народные забавы.
Вот

Детский Музей «Museum filiorum» приглашает детей от 4 до 14 лет на групповые развивающие занятия, направленные на формирование навыков творческого самовыражения и познавательной деятельности. В процессе занятий, основанных на методике театральной педагогики, дети познакомятся с культурно-историческими традициями наших предков, получат навыки первичного анализа произведения искусства и даже сами создадут собственный музейный артефакт. Программы: - «Путешествие в сказку» (по произведению В.Ф...

Появление новых, красочных изданий новогодней и рождественской тематики накануне зимних праздников стало уже хорошей, издательской традицией. Выбор тематических книг огромный! Но найти достойную книгу не так то уж просто. Рипол в этом году выпустил 2 замечательные книги-истории в открытках. История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения Книга История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения - купить книгу история рождества...

Книга увлекательно рассказывает о правлении династии Романовых. За 300 лет правления этой династии Россия многократно увеличила свою территорию и стала мощной империей, развернулось строительство флота и новых городов, в том числе Санкт-Петербурга. В России появились железные дороги, первые театры, музеи, университеты. Чтобы дети могли легко усвоить обширный материал, основные события каждого царствования помещены в специальную хронологическую шкалу. В издании есть и наглядные иллюстрации, и...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Обсуждение

У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом - [ссылка-1]

Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались:)

Серия «Коровкины истории» торговой марки «Мир детства», отмеченная знаком национальной премии индустрии детских товаров «Золотой медвежонок 2013» за победу в категории «Лучшие товары для младенцев», пополнилась новинками. В дополнение к бутылочкам для кормления, тарелочкам, непромокаемым слюнявчикам в ярком дизайне в марте на прилавках появились игрушки для купания, в которых потребители узнают симпатичных героев «Коровкиных историй». Маленькие зрители смогут воплощать свои собственные...

адрес:Красная пл., 1 Проезд: м. Охотный ряд, м. Площадь революции, м. Театральная Стоимость на группу 10 человек детей 800+входные билеты для детей. Взрослые покупают входные и гуляют по музею Путешествие в древнюю Москву XVI–XVII вв. (для школьников 2 классов) Юным посетителям предстоит перенестись на несколько веков назад, в Москву XVI–XVII вв. и узнать о жизни, занятиях, быте, традициях жителей древней столицы. В это познавательное и увлекательное путешествие вы отправитесь с нашими...

Обсуждение

отзыв от участницы в системе Anakonda
февраль 2013
"Борьба Руси с иноземцами"

Музей - просто отпад! Была там сама, к стыду своему, первый раз. Впечатлилась.
По поводу экскурсовода у нас была Рязанова Наталья Сергеевна.
Мне лично она не очень. Во-первых, организационно - дети поменьше ничего не видели, она их не организовывала, не ставила в круг у экспонатов, а это важно, так как группа была очень разновозрастная - и очень большие дети были, и очень маленькие. Взрослый мальчик - класс 6-7 по моим наблюдениям, постоянно встревал с вопросами. Она не ограничивала - а время экскурсии тратилось лично на него, что, на мой взгляд, не очень. А малыши, тянущие руки, не попадали в сферу ее внимания и просто опускали их. Иногда я ее дергала, говоря - вот тут есть вопрос, тогда она реагировала. Рассказывала толково, но без подробностей, а ведь именно они были так нужны! Все было очень ОБЩО, как-то безлико, что ли. В общем, до музея Востока далеко. При всем том, меня поразило, что на некоторые вопросы она просто не отвечала - говорила - не знаю. Например, где находится место, где была Куликовская битва - не знает. Сколько сражалось воинов - не знает. Обалдеть! Почему на некоторых кольчугах на всех колечках было написано "Спаси и сохрани", а на других - нет - НЕ ЗНАЕТ. Очень странное было впечатление. В целом, она рассказывала хорошо, претензий нет. Но ее эрудированность под большим вопросом. Хотя.. хрен знает - мы уже люди бывалые, поэтому лезем со всякими вопросами. Может, тому, что не очень часто ходит, вполне будет нормально.
К хорошему-то быстро привыкаешь, благодаря тебе:-)

Женщины в армии… Медсестры и радистки – тут же подбрасывает память первые пришедшие на ум ассоциации. Чуть подумав, можно добавить к этому списку партизанку Зою Космодемьянскую, зенитчиц из фильма «А зори здесь тихие» и даже летчиц-асов, таких как Валентина Гризодубова. Однако все эти персонажи – участницы Великой Отечественной войны. Если же мы бросим взгляд на армию конца XVIII - начала XIX века, то есть на годы перед наполеоновским нашествием, то увидим прекрасный пол совсем в иных ролях...

С началом мая я всегда начинаю рыдать. Стала сентиментальна, кадры хроники ВОВ вызывают у меня ком в горле. Военные песни – приступ рыданий. Я совершенно не могу остановить слез, пока звучат «Катюша» или «Темная ночь» или «До свидания, мальчики». А поскольку со 2 по 10 они звучат везде, то мои эмоции не вылезают из сферы гордости и горечи. Слезы за наше прошлое, за то великое, что смогли сделать наши деды. Это воспитывалось тогда, в нашем детстве, годами. Фильмы, песни, воспоминания...

Обсуждение

Мы про бабушек-дедушек рассказываем. В прошлом году проехались по местам Боевой Славы Подмосковья, в танковый музей в Кубинку съездили. В этом году еше не решили, что будем делать.

Всегда плачу, поэтому фильмы о войне ВООБЩЕ не смотрю - просто не могу! И не только про ВОв, но и про Афган.... я знала лично многих кто там остался, и Чечня...... Тяжело сознавать, но война идет, она не закончилась...
Специально к Дню Победы никаких речей не веду, но обязательно сходим на возложение, постоим у Огня, посмотрим на ветеранов - дети должны это тоже помнить, чтоб потом своим детям рассказать. А так в повседневной жизни если речь заходит, то обсуждаем, рассказываю, особенно много рассказываю что узнала от своей бабушки, пережившей с маленькими детьми оккупацию, как потеряла ребенка - не было лекарств его вылечить.... как от голода спасались выкапыванием промерзшей картошки и корней солодки, как ели кашу из, как думали отравленного пшена, фашисты отступая, что не смогли увезти\взорвать - травили, вот бабушка набрала, сварила, и сама ложку съела, а дети сидели рядом голодные и смотрели, а она плакала и ела, потому что даже собак\кошек в городе не осталось, на ком испробовать - всех съели - это тоже война, и это тоже должны помнить наши дети.....

Забывать историю, не делать из прожитого правильных выводов - самая большая ошибка человечества

Мне 60 лет, я уже сама бабушка, но часто вспоминаю свою бабушку Катю. Когда я была маленькой, я любила слушать истории из жизни бабушки. Она была неграмотной, но очень верующей женщиной. У нее было 12 детей, и 10 из них погибли во время войны, защищая свою Родину. Я хочу рассказать несколько историй, которые слушала из уст бабушки Кати. Истории необычные, поверить в них тяжело, но бабушка говорила, что это сущая правда.
У них в деревне жила женщина, все ее звали ведьмой, дом ее обходили стороной. Глаз у нее был тяжелый, если она посмотрит на корову, то в этот день молока у коровы не будет. Одним взглядом она могла навести порчу на любого жителя деревни. Многие говорили, что по ночам она превращается в черную кошку. Но как доказать это – люди не знали. Однажды собрались все мужики деревни и решили подкараулить ночью ведьму. Долго ждать им не пришлось, из дома ведьмы выскочила черная кошка. У самой ведьмы никакой кошки не было, все сразу догадались, что это и есть сама ведьма. Мужики бросились за кошкой с топорами, и один мужик отрубил ей лапу. Все заметили, как кошка неожиданно исчезла. Наутро все снова пришли к ведьме. И что они увидели, ведьма лежала на кровати с перевязанной рукой. Никакого сомнения не было, что это она ночью превращалась в черную кошку. Мужики приказали ведьме, чтобы она покинула их деревню и больше сюда не возвращалась. Ведьма уехала, но мужик, который отрубил кошке лапу, сам стал инвалидом, он отрубил себе руку, когда рубил на зиму дрова. Все говорили, что здесь не обошлось без проклятия ведьмы. После того как в деревне не стало ведьмы, коровы стали давать больше молока, люди стали жить дружнее.
Другая история, которую мне рассказала бабушка, произошла с ней, когда она была молодой. Плыли они с подругой по озеру, а навстречу к ним подплыла незнакомая женщина и сказала, что они на острове найдут клад. Девушки развернули лодку и поплыли к указанному острову. А в Карелии было много озер и много неизвестных островов. Когда бабушка с подругой вышли на остров, то они ничего там не обнаружили, кроме большого множества рыбьей шелухи. Она была неестественно крупных размеров. Они взяли по горсточке шелухи и небрежно бросили ее в карман. Когда они вернулись домой, то стали рассказывать о случившемся своим родным. А братья их спросили, а где же рыбья шелуха. И девушки быстро побежали к своим карманам. И что же они там обнаружили: в карманах вместо рыбьей шелухи лежали золотые монеты. Братья быстро рванули на этот остров, но он был пуст, ни одной рыбьей шелухи. С пустыми руками они вернулись и долго еще упрекали подруг, что они мало набрали рыбьей шелухи, которая превращалась в золотые монеты.
Я любила слушать истории своей бабушки, и была хорошим, внимательным слушателем. Бабушка рассказывала, что во время войны немцы не могли к ним добраться, потому что их деревня была окружена болотами и немцы не решались пробираться по опасным трясинам. Но вражеские самолеты постоянно летали над деревней. И за всю войну была убита одна корова и ранен один школьник. Они с ребятами шли на лыжах в лесу, а летчик с высоты принял их за партизан. И вот однажды немецкий самолет упал недалеко от деревни. Все люди кинулись его спасать, даже не подозревая, как это опасно. Ведь немец был вооружен, а у местных жителей не было оружия. И бабушка рассказала, что самолет упал в трясину и стал быстро идти ко дну болота. Немец, что-то кричал на своем языке, но никто его не понимал. Люди уже решили, что надо спасти человека, хоть он и враг. И тут произошло неожиданное, появился маленький старичок, одежда его была из веток. Старые люди стали говорить, что это леший, он всегда появлялся в лесу, чтобы помочь людям. Все думали, что он сейчас будет помогать немцу-пилоту, но он бегал по болоту вокруг тонущего самолета. Леший был просто невесомый, казалось, что он не бегает, а летает. Немец кричал, протягивал ему руки, но леший не реагировал на его вопли, а старался подальше отогнать любопытных людей. И тут произошло необъяснимое. Самолет уже полностью засосала трясина. Немец стал во весь рост, схватил автомат, и приготовился расстрелять безоружных людей. Но леший быстро подскочил к нему, вырвал автомат и бросил его людям. Голова немца уже погружалась в трясину. Леший неожиданно исчез. А автомат немца-пилота так и остался в деревне до конца войны и напоминал людям о лешем-спасителе. Если бы не он, неизвестно, чем бы закончилась эта история.
Еще мне бабушка рассказывала о своем муже, деде Михаиле. Во время финской войны он попал в плен. А сидел он в глубокой яме под открытым небом. Было очень холодно и голодно. Бабушка каждый день молилась о своем муже, просила Господа Бога, чтобы он вернулся с войны живой. Когда дед вернулся, он стал рассказывать бабушке, что ему в плену помогала какая-то неведомая сила. Он сидел в яме под открытым небом и думал, что все кончено, здесь его и зароют. Один раз рано утром к его яме подошла лошадь. Она долго смотрела на дедушку. А потом она исчезла, к обеду она появилась вновь и в зубах она держала большой куст с ягодами морошки. Эти ягоды желтоватого цвета и похожи на малину, только побольше. Бросив этот куст с ягодами деду, лошадь ушла. На следующий день кто-то ему в яму бросил бутылку самогона. Дед пил его небольшими глотками и согревался. На следующий день в обед он опять увидел морду лошади, в зубах она держала ватное одеяло. Дедушка не понимал, что происходит. Поздно ночью что-то на деда упало, это было бревно. С его помощью он выбрался из ямы. И что он увидел: перед ним стояла уже знакомая лошадь. Дед забрался на лошадь, сил у него совсем не было. Его тело висело на ее спине. Дедушка терял сознание, но осознавал, что лошадь его куда-то везет. На следующий день дед оказался у своих. Со своей спасительницей он уже не расставался. После войны дед приехал домой со своей лошадью. И рассказывал соседям и бабушке о своей спасительнице. После войны дед подорвал свое здоровье, стал часто выпивать. Но его спасительница не один раз спасала его в мирной жизни. Лошадь всегда привозила пьяного деда домой, не давала ему замерзнуть в суровые зимы. Когда лошади не стало, то и дед недолго жил на этом свете. Его замерзшее тело нашли в снежном сугробе. Так бабушка стала вдовой и дожила до 96 лет.

Введение …………………………………………… с. 3

Глава I История жизни моей прабабушки ………... с.4-8

Заключение ………………………………………… с. 9

Литература………………………………………….. с. 10

Приложения …………………………………………с. 11-17

Введение

Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли родословное древо, изучали свою родословную. По ней можно узнать историю своей семьи, родного края, своей страны. Сегодня не все могут ответить на вопросы: « Кем были наши предки? Чем они занимались?» Когда я была маленькой, со мной постоянно находилась моя прабабушка. Я часами любила беседовать с ней. Сначала я думала, что прабабушка рассказывает мне сказки, а когда подросла, то поняла, что это правдивые рассказы из её трудного детства. Мне захотелось подробнее узнать о жизни прабабушки, записать все её рассказы, ведь это история моей семьи, родословная. А свою родословную должен знать каждый человек.

Тема моей работы: «История жизни моей прабабушки»

Целью работы является изучение истории жизни прабабушки.

Задачи:

1. Собрать информацию о трудовой биографии, о родных прабабушки;

2. Изучить имеющиеся документы, фотографии;

3. Описать своё исследование;

Гипотеза : я могу гордиться своей прабабушкой.

Объект исследования: прабабушка

Предмет исследования: жизнь прабабушки

Методы исследования:

Беседы, воспоминания;

Изучение документов;

Анализ и обобщение;

Глава I История жизни моей прабабушки

Мою прабабушку зовут. Это мама моего дедушки. Родилась она 27 ноября 1934 года в деревне Шалашино Крутинского района Омской области в простой крестьянской семье. Мама прабабушки: , урожденная Мякишева, была из богатой семьи. (Приложение 1.) Прабабушка вспоминает, что об этом факте в семье никто никогда не говорил, и узнала она это, уже будучи взрослой, от своей тети. Отец её: был из простой крестьянской семьи. Отец с матерью прабабушки воспитывали четверых детей: Александру, Валентину, Галину, Анатолия. (Приложения 3,4) Бабушка была предпоследним ребенком в семье. Свою жизнь бабушка помнит с 6-7-летнего возраста. Это время как раз пришлось на начало Великой Отечественной войны. « Жить было, сложно, тяжело, голодно, - рассказывает бабушка, - не дай бог, никому такой жизни».Одно из воспоминаний бабушки связано еще с довоенным временем, когда ей было 6 лет. Мама ее работала в детском садике в ясельной группе. Её поразило больше всего то, что маленьких грудных ребятишек кормили из тщательно вымытого коровьего рога, на который вместо соски натягивали обработанную титьку от коровьего вымени. А так как молока выделяли мало для детсадов, в нём распаривали комбикорм. Эту смесь делали жидкой и наливали в рожок. Она переваривалась в детских желудочках с трудом и дети постоянно плакали, видимо из-за болей в животиках. Не смотря на трудное время, прабабушка все-таки училась в школе. Окончила всего лишь 4 класса , т. к. не в чем было ходить в школу.

Отец её ушел на фронт в 1941 году. Через некоторое время мать получила "похоронку". Погиб вблизи деревни Нижняя Шалдиха Мчинского района Ленинградской области . По рассказам сослуживца из соседней деревни, он погиб от попадания разрывной пули в живот. Вся семья очень тяжело переживала утрату, но тяжелее всех пришлось матери. После этого мама прабабушки сильно заболела. Прабабушка вспоминает, что у неё помутился рассудок, так как она начала прыгать на всех. Её даже на некоторое время привязывали на верёвку, но потом всё прошло. Брат прабабушки, ушел на войну в 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет. (Приложение 2.) Через некоторое время он получил ранение в обе руки. После госпиталя вновь попал на фронт. В бою на Курской дуге получил ранение в ногу, отполз в воронку и лежал там, так как не мог подняться. Через некоторое время к нему подползла медсестра и потащила его в лазарет. Кругом разрывались, гремели снаряды, а она маленькая, хрупкая, тащила его и плакала, причитая: «Где вас таких большущих понабрали! Сил нет вас таскать»! И все-таки вытащила. Следующий год брат прабабушки провел в госпитале в Молдавии, где ему восстанавливали раздробленную голень. Хирурги не решились ампутировать конечность молодому пареньку. В 44-м году его демобилизовали. Домой он приехал на костылях, на которых ходил еще год. До конца жизни Анатолий Сергеевич ходил в сапогах или в валенках, чтобы беречь ногу. Так до конца жизни он оставался хромым.

Жилось в военное и послевоенное время голодно. Легче было в летнее время, так как можно было питаться травой: крапивой, медуницей, рогозой, лебедой, ягодами. Ягоды заготавливали впрок, на зиму. Мама прабабушки сушила их на листах подсолнечника или подорожника в печи. Получались лепешки, которые потом распаривали и ели зимой. Лакомством были сладкие овощи: калига или брюква , морковь. Картошка рождалась плохая. Зимой она замерзала, так как хранить её почему-то не умели. Помидоры и огурцы в то время не выращивали. Прабабушка говорит, что семян не было. Однажды с прабабушкой произошёл один странный случай. Она рассказывает: «Сильно голодно было в то время. Однажды летом мама отправила меня в соседнюю деревню к тёте. Она обещала маме привезти из города отрез на платье и рыбы. Я забрала всё, что подала мне тётка, и отправилась в обратный путь. Было жарко. Несколько раз заходила в лес передохнуть. От запаха, который шёл от сумки, а может и от голода, тошнило, кружилась голова. Дорогу домой я плохо помню из-за полуобморочного состояния. Когда я пришла домой, то мама обнаружила вместо килограмма рыбы всего одну селёдину, хотя тёте давала денег на килограмм. Когда мама встретилась с тетей, та ей сказала, что отдала мне всю рыбу, а я, видно, по дороге домой её съела. Я до сих пор не могу понять, как могла съесть три рыбины сырыми. Может это произошло от голода, а может тётка обманула и дала мне меньше рыбы, кто теперь узнает? Только теперь уже много лет я совсем не ем сельдь, и даже запаха её не переношу. Наверное, в детстве наелась!»

Когда прабабушка была постарше, она уже помогала матери по хозяйству. Посреди зимы у них закончилось сено, а в лесу ещё оставалась копна, и её нужно было привезти домой. Лошади у них не было, а был бык. Его и запрягли в сани. Поехали вдвоем с мамой. Было холодно, страшно, а ничего не поделаешь, коров то кормить надо. Подъехали к той поляне, где копна сена стояла, когда уже смеркаться стало. Увидели на копне с сеном двух волков. Жутко стало. Бык, почуяв волков, встал и идти не хочет. Мама взяла вилы и стала стучать ими по телеге. Волки спрыгнули с копёшки, отошли метров на 30, сели, смотрят. Мама взяла лопату и стала снег отгребать от копны, а мне наказала быка держать за вожжи и за волками смотреть. Мама прабабушки успела три навильника сена на телегу положить, как волки закружились на месте, забеспокоились. Дразнить их больше не стали, сели и поехали домой. Стоило немного отъехать от поляны, как волки вернулись на копну и "запели" песню. И от этой "песни" мурашки по всему телу побежали и волосы встали дыбом. Смотрела прабабушка долго на них, пока они из виду не скрылись. Страшно было очень, и их вой до сих пор в ушах стоит. Может быть, волки и не тронули, потому что выглядели они сытыми, аж шерсть лоснилась. Зайцев в том году в лесу было много, и им было чем питаться. А корове сено на следующий день привезли.

Несмотря на трудное детство, успевали и поиграть. Интересных игр было много и в то время. Зимой катались с горки на санках. Катались по очереди, так как валенки были одни на всех. Вот прибежит сестра с горки, валенки сбросит, лезет греться на печь, а прабабушка надевает валенки и бежит кататься на гору.

А летом уже в другие игры играли. Например, игра «12 палочек» напоминает игру «Прятки». Я узнала у прабабушки правила игры и теперь играю с подружками летом на полянке. Очень интересная игра. Также бабушка играла в игры «Чиж», «Прятки». Любили играть мячом. Только мяч был сделан из соломы. Играла прабабушка Маша в куклы. Только куколки настоящей у неё не было. Возьмет она пучок соломы в тряпицу какую-нибудь завернет, и получалась куколка.

После войны семья переехала в деревню Стахановка Крутинского района. С 14 лет прабабушка начала работать в колхозе, выполняя разную подсобную работу: полола свеклу, турнепс, подметала на току. С 16 лет ей уже доверили пасти коров в летнее время, косила траву на силос, а зимой выполняла также разные посильные работы. В 1951 году, когда прабабушке исполнилось 17 лет, её послали доить коров в колхозе.

Замуж вышла в 19 лет за. (Приложение 5.) В 1955 году в семье родился сын, мой дедушка. (Приложения 6,7) Вскоре семья переехала на «откормочную» ферму около деревни Старинка Называевского района. На базе этой фермы откармливали крупнорогатый скот. Когда сын подрос, прабабушка устроилась работать в школу техничкой и проработала там до 1965 года. В 1965 году семья переехала жить в Крутинку. (Приложение 8.) Первую зиму работала кочегаром в районном почтамте. А в 1966-м году устроилась в комбинат бытового обслуживания закройщицей на массовый пошив. Кроила проймы для рукавов и воротников. В 1971 году уволилась по состоянию здоровья. 3 года отработала в народном суде техничкой: мыла пола, топила зимой печи. В 1974 году была принята на работу в маслодельный комбинат разнорабочей. Оттуда вышла на заслуженный отдых. За свой многолетний и добросовестный труд прабабушка не раз награждалась почётными грамотами, благодарственными письмами, денежными премиями. (Приложение 11-12) Но и на пенсии прабабушка не сидела, а помогала воспитывать внучек Елену и Марину. (Приложение 9).

В ноябре моей прабабушке исполнилось 78 лет, но она до сих пор трудится, заботясь теперь уже о правнуках, а их у неё трое.(Приложение 10) Это тоже очень сложное и ответственное дело.

Заключение

Своё исследование я строила на основе документов, воспоминаний и бесед. Хотя беседы, нельзя назвать точным источником, однако, это непосредственная связь с историей. Проведя эти исследования, я узнала очень много интересного о своей прабабушке, о её «корнях» по маминой линии. В дальнейшем надеюсь продолжить работу по данной теме более глубже. Буду исследовать историю моей семьи по папиной линии и составлять родословную моей семьи. Сейчас прабабушка живёт с нами. Мы её очень любим и заботимся о ней. Я думаю, что моя гипотеза подтвердилась. Я горжусь своей прабабушкой Московкиной Галиной Сергеевной.

Страшное время, удивительные судьбы..... Памяти наших бабушек и прабабушек посвящается!

Корову подоила в пять. В самом начале шестого выгнала в стадо, которое тут же растворилось в молочном тумане, закрывшем берег реки. За туманом раскатывались волнами взрывы. Она тревожно смотрела на мужа, который точил косу; ничего не спрашивала. Она всегда молчала, казалось даже, что не было у нее ни мыслей своих, ни слов, настолько привыкла слушать самого. Ее так и звали в деревне - не по отчеству, ни по фамилии - Аришка Штычкова. Штычок было деревенское прозвище мужа, бойкого и острого на язык. Он и хозяйство вел огромное, и бондарничал отменно, и корзины плел… Еще на первой мировой выучился ее Иван Васильевич парикмахерскому умению, и вечерами к нему приходили стричься деревенские мужики, с которыми он, неугомонный, проводил «политинформации». Штычка уважали и побаивались - за словом в карман не лазил, обиды хоть и не помнил долго, но говорил все всегда в глаза.


Разрывы за рекой слились в сплошной гул. Обтерев косу травой, муж вздохнул и сказал с горькой тоскою: «Канонада совсем близко, а ведь месяца еще нет, как немец границу перешел. Вот прет, видно, к Вязьме уже подошел». Она поливала водой из ковша ему на плечи, на голову, а сама все смотрела за реку, и чувствовала, что внутри ее рождается ноющая боль, и тревога заполняет душу. Взяв приготовленный ею узелок с едой, муж отправился на станцию, где работал путевым обходчиком. Она никогда не провожала его. А тут все не могла уйти в хату - смотрела на дорогу, пока не скрылся он за поворотом. Много годков этой дороге… По ней и в храм ходили с Иваном венчаться, и на ярмарку ездили, и на базар. Сколько ж людей по ней прошло изо всех деревень, что как бусы на нитку на эту старинную дорогу нанизаны?

Очнулась. Не вошла в дом, а вбежала - упала на колени перед иконою Николая чудотворца: «Господи, помоги, помоги, спаси, сохрани». Долго молилась за мужа, которого не должны бы были забрать на войну по возрасту, молилась за трех своих девочек. Потом тяжело поднялась; внутри вроде утихло, разбудила старшую, которой было тринадцать, наказала, чтобы покормила младших, встретила и подоила корову в обед, чтобы вечером загнали скотину… Туман ушел, засветлело прозрачное утро. В колхозе начинался покос. Уходила на весь день.

О том, что мужа забрали, узнала вечером от соседа, работавшего там же на станции. А утром был обыск в их избе. Молодой военный в новенькой форме, кривясь, записал в протоколе, что в доме нет ни одной книги и ни одной газеты, а потом зачитал постановление об аресте: «Абрамов Иван Васильевич, обвиняется по статье 58-й «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти»: находясь на работе он восхвалял немецкие военные силы, рассказывал о том, как быстро и умело немецкие войска продвигаются по территории нашей страны …»

В глазах у Аришки потемнело, она поняла, что их утренний разговор муж продолжил на работе. Закричала, упала на пол, поползла к военному, ей казалось, что сможет все объяснить…

Долго она не могла спать ночами, прислушивалась к ноющей боли в груди, вглядывалась в темное перекрестье рам на фоне серых окон, все ждала от мужа весточку. Ей хотелось выплакаться у кого-то на плече, рассказать о своем страшном горе, выплеснуть свою боль. Но из родни был у нее только старший брат Василий, который жил в соседней деревне. Мать их умерла, когда Иринке было три года. Сколько себя помнит - жила в работницах, там хозяйка называла ее Аришкой. У брата своя семья и четверо детей, поэтому пришел Василий за лето два раза; помог дров на зиму наготовить, рассказал, что пятьдесят восьмая - статья расстрельная. После разговора с братом отчаяние ее сменилось глухой тоской, которая заменила ей все чувства и ощущения.

Подошел август. В колхозе шла жатва. Работали в поле до ночи. В сентябре убирали картошку. После сентября работы стало меньше, и собрали в колхозе собрание. В центре деревни стоял вынесенный из сельсовета стол, накрытый кумачом. Сидящие за ним активисты вынесли требование: Аришку Штычкову всех трудодней лишить и из колхоза изгнать, как жену врага народа, выслать ее в Сибирь вместе с детьми. Потом дали ей слово. Встала Аришка на колени перед деревней, заплакала, ничего не смогла сказать, только просила пожалеть детей. Приняли решение: в деревне оставить с условием, что работать будет без трудодней. На благо фронта.

В октябре немцы уже заняли Калугу. Потом и в их деревню въехала колонна мотоциклистов. Все в касках, в рубашках с закатанными рукавами и автоматами на груди.

Слушая рассказы о том, что немцы забирают все до нитки, ночью она закопала на огороде довоенный подарок мужа - швейную машинку, два отреза ткани и икону.

Первым к ней в хату пришел немец, толстый, некрасивый, он подыскивал жилье для офицера. С ним был переводчик, русский. Спросили, где воюет муж. Аришка показала четыре скрещенных пальца. «Политический?» - уточнил переводчик. Она закивала. Офицер заселился, часто рассказывал, что в Германии у него остались трое детей; однако Аришкиных дочек не жалел: старшая с ней вместе стирала, а маленькие чистили ему сапоги. С началом морозов переводчик отобрал у нее валенки. Немцы любили повторять: «Москау капут». Аришка же говорила про себя: «Вам Москвы не видать, как своих ушей».

У соседей разместили более десяти солдат, соседка хвасталась, что готовит им и кормится сама. Аришкиных же детей спасала корова. Немцы забирали молоко, но разрешали выпить девочкам по стакану.

Однажды вечером пришел дед от соседей, рассказал, что упало стоявшее у стены ружье одного из солдат, и выстрелом убита его дочь…Аришка поняла, что трехмесячный Толик остался сиротой. Молча, оделась, пошла и забрала мальчика.

Под Новый год немцы стали спешно уходить. По улице ехала грузовая машина и останавливалась возле каждого двора. Из кабины выпрыгивал офицер - ее постоялец, а из кузова - солдаты с канистрами бензина. Офицер показывал, куда лить, солдаты поджигали и ехали дальше. Хаты у всех были под соломой, горели как свечки. Аришка смогла вывести корову.

Во время боя за деревню спасались в погребе, где их было шестеро: Аришка, девочки, Толик и сосед. Толик постоянно кричал. Несколько раз она приподнимала крышку погреба, и тут же в доски впивались пули. Аришка просила: «Дедушка, вы же старый, выберетесь, принесите воды. Мне нельзя выходить, меня убьют - кому эти четверо нужны?» Дед молчал, отворачивался, вжимался в стену погреба, или плакал, причитывая: «Я не хочу умирать».

Ночью к погребу пришла корова, кричала. Аришка вылезла и ползком добралась до пепелища, нашла крынку, завела корову в кусты, подоила. Потом, обдирая в кровь руки, ломала сосновые ветки, чтобы накормить ее. Кормила и уговаривала: «Уходи в лес, может, не убьют».

К рассвету снова начали стрелять. В погребе было невыносимо душно. Дети поочередно плакали, дед кашлял и стонал. Приподняв крышку, она нагребала ладонями снег, ссыпала его в бутылочку и держала ее под мышкой или на животе. Этой водичкой поила всех.

Вечером в крышку погреба постучали. Омертвев, Аришка приподняла створку, ожидая, что там немец, и сейчас он бросит гранату. На снегу в белом масхалате лежал русский солдат. «Деревню вашу мы почти отбили, немного у леса еще фрицев осталось», - доложил он бодро, почти весело. Дед, прямо по Аришкиной спине выскочил из погреба, стал кричать, что у него убили дочь, что он рад возвращению советских войск… Звука выстрела Аришка не слышала, просто дед вдруг охнул, взмахнул руками и упал рядом с лыжником в белом. «Эх, отец, куда ж тебя вынесло», - успел только сказать тот… Потом резко ткнулся лицом в снег и застонал. Поняв, что солдата ранило, Аришка схватила его за плечи и стала втаскивать в погреб. Дрожали руки, ноги сделались ватными и подкашивались, сил не хватало. Он вдруг резко отдернулся, сел, освободился от лыж, потом сам начал спускаться в погреб. Она обрадовалась, подумала, что ошиблась, что он не ранен. Когда же солдат сел на пол и разогнулся, увидела, что белый маскировочный халат на животе пропитан кровью. Закричал Толик, заплакали девочки, Он поморщился, попросил воды, выпил глоток, закрыл глаза. Лицо его серело, приобретая неприятный землянистый оттенок.

Аришка взяла Толика на руки, распахнула телогрейку, прижала к груди, стала баюкать; забылась в тревожной полудреме. Тоска, которая не отпускала ее ни днем, ни ночью, сейчас окончательно скрутила, выворачивала наизнанку, подбрасывала навязчивые мысли. Раненый попросил: «Наши ребята в лесу, сообщи им». Она не ответила. Передала Толика старшей дочери, поцеловала детей, поднялась.

Осторожно выглянула из - под крышки. Темнота, хоть глаз выколи. Колючий, морозный воздух коснулся ее разгорячённого лица; взглянула на лежащего деда - стало жутко, аж мурашки по коже. Вставать во весь рост она боялась, поэтому к лесу поползла.

На краю леса днем, где днем был бой, лежали мертвые: немцы или наши, она не видела. Ползла, не сворачивая, чтобы быстрее укрыться за заснеженными кустами. Пронзительный скрип лыж отозвался в ее сердце звуком радости. Наши! Там! За деревьями! Вдруг услышала немецкую речь, обмерла, прижалась к покойнику… Потом раздалась автоматная очередь, крики, снова выстрелы, шум… Вжавшись в снег, и, сдвигаясь с места буквально на несколько сантиметров, она подалась вперед, подняла голову. Перед ней стоял лыжник. Крик ужаса вырвался из ее груди! «Не ори, дуреха!» - прошептал он и протянул ей руку. Аришка схватилась за нее, громко и безутешно заплакала.

Проваливаясь в снег, она бежала, падала, вставала, снова пыталась бежать, показывая рукой на чернеющее вдали пятно. Лыжники дошли до погреба быстрее; когда она добралась, они уже двинулись навстречу, неся раненого. Он дотронулся до нее, прошептал: «Как зовут тебя, спасительница?». Она ответила: «Ирина». Кто - то из парней крепко обнял Аришку, прижал к себе: «Спасибо тебе, сестра, за нашего командира».

Над деревней уже поднимался поздний зимний рассвет.

Погорельцы до конца войны ютились у тех, кто уцелел. Толика забрала сестра его погибшей матери. Все страшно бедовали.

Про Аришку, словно, забыли. Она выстроила землянку. Слепила печку. Дрова сгорели вместе с домом, поэтому приходилась ломать прутья и кусты по берегу реки, собирать сучья в лесу. Младшие дочки все время просили есть, плакали. Даже не плакали, а тихонько скулили. Из горелой картошки и черных зерен Аришка толкла «тесто», на железном листе пекла детям сомнительно съедобные лепешки. Ночью ходила рубить мясо убитых мертвых лошадей, варила, кормила детей, а сама есть не могла. Крадучись, по пепелищам, собирала солому, чтобы накормить корову. С коровой она часто разговаривала, благодарила ее, обнимала, вдыхая молочный запах, напоминавший о том, что когда - то войны не было. Воспоминания о довоенном времени почти разрывали сердце.

Она не считала чисел и месяцев, война для нее была страшным бесконечным днем, начавшимся, когда забрали мужа. «Господи,- шептала она, крестясь, - не оставь Ваню, не оставь моих девочек. Вся жизнь моя в них, Господи. Убереги!..»

Потом про нее вспомнили - выписали наряд на труд в колхозе. Фронт прошел зимой, поэтому весна началась со страшной и непривычной работы в поле - закапывали трупы.

Аришка была в поле с утра до вечера: пахала на коровах, сеяла руками, боронила граблями, таскала сено, впрягаясь в воз. На сон уходило два часа в сутки, а все остальное время шло на работу. Девочки ее пололи огороды у всех в деревне, а вырванную траву уносили с собой, чтобы сушить на зиму корове. Есть было нечего. Собирали кислицу, щавель, в каске варили суп из лебеды. Иногда удавалось корзинкой наловить мальков в речке.

С началом войны исчезло мыло, дети покрылись коростой, свирепствовали вши. Среднюю девочку свезли в больницу с тифом. Там детям «врага народа» не был положен даже суп из отрубей. Спасла ее санитарка, отдавая свой паек; старшая дочь ходила «побиралась» по людям… Бессонные ночи тянули жизненные соки. С каждым днем работать становилось все тяжелее. Аришка уже и плакать не могла. Только искусанные в кровь губы выдавали её душевное состояние.

Колхоз осенью за работу дал ей сапоги и фуфайку. Она была рада, потому что уже в начале 1943 года заработала школа, куда ее девочки стали ходить по очереди - в тех самых сапогах.

Наши, наконец, погнали немца. Из репродуктора гремела по утрам песня: «Вставай страна огромная», от которой у Аришки, казалось, шевелились волосы, холодело сердце, потом вспыхивало, и ей хотелось сделать что - то, и, если нужно - умереть за свою деревню. Она не обижалась на власть, говоря себе, что ее с девочками простят, что время сейчас неспокойное. Только вот соседа своего обходила. Сосед, работавший с Иваном на станции, тоже притих, жил с оглядкой. Теперь уже все в деревне знали, что донос написал он.

Страшные сводки Совинформбюро сменились на более спокойные. Положение на фронте стало улучшаться, но похоронки все шли и шли. Душераздирающие крики доносились то из одного, то из другого дома.

В мае 44 года дождь лил не переставая. Тучи опустились низко над землей, и крупные дождевые капли, щедро поливали кусты, низко опустившие свои ветви к самой земле, пригорки с пожухлой травой на вершинках, пыльную дорогу, в один миг ставшую грязной и непроходимой. Весна наступала. Деревню облетела весть, что Аришке своей Штычок прислал письмо из лагеря с содового завода в Кулундинской степи. Пока до нее письмо дошло, вся деревня его прочитала. Аришка плакала все время, пока девочки писали ответ. Ночью молилась о возвращении мужа, о победе над немцами, о том времени, когда все смогут досыта поесть. А до Победы был еще целый год…

Трое детей, бесконечный изнуряющий труд, тревожное ожидание вестей… С этим ожиданием Аришка пережила войну.

Майским утром, как обычно, привязала корову у берега. Над заречным лесом только - только обозначалась розовая полоска утренней зорьки, негустой туман стоял над водой… Проснулась природа. Шла в рост трава, деревья гнали сок, не смокали стосковавшиеся по Родине птицы.

Все верило, радовалось и хотело жить…

Муж вернулся в 1947 году. Был полностью реабилитирован. Он изменился: постарел лицом, но окреп духом. Она знала, что вместе они все выдержат.

В 1952 году Абрамовой Ирине Ефимовне была вручена Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Автор рассказа Резник М.А.

Саая Аялга Аяновна

Без корней дерево не растет, без обычаев человек не живет.

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Я думаю: каждому человеку следует знать корни, история своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.

Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только

с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.

Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Моя работа не может претендовать на какие-то глобальные исторические открытия. В первую очередь, я хотела узнать о своей прабабушке.

Задачи:

  1. Встреча старейшими представителями своего рода;
  2. Изучение материалов архива;
  3. Изучение литературы по теме.

Методы исследования:

  1. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода

Предмет исследования : изучение истории семьи.

Объекты исследования :

1. Воспоминания и рассказы бабушек и прабабушек о жизни.

2. Фотографии, документы,.

Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение, плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать своих родственников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Ак-Довурака

Исследовательская работа на тему:

«История моей прабабушки»

Выполнила: ученицы 9 «б» класса Саая Аялга Аяновны

Научный руководитель: Адыг-оол Айдын-кыс Калдар-ооловна

г.Ак-Довурак-2014г.

Введение……………………………………………………...3

Глава I. Генеалогия. Генеалогическое древо…………….5

Глава II. История моей прабабушки………………………...6

Заключение…………………………………………………... 10

Приложение…………………………………………………..11

Литература…………………………………………………....13

Введение

Без корней дерево не растет,

Без обычаев человек не живет.

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Я думая, каждому человеку следует знать корни, история своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.

Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только

с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.

Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Моя работа не может претендовать на какие-то глобальные исторические открытия. В первую очередь, я хотела узнать о своей прабабушке.

Цель:

Задачи:

  1. Встреча старейшими представителями своего рода;
  2. Изучение материалов архива;
  3. Изучение литературы по теме.

Методы исследования:

  1. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода

Предмет исследования : изучение истории семьи.

Объекты исследования :

1. Воспоминания и рассказы бабушек и прабабушек о жизни.

2. Фотографии, документы,.

Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение, плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать своих родственников.

Глава I

Генеалогия. Генеалогическое древо

Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право). В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.

Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.

В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.

Глава II

История моей семьи

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Наш род большой и дружный. Я не смогу рассказать здесь обо всех, но все же постараюсь сказать доброе слово о самых уважаемых людях в нашей семье, о тех, с кого началась моя родословная.

Род моего мамы начинается с села Кызыл-Даг и Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна, где живут мои дедушка и бабушка Кан-оол и Илимаа Кандан. Они чабаны: пасут коров, овец, коз. Я приезжаю к ним каждое лето и помогаю управляться по хозяйству. Сейчас им уже по 73лет.

Родители дедушки Кан-оола – знаменитые чабаны Тувинской АССР, они были первыми орденоносцами социалистического труда. Это были люди трудолюбивые, которые воспитали любовь к труду в своих детях и внуках. Их звали Кандан и Уруле. . Они были очень добрыми, любили свою землю и народ. Я хочу рассказать о своей прабабушке Уруле Шыыраповне Кандан.

Она первая женщина Тувы которая получила медаль героя социалистического труда в тувинской АССР и медаль матери героине.

«Истинное сокровище для людей – умение трудится». Это высказывание древнегреческого мудреца Эзопа в полной мере можно отнести к прекрасной женщине -Герою Социалистического Труда Уруле Шыыраповна Кандан. Ей, матери –героине, которая вырастила и воспитала одиннадцать детей, все было по плечу: и повседневный, нелегкий напряженный труд, и воспитание сыновей и дочерей.

В течении ряда лет незаметно добивалась замечательных производственных показателей, а два года подряд получала по 160 ягнят от сотни маток. Однажды работники Министерства сельского хозяйства республики задались вопросом: чему равны пятнадцать лет чабанства Уруле Шыыраповны Кандан? Подсчитали и удивились сами: оказывается, около шести тысяч животных выходила и сдала государству эта неутомимая женщина, который Президиум Верховного Совета СССР 7 марта 1960 года присвоила звание Героя Социалистического Труда.

В каждом роде, в каждой семье есть люди, которые прославляют свой род своими подвигами, трудом, талантом.

За доброту и трудолюбие односельчане решили оставить их имена в истории: одна из улиц села Тээли названа именами моих прадедушки и прабабушки.

Вот такая наша семья: крепкая, успешная и, я считаю, в каком-то роде уникальная. Мы бережно относимся ко всем старшим в нашем роду. Большим уважением пользуется каждое слово прабабушки, бабушки и дедушки. Я дорожу их мнением и очень люблю всех своих близких.

Заключение

Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых [см. ппрложение 2].

Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Литература

1)Славные дочери Тувы. На тувинском языке. Кызыл 1967, стр 29.

2) Заслуженные люди Тувы XX века. 2004,стр 46.

3)Национальный музей РТ

Информаторы:

1.Кандан Кан-оол Салчаковна – старший сын Уруле Кандан Шыыраповны.

2. Кандан Татьяна Салчаковна - младшая дочь Уруле Кандан Шыыраповны.

3.Саая Аяна Кан-ооловна - внучка Уруле Кандан Шыыраповны.