Изучать язык жестов. Все секреты языка жестов

Целевая аудитория: курс для широкого круга лиц, желающих изучить РЖЯ «с нуля».

Объём курса: 72 часов.

Назначение: для саморазвития и начальной практики общения с глухими.

Курс «Русский жестовый язык. Начала». 80 часов

Целевая аудитория: курс для педагогических работников, обучающих глухих в организациях СПО и ВПО. Дополнен лекциями по психологическим особенностям глухих.

Объём курса: 80 часов.

Назначение: для начальной практики общения с глухими в рамках образовательного процесса.

Курс «Жестовый язык для родителей. Семейный формат». 40 часов

Целевая аудитория: курс для родителей глухих детей, обучающихся в выпускном классе школы.

Объём курса: 40 часов.

Назначение: для восстановления психологического баланса в семьях и подготовки глухих старшеклассников к работе в колледжах с переводчиками жестового языка.

Курс жестового языка, для родителей не слышащих старшеклассников в семейном формате.

Главное! - одно место на курсе предоставляется сразу для троих - семьи: отца, матери или других родственников глухого ребёнка и для самого ребёнка.

Разработанный в институте курс направлен на быстрое изучение жестового языка.

Пройдя этот курс, вы значительно повысите качество вашего общения с ребёнком и возможности помощи ему в учёбе, и, попутно, изучите жестовый язык.

В курс включена лекция по основам психологии глухоты (только для родителей), которые читает кандидат психологических наук, профессиональный переводчик жестового языка, председатель Учёного совета института .

Количество мест в группе ограничено - всего 10. То есть - 10 семей.

Объём курса 40 академических часов.

Курс жестового языка снабжён мультимедийной поддержкой - то есть, жесты, входящие в учебный лексикон, отсняты на видео, что избавляет слушателей от необходимости конспектирования лекций. Теперь в этом нет необходимости: каждой семье выдаётся учебник жестового языка, справочник «Короткие слова: предлоги, частицы, союзы» и мобильное приложение «Русско-жестовый толковый словарь» .

Посему данный курс будет полезен не только для начинающих изучать жестовый язык, но и для глухих, для которых РЖЯ является родным языком: они смогут увидеть живую связь жестов с языком слышащих.

Объём курса 72 академических часа.

В данном курсе даются самые начала русского жестового языка: базовый лексикон и начала лингвистики РЖЯ. Впервые жесты, как лексические единицы, даются не в виде зеркального отражения русских слов, но как самостоятельные понятия, чем они и являются по сути, и к этим понятиям предлагается вариативный перевод оных на русский язык.
В курс включены лекции по основам психологии глухоты, которые читает кандидат психологических наук, профессиональный переводчик жестового языка, председатель Учёного совета института Кузьмин Вячеслав Вячеславович .

Посему данный курс будет полезен не только для начинающих изучать жестовый язык, но и для преподавателей среднего и высшего профессионального образования, работающих с глухими в инклюзивных группах.

Объём курса 80 академических часов.

Впервые курс жестового языка снабжён полной мультимедийной поддержкой - то есть, все жесты, входящие в учебный лексикон, отсняты на видео, что избавляет слушателей от необходимости конспектирования лекций и записи жестов, показываемых преподавателем (при этом каждый конспект превращался в шифровку Штирлица), что неизбежно приводило к искажениям и затрудняло запоминание изучаемого материала. Теперь в этом нет необходимости: каждому слушателю выдаётся комплект из 3х книг - учебника, рабочей тетради и словаря. Об этом комплекте учебных пособий скажем подробнее.

  • Переводчики на немой язык – профессионалы, имеющие государственные сертификаты – прошли через годы тренировок, чтобы стать высококвалифицированными сурдопереводчиками. В большинстве стран существуют определенные нормы о том, кто может быть сурдопереводчиком в сфере юриспруденции, медицины, образования, социологии и психологии. То, что вы запомнили весь словарь языка жестов, не дает вам права переводить, к примеру, в такой ситуации, если вы увидели на дороге аварию и глухонемой человек хочет что-то сказать полиции. Каждый полицейский, соблюдающий закон, знает, что когда глухонемой человек вовлечен в какое-либо происшествие, необходимо позвать профессионального и сертифицированного сурдопереводчика.
  • Слышащие люди приобретают знание языка при помощь пары глаз и пары ушей с раннего возраста. Помните, что многие из ваших глухонемых друзей никогда не воспринимали реплики на звук, что для слышащего человека является само собой разумеющимся. Никогда не считайте, что если глухонемой человек пишет не так грамотно, то это означает, что он или она менее умный, чем вы. Знайте, когда вы общаетесь на языке жестов, вы также далеки от совершенства.
  • Если вы изучаете какой-то знак, не считайте, что глухой человек должен быть готов отвлечься от дел и в любой момент начать помогать вам учить язык и оттачивать ваше мастерство. Если хотите встретиться с конкретным глухим человеком, будьте вежливы. Поздоровайтесь, если ситуация это позволяет, но не встревайте в личные обстоятельства человека.
  • Существует огромное количество систем жестового общения, например, Sign Supported Speech (SSS), Seeing Essential English (SEE) и Signing Exact English (SEE2). Они были созданы людьми, не относящимися к культуре, в которой они используются, то есть слышащими людьми для глухонемых. Это не естественные языки для полноценного и эффективного общения.
  • Глухонемые ценят свое личное пространство не меньше слышащих людей. Если вы учите жесты, пожалуйста, не глазейте на глухонемые семьи или компании людей в ресторанах или других публичных местах. Даже если вы смотрите с восхищением на применение языка, это по-прежнему очень нервирует.
  • Никогда не придумывайте знаки сами. Американский язык глухонемых – универсально признанный язык, а не игра в мимику. Если вы не знаете какой-то символ, покажите его по буквам и попросите глухого человека перевести его вам. Эти жесты придумывались сообществом глухонемых, и будет очень странно, если слышащий человек начнет создавать жесты.
  • Ни один словарь ни в одном языке не бывает исчерпывающим. Например, одна из ссылок дает вам только один перевод слова «сокращать», знак для укорачивания. А у этого распространенного знака есть и другой перевод – «сгущать» (две руки, сложенные в виде буквы С на уровне груди зажимаются в кулаки). Помните, что много различных знаков могут совпадать с одним английским словом, и наоборот.

Мы привыкли считать устную речь единственным и главным языком людей. Но помимо нее существуют и другие способы выражения слов и мыслей. Люди с нарушением слуха для межличностного общения используют язык жестов и мимики. Он предназначен для общения между глухими людьми и называется жестовым языком. Жестовая речь осуществляется с помощью визуального канала передачи информации. Такой вид общения мало распространен и еще не до конца изучен. Только в нашем государстве русский жестовый язык используют 2 миллиона людей.

В языке жестов информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела. Она воспринимается через визуальный канал и обладает следующими свойствами:

  • В жестовом языке главное место занимает пространство вокруг разговаривающего человека. При общении оно затрагивает все уровни языка.
  • В отличие от звучащих слов, достигающих ушей последовательно, язык глухих показывается и воспринимается одновременно. Это помогает передать больше информации, используя один жест.

В мире не существует универсального жестового языка для глухонемых людей. Различают более 100 жестовых языков, используемых для общения между людьми с нарушением речи и слуха. Люди, использующие неодинаковые жесты не поймут друг друга. Глухие люди могут, как и говорящие, учить или забыть речь жестов другой страны.

Применение жестовой речи с каждым годом расширяется, делая из примитивной системы общения, пригодную область для выражения разнообразных мыслей и идей. Жестовая речь используется в образовательной системе, на телевидении, видео уроках. Русский жестовый язык используется только для межличностного общения людей.

В Европе язык глухих появился в начале XVIII века. До его появления глухие люди жили и обучались изолировано от других. Первая школа глухонемых появилась в 1760 году во Франции. Главной задачей педагогов стало преподавание глухим детям чтение и письмо. Для решения этой задачи использовался старый французский жестовый язык, появившийся у группы глухонемых. Он был слегка видоизменен. Добавились специально разработанные учебные жесты, которые использовались для обозначения грамматики. В обучении применялся «мимический метод» передачи информации, когда каждая буква обозначалась отдельным жестом руки.

Эта система обучения позже стала использоваться в России. В 1806 году в Павловске открылось первое училище для глухих. А в 1951 году появилась Всемирная Федерация глухих. Участники организации решились на создание стандартного языка жестов. Он должен был применяться для глухих специалистов и общественных деятелей, участвующих в работе конгресса.

Для стандартизации жестовой речи эксперты многих стран, проанализировав похожие жесты, применяемые разными национальностями, разработали единый для всех язык. А в 1973 году был выпущен в свет словарь жестовой речи, который подготовила Всемирная Федерация Глухих.

Вскоре после этого на VII конгрессе глухоты в Америке был создан и утвержден Международный язык глухих, который использовался для общения между глухими людьми из разных стран, принимавших участие в мероприятиях мирового уровня.

Лингвистика жестового языка

Несмотря на сложившееся мнение о языке глухих как примитивном языке, он отличается богатым словарным запасом и совсем непрост в использовании. Было проведено лингвистическое исследование, которое доказало наличие в языке элементов, которые присутствуют в полноценной устной речи.

Слова жестов состоят из простых компонентов - хирем, которые не несут смысловой нагрузки. Существует 3 элемента, описывающих структуру и различие жестов между собой:

  • Расположение жеста к телу говорящего;

Жест можно использовать в нейтральном для него пространстве, на одном уровне с частью тела не соприкасаясь с ней.

  • Форма руки, которая выполняет жест;
  • Движение руки при выполнении жеста.

Учитывается движение руки в пространстве и движение кисти или пальцев при неизменном положении руки.

  • Движение рук в пространстве относительно корпуса тела говорящего или друг друга.

Жесты имеют схематичный характер, придумываются в ходе общения и имеют отличительную связь с визуальным обозначением слова. Язык глухих имеет свою грамматику для облегчения общения на разносторонние темы и не является визуальным повторением обычного языка.

Отличительные черты строения жестового языка

  • Конкретность;

В жесте отсутствует обобщение, ограниченное признаком предмета и действия. Нет ни одного жеста, в котором бы использовались слова «большой» и «идти». Такие слова используются разными жестами, которые точно передают признаки или движение человека.

Жест способен изображать предмет. Звуки или буквы, из которых состоят слова, независящие от характеристик предмета можно передать особым движением руки. Например, для изображения дома, руки показывают крышу, а для изображения дружбы они показывают рукопожатие.

Происхождение названий вещей в речи иногда невозможно объяснить. Происхождение жестов объяснить легче, так как известна их история создания и возникновения. Но даже он со временем стирается и становится более схематичным.

  • Образность;

Благодаря образности жесты легче запомнить и усвоить. Она делает жесты понятнее для общения глухих людей межу собой.

  • Синкретизм;

Жесты обладают свойством единства в передачи разных по звучанию, но одинаковому по значению слова. Например, огонь, костер или видео, съемка. Для обозначения синонимов в жесте используются дополнительные признаки предмета. Например, для обозначения картины показывается слово «рисовать» и «рама».

  • Аморфность;

Язык жестов состоит из понятий, но он не способен выражать такие формы грамматики, как падеж, род, время, число, вид. Для этого применяется жестовая мимическая речь, которая из маленького числа жестов получает обычные сочетания слов. Происходит это с помощью склеивания (агглютинации) слова в определенном порядке:

  1. Человек или предмет – обозначение действия (я – спать);
  2. Происходящее действие – отрицание (уметь – нет);
  3. Обозначение предмета – качество;
  4. Состояние предмета или человека (кошка – больной, несильно).
  • Грамматическая пространственность.

Жестовая речь передает одновременно несколько фраз и слов. Выражение, переданное таким способом содержит в себе помимо жестикуляции еще и немануальный компоненты. Это выражение лица говорящего человека, движение частей тела, взгляд. Такой вид передачи информации используются, как и интонация в устной речи.

Язык глухих людей обладает нелинейностью. Грамматика передается вместе с лексикой, жест говорящего может видоизменяться при общении.

Обучение русскому жестовому языку

Для изучения жестового языка понадобится столько же времени как для любого другого языка, пригодятся специальные видео курсы. Помимо теоретической части обязательно нужна практика. Без нее овладеть языком не возможно. Понять глухонемых людей намного сложнее, чем показать что-либо самому. В тестовой речи присутствуют слова или выражения, не имеющие перевода на русский язык.

Изучать язык жестов можно самостоятельно, с помощью видео уроков или словаря. Используя видео обучение можно научиться использовать в практике при общении с глухими людьми такие простые, но необходимые слова как «спасибо», «извините», «люблю». Слово «спасибо» на языке глухих пригодиться в жизни при встрече с неслышащими людьми.

По видео урокам легче усвоить и запомнить информацию, понять, как правильно выполнить жест, потренироваться, повторяя движения. Изучение языка глухих, с помощью словарей, лекций или видео уроков решает следующие задачи:

  • Совершенствование речевых навыков, с помощью использования средств жестового языка;
  • Расширение знаний о лингвистической составляющей языка;
  • Формирование знаний о языке глухих как естественной форме общения людей, наличие схожих и отличительных характеристик с другими языками;
  • Ознакомление с историей возникновения языка и этапами развития;
  • Формирование важности изучения языка и понимание роли русской и жестовой речи в жизни общества.

Изучение языка с помощью специальной программы или видео урока способствует развитию общения в разных жизненных условиях, при неофициальном общении с друзьями, родителями, малознакомыми людьми или при беседе в официальной обстановке.

Как выучить язык жестов? Этот вопрос давно волновал людей, ведь глухие и немые были во все времена.

Таким людям сложнее адаптироваться в обществе, сложнее вести полноценную жизнь. В былые времена во многих странах Европы людей с нарушениями слуха и речи не считали нормальными. Их отправляли в психиатрические больницы на принудительное лечение. Общество относилось к ним отрицательно.

Перед тем как ответить на вопрос "как выучить язык жестов?", рассмотрим, как менялось положение дел с течением времени и узнаем предысторию появления сурдопедагогики и дактилологии.

Система Боне

К счастью для глухонемых, были и положительно настроенные люди, которым было жаль их, хотелось помочь. Таким человеком был, например, священник Хуан Пабло Боне. Он жил в начале 17 века. Однажды Боне наняли в качестве помощника в одну богатую семью, глава которой был важным чиновником. Сын этого господина страдал глухотой, никто не мог обучить его письму или счету.

Вскоре священник создал свою систему обучения для этого мальчика. Он придумал специальное обозначение для каждой буквы в алфавите. Вопрос, как выучить язык жестов, с этим глухонемым мальчиком даже не стоял, Боне с увлечением и большим энтузиазмом начал заниматься с ребенком.

Очень скоро мальчик выучил весь алфавит. После этого по Испании поползли слухи о системе Боне. Священник выпустил книгу, в которой подробно описал свой метод.

Школа Мишеля Шарля де Лепе

Мишель Шарль де Лепе прославился тем, что организовал и открыл первую во всем мире школу для обучения глухонемых людей. За основу для своего метода он взял книгу Хуана Боне. К слову, в Париже в те времена уже существовало подобие языка жестов на старофранцузском языке. Однако Мишель де Лепе адаптировал это подобие на современный французский язык, и общение между глухонемыми стало состоять не просто из отдельных слов. Теперь люди могли общаться по-настоящему, строить плавную и связную "речь".

Школа Томаса Хопкинса Галлодета

Томас Галлодет после посещения школы де Леппе вернулся в Штаты и открыл свое учебное заведение. Метод был заимствован у французского коллеги. В школе Томаса Галлодета проходили настоящие "лекции" о том, как выучить язык жестов, адаптированный на английский.

И опять метод этот пользовался большим успехом и популярностью.

Против такой системы обучения выступали оралисты. Согласно их убеждениям, такая техника отделяет глухих людей от общества слышащих, и пользы от нее на самом деле нет.

Александр Грейам Белл и его школа оралистов

Здесь обучали письму и чтению совсем по другой системе. Каждый звук речи (в зависимости от положения губ) отмечали письменным символом. Изначально такой метод предполагалось использовать, чтобы откорректировать дикцию. Но в процессе работы Белл обучал таким же образом и глухонемых.

Первые сурдопедагогические школы России

В 1806 году в Павловске (недалеко от Санкт-Петербурга) была открыта первая школа сурдопедагогики. Преподавали здесь по французской системе.

В 1860 году такая школа открылась в Москве. В столице за основу обучения тому, как выучить язык жестов глухонемых, взяли немецкий метод.

Постепенно и в нашей стране стали появляться исследователи и ученые, которых заинтересовала такая система обучения.

Лев Семенович Выготский

Поначалу он не особо верил в пользу языка жестов, считал его сильно ограниченным. Но спустя некоторое время в одной из своих работ назвал язык жестов чрезвычайно сложной и разнообразной Ученый считал его богато развитым, признал его неоспоримую пользу для глухонемых людей.

Рахиль Боскис и Наталья Морозова

Занимались исследованием работ Выготского. В своей работе о развитии речи они сделали вывод, что грамматика простого русского языка и языка жестов отличается.

Ошибочно считали, что глухие люди не могут выучить язык жестов самостоятельно, а также параллельно обучиться словесной речи.

Виктор Иванович Флери

Был педагогом, работал директором училища в Петербурге. Он провел глубокий анализ "глухонемой речи" и пришел к выводу, что язык жестов, русский, выучить под силу каждому человеку с нарушением слуха или речи. Кроме того, он заметил, что в оппределенных компаниях и обществах глухих язык жестов имеет свои особенности, отличия и еле уловимые закономерности, присущие конкретно этому обществу. Как в "нашей" (словесной речи) есть жаргон и специфические слова, так и в "речи" немой такое тоже присутствует.

Он написал книгу "Глухонемые". В этой работе педагог собрал все известные ему жесты и знаки.

Были и другие люди, которые внесли вклад в российскую сурдопедагогику: И. А. Соколянский, Л. В. Щерба, А. Я. Удаль.

Так как выучить немой язык жестов?

Разберем этот вопрос детальнее. Ниже представлена пошаговая инструкция.

Знакомство с дактилологией

Для начала необходимо познакомиться с дактилологией. Так называется особая форма речи. Дактилология включает в себя дактильную азбуку. В ней каждая буква алфавита имеет свое обозначение - знак, сложенный из пальцев. Знаки эти называются дактилемы.

Многие люди глубоко заблуждаются в том, что язык жестов и дактильный алфавит - это одно и то же. Разница есть: дактилемами передают слова побуквенно, а языком жестов - целые слова.

Еще есть маноральная речь. При такой форме общения слова читаются по губам, жестами лишь делается акцент на твердых и мягких, глухих и звонких согласных.

Техника постановки пальцев

Изучая дактильную азбуку, не следует торопиться. Нужно хорошо запомнить и отработать технику постановки пальцев. Сначала рука будет уставать. Но через две-три тренировки пальцы начнуть привыкать, гнуться лучше.

Скорость постановки пальцев

Отточив технику образования дактилем, переходим к скорости постановки пальцев. Побуквенно в сурдопедагогике показываются имена собственные, фамилии, георгафические названия.

Дактильную азбуку можно найти в виде картинки или воспользоваться более наглядным видеопособием. К слову, язык жестов и дактилология в каждой стране свои. Единого языка глухонемых, к сожалению, не существует.

Практика

Освоив все дактилемы, следует попрактиковаться. Заучить основные слова, имена или названия. Помочь в этом могут видео, фильмы, есть даже специальное приложение для "Андроид".

Счет и числа

Когда будет немного практики, стоит освоить счет. Желательно сразу же учиться показывать хотя бы самые простые числа. Это очень продвинет изучение языка жестов вперед.

Последовательность изучения

Переходим к самому языку жестов. Он содержит в себе около 2000 разных обозначений. Как быстро выучить язык жестов при таком объеме знаков? На самом деле все не так сложно, как кажется.

Изучение жестов стоит начать с простых слов "здравствуйте", "до свидания", "извините", "спасибо". Заучивать их стоит постепенно, не гнаться за количеством. Лучше учить за одну тренировку небольшое количество жестов.

И последняя рекомендация. Если вы всерьез задумались об изучении языка глухонемых, возможно, стоит поискать такие курсы в своем городе. Они не широко распространены, но найти все-таки можно. Такие курсы хороши тем, что здесь можно получить практику живого общения, отточить свои навыки и языковое мастерство.

Сегодня, чтобы выучить язык, достаточно иметь доступ к сети с любого устройства. Паутина пестрит сайтами, помогающими познать тонкости иностранных языков, с помощью видеоуроков. А приложения для мобильных устройств предлагают осваивать программу в увлекательной форме, проходя интересные задания. Но существует один уникальный язык, отличающийся от других невербальным способом передачи информации. Это жестовый язык. Как выучить его с нуля? С чего начать и каковы его особенности, расскажет эта статья.

Русский дактильный алфавит

Дактильный алфавит являет собой набор из 33 букв, соответствующих русскому алфавиту и визуально воспроизведенных с помощью жестов руки. Поэтому общение по средствам дактиля считается вербальным. Для обозначения той или иной буквы изменяется положение пальцев.

Большее количество букв дактильного алфавита схожи с печатными, что облегчает изучение. С помощью «пальцевой азбуки» происходит общение между глухим и слышащим человеком.

Однако такой способ передачи информации второстепенен, чаще используется для слов или словосочетаний, у которых нет специальных жестов, например, для названия учреждений или имен собственных. Быстро выучить русский дактильный алфавит помогут видеоуроки, найти их можно на следующих ресурсах в интернете:

  • Youtube – популярнейший видеохостинг, на котором вы подберете удобные для вас видеокурсы по изучению дактиля;
  • «Город жестов» – удобный для изучения жестового языка ресурс, с простым интерфейсом видеословарем и постоянной поддержкой пользователей;
  • Группы в популярной социальной сети ВКонтакте – видеоуроки, знакомства, интересные истории от глухих и слабослышащих.

Жестовая речь

В общении глухих выделяются две речевые системы: КЖР (калькирующая жестовая речь) и РЖР (русская жестовая речь).

  • Русская жестовая речь используется для общения между глухими и слабослышащими людьми России. Она отличается от калькирующей жестовой речи тем, что не сопровождается устной речью, а используется для непринужденного общения.
  • Калькирующая жестовая речь применяется в деловом общении и сопровождается устной речью.

Интересно, что КЖР состоит не только из жестов, напрямую обозначающих слово, в нее входят слова, состоящие из комбинаций лексических единиц с жестами, например, слово «кабинет» будет представлено так: к+а+б (буквы дактильного алфавита) + жест, означающий слово «комната». Так же в КЖР присутствуют слова, полностью состоящие из дактилем – дактильные слова, пример: к+о+н+с+е+р+в+а+т+о+р – «консерватор».

Чтобы овладеть жестовой речью, свободно общаться на языке глухих, используйте все источники информации – видеоуроки, видеословари, тесты, смотрите фильмы на языке жестов и, конечно, практикуйте общение.

Список полезных сервисов, литературы, курсов и мероприятий для изучения языка жестов:

  • Сурдосервер – простой помощник для изучения языка жестов, включающий дактильные азбуки на разных языках, разговорник, тесты, а также ребусы. Имеет мобильную версию.
  • Г.Л. Зайцева «Дактилология. Жестовая речь», «Русский жестовый язык. Курс для начинающих» - среди обучающей литературы выделены работы Зайцевой. Из её книг вы узнаете историю формирования жестового языка, его особенности, поймете язык на структурном уровне и освоите множество жестов.
  • А.А. Игнатенко «Сборник упражнений и тестов по жестовой речи».
  • «Центр образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой» проводит курсы освоения жестового языка по трем уровням: базовый курс; курс, для имеющих первичные навыки общения на ЯЖ; углубленный курс. Первые два курса рассчитаны на срок в 3 месяца, после которых вы сумеете излагать свои мысли глухим.

Помимо обучающих занятий, для закрепления своих знаний просматривайте фильмы для глухих.

  • Санкт-Петербургская кинокомпания «Ковчег» снимает видео и фильмы для глухих, а также выпускает видеословарь христианских жестов. Отдельные фильмы для глухих ищите на Youtube.
  • Посетите «Театр мимики и Жеста» в Москве, в котором спектакли играются глухими актерами, а для слышащих людей на протяжении программы ведется перевод. Актеры играют выразительно, живость выступлений заряжает энергией, показывает богатство жестового языка, а главное – такой спектакль будет одинаково приятно смотреть как глухим, так и слышащим людям.

Неважно, какова причина изучения языка жестов, предайте обучению увлекательную игровую форму, тем самым облегчая, а также ускоряя процесс. Глухие люди, будь то ваши родственники, друзья или коллеги, любят общаться так же, как вы. Овладев русской жестовой речью, вы расширите круг общения и поможете людям с ограниченным слухом.