Коррекционная школа 8 вида 10. Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов

- предназначены для детей с глубокими нарушениями слуха (глухота) .

Основная задача – научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, тактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Коррекционные школы 2 вида

- для слабослышащих или поздноглохших детей .

Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Коррекционные школы 3 вида

Принимаются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте .

Коррекционные школы 4 вида

- для детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции .

Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Коррекционные школы 5 вида

- предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию.

Основная цель школы – коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Коррекционные школы 6 вида

- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата .

В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционные школы 7 вида

- принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития.

В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционные школы 8 вида

- детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе.

Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Подробнее о коррекционных школах

Абсолютное большинство коррекционных школ имеют большую степень специализации и почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет и имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна.

Имеются также санаторные (лесные школы для хронически болеющих и ослабленных детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта.

Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование).

Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии.

Также, с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого- медико -педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров.

Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях.

Организация такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861.

Впоследнее время стали создаваться школы надомного обучения , персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения.

В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы.

Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ.

Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования.

В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи , привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребности обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей.

Это могут быть центры: психолого - медико - педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; специальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведет специальная образовательная деятельность.

Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального и. группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку.

Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений д. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: вед коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольной школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба.

Это может быть введение штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда; создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра.

Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении.

Основными задачами ее: деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей. Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное роков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда , прикрепленного к данному классу.

Для того чтобы понять, что значит термин «коррекционная школа», нужно вспомнить определенные факты. К сожалению, часть детей отстает в развитии от своих ровесников, и не может обучаться наравне со всеми. Причин у такой проблемы может быть несколько, например:

  • заболевания нервной системы;
  • врожденные аномалии;
  • последствия плохих социально-бытовых условий;
  • различные психические расстройства.

Поэтому наравне с учебными заведениями для детей без отклонений, существует специальная коррекционная общеобразовательная школа. В ней занимаются обучением с учетом особенностей развития и ряда диагнозов.

Количество таких образовательных учреждений ограничено, а в некоторых городах они вообще отсутствуют. Потому существует еще один вид - специальная коррекционная школа-интернат. В ней обеспечивают не только обучение и воспитание детей, но и проживание, питание, досуг.

Коррекционная школа-интернат – это хороший выход, когда тяжело решить проблему поездок. В этих заведениях работают квалифицированные специалисты, умеющие найти общий язык к особым детям, потому проживание вне дома будет безопасным.

Виды коррекционных школ

Каждая из патологий развития требует собственных методов исправления. Потому различают несколько типов коррекционных школ. Дети с нарушениями слуха учатся в школах I вида . Для глухонемых предназначены отдельные заведения II вида . Слепые, а также слабовидящие посещают школы III и IV вида . Если есть нарушения речи, можно посещать V вид таких заведений.

При неврологических и психиатрических больницах иногда функционируют образовательные учреждения VI вида . Они созданы для тех ребят, у которых наблюдаются разные формы , в анамнезе были черепно-мозговые травмы.

В школы VII вида принимают учащихся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а также тех, у кого выявлена задержка психического развития (ЗПР).

Учебное заведение VIII вида специализируется на работе с . Основной целью педагогов является адаптация учеников к жизни. Здесь обучают читать, считать, писать, уметь ориентироваться в простейших бытовых ситуациях, налаживать социальные контакты. Много времени уделяется развитию трудовых навыков, чтобы человек в будущем имел возможность заработать себе на жизнь физическим трудом (столярное дело, шитье).

В специальную коррекционную школу всех видов можно попасть только на основании медицинского заключения.

Отличия от массовой школы

Нужно понимать, что коррекционная школа - это возможность такого образования, которое будет посильным ребенку с отклонениями в развитии, так как программа полностью адаптирована к контингенту. Можно выделить основные особенности:

Специальные учреждения имеют полноценные условия для обучения особых детей. В ряде случаев для такого учащегося обучение в коррекционной школе будет комфортнее и эффективнее. Но даже дети, имеющие медицинские заключения, позволяющие обучаться в таких заведениях, могут нормально успевать в массовой школе. Потому решение должно приниматься в каждой ситуации индивидуально.