Краткое содержание калина красная. «Калина красная

«Ну, баба, кажется, крепколобая» подумал Чичиков, Н. В. Гоголь Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян. Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя.

Павел Иванович Чичиков - мошенник, задумавший составить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается дешево скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии заложить фальшивые документы в банк и получить под них деньги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общественно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой «гадости и мерзости может дойти человек» в погоне за деньгами и собственным благополучием.

Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке - достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем «дубиноголовая» Настасья Петровна «решила», что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. «Нешто хочешь ты их откапывать из земли?» Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с Маниловым». Чичиков не церемонится.

Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда отвлекается от интересующего его дело. Настасья боится продешевить, все остальное не беспокоит. Она, «женщина пожилых лет, в каком-то К льном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на убытки и держат голову несколько набок, а между тем обирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща.

Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян - лишь бы получить деньги. Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы «Мертвые души». Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в «настоящих мертвых душ».

Сочинения по литературе: Чичиков у ноздрева. Роль эпизода

Чичиков уже получил в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, уже повстречался с "дубинноголовой" помещицей Коробочкой и направлялся в усадьбу Собакевича, когда в трактире у дороги повстречался с Ноздревым. Чичиков уже был знаком с этим "очень недурно сложенным молодцом с полными, румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами" - они встречались на обеде у прокурора.

Получив от Ноздрева приглашение посетить его поместье по пути к Собакевичу, Чичиков, не долго думая, соглашается. Видимо, он надеялся "даром выспросить" мертвых душ и у этого радушного барина.

Гостю были показаны водяная мельница, кузница, поле, но Особой гордостью хозяйства Ноздрева были лошади и собаки. "Вошедши во двор, увидели они там всяких собакЕ Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плеча". Чичикова же пес Обругай "лизнулЕ языком в самые губы". Для Павла Ивановича, человека чрезвычайно аккуратного, тщательно следившего за опрятностью своего платья, это было крайне не приятно. Но пришлось терпеть - ради своего "главного предмета" - приобретении мертвых душ.

После осмотра хозяйства господа прошли в кабинет хозяина, где, "впрочем, не было заметно следовЕ книг или бумаги". Зато были продемонстрированы гостям дорогие ружья, кинжалы, трубки и шарманка. Показывая свои сокровища, Ноздрев без удержу хвалился их ценностью и уникальностью. Обед, который "не составлял у Ноздрева главного в жизни", не удался, "зато хозяин налег на вина".

Понимая, что имеет дело с человеком эмоциональным и азартным, Чичиков поспешил перейти к обсуждению своего дела как можно скорее. Ноздрева не ввело в заблуждение утверждение Чичикова о том, что души ему нужны для придания веса в обществе. "Я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, я бы тебя повесил на первом дереве". Он не хочет ни подарить мертвые души Чичикову, ни продать - только выменять или сыграть на эти души в шашки. Но Ноздрев не играет с Чичиковым - он плутует, пытается обдурить партнера. Конфликт перерастает в ссору, и Чичиков едва уносит ноги.

Весьма понятно, что общение с Ноздревым оставило Чичикова в весьма неприятном расположении духа. Человек неглупый и разбирающийся в человеческих натурах, он понимал, что Ноздрев - "человек-дрянь" и не следовало посвящать его в столь деликатное дело. Но, видимо, успех предприятия вскружил голову Павлу Ивановичу.

Рассматриваемый эпизод служит раскрытию образа Ноздрева. Это человек "на все руки". Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходится без скандальных историй, поэтому автор иронически называет его "историческим человеком". Болтовня, хвастовство, вранье - самые типичные черты Ноздрева. По оценке Чичикова, Ноздрев - "человек-дрянь", он держит себя развязно, нагло и имеет "страстишку нагадить ближнему".

А что же мы узнаем из этого эпизода о господине Чичикове? Мы видим не любезного и светского Павла Ивановича, который совсем недавно гостевал у Манилова. Речь и манеры его заметно изменились, он, конечно не такой грубиян и наглец, как Ноздрев, но в словах его появилась резкость, смешанная с хладнокровием.

Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы -

"ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других". В Гоголевской галерее образов помещиков портрет Ноздрева "висит на третьем гвозде". Этот герой не так безобиден, как , и совсем не туп, как Коробочка. Но он пошл и глубоко порочен, Ноздрев - воплощение русского хамства. Гоголь писал о Ноздреве: Ноздрев долго не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане". Кажется, прав был Николай Васильевич - слишком часто в сегодняшней жизни мы встречаем ноздревых в ладно скроенных пиджаках. Но и чичиковых в нашем настоящем достаточно - людей хитрых, изворотливых, "неуловимых, как вьюн". Неужели слова А. С.Пушкина "Боже, как грустна наша Россия!" актуальны и в наши дни?..

ЧИЧИКОВ У КОРОБОЧКИ. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Поэма Н. В.Гоголя "Мертвые души" была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации.

Главной темой в поэме является изображение помещичьей России. Главные герои - помещики, первое сословие Российского государства, основа основ самодержавия, люди, от которых во многом зависит экономическое и социальное положение страны.

Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому упадку.

Сюжет поэмы "Мертвые души", подсказанный А. С.Пушкиным, очень прост. Гоголь рассказал в своем произведении о похождениях некоего авантюриста, придумавшего своеобразный план обогащения: он скупал у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы заложить их как живых в Опекунском совете.

И вот Павел Иванович Чичиков, человек "темного и скромного происхождения", плут и хитрец, отправляется по помещичьим усадьбам в поисках мертвых душ. На своем пути главный герой сталкивается с очень разными представителями помещичьего мира.

Получив в подарок от прекраснодушного Манилова столь нужные ему мертвые души, Чичиков в благостном расположении духа направляется к другому помещику - Собакевичу. Но в дороге кучер заблудился, "бричка ударилась оглоблями в забор. Ехать было решительно некуда".

Так, по воли случая, Павел Иванович оказался в доме у Настасьи Петровны Коробочки. Отнюдь не радушный прием был оказан путникам: лишь услышав слово "дворянин", хозяйка позволила им войти.

"Уже по одному собачьему лаю" Чичиков понял, что "деревушка была порядочная".

Н. В.Гоголь подробно описывает интерьер комнаты, в которую был препровожден гость, как бы предвосхищая описание самой хозяйки. "Екомната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркалаЕ; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулокЕ". Но вот в комнате появляется "хозяйка одна тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов". И фамилия у нее соответствующая - Коробочка.

В короткой беседе выяснилось, что Чичиков так далеко заехал, что о его знакомых помещиках хозяйка никогда не слышала. Приезжий лег спать и проснулся довольно поздним утром. Из окна увидел он двор со всякой живностью, а за огородами крестьянские избы в состоянии, показывающем довольство обитателей.

Выяснив у хозяйки, что со времени последней ревизии у нее умерло "осьмнадцать человек", Чичиков переходит к обсуждению своего деликатного дела. Но Настасья Петровна не сразу даже понимает суть своего гостя. Чичикову пришлось приложить немало усилий, чтобы "растолковать, в чем дело". Старуха почувствовала, что "делоЕ как будто выгодно, да Е слишком новое и небывалое".

Но уговорить Коробочку оказалось делом сложным. Чичиков, уже начая терять терпение, назвал ее "дубинноголовой". И только обещание казенных подрядов подействовало на Настасью Петровну.

Василий Макарович Шукшин

«Калина красная»

Повествование — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен.

Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаём, что Егор мечтает о своём хозяйстве, корове. Его будущая жена — Байкалова Любовь Федоровна. Он её никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует получше одеться.

Выйдя из тюрьмы, Прокудин наслаждается весной, ощущает прилив сил, радуется чувству жизни. В областном центре Егор приходит к своим товарищам «на хату». Там много молодых людей. Среди прочих — Губошлёп, Бульдог, Люсьен. Они ждут звонка от подельников: те совершают очередное ограбление. Егор (там его зовут Горе) не хочет рассказывать о зоне, он хочет отдохнуть от жестокости. Они пляшут с Люсьен. Чувствуется, что никто не разделяет настроения Егора, даже Люсьен (которая лучше других понимает мерзость их занятия и внутреннюю чистоту Егора). Губошлёп нервничает, немного ревнует Люсьен к Егору. Раздаётся звонок: подельников накрыла милиция, всем надо разбегаться. Егор тоже бежит, хотя это рискованно для него. Он пытается найти в городе своих знакомых, но ему не хотят отвечать.

«И вот районный автобус привёз Егора в село Ясное» — к Любе. Она встречает его на остановке. В чайной он рассказывает, что был бухгалтером, попал в тюрьму случайно. Люба знает, что он вор-рецидивист, но надеется на то, что Егор найдёт дорогу в нормальной жизни. Она ведёт знакомить его со своими родителями. Люба использует «легенду» Егора о бухгалтере, чтобы не пугать родителей. Но когда Егор остаётся с ними наедине, отец Любы (жена называет его Микитка) начинает «допрашивать» Егора. Тот саркастически отвечает: мол, убил семерых, восьмого не получилось. Егор считает, что в тюрьме может оказаться каждый (иронично напоминает старику про годы гражданской войны, коллективизации), и нечего мучить человека, если он решил начать новую жизнь. Егор примеряет маску общественного деятеля, коммуниста, «обличает» «отсталых» стариков.

Егор знакомится с Петром, братом Любы. Петро и Егор идут в баню. Петро безразличен и к прошлому героя, и к нему самому: ему не охота знакомиться, общаться. Егору не нравится чувствовать себя бедным родственником, улыбаться всем и при этом чувствовать к себе недоверие. Петро не реагирует на обиды Егора, и через некоторое время Егор понимает, что у Петро нет предубеждений: просто он неразговорчив.

Зоя, жена Петра, и мать Любы обсуждают с ней Егора. Любе высказывают неодобрение. Женщины выражают общее мнение всего села. Неожиданно Любу защищает отец. Тут слышен крик Петра. Егор нечаянно ошпарил его кипятком. Зоя в ужасе, отец Любы схватился за топор — но всё обошлось шуткой. Соседи на улице активно обсуждают случившиеся.

Вечер в доме Байкаловых проходит мирно и спокойно. Старики вспоминают каких-то старых родственников, Люба показывает фотографии, Егор и Петро мирно шутят над происшествием в бане. Ночью Егору не спится, он хочет поговорить с Любой, она выпроваживает его под одобрение матери, но тоже не может заснуть.

Егор уезжает в районный центр. Он честно говорит Любе: «Может, вернусь. Может, нет». По дороге ему мерещится, что его дружки возвращаются за ним. Он думает о Губошлёпе. В райцентре он идёт на телеграф и отправляет ему деньги. В это время подруга по работе Варя советует Любе бросить Егора и принять обратно бывшего мужа — Кольку. Очевидно, что односельчанам не нравится поступок Любы не потому, что Егор может оказаться ненадёжным, а потому, что Люба ведёт себя не как все. Варя начинает весело рассказывать, как замечательно ей живётся с мужем-алкоголиком, которого она бьёт скалкой.

Егор направляется в ресторан, где устраивает «пикничок». Он кормит и поит незнакомых людей. Собираются самые спившиеся мужички. Егор тратит много денег. Он звонит Любе и говорит, что надо остаться на ночь — не уладил вопросов с военкоматом. В это время мать недоверчиво спрашивает у Любы, где Егор. Снова отец защищает дочь и помогает поверить в очередную «легенду» Егора.

Егор продолжает «развратничать» (слово Шукшина): пьёт, поёт, пляшет, произносит исполненные жизнеутверждающего пафоса речи. В конце концов, Егор раздаёт оставшиеся деньги, берет коньяк и шоколад, садится в такси и едет в Ясное. Приходит к Петру, предлагает выпить в бане. В этом «тесном чёрном мире» они распивают коньяк и встречают рассвет песней «Сижу за решёткой в темнице сырой».

Утром он провожает Любу на ферму. По дороге болтают. Среди прочего Люба упоминает о своём бывшем муже Кольке, который постоянно пьёт. Егор вспоминает своё детство, мать и корову Маньку. Люба знакомит Егора с директором фермы Дмитрием Владимировичем. Она устраивает Егора шофёром на ферму: директору как раз срочно понадобился водитель. Егору не понравился директор: «гладкий, довольный». Директору Егор тоже не нравится: «бессмысленно строптивый».

Директор даёт задание — забрать бригадира Савельева в деревне Сосновке. Егор выполняет задание, но, вернувшись, отказывается от дальнейшей работы. На тракторе легче.

Егор просит самосвал у Петра и берет с собой Любу. По дороге он объясняет ей, что хочет заехать к одной старушке — Куделихе. Якобы его попросил товарищ узнать о её здоровье. Любе надо представиться работницей райсобеса и расспросить о ней. Старуха рассказывает о себе, о том, что дети все порастерялись. Люба успокаивает её. Егор сидит молча, в тёмных очках. Когда они отъехали, он говорит Любе, что это его мать.

Дома к Любе приходит её бывший муж с тремя друзьями. Егор выволакивает его из дома. Они отходят к деревьям, начинается драка. Колька с перепою, поэтому остаётся бит. На Егора кидается ещё один — Егор останавливает одним ударом. Колька отбегает, хватает кол, идёт на Егора — Егор останавливает его взглядом.

Утром Егор сделал первую в жизни борозду (на тракторе). Он дышит запахом вспаханной земли и испытывает радость от этого.

К Егору приезжает Шура — один из его бывших подельников. Они о чём-то говорят, Шура передаёт деньги от Губошлёпа (чтобы у Егора было, на что вернуться к ним), но Егор швыряет эти деньги в лицо Шуре. Тот уезжает. Люба волнуется, Егор пытается успокоить её, но ясно, что и сам не в духе.

На следующий день они работают в поле. Его уже засевают. Егор замечает, что у леса стоит чёрная Волга. Он видит там Губошлёпа, Бульдю и Люсьен. Идёт к ним. Люсьен тем временем требует, чтобы Губошлёп не трогал Егора. Но Губошлёп эмоционально высказывает свою позицию: ему не по душе, что Егор теперь почти святой, и только они — грешники. Мы узнаём, что над Губошлёпом нависла опасность и поэтому он хочет успеть расправиться с Егором.

Люба видит, как Егор с кем-то отправился в лес. Она бежит домой — оказывается, отец даже объяснил им, как проехать. Тут Люба останавливает самосвал Петро, они едут в сторону леса. Преступники видят это, зовут Губошлёпа — тот выбегает из леса, прячет что-то под одежду и они уезжают.

Егор тяжело ранен. Люба и Петро кладут его в самосвал, быстро везут. Но тут Егор чувствует, что умирает и просит положить его на землю. Он просит у Любы взять его деньги и отдать их матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное. Так он в детстве прижимался к столбам».

Петро догоняет Волгу. Сбегаются люди. Участь преступников предрешена. Пересказал Алексей Боровиков

Весной из тюрьмы выходит Егор Проскудин. Он мечтает о своем хозяйстве и корове. На зоне он познакомился по переписке с Байкаловой Любовью Федоровной. Егор навестил своих товарищей «на хате». Они собираются на работу. Егор мечтает передохнуть от жестокости. Пришлось убегать, когда милиция «хату» накрыла. Попытки найти в городе своих ни к чему не привели – никто не отвечает Егору. Он решает поехать в село Ясное, к Любе. Женщина встретила его на остановке. В чайной он рассказал, что был бухгалтером и в тюрьме оказался случайно. Любе известно, что Егор вор –рецидивист, но она откровенно ждет, что он начнет жить нормально. Знакомя Егора со своими родителями, она использует «легенду» о бухгалтере. Оставшись с родителями Любы наедине Егор на их допросы специально пугает, что убил 7 человек и убеждает, что кто-угодно может в тюрьме оказаться. Егор познакомился с неразговорчивым братом Любы Петром, сходили в баню.

Женщины не одобряют выбор Любы и говорят, что это мнение всего села. Шуткой обошелся случай с ошпариванием в бане Егором Петра. Зато соседям есть о чем поговорить.

Уезжая утром в райцентр, Егор честно сознается, что может вернуться, а может и не вернуться. Дорогой ему мерещится, что его дружки за ним вернулись. Он с телеграфа отправляет деньги Губошлепу. Любе на работе советуют бросить Егора и принять назад бывшего Кольку. В райцентре в ресторане Егор потратил на пикничок много денег и остается на ночь в городе, где по утру пьет, поет, развратничает. На последние деньги покупает коньяк и шоколад и едет в Ясное. Здесь он пьет с Петром в бане.

Люба устраивает Егора шофером на ферму. Первое задание – забрать бригадира Савельева из деревни Сосновки. Вернулся и не хочет больше шофером – пересел на трактор. С Любой приехали к старухе Куделихе, по легенде друг попросил проведать. Люба расспросила старушку о ней. Егор сидел все время в темных очках, молчал, а когда отъехали – казал, что это его мать.

К Любе пришел Колька с друзьями. Егор побил их. Утром на тракторе пашет землю и счастлив от этого. Приехал к Егору Шура, бывший подельник, хочет, чтобы он вернулся к ним, но Егор не намерен продолжать такую жизнь.

На следующий день севба. У леса стоит волга, возле которой дружки Егора. Губошлепу угрожает опасность, поэтому он хочет расправиться с Егором. Люба с Петром на самосвале приехала, но поздно – Егора убили. Умирая, он просит отдать его деньги матери. Петро догнал Волгу, сбежались люди и начали чинить самосуд.

Сочинения

Правда жизни в романе В.Шукшина “Калина красная” Характеристика образа Петра (Петр Федорович) Правда жизни в романе В.М. Шукшина "Калина красная" Характеристика образа Егора Прокудина Характеристика образа Губошлепа

Подробности Создано 19.09.2016 09:57

На канале "Россия-1" премьера сериала "Карина Красная". Содержание серий.

Сериал "Карина Красная"- это мелодрама. Конец 60-х годов, СССР. Карина живет с родителями в небольшом курортном городке на юге страны.

Она недавно окончила школу и подрабатывает швеей. Девушка уже несколько лет встречается с молодым человеком Михаилом, который собирается поступать в МГИМО и стать дипломатом. Миша и Карина влюблены и счастливы, они мечтают о прекрасной семейной жизни. Но идиллия заканчивается, когда Миша сбивает пешехода на дороге. Чтобы спасти любимого человека и его будущее, Карина решает взять вину на себя. Однако Михаил, виновный в гибели человека, не только позволяет Карине оговорить себя, но и рвет с ней отношения. Большая любовь оказывается обманом.

От тюрьмы Карину спасает знакомый отца - владелец часовой мастерской Герман Николаев. Несмотря на солидную разницу в возрасте, он неожиданно признается Карине в любви и предлагает ей руку и сердце. Карина надеется, что сможет стать счастливой рядом с состоявшимся, надежным и любящим ее человеком. Она выходит за него замуж, не подозревая кем Николаев является на самом деле.

А вскоре в город приезжает сотрудник Мосфильма Александр Кобзарь. По крайней мере именно так он представляется Карине после того, как спасает ее от самоубийства. Карину ждет трудная дорога. Ей предстоит узнать какую роль этим мужчинам суждено сыграть в ее судьбе, на что она сама будет готова пойти ради любви, и как в условиях советского дефицита заработать большие деньги и при этом не оказаться в тюрьме.

В ролях: Марина Коняшкина, Юрий Чурсин, Алексей Коряков, Сергей Юшкевич, Антон Батырев, Тим Стефан Вадимович, Наталья Батрак, Григорий Калинин, Светлана Корчагина, Андрей Лебедев, Виктор Запорожский .

"Карина Красная" - содержание серий

1-я серия
Первая любовь "комсомолки и красавицы" Карины оказывается несчастливой. Ее парень Миша, виновный в гибели пешехода, позволяет Карине взять вину на себя и рвёт с ней отношения. Неожиданно Карина получает предложение о замужестве от некого Николаева, приятеля ее отца - влиятельного и зрелого мужчины, хозяина часовой мастерской. Разочаровавшись в своих иллюзиях, девушка выходит замуж за человека, которому есть что скрывать.
2-я серия
Карина занимается обустройством квартиры Николаева и проявляет себя как хорошая хозяйка. По просьбе Карины Николаев устраивает ее на работу в часовую мастерскую. Неожиданно Карина узнаёт, что Николаев подстроил аварию, разлучившую ее с женихом. К ужасу девушки, она становится свидетельницей расправы Николаева над своим подельником. С горя Карина бросается с утеса в море, но ее успевают вытащить из воды. Карина быстро попадает под обаяние своего спасителя Кобзаря, и вскоре у них завязывается роман.
3-я серия
Прячась от Николаева, Карина приезжает в Москву без денег и документов. Девушка не гнушается тяжелой работой и выбивает угол в коммуналке. Неожиданно Карина узнаёт, что беременна. Проходит несколько лет. Подельники Николаева наконец находят девушку. В последний момент она ухитряется связаться со знакомым милиционером Сухаревым, и бандитам не позволяют расправиться с Кариной.
4-я серия
Николаев погибает от рук бандитов, и преследование Карины прекращается. Неожиданно Карину находит Кобзарь. Их роман возобновляется, и Карина признаётся, что он отец ее сына. Тем временем в милиции собирают информацию о Кобзаре. Сухарев рассказывает Карине, что Кобзарь - бандит, и рекомендует девушке сотрудничать с ним. После разговора с Кариной, Кобзарь решает начать новую жизнь. Он завязывает с криминалом и устраивается рабочим на Мосфильм. Но затишье оказывается недолгим - старые привычки и связи тянут Кобзаря в прошлое.
5-я серия
Кобзаря обвиняют в двойном убийстве. Карина обращается за помощью к Сухареву и становится его любовницей. На свидании с Кобзарем Карина узнаёт, где спрятаны украденные деньги, и возвращает их владельцу. Подруга Карины Женя знакомит ее со своим влиятельным любовником. Карина вынуждает его предоставить ткань для пошива одежды по ее эскизам. Ей помогают подельники Кобзаря. Карина сулит им большие деньги в случае успеха. На зоне Кобзаря пытаются убить по заказу "с воли". Кобзарю удаётся расправиться с нападавшими и совершить побег. Пошивочный цех Карины сгорает.
6-я серия
Сбежавший из тюрьмы Кобзарь приходит к Карине. Сухарев выпытывает информацию о беглеце у Карины, но нужных сведений он не получает. Слежка за Кариной также не даёт результатов. Карина хочет уехать с Кобзарем в Казахстан. Но Кобзарь намерен найти врага, который "заказал" его. Случайная встреча с милиционером оборачивается перестрелкой, и Кобзарь убивает его. Карина собирает банду и просит сделать выбор между ней и Кобзарем. Сухарев сообщает, что преступное производство Карины раскрыто, и предлагает бежать с ним.
7-я серия
Сухарев прячет Карину в своей квартире. Тем временем его коллеги шерстят город в тщетных попытках отыскать преступницу. Неожиданно на Карину обрушивается страшное известие: ее сын тяжело болен, и помочь может только срочная операция в Европе. Героиня продаёт свой бизнес за возможность выехать за рубеж, и обращается за деньгами к Кобзарю. Выполнение этой просьбы стоит Кобзарю жизни... Карина с сыном уезжают из России. Неожиданно она встречает своего первого парня Мишу.
8-я серия
Подельники "цеховика" понимают, что перевозка Карины в Германию рискованна, и решают убить ее. Редкая находчивость помогает героине избежать гибели и спасти сына. За помощью Карина вынуждена обратиться к Мише. Чтобы помочь Карине, он пренебрегает своей блестящей дипломатической карьерой. Ребенка разрешают вывести на границу, но Карина вынуждена сдаться правосудию.