Кто создан из камня цветаева. Анализ стихотворения Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и нагробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины» Цветаевой

М. Цветаева еще до революции остро ощущала свое одиночество и отличие от окружающих людей. Это чувство значительно усилилось после установления советской власти. Поэтесса не признавалась новым режимом, ее произведения подвергались жесткой критике и не печатались. К этим трудностям добавились трагедии в личной жизни. Цветаеву покидает муж, отправившийся в эмиграцию. Через некоторое время у нее умирает дочь. Такая ситуация способна довести до отчаяния любого человека, но поэтесса находит в себе силы. В 1920 г. он создает жизнеутверждающее стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

В основу стихотворения поэтесса положила значение своего имени (Марина – с лат. «морская»). Она использует сравнение двух основных мировых стихий: земли и воды. Называя себя «бренной пеной морской», Цветаева противопоставляет ее камню и глине, олицетворяющими землю. Она не случайно выбрала эти образы. Согласно двум основным мировым религиям (христианство и мусульманство) творец создал первого человека из глины. Эти представления связаны с податливостью материала, с возможностью придания ему любой формы. Но застывшая и обожженная глина становится подобна камню, ее уже нельзя изменить. Камень вечен, он теряет всякую одухотворенность. В произведении содержится прямая аналогия – «могильная плита».

Себя поэтесса связывает со стихией воды, которая находится в постоянном движении и изменении. Она не имеет законченной формы. Возможно, Цветаева сравнивает себя с Афродитой, которая по легенде была рождена из морской пены. По крайней мере, она приписывает себе некоторые качества любвеобильной богини: «измена», «своеволье», «кудри беспутные».

Поэтесса дерзко отвечает всем своим недоброжелателям, что ее невозможно сломать или уничтожить. Вода способна преодолеть любую преграду, так как продолжает жизнь с каждой новой волной. Столкновение воды с камнем символизирует противостояние Цветаевой с жестким политическим режимом. Другой вариант – свой изменчивый и веселый характер поэтесса сравнивает с человеческой черствостью и равнодушием.

Неизвестно, была ли до конца искренна Цветаева в этом стихотворении. Возможно, это – отчаянный самообман измученной души. Дальнейшая трагическая судьба и самоубийство подтверждают, что и вода может покориться непреодолимой силе. Однако в свое время произведение бесспорно вызвало ярость в тех, кто считал поэтессу уже окончательно сломленным и утратившим веру в жизнь человеком.

1920 год, старой России уже нет, новая страна только строится на крови. Время смутное и тёмное, праздники смелись чередой будней, часть страны голодает, часть воюет, часть из голода и крови строит. Непростые годы переживает и Марина Цветаева. Муж вынужден эмигрировать, совсем недавно поэтесса похоронила младшую дочь и просвета впереди не видно.

Тема стихотворения

В это тяжёлое время Цветаева пишет «Кто создан из камня, кто создан из глины» - стихотворение, в котором оптимизма больше, чем во всей тогдашней стране, за исключением власти.

В стихах Цветаева сравнивает себя с морской пеной:


Я - бренная пена морская.

Поэтесса показывает в стихотворении, которое никто публиковать пока и не собирается, что она серебрится и сверкает, несмотря на обстоятельства. Людей окружающего мира она сравнивает с глиной и камнем. Кто-то окаменел и потерял на фоне смутного времени чувства, другой сделался глиной и из него можно лепить всё что хочешь – хоть красивую чашу, хоть сливной бачок. Она же пытается оставаться пеной, находя позитив в бренности.

Оптимизм и вера

Конечно, на душе тяжело, но оптимизм живёт за счёт веры в завтра, которую она потеряет лишь через годы, после возвращения в России после эмиграции.

В третьем четверостишье хорошо заметно стремление Цветаевой к лучшему, надежда что-то изменить:


Пробьётся мое своеволье.

Морская волна

Внутренняя сила Марины ещё не потухла, она подобна морской волне – то накатывает на берег, то прячется в глубинах океана. Почему Марина сравнивает себя с морской волной? Случайность ли это? Цветаева прекрасно знает, что Марина с греческого «морская», поэтому и прикладывает волну для сравнения своего состояния душа и характера. Верит – не верит, в жизни Цветаевой было немало волн и сравнение уместно.

Поэтесса пишет, что волна способна воскресать, что она и планирует сделать, так как давно подана просьба отпустить к мужу в Европу и надежда на восстановление семьи жива. Сравнивая себя с изменой, Цветаева не имеет в виду измену в общепринятом понимании, хотя долго прожить без страсти и чувств Марина не могла. Измена – это игривость волны – её приливы к берегу и отливы в океан, её своеволие.

Итог

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» чувствуется вера Цветаевой в будущее, надежда ещё жива в сердце, хотя 1920 год стал одним из самых сложных в судьбе поэтессы. Совсем скоро она уедет в Европу, пробудет там долгие годы и снова вернётся в Россию лишь на собственную плаху.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробъется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» - стихотворение, написанное в трудный для Цветаевой период. Она тогда жила вдали от мужа в Москве, при этом толком не знала, что с ним происходит. Кроме того, ее существование нельзя было назвать безбедным – в новой реальности Советской России ей приходилось нелегко. Несмотря на обстоятельства, стихотворение ««Кто создан из камня, кто создан из глины…» проникнуто оптимистическими настроениями, свободолюбием, жаждой жизни и борьбы.

История создания

Стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…» написано 23 мая 1920 года. Оно входит в цикл «Н. Н. В.», посвященный художнику Николаю Николаевичу Вышеславцеву. С ним Цветаева познакомилась в марте 1920 года. Немногим ранее от голода скончалась младшая дочь поэтессы – Ирина. У нового друга Марина Ивановна искала в первую очередь защиты и опоры. Цветаева быстро увлеклась Вышеславцевым и столь же быстро разочаровалась в нем. Благодаря их отношениям на свет появились более 25 стихотворений поэтессы. Что касается Вышеславцева, то он написал портрет Марины Ивановны и оформил ее сборник «Версты», выпущенный в 1922 году.

Тематика и сюжет

Стихотворение бессюжетно. В центре – мысли, эмоции, чувства лирической героини. Содержание произведения раскрывается для читателя через два образных плана. Первый – морской пейзаж с бьющимися о берег волнами. Второй – изображение мятежной души лирической героини, женщины своевольной и с переменчивым настроением.

«Кто создан из камня, кто создан из глины…» перекликается с ранним стихотворением Цветаевой «Душа и имя», вошедшим во второй сборник поэтессы «Волшебный фонарь» (1912). Смысловая оригинальность обоих произведений заключается в том, что в них образ лирической героини раскрывается в первую очередь через ее имя. Правда, в «Душе и имени» оно не называется. Только говорится, что имя героине бог дал морское, как и душу.

Лирический герой

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…» лирическая героиня – женщина, которую зовут Марина. Ее характер определен именем. Оно представляет собой аналог древнеримского мужского имени Марин, произошедшего от латинского слова «marīnus», что переводе на русский значит «морской». На протяжении всего стихотворения лирическая героиня противопоставляет себя тем, кто сделан из камня, плоти или глины. В чем же заключается ее особенность? Тем, что ей не уготованы надгробные плиты и гроб. Тем, что она сравнима с древнегреческой богиней красоты и любви Афродитой, рожденной из морской пены. Тем, что у нее есть способность воскресать с каждой волной, противостоя жизненным трудностям и не ломаясь под натиском несчастий. Тем, что ее своеволие способно пробиться сквозь сети и сердца.

Стихотворный размер, рифмы и тропы

Размер, которым написано стихотворение, - амфибрахий . Поэтесса использовала перекрестную рифмовку и женские рифмы. Важнейшее средство художественной изобразительности в произведении – аллитерация . Например, в заключительной строфе повторяется буква «в», а в двух последних строках первой строфы – буква «м». Кроме того, в стихотворении нередко встречаются повторы слов. В частности, речь идет о последних строках произведения. Там три раза использовано существительное «волна». Благодаря повторам и аллитерации стихотворение приобретает особенное звучание. При его чтении возникает ощущение, что слышится шум морских волн, то прибиваемых к берегу, то стремящихся от него прочь.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

Стихотворение написано Цветаевой в 1920 г. в возрасте 28 лет. Герой стихотворения - она сама, а сюжет - это образное описание ее сущности, осознание себя изнутри и со стороны в сравнении с окружающим миром.

Имя “Марина” произошло от латинского слова “marīnus”, что означает “морской”. Цветаева всегда ощущала в себе эту «морскую» сущность. Она упоминала о своей любви к морю и о том, что они с Пушкиным - одним из ее любимых поэтов - одинаково сильно привязаны к этой стихии. Стихотворение это есть анализ себя через свое имя - данность над которой Марина не властна.

Преимущественно написано четырехстопным амфибрахием, перемежающимся трехстопным.
Образность. Образность выражается в противопоставлении интонационных структур: симметричные и устойчивые сменяются порывистыми, динамичными, дробными, когда рифма и ритм выходят за рамки избранной структуры.

Противопоставление. В стихотворении четко противопоставляется камень и глина бушующей живой воде. Земная соль, надгробные плиты, гранитные колена, все эти статичные образы - не Марина, а Марина неукротима и неподвижна.

Художественность в звуке. Происходят аллитерационные переливы: «Серебрюсь и сверкаю» (с-р), «мне имя - Марина»(м) «Веселая пена - Высокая пена морская»(в). Здесь свойственная Цветаевой отрывистая звуковая манера, как, например, в стихотворении:

«Рас-стояния, версты, мили
Нас рас-ставили, рас-садили».

Этот способ аллитераций является одним из выразительны особых инструментов Цветаевой, свойственный ее экспрессивной натуре и манере стиха.

Также в стихотворении много повторов:
«Кто создан из камня, кто создан из глины» - в первом четверостишии.
«Кто создан из глины, кто создан из плоти» -во втором четверостишии.
«Я – бренная пена морская…»
«Да здравствует пена – веселая пена -
Высокая пена морская!» - повторяется в первом и последнем столбце.

Метафора. Главная метафора - это образ морского побережья с накатывающимися буйными волнами, ассоциируемый с образом лирической героини.
Стихотворение «плещет» бунтом, творческим порывом, которое неустанно «бьется» о «гранитные колена» будней.

Стихотворение полно гордости собой, без тени омрачения собственным характером. Оно раскрывает сущность и творческий исток самой Цветаевой.

«Кто создан из камня, кто создан из глины...»


В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины...» М.И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя «Марина» имеет значение «морская». Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море жизни. М.И. Цветаева создает образ неукротимой стихии, которая бушует не только в реальности, но и в сердце лирической героини. Героиня уподобляется серебрящейся морской пене. Она в буквальном смысле сливается с ней, испытывая чувство гармоничного единения с миром морской стихии. Беспутному своеволию морской купели в стихотворении противопоставлены земная соль, надгробные плиты, гранитные колена - статичные, приземленные образы.

В стихотворении важную художественную функцию выполняет звукопись. Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллитерации «с», «р»), «Мне дело - измена, мне имя - Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).

Кроме того, в стихотворении довольно много различных повторов.

Основным изобразительно-выразительным средством становится метафора, благодаря которой содержание произведеия воспринимается в двух образных планах. Во-первых, перед глазами читателя возникает поэтичная картина морского побережья с ритмичным накатом пенящихся волн. Во-вторых, становится понятной мятежная душа лирической героини, переменчивая и своевольная. Морская стихия помогает ей возрождаться в пучине житейских испытаний. Стихотворение овеяно оптимистическим пафосом, духом бунтарства и свободомыслия, творческим стремлением к созиданию. Тематически произведение перекликается со стихотворением «Душа и имя», в котором М.И. Цветаева также упоминает о связях имени с морской стихией. Впоследствии она несколько переосмыслила свое отношение к образу моря. В произведении «Мой Пушкин» М.И. Цветаева писала: «...Безграмотность моего младенческого отождествления стихии со стихами оказалась - прозрением: «свободная стихия» оказалась стихами, а не морем, стихами, то есть единственной стихией, с которой не прощаются никогда»