Лев гумилев - пророк новой россии. Этноминиатюры

Век калмыцкого евразийства: Россия и калмыки

«Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом (Арслан – по калмыцки – Лев)». Л.Н.Гумилёв

Калмыки (самоназвание - ойраты) как этнос сформировались в верховьях Енисея и в Прибайкалье, откуда они были переселены в Западную Монголию (Алтае-Хангайское нагорье) Чингисханом . Они вошли в состав империи Чингисхана, и их дальнейшая история будет тесно переплетаться с тем наследием, которое осталось на мировой геополитической, религиозной, культурной карте после монгольских походов, со стремлением народа максимально сохранить все то, чего достиг Потрясатель Вселенной.

Кроме участия в войнах Чингисхана в составе авангарда монгольских войск, ойраты сыграли важную роль в установлении империи Хулагуидов (но имени Хулагу, сына Толуя, младшего сына Чингисхана) в Персии в сер. XIII в. С конца XI в. их роль в Центральной Азии увеличилась, и в 1408 г., в знак признания их силы и влияния, три главных ойратских князя получили высшие китайские титулы. В разные периоды средневековья калмыки подчинили себе огромную территорию от Монголии до Ирана, от Сибири до Тибета. В течении ХV в. они дважды объединяли Монголию под своей властью, в 1449 г., разгромив императорскую армию, они могли захватить Пекин, но благоговейное отношение к Поднебесной империи и традиционно присущее калмыкам уважение к властям и авторитетам взяли верх - ойраты не осмелились занять, практически беззащитный город, а чуть позже без выгоды для себя отпустили плененного императора.

В истории Центральной Азии государство ойратов было известно как "союз четырех": ойраты состояли из объединения четырех крупных родов джунгаров, дербетов, торгоутов и хошоутов. Ввиду стремления джунгарских ханов подчинить себе всех ойратов, часть ойратов решила отделиться и создать свои государства. Эта часть ойратов двинулась на запад и осела на Нижнем Поволжье. Другие ойраты - хошоуты - в 30-х гг. ХVII в. двинулись на юг, и в 1642 г. покорили Тибет. Именно благодаря калмыцкому племени хошоутов Далай Ламы, начиная с Великого Пятого (Нгаванг Гьяцо, 1617- 1682), стали религиозными и светскими главами Тибета. Хошоутское ханство в Тибете существовало до 20-х гг. ХVIII в. После ухода торгоутов, части дербетов и хошоутов оставшиеся ойраты создали Джунгарское ханство.

Будущие российские калмыки после примерно 40 лет странствий но Сибири и Приуралыо вновь оказались на той же широте, что и у себя на родине, в Джунгарии. Биоразнообразие степей было схожим, почва и водные условия позволяли калмыкам сохранять качество своих продуктов (мясо, молоко) и породистость скота на прежнем уровне. Соседями калмыков в Поволжье вновь стали мусульмане, как и в Центральной Азии. Новое же заключалось в том, чтобы выработать надежные отношения с "белым ханом", т.е. Российским императором, и определить свое место на административной и военно-политической карте новой родины.

Калмыцкое ханство возникло в ЗО-х-40-х гг. ХVII в., и почти сразу же стало оказывать большое влияние на все процессы, имевшие место в районе Прикаспия, Северного Кавказа. Между калмыками и русскими никогда не было войн. Калмыки изначально согласились быть пограничным войском (отсюда, кстати, русское захолустье - от калмыцкого "заха улус", пограничные, т.е. дальние люди), и с честью выполняли свое назначение.

Калмыкам и русским в кратчайшие сроки удалось достичь взаимопонимания и взаимоуважения, что было чрезвычайно важно для Русского государства в смутный период становления правления дома Романовых . Южная граница государства была поистине беззащитным подбрюшьем еще со времен Киевской Руси, и в общем-то внезапное и скорое появление здесь воинственных кочевников, известных всему миру еще со времен Монгольского ига, пришедших с миром и сотрудничеством, позволило Москве наконец-то определиться с выбором стратегического союзника на этом важнейшем направлении своих геополитических интересов. В дальнейшем калмыки окажут неоценимые услуги русским властям в отражении войск интервентов, в частности Швеции, Турции, Франции, позже Германии. Калмыки активно участвовали в подавлении внутренних смут; например, они подавили бунт некрасовцев, а Кондратия Булавина взяли в плен воины сына хана Аюки - Чакдоржаба. Энергия калмыков использовалась Москвой в выгодную для государства сторону - калмыки приняли самое активное участие в Кавказских войнах (их кочевья проходили вдоль Терека), подчинении Астрахани, Крыма, в войнах с казахами и туркменами (Туркменский район в Ставропольском крае - результат переселения калмыками под управление Москвы туркменов Мангышлака).

Преданность калмыцких воинов России подтверждалась не только в проведении результативных военных операций, но и в предупреждении неприятельских акций. Иногда это предупреждение простиралось до пробуждения симпатий к России у целых народов, в том числе с последующим привлечением их под защиту русского оружия. К числу таких акций можно отнести откочевку других родов калмыков из Джунгарии (совр. Синъцзян КНР) в Калмыцкое ханство, переселение на Волгу алтайских народов в сер. ХУШ в., помощь российским властям в установлении связей с китайской и тибетской сторонами и др.

Калмыки неоднократно подтверждали свою преданность России, участвуя в осуществлении мероприятий и проведении особых операций в Тибете, Китае, Монголии. В 1919 г. главы калмыцких большевиков А.Чапчаев и А.Амур-Санан направили В.И.Ленину обращение с полным планом по переброске частей Красной Армии к Непало-Бутано-Сиккимской границе, чтобы тем самым отсечь англичан от влияния на Тибет и Центральную Азию. План получил одобрение В.Ленина и Л.Троцкого , но не смог осуществиться ввиду того, что Сибирь тогда контролировалась белыми. Революция 1917 г. также разделила калмыков, как и всех россиян. Калмыки внесли свои неоценимый вклад как на стороне красных, так и у белых.

В конце гражданской войны Первая Конная Красная Армия, где был значительный процент калмыков, была перекинута на Крым, который был захвачен Врангелем. Красные калмыцкие полки смогли прорвать знаменитые Чонгарские укрепления и ворваться на полуостров. Врангель также использовал калмыцкие войска, особенно в самый тяжелый момент - для защиты грузившихся на корабли остатков своей армии и мирного населения.

В годы Великой Отечественной войны калмыки героически защищали свою Родину. По числу Героев Советского Союза в процентном отношении к собственно калмыцкому народу, калмыки занимали одно из первых мест по СССР. Калмыки сыграли свою роль в сближении Европы и Азии, на пользу России. Известно, что целая плеяда известных личностей России познакомилась с Востоком (конкретно - с Тибетом и Китаем) и буддизмом именно благодаря калмыкам: Е.П.Блаватская , Л.Н.Толстой , об особой судьбе калмыков писали А.С.Пушкин , Н.В.Гоголь , В.А.Гиляровский , Н.К.Рерих , многие путешественники и ученые.

Религия и народ

Ойраты в ХII-ХIV вв. были христианами-несторианами. Близость идей христианства и буддизма позволила буддизму в достаточно короткий срок распространиться и утвердиться между воинственными кочевниками в течении ХIV - ХV вв. Несмотря на умиротворяющий эффект новой религии, калмыки продолжали активную внешнюю политику. Исторически сложилось так, что ойраты оказались западным заслоном монголо-буддийского мира, и именно на ойратских границах остановилась волна распространения ислама в ХV-ХVI вв. Даже само тюркское слово "калмык", по мнению ряда ученых, означает "те, кто остался язычником", "те, кто не принял ислам".

Несмотря на неприятие ислама как религии, ойратские ханы высоко ценили образованность и особенно предприимчивость мусульман, часто давали им ответственные поручения. Например, ойраты использовали мусульман в своих поездках в Китай как торговых агентов, иногда они были толмачами и даже послами от ойратов к русским.

Ойратам удавалось настолько сглаживать межконфессиональные трения и снимать межэтническую напряженность, что мусульманские народы почитали за благо сближаться с ойратами и призывать их в третейские судьи. "Не раз в истории Центральной Азии случалось так, что именно союз с калмыками определял жизнестойкость государств. И даже в Лхасе особым почетом пользовались эти воинственные и степенные степные ханы" (Шишкин О. Битва за Гималаи. Москва, 2000. - С. 178.)

Войдя добровольно в состав России, оказавшись вдали от Тибета, калмыки продолжали следовать буддизму. Некоторое распространение среди них получило православие, особенно у перешедших в казачество. Буддизм, благодаря конформизму и открытости, вошел в мирное сосуществование с православием. Этому способствовало также и то обстоятельство, что идеи буддизма и православия в целом близки. Имеются все основания утверждать, что из всех христианских религий только православие наиболее близко теологически и исторически сходится с нашей древнейшей мировой религией.

Причины этого, вообще особого положения России мы видим в том, что Россия как огромное геополитическое образование находилась и находится на стыке двух цивилизаций и миров - Востока и Запада, для Запада Россия - восточная страна, и это определение устраивало как Россию, так и весь мир. Прозападническая политика Петра Великого уравновешивалась активной восточной политикой. В этой связи интересно отметить то большое значение, которое Петр отводил калмыкам, к тому времени (конец ХVII - начало ХVIII вв.) уже около ста лет живших в России и доказавших преданность своей новой Родине.

Калмыкия, особенно в довоенных границах, находится в уникальной зоне России: сочетание различных природных ландшафтов, энергетика региона как магнитом тянули туда необходимые этому региону народы - гуннов, хазаров, монголов Чингисхана, а через некоторый период затишья - калмыков и русских. При калмыках эта земля окончательно закрепилась за Русским государством. Благодаря калмыкам в России стали больше интересоваться как их прежней родиной - Джунгарией, так и таинственным Тибетом, тем более что Пригималайский регион традиционно представлял огромный интерес для восточной политики Русского государства. К сожалению, политика в этом направлении была непоследовательной: так, увязнув в Семилетней войне 1756-1762гг., Россия не смогла оказать помощь гибнущему от геноцида китайцев калмыцкому Джунгарскому ханству, позже практически подарила Синьцзян Китаю. В советское время ситуация изменилась ненамного.

Основным соперником России на Востоке вообще, а в указанном регионе в частности всегда была Англия, которая плотным кольцом с юга окружила Россию: и Индия, и Афганистан, и Персия, и Турция были под ее влиянием. Рост противоречий между Россией и Англией усилился с начала XX в. Первым в XX в. столкновением, (пусть и неявным) между Россией и Англией следует признать русско-японскую войну 1904-1905 гг. Общеизвестна позиция этого островного государства в годы первой мировой войны - здесь Англия мечтала увеличить свои колонии от Индии до Египта, от Каира до Кейптауна. При этом Великобритания разыгрывала роль естественного союзника, дружественного посредника, решительного противника вторжения русских и истинного защитника ислама.

Установление Советской власти привело к новым формам борьбы между Советским Союзом и Великобританией. Четко обозначились новые направления интересов этого островного государства - дальний Восток и Российский Север. Не отказываясь от своих далеко идущих планов, Англия сумела заключить с Советской Россией в 1921 г. торговый договор, что по сути означало признание нового государства. В Монголии, при активной поддержке калмыков, была установлена Советская власть. Такие успехи Наркоминдела и Наркомнаца ослабили интерес властей к Тибету и Центральной Азии.

При анализе мусульманского экстремизма часто упускается из виду, что именно в Англии в разные периоды времени находились и находятся штаб-квартиры экстремистов, и именно Англия, из всех западных стран, исторически наиболее близко связана с исламом. Сейчас в Евразии имеется только один мусульманский регион, не находящийся под влиянием западных спецслужб - это Северный Кавказ. Он уникален еще и тем, что по сути венчает весь Каспийский регион, где живут одни мусульмане (за исключением Калмыкии и Астраханской обл.). Мусульманский экстремизм, заботливо взращенный как антипод и замена идеи национально-освободительного движения восточных исламских стран и изначально задуманный как эрзац-ислам, был направлен на создание нового балканского" узла проблем" на этой южнороссийской территории. Таким образом, весь Каспийский регион в чрезвычайно короткие сроки превратился в пороховую бочку, запал которой - на российском Северном Кавказе. В настоящее время мы видим прочие проявления этой политики на территории России. Не исключено, что Калмыкия рассматривается как возможный кластер присутствия англосаксонских нефтяных компаний в России, что позволило бы им создать единое экономической пространство, включающее Северо-Западный Казахстан (Тенгиз), Астраханскую область, Калмыкию, Чечню и Дагестан, и тем самым отрезать Москву от Каспия.

Оказывая решающее влияние на Иран и Турцию, с конца 80-х гг. Англия усиленно проникает в Закавказье, и в настоящее время - на Северный Кавказ, в частности, и Калмыкию. В борьбе за Каспийские ресурсы страны Запада, а также Иран и Турция, стремятся как можно более увеличить свое влияние в этом важнейшем геополитическом регионе. На территории России Турция пока лидирует: ее эмиссары активно и давно работают на Алтае, в Туве (мусульманские деятели), а также в странах Балтии. Иран желает получить влияние на Кавказе и Поволжье. Не углубляясь в детали, хотелось бы подчеркнуть - если активность указанных стран на Северном Кавказе и в Поволжье продолжится в том же направлении, т.е. когда не обращается никакого внимания на идеологическую составную этого процесса, то возникнет соблазн организовать также фактически прямой официальный путь продвижения ваххабизма и идеологии боевиков на север, в чисто православные регионы (используя трамплином буддийскую Калмыкию). В случае обоснования исламских фундаменталистов на территории Калмыкии, цепная реакция панисламизма грозит перекинуться на Астраханскую область, и, таким образом, Россия потеряет все свое влияние в этом ключевом регионе. Тогда вновь озвученный лозунг об отделении Калмыкии от России, как уже заявлялось Илюмжиновым в конце 1998 г., будет обоснован: из республики уже сейчас ежедневно уезжает до ста человек, и приезжает до пятидесяти из северо-кавказских республик.

В середине июля 2000 г. Элисту впервые посетили первый секретарь посольства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в РФ Чарльз Лонсдейл и второй секретарь посольства Томас Дрю. В первую очередь их интересовали... условия проживания беженцев - турок-месхетинцев, соблюдение их прав. Надо полагать, скоро свой интерес к судьбам соплеменников проявит и Турция. Кроме этого, англичане интересовались местными СМИ и их возможностями (Известия Калмыкии, 27 июля 2000 г., с.2.).

Следует отметить, что в течении 1993-2000 гг. Калмыкия во многом отошла от монголо-тибетского мира, и постепенно, шаг за шагом, наиболее частыми гостями республики стали делегации стран Ближнего и Среднего Востока. Беспринципность и продажность одних политиков и халатность других позволяют разворачиваться таким событиям на земле России. Центральные власти, как и все последние годы, смотрят на выходки Илюмжинова только под одним углом: "Лишь бы не было войны", И тем самым обнаруживая свое полное незнание как калмыков, так и русско-калмыцких отношений.

Калмыцкая диаспора и буддизм

В настоящее время весь мир находится в перестроенном процессе. Прежние подходы и взгляды нуждаются в изменениях, для сохранения национальной безопасности нам требуются новые идеи, планы, новые люди, которые могли бы возродить нашу Родину. В этой связи необходимо привлечь калмыков и калмыцкую диаспору к реализации отдельных направлений российской восточной политики. Значительная калмыцкая диаспора проживает в Китае, в Европе (во Франции) и в США. В последние два-три года несогласные с внутренней политикой Илюмжинова калмыки образовали довольно большую колонию в Праге. И все эти люди, где бы они ни проживали, беспокоятся за судьбу своей Родины - Калмыкии. При Илюмжинове нарушились связи между республикой и зарубежными калмыками (в первую очередь с китайскими). Зарубежные калмыки - люди, весьма влиятельные в бизнесе и политике даже в таких странах, как Китай, США, Тайвань, и Гонконг. Но, как говорил Его Святейшество Далай Лама, родина калмыков, исток народа, его культуры и будущего - это не Китай, не Штаты, не Европа, а Калмыкия в составе России. Вот почему вся калмыцкая диаспора обеспокоена судьбой республики, и особенно - калмыки из Китая (синьцзянские калмыки). Вообще, Синьцзян можно назвать значимым, знаковым регионом в системе российско-китайских отношений. Во-первых, это - ворота в Тибет, вместе с Тибетом Синьцзян - два крупнейших региона Китая, где в настоящее время сильны сепаратистские настроения, в связи с которыми у Китая имеются проблемы с обеспечением внутренней и внешней безопасности государства.

Синьцзян (прежде Джунгария) - родина калмыков, откуда калмыки ушли в Россию в конце ХVI в. и куда большей частью вернулись спустя почти 200 лет. Именно рядом с этим районом был подписан в 1689 г. Нерчинский мирный договор, в результате которого Россия потеряла значительную часть территории Албазинского воеводства, а Китай смог кинуть все свои силы на уничтожение калмыцкого Джунгарского ханства. Наконец, Синьцзян - уникальный анклав гео- и биоразнообразия. К сожалению, использование реального потенциала Синьцзяна (именно так можно определить политико-историко-культурологическое значение этого региона как для Китая, так и для России) для российской дальневосточной политики на сегодняшний день сильно ограничено внутрироссийскими проблемами, и в определенной степени (хотя это, может, явно и не прослеживается) - отсутствием калмыцкой составной в системе российско-китайских отношений.

Специфика внутренней ситуации в Синьцзяне (тюрко-мусульманский сепаратизм) определила особый подход пекинских властей к вопросу о назначениях на тот или иной пост в этой провинции: предпочтение отдается калмыкам, которые традиционно далеки от всяческих сепаратистских и антигосударственных настроений, и, собственно, чьей родиной и является Синъцзян. Таким образом, наши друзья, с кем мы поддерживаем самый тесный контакт - это не просто лидеры китайских калмыков, но также высокие государственные деятели: лама Шалва Гегян - духовный глава калмыков, Бада - депутат ВСНП, и другие. Калмыки также занимают ответственные должности на разных уровнях власти и управления в соседних провинциях, в Пекине. Эти лидеры готовы оказать любую посильную помощь не только российским калмыкам, но и России в целом.

Святые места для калмыков - это горы Тибета. Общее историческое прошлое определило взаимоуважение между нашими народами. Тибетцы традиционно называют Россию страной золотых - гьясер (например, Индия - это страна "белых" - "гьягар", поскольку там возникло учение Будды, Китай - страна "черных" - "гьянаг", т.к. Тибет и Китай издавна враждовали). Далай Лама всегда был главой калмыцких буддистов (тогда как, например, у бурят во главе общины стоял свой Хамбо Лама, у тувинцев - Камбо Лама), и его авторитет в Калмыкии чрезвычайно высок. Мы поддерживаем близкие отношения с нынешним Далай Ламой Четырнадцатым, который близко к сердцу воспринимает беды республики. Например, именно благодаря Далай Ламе в с начала 1999 г. было прекращено распространение идей мунизма в школах Калмыкии.

О восточной политике

Калмыки являются фактически единственным российским народом, который, благодаря достаточно влиятельной диаспоре в Китае и многовековом культурно-историческим связям с Индией (сегодня эти связи усиливаются проживанием на севере Индии Его Святейшества Далай Ламы и тибетской общины), в состоянии выступить естественным, органичным и надежным началом, связующим эти три великие страны - Россию, Индию и Китай (с последней не только как с соседом, но также как одним из лидеров в АТР).

Очень важно при разработке новой концепции восточной политики России учитывать не только "высокий" государственный уровень, но и более низкие, на которых, собственно, и стоит государственный уровень. Как известно, в Китае издревле все, что касалось соседей, было включено в хроники. В своих построениях китайцы опираются на выработанные и проверенные веками т.н. "стратагемы", которые, как отмечает российский синолог В.С.Мясников, "представляли собой синтез оценки ситуации и теоретически разработанного конкретного плана или планов на случай повторения аналогичной ситуации. В определенном смысле эта стратагема сродни алгоритму в математике". Следовательно, в подходах в политике по отношению к России Китай будет опираться прежде всего на прошлое российско-китайских отношений, с учетом всех прошлых удач и ошибок. А калмыки играли в этих отношениях далеко не последнюю роль (достаточно вспомнить, что вплоть до конца ХVIII в. китайцы связывались с Санкт-Петербургом только при посредничестве калмыков). Имеется и такой сложный, и в то же время чрезвычайно важный аспект во внутренней политике РФ, как отношения федерального центра к малым народам (практически все они восточного происхождения), к азиатским республикам и иным административным образованьям. Мы видим, что одни регионы (Башкортостан, Татария) получают чрезвычайно много внимания от центра, малые народы (кеты, шорцы, нганасаны и др.) - практически никакого.

Какую-то среднюю позицию в таком раскладе получают три республики и два образования: Калмыкия, Бурятия, Тува, Усть-Ордынский и Агинский бурятские округа (сюда можно также отнести Республику Алтай). К сожалению, потенциалы этих республик практически остаются невостребованными. Между тем, буддийский потенциал указанных регионов таит в себе огромные возможности. Среди них следует выделить прежде всего Калмыкию.

Калмыкия является идеальным местом для начала реализации программ структурной перестройки всех областей жизни - от воспитания до учебы, от производства до потребления. Кроме того, у республики стратегически удобное месторасположение, и население по уровню образования, менталитета, культуры и воспитания готово к восприятию и осуществлению идей в разных областях: в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, в водоочистке, в энергетике и транспорте, в утилизации отходов и т.д., в т.ч. на основе использования новейших технологий, с сохранением гео-био-равновесия, что представляется крайне важным при изменении информационной оболочки Земли на стыке двух тысячелетий.

Именно Калмыкия, через территорию которой прошло множество народов и культур, за десятки веков смогла саккумулировать в себе энергию давно ушедших в небытие народов и культур, которая, помноженная на ауру народа, проживающего на этой территории, представляет из себя уникальный анклав способный сыграть одну из ведущих ролей в России XXI века.

Александр Леджинов

К началу лета бескрайняя степь преобразилась: окрасилась в серо-голубой цвет из-за появления молодых побегов полыни, насытила тёплый воздух запахами пряных цветков растений. Беспокоящие зимой пронизывающие ветры, порождающие метель – шурган, - ушли вместе со снегом, а весенние стихли, как только земля покрылась разноцветным ковром тюльпанов. Ночи стали волшебными от чистоты звуков и яркости звёздного неба.
Главный тайша Дайчин, пока женщины готовили ужин, вышел из кибитки, чтобы подышать опьяняющим воздухом степи и полюбоваться ночным небом. Для любого ойрата звёзды многое значат. Число звёзд на небе равно числу людей на земле. Каждый человек имеет свою звезду. Где же звезда тайши Дайчина? Может рядом с Алтан гасн (Полярной звездой)?
Выше неба находится обитель Будды и тех, кто достиг нирваны. В буддийский рай попадают только добродетельные души. Дайчин только что вернулся в эти степи после паломничества в Тибет, где поклонился святым местам и встретился с далай-ламой. Тот пожаловал ему титул хана, ханскую грамоту и печать. Дайчин отказался, заявив: «Подобно мне нойонов много, как я буду ханом?»
Вот его отец, Хоурлюк, был великим ханом. Это он сумел пятьдесят тысяч кибиток, объединив всех под одной властью, вывести из Чжунгарии и прибыть со всеми в год водяной обезьяны на берега Волги. Белый уруский хан (Российский Император) запрещал Дайчину кочевать по волжским степям. Да и может ли кочевник слушаться царским указам? Степи эти и вода вокруг – божьи, а не царские, да и кочевать ойратам негде. А городов здесь нет, земля пустынна. Отцы наши, деды и прадеды никогда в холопстве ни у кого не бывали. Да и в книгах у нас того не написано, чтоб мы у кого в холопстве были. Живём сами по себе и улусными своими людьми.
Но запреты со стороны урусов продолжались, что оставалось делать? Ради своего народа он подписал первый письменный договор – шерть, по которому подданные Дайчина стали подданными белого хана, уруса-императора. И теперь все могут свободно кочевать по отведённым царём землям.
Дайчин тяжело вздохнул и снова поднял голову, чтобы посмотреть на звёздное небо. Где звёзды ойратов? Их должно быть больше, чем было. Дайчин получил улус в сто шестьдесят кибиток, а теперь у него сто тысяч человек. Он может выполнять требования белого хана и посылать своих людей для участия в войнах России против Крымского ханства и Речи Посполитой. Ойраты храбрый народ, выносливые конники. Но Дайчин должен также выполнять требования царя, изложенные в договоре: «Быть у Российского Императора в вечном послушании, не совершать набеги на города, не убивать и не брать в плен россиян, не иметь сношений с неприятелями России и на войне служить без измены». Дайчин помнит, что он сказал тогда, подписывая шерстные грамоты: «Как склеена эта бумага, так и пусть русские и калмыцкие люди сольются воедино навеки». Теперь он много сил отдаёт укреплению своего улуса и воспитанию своего внука Аюки, будущего правителя ойратов.
Дайчин уже не увидит, как на звёздном небе померкнут звёзды, когда сто семьдесят тысяч ойратов (калмыков) двинутся с Волги в Чжунгарию, на родину своих предков. Через восемь месяцев лишь семьдесят тысяч достигнут Китая, а остальные будут убиты, загублены в песчаной пустыне голодом, болезнями и безводьем, куда их загонят киргизы, чтобы пограбить переселявшихся, захватить в плен и продать в неволю. Прибывшие в Китай со временем потеряют свой язык, свою религию и станут совсем другим народом.
А на Юг Российской Империи, в степь между Волгой и Доном снова пришла весна и вышила на ярко зелёной траве цветной ковёр из тюльпанов таких невиданных оттенков, какие может подобрать для своей картины с пейзажем лишь очень талантливый художник.
Аюка, внук Дайчина, сидя в седле, любовался степью окружении воинов-всадников. Совсем недавно у него в ставке был сам Пётр Великий. Как повелось у калмыков, гостя встречали джомбой (чай с молоком и маслом). Императору напиток понравился. А до этого в период персидского похода Аюка был гостем русского царя, который встречал его на галере под Саратовом. Тогда Пётр подарил Аюке дорогую саблю. Хан велел находившейся неподалеку группе калмыков стать в кружок и пустить вверх стрелы, которые упав на землю, также образовали круг. Указывая на саблю и на стрелы, Аюка сказал: «Эта сабля и эти стрелы всегда будут готовы на поражение врагов России».
Пётр Первый знал об Аюке из грамоты запорожского атамана царю Алексею Михайловичу: «Великий Государь! Для помощи Войску Запорожскому казаков-донцов присылать не надо. Прошу прислать тайшу Аюку со своими калмыками. Это народ воинственный, с копьем садится на коня, вооружен колчанами с большими стрелами с широкими наконечниками, отличные наездники и прекрасно владеют мечом. По характеру своему люди мужественные и отважные. В бою страшны. Никогда не отступают».
Император уважает Аюку, потому и поручил ему охранять границы русского государства. И ещё не хочет замечать проявление самоволия и безрассудства поступков хана. Аюка не умеет быть покорным и исполнительным. Как хочет русский царь у него не получается. Хан вызвался помогать царю в искоренении шаек бунтовавших донских казаков, но, возвращаясь домой, разорил русские деревни и увел в свои улусы около тысячи русских крестьян. Даже когда Далай-лама прислал ханский титул и печать, Аюка принял эти пожалования, но русского царя о сношениях с Тибетом не известил. А потом явилось к Аюке китайское посольство. Хан заявил о своих симпатиях к Китаю и розни с Россией. Но когда кубанский султан Бакта-Гирей напал на калмыков и разграбил все улусы, Аюку в Астрахани защитили русские полки.
Аюка умел себя уважать и знал, что никто из правителей Калмыкии не смог так сплотить народ, как он. Хан ценит калмыков за стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей. Его народ всегда доволен тем, что есть в жизни в настоящее время, умеет ограничивать себя в желаниях и мечтах, не задумывается о трудностях жизни, умеет легко и быстро их преодолевать. Не зря о калмыках говорят «народ-воин».
Историк-этнограф, археолог, востоковед Лев Гумилёв однажды сказал: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом (арслан по-калмыцки – лев).

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.

Скоро исполняется 103 года со дня рождения пророка новой России Льва Гумилева. Данному событию будет посвящено много мероприятий. Естественно, будет высказано много абсолютно полярных точек зрения.

Среди российских либералов и интеллигенции нет, наверное, более ненавидимой фигуры, чем Лев Гумилев. И это лишний раз доказывает правильность его позиции по принципиальным вопросам. Фактически он вернул россиянам их подлинную историю, в которой не было татаро-монгольского ига, зато четко показано принципиальное отличие российско-татарской имперской цивилизации от восточнославянской и, шире, европейской. Не будь татар, мы бы, наверное, стали польскими холопами, как украинцы и белорусы. Гумилев показал нам наши исторические корни, связь с которыми должна нам помочь выжить и победить в современном глобальном мире беспощадной конкуренции за человеческие души и природные ресурсы.

Тема Орды или, правильнее сказать, России как продолжения Орды снова станет в центре внимания ближайших дискуссий и, как всегда, приведет к столкновению мнений. От себя могу сказать, что экономика говорит в пользу Гумилева. Европа находится в серьезном кризисе, экономический центр силы быстро смещается в сторону Азии. Этот процесс начался еще в середине нулевых, об этом еще тогда писали уважаемые аналитические команды ведущих российских и международных инвестиционных банков.

Логика денег или жажда наживы в значительной степени определяет решения элит, наверное, во всех современных странах, и Россия, конечно, не является исключением. Мы уже 25 лет, как и все остальные земляне, мыслим прежде всего монетарными категориями. В Азии позиционировать славянское братство или либеральную демократию глупо, а вот объявить себя наследниками Бату-хана и Александра Невского – очень даже престижно. В общем, с точки зрения денег и финансовой выгоды, если бы не было Орды, ее надо было бы придумать. Но она была, и, как гениально показал Гумилев, мы ее прямое продолжение, несмотря на различные эксперименты правителей романовской России и постсоветской эпохи.

Однако почти со стопроцентной вероятностью за бортом торжеств, посвященных Гумилеву, останется тема, выражаясь языком Великой Степи, людей длинной воли, или пассионарных личностей. Теория для многих спорная, но ее правота давно подтверждается самой жизнью. ХХ век сильно уменьшил число таких людей в России: две мировые войны, Гражданская война и репрессии, а также смута 90-х, когда перестройка закончилась активной перестрелкой и борьбой за собственность. Вместе с тем такие люди в России по-прежнему есть. И они абсолютно лишние в современной России, которая является практически раем для обывателя.

Никто не спорит, что после богатого на потрясения ХХ столетия стране нужна была передышка. Однако у медали, как всегда, две стороны. В нулевые в России был, наверное, уникальный период нашей истории. Россия не вела активных войн, не было никаких политических потрясений. Рост добычи и подъем цен на нефть обеспечили быстрый рост доходов. Несмотря на достаточно низкую в целом производительность труда, россияне быстро стали зажиточной нацией. Дополнительный спрос обеспечивала кредитная активность банков, при этом ставки быстро снижались. Закончилась приватизация, борьбы за собственность стало значительно меньше, и она стала мягче. Романтики ножа и топора занялись цивилизованным бизнесом. Политический режим в нулевые был, наверное, самым мягким за всю российскую историю. Полная свобода: ходи куда хочешь, можно ездить в Испанию, ходить в церковь, ночной клуб, быть охранителем или ярым оппозиционером, православным фундаменталистом или лицом нетрадиционной ориентации, до этого никому нет дела.

Однако перспектива покупки новой машины и прочие радости общества потребления и уютного обывательского семейного счастья явно не могли радовать пассионарных личностей. Не то что бы данные прелести и ценности чужды, они были просто неинтересны. Люди длинной воли быстро оказались лишними людьми в посткоммунистической России. Автору этих строк выход подсказала Судьба. На фондовом рынке потенциальные прибыли и риски фактически ничем не ограничены. При этом сама профессиональная деятельность на фондовом рынке – это очень конкурентная среда, которая требует профессиональной отдачи 24 часа в сутки. Вместе с тем мой случай – это лишь редкое исключение из общего правила.

Конечно, ситуации с лишними людьми возникали в разных странах, в разные времена. Однако обычно всегда был пускай не идеальный, но выход. Житель Западной Европы мог отправиться с крестоносцами воевать в Палестину, Польшу или Прибалтику, испанец или португалец мог поучаствовать в колонизации Америки, а русский – в освоении Сибири. Бывали времена, когда лишние люди творили историю, именно они сделали из опального, глубоко несчастного царевича Темуджина грозного Чингисхана, именно они сделали Петра Первого Великим и из унылой Московии создали Российскую империю. Продолжать данный список можно достаточно долго.

Вместе с тем события последних двух лет, Сирия и Украина, показали много интересного. Перед нашей страной снова встали очень серьезные угрозы. Пока у нас есть нефть и ядерное оружие, Запад вряд ли оставит Россию в покое, максимально стараясь затеять новую внутреннюю смуту или свару у наших границ. Современная бюрократическая система намного лучше безвластия и анархии 90-х, однако она очень неповоротлива, коррумпирована и, как и советская в 80-е, часто неспособна быть адекватной времени. Наиболее активная и честолюбивая часть граждан давно в бизнесе, а не на государственной службе. За время своего правления Путин остановил развал страны, увеличил размер экономики в 10 раз в долларовом выражении, вернул природную ренту в казну и сделал много других полезных вещей. Однако так и не решился на смену элиты, которая в значительной степени остается продуктом советско-ельцинской эпохи.

Либералы очень часто любят повторять, что Россия слабая и неконкурентная страна. И они в этом частично правы. Только в значительной степени неконкурентны не граждане России или ее компании, а ее современная элита. Рано или поздно история отправит ее на свалку, и очень не хотелось бы, чтобы вместе с ней на свалку отправилась и сама Россия. В формировании новой элиты без лишних людей не обойтись, во все времена у всех народов они были мотором перемен. Главное – запустить процесс перемен, который так страшит обывателя и который так нравится людям длинной воли. Остальное они сделают сами, ведь для них интересы державы да и в принципе сам процесс, связанный с риском, намного интереснее сытой, стабильной обывательской жизни. Для них всегда и везде, как говорил самый известный из лишних людей – Темуджин, ставший Чингисханом, «лучше быть последним среди волков, чем первым среди шакалов».

С XVII века калмыки принимали самое деятельное участие в истории России. Опытные воины, они надежно оберегали южные границы государства. Калмыки, однако, продолжали кочевать. Иногда не по своей воле.

«Называйте меня Арсланом»

Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки - Лев.

Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI - начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство.

Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам.

Миграция калмыков на нынешнюю территорию России была связана с междуусобными конфликтами в Джунгарии, а также с дефицитом патбищ.

Их продвижение к нижней Волге было сопряжено с рядом трудностей. Им пришлось противостоять казахам, ногайцам и башкирам.

В 1608 - 1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

«Заха улус»

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать на Волге во второй половине 40-х годов XVII века, прозванного в русской истории «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, турками и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южное подбрюшье государства нуждалось в нерегулярных пограничных войсках. Эту роль взяли на себя калмыки.

Русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.

Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что он всегда «государевых непослушников бить готов». Калмыцкое ханство в то время представляло из себя мощную силу в размере 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла из 100-130 тысяч человек.

Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!»

Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи».

Воины «белого царя»

Роль калмыков во внешней военной политике России в XVII веке сложно переоценить. Калмыки вместе с казаками участвовали в крымских и азовских походах русской армии, в 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды на Украину для борьбы с войском гетмана правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивали интересы русского царя на Украине калмыки и в 1666 году.

В 1697 году, перед «Великим посольством», Петр I возложил на калмыцкого хана Аюка ответственность за защиту южных границ России, в дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705-1706), восстания Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

Междуусобийца, исход и конец Калмыцкого ханства

В первой трети XVIII века в Калмыцком ханстве начались междуусобные распри, в которые непосредственным образом вмешивалась русское правительство. Ситуацию усугубляла колонизация калмыцких земель русскими помещиками и крестьянами. Холодная зима 1767-1768 годов, сокращение пастбищных земель и запрет на свободную продажу хлеба калмыками привели к массовому голоду и падежу скота.

Среди калымков стала популярной идея возвращения в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью маньчжурской империи Цин.

5 января 1771 году калмыцкие феодалы подняли улусы, кочевавшие по левобережью Волги. Начался исход, обернувшийся для калмыков настоящей трагедией. Они потеряли около 100 000 человек и лишились почти всего скота.

В октябре 1771 года Екатерина II ликвидировала Калмыцкое ханство. Звание «хан» и «наместник ханства» упразднились. Небольшие группы калмыков вошли в состав Уральского, Оренбургского и Терского казачьих войск. В конце XVIII века калмыки, жившие на Дону, были зачислены в казачье сословие Области войска Донского.

Героизм и опала

Несмотря на сложности взаимоотношений с российской властью, калмыки продолжали оказывать значительную поддержку русской армии в войнах, как оружием и личной отвагой, так и лошадьми и скотом.

Калмыки отличились в Отечественной войне 1812 года. В борьбе с наполеоновской армией участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России.

В ходе Первой мировой войны царским правительством проводились неоднократные реквизиции скота, мобилизации лошадей и привлечение «инородцев» к «работам по устройству оборонительных сооружений».

До сих пор проблемной является в историографии тема сотрудничества калмыков с вермахтом. Речь идет о Калмыцком кавалерийском корпусе. Его существование сложно отрицать, но если посмотреть на цифры, то никак нельзя сказать, что переход калмыков на сторону Третьего рейха был массовым.

В Калмыцком кавалерийском корпусе состояло 3500 калмыков, тогда как Советским Союзом за годы войны были мобилизованы и направлены в ряды действующей армии около 30 000 калмыков. Каждый третий из призванных на фронт погиб.

Тридцать тысяч солдат и офицеров калмыков – это 21,4 % численности калмыков перед войной. Практически все мужское население дееспособного возраста сражалось на фронтах Великой Отечественной в составе Красной армии.

Из-за сотрудничества с Рейхом калмыки были в 1943-1944 годах депортированы. О том, насколько серьезным был остракизм в их отношении может свидетельствовать следующий факт.

В 1949 году во время празднования 150-летнего юбилея Пушкина, доклад о его жизни и творчестве делал по радио Константин Симонов. При чтении «Памятника» Симонов остановил чтение в том месте, когда должен был произнести: «И друг степей калмык». Реабилитированы калмыки были только в 1957 году.