Лице их можно видеть чаще. Промышленный дизайнер, иллюстратор, практиковался в студии Cardi и в Студии Славы Саакяна, преподавал в Детском центре автомобильного дизайна, в студии Ford в Кёльне

Людям издавна мерещились лица на разных поверхностях: Луне, овощах и даже на подгоревших тостах. Группа берлинцев сейчас выискивает спутниковые снимки Земли в поисках подобных изображений. Почему же нам так хочется всюду видеть человеческие образы, выясняла Лорен Эверитт.

Людям издавна мерещились лица на разных поверхностях: Луне, овощах и даже на подгоревших тостах. Группа берлинцев сейчас выискивает спутниковые снимки Земли в поисках подобных изображений. Почему же нам так хочется всюду видеть человеческие образы?

кадр из фильма Путешествие на Луну

Большинство людей никогда не слышали о Парейдолии. Но почти каждый с ней сталкивался - например, увидев на Луне глаза, нос, рот.

Парейдолия - это оптическая иллюзия, "восприятие изображения или значения там, где их на самом деле нет" ("Словарь всемирного английского языка"). Например, вы можете различить лицо на стволе дерева или фигуры животных в облаках.

Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.


earth.google.com

Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.


Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.

В прошлом году на eBay продали куриный нагет (котлетку) с портретом Джорджа Вашингтона - он ушел с молотка за 8100 долларов.

А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.

В 2011 году блогер, который собирает фото объектов, похожих на Гитлера, запустил в Tumblr фотографию скромного дома в Свонзи (Уэльс). Скошенная крыша сооружения напоминает знаменитую челку диктатора, а двери с небольшим навесом - его характерные усы.

На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.


В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.

А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.

Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.

Увидев знаменитое "марсианское лицо", сфотографированное орбитальным аппаратом "Викинг 1" в 1976 году, и экспериментируя с технологией распознавания лиц, они заинтересовались тем, как "создать машинный аналог психологического феномена парейдолии", говорит Кифер.


Марсианское лицо - фото 1976 года и современный крупный план

Сначала они не относились к своему проекту серьезно, но найденные ими ландшафты распространились в сети и пользуются большой популярностью.

"В парейдолии есть нечто завораживающее", - говорит Кифер.

Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят "настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить", добавляет он.

Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?

Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди "запрограммированы" распознавать лица с рождения, говорит она.

"Даже новорожденный реагирует на схематическое изображение лица и не реагирует на рисунки, где глаза, нос и рот расположены в неправильном порядке", - говорит ученый.


Диана Дайсер и ее святой тост

Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.

"У нас развился мозг, который мыслит быстро, но неточно. А потому иногда вводит нас в заблуждение, - объясняет он. - Классический пример: стоит кроманьонец, чешет в затылке и размышляет: что там в кустах шуршит - соплеменник или саблезубый тигр? В этой ситуации больше шансов на выживание у того, кто верит в саблезубого тигра и вовремя убежит. Прочие рискует попасть в хищную пасть ".

Другие эксперты считают, что Парейдолии - эффект работы нашего мозга. Он постоянно обрабатывает информацию, полученную извне, анализирует линии, формы, поверхности и цвета, говорит Джоэл Восс, невролог из Северо-западного университета.

Мозг присваивает этим изображением смысл - как правило, сопоставляя их с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Но иногда ему попадаются "неоднозначные" вещи, которые он ошибочно соотносит со знакомыми объектами. Это и есть Парейдолии.

Также ее может вызвать наше желание увидеть определенные вещи, считает нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона.


Мона Лиза на листке и Мадонна из шоколада

"Если вы различаете лицо Иисуса на тосте, это говорит нам не о тосте, а о ваших ожиданиях и о том, как вы интерпретируете мир на основе своих ожиданий", - утверждает она.

Если же корочка на бутерброде уже сложилась для вас в профиль Девы Марии, эта картинка закрепится в сознании накрепко, говорит Брюс Гуд, автор книги "Самообман".

"Это одно из свойств иллюзий: очень трудно вернуться в первоначальное состояние и снова видеть на месте пятна пятно, а не что-то другое", - говорит он.

Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.

У некоторых парейдолия вызывает сильные эмоции - особенно, если человек склонен верить в чудеса, говорит Скотт.


Гвадалупе Родригес увидела Деву Марию на подносе техасского кафе

"Это демонстрирует, насколько мощными являются подобные иллюзии. Мы действительно хотим видеть эти лица, действительно хотим слышать эти голоса, а потому наша система восприятия сделает так, чтобы мы их увидели и услышали", - добавляет он.

Для некоторых парейдолия служит доказательством сверхъестественного, говорит Гуд. "Люди специально ищут вокруг себя подобные вещи", - утверждает он.

Однажды у профессора Фредерика Кулиджа и его жены Мелиссы случилось небольшое «винное» происшествие прямо на диване, покрытом индийской шалью, на котором они проводили свой свободный вечер. На следующий день он взял эту шаль и увидел странное пятно.

Фантазия или парейдолия?

Профессор Фредерик Кулидж - когнитивный археолог, то есть тот человек, который применяет когнитивные и психологические модели к археологическим артефактам и в целом к антропологии. И он был удивлен, когда увидел на своей индийской шали портрет Люси, афарского австралопитека. Люси является наиболее известным далеким родственником человека, жившим около 3,2 миллиона лет назад. Профессор Кулидж знал, что тенденция всех людей к тому, чтобы видеть лицо или узор там, где его в действительности не существует, называется парейдолией.
Частично психологический феномен парейдолии схож с тестом Роршаха, в рамках которого человек несознательно проецирует свои чувства, отношения и впечатления на абсолютно бессмысленное пятно чернил. Интересно то, что феномен Роршаха также называют направленной парейдолией. Человек также может проецировать свои интересы, пристрастия и желания на формы, поэтому нет ничего удивительного в том, что Кулидж увидел в пятне на шали череп Люси.

Почему человек видит лица и другие предметы там, где их нет?

Неврологическая причина существования парейдолии находится в основном в височных долях мозга, которые называются веретеновидными извилинами. Именно там у людей и других животных (в основном у современных приматов) находятся нейроны, ответственные за узнавание лиц и других объектов. С онтогенетической точки зрения, младенцу важно распознавать и различать лица, чтобы получать пропитание и социализироваться.
Астроном Карл Саган в своей книге в 1996 году отметил, что младенцы, которые не способны распознавать лица своих родителей, с меньшей вероятностью могли завоевать сердца своих родителей и в дальнейшем процветать. С эволюционной точки зрения, критически важно распознавать лица (и другие объекты, как одушевленные, так и неодушевленные) моментально по указанным выше двум причинам, а также для того, чтобы распознавать хищников и другие виды угроз в окружающей среде. Саган неформально назвал непреднамеренный побочный эффект этого феномена механизмом распознавания образов, то есть именно так называется то, когда люди иногда видят лица там, где их в действительности нет.
Саган также предложил примеры того, как люди видят лица в камнях, овощах, деревьях, ну и, конечно же, лик Иисуса, который видят в чипсах, окнах и других объектах. Скалы и пещерные формации, которые напоминают другие объекты, называются миметолитами, и одним из самых известных миметолитов в археологии является фигурка, которой уже более 233 тысяч лет.

Приписывание свойств

Однако этот крошечный камень (его длина составляет всего три с половиной сантиметра) определенно был обработан, однако он точно был выбран из-за того, что он уже напоминал человеческую форму. Известный писатель и скептик Майкл Шермер заявил, что мозг - это «двигатель верований» с сильной склонностью определять узор там, где узора существовать не может, а также приписывать узорам смысл там, где наблюдается обыденное стечение обстоятельств.
Как сказал однажды психолог из Йельского университета Роберт Абельсон, «приписывание набора данных простому шансу зачастую является бессмысленным». В дополнение к этому Шермер сказал, что люди часто начинают искать подтверждающие доказательства их видению, отрицая и игнорируя заявления, которые противоречат их взглядам.

Эволюционные последствия

Также стоит отметить, что эволюционные последствия видения узора там, где его нет (ложноположительное), являются менее серьезными, чем последствия неспособности увидеть узор там, где он есть (ложноотрицательное), особенно если речь идет о распознавании хищника.

Правообладатель иллюстрации nottsexminer Flickr CC BY SA 2.0

От Девы Марии на ломтике поджаренного хлеба до лица с раскрытым ртом в мужской мошонке - почему наш мозг видит эти образы? В этом решил разобраться корреспондент

Разглядывая свой обед, обычно не ожидаешь, что он начнет разглядывать тебя в ответ. Но когда Диана Дюйзер однажды поднесла ко рту тост с сыром, она немало удивилась.

"Я собиралась откусить кусок, как вдруг увидела смотревшее на меня женское лицо. Поначалу я испугалась", - рассказала она американской газете Chicago Tribune.

Слухи об этом происшествии распространялись все шире и шире, и в итоге одно казино заплатило Дюйзер 28 тысяч долларов за то, чтобы она разрешила выставить там для публичного обозрения удивительный тост.

Многие зрители улавливают в мягких и спокойных чертах этого женского лица сходство с Мадонной, Богоматерью, но мне всегда казалось, что кудряшки, приоткрытые губы и тяжелые веки скорее напоминают Мадонну современную, популярную певицу.

Как бы то ни было, этот тостопортрет оказался в заслуженной компании: на куске жареного хлеба также видели изображение Иисуса, чей лик якобы в разное время проявлялся еще и на кукурузной лепешке, блинчике и банановой кожуре.

Правообладатель иллюстрации AFP Getty Images Warner Bros Records

"Если кто-то заявляет, что видел на куске тоста Иисуса, то есть соблазн подумать, что у этого человека не все дома, - говорит Кэн Ли из Торонтского университета в Канаде. - Но на самом деле это весьма распространенный феномен. Мы устроены так, что видим лица в самых разных объектах визуальной среды".

Ли доказал, что это свидетельствует вовсе не о божественном вмешательстве, а о том, что воображение человека оказывает очень большое влияние на его восприятие.

И действительно, послушав его объяснение, поневоле задумываешься о том, можно ли верить собственным глазам.

Наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - мы порой видим именно то, что хотим увидеть

В кругу специалистов это явление известно под названием парейдолия, или зрительная иллюзия фантастического содержания.

Леонардо да Винчи писал, что видел некие символы в естественных трещинах и царапинах на каменных стенах. Он верил, что эти штрихи вдохновляли его на создание новых художественных произведений.

В 1950-х годах Банк Канады был вынужден изъять из обращения серию банкнот, потому что на них из волн прически на королевском портрете якобы выглядывал ухмыляющийся дьявол (хотя лично я при всем старании не могу разглядеть никаких рогов в кудрях Ее Величества).

А космический аппарат "Викинг-1" снял нечто похожее на лицо на поверхности Марса.

Попробуйте, например, поискать по хэштегу #iseefaces - и увидите, например, вросшего в дерево мудрого гнома...

Правообладатель иллюстрации Carl Milner Flickr CC BY 2.0

Радостно приветствующую вас урну

Правообладатель иллюстрации laddir Flickr CC BYSA 2.0

И злобные печенья, которые не рады никому.

Правообладатель иллюстрации thentoff Flickr CC BY 2.0

Один из самых странных случаев произошел с урологом Грегори Робертсом из канадского Кингстона. Представьте себе удивление его пациента, когда на экране УЗИ-аппарата появилось это лицо с открытым ртом, скрытое внутри его мошонки!

Правообладатель иллюстрации Gregory Roberts

Стоит однажды увидеть лицо в неодушевленном предмете, как они начинают чудиться повсюду.

Некоторые из этих объектов действительно напоминают смайлики, которыми мы пользуемся, чтобы передавать эмоции в переписке: два кружка вместо глаз и линия вместо рта.

Но иногда странные существа выглядывают из самых, казалось бы, неожиданных мест.

В одном из своих опытов Ли показывал испытуемым хаотичные серые орнаменты, напоминающие мельтешение точек на экране телевизора с отключенной антенной.

Исследователь побуждал участников эксперимента разглядеть в них лицо, и участники опыта в 34% случаев заявляли, что им это удается.

Черты лица в этих размытых картинках можно было увидеть только с очень большой натяжкой, но тем не менее мозг услужливо выдавал искомую иллюзию.

"Похоже, этот феномен довольно просто вызвать", - констатирует Ли.

Мы склонны полагать, что наши глаза исправно передают нам картину окружающего мира, но на самом деле поступающие с сетчатки сигналы далеки от идеальных, и мозгу приходится их корректировать.

По мнению Ли, именно этой коррекцией и объясняется парейдолия.

Увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились

Мозг пытается определить, что мы в данный момент видим, опираясь в том числе и на наш предыдущий опыт и дополняя этими ожиданиями видимое изображение.

Таким образом у него получается сформировать относительно цельную картину, даже если элементы окружающего пространства, к примеру, скрыты темнотой или туманом.

Но, с другой стороны, за счет этого наше зрение оказывается более субъективным, чем мы думаем - то есть мы действительно порой видим именно то, что хотим увидеть.

Чтобы проверить эту гипотезу, Ли проводил сканирование мозга испытуемых в то время, когда они разглядывали картинки с хаотичными серыми точками.

Как и ожидалось, в процессе начального распознания базовых характеристик изображения (таких как цвет и форма) наблюдалась повышенная активность в первичной зрительной коре.

Но исследователь также заметил, что в тот момент, когда испытуемые сообщали, что видят лицо, к процессу подключались лобные и затылочные доли, которые, как считают специалисты, отвечают за память и сложные мыслительные процессы - такие как планирование.

Всплеск нервной активности в этих районах может говорить о том, что в дело включаются ожидания и опыт, как и предполагал Ли.

В свою очередь эти процессы возбуждали так называемую правую веретенообразную лицевую область, которая реагирует на лица - возможно, в этот момент и возникает ощущение, будто смотришь на одушевленное существо.

"Если активируется эта зона, мы понимаем, что они сейчас "видят" лицо", - говорит Ли.

Теперь становится более понятно, почему "лица" предметов вызывают у нас такую же подсознательную реакцию, как и человеческие.

Так, в прошлом году группа японских исследователей отметила, что люди пытаются проследить за направлением неодушевленного "взгляда" - точно так же, как мы делаем и при общении с собеседником.

Правообладатель иллюстрации Wout Mager Flickr CC BYNCSA 2.0

Другими словами, увидев скошенные "глаза" на фасаде дома, мы тоже порой поневоле пытаемся разглядеть, на что же они так уставились.

Эксперимент Ли помог установить, какие регионы мозга могут участвовать в этом процессе, но он не объясняет, почему мы вообще склонны видеть лица.

Возможно, дело в том, что мы видим очень много лиц в повседневной жизни и поэтому ожидаем встречать их повсюду.

Не исключено также, что у нашей склонности видеть лица есть и более глубинное эволюционное объяснение.

Выживание человека очень сильно зависит от окружающих людей: мы просим у них помощи или опасаемся их агрессии, и поэтому нам нужно быстро понимать их мотивы и соответствующим образом реагировать.

Вероятно, мозг изначально настроен распознавать людей при первой же возможности.

Ошибиться и увидеть черты лица в древесной коре куда менее опасно, чем проглядеть скрывающегося в кустах злоумышленника.

Другие ученые также предполагают, что похожий механизм может лежать в основе человеческой духовности.

Эта гипотеза исходит из того, что наш мозг, предрасположенный понимать людей и их мотивацию, пытается усмотреть человеческие намерения во всем, что нас окружает - в грозе, чуме или в пугающей и абстрактной концепции смерти.

Чтобы разобраться со своими страхами, мы начинаем их персонифицировать, населяя мир богами и демонами.

Тапани Риекки с коллегами из Хельсинкского университета в Финляндии обнаружили, что религиозные люди чаще видят лица в размытых картинках, чем атеисты.

Как бы то ни было, сила наших убеждений может по крайней мере объяснять, почему одни видят на куске поджаренного хлеба Божью Мать, а я - королеву поп-сцены. Вот вам, к примеру, картинка. Видите на ней Иисуса?

Правообладатель иллюстрации Chris Gladis Flickr CC BYND 2.0

Но, пожалуй, самая распространенная форма парейдолии в западном мире - это видеть лица у автомобилей, точнее – их передней части.

Соня Виндхагер из Венского университета отправилась в эфиопскую глубинку, чтобы выяснить, наблюдается ли там этот феномен.

Задавая вопросы случайно встреченным на улицах и в маленьких кафе людях, она поначалу столкнулась с непониманием. "Они думали, что мы немного не в себе", - рассказывает она.

Но, хотя эфиопы и не особенно знакомы с диснеевским мультфильмом "Тачки" или с приключениями Херби из "Сумасшедших гонок", они вскоре поняли цель исследования и начали оценивать внешность автомобилей на фотографиях примерно так же, как европейцы.

К примеру, машины с большим лобовым стеклом, круглыми фарами и маленькой радиаторной решеткой воспринимались как молодые и женственные:

Правообладатель иллюстрации Raphal Labb Flickr CC BYSA 2.0

… а автомобили с более плоскими фарами и массивной нижней частью - как более старшие и мужественные:

Правообладатель иллюстрации Dodge Chrysler

По мнению Виндхагер, это говорит о том, что наш мозг запрограммирован считывать базовую биологическую информацию (возраст, пол) с любого предмета, хотя бы отдаленно напоминающего лицо.

И, как считает исследовательница, это также указывает на эволюционное происхождение парейдолии. "Интересно наблюдать, как вещи в современной окружающей среде по-прежнему воспринимаются нами в соответствии с этими древними механизмами", - замечает она.

В ходе других опытов Виндхагер установила, что потребители обычно предпочитают автомобили, которые выглядят внушительно - и эту нашу черту вовсю эксплуатируют автопроизводители.

Агрессивное выражение автомобильных фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Так, в 2006 году газета Wall Street Journal писала, что продажи "милых машинок", таких как легендарный "фольксваген-жук", пошли на спад - вероятно, потому, что их владельцев угнетало постоянно растущее вокруг количество больших внедорожников.

Поэтому дизайнеры решили рисовать более агрессивные автомобили. Dodge Charger, например, получил сурово глядящие на мир фары-щелочки.

"Похоже, мы встречаемся глазами с фарами точно так же, как со взглядом прохожих на улице, - говорит дизайнер компании Chrysler Ральф Гиллс. - И мы рисуем у автомобилей грозное выражение лица".

Однако Виндхагер задумалась над тем, не влияет ли иллюзия автомобильного взгляда на безопасность движения.

"Возможно, дети могут подумать, что машина их видит, и не уйдут с дороги", - предполагает она, добавляя, что агрессивное выражение фар в теории может заставить окружающих водителей тоже вести себя агрессивно или более нервно.

Подобные психологически эффекты могут наблюдаться и в других сферах нашей жизни.

Различные исследования показали, что обычная картинка с изображением пары глаз, висящая на стене, способна заставить людей вести себя более честно, и с помощью этого нехитрого приема в некоторых районах удалось снизить количество краж велосипедов на 60%.

И было бы интересно узнать, реже ли воры забираются в дома, на фасадах которых читается лицо.

Есть нечто поразительное в том, что случайно совпавшие друг с другом визуальные элементы, которые люди присылают в #iseefaces, могут оказывать реальное влияние на наше поведение.

Мы больше не населяем непознанный мир выдуманными духами в таком количестве, как это делали наши предки, но и по сей день видим призрачные лица в автомобилях, домах и лентах социальных сетей.

Но, по крайней мере, эти существа могут придать даже самому бездушному и уродливому месту некую искру юмора и жизни. Как, например, этот симпатичный малыш.

Правообладатель иллюстрации Daniel Oines Flickr CC BY 2.0



Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Есть несколько теорий относительно причины появления этой особенности у человека. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон -Призрачный мир : наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.


Больше таких фотографий можно найти на сайте thingswithfaces.com

Эксперты также утверждают, что парейдолия порождает многие заблуждения, например, связанные с наблюдениями НЛО, ожившего Элвиса или Лохнесского чудовища. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.


Гравюра Иштвана Ороса

Иллюстратор Скотт МакКлауд сделал своё любопытное предположение о парейдолии. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Явление парейдолии научились имитировать компьютерные системы. По тому же принципу работает система и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun . Художники , которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​ , потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Дизайнеры и архитекторы непременно задумываются над тем, что если создаваемый объект хотя бы отдалённо напоминает что-то антропоморфное, то эти ассоциации точно появятся у потребителя. Особенно курьёзные ситуации случаются, когда дизайн объекта имеет сексуальные коннотации. Так, например, невинный лондонский небоскрёб Мэри-Экс регулярно становится объектом шуток из-за своей фаллической формы.

Люди воспринимают дизайн одних и тех же объектов очень по-разному. Опыты показали, что различные продукты с антропоморфными характеристиками рассматриваются потребителями в зависимости от разных культурных, социальных и этических норм общества. Так, например, компьютер с красной горящей круглой кнопкой может показаться достаточно обыденным, однако те, кто смотрел фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», неизбежно проассоциируют его с HAL 9000 .

Эффективно использовать антропоморфизм в дизайне не так просто. Как отмечается в The Next Nature, лучше «работают» наиболее абстрактные образы. Нужный эффект производят продукты, имеющие едва уловимые антропоморфные детали, которые большинство не будет сознательно замечать. Абстракция уменьшает шанс вызвать негативные эмоции, сохраняя положительные ассоциации. Хороший пример - кофеварка Philips Senseo, которая «услужливо кланяется», заваривая горячую чашку кофе.


Кофеварка Philips Senseo

Имитирование форм животных (или зооморфизм) может стать хорошей альтернативой антропоморфизму. Известно, что люди гораздо более снисходительно относятся к животным, чем к себе подобным. Точно так же, как мы бы сочли человека, бегающего на улице по кругу как минимум странным, но собаку, которая пытается догнать свой ​​хвост, - смешной. Собака-робот Aibo считается очаровательной, однако робот-андроид Asimo кажется неуклюжим и даже пугающим.

Если перестараться с реалистичностью антропоморфного объекта, то очень велика вероятность появления у наблюдающего так называемого эффекта «зловещей долины». Согласно гипотезе, роботы или другие предметы, выглядящие или действующие примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывают неприязнь и отвращение. Этот феномен обнаружил в 1978 году японский учёный Масахиро Мори, который проводил исследование эмоциональной реакции людей на внешний вид роботов. Поначалу результаты были предсказуемыми: чем больше робот похож на человека, тем симпатичнее он кажется - но лишь до определённого предела. Наиболее человекоподобные роботы неожиданно оказались неприятны людям из-за мелких несоответствий реальности, вызывающих чувство дискомфорта и страха. Вероятно, это происходит из-за того, что на определённом уровне сходства робота с человеком машина перестаёт восприниматься, как машина, и начинает казаться ненормальным человеком или «живым трупом».


Робот Telenoid R1, разработанный в Университете Осаки

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

Кирилл Мусиенко

Промышленный дизайнер, создатель наручных часов «Стубус», сетевого порта «Свинтус», карамелек Candyberg и др.

« Могут ли антропоморфизм и зооморфизм быть полезными приёмами в работе промышленного дизайнера? Да, если есть цель вызвать симпатию. Мне кажется, почти беспроигрышный вариант. Даже шутки теней на Марсе вызывают у нас ощущение, что там есть симпатичная нам жизнь.


Сетевой порт «Свинтус», разработанный Кириллом Мусиенко
Пошлый пример зооморфизма, по мнению Мусиенко: USB-хаб в виде свиноматки и поросят

Форма должна оправдывать функционал, бутылка в виде женской фигуры - это нормально, но смартфон в виде женской фигуры - это плохо. Ещё бывает, что предмет получается пошлым или диспропорциональным, или задумка не остроумна, по-всякому. Иногда смешно даже, когда антропоморфизм случаен, как, например, чайник, при определённом ракурсе похожий на Гитлера. Есть просто дизайн для фана, а есть функциональный. Дурным тоном я считаю злоупотреблять каким-то одним направлением, рано или поздно можно закиснуть, а пробовать что-то новое нужно стараться всегда.

Антропоморфизм применим тогда, когда образ, строение или форма предмета имеет что-то общее с функцией. В графическом дизайне такой приём «работает», когда скрытая форма (лицо, фигура, силуэт) сразу в глаза не бросается, а образуется из элементов, которые не могут быть лишними в логотипе».

Андрей Сулемин

Промышленный дизайнер, иллюстратор, практиковался в студии Cardi и в Студии Славы Саакяна, преподавал в Детском центре автомобильного дизайна, в студии Ford в Кёльне

«Ассоциации лица человека и автомобиля, конечно, есть, но я думаю, мало кто намеренно пытается придать какое-либо «выражение» ему. Это скорее ассоциация на подсознании - то, на что человек в первую очередь обращает внимание (хотя и у автомобиля, и у человека лицо не является определяющим фактором внешности). Характер может получиться хищным, злым, добрым и т. д., но это следствие характера машины и общего направления дизайна. Я думаю, никто не рисует авто, приговаривая «вот, это глаза, нос такой будет, а тут мы сделаем весёлую улыбочку». Когда есть слишком прямая ассоциация с выражением лица - это всё-таки не есть хорошо, автомобиль - это всё-таки самостоятельный объект. Остальное, по большому счёту, - фантазии зрителей».

Ярослав Рассадин

Дизайнер транспорта, электроники, освещения, мебели и аксессуаров. Сотрудничает с такими брендами, как Marussia Motors, Triode design, Roche Bobois, Koziol, Glenfiddich, Roca, Yota, Synqera, Kaleva и др.

«Схожесть автомобиля с лицом связана с требованиями безопасности к освещению. Там много аспектов, но главное - мы должны видеть ночью габариты, поэтому размещать их достаточно и необходимо по углам. Только и всего. Далее уже образность и аналогии делают своё дело, нам кажется это лицами. Человек начинает домысливать, что, кстати, легко сломать: примеры - Nissan Juke или новейший Citroen C1 (2014). Стоило поставить две пары разной оптики, чтобы сломать эти стереотипы.





В каком-то смысле эта особенность стала поводом и основой фирменного почерка многих марок и позволила более качественно выражать себя на рынке. Не все марки возводят это в культ, но это в любом случае используется широко. Естественно, в каждой марке своя философия, поэтому, например, возьмём BMW. Это хищник, кошка, которая может быть то милее, то агрессивнее, в зависимости от целевой аудитории. Модели подешевле (1 серия) будут больше «как котята» - с большой оптикой, немного «милые». Средние, повзрослевшие (3, 5 серия) - злые, агрессивные, бодрые (X5, X6). Самые люксовые не должны ничего доказывать. Они спокойные и уверенные, как львы (7 серия). Есть ещё Z-серия, которая, как гепард, образно говоря. Она вроде кошка, но сама по себе и плевала на остальное семейство, поэтому быстрее и экзотичнее. Таким же образом можно проанализировать остальные марки. Как правило, то, что дешевле, вызывает азарт и улыбки. То, что дороже, - уже уверенный, сильный и спокойный взгляд. Тут есть некая параллель с возрастом.

Как правило, антропоморфный дизайн применим к динамическим объектам, перемещающимся в пространстве, но его вполне можно использовать и в статических, но очень осторожно. Существуют, например, здания, намекающие окнами на лица или домашние предметы, и, к сожалению, это в 99 % случаев дурновкусие, как бы выразительно не смотрелось».

Ярослав Яковлев

Выпускник Европейского института дизайна, вместе с Бернардом Виилом из Нидерландов стал победителем конкурса «Автомобиль для президента», организованного Marussia Motors совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) и порталом Cardesign.ru.

«Автомобильные дизайнеры не просто задумываются над этим, но совершенно сознательно придают «лицу» автомобиля тот или иной характер, зависящий напрямую от аудитории, на которую автомобиль рассчитан. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.


Ferrari 458 Italia

В спортивных автомобилях задействованы все поверхности, не только передняя часть, которая может быть как уверенно нейтральной, так и агрессивной. К примеру, боковые поверхности от передней арки к задней, переходящие на покатую крышу, обладают в известной доле сексуальными мотивами, вдохновлёнными женскими бёдрами (Ferrari 458 Italia яркий тому пример, на виде 3/4 сзади-сверху очень хорошо видно) - эдакая страстная рыжеволосая фурия. Одним из моих любимых «автомобильных лиц» является, пожалуй, добродушная мордашка итальянского простака Fiat 500 - луч позитива среди подавляющего большинства агрессивных задир. Ну и, конечно, особого внимания заслуживает концептуальная BMW Gina , чьи поверхности способны изменяться и придавать разные черты «лицу» - это, собственно, было одной из целей эксперимента, потому как обычный автомобиль с одним «выражением» живёт, от момента выхода с конвейера до пресса. Что касается промышленного дизайна, то навскидку ничего не приходит, ведь часто это просто производные куба со скругленными гранями, которым для коммерческого успеха необязательно обладать „очаровательной улыбкой фальшрадиаторной решётки“, действует другая „связка ключей“ к сердцу клиента».

August 12th, 2016

Что вы видите на этой фотографии? Правильно - это голова инопланетянина. У нас с вами было несколько больших подборок на эту тему, ну вот например или например

Этот пример хорошо иллюстрирует психологический феномен парейдолии. Именно он заставляет нас видеть в случайных предметах самые различные образы. В этом материале мы попытались разобраться в явлении парейдолии, а также узнали, как он может сыграть на руку художникам и дизайнерам.

Слово парейдолия происходит от греческих слов para (para - рядом, около, отклонение от чего-либо) и eidolon - изображение. Явление проявляется в том, как в одних зрительных образах мы видим что-либо отчётливое и определённое - например, фигуры людей и животных в облаках.

Давайте узнаем об этом подробнее

Фото 2.

ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕОРИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ЭТОЙ ОСОБЕННОСТИ У ЧЕЛОВЕКА. Карл Саган, американский космолог и популяризатор науки утверждал, что парейдолия была одним из инструментов выживания древнего человека. В своей книге 1995 года «Демон-Призрачный мир: наука как свеча в темноте» он пишет, что способность распознавать лица на расстоянии или в условиях плохой видимости была крайне важным свойством. В ходе эволюции у человека выработался механизм, который позволял по одному лишь мимолётному взгляду считывать пол человека, его эмоции и другие характеристики.


Инстинкт давал возможность человеку мгновенно судить о том, кто идёт ему навстречу - друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, автомобили и другие случайные объекты, совершенно неосознанно мы начинаем видеть в них лица. Этому курьёзу посвящено множество блогов, где публикуются случайные предметы, в которых явно различимы черты живых существ.

Фото 3.

ЭКСПЕРТЫ ТАКЖЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПАРЕЙДОЛИЯ ПОРОЖДАЕТ МНОГИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, НАПРИМЕР, СВЯЗАННЫЕ С НАБЛЮДЕНИЯМИ НЛО, ОЖИВШЕГО ЭЛВИСА ИЛИ ЛОХНЕССКОГО ЧУДОВИЩА. Как и в случае с вышеупомянутым подгоревшим тостом, парейдолия часто имеет религиозный подтекст. В ходе исследования, проведённого в Финляндии, было обнаружено, что люди, верящие в Бога и другие сверхъестественные явления, чаще видят лица в неживых объектах и ландшафтах.

Фото 4.

Парейдолией активно пользуются художники. Ещё Леонардо да Винчи писал об этом феномене как о художественном приёме. «Если вы посмотрите на любую стену, испещрённую различными пятнами или выложенную различными видами камней, вы можете вообразить целые сцены и увидеть в ней сходство с различными ландшафтами, горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и холмами», писал он в одной из своих тетрадей. Один из самых известных художников, который использует подобные иллюзии в своём творчестве, - венгр Иштван Орос, создавший серию гравюр с безобидными сценками, композиции которых отчётливо изображают мистический череп.

Фото 5.

ИЛЛЮСТРАТОР СКОТТ МАККЛАУД СДЕЛАЛ СВОЁ ЛЮБОПЫТНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПАРЕЙДОЛИИ. Он отметил, что лица людей мы можем увидеть не только в электрических розетках, решётках, стульях и прочих неживых предметах, но и в абсолютно любой изогнутой геометрической фигуре, если мы добавим одну точку в её область. Ровно так же, как абстрактный смайлик (который является двумя точками и линией) мы расцениваем как человеческое лицо.


Фото 6.

ЯВЛЕНИЕ ПАРЕЙДОЛИИ НАУЧИЛИСЬ ИМИТИРОВАТЬ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. По тому же принципу работает система распознавания лиц в «Фейсбуке» и цифровых фотоаппаратах. Любопытный пример около года назад представила арт-группа из Сеула Shinseungback Kimyonghun. Художники сделали фотографии облаков, которые на краткий миг сливаются в подобие человеческого лица. Они разработали скрипт, который использовал библиотеку обнаружения лиц OpenCV, и подключили к компьютеру цифровую камеру, направленную в небо. Так система выявляла и фотографировала человеческие лица в небе автоматически.

Фото 7.

Парейдолию взяли на вооружение и промышленные дизайнеры. Ааррон Уолтер в своей книге Designing for Emotion сравнивает дизайн с иерархией потребностей пирамиды Маслоу. Чтобы быть востребованным и полезным, дизайн продукта должен отвечать определённым потребностям пользователей. В верхней части пирамиды, согласно Маслоу, значится самореализация, в случае с дизайном - это эмоции и индивидуальность, которые должен нести в себе дизайн продукта. Для того чтобы подчеркнуть их, существует множество способов - одним из них может стать приём с антропоморфизацией.

Фото 8.

В 1915 году компания Coca Cola создала иконическую Contour Bottle. Эта бутылка стала быстро ассоциироваться с Мэй Вест (американской актрисой и секс-символом начала XX века)​​, потому что напоминала формы женского тела. В то время дизайн бутылок редко отличался по форме от обычного цилиндра. Очевидно, что бутылка с антропоморфными характеристиками стала более привлекательной, и многие компании в течение следующих десятилетий пытались перенять эту концепцию. До сих пор флаконы шампуней и прочих бьюти-средств имеют изгибы, напоминающие талию.

Фото 9.

Одним из самых ярких примеров антропоморфизма в дизайне являются автомобили. Ещё задолго до того, как студия Pixar представила мультфильм «Тачки», люди заприметили сходство переда машины с лицом. Лауреат Пулитцеровской премии, автомобильный критик Дэн Нейл заявил журналу Wired: «Автопроизводители очень много знают об особенности человека видеть лица в неодушевлённых предметах. Порой это играет им на руку, а иногда играет против них».

«АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ НЕ ПРОСТО ЗАДУМЫВАЮТСЯ НАД ЭТИМ, НО СОВЕРШЕННО СОЗНАТЕЛЬНО ПРИДАЮТ «ЛИЦУ» АВТОМОБИЛЯ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ХАРАКТЕР, ЗАВИСЯЩИЙ НАПРЯМУЮ ОТ АУДИТОРИИ, НА КОТОРУЮ АВТОМОБИЛЬ РАССЧИТАН. Многое зависит от того, как и насколько удачно дизайнерам удалось попасть в сердце покупателя, отображая те или иные черты характера автомобиля, но также и от известности бренда и уместности конкретной модели в общем ряду бренда; много разных неизвестных уравнения, но, несомненно, заложенный характер играет очень важную роль в успехе модели. Для молодого покупателя - это чаще агрессивные черты дерзкого хулигана, семейные автомобили - нейтральные, как типичный семьянин с небольшим лишним весом, воротилам большого бизнеса - характер уверенный, спокойный, с долей элегантности, презентабельный - копия владельца.

Фото 10.

э

Кстати, одним из известных образцов парейдолии является регион в северном полушарии Марса - Кидония (Cydonia Mensae) или «Лицо Марса». Один из выветренных холмов, который была запечатлён на фото со станции «Викинг-1», выглядел похожим на огромное каменное изваяние человекоподобного лица. И подобных примеров в космосе существует масса.

Фото 11.

Немецкая студия дизайна Onformative ведет, наверное, самый масштабный и систематический поиск таких изображений в мире. Их программа, Google Face, будет в течение нескольких месяцев искать лица на картах Google.

Google Face просканирует Землю несколько раз под разными углами. Сейчас программа уже обнаружила загадочный профиль в Магаданской области, мужчину с волосатыми ноздрями близ Эшфорда в графстве Кент и какое-то существо в горах Аляски.

Берлинцы, конечно, не первые, кто ищет лица там, где их на самом деле нет.

В прошлом году на eBay продали куриный нагет (котлетку) с портретом Джорджа Вашингтона - он ушел с молотка за 8100 долларов.

А 10 лет назад 20 000 христиан посетили Бангалор, чтобы поклониться чапати (лавашу) с изображением Иисуса Христа. Некоторые даже молились перед этим ликом.

Фото 12.

В 2011 году блоггер, который собирает фото объектов, похожих на Гитлера, запустил в Tumblr фотографию скромного дома в Свонзи (Уэльс). Скошенная крыша сооружения напоминает знаменитую челку диктатора, а двери с небольшим навесом - его характерные усы.

На этой неделе сеть американских универмагов JC Penney сорвала большой куш после того, как в соцсети Reddit кто-то заметил, что один из ее чайников похож на Гитлера. Чайники немедленно раскупили.

Фото 13.

В 2009 году семья Аллен из Истрада, что в Уэльсе, открыв баночку Мармайта (пасты из дрожжевого экстракта), увидела на крышечке вместо привычных коричневых пятен лицо Иисуса.

А американка Диана Дайсер в 1994 году, откусив кусок от тоста с сыром, узрела на нем Деву Марию. Женщина хранила недоеденный бутерброд более 10 лет, и в конце концов выставила его на eBay. Лот получил 17 млн просмотров и был продан за 28 тысяч долларов.
Разработчиков программы Google Face Седрика Кифера и Джулию Лаб также вдохновляла Парейдолия.

Фото 14.

Несмотря на то, что большинство лиц достаточно искажены и напоминают персонажей авангардистских картин, некоторые выглядят "настолько реалистично, что в их случайность трудно поверить", добавляет он.

Но почему люди видят лица в пятнах или складках рельефа?

Во-первых, благодаря эволюции, говорит доктор Нушин Гаджихани из Гарвардского университета. Люди "запрограммированы" распознавать лица с рождения, говорит она.

"Даже новорожденный реагирует на схематическое изображение лица и не реагирует на рисунки, где глаза, нос и рот расположены в неправильном порядке", - говорит ученый.

Фото 15.

Выделять из фона знакомые объекты умели еще первобытные люди, говорит Кристофер Френч из Британского психологического общества.

"У нас развился мозг, который мыслит быстро, но неточно. А потому иногда вводит нас в заблуждение, - объясняет он. - Классический пример: стоит кроманьонец, чешет в затылке и размышляет: что там в кустах шуршит - соплеменник или саблезубый тигр? В этой ситуации больше шансов на выживание у того, кто верит в саблезубого тигра и вовремя убежит. Прочие рискует попасть в хищную пасть ".

Другие эксперты считают, что Парейдолии - эффект работы нашего мозга. Он постоянно обрабатывает информацию, полученную извне, анализирует линии, формы, поверхности и цвета, говорит Джоэл Восс, невролог из Северо-западного университета.

Мозг присваивает этим изображением смысл - как правило, сопоставляя их с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Но иногда ему попадаются "неоднозначные" вещи, которые он ошибочно соотносит со знакомыми объектами. Это и есть Парейдолии.
Также ее может вызвать наше желание увидеть определенные вещи, считает нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона.

Фото 16.

"Если вы различаете лицо Иисуса на тосте, это говорит нам не о тосте, а о ваших ожиданиях и о том, как вы интерпретируете мир на основе своих ожиданий", - утверждает она.

Если же корочка на бутерброде уже сложилась для вас в профиль Девы Марии, эта картинка закрепится в сознании накрепко, говорит Брюс Гуд, автор книги "Самообман".

"Это одно из свойств иллюзий: очень трудно вернуться в первоначальное состояние и снова видеть на месте пятна пятно, а не что-то другое", - говорит он.

Но способность различить силуэт на тосте или заборе не объясняет, почему люди готовы покупать эти артефакты за немалые деньги или поклоняться им.

У некоторых парейдолия вызывает сильные эмоции - особенно, если человек склонен верить в чудеса, говорит Скотт.

Фото 17.

"Это демонстрирует, насколько мощными являются подобные иллюзии. Мы действительно хотим видеть эти лица, действительно хотим слышать эти голоса, а потому наша система восприятия сделает так, чтобы мы их увидели и услышали", - добавляет он.

Для некоторых парейдолия служит доказательством сверхъестественного, говорит Гуд. "Люди специально ищут вокруг себя подобные вещи", - утверждает он.

Сам объект также может приобрести особое значение, говорит Френч. Люди верят в его божественное происхождение, в то, что он несет на себе "божью печать" и является "счастливым", говорит он.

Но для того, чтобы положительно относиться к парейдолии, не обязательно нужно быть религиозным.
"Я не верю, что эти силуэты имеют какое-то религиозное значение, - говорит Френч. - Но они такие милые и аккуратные, согласитесь!"

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

источники