Методическое пособие описанием методическим описанием. Методические рекомендации по работе над учебным пособием

ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Кинешма 2015

Огорельцева М.Г. Методические рекомендации по составлению и оформлению учебно-методических изданий. Методическое пособие для преподавателей ФКПОУ «КТТИ» Минтруда России.

Настоящие методические рекомендации составлены в помощь преподавателям техникума для разработки учебно-методических материалов по преподаваемым дисциплинам. Рекомендации включают единые требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-методических изданий. - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 2015. - 46 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка...........................................................................................4

Типы и виды учебных изданий..............................................................................5

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям......................15

Общие требования ......................................................................................15

Требования к содержанию ..........................................................................15

Требования к структуре .............................................................................16

Требования к текстовой части ..................................................................20

Представление отдельных видов текстового материала ......................22

Библиографический список..................................................................................35

Приложения...........................................................................................................36

Пояснительная записка

Необходимость обеспечения качественной реализации государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов. Интенсивно обновляется содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Важной для преподавателей технологического техникума-интерната стала проблема учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Педагогическая практика убедительно доказывает, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если данный процесс обеспечивается комплексно.

В свете требований образовательного стандарта преподаватели техникума должны знать методические основы проектирования комплексов дидактических средств обучения, уметь разрабатывать названные комплексы и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса.

Цель данных методических рекомендаций – оказать преподавателям помощь в разработке учебно-методических материалов, которые являются необходимым условием обеспечения образовательно-воспитательного процесса в техникуме. Дать преподавателям некоторые конкретные рекомендации, советы, которые, будут полезны и в какой-то мере облегчат его нелегкие искания, предостерегут от многих типичных ошибок. Наряду с этим необходимо познакомить преподавателей с учебно-методическим обеспечением как таковым: его составом (структурным строением), содержанием (документами, техническими объектами), требованиями к их разработке.

Любая работа, проделанная преподавателем, приобретает реальное значение только тогда, когда с ее результатами получают возможность ознакомиться другие люди (преподаватели, студенты). Поэтому важным этапом деятельности является ее оформление.

Если преподаватель хочет, чтобы о его опыте узнали коллеги, он должен иметь в виду, что в данном случае он выступает в новом качестве – как автор. Авторская разработка - вещь сугубо индивидуальная, продукт творческой деятельности преподавателя, поэтому его деятельность подчиняется несколько иным закономерностям и требованиям. Необходимо объяснить коллегам четко, что изменяет его опыт в традиционной практике, какова результативность его педагогической деятельности. В чем заключаются его идеи и подходы.

Требования к оформлению методических материалов возрастают, если преподаватель намерен представить их на экспертизу. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея возможности задать лично интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому она должна быть предельно ясной и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов. Одна из задач, которая поставлена в данных методических рекомендациях, - дать преподавателям обобщенные и систематизированные представления об организации деятельности создания методических материалов.

Условием успешного использования предлагаемых рекомендаций является стремление личности к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим собой, чтобы определить свои дальнейшие перспективы.

Типы и виды учебных изданий, определяемые Министерством образования и науки РФ

Система учебных изданий

Обучающие издания

Учебник - это учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Единственная возможность стать автором учебника – получить гриф Министерства образования и науки Российской Федерации, а для этого учебник должен быть создан на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствовать федеральной составляющей дисциплины государственного образовательного стандарта специальности, определяемой дидактическими единицами стандарта.

Учебное пособие - это учебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное вышестоящим органом в качестве данного вида издания для определённой категории учебных заведений.

Для получения статуса учебного пособия работа должна пройти соответствующую экспертизу и получить гриф «Допущено» либо «Рекомендовано» к использованию в ГОУ СПО.

Учебное пособие должно соответствовать программе курса (разделу), содержать новый материал, расширяющий содержание основного учебника, отражать новые актуальные проблемы и тенденции и быть предназначено для расширения, углубления и улучшения усвоения знаний.

Отдельная лекция - учебное издание, содержащее текст одной лекции. Отражает содержание, объем и форму изложения лекции, читаемой определенным преподавателем.

Тексты лекций - учебно-теоретическое издание, полностью или частично освещающее содержание учебной дисциплины либо выходящее за рамки учебной программы. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Курс лекций - учебное издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дисциплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем.

Конспект лекций - учебное издание, в компактной форме отражающее материал всего курса, читаемого определенным преподавателем.

Учебно-методические издания

Учебно-методическое пособие - это учебно-методическое издание, содержащее систематизированные сведения научно-практического и прикладного характера, изложенные в форме доступной и удобной с методической точки зрения для самостоятельного изучения и усвоения учебной дисциплины.

Отличительной чертой учебно- методического пособия является комплексный характер подачи материала, т.е. теория в логическом сочетании с практикой.

Учебно-методическое пособие может содержать, помимо теоретического материала, методические указания, рекомендации, задачи, задания для самопроверки и самоанализа работы студента или образцы их решения и т.п.

Таким образом, если курс лекций имеет методическое сопровождение , т.е. отвечает на вопрос: «Как использовать лекции в учебном процессе?» , - то он может быть отнесён к учебно- методическим пособиям.

То же самое относится к практикуму . Если в него включены эталоны и алгоритмы решения практических задач, упражнений , способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний, то работа является учебно-методическим пособием .

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ.

Методические указания - учебно-методическое издание, содержащее общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы обучающихся (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, составление докладов и др.).

Чем отличаются методические рекомендации от методических указаний?

Термин «указания» используют в тех случаях, когда в содержании предложен определённый алгоритм действий, которому для получения результата необходимо неукоснительно следовать, т.е. это инструкция, разъясняющая характер и последовательность действий при выполнении студентами конкретной учебной задачи.

В рекомендациях чаще предлагают возможные этапы выполнения задания, описывают особенности проведения отдельных частей работы. При этом студент вправе самостоятельно определить алгоритм выполнения задания.

Виды методических указаний

    методические указания к семинарским занятиям;

    методические указания практическим занятиям;

    методические указания к лабораторным работам;

    методические указания по изучению отдельных разделов (тем) курса и т.д.

Методическая разработка - это совокупность учебных и методических материалов, определяющих содержание, порядок, методы и средства проведения занятий по теме или отдельным учебным вопросам.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям

Методическая разработка может представлять собой

    разработку конкретного урока;

    разработку серии уроков;

    разработку темы учебной дисциплины;

    разработку внеклассного мароприятия;

    разработку общей методики преподавания предметов;

    Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

Методические разработки учебных занятий или тем курса чётко структурированы и в них отражены все компоненты учебного процесса.

Методические разработки уроков (занятий) - разновидность учебно-методического издания в помощь преподавателю, мастеру п/о, в систематизированном виде отражающая содержание и ход урока, занятия. Среди методических разработок уроков (занятий) различают планы уроков (занятий), и конспекты уроков (занятий).

План урока(занятия) - логически упорядоченный перечень вопросов, подлежащих изучению на уроке, лаконично отражающая последовательность изложения материала и ход урока. Важнейшее требование к плану урока - точность, содержательная лаконичность, т.е. возможность в минимальном объеме текста максимально полно и точно отражать содержание и ход урока.

Конспект урока(занятия) - совокупность плана и краткой письменной записи содержания и последовательности этапов урока, имеющая авторский, индивидуализированный характер. Предназначен для последующего восстановления учебной информации с различной степенью полноты в ходе урока. Характеризуется многоадресностью: преподаватели, мастера п/о, администрация и/или представители органов управления образованием. В отличие от плана занятия план-конспект или конспект занятия содержит не только перечень рассматриваемых на занятии вопросов и этапов занятия, но и фрагменты речи преподавателя или полный текст нового материала.

Методические разработки, обобщающие педагогический опыт.

Это наиболее сложный вид методических разработок, требующий опыта научно-исследовательской деятельности, творческого подхода к созданию и оформлению.

Основными признаками передового педагогического опыта являются:

    высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным критериям среднего профессионального образования;

    профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах своей профессиональной деятельности;

    умение анализировать процесс и результат профессионально-педагогического труда;

    самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой;

    рационализаторский подход к делу;

    коррекция в организации труда преподавателя;

    оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени преподавателей и студентов);

    устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование;

    возможность повторения и творческого использования другими преподавателями;

    перспективность опыта;

    научная обоснованность опыта (научное истолкование педагогических явлений).

Для оформления методической разработки по обобщению педагогического опыта необходимо этот опыт изучить.

В изучении и обобщении передового педагогического опыта выделяют несколько этапов.

Первый этап - обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы преподавателя или педагогического коллектива, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности - с другой. Это противоречие осознаётся, осмысливается, формулируется проблема в терминах, понятиях и категориях педагогической науки.

Второй этап - выявление находок, новинок в работе отдельных преподавателей или целых коллективов, имеющих определённые достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

Третий этап - составление развёрнутой программы изучения и обобщения опыта. Для этого формулируется тема и цель, уточняется объект, предмет изучения и обобщения. Намечаются и конкретизируются методы исследования, т.е. определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами. Устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов. Разрабатываются диагностические методики, позволяющие осуществить сбор и анализ информации о педагогическом опыте.

На четвёртом этапе проводится работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала (на основе программы). Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, определить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту.

На пятом этапе описанный опыт осмысливается: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи, характер зависимости между ними, определяется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

Шестой этап - оформление методической разработки. Структура такой разработки не может быть жёстко регламентирована. Однако в ней целесообразно отразить следующие компоненты:

    1. Пояснительная записка (обосновывает причины, по которым автор предлагает организовывать процесс обучения тем или иным образом, характеризует условия создания разработки, определяет область её применения).

      Основная часть (содержание может включать в себя несколько разделов и должно отвечать на вопросы: Что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный результат? Каковы условия применения разработки?).

      Литература.

      Приложения.

Вспомогательные издания

Практикумы - издания, предназначенные для закрепления пройденного материала и проверки знаний различными методами. Содержат практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала и формированию необходимых компетенций.

Практикумы направлены:

    На закрепление знаний и умений

    На формирование навыков практической работы

    На овладение формами и методами познания

    Отражают основные аспекты учебного курса с более детальным рассмотрением и закреплением

    Могут состоять из:

    Вопросов и заданий

    Дополнительных методических указаний к их выполнению

    Разъяснений наиболее сложных вопросов

К практикумам относятся:

    сборник задач (упражнений);

    лабораторный практикум;

    сборник планов семинарских занятий;

    сборник контрольных заданий (тестов) и др.

Рабочая тетрадь - это методическая разработка для самостоятельной (аудиторной или внеаудиторной) работы студентов, позволяющая обобщать, закреплять и систематизировать знания по дисциплине, вырабатывать навыки применения приобретённых знаний, проверять результаты своей работы с установкой на обязательный отчёт.

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

    содержанием изучаемой дисциплины, степенью её сложности;

    характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

    исходным уровнем подготовленности аудитории;

    возрастными особенностями слушателей;

    условиями обучения;

    творческими способностями преподавателя.

Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) и один факультативный.

Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предлагается излагать вербальным способом.

Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий немые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного. Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования, позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает аккуратность и эстетические качества.

Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

    совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

    развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

    воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определённой порции известной информации, до заданий, устанавливающих межпредметные связи, или заданий, требующих умения сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами:

    изобрази схематично...

    сделай соответствующие обозначения...

    воспроизведи схемы...

    обозначь основные элементы...

    выдели отличительные особенности...

Четвёртый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определённой рабочей программой дисциплины.

Предлагаемая в этой части рабочей тетради информация может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Распределение заданий в тетради по принципу «от простого к сложному» позволяет студенту определить свой уровень усвоения знаний и умений.

Если после первого этапа самостоятельной работы с тетрадью студент узнаёт, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь - определённо к сильным.

Рабочая тетрадь - тот помощник, который даёт студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

Раздаточный дидактический материал имеет методическую ценность, если преподаватель подходит к его созданию системно, оформляя методические рекомендации по его использованию в образовательном процессе.

Требования, предъявляемые к учебно-методическим изданиям

Общие требования

1. Учебно-методические издания должны иметь актуальную направленность:

    содержать элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учётом достижений современной педагогической науки;

    обеспечивать связь изучаемого материала с современной педагогической наукой;

    удовлетворять требованиям образовательных стандартов.

2. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и чётко.

3. Язык методической разработки должен быть лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу

4. Учебно-методические издания должны быть рассмотрены цикловой методической комиссией и утверждены заместителем директора по учебной работе и рекомендованы преподавателям для использования.

Требования к содержанию

    Содержание учебно-методического издания должно четко соответствовать теме и цели.

    Содержание учебно-методического издания должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

    Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

    Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

    Учебно-методическое издание должно учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса, ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

    Учебно-методическое издание должно раскрывать вопрос «Как учить».

    Учебно-методическое издание должно содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, разноуровневые задания и т.д.).

    К учебно-методическому изданию может быть приложена мультимедиа презентация.

Презентация должна отражать:

    актуальность выбранной темы;

    соответствие содержания презентации теме учебно-методического издания;

    соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

    правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

    иллюстрационный материал презентации;

    читаемость и дизайн текста;

    цветовое решение презентации;

    оптимальность количества слайдов;

    эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к учебно-методическому изданию в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах техникума.

Требования к структуре

Общая структура:

1. Обложка

2. Титульный лист

3. Оборотная сторона титульного листа

4. Содержание

5. Перечень условных обозначений (при необходимости);

6. Введение

7. Основная часть, разбитая на главы (при необходимости – на пункты и

подпункты)

8. Заключение 

9. Словарь /если требуется/

10. Библиографический список

11. Список электронных ресурсов

12. Приложение

Обложка не является обязательным элементом.

Титульный лист является первой страницей издания, заполняется по строго определенным правилам и включает в себя:

    полное наименование образовательного учреждения - в верхней части;

    название темы, вид материала (методическая разработка, описание опыта, программа и др.) - в средней части;

    место и год описания работы – в нижней части

Заглавие отражает объект учебно-методического издания (наименование). Название печатается прописными (заглавными буквами).

Подзаголовок – это вид документа или вид издания. Печатается строчными буквами, кроме первой прописной. Допускается сначала указывать вид документа (методические указания, учебно-методическое пособие, методическая разработка или другие), а затем учебную дисциплину или курс, которому она принадлежит. Также могут приводиться и другие необходимые, по мнению автора, данные.

Обратная сторона титульного листа по порядку содержит: фамилию, и инициалы автора(ов), название работы, место издания, год издания, количество страниц.

Ниже приводится краткое содержание работы (аннотация), состоящее из трех-пяти предложений, где указывается, какой проблеме посвящается учебно-методическое издание, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезно. Далее указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии. Также ниже приводится фамилия и инициалы рецензента(ов) (если есть рецензия).

Пример оформления титульного листа и обратной стороны титульного листа приведены в Приложении 1 .

После титульного листа помещается содержание.

Содержание

Понятие «СОДЕРЖАНИЕ» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Содержание включает также перечень приложений.

Оглавление может быть помещено вначале учебно-методического издания – после титульного листа, или в конце учебно-методического издания– после списка литературы. ( Приложение 2 ).

Введение (предисловие, пояснительная записка - не более 0,1% от объема разработки).

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1) актуальность и значимость данного учебно-методического издания;

2) степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3) учебно-практическая или научная ценность;

4) объяснение того, какое место занимает данное издание (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5) особое внимание во введении уделяется учебной цели работы, то есть объяснению того, какие знания, умения, навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемым учебно-методическим изданием.

Во введении также может быть в кратком виде представлена логическая структура учебно-методического издания или общий принцип работы с ним.

Основная часть.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть учебно-методического издания.

Заключение (1-2 страницы) учебно-методического издания представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов.

Словарь (если требуется) - указываются специальные слова (характерные какому- либо виду деятельности) и их значение, которые автор использует при написании учебно-методического издания, с целью разъяснения их значения читателям.

Библиографический список составляет одну из существенных частей и отражает самостоятельную творческую работу автора. В нём указывается весь перечень литературы (печатные, периодические), используемый автором для написания учебно-методического издания. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники.

Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению 3.

Список электронных ресурсов - указывается перечень электронных источников (Интернет - адреса, виде, аудио диски, электронные энциклопедии и т.д.).

Приложение (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения материала. Приложения оформляются на отдельных листах.

Рецензия

Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются заместителем директора по учебной работе техникума. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями техникумов, колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды учебно-методических изданий в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями техникума.

Рецензия должна содержать: наименование темы и автора учебно-методического издания; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в рецензируемой работе; обязательную характеристику содержания с точки зрения его актуальности; перечень положительных сторон и основных недостатков, оценка реальной значимости учебно-методического издания; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или обучающихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензия прилагается к учебно-методическому изданию.

Требования к текстовой части

    Текст работы выполняется на ПК.

    Все страницы текста должны соответствовать единому формату А4 или А5. Объём учебно-методического издания должен превышать 15 листов.

    Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: формат А4 - левое - 3,0 см, правое - 1,5 см, верхнее - 2,0 см, нижнее – 2,0 см в текстовом редакторе Word шрифтом №12 Times New Roman , межстрочным интервалом 1,15 или 1,5, выравнивание по ширине страницы.

    Нумерация страниц: страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту; титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвёртой) странице.

    Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1.1., 1.1.1. и т.д.

    Введение, главы основной части, заключение, список литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

    Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов не допускаются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, параграфы, пункты, подпункты) должны быть однотипными.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

    ставятся точки после заголовков, названий таблиц и приложений;

    формат А3 может быть использован только при оформлении приложений.

Оформление приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать:

    материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера;

    характеристики материалов и инструментов, применяемых при выполнении работы;

    анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы);

    протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки и т.д.;

    таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений

    Приложения помещают в конце методической разработки.

    Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.

    Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией.

    Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится.

    Приложения должны иметь общую с остальной частью учебно-методического издания сквозную нумерацию страниц.

    На все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки.

    В приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: ______________________________________________________

код и название дисциплины

Рассмотрено на заседании ЦМК

___________________________

название комиссии

Председатель ЦМК:

_______ / __________________ /

подпись ФИО

Разработал преподаватель:

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

На заседании ЦМК ___________________________

Протокол №_____ от «___»_______________20__ г.

Председатель ЦМК ________ / ФИО /

ФИО автора. «Название работы». Методическая разработка открытого урока по дисциплине « »

Аннотация (3-4 предложения)

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский технологический техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Методическая разработка классного часа

Разработал классный

руководитель группы ____

__________________________

ФИО

Кинешма 20__ .

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА

РАССМОТРЕНО

Заместитель директора по ВР

_______ / ________________ /

«____»_______________20__ г.

Аннотация (3-4 предложения)

.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... - г. Кинешма, ФКПОУ "КТТИ" Минтруда России, 20__ .

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ

Приложение................................................................................................................

Приложение 3

Примеры оформления источников

Иоффе, И.Л. Проектирование процессов и аппаратов химической технологии: учебник для ССУЗов/ И.Л. Иоффе. – Л.: Химия, 1991. – 352 с.

Баранов, Д.А. Процессы и аппараты: учебник для ССУЗов/ Д.А. Баранов, А.М. Кутепов. – 2-е изд., стереотип. – М. A CADEMIA , 2005. – 304 с.

Скобли, А.И. Процессы и аппараты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности: учебник для ВУЗов / А.И. Скобло, И.А. Трегубова, Ю.К. Молоканов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1982. – 584 с.

Монтаж технологического оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов: уч. пособие для техникумов/ И.С. Гольденберг, Л.Я. Бызер, В.М. Ашмян и др. – М.: Химия, 1967. – 380 с.

Под редакцией

Расчет и конструирование машин и аппаратов химических производств. Примеры и задачи: уч. пособие для ВТУЗов/ Под общ. ред. М.Ф. Михалёва. – Л.: Машиностроение; Ленинградское отд., 1984. –

302 с.

Многотомное издание

Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3 т./ В.И. Анурьев; под ред. И.Н. Жестковой. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001.

Отдельный том в многотомном издании

Нефтяное оборудование. В 6 т. Т.4. Оборудование и аппаратура для переработки нефти: каталог-справочник / Ред тома Д.Д. Абакумовский, Ф.П. Смуров. – М.: Гос. научно-техн. изд-во нефтяной и горно-топливной лит-ры, 1959. – 294 с.

Сборник статей

Совершенствование методов гидравлических расчетов водопропускных и очистных сооружений: межвузовский научный сборник/Отв. ред Л.И. Высоцкий. – Саратов: СГТУ, 2002. – 98 с.

Стандарт. Под заголовком

СТБ 5.3.-2003. Национальная система сертификации Республики Беларусь. Порядок проведения сертификации услуг химической чистки и крашения. – Введ. 01.11.03. – Минск: БелГИСС; Госстандарт Беларуси, 2003 – 20 с.

Сборник стандартов

Система стандартов безопасности труда. – М.: Изд-во стандартов, 2002. – 102 с. – (Межгосударственные стандарты). – Содерж.: 16 док.

Правила

Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением: утв. Госгортехнадзором СССР 27.11.87: обязат. для всех м-в, ведомств, предприятий и орг. – М.: Металлургия, 1989. – 154 с. – В надзаг.: Гос. комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в пр-ти и горному надзору (Госгортехнадзор СССР).

Статья из журнала

Макаров, В.М. Новые машины и аппараты. Исследования. Расчеты [Текст]/ В.М. Макаров// Химическое и нефтяное машиностроение. – 1992. - № 12. – С. 2 – 5.

Статья из газеты

Белый, С. Электроэнергетика Беларуси: настоящее и будущее / С. Белый // Рэспуб ліка. – 2005. - № 126. – с.6.

Тезисы докладов и материалы конференций

Современные методы проектирования машин. Расчет, конструирование и технология изготовления: сборник трудов первой Международной конференции, Минск, 11-13 декабря 2002 г. / Под общ. ред. П.А. Витязя. – Минск: Технопринт, 2002. – 123 с.

Цель доклада – обмен опытом работы над учебным изданием, формирование умений работы над учебным изданием, повышение профессиональной компетенции педагогов.

Классификация учебных и методических изданий

Учебные издания:

    Учебник

    содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;

    официально утвержден;

    предназначен для студентов.

Учебное пособие

    частично или полностью дополняет учебник;

    официально утверждено;

    предназначено для студентов.

Учебно-методическое пособие:

    содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

    предназначено для преподавателей.

Практикум:

    сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;

    предназначен для студентов.

Пособие учебное:

    словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.

    предназначено для студентов.

Методические издания:

1.Методическая разработка:

    содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению лучшего опыта;

    планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

    предназначена для преподавателей.

2. Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь преподавателю в его повседневной работе. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально. В методических пособиях систематизируется практический материал собственной работы и работы коллег по профессии.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Ясность структуры.

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Составляя методическое пособие, необходимо разобраться в материале.

Последовательность действий следующая:

    Изучить существующую литературу, примеры, практическое применение.

    Написать тестовые примеры использования рассматриваемой технологии.

3.Составить план методического пособия.

4. Разработать полные примеры, которые будут поддерживать изложение.

5. Разработать текст методического пособия.

6. Снабдить пособие необходимыми иллюстрациями.

7. Разработать контрольные вопросы и варианты задач.

8. Сформировать список использованной и рекомендованной литературы.

Разрабатывая пособие, необходимо его писать «как бы для себя, но только что знакомящегося с темой». То есть пишите такое пособие, получив которое в руки до знакомства с темой, вы легко бы поняли и освоили материал. Основной акцент необходимо делать на простоте изложения материала и подкреплении его практическими примерами. Больше пояснений и примеров. Выясните, какие практические проблемы возникают при использовании или освоении технологии и обязательно расскажите, как их решать. В пособии рекомендуется использовать иллюстрации – диаграммы, рисунки с пояснениями, снимки с экрана. Использовать их стоит лишь в том случае, когда они, действительно, упрощают понимание материала. Не стоит добавлять иллюстрации, когда из текста вполне ясен излагаемый материал.

Структура методического пособия

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста.

Функция данного раздела состоит в том, чтобы обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, раскрыть логику изложения, аргументировать подход к выходу из проблемной ситуации в педагогическом процессе и пр. По сути, это введение в основную часть, поэтому здесь надо четко сказать о ее ключевых моментах, более подробно изложить аргументацию главных позиций автора. Итак, задача введения– объяснить и обосновать.

Во введении должны быть показаны:

1. актуальность и значимость данной методической разработки;

2. степень разработанности данной проблемы в научно-педагогической и методической литературе;

3. учебно-практическая или научная ценность;

4. объяснение того, какое место занимает данная методическая разработка (предлагаемая цель и задачи) в данном курсе обучения и системе профессиональной подготовки;

5. особое внимание во введение уделяется учебной цели работы, то есть объяснение того какие знания, умения, навыки должны быть приобретены пользователем в результате работы с предлагаемой методической разработкой.

В ведении также может быть в кратком виде представлена логическая структура методической разработки или общий принцип работы с ней.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Например:

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Заключение методической разработки представляет собой не просто перечень полученных результатов, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение проблемы. Заключение не должно подменять механическим суммированием выводов.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке приводится наименование вышестоящей организации и наименование учреждения, для методических указаний - № протокола и дата проведения заседания методического совета на котором они утверждены; заглавие (название) работы; вид учебной литературы (учебное пособие, методические указания, методические разработки, методические рекомендации, инструкции к лабораторным и практическим занятиям, программа и т.п., с указанием, для кого предназначено данное издание – отделение, курс), по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе.

Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

Указывается, чему посвящено данное пособие;

Предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

Возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Данные о рассмотрении рукописи на заседании цикловой комиссии (№ протокола, дата рассмотрения); рецензенты работы (указывается ученая степень, звание, должность, место работы, ФИО).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Оглавление может быть помещено вначале методической разработки – после титульного листа, или в конце методической разработки – после списка литературы.

Технические требования к оформлению методического издания

    Требования к оформлению текста:

    Формат А 4.

    Ориентация – книжная.

    Поля постоянные: Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см. Левое поле – 3 см. Правое поле – 1,5 см.

    Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию, список литературы не нумеруется.

    Шрифт – Times New Roman . Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается

    Высота шрифта – 12 (14) пунктов;

    Красная строка. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27.

    Междустрочный интервал – одинарный.

    Выравнивание текста – по ширине.

    Исключить переносы в словах.

    Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

    Расстояние между текстом и последующим текстом равно трем интервалом.

    Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

    Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

    Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. Посередине страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают заглавной буквой русского алфавита, например «Приложение А».

Порядок и последовательность подготовки издания к публикации

Экспертиза подготовленной к печати рукописи учебного пособия, методических указаний, начинается с рассмотрения на заседании цикловой комиссии. Работа с положительными рецензиями обсуждается на заседании методического совета колледжа, выносится решение и оформляется выписка из протокола заседания. Далее работа с выпиской из протокола заседания представляется в областной методический кабинет.

Памятка

по рецензированию методического материала

Как указывается в словарях понятие «рецензия» -

1) статья, целью которой является критический обзор какого-либо научного или художественного произведения;

2) отзыв на научную работу или какое-либо произведение перед публикацией, защитой.

Освещает содержание рецензируемого документа и дает критическую оценку, как отдельным документам, так и рецензируемому документу в целом.

В рецензии на методический материал важно указать следующие моменты:

1. актуальность работы;

2. научная достоверность содержания;

3. доходность языка и качество стиля;

4. оригинальность преподнесения материала;

5. логичность изложения материала;

6. практическая значимость содержания;

7. широта использования данных материалов;

8. соответствие формы изложения и содержания той категории читателей, к которой данное пособие адресовано

9. возможность широкого распространения.

В конце рецензии необходимо указать дату, фамилию, имя отчество, должность и роспись рецензента.

Инструкция

Изучите существующие материалы по теме . Ознакомьтесь с основополагающими научными трудами по предмету и последними исследовательскими данными. В качестве источников выбирайте не только привычные книги, но и солидные сетевые ресурсы, и тематические каналы ТВ, материалы научных и симпозиумов, желательно, государственного и международного уровня. Это придает методическому пособию необходимый научный вес.

Одной теории для создания методических пособий недостаточно. Наилучшим будет самостоятельное прохождение всех этапов, в соответствии с рекомендациями вашего же пособия . Это не только покажет его жизнеспособность, но и может вскрыть некоторые неточности и недоработки. Тогда необходимо будет внести корректировки в рабочий материал.

Составьте план будущего пособия . Отразите в нём самое главное в виде тезисов и коротких замечаний. Этот план- в дальнейшем послужит основой для конечного текста и позволит вам легко изменять конструкцию пособия для достижения наилучшего результата.

Разработайте контрольные вопросы по теме «методички» и варианты решения рассматриваемых в ней задач и проблем. Дополните текст методического пособия иллюстрациями, диаграммами и фото. Приведите конкретные грамотного использования изложенной методики.

Не забудьте указать в конце работы использованной литературы, а также ваши рекомендации по учебным и научным материалам, изучение которых поможет в освоении данного предмета.

В соответствии с принятыми образовательными стандартами, под методическим пособием обычно понимается издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее части или раздела).

Инструкция

Методическое пособие разрабатывается, в отличие от методических указаний, не для студентов, а . Для того ваше будущее пособие было утверждено научно-методическим отделом вуза, необходимо, чтобы ваши разработки не противоречили методике как науке и были подкреплены положительными результатами в течение многих лет.

Составьте план пособия. Для этого необходимо определиться с целями и задачами издания. Они должны быть сформулированы предельно четко и ясно, и основываться только на серьезной долговременной педагогической и научной работе.

Соберите все имеющиеся у вас методические материалы за последние несколько лет. Распределите их по степени значимости для концепции пособия. Проведите анализ материалов с точки вашей педагогической работы.

Изучите всю необходимую литературу. Сделайте выписки, однако впоследствии, при создании текста пособия, постарайтесь избегать излишних цитат в основной части (во введении это, напротив, желательно).

Видео по теме

Источники:

  • разработка методического пособия в 2019

Методическое пособие – это печатная брошюра, которая содержит подробные методические рекомендации для студентов по изучению определенного учебного курса. Книжка является результатом обработки общей информации по теме, а также собственного опыта в данной области.

Вам понадобится

  • - литература по теме;
  • - собственный опыт.

Инструкция

Цель методического пособия – закрепление материала предмета по мере прохождения тем. Любое методическое пособие должно включать в себя следующие разделы: введение, теоретическую часть, практическую часть и дидактическую часть.

Сформулируйте в введении цель написания пособия, укажите потенциальную читательскую аудиторию, которой это может быть интересно и полезно, а также результаты, которых можно достигнуть, применив в нем методики.

Составьте план методического пособия в виде короткого изложения основных разделов. Можно ограничиться двумя-тремя предложениями по каждой теме и несколькими основными формулами, если пособие создается по технической дисциплине. Это план будущей теоретической части.

Теоретическая часть должна содержать научные теоретические материалы по тематике, которые должны быть структурированы и поданы в максимально краткой форме. Дайте ссылки к другим работам или учебникам.

Приведите задачи или , к которому пришли сами. Эта часть пособия является практической, подкрепляющей теоретический раздел. Собственный опыт поможет найти подводные камни, неточности, которые можно исправить и дать рекомендации, как их избежать. Выделите дидактическую часть, представьте в ней вспомогательные рисунки, графики или схемы, иллюстрирующие основной материал.

Методическое пособие – серьезный научный труд, дающий конкретные рекомендации читателям в той или иной области. Поэтому, чтобы избежать неточностей или ошибок, используйте при написании несколько источников информации, включая труды признанных специалистов. Используемую литературу обязательно укажите в конце пособия, для удобства разделите на подтемы. Сюда же вынесите нормативных документов, если таковые требуются.

Видео по теме


Целью методических рекомендаций является использование наиболее эффективных и рациональных вариантов и образцов действий, которые к конкретному мероприятию и виду деятельности. Таким образом, рекомендации такого типа позволяют проводить на должном уровне уроки и внеклассные занятия.

Методические рекомендации подразумевают составление подробных инструкций по ведению учебных тетрадей. Также они уточняют порядок проверки письменных работ учителем - критерии оценок, которые выставляет педагог, правила записей в классном журнале.

В методических рекомендациях содержится конкретный материал, который касается самого процесса ведения занятий. Благодаря учебной программе можно провести то количество занятий, которой отведено для конкретной темы, так, чтобы она была полностью раскрыта и усвоена учащимися.

Кроме того, методические рекомендации позволяют планировать домашние задания. Некоторые составляют рекомендации так, чтобы они содержали подробные планы проведения уроков. Это большая помощь педагогам, особенно тем, которые только начали работать по своей специальности.

Методические рекомендации позволяют планировать индивидуальные занятия. Их нужно разрабатывать с учетом способностей ученика. Возможно, что знакомство с учащимися побудит педагога составить для каждого из них индивидуальные занятия, в чем как раз помогут методические рекомендации. Поэтому можно сказать, что они являются фундаментом, на котором строится «здание урока». Его « » должна быть неповторима и индивидуальна, что позволит сделать процесс обучения по-настоящему эффективным. Это, несомненно, скажется на развитии учащихся.

Чтобы образовательный процесс был структурированным и полностью обеспеченным всеми необходимыми материалами, преподаватели и учителя готовят различные специфические документы. В данной статье хочется рассказать о том, как написать методическую разработку, что это такое и зачем вообще нужно это делать.

Терминология

Изначально надо понять, о чем же именно будет идти сейчас речь. Первый вопрос, который может возникнуть у каждого: "Что такое методическая разработка?" Итак, пособие. В нем описываются различные методы и элементы которые могут пригодиться для проведения урока или внеклассного занятия. Важные моменты:

  1. Подготавливать методическую разработку можно применительно к одному только уроку, теме или же целому курсу полностью.
  2. Данный документ может быть как индивидуальным, так и подготавливаться целой командой специалистов, то есть быть коллективным.

Главная же цель методической разработки - педагогическо-профессиональное совершенствование учителя при подготовке уроков или курсов.

Важные моменты

  • Общий объем документа (так называемый «чистый текст») должен составлять не менее 16 листов информации, набранной на компьютере. И это не считая титульного листа и списка литературы.
  • Также надо помнить, что поля должны быть: 3 см - слева, по 2 см - сверху, снизу и справа.
  • Номер страницы ставится по центру снизу. Сам же символ должен быть арабским (то есть «1», «2», «3» и т. д.).
  • Шрифт обязательно Times New Roman, размер 14-й, одинарный. Если в работе есть таблицы, шрифт текста, написанного в них, - Times New Roman, 12-й.
  • Выравнивание текста должно быть по ширине страницы.
  • Красная строка отступается на пять знаков.
  • Все заголовки выделяются полужирным шрифтом (Times New Roman, размер 14-й), предпочтительно их размещение по центру страницы.

При этом важно помнить, что все иллюстрации должны обозначаться термином «Рисунок» или «Рис.», все они нумеруются по порядку. Основная часть может быть разделена на разделы, подразделы.

Главные правила создания методической разработки

Стоит сказать, что методическая разработка проще, чем кажется на первый взгляд. Ведь сделать ее совершенно не трудно, если человек свободно ориентируется в материале. Ведь в этом документе его нужно всего лишь грамотно структурировать и преподнести в удобном для чтения и использования виде. При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил:

  1. Содержание работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике.
  2. Суть создания методической разработки - подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине.
  3. Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов.
  4. Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию.
  5. Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт.
  6. В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.

Просматривая варианты того, как написать методическую разработку, стоит помнить главное: все написанное должно соответствовать действительности. Так, не нужно описывать тот или иной метод обучения, если нет возможности его материально-технического обеспечения. И главное - методическая разработка должна ответить на вопросы: «Как научить? Как сделать так, чтобы ученик наилучшим образом усвоил предложенный учителем материал?»

Кратко о структуре

Рассматривая рекомендации по написанию и оформлению методических разработок, нужно также помнить и о том, что подача материала должна быть структурированной. Так, очень важно помнить, что любая серьезная работа должна состоять из следующих элементов (и методическая разработка не исключение):

  • Титульный лист.
  • Аннотация.
  • Содержание.
  • Вводная часть, или введение.
  • Основная часть, где будет изложен весь материал.
  • Заключение (можно вместе с выводами).
  • Список использованной в работе литературы.
  • Если есть необходимость, могут присутствовать в работе приложения.

Титульный лист

Теперь же стоит разобраться, как правильно оформлять все вышеперечисленные части методической разработки. Итак, начинается документ с титульного листа. Он оформляется следующим образом:

  1. Сверху пишется наименование учреждения, куда данный документ подается (название указывается в соответствии с выданной лицензией).
  2. В центре листа пишется название самой работы.
  3. Немного ниже от названия, по правой стороне, надо указать следующие сведения об авторе: место работы, занимаемая должность, а также ФИО.
  4. В центре в самом низу надо указать город и год, то есть где и когда данная методическая разработка была создана.

Важно отметить, что к оформлению названия работы строгих требований нет. Так, тут можно поэкспериментировать с различными особенностями оформления (однако в рамках дозволенного, ведь методическая разработка - это официальный документ).

Аннотация

Просматриваем далее рекомендации к оформлению методической разработки. На данном этапе важно рассказать о том, что же такое аннотация и как ее нужно правильно оформлять. Ведь нередко люди боятся этого слова и теряются, если нужно составить аннотацию. Так, это всего лишь краткое объяснение того, что будет изложено далее в документе. Тут важно помнить, что нужно указать в таком случае:

  • Главное - рассказать о той проблеме или особенности, которой посвящена разрабатываемая методика.
  • Нужно высветлить те вопросы, на которые можно будет найти ответ в тексте ниже.
  • Также указываются потенциальные пользователи данной разработки.

Сама же аннотация не должна быть большой. Достаточно будет 10 предложений, где и нужно изложить всю суть.

Введение

Идем далее, разбираясь в том, как написать методическую разработку. После следует оглавление, и написать его не составит труда. Следующее в списке - введение. Вот это очень важный раздел всей работы, где также надо кратко и доступно рассказать о том, в чем же особенность данного труда.

  1. Изначально излагается новизна этой работы, ее уникальность и обязательно актуальность. Тут нужно рассказать, чем руководствовался автор при выборе данной тематики, чем она особенна.
  2. Далее надо описать цель работы.
  3. Следующий важнейший пункт - условия применения этой работы, то есть надо рассказать, когда и в каких случаях изложенные в документе рекомендации могут применяться.
  4. Также можно указать возможные сложности, риски.

Объем введения не должен превышать 2 страниц текста, набранного на компьютере.

Основная часть

Продолжаем говорить о том, как написать методическую разработку раздела ООП (то есть основной образовательной программы) или же просто самостоятельную работу (независимо от иных образовательных документов). Так, пришло время понять, как же надо оформлять основную часть работы. Именно тут и происходит изложение всего того материала, который подготовил педагог.

  • Важно раскрыть специфику методической разработки.
  • Также надо придерживаться существующих требований с учетом специфики дисциплины.
  • Важно логически подавать материал, чтобы замысел автора был максимально понятен.

Заключение

Это последняя основная часть работы. Именно тут делаются определенные выводы, могут подаваться также рекомендации. В данном разделе важно рассказать о том, где и как будет приводиться в действие все изложенное в этой методической разработке. Объем этого текста - до одной страницы.

Все остальное, о чем не было упомянуто

Список литературы оформляется в алфавитном порядке, сначала подаются все нормативные документы. Тут также можно указывать ссылки на интернет-источники (в самом конце списка).

Если в работе есть приложения, они подаются после списка литературы. Каждое отдельно взятое приложение нумеруется арабской цифрой, ему присваивается имя («Приложение 1», «Приложение 2» и т. д.).

Чаще всего также надо будет написать рецензию на методическую разработку. Так, они бывают двух видов:

  • Внутренние.
  • Внешние.

В первом случае рецензия пишется работником того же заведения, где работает педагог, во втором - специалистом иного образовательного учреждения, однако всегда в соответствии с профилем и спецификой самой методической разработки.

Часто у исследователей занятых научной работой и преподавателей возникает потребность в публикации учебного издания. Данный вид изданий имеет ряд особенностей, по сравнению с подготовкой научной . Об этих особенностях и требованиях предъявляемых к учебным изданиям ведущими Учебно-методическими объединениями и пойдет речь ниже.

Начнем с определения понятия «учебное издание». Согласно ГОСТ 7.60-2003 учебное издание - это «Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения».

Этот же ГОСТ выделяет следующие виды учебных изданий:

Учебные издания:

  • учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  • учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.
  • учебное наглядное пособие: Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
  • рабочая тетрадь: Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • самоучитель: Учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.
  • хрестоматия: Учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.
  • практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.
  • задачник: Практикум, содержащий учебные задачи.
  • учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части.
  • учебный комплект: Набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание.

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. читаем «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине. Название учебника должно соответствовать наименованию дисциплины федеральной компоненты ГОС ВПО.

Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме».

Таким образом, первая особенность учебного издания – это требования соответствия названия и содержания учебника наименованию дисциплины федеральной компоненты ФГОС ВПО (портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования — http://fgosvo.ru и портал «Российское образование» — http://www.edu.ru/)

Второй особенностью учебного издания, по сравнению с монографией является наличие методического аппарата , который может включать:

  • вопросы к каждому параграфу учебника, отражающие его структуру и позволяющие закрепить прочитанный материал;
  • задания к семинарскому занятию;
  • задания для самостоятельной работы дома;
  • разбор конкретных ситуаций на примерах из практики;
  • различные виды тестов;
  • задание по поиску (подбору) и обзору литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;
  • задание для выполнения домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и выдаваемых на практических занятиях;
  • задание для подготовки к контрольной работе и аттестациям;
  • темы рефератов (эссе, докладов, научных статей) по заданной проблеме и т.д.

Методический аппарат может быт рассчитан как на студентов, так и на помощь преподавателю в проведение занятий.

Также учебное издание может быт дополнено различными справочными материалами – словарем, глоссарием, нормативными актами, образцами и примерами документов и т.д.

Следующая особенность учебного издания, это требования к его содержанию. Если монография в обязательном порядке должна содержать определенную новизну и результаты авторских исследований, то учебное издание может представлять собой компиляцию различных источников. Учебник должен содержать основную информацию по дисциплине. Также учебное издание должно обладать таким качеством как наглядность. Текст должен сопровождаться схемами, рисунками и фотографиями, облегчающими восприятие материала, но не повторяющими его.

Структура учебного издания может быть такой:

Введение или/и предисловие. Учебное издание может включать и введение, и предисловие, или, только введение, как чаще всего и бывает. Введение должно включать цели изучения дисциплины и учебную информацию, по содержанию и объему дисциплины необходимую и достаточную для реализации требований конкретного государственного образовательного стандарта (учитываются часы и цели изучения дисциплины). Также модно указать компетенции на приобретение, которых направлено изучение дисциплины и т.д.

Предисловие (согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это сопроводительная статья, помещаемая в начале издания, в которой поясняются цели и особенности содержания и построения произведения. В нём может быть изложено краткое содержание каждой главы.

Введение (опять же согласно ГОСТ 7.0.3-2006) – это структурная часть основного текста издания, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения.

Согласно того же ГОСТа, на который мы уже неоднократно ссылались, самая крупная часть текста — это раздел. Он делится на главы, которые в свою очередь подразделяются на параграфы (§).

Обязательной составной частью учебного издания является список использованной литературы и других источников.

Автору, написавшему достойный учебник, как правило, хочется получить гриф учебно-методического объединения о том, что данное учебное издание допущено (или Рекомендовано) УМО в качестве учебника (электронного учебника) или учебного пособия (электронного учебного пособия) для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) подготовки ВПО. Соблюдая рекомендуемые нами правила подготовки учебных изданий Вы легко справитесь с этой задачей!

В заключение дадим несколько советов, на что следует обратить внимание, что бы свести к минимуму поправки, вносимые в текст редакторами и корректорами.

2. Необходимо проверить нумерацию всех рисунков, таблиц и формул по тексту. Сличить есть ли ссылка на КАЖДЫЙ рисунок или таблицу в тексте, и присутствуют ли в рукописи рисунки и таблицы на которые есть ссылки в тексте.

3. Список литературы – если список объемный и включает источники разного типа, его лучше разбить на разделы.

4. Расшифровывайте все аббревиатуры при первом использовании. Не перегружайте текст аббревиатурами, особенно состоящими из двух букв. Это затрудняет восприятие текста читателями. Не употребляйте аббревиатуры в заголовках.

5. Избегайте слишком многократного повторения в ссылках «Там же. С. 220». Такими ссылками неудобно пользоваться читателю. Особенно если полная ссылка на источник была за много страниц до «Там же. С.220».

6. Рукопись необходимо хорошо ВЫЧИТАТЬ. Опытные редакторы не вычитывают рукописи с экрана компьютера, они распечатывают текст и читают его с перерывами, по нескольку страниц. Компьютер не всегда может выявить ошибку в тесте. Обратили внимание, при наборе текста Word не подчеркнул красным слово «тесте », хотя речь идет, конечно, не о мучном изделии, а о тексте . Такие ошибки можно заметить только при внимательной вычитке. Если автор не хочет этим заниматься, соответственно необходимо оплатить работу над рукописью корректора.

Удачных публикаций!