Накопление человеческого капитала. Человеческий капитал — что это такое

Общество – это люди, а люди представляют собой социальные слои. Главным образом, ценность каждого социального слоя определяется наличием в нем доли человеческого капитала.

1. Что означает человеческий капитал

Его уровень в каждом социальном слое зависит от соотношения концентрации в нем людей, обладающих способностями выше, чем у других. Человеческий капитал – это то, что определяет качественный или интеллектуальный уровень конкретного типа общества.

Само по себе понятие «капитал» означает дословно – «главное имущество». Это совокупность активов , которыми располагает человек.

Если объединить понятие «капитал» со значением слова «человек» – то можно уверенно сказать, что речь идет о ценности личных и профессиональных качеств.

В данном случае, под такими активами подразумеваются:

  • знания
  • интеллект

Это нематериальные активы. Это уровень образования и образованности человека.

Предназначение любого капитала – создание прибыли, богатства. Не является исключением и человеческий капитал. Он тесно связан с общей производительностью труда на конкретном предприятии, в компании, в конкретном обществе, городе, регионе, стране.

История возникновения понятия

На английском языке «человеческий капитал» пишется как «human capital».

Впервые это словосочетание произнес Джейкоб Минсер в 1956 году, а затем воспользовался этим определением Теодор Шульц в 1961 году. Тогда впервые было зафиксировано неравенство итоговых доходов при общих исходных данных о труде и инструментах.

2. Составляющие человеческого капитала

Внутренние убеждения человека, а равно – его увлечения и желание развиваться обычно определяют социальные факторы.

  • национальность, менталитет
  • отношение к дисциплине
  • самочувствие, здоровье

Главной составляющей человеческого капитала служат накопленные к конкретному моменту времени опыт и знания.

По сути, человеческий капитал – это не что иное, как качества человека.

  • личный, индивидуальный
  • коллективный
  • корпоративный

Отличие человеческого капитала одного социального слоя от другого состоит в сравнении конкурентоспособности уровня накопленных каждым из них интеллектуальных способностей.

3. Финансирование в человеческий капитал

Существуют различные способы вложений в человеческий капитал. Тот факт, что это приносит прибыль – обусловлено тем, что личные и деловые качества конкретного специалиста или группы рабочих способствуют созданию экономического благосостояния для всех сторон.

Инвестиции в человека обычно подразумевают повышение его трудоспособности. Например, это может быть спонсорство:

  • в сфере образования
  • повышения уровня профессиональных навыков
  • в сфере компенсации оплаты за жилье, одежды, питания и прочих бытовых расходов

Чтобы установить размер инвестиций , следует определить исходный уровень – набор информации, которую в себе несет конкретный человек на данный момент времени, и сопоставить ее с желаемым конечным результатом.

4. Индекс человеческого капитала

Оценивается человеческий капитал с помощью индекса. При расчетах используется специальная методология. Учитываются:

  • издержки в прошлом
  • доходы

Экономистами предложен метод оценки индекса по формуле. В нее входят такие показатели, как:

  • заработки в течении жизни (Х)
  • размер заработной платы на настоящее время
  • сумма ожидаемой прибыли в возрасте (Х + 1)

Учитывается динамика развития человека от года к году, смена мест его работы, должности, дополнительного образования, результаты деятельности, причины для повышения. Это определяет способность человека приносить доход.

Согласно расчетам, в России человеческий капитал на 2019 год составляет 46% из 70% возможных в сравнении со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР). При этом, доля людей с высшим образованием в России выше, чем в странах ОСЭР. Качество образования находится на одинаковом уровне.

5. Как управлять человеческим капиталом

Финансирование в потенциал человека дает инвестору такую же прибыль, как и от вложения в любой другой проект.

Здесь также есть риски:

  • желание человека перейти на другую работу
  • его новые жизненные обстоятельства, снижающие уровень трудоспособности, например, рождение детей, если спонсируемое лицо – женщина
  • наличие части знаний, не дающих полезной отдачи, например, специфического характера

Однако, имеется возможность заключить специальный контракт, по которому спонсируемое лицо обязуется выполнять конкретные задачи определенный период времени без возможности расторгнуть его или изменить условия. Таким образом, обеспечивается гарантия окупаемости вложений. Исключением в данном случае может стать болезнь спонсируемого лица или его смерть.

Человеческий капитал – это высшая форма управления:

  • инструментами
  • ресурсами
  • системами

В конечном итоге, качество управления отображается в экономических показателях.

Можно сказать, что качество и количество информации, которую несет в себе человек, напрямую влияет на экономические показатели не только на предприятии, в компании, но и в городе, регионе или в стране. Имеющаяся у людей информация определяет рост этих показателей, что, соответственно, влияет на конкурентоспособность на мировом рынке.

Человеческий ресурс – это главная ценность страны. Например, в компании Билла Гейтса доля человеческого капитала составляет около 50%, что позволяет его бренду в своем сегменте быть лидером на мировом рынке программного обеспечения операционных систем.

Похожие записи:

  • Ставка дисконтирования - что это такое и для чего…

В процессе экономического развития наблюдается замещение накопления физического капитала на накопления человеческого капитала. Темпы накопления человеческого капитала опережают темпы накопления физического капитала. Человеческий капитал имеет совершенно другой процесс накопления, чем физический капитал. Внимание к человеческому капиталу обусловлено явной прибыльностью средств, вложенных в его формирование (например, в образование, профессиональную подготовку).

Человеческий капитал считается мобильной формой капитала. В нынешних условиях трудовая миграция высококвалифицированных сотрудников считается значимым источником накопления человеческого капитала, который обеспечивает материальное благополучие и экономический рост в Российской федерации.

Экономический мир имеет необходимость в нанятых сотрудниках высокого качества, обладающих высшим образованием и значительную квалификацию. Теоретические модели увеличения и микроэкономические сведения говорят о том, что накапливание человеческого капитала считается значимым условием, характеризующим доходы на долю жителей, ВВП. Один из ключевых условий производства, характеризующим государственное благополучие государства, считается размер собранного человеческого капитала.

Основной формой накопления человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал, здоровье, образование. Накопление основных активов человеческого капитала происходит в процессе инвестирования, причем в качестве инвесторов выступают как частный сектор экономики, так и государственный.

Рост мировой экономики в кратчайшие несколько лет станет находиться в зависимости сот накопления человеческого капитала. Накапливание человеческого капитала становится одним из основных условий достижения подобного развития. Накапливание человеческого капитала считается источником экономического роста .

Политика сбережения человеческого капитала содержит в себе:

человеческий капитал и демографические движения: комбинация к единой регулировке;

формирование человеческого капитала;

бизнес и капиталовложения в человеческий капитал;

государственно-личное товарищество в области сбережения человеческого капитала;

проблемы сбережения и осуществлении человеческого капитала в регионах Российской федерации.

На накопление человеческого капитала огромное влияние оказывает субъективный фактор. Накопление человеческого капитала зависит от среднего уровня человеческого капитала. Участие людей в процессе накопления человеческого капитала носит осмысленный характер, требует мотивации и значительных усилий самого обучающегося.

Прямые затраты на накапливание человеческого капитала могут содержать в себе индивидуальные задания, учебные материалы, капиталовложения в человеческий капитал. Общий процесс накопления человеческого капитала носит продолжительный характер и составляет от 12 вплоть до 20 и наиболее лет. В Российской федерации накапливание человеческого капитала в любом районе содержит свои характерные черты: в сельской местности, небольших населенных пунктах накопление капитала проходит медлительнее, нежели в больших населенных пунктах. Экономический рост содействует накоплению человеческого капитала в сельской местности .

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н.КАРАЗИНА

Экономическийфакультет

Кафедра экономическойтеории

и экономическихметодов управления

Курсовая работа:

Человеческийкапитал: Экономическое содержание ифакторы накопления

Исполнитель:

Студентка I-гокурса

группы ЭЭ-11

Гончарова Я.А.

Научный исполнитель:

д. э. н. Ким М.Н.

Харьков – 2010

Введение

ГлаваI. Сущность человеческого капитала

1.1Современный подход к изучению человеческогокапитала

1.2Методы оценки человеческого капитала

1.3Оценка человеческого капитала исходяиз направленных инвестиций

1.4Оценка человеческого капитала поаналогии с физическим капиталом

1.5Измерение человеческого капитала:проблемы и возможности

ГлаваII. Факторы накопления человеческогокапитала

2.1Роль образования и науки в накоплениичеловеческого капитала

2.2Развитие здравоохранения и культурыкак фактор накопления капитала

2.3Значение накопления человеческогокапитала

Заключение

Списокиспользованной литературы

Введение

Перспективы мировой экономикив XXI в.

определяются характером переходастран к новому этапу развитияпроизводительных сил: от индустриальнойстадии, где доминировало крупноемеханизированное машинное производство,к постиндустриальной, где будутпревалировать сфера услуг, наука,образование и т.д.

Производствоматериальных благ, безусловно, сохранитсвою значимость, но его экономическаяэффективность будет определяться впервую очередь использованиемвысококвалифицированных кадров, новыхзнаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на переднийплан выдвигается способ производстваи передачи знаний, собственно, самчеловек – его интеллектуальный потенциал.

Поэтому все большая частьисследователей считает человеческийкапитал самым ценным ресурсомпостиндустриального общества, гораздоболее важным, чем природное или накопленноебогатство.

Уже сейчас во всех странахчеловеческий (интеллектуальный) капиталпредопределяет темпы экономическогоразвития и научно-технического прогресса.

Соответственно усиливается и интересобщества к системе образования какоснове производства этого капитала.

Несмотря на безусловнуювостребованность теории человеческогокапитала, разрабатывается она в основномамериканскими и английскими учеными.Большое внимание уделяется инвестированиюв человеческий капитал и факторам егонакопления, так как это непосредственновлияет на развитие и совершенствованиечеловеческого капитала.

В Украинеразвитие человеческого капитала являетсянеобходимым, но к сожалению на данномэтапе оно является слабым, т.к не владеетдостаточно развитой научно-техническойи информационной базой.

Для этогонеобходимо как можно глубже изучитьвсе нюансы и требования эффективногоразвития человеческого капитала иопределить значимость его накопления.

1.1 Современный подход кизучению человеческого капитала

Теория человеческого капиталаизучает процесс качественногосовершенствования человеческих ресурсов,образуя один из центральных разделовсовременного анализа предложения труда.С ее выдвижением связан настоящийпереворот в экономике труда. Наибольшеезначение имели:

1) выделение “капитальных”,инвестиционных аспектов в поведенииагентов на рынке труда;

2) переход от текущих показателейк показателям, охватывающим весьжизненный цикл работников (таким, какпожизненные заработки);

3) признание человеческоговремени в качестве ключевого экономическогоресурса.

Идея человеческого капиталаимеет давние корни в истории экономическоймысли. Одна из ее первых формулировокобнаруживается в “Политическойарифметике” У. Петти. Позднее онанашла отражение в “Богатстве народов”А. Смита, “Принципах” А.

Маршалла,и работах многих других ученых. Однакокак самостоятельный раздел экономическогоанализа теория человеческого капиталаоформилась только на рубеже 50-60-х годов20 века.

Заслуга ее выдвижения принадлежитизвестному американскому экономисту,лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу,а базовая теоретическая модель быларазработана в книге Г. Беккера (такжелауреата Нобелевской премии) “Человеческийкапитал” (первое издание 1964 г).

Этакнига стала основой для всех последующихисследований в данной области и былапризнана классикой современнойэкономической науки.

Т. Щульц внес огромный вкладв становление теории человеческогокапитала на начальном этапе ее развития,в ее принятие научной общественностьюи популяризацию. Он одним из первых ввелпонятие человеческого капитала какпроизводительного фактора. И сделалмногое для понимания роли человеческогокапитала как главного двигателя ифундамента индустриальной ипостиндустриальной экономик.

Основными результатамиинвестиций в человека Шульц считалнакопление способностей людей к труду,их эффективную созидательную деятельностьв обществе, поддержание здоровья и т.д.

Он полагал, что человеческий капиталобладает необходимыми признакамипроизводительного характера. ЧК способеннакапливаться и воспроизводиться.

Пооценкам Шульца, из производимого вобществе совокупного продукта нанакопление человеческого капиталаиспользуется уже не 1/4, как следовалоиз большинства теорий воспроизводстваXX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первымперенес понятие ЧК на микроуровень.Человеческий капитал предприятия онопределил как совокупность навыков,знаний и умений человека. В качествеинвестиций в них Беккер учел в основномзатраты на образование и обучение.Беккер оценил экономическую эффективностьобразования, прежде всего, для самогоработника.

Дополнительный доход отвысшего образования он определилследующим образом. Из доходов тех, ктоокончил колледж, он вычитал доходыработников со средним общим образованием.Издержками образования считались какпрямые затраты, так и альтернативныеиздержки – упущенный доход за времяобучения. Отдачу от инвестиций вобразование Г.

Беккер оценил как отношениедоходов к издержкам, получив примерно12-14% годовой прибыли.

Особый вклад Беккер внес втеории конкуренции, стратегии и развитияфирмы. Он ввел различение междуспециальными и общими инвестициями вчеловека. И выделил особое значениеспециального обучения, специальныхзнаний и навыков.

Специальная подготовкаработников формирует конкурентныепреимущества фирмы, характерные изначимые особенности ее продукции иповедения на рынках, в конечном итоге,ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальнойподготовке заинтересованы в первуюочередь сами фирмы и корпорации, и онифинансируют ее.

Эти работы Беккера сталиосновой создания современной теориифирмы и конкуренции. Общая подготовкакосвенным образом оплачивается самимиработниками, когда стремясь к повышениюквалификации, они соглашаются на болеенизкую в период обучения заработнуюплату; им же достается и доход от общихинвестиций.

Напротив, специальнаяподготовка финансируется по большейчасти самими фирмами, которым поступаети основной доход от нее.

Понятиеспециального человеческого капиталапомогло объяснить, почему среди работниковс продолжительным стажем работы наодном и том же месте текучесть ниже ипочему заполнение вакансий в фирмахпроисходит в основном за счет внутреннихпродвижений по службе, а не за счетнаймов с внешнего рынка.

Еще одна область, где вкладГ. Беккера в теорию человеческогокапитала оказался особенно весом – этоанализ проблем экономического неравенства.Используя разработанный им аппараткривых спроса и предложения инвестицийв человеческий капитал, Г.

Беккерсформулировал универсальную модельраспределения личных доходов.

Неодинаковоерасположение кривых спроса на инвестициив человеческий капитал отражаетнеравенство в природных способностяхучащихся, тогда как неодинаковоерасположение кривых предложения -неравенство в доступе их семей кфинансовым ресурсам.

Предложенная Г. Беккероммодель объясняет неравенство доходовне только от труда (фактически – отчеловеческого капитала), но и отсобственности (от полученных в дар илипо наследству иных активов). Отдача отвложений в человека в среднем выше, чемот вложений в физический капитал.

Однаков случае человеческого капитала онаубывает с ростом объема инвестиций,тогда как в случае иных активов(недвижимость, ценные бумаги и т.п.)уменьшается мало или вообще не меняется.

Поэтому стратегия рациональных семейтакова: инвестировать сначала вчеловеческий капитал детей, посколькуотдача от него сравнительно больше, азатем, когда по мере убывания онасравнивается с нормой доходности прочихактивов, переключаться на инвестированиев них, чтобы впоследствии передать этиактивы детям.

Отсюда Беккер сделалвывод, что семьи, оставляющие наследства,производят инвестиции в человеческийкапитал детей в оптимальном размере,тогда как семьи, не оставляющие наследства,чаще всего недоинвестируют в ихобразование.

Развитие теории человеческогокапитала шло в русле неоклассическогонаправления. В последние десятилетияисходный для неоклассиков принципоптимизирующего поведения индивидуумовначал распространяться на различныесферы внерыночной деятельности человека.

Понятия и методы экономического анализастали применяться для изучения такихсоциальных явлений и институтов какобразование, здравоохранение, миграция,брак и семья, преступность, расоваядискриминация и т.д.

Теорию человеческогокапитала можно рассматривать как одноиз проявлений этой общей тенденции,получившей название “экономическогоимпериализма”.

Под человеческим капиталомпонимается воплощенный в человеке запасспособностей, знаний, навыков и мотиваций.

Его формирование, подобно накоплениюфизического или финансового капитала,требует отвлечения средств от текущегопотребления ради получения дополнительныхдоходов в будущем.

К важнейшими видамичеловеческих инвестиций относятобразование, подготовку на производстве,миграцию, информационный поиск, рождениеи воспитание детей.

Центральное место в теориичеловеческого капитала принадлежитпонятию внутренних норм отдачи. Онистроятся по аналогии с нормами прибылина капитал и позволяют оцениватьэффективность человеческих инвестиций,прежде всего – в образование ипроизводственную подготовку.

Теоретикичеловеческого капитала исходят изпредставления, что при вложении средствв подготовку и образование учащиеся иих родители ведут себя рационально,взвешивая соответствующие выгоды ииздержки.

Подобно “обычным”предпринимателям, они сопоставляютожидаемую предельную норму отдачи оттаких вложений с доходностью альтернативныхинвестиций (процентами по банковскимдепозитам, дивидендами по ценным бумагами т.д.).

В зависимости от того, чтоэкономически целесообразнее, принимаетсярешение либо о продолжении учебы, либоо ее прекращении. Нормы отдачи выступают,следовательно, как регулятор распределенияинвестиций между различными типами иуровнями образования, а также междусистемой просвещения в целом и остальнойэкономикой.

Высокие нормы отдачисвидетельствуют о недостаточноминвестировании, низкие – об избыточноминвестировании. Различают частные исоциальные нормы отдачи. Первые измеряютэффективность вложений с точки зренияотдельных инвесторов, вторые – с точкизрения всего общества.

Существует два основныхподхода к расчету норм отдачи. Первыйоснован на прямом измерении выгод ииздержек. Например, доход от высшегообразования можно представить какразность в пожизненных заработках тех,кто окончили колледж, и тех, кто не пошлидальше средней школы.

В состав издержекпомимо прямых расходов включаютсяпотерянные заработки, то есть доход,недополученный учащимися за годы учебы.(По существу, они измеряют ценностьвремени учащихся, затраченного наформирование человеческого капитала)На потерянные заработки приходится додвух третей суммарных издержек обучения.

Внутренняя норма отдачи будет представлятьсобой такую ставку дисконта, при которойприведенные величины выгод и издержекобразования окажутся равны.

Второй подход исходит изоценки параметров так называемой”производственной функции заработков”,которая описывает зависимость заработковчеловека (точнее – их логарифма) от уровняего образования, трудового стажа,продолжительности отработанного времении других факторов.

Разработка этогокласса функций связана с именем Дж.Минцера, доказавшего, что в рамкахподобной модели коэффициент передобразовательной переменной будетэквивалентен показателю внутреннейнормы отдачи. Это существенно упростилооценку эффективности вложений вобразование.

Оценки внутренних норм отдачикритиковались на том основании, чтовысокие заработки образованных работниковмогут свидетельствовать не о полезностиприобретенных ими знаний и навыков, абыть следствием их природной одаренностиили происхождения из более обеспеченныхсемей.

Однако эмпирический анализпоказывает, что как фактор способностей,так и фактор социального происхожденияне играют большой самостоятельной роли.Если они и оказывают воздействие назаработки, то в основном косвеннымпутем, влияя на объем и качествополучаемого образования.

Человеческий капитал: развитие, основные принципы, теория и проблемы

Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.

История развития вопроса

В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию.

Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе.

Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.

На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией.

Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось.

По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.

Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики.

А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования).

Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.

Современная теория человеческого капитала

На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:

  • в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
  • рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
  • с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
  • отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
  • мотивация и стимулирование – это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.

Как формируется человеческий капитал

Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года.

К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал.

От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.

Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.

Виды человеческого капитала

Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:

  • Общий – все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
  • Специфический – специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
  • Положительный – накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
  • Отрицательный (или пассивный) – человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.

Структура ЧК

Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:

Факторы развития ЧК

Исследователи выделяют несколько групп факторов развития человеческого капитала. Они описаны в таблице.

Группы факторов Факторы
Социально-демографические – численность занятых и безработных с детализацией по регионам;- деление занятого населения по секторам экономики с детализацией по регионам;- продолжительность трудоспособного периода.
Социально-ментальные – преобладающие в обществе ценности и нормы поведения;- ценность знаний;- направленность на саморазвитие.
Производственные – спрос на рабочую силу;- условия труда;- повышение квалификации;- социальное развитие.
Демографические – численность населения;- половозрастная структура;- темп прироста населения;- продолжительность жизни;- миграционные процессы.
Институциональные – законодательная база;- государственная политика в области социального развития;- права и возможности разных слоев населения.
Экологические – общая экологическая обстановка;- качество питьевой воды;- качество продуктов питания;- природные факторы и климат;- санитарно-гигиеническое обеспечение труда;- рекреационная база.
Социально-экономические – уровень образования и профессиональной подготовки населения;- система стимулирования и мотивации;- социальная инфраструктура предприятий;- уровень технико-экономического развития предприятий;- доходы населения;- доступность товаров и услуг;- налоговая система.

Принципы управления человеческим капиталом

Управление человеческим капиталом производится на основании некоторых основополагающих принципов. А именно:

  • Рассмотрение человеческого капитала как актива, требующего инвестиций, а не как пассива, требующего затрат.
  • Совпадение бизнес-модели предприятия со стратегией развития человеческого капитала.
  • Применение новых методов, подходов и технологий в вопросах управления человеческим капиталом.
  • Сбалансированный подход к мотивированию и стимулированию трудовых ресурсов.
  • Адресность инвестиций в формирование человеческого капитала.
  • Регулярность количественной и качественной оценки человеческого капитала.
  • Научная обоснованность мероприятий.

Индекс развития человеческого капитала

В разных странах ситуация в сфере развития человеческих ресурсов неодинакова. Провести сравнительный анализ помогает такой показатель, как индекс человеческого капитала. Его ежегодно рассчитывает и публикует аналитический отдел Всемирного экономического форума совместно со специалистами Гарвардского университета и авторитетной консалтинговой компанией.

Чтобы оценить, как происходит развитие человеческого капитала в той или иной стране (всего анализируется 122 экономики), выставляются оценки от 0 до 100. Балл выставляется в результате оценки нескольких параметров, а именно:

  • доход (выраженный в валовом внутреннем продукте на душу населения);
  • образование (рассчитывается исходя из уровня грамотности среди населения, доли учащихся детей и молодежи);
  • долголетие.

Состоянием на 2017 год лидерами по индексу развития человеческого капитала стали Финляндия и Норвегия. В хвосте рейтинга Сенегал, Мавритания и Йемен. Россия в этом списке находится на 51-м месте.

Меры по развитию ЧК

Уровень развития человеческого капитала в той или иной стране во многом зависит от усилий правительства. Вот наиболее популярные меры, распространенные в мире:

  • обеспечение доступности жилья (как правило, речь идет о благоприятных условиях ипотечного кредитования, а также создании условий для развития рынка недвижимости);
  • обеспечение доступности образования (как начального, так и среднего и высшего);
  • повышение уровня благосостояния граждан (в частности, путем создания достаточного количества рабочих мест);
  • обеспечение ощущения личной защищенности путем развития доступных программ страхования;
  • обеспечение долголетия населения путем развития медицинской системы и обеспечения безопасности труда;
  • развитие новых форм пенсионного страхования.

Инновационный подход к развитию

Время диктует свои условия, а потому возникает потребность в новых путях развития человеческого капитала. Инновационные подход подразумевает такие меры:

  • установление связей между учебными заведениями и предпринимательской средой;
  • разработка новых образовательных услуг и соответствующего методического обеспечения;
  • внедрение в образовательный процесс современных технологий и ПО;
  • межгосударственный обмен инновационными методиками;
  • развитие консультационной базы.

Изучая проблему развития человеческого капитала, стоит уделить внимание инвестициям. Речь идет о финансовых вливаниях в образование здравоохранение, науку, социальные вопросы и так далее. Инвестиции в ЧК обладают такими ключевыми особенностями:

  • Эффективность напрямую связана с продолжительностью жизни. Чем раньше начнутся финансовые вливания, и чем дольше будет длиться трудоспособный возраст человека, тем больше будет отдача.
  • Приумножаются и накапливаются, несмотря на склонность к моральному и физическому износу.
  • Как только человек теряет трудоспособность (независимо от причины), эффективность инвестиций резко снижается.
  • Если вложения в человеческое благосостояние связаны с противозаконной деятельностью, их нельзя считать инвестициями в человеческий капитал.
  • Отдача от инвестирования наступает не сразу, она может быть заметна спустя 10-20 лет.

Особенности человеческого капитала в России

Россия – огромная страна, которая характеризуется некоторой неоднородностью в вопросах возможностей для населения. Так, развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке, в Сибири или в южных регионах (и так далее) будет несколько отличаться. Тем не менее если подвести обобщенные расчеты, средние по стране показатели будут следующими:

  • Ожидаемая продолжительность жизни (на основании оценки здоровья и фактического долголетия) составляет 70,3 лет. Стоит отметить, что это не самый лучший показатель и находится на уровне стран, которые характеризуются средним развитием человеческого капитала.
  • Уровень грамотности населения (исходя из количества лет, которые люди тратят на обучение) – 15 лет. Ожидаемая продолжительность обучения для будущих поколений имеет тенденцию к снижению и составляет 12 лет. Несмотря на негативную динамику, эти показатели достаточно хорошие, характерны для стран с высоким уровнем человеческого капитала.
  • Уровень жизни (оценивается валовым доходом на душу населения по паритету покупательной способности) составляет 23 286 долларов (1 577 000 рублей). Такой показатель характерен для стран, развитие человеческого капитала в которых находится на среднем уровне.

Проблемы человеческого капитала на отечественном пространстве

Существуют ли проблемы развития человеческого капитала в России? Безусловно, к тому же их немало. Вот какие проявления кризиса ЧК выделяют отечественные исследователи:

  • критическое положение относительно финансирования науки и образование, что оказывает непосредственное негативное влияние на качество научных исследований и обучения;
  • обесценивание человеческого капитала в некоторых сферах экономики, что приводит к интеллектуальной безработице;
  • формирование профицита высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях, что связано с сокращением финансирования;
  • тенденция к снижению уровня доходов лиц, имеющих высшее образование, что становится причиной поиска побочных заработков или смены профессии на низкоквалифицированную;
  • утечка умов за границу;
  • недостаточность или отсутствие рыночно-ориентированных знаний у политической и хозяйственной элиты;
  • несоответствие квалификации чиновников новым экономическим и социальным условиям;
  • дефицит качественных преподавательских кадров;
  • социально-психологическая напряженность, вызванная экономической и политической нестабильностью, а также сменой привычной поведенческой модели.

(стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. КАРАЗИНА

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

и экономических методов управления

Курсовая работа:

Человеческий капитал: Экономическое содержание и факторы накопления

Исполнитель:

Студентка I-го курса

группы ЭЭ-11

Гончарова Я.А.

Научный исполнитель:

д. э. н. Ким М.Н.

Харьков – 2010

Введение

Глава I. Сущность человеческого капитала

1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала

1.2 Методы оценки человеческого капитала

1.3 Оценка человеческого капитала исходя из направленных инвестиций

1.4 Оценка человеческого капитала по аналогии с физическим капиталом

1.5 Измерение человеческого капитала: проблемы и возможности

Глава II. Факторы накопления человеческого капитала

2.1 Роль образования и науки в накоплении человеческого капитала

2.2 Развитие здравоохранения и культуры как фактор накопления капитала

2.3 Значение накопления человеческого капитала

Заключение

Список использованной литературы

1.1 Современный подход к изучению человеческого капитала

Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

1) выделение “капитальных”, инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;

2) переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (таким, как пожизненные заработки);

3) признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.

Идея человеческого капитала имеет давние корни в истории экономической мысли. Одна из ее первых формулировок обнаруживается в “Политической арифметике” У. Петти. Позднее она нашла отражение в “Богатстве народов” А. Смита, “Принципах” А.

Маршалла, и работах многих других ученых. Однако как самостоятельный раздел экономического анализа теория человеческого капитала оформилась только на рубеже 50-60-х годов 20 века.

Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т. Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г. Беккера (также лауреата Нобелевской премии) “Человеческий капитал” (первое издание 1964 г).

Эта книга стала основой для всех последующих исследований в данной области и была признана классикой современной экономической науки.

Т. Щульц внес огромный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной и постиндустриальной экономик.

Основными результатами инвестиций в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, их эффективную созидательную деятельность в обществе, поддержание здоровья и т.д.

Он полагал, что человеческий капитал обладает необходимыми признаками производительного характера. ЧК способен накапливаться и воспроизводиться.

По оценкам Шульца, из производимого в обществе совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины.

Г. Беккер, пожалуй, первым перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника.

Дополнительный доход от высшего образования он определил следующим образом. Из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Издержками образования считались как прямые затраты, так и альтернативные издержки – упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г.

Беккер оценил как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14% годовой прибыли.

Особый вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека. И выделил особое значение специального обучения, специальных знаний и навыков.

Специальная подготовка работников формирует конкурентные преимущества фирмы, характерные и значимые особенности ее продукции и поведения на рынках, в конечном итоге, ее ноу-хау, имидж и бренд. В специальной подготовке заинтересованы в первую очередь сами фирмы и корпорации, и они финансируют ее.

Эти работы Беккера стали основой создания современной теории фирмы и конкуренции. Общая подготовка косвенным образом оплачивается самими работниками, когда стремясь к повышению квалификации, они соглашаются на более низкую в период обучения заработную плату; им же достается и доход от общих инвестиций.

Напротив, специальная подготовка финансируется по большей части самими фирмами, которым поступает и основной доход от нее.

Понятие специального человеческого капитала помогло объяснить, почему среди работников с продолжительным стажем работы на одном и том же месте текучесть ниже и почему заполнение вакансий в фирмах происходит в основном за счет внутренних продвижений по службе, а не за счет наймов с внешнего рынка.

Еще одна область, где вклад Г. Беккера в теорию человеческого капитала оказался особенно весом – это анализ проблем экономического неравенства. Используя разработанный им аппарат кривых спроса и предложения инвестиций в человеческий капитал, Г.

Беккер сформулировал универсальную модель распределения личных доходов.

Неодинаковое расположение кривых спроса на инвестиции в человеческий капитал отражает неравенство в природных способностях учащихся, тогда как неодинаковое расположение кривых предложения – неравенство в доступе их семей к финансовым ресурсам.

Предложенная Г. Беккером модель объясняет неравенство доходов не только от труда (фактически – от человеческого капитала), но и от собственности (от полученных в дар или по наследству иных активов). Отдача от вложений в человека в среднем выше, чем от вложений в физический капитал.

Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, тогда как в случае иных активов (недвижимость, ценные бумаги и т.п.) уменьшается мало или вообще не меняется.

Поэтому стратегия рациональных семей такова: инвестировать сначала в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно больше, а затем, когда по мере убывания она сравнивается с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, чтобы впоследствии передать эти активы детям.

Отсюда Беккер сделал вывод, что семьи, оставляющие наследства, производят инвестиции в человеческий капитал детей в оптимальном размере, тогда как семьи, не оставляющие наследства, чаще всего недоинвестируют в их образование.

Развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. В последние десятилетия исходный для неоклассиков принцип оптимизирующего поведения индивидуумов начал распространяться на различные сферы внерыночной деятельности человека.

Понятия и методы экономического анализа стали применяться для изучения таких социальных явлений и институтов как образование, здравоохранение, миграция, брак и семья, преступность, расовая дискриминация и т.д.

Теорию человеческого капитала можно рассматривать как одно из проявлений этой общей тенденции, получившей название “экономического империализма”.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций.

Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.

К важнейшими видами человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.

2.3 Значение накопления человеческого капитала

Человеческий капитал признан самым ценным ресурсом, более важным, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не материальные средства производства, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Теория человеческого капитала научными методами доказывает эффективность, экономическую целесообразность инвестиций в развитие человека. Именно поэтому на научной базе теории человеческого капитала появилась и получила бурное развитие в глобальном масштабе концепция человеческого развития.

Теория человеческого капитала стала в развитых странах поворотным пунктом в мотивации человеческого развития, в тенденциях отношения к отраслям социальной сферы, обеспечивающих это развитие, – образования, здравоохранения, культуры и др., в частности в аспекте ресурсного их обеспечения.

Доведение доходности инвестиций в человеческий капитал, в частности, расходов на образование, способствовало признанию ее правящими кругами многих стран важным фактором экономического развития, а руководителями предприятий – фактором роста производительности труда и эффективности производства.

В значительной мере благодаря теории человеческого капитала общественное признание получила неформальное образование, образование взрослых, бурного развития приобрели образовательно-профессиональные программы предприятий.

В развитых странах, и в большей степени – в странах, стремящимся к быстрому и успешному развитию, образование культивируется как экономически рациональная деятельность человека не только в ее молодом возрасте, но и в течение всей жизни. Пожизненное или непрерывное образование стало концептуальным воплощением этой идеи.

Это повлияло и на ресурсное обеспечение образования, причем важно не только увеличение бюджетных ассигнований, но и диверсификация источников финансирования.

Ярким подтверждением рождения концепции человеческого капитала и человеческого развития в общественной практике является опыт социально-экономического роста стран, не имеющих существенных природных богатств, а также стран с разрушенной в ходе второй мировой войны экономикой (Тайвань, Корея, Япония, Германия). Стратегия развития их строилась в расчете на человеческий фактор – важнейшую составляющую научно-технического прогресса и неисчерпаемый ресурс экономического роста. Именно такая стратегия обеспечила высокую динамику экономического развития и впечатляющие его социальные результаты. Еще одним подтверждением большого значения и жизненности теории человеческого капитала является тот факт, что в развитых странах вложения в человека (в ее развитие и социальную защиту) с 50-х гг ХХ века все более существенное превышают размеры материального накопления.

Производственные инвестиции, при их бесспорно важном значении, все более существенно уступают инвестициям в развитие человека, и важнейшие изменения в воспроизводственном процессе развитых стран происходят вне сферы материального производства. Человеческий капитал представляет собой ценный ресурс, гораздо важнее, чем природные ресурсы или физический капитал.

По данным Всемирного банка, в структуре национального богатства исследованных 92 стран человеческий капитал составил в 1994 году у 2/3, в том числе в высшее развитых странах – около 3/4.

Это не единственное подтверждение тезиса о том, что в конце ХХ века главным фактором экономического развития и конкурентоспособности на всех уровнях становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умений, здоровья, мотивации и других продуктивных характеристик людей, приобретаются в процессе человеческого развития.

В конце ХХ века идеи о том, что люди и их развитие является важнейшей целью общественного прогресса, приобретают все более широкой поддержки как в научных экономических исследованиях, так и в разработке национальных программ развития и проектов международного сотрудничества.

Существенное влияние теории человеческого капитала, получают новые научные подтверждения относительно постиндустриального общества, усиливая взгляды о решающей роли человека в экономической динамике, повышения эффективности человеческой деятельности на всех уровнях.

Влияние человеческого капитала, в первую очередь повышение уровня образованности работников, на экономический рост рассматривается не только непосредственно, через повышение производительности труда вышепредставленных людей, но и опосредованно, через повышение эффективности и ускорение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и массовое внедрение их во все сферы человеческой жизнедеятельности (что также требует надлежащего уровня образования масс населения.

Государственное регулирование экономики

В отношении капитала регулирующая роль проявляется прямо и косвенно. Непосредственно она находит свое выражение в государственном секторе…

Государственное регулирование экономики: современные тенденции

1.2.3. Регулирование накопления капитала и его инвестирования

Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления…

История экономики ведущих стран в 18 веке

fАнглия как классическая страна первоначального накопления капитала

В разных странах процесс первоначального накопления капитала имел свою собственную национальную окраску, но, пожалуй, в наиболее выпуклой и рель-ефной, можно сказать, классической, форме он происходил все-таки в Англии. Именно в этой стране…

Раздел I. Период первоначального накопления капитала

Новые идеи периода первоначального накопления капитала. Социальные утопии позднего средневековья. Меркантилизм как первая школа политической экономии

I.1 Великие географические открытия как предпосылки возникновения процесса первоначального накопления капитала

Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку…

Новые идеи периода первоначального накопления капитала. Социальные утопии позднего средневековья. Меркантилизм как первая школа политической экономии

I.2 Особенности процесса первоначального накопления капитала

Главным отличным признаком эпохи первобытного накопления капитала были, во-первых, развитие товарно-денежных отношений, становления рыночной экономики, которое наложило отпечаток на все стороны общественной жизни того времени.}