Night in the woods описание. Night in the Woods Рецензия

Night in the Woods – удивительный феномен игровой индустрии. Игра нагло пытается заверить вас в том, что вы почти в детской бродилке, посвящённой похождениям забавной мультяшной кошечки Мэй и её друзей-зверушек. Надо признать, делает это она настолько искусно, что не успеваешь уследить за тем, как игра шаг за шагом снимает с персонажей звериные маски и являет вполне себе человечную и депрессивную историю о взрослении и преодолении главной героиней подросткового кризиса.

К слову, такое понятие как «подростковый кризис» вовсе не должно беспокоить Мэй в её возрасте, ведь ей недавно исполнилось целых 20 кошачьих лет, она приехала из небольшого городка в мегаполис учиться в колледже, а жизнь всё никак не клеится. Бунтарский характер кошки зачастую становится главной помехой на пути ее взросления. Ну а вкупе с плохой успеваемостью и капитальным недосыпом мятежный нрав Мэй ставит крест на новой жизни и вынуждает её вернуться в родной и с детства знакомый Поссум-Спрингс.

Здесь и начинаются все «прелести» безработной жизни. Каждое утро Мэй проверяет почту, скованно перекидывается парой слов с матерью, пытаясь избежать щекотливых тем, затем встречается со старыми знакомыми, попутно пополняя свой дневник заметками, а по ночам – противостоит некой таинственной сущности, приходящей к ней во снах.

Ночные кошмары героини геймплейно и технически наиболее приближены к абстрактному платформеру. В них мы управляем астральной проекцией Мэй, которая пытается найти и освободить четырёх своих друзей. Каждый из оных после счастливого спасения наигрывает ненавязчивую мелодию на призрачном музыкальном инструменте, внося тем самым свою скромную лепту в саундтрек.

Подобная механика гуляет в непосредственной близости от изначального концепта Night in the Woods, с которым Infinite Fall и вышли на Kickstarer осенью 2013 года. Был ли это хитроумный маркетинговый ход, чтобы как можно быстрее набрать нужную для разработки сумму, или же игра действительно изначально задумывалась как драйвовый экшн-платформер про секрет энергии Кота Бориса, неизвестно. Известно лишь то, что собрать необходимую сумму удалось почти в первые же сутки, а к концу кампании на счету «бесконечной осени» было аж в четыре раза больше, чем они запрашивали сначала.

И отнюдь не зря. На игру стоит обратить внимание как минимум из-за великолепных диалогов. Работать с текстами Infinite Fall умеют получше, чем подавляющее большинство сомнительных рассказчиков индустрии. Разговоры между персонажами проработаны и оформлены настолько хорошо, что проблема отсутствия озвучки сама собой уходит на второй план, однако порождает проблему отсутствия локализации. Некоторые реплики хочется тотчас же записать в цитатник и обвести в рамочку, а ради этого, уж поверьте, стоит проштудировать лишний раз учебники по английскому. Всё это способствует раскрытию персонажей, и, что достойно отдельной похвалы, делает их запоминающимися.

Крокодилица Беа, например, до событий игры была лучшей подругой Мэй, а после смерти матери на её плечи спустилась необходимость заниматься семейным бизнесом, который она ненавидит настолько, что всерьёз задумывается об инсценировке пожара, дабы получить страховое пособие и, наконец, забыть о злополучном магазине хозтоваров.

У надёжного и осмотрительного медведя Ангуса тоже проблемы с работой. Он до сих пор торгует видеокассетами, что само по себе не самое прибыльное занятие, когда за окном все уже давно пользуются широкополосным интернетом. А ещё Беа без колебаний доверяет Ангусу свою машину: это что-нибудь да значит.

Лис Грегг обманчиво хитёр и беззаботен, кажется, будто земля под его лапами горит, и он в любую минуту готов бросить всё и кинуться на поиски приключений. Что можно сказать о персонаже, у которого одним из самых безобидных развлечений является дуэль на ножах? На деле, они с Ангусом еле-еле сводят концы с концами, пропадая сутки напролёт на работе и экономя даже на необходимом.

Бесспорно, приключения, на которые Мэй отправляется со своими друзьями – самая вкусная составляющая Night in the Woods. В такие моменты с кошкой всегда происходит немало интересных вещей. Своровать что-нибудь в пустующем супермаркете? Всегда пожалуйста. Устроить отвязную вечеринку на Хэллоуин? Получите, распишитесь.

В этих странствиях пригодится и тройной прыжок, которому Мэй научится в самом начале игры: её талант к паркуру поможет быстро забраться на крышу, чтобы не опоздать на урок астрономии. Дадут побаловаться даже с упрощённой донельзя версией Guitar Hero. Правда, вовремя попадать по струнам в такт музыке можно и не стараться – конечный результат никак не отразится ни на исходе мини-игры, ни на сюжете в целом.

А Поссум-Спрингс, некогда процветающий шахтерский городок, тем временем продолжает разлагаться. Эта страшная тайна обнаруживается не только из рассказов обывателей. Лавки и магазинчики постепенно закрываются, оставляя после себя лишь заколоченные дома-призраки с разбитыми окнами. К счастью или к сожалению, через призму простенькой аляповатой графики это выглядит не так удручающе, как могло быть на самом деле. Ярким антуражем вечной осени разработчики умело компенсировали отсутствие многих деталей, потому что ваше внимание приковывает хаотичный танец оранжевых листьев, разлетающихся прочь от изящной кошачьей походки Мэй.

Со временем приходит осознание того, что в городе, помимо пробежек наперегонки с листьями от точки до точки, делать нечего. Первое время игра скрывает это за диалогами. Они с головой погружают в иллюзию псевдооживлённости, наделяют жизнь каждого персонажа целью, заставляют слепо верить во всю эту милую чепуху, долго рассуждая о том, что история Поссум-Спрингс, вопреки здравому смыслу, закончилась лет тридцать назад, что это как-то влияет на восприятие сюжета, на быт жителей. Но как только побочный эффект от умелой игры слов проходит, с тоской понимаешь, что город представляет собой лишь панорамную арену для заполнения пустого пространства между загрузочными экранами. Рано или поздно гоняться за проезжающими автомобилями, прыгая по почтовым ящикам и отпуская колкости в адрес прохожих, всё же надоедает. Тогда на выручку приходит мини-игра Demon Tower, установленная на ноутбуке Мэй.

Стоит отметить, что Infinite Fall далеко не первые додумались запихнуть одну игру в другую. Но сделать это именно так смогли только они. В хорошем смысле слова, они сами же загнали себя в ловушку, затмив качеством изометрического слешера саму Night in the Woods. Но что же в Demon Tower такого особенного?

На первый взгляд, в её основе лежит совсем уж незамысловатая идея. Впрочем, на второй и даже на третий взгляды мало что меняется. Бледная кошка-вампир бегает по подземельям и портит жизнь их обитателям – никакой оригинальности. Разве что играть приходится не за всяких там «полых» да ищущих искупления беглых заключённых, а за воинственную котейку.

Истинные ценители, почуяв знакомый смрад сырых склепов, сразу вспомнят уютные и дружелюбные вечера, проведённые за и . Но, к счастью, разработчики почерпнули оттуда не только сеттинг. Дело в том, что у главной героини есть 9 жизней, а также очки уворотов, и постепенно их значения начинают меняться в пропорциональном соотношении, что одновременно даёт привыкнуть к боевой системе и настраивает на темп геймплея. Но это только звучит безобидно. На деле Demon Tower уровень за уровнем безжалостно урезает вам хит-поинты, вынуждая с молниеносной скоростью реагировать на летящие отовсюду стрелы и ножи своевременными прыжками. Никогда не думал, что скажу это, но играть было сложно. При этом не стоит списывать со счетов местных боссов. Не то чтобы они были неубиваемы, но к некоторым из них дорогу вы хорошо запомните, ибо перед тем, как исчадье тьмы склеит могучие ласты, сбегать к нему придется не раз и не два.

После всех этих приключений последнее, что хочется сделать – это вернуться обратно к будням Мэй. Медленными, но верными шажками они продолжают тягомотно вести по сюжетной линии вплоть до финальных титров, но сделать историю монолитной и неразделимой, к сожалению, не вышло. Night in the Woods бросается из крайности в крайность, сначала отягощая своей ежедневной ритуальной рутиной, а затем перетекая в мистическую детективную историю, что заставляет затаив дыхание ждать грандиозной развязки. Но творение Infinite Fall бессовестно обрывается на ровном месте, унося уйму недосказанностей в пучину пройденных игр.

(5 положительных / 1 отрицательный)

Infinite Fall Минимальные требования Windows 7 64-битная, процессор Intel Pentium 4 1,8 ГГц/AMD Athlon XP 1700+ 1,467 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce 210/AMD Radeon X600, 8 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam Рекомендуемые требования Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,0 ГГц/AMD Athlon 64 X2 4200+ 2,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GT 340/AMD Radeon X1900 GT, 8 Гбайт на жестком диске Дата выхода 21 февраля 2017 года Возрастной ценз не определен Платформы

PC (Windows, macOS, Linux), PlayStation 4

Официальный сайт

Игра протестирована на PC (Windows )

20 лет — лучший возраст для того, чтобы предаться ностальгии. Впереди — огромная неизвестность, а позади самые уютные, беззаботные, пусть местами и жестокие школьные годы. Колледж брошен, нервы на пределе, Мэй возвращается домой в Поссум-Спрингс, чтобы попытаться вернуть себе детство.

Бесподобная мисс Мэй

Мэй — черная кошка с кризисом идентичности, которая ведет дневник по совету психотерапевта. Ее родители — тоже, как ни странно, кошки, которые усердно работают, пытаясь выплатить ипотеку. Ее лучшие школьные друзья — шебутной лис Грегг в кожаном пиджаке и крокодил-гот Беа (крокодилица, с вашего позволения). У Грегга отношения с медведем-нердом Ангусом (да, здесь царят свободные нравы). В компанию также вхож немного странный то ли воробей, то ли амадина Герм.

Двуногие антропоморфные животные заводят себе четвероногих питомцев — в одном из диалогов Мэй пытается приструнить собеседника напоминанием, что она когда-то была нянькой для его кота. Они катаются на машинах, ходят на вечеринки, смотрят на звезды, колотят машины битой, гуляют по кладбищам. И приручают опоссумов, хотя домой забирать их смысла нет — «дикое животное».

Этот странный мир — плод фантазии Алека Холовки (Aquaria), Скотта Бенсона (Late Night Work Club) и Бетани Хокенберри, которые за милой и слегка причудливой формой прячут глубокое и всегда актуальное содержание — драму о взрослении, смятении и обретении себя.

Первая ассоциация, которая приходит в голову, когда окунаешься в этот плоский мир (Night in the Woods по форме — классический 2D-платформер), полный ярких, почти неоновых красок и деталей, — фильмы Уэса Андерсона и, конечно же, его мультфильм. Эту ассоциацию так же легко поддерживают бесконечно остроумные диалоги героев, состоящие из коротких, почти всегда бьющих точно в цель фраз, где почти каждую реплику хочется вынести себе в цитаты.

Очень странная Мэй

Даты называются прямо — год две тысячи шестнадцатый. Но, несмотря на четко проговоренное время игры, мы погружены в «старые добрые времена» где-то из восьмидесятых, так хорошо знакомые нам как по фильмам из той эпохи («Инопланетянин», «Назад в будущее» и так далее), так и по новой волне («Супер 8», «Очень странные дела»). Герои игры, которые ностальгируют по вещам, случившимся пять-шесть лет назад, на самом деле обращены к детству и юности авторов. Тут и группа Sonic Youth как главные кумиры Мэй (она, конечно же, басистка на манер Ким Гордон — и нам предстоят суровые зарубы в местный аналог Guitar Hero). Тут и видеопрокат, в котором работает Ангус. Тут и видеоигры словно из эпохи Atari — например, на компьютере Мэй установлен весь покрытый пикселями роглайк Demontower, довольно хардкорный, к слову; одна из самых любопытных игр-в-игре, что я видел.

Но при этом в торговом центре половина магазинов и развлекательных точек закрыта — что поделать, это Интернет. Он сжирает все, теперь нет смысла куда-то идти, чтобы причаститься к празднику потребления. Разве что Бог Стивенсон велит это сделать. Мир словно бы на перепутье и в ожидании чего-то большого. Возможно, даже катастрофы. На носу Хэллоуин, и все вокруг становится немного жутким — выйдя из забегаловки, Мэй с друзьями находят отрубленную руку, которую так и хочется потыкать палкой.

Night in the Woods берет очень медленный темп и состоит по большей части из проходов по одним и тем же местам с поисками разных секретов и беседами с одними и теми же персонажами. Но если медленное развитие событий вас не смущает, то от этой рутины просто не успеваешь устать: она вовремя разбавляется и мини-играми с возможностью потрогать вещи пушистыми лапами, и новыми местами, которые мы открываем вместе со старыми и новыми друзьями.

Игра ускорится только ближе к концу, а до этого вы будете погружены в бытописательство жизни Мэй и ее близких, их воспоминания, чаяния и переживания, и даже отношения с религией. Как итог — кто-то устало бросит геймпад или мышку через пару часов, а кто-то обретет в их лице виртуальных друзей хотя бы на некоторое время. Характеры написаны крупными мазками, но очень внятно и живо, в каждом встреченном персонаже улавливается личность, с которой хочется познакомиться поближе.

Мэй во ржи

Но главный персонаж здесь один. Мэй — не средство рассказать историю окружающего ее мира или движущая сила отдельного от нее сюжета. Нет, она и есть сюжет. Скачущая по проводам кошка. Заходящаяся в деструктивном угаре кошка. Перебравшая пива кошка. Кошка, которая не может рассказать, почему она бросила колледж, хотя родители ради нее влезли в огромные долги.

Щедро рассыпая черный юмор по пути, Мэй прячет за ширмой цинизма растерянность — на пороге взрослой жизни, полной рутины, потерь и каждодневных проблем, очень хочется сделать что-то безумное.

Холдену Колфилду было 14 лет, и он был старше всех взрослых. Мэй двадцать, но она хочет вернуть себе свои четырнадцать, когда все вокруг казалось таким дурацким, что исправить этот мир под себя в будущем представлялось плевым делом. Проще пареной репы: просто будь собой. Но где же себя найти?

Мэй предстоит ловить этого призрака самой себя, проверять дружбу на прочность и искать контакт с родителями. А сквозь теплоту смешных диалогов внезапно проступит жесткая критика социального устройства, стагнация маленьких промышленных городков Америки со все нарастающей безработицей и невозможность принимать только комфортные решения, когда ты скован по рукам и ногам экономически. Night in the Woods не раз сумеет удивить внимательного игрока.

Night in the Woods не поразит каким-то разнообразием игровых механик и не даст пространства для отыгрыша — решения принимать придется, но история в конечном счете линейна. От вас зависит только то, сколько вы сможете из этой истории взять для себя. В этом плане творение Infinite Fall — классическая инди-игра. То, чего мы и ждем от подобных проектов, — личное высказывание, сделанное с бесконечной любовью для тех, кто готов его выслушать и пережить вместе с рассказчиком. Для тех, кто предпочтет очередному громыхающему блокбастеру коробку из-под яблок, наполненную книгами, которые вам оставил любимый дедушка.

Достоинства:

  • «теплая ламповая» графика с неповторимым стилем Скотта Бенсона;
  • отличный саундтрек;
  • прекрасно написанные диалоги;
  • глубокие персонажи и история.

Недостатки:

  • местами рутинный игровой процесс.
Графика Двухмерный платформер с минимумом спецэффектов, но с нарисованными вручную задниками и персонажами, а также скупой, но очень приятной анимацией. Ну и главное — стиль Скотта Бенсона ни с каким другим не спутаешь. Это будет одна из самых узнаваемых игр нашего времени, вот увидите. 9
Звук Саундтрек Алека Холовки прекрасно работает в связке с текстами и графическим решением. От инди-игры всегда ждешь замечательной музыки, не так ли? А вот полное отсутствие озвучки может кого-то разочаровать. Но разве что слегка. 9
Одиночная игра Сюжет не всегда работает идеально складно, рутина с повторением одних и тех же действий засасывает, но диалоги написаны настолько блестяще, что игру можно было бы полюбить только за них. Знание английского необходимо — официального перевода не будет. Впрочем, наверняка будет любительский. 10
Коллективная игра Не предусмотрена.
Общее впечатлени е Еще один проект, который уверенно утверждает давно уже очевидное: игры — это искусство. Night in the Woods дает возможность окунуться в обаятельный мир и ловко балансирует на грани между драмой и комедией, успевая задеть множество тем. 10

Вам 20 лет. У ваших знакомых уже есть работа, планы на будущее и разумное представление о том, чего они хотят достичь в жизни. У них... но не у вас. Что делать, если вы хотите просто жить - хотите немного беспорядка? Именно в такой ситуации оказалась кошка Мэй в игре Night In The Woods. Но прежде, чем перейти к обзору Night In The Woods, давайте насладимся экраном загрузки, который станет верным спутником игроков, решивших начать это удивительное приключение.

Дом, милый (?) дом

Покинув стены колледжа, Мэй отправляется домой - в городок Поссум Спрингс - через темный лес, с этого и начинается сюжет Night In The Woods, обзор которого пойдет дальше. Вернувшись домой, Мэй общается с друзьями, прогуливается по городу, играет в компьютерные игры - делает все то же, что и до учебы в колледже, но постепенно начинает понимать, что жизнь не стоит на месте и все, что было раньше, уже давно ушло в прошлое.

Полуразрушенный городок Поссум Спрингс сильно изменился, как и его обитатели. Реальность сделала жителей жестокими, а друзья Мэй начали играть уже совершенно в другие игры...

История, которую нельзя не рассказать

Не переживайте, в «Ночь в лесах» есть сюжет... вот только куда он вас заведет - уже совершенно другой вопрос. Это спокойная игра, сотканная из маленьких сцен между друзьями, наслаждающимися друг другом, причиняющими друг другу боль, идущими на жертвы и пытающимися двигаться вперед с тем, что осталось. Все сцены без исключения написаны красиво.

Но самой большой плюс игры, который хочется отметить в Night In The Woods обзоре - это персонажи. Все они настолько разные, что придает игровому миру еще больше реальности. У каждого из всех этих животных, подвергнутых антропоморфизму, порядочности, честности и души больше, чем у персонажей многих игр, которыми мы так гордимся.

Выбирая между «нет» и «нет»

Night In The Woods - это своего рода платформер, и здесь вам придется потратить немало времени, в попытке запрыгнуть куда-либо. Но есть одна вещь, которую разработчики довольно эффективно использовали - это интерактивность. Тот факт, что вы можете выбирать, с какими персонажами вы хотите взаимодействовать - и как часто - создает атмосферу реалистичности. К сожалению, довольно часто придется делать выбор между тем, как лучше сказать «нет». Здесь вас не заставят что-либо делать. Как поступать вы решаете сами.

«... чтобы ты мог играть в игру, когда играешь в игру»


Стоит отметить в обзоре Night In The Woods мини-игры - еще один её плюс. Некоторые из мини-игр не требуют особых навыков, а лишь разбавляют линейность сюжета (игра на басу, кража магазина, кидание еды в друга). Другие же являются неотъемлемой частью сюжета и поражают уровнем качества (пиксельная полноценная игра на ноутбуке, путешествия во снах). Мини-игры вполне адекватны, но заметно замедляют темп прохождения, а ведь сами события и так развиваются довольно неторопливо.

Ночь в лесу? Ночь внутри...

Подошел к концу Night In The Woods обзор; подытожим. Фактически, большая часть игры проходит в попытках ответить на вопрос: на что мы сможем пойти и что мы выберем? На этот вопрос нет простого или сложного ответа. Но ответы, которые можно найти настолько ужасны, красивы и до боли гуманны, что оставляет чувство неоднозначности.

Да, эта игра не идеальна. Мы не идеальны. Жизнь не совершенна. Но если у вас есть терпение, вы увидите, что в откровении под названием Night In The Woods есть истинная красота. Night In The Woods - это настолько потрясающая, насколько и бесполезная игра. Это довольно линейная игра, предлагающая огромные вариации выбора. Это безумно маленький мир с невероятно огромным содержимым. Это острая и интригующая история, но моно-вокализованная и своеобразная. Это визуальный роман, это платформер, это приключение, это что-то совершенно другое.

Официальный трейлер

Пару недель назад, спустя четыре года разработки, краудфандинга и переносов, наконец-то вышла Night in the Woods. И сразу можно сказать, что все было как минимум не зря. Проект необычно подан и имеет глубокую идею в своей основе. По жанру это приключенческая игра, 2D платформер с некоторыми элементами визуальной новеллы. Алек Холаука сумел создать по-настоящему атмосферную игру, с которой хочется познакомиться поближе при беглом взгляде. Чувствуется в теплой, рисованной как бы от руки картинке и милой музыке, что-то доброе и трогательное. А может быть это ошибочное мнение и за ширмой такой оболочки скрывается какая-то мерзость. Ну, там, извращенный секс, наркотики и другой непотребный контент. Или истина где-то посередине. Давайте все выясним в сегодняшнем .

Копаясь в истории интернета сейчас, можно наткнуться на посты в зарубежных социальных сетях и форумах по типу Редита, что вот-вот выйдет чумовая игра. Датированы они иногда 2014 — 2015 годом и прикреплены коротким сюжетным трейлером. Из него было понятно: мир состоит из антропоморфного города с плохо “сбалансированными” животными. Какие-то соотношения размеров, или что-то в этом духе никого не интересуют. Главный персонаж игры — кошка. И вот она хоть убей, больше похожа на кота. Выражением так сказать лица, одеждой, да и в целом. Далее видим обнимающихся любовников лиса и медведя (явно мужчин). Тут уже могут возникнуть вопросы. Сопровождаются такие посты противоречивыми комментариями юзеров. С одной стороны – «Какая милая картинка и музыка, да и сюжет должно быть трогательный». С другой – «Это что еще за ЛГБТ-пропаганда и почему все так бредово выглядит?». Наверное, обеим сторонам, спустя несколько лет все же интересно узнать, что получилось в итоге. А имеем мы вот что.

Сюжет Night in the Woods

В возрасте 20-ти лет, черная кошка Мэй, бросив колледж возвращается в городок своего детства — Поссум Спрингс к родителям и старым друзьям. Видимо, она не выдержала взрослой жизни и на фоне экзистенциальных поисков сдали нервы. Теперь она лечится у психотерапевта и по его совету, ведет дневник со своими мыслями и воспоминаниями. Он к слову будет одним из важных элементов геймплея. Приезжает она на последнем ночном автобусе. После прикола со стороны местного жителя, она и вместе с ней игрок, начинают знакомство с этим городом.

Проходя ночью по пугающим тишиной улицам, Мэй сразу начинает сравнивать впечатления из своего детства с тем, что чувствует теперь и как все поменялось. Хотя в общем-то прошло всего 2 года. Но такой уж у нашей Мэй характер. Она возвращается в родительский дом. С родителями у неё противоречивые отношения или может мне просто показалось. И так постепенно Мэй заново вливается в Поссум Спрингс. Начинает тусоваться со своими старыми друзьями: лисом Греггом, крокодилицей-готом Боа, медведем Ангусом и воробьём Гермом. Как было понятно из трейлера, Грегг и Ангус являются любовниками геями. Вся эта дружная компания посещает вечеринки, пьют, устраивают сомнительные мероприятия и иногда делают разные гадости жителям. Но чернухой называть все происходящее не стоит. Показано это максимально безопасно (насколько это возможно, не считая пары моментов). Присутствует большое количество емких, колким и саркастических диалогов, за что игре однозначно плюс.

Основная сюжетная интрига начинается после праздника Хэллоуина, когда ребята находят отрубленную руку. Там присутствуют загадки и мистика, переплетенные со снами Мэй. Напугать такой платформер вряд ли сможет, но тревожная атмосфера иногда передается неплохо.

Мир игры Night in the Woods, сам по себе очень странный (или скорее это стёб), Животные заводят себе , воробей одной комплекции с кошкой и медведем.


Здесь четко названа дата происходящих событий — 2016-тый год. Однако по антуражу больше смахивает на конец восьмидесятых — начало девяностых. Хорошо передано чувство подросткового бунта, конфликта отцов и детей, ностальгических переживаний. Думаешь – «Пожалуй, так бы я себя и чувствовал, бросив все и вернувшись в места детства».

Итог: помню был такой мультсериал в самом начале двухтысячных “Как говорит Джинджер”. Мне почему-то он сразу вспомнился в процессе игры. Тот же дневник с записями мыслей о друзьях и родственниках, тот же кризис взросления и атмосфера провинциального американского городка. Все это можно назвать игрой на ностальгии и острой пародией на потерянное поколение интернета и гугла. Местами все это грустно, но мило и красиво.

Графика Night in the Woods

Визуальная часть Night in the Woods сделана под рисованный мультфильм. И сделана хорошо, несмотря на вышеупомянутые баги. Может это и не баги вовсе, а авторская задумка с целью донести еще какую-то идею. Картинка добрая, на неё приятно смотреть. Претензии к отсутствию должной детализации карт, думаю, тут неуместны. Такой уж стиль выбран. Анимация движений тоже радует. Мэй мило бегает, прыгает, совершает разные действия. Взаимодействие с дневником и разными предметами, происходит не просто так. В такие моменты, показаны лапы Мэй от первого лица. Вроде мелочь, а приятно.

Итог: графика тут отлично работает на создание нужного настроения. Будь бы выбран какой-то другой стиль, не быть игре такой притягательной. А так, уютная ламповость наше всё.

Геймплей Night in the Woods

Если сравнивать игровой процесс с более известными играми, то первое что приходит на ум “Южный Парк: Палка Судьбы”. Действительно, тут такое же управление персонажем, перемещение по локациям, взаимодействие с игровыми персонажами. Классический для платформера вид сбоку. У нас есть главная героиня и мы проживаем её жизнь (можно сказать, прожигаем) в американском городке. Общаемся с друзьями, выполняем различные квесты, появляющиеся из сюжетных ситуаций. Много моментов головоломок, когда непонятно, куда дальше идти и что делать. Решение нужно искать самому. При взаимодействии с некоторыми предметами, игрок управляет рукой Мэй (передней лапой точнее) от первого лица. Это скорее нужно как антураж, чем составляет задание или препятствие.

Более интересные события и даже с экшеном, происходят во снах нашей кошечки. Там нужно ловить неких музыкантов, но это слишком сюрреалистично, чтобы описывать. Отдельного внимания заслуживает ноутбук Мэй. В нем установлена игра по типу старой версии . И установлена не для красоты. При желании её также можно проходить со всеми вытекающими. Естественно мультиплеера здесь нет.

Итог: для подобной игры, тут неплохое разнообразие действий и ситуаций. Общаемся, бываем на мероприятиях, ведем дневник и копаемся в его записях с анализом, путешествуем по снам, играем в игру на ноутбуке. В этом плане тут конечно далеко до “Южного Парка”. Это как “Южный Парк”, но сильно обрезанный (фанаты SP поймут). Но это только касательно геймплея. Сеттинг, посыл, историю, сравнивать у них конечно нельзя. Может затянуть на несколько часов. Длительность сюжета небольшая.

Саундтрек Night in the Woods

У игры чувственная, пронизывающая музыка. Ну, еще бы, ведь создатель знаменит своими композициями. Тут без нареканий. Просто хорошо.

Заключение

Все-таки трудно тут дать однозначную оценку данному проекту. Это и милая ламповость, и социальный протест в одном флаконе. не тянет на шедевр. Рекомендовать всем и каждому в обязательном порядке не стоит. Своего игрока она найдет сама или он её. В своем направлении, пожалуй, достойно и недорого.

Системные требования Night in the Woods: PC (Windows, macOS, Linux), PlayStation 4

Минимальные:

Windows 7 64-битная, процессор Intel Pentium 4 1,8 ГГц/AMD Athlon XP 1700+ 1,467 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce 210/AMD Radeon X600, 8 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam.

Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,0 ГГц/AMD Athlon 64 X2 4200+ 2,2 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта NVIDIA GeForce GT 340/AMD Radeon X1900 GT, 8 Гбайт на жестком диске.

В картине «Т2 Трейнспоттинг» (незапланированный сиквел культового фильма «На игле») бывший наркоман Марк Рентон после многолетнего отсутствия возвращается в родной городок и с тоской узнает, что ничего там не изменилось, в особенности — старые друзья-лоботрясы. С похожей проблемой столкнулась боевитая кошка Мэй Боровски – главная героиня . Бросив колледж, она в компании школьных приятелей ушла с головой в такое же мелкое хулиганство, что и герои «На игле». Только в иных условиях – в атмосфере мистики под стать сериалу «Твин Пикс».

Каникулы по-кошачьи

– представительница сугубо «артхаусного» ответвления независимых игр. На одной стороне – геймплейно доходчивые и , на другой – детище дизайнера и композитора Алека Холовки (соавтор ) и художника Скотта Бенсона . отгремела далекой осенью 2013 года, выпустить аркаду планировалось в январе 2015-го, однако авторы неоднократно cдвигали дату релиза – как , творческие специалисты, избавленные от нагоняев строгого издателя, никуда особенно не спешат. Ну сами подумайте, как делать «артхаус» без вдохновения? А вдохновение, как известно, товарищ капризный.

Холовка и Бенсон подавали как интересную историю, где игровой процесс сознательно задвинут в тень. Потому-то проводить параллели с кино просто («Т2 Трейнспоттинг», «Твин Пикс», «Бедная богатая девочка»…), а вот с похожими играми – загвоздка. Разве что «подростковая» на ум приходит и, с оговорками, .

Пушистику Мэй – 20 лет (в мире людей заменяют антропоморфные животные). Это безответственная и крайне скучающая особа – руки по колено, усталый взгляд, правое ухо подрагивает, выдавая нервишки. Бывает, подбадривает себя, уставившись в зеркало. Единственный ребенок в семье, она бросила учебу по важной причине (до поры не говорит, какой именно) и прикатила в Поссум Спрингс – крохотный городок, раньше процветавший за счет месторождения угля. Но шахту закрыли, и Поссум Спрингс помчал под откос: работы нет, люди уезжают, магазинчики разоряются один за другим.

Тяжело возвращаться на родную улицу не состоявшемуся специалисту, и вдвойне тяжело – по-прежнему ребенку. Хоть Мэй и 20, алкоголь ей не продают, водительских прав нет, так что в глазах ребятни она – бесполезный подросток-переросток.

Тем не менее, Мэй рады старые товарищи, с которыми она пакостила за школьной партой. Правда, возникает диссонанс – это взрослые люди, пусть и сохранившие былой задор: энергичный лис Грег, обстоятельный медведь Ангус и прожженная курильщица Беатрис. Да, Грег и Ангус – пара гомосексуалов! Видимо, для нынешних сценаристов самый простой способ заставить обратить внимание публики на персонажей – вписать их в ряды ЛГБТ-сообщества. Зачем выдумывать что-то яркое и неординарное наподобие агента Сноу из «Напролом» или хрестоматийного Нео? Напиши, что герой – гей или трансгендер, и это наверняка станут обсуждать.

Незадолго до того, как лапки Боровски-младшей ступили на землю Поссум Спрингс, таинственно сгинул Кейси Хартли – еще один ее приятель. Вообще тут часто пропадают люди, и увидеть в пыли у закусочной отрубленную руку – не самая безумная ситуация. Кошка решает разобраться – в чем подвох, кто стоит за похищениями?

Несмотря на подавляющий массив положительных отзывов о в Steam, пользователи упоминают рутину. День Мэй строго расчерчен на несколько отрезков: проснулись, прочитали почту, нырнули в «рогалик» Demontower, поговорили с мамой на кухне, сбегали с Грегом, Ангусом или Беатрис на поиски приключений, вечером посидели перед телевизором с папой. Не удивительно, что народ уезжает из Поссум Спрингс! Иначе сойдешь с ума и примешься воровать подростков или размазывать битой бутылки на помойке.

Игру спасает необычное визуальное оформление – должно быть, на него-то и «клюнула» большая часть аудитории. В Поссум Спрингс заботливо анимированы осенние листочки, глаза прохожих синхронно следуют за Мэй, когда та скачет по заборам и проводам, под ногами беспорядочно суетятся белки и пичуги… Город поделен на компактные локации, увы, с ощутимыми загрузками при переходах. Еще лишена озвучки – серьезно, я устал читать и добивал игру «на автомате». Одни и те же лица, одни и те же маршруты… забыл сказать, у Мэй проблемы с психикой, и виноват в этом, пожалуй, Поссум Спрингс. Твин Пикс у Линча тоже населяют сплошь сумасшедшие.