Одной из примет постигшей. Сквернословие

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров, и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне неизбирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа. Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал не только ложь, лицемерие, дерзость клятвопреступлений, потерю любовного союза, ненасытное сребролюбие, безмерное употребление вина и обжорство, но и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов». Конечно, было бы упрощением, говоря о сквернословии, все сводить к социальным или к идеологическим причинам. Инвективная (оскорбительная) и непристойная (выходящая за рамки принятого) лексика существует во многих языках и культурах. Именно из слов такого рода складывается лексический состав сквернословия, или мата. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции – при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга. Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них – представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Кстати, имея столь древнюю историю, лексика, которая сегодня входит в зону табуирования, далеко не всегда осознавалась как неприличная. Например, одно из самых распространенных в наши дни ругательств – нецензурный синоним проститутки и производные от него слова свободно проникали в книжные источники еще в конце XVII века. Однако постепенно эти слова стали восприниматься как «срамные» и в 1730 году, как говорят специалисты, были запрещены в книжных источниках чуть ли не специальным указом. Второй миф, в чем-то противоположный первому, – убеждение в особом пристрастии к мату именно русских. Мол, уже в глубокой древности наши предки не могли обойтись без соответствующей лексики даже в ритуальных действиях, даже в свадебных обрядах. Действительно, у восточных славян, как, впрочем, и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба как источник урожая. Да, на русских свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в будущей жизни), часто, на наш современный взгляд, непристойные. Естественно, подобные представления и ритуалы по необходимости должны были иметь свой особый словарь – однако тогда входящие в него слова не воспринимались как неприличные. И только по отношению к более поздним временам, когда с принятием христианской культуры на лексику «телесного низа» был наложен запрет, можно говорить о ритуальном сквернословии, которое бытовало еще в прошлом столетии. Например, русский крестьянин, отпугивая нечистую силу, совсем не обязательно осенял себя крестным знамением, но, веря в то, что «черт матюгов боится», мог для «обереги» использовать нецензурную лексику. В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях. Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, никак (или почти никак) не отмечены, они входят в обычные словесные ряды их лексико-фразеологического тезауруса (словаря) и используются, можно сказать, автоматически – и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны привычно и уныло матерящиеся студенты, инженеры и врачи. Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверное вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям. Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия (кто-то, наверное, легко вспомнит слова, которые он произносит или хочет произнести, когда, изо всех сил ударяя молотком по гвоздю, попадает себе по пальцу). Часто, хотя и не всегда, аффективный мат представляет собой оскорбление. Кстати, существует точка зрения, согласно которой именно возможность снятия сильного психофизического напряжения за счет употребления запретной лексики как раз и является основной причиной ее существования. Причем чем сильнее табу, тем большую эмоциональную разрядку приносит нарушение запрета. Поэтому, дескать, в разных культурах создаются и, естественно, табуируются оскорбления того, что является священным или жизненно важным для данного этноса: у русских это оскорбление матери (в славянских культурах ценится родство по материнской линии), у католиков – Мадонны и т.д. Наиболее оскорбительное выражение, бытующее у чукчей и эскимосов, можно перевести примерно так: «Ты – неумеха». Английский медицинский журнал прошлого столетия писал: «Кто первым на свете обругал своего соплеменника, вместо того чтобы дубиной раскроить ему череп, тем самым заложил основы нашей цивилизации; ведь если вы кому-то наступили на мозоль, он вас или ударит или обругает, то и другое одновременно вряд ли возможно». Хотя последнее утверждение весьма сомнительно, мат как разновидность аффективного поведения реально существует. Но и он, разумеется, находится за пределами «культурной рамки» общения. Кстати, это хорошо понимают и сами носители языка, причем далеко не только самые интеллигентные из них. В результате предпринимаются попытки (это характерно и для детской среды) вытеснить нецензурные слова, заменить их другими. Именно в этом причина распространения слова блин в своеобразной междометной функции: «Вот, блин, опять не получается». И, хотя здесь присутствует явный и нескрываемый фонетический намек на «первоисточник», это все же не грязное ругательство. Еще одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. Диапазон этой разновидности мата весьма широк – от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных (на публике) выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей. Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют? Мат – это, увы, объективная суровая реальность. Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Вряд ли. Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений. Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном (на порядок, на несколько порядков) повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена или проститутку с площади трех вокзалов никто не научит говорить на другом языке. Но многое можно сделать в микроколлективе – в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет. С. Виноградов, кандидат филологических наук


В современном мире, кажется, нет таких людей, которые не использовали бы хоть изредка нецензурную лексику в своей речи. Но раньше употребление бранных слов считалось явным признаком бескультурья, и поэтому редко можно было бы услышать нецензурные слова от умных, культурных, воспитанных людей, нежели сейчас. Автор данного для анализа текста задумывается над проблемой того, является ли сквернословие культурной катастрофой.

Виноградов размышляет над тем, что каждый человек, независимо от его умственного и духовного развития, может позволить в своей речи под воздействием эмоций употреблять бранные слова, но также отмечает, что именно привычное сквернословие свойственно людям с низким уровнем культуры.

В произведении А. Н. Островского "Гроза", Дикой- образец сквернословия. Он со всеми разговаривает грубо, употребляя в речи нецензурные слова. И важно отметить, что это человек, чье духовное развитие на очень низком уровне.

Так же в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" госпожа Простакова- грубая, невежественная, некультурная женщина.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • По тексту С.Виноградова «Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы...»(Проблема влияния сквернословия на человека)

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие.

Эта проблема, конечно, имеет важное значение, она всегда актуальна, потому что сквернословие вошло в речь очень многих людей разного возраста. Можно услышать матерщину даже из уст детей, подростков. Виноградов считает, что это – одна из примет культурной катастрофы. Он говорит, что сквернословие существует в разных вариантах. Во-первых, свойственно людям с невысоким уровнем культуры, для которых мат привычен в любых ситуациях, даже в семье. Во-вторых, является эмоциональной реакцией человека. Это так называемое аффективное сквернословие. В-третьих, мат употребляется как вызов обществу, эпатаж, чтобы намеренно нарушить правила приличия. Виноградов подчёркивает, что «мат – это, увы, объективная суровая реальность», что он не только оскорбляет других людей, но и разрушает самого человека.

Позиция автора такова: он призывает: «Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет». Я поддерживаю этот призыв, потому что речь – это признак нашей культуры, отношения к людям, к окружающему миру.

В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» речевая характеристика героев играет большую роль. Мать Митрофанушки, помещица Простакова, бранными словами осыпает не только слуг (портного Тришку, няньку Еремеевну, учителей сына), но и собственного мужа. Она груба, необразованна. Писатель подчёркивает, что её речь говорит о низком культурном и человеческом уровне. Фонвизин призывает читателя задуматься не только о проблемах, поставленных в произведении, но и своём отношении к слову, к русскому языку.

Нельзя не вспомнить стихотворение в прозе великого русского писателя И.С. Тургенева «Русский язык». В этом произведении автор называл наш язык «великим и могучим, правдивым и свободным». Говорил, что такой язык может быть дан только великому народу, подчёркивал его неисчерпаемое богатство. Ведь нет такого предмета, явления, которое нельзя было бы выразить русским словом. Сегодня же происходит неоправданное засорение языка скверными словами. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», — писал Тургенев. Давайте последуем этому совету.

Интернет стал частью нашей жизни. И даже на различных сайтах и в блогах его нашло себе место сквернословие. Это тоже говорит о культурном уровне некоторых его пользователей. Но я думаю, что далеко не всем приятно читать материалы, в которых употребляется мат. Даже среди моих друзей есть люди, которые не приемлют матерщины. Значит, не всё ещё потеряно.

В заключение хотелось бы вернуться к призыву автора текста быть нетерпимыми к сквернословию, беречь наш богатый и красивый русский язык и дорожить им.

Тема урока

Подготовка к сочинению - рассуждению на основе исходного текста (подготовка к ЕГЭ, часть 3 С. Текст С. Виноградова «О сквернословии». Приложение 1.).

Цели урока:

Образовательные : подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения на основе комплексного анализа исходного текста (подготовка к ЕГЭ), повторение знаний о публицистическом стиле речи, формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ (учащиеся должны понимать и уметь анализировать текст, а также выполнять задания, подобные экзаменационным).

Развивающие : дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся:

Определять проблематику текста,

Умение видеть в тексте языковые средства выразительности,

Умение создавать собственное высказывание на основе исходного текста.

Воспитательные:

Воспитание культуры речи; повышение требовательности к своей речи;

Воспитание у подростков осознанного неприятия сквернословия;

Воспитание бережного отношения к языку.

Задачи: закрепить умения

Формулировать основную проблему исходного текста;

Комментировать проблему с опорой на текст;

Формулировать главную мысль текста;

Излагать собственное мнение по проблеме с привлечением аргументов.

Тип урока: урок развития речи.

Методы: проблемный, исследовательский (анкетирование и наблюдение за речью окружающих), частично – поисковый (использован при работе с текстом), репродуктивный метод (работа с учебником, опорными схемами), дифференцированное обучение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приёмы: постановка проблемы, выразительное чтение, анализ текста, составление плана, работа со словарями.

Вид урока: практикум.
Оборудование : словари, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, текст С. Виноградова «О сквернословии» (Г. Т. Егораева «Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Реальные тесты. 2012. Издательство «Экзамен», Москва, 2012), опорные схемы, шаблоны для написания сочинения.

В качестве домашнего задания учащимся предлагалось записать высказывания великих людей о русском языке. Учащиеся готовили сообщения о необходимости бережного отношения к русскому языку, о вреде сквернословия, проводили анкетирование (Приложение 2). Подготовительная работа велась в группах.

Ход урока.

На доске записан эпиграф урока:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

И. С. Тургенев.

1). Оргмомент. Подготовка к активной познавательной деятельности. Психологический настрой на урок, умение переключить внимание на учебную деятельность.

2). Сообщение темы.

3) Целеполагание и мотивация. Вовлечь учащихся в процесс постановки целей и задач урока. Осознание целей урока каждым учащимся.

Сегодня на уроке мы продолжаем подготовку к ЕГЭ. Используя полученные знания, попробуем провести целостный (комплексный) анализ текста. Каков будет итог нашей работы?

Написать сочинение- рассуждение на основе исходного текста- это цель нашего урока.

Чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, что мы должны уметь? Какие задачи сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?

- понять авторский текст,
- сформулировать проблему исходного текста,
- прокомментировать её с опорой на текст,
- сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
- сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
- написать сочинение-рассуждение.
Целью комплексного анализа текста является выявление авторского замысла.

Обращаю ваше внимание, что все произведения, которые будут звучать на уроке, вы можете использовать в своём сочинении в качестве литературных аргументов.

4). Работа по теме урока.

Проверка домашнего задания.

-Начнём урок с проверки домашнего задания. Дома вам нужно было найти высказывания великих людей о русском языке. Давайте прочитаем их.

Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке! Обратите внимание на слова И. С. Тургенева, записанные на доске. Более 100 лет назад, в 1882 году, на склоне лет, незадолго до смерти, великий русский писатель И. С. Тургенев написал свое знаменитое стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (июнь 1882г.) Случайно ли, обращаясь к русским писателям, да и ко всем русским людям, страстно призывал он: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». В жизни ничего не бывает случайного. И, наверное, не является случайностью, что незадолго до смерти великий писатель задумался о судьбе родного языка? Не кажется ли вам, что его слова являются пророческими? Не минутная же прихоть заставила Тургенева мысленно обратиться к родному языку в раздумьях над судьбами родины. Пусть слова великого писателя будут напутствием нам в жизни.

Спустя несколько лет уже другой русский писатель Иван Алексеевич Бунин страстно призывал:

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

Он считал, что слово, речь - вот что может противостоять смерти:

«Россия и русское слово есть нечто нераздельное», - писал он.

А в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на призыв своих старших товарищей:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не страшно остаться без крова,-

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Для того чтобы уничтожить народ, совсем необязательно его завоёвывать, достаточно уничтожить его культуру, прежде всего его язык. Поэтому так важно понять смысл этих слов:

сохраним слово! Не дом, не жизнь, не родину даже - но слово. Потому что в слове - все. И дом, и жизнь, и родина. И вера. В слове воплощено духовное богатство народа - вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.

У Н. Доризо есть строки:

Любой язык – по своему велик –

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Постановка проблемного вопроса.

Как же мы с вами, их потомки, выполняем заветы великих писателей? Как мы относимся к великому и могучему русскому языку? В каком же состоянии находится сегодня русский язык? Ребята, к большому сожалению, грубость и матерщина стали в нашей жизни почти обыденностью. Что же нужно сделать для того, чтобы ругань и мат воспринимались как зло? Вот на этот проблемный вопрос мы и попытаемся ответить.

Обратимся к тексту С. Виноградова. Впервые этот текст был напечатан в журнале

«Наука и жизнь» №4 за 1993 год. Прочитаем текст (сборники есть у каждого ученика).

5). Анализ текста. Определение уровня владения учащимися навыками анализа текста.
Какова тема текста?

Тема текста обычно предъявляется во вступлении. Цель вступления в публицистических текстах: вызвать у читателя определённое чувство, эмоционально настроить его, создать состояние напряжённого ожидания. Удалось ли автору заинтриговать читателей? Найдите ключевые слова во вступлении (катастрофа и сквернословие).

Что такое сквернословие? Работа со словарями (словарь В. И. Даля)

Сквернословие - это речь, наполненная грубыми неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. от слова «скверна». В словаре Даля читаем: скверна-мерзость, гадость, пакость, гнусность, грязь, гниль, мертвечина, вонь, кал; смрад; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное». Этот запах гнили, смрада, вони витает в воздухе, которым мы дышим. Люди выпускают его из себя, когда сквернословят и отравляют всё окружающее.

Катастрофа - событие с несчастными, трагическими последствиями.

Попробуйте определить стилевую принадлежность текста и ведущий тип речи. К какому стилю отнесём текст? Какому адресату предназначен текст? Каковы цели публицистического стиля и его основные признаки?

Обычно писатели обращаются к публицистическому стилю, когда хотят привлечь внимание к каким-то общественно-значимым нравственным проблемам, актуальным вопросам современной жизни.

Основная функция произведений публицистического стиля – воздействующая: обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействие на людей, формирование определённых взглядов, убеждение в чём-то, побуждение к тем или иным поступкам. Текст написан в таком стиле, что вызывает определённую реакцию у адресата.

Попробуем определить, какую же проблему выдвигает автор. Выберите три-четыре тезиса, которые помогут сформулировать проблемы текста. Что его волнует?

Проблема текста – это сложный вопрос, который требует исследования, это “сквозная” мысль, волнующая автора.

Виноградов рассматривает проблему распространения сквернословия в нашем языке, обществе, в нашей жизни (Предложения № 1, 7, 20.), проблему чистоты языка, отношения к родному языку.Автор привлекает внимание читателей к очень важной проблеме.

Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст . Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).

Проблема социально-значимая,важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, наболевшая, животрепещущая.

Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? Почему автор предпочёл именно эту проблему? Актуальна ли она? Насколько злободневна сейчас? Докажите это словами текста. Как сам автор отвечает на поставленный вопрос?Как характеризует автора выбор данной проблемы?

Каков тип речи?

Рассуждение с элементами описания. Автор выдвигает тезис и доказывает его.

Итак, тема текста и проблематика определены.

Нам легче будет прокомментировать позицию автора, если мы понаблюдаем за композицией текста. Сколько частей можно выделить в тексте? Выделим части текста. Помните, что границы микротем часто совпадают с абзацами. Однако количество микротем и абзацев не всегда совпадает: в одном абзаце может быть две микротемы или микротема может занимать два абзаца. Кроме того, есть так называемые «свободные» предложения. Они открывают и заканчивают текст, комментируют мысль, выраженную в микротеме, и поэтому автор может вынести их в отдельный абзац. В заключении повторяется основная мысль, высказанная во вступлении.

Сформулируйте главные мысли каждой части.

Культурная катастрофа – вот как автор характеризует обвальное сквернословие, ставшее для большинства людей речевой нормой. Катастрофа - событие с несчастными, трагическими последствиями (комментирование первой микротемы). Предложения 2-6.

В предложениях 25-29 рассуждает о рецептах излечения от сквернословия.

Какова главная мысль текста, его идея? Чтобы определить идею текста, выполним тест.

В каком предложении заключена идея текста:1) 32) 123) 29

Главная мысль текста выражена в побуждении к действию, в призыве автора в предложении № 29.

«Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет».

В каких предложениях открыто звучит авторская позиция?

Предложения 21, 22, 23.

Какова ваша позиция? Согласны ли вы с автором, его мыслями ? Опасно ли сквернословие? Надо ли с ним бороться? Сформулируйте и аргументируйте собственное отношение к поставленной проблеме.

Ответы учащихся с привлечением дополнительного материала (работа в группах). (Приложение 2)

Какие рецепты от этой болезни существуют? Что говорит по этому поводу автор?

Ответ на этот вопрос содержится в предложениях №26-29.

Как же бороться со сквернословием? Можно ли избавиться от этой болезни? Что по этому поводу считает автор? (ответ в последнем абзаце. Предложения 25 - 28). А какие рецепты предложите вы?

Начинать нужно с себя. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Это наше зеркало. И пусть оно не будет грязным. Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений. Вспомните слова А. И. Солженицына, уместные в данной ситуации: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире,- но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. Пусть все говорят, а я не буду. (можно привести результаты анкетирования, проведённого в процессе подготовки к уроку. Приложение 3).

Уметь культурно отдыхать, владеть приемами снятия психологического напряжения.

Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.

Научиться просить прощения, прощать самому.

Тренироваться говорить вежливо и красиво. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях. Постоянно заниматься самосовершенствованием. - Читать хорошую литературу. Быть разборчивым в выборе друзей. Искренне любить людей и бояться их обидеть.
- Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются.

Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делать ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например: «Ты сегодня очень хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть», «Ты потрясающе здорово отвечал на уроке» и т.д.

Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

6). Групповая дифференцированная работа. Выполнение заданий в ходе самостоятельной работы учащихся. Приступаем к работе! (каждая микрогруппа получает лист бумаги с названием микротемы, на котором выполняется работа. Одна микрогруппа пишет вступление, вторая –формулирует и комментирует позицию автора, третья_аргументирует собственное мнение, опираясь на жизненный и читательский опыт. К концу урока из кусочков групповой работы получается связный текст. В качестве литературных аргументов можно привести произведения, прозвучавшие на уроке).

Выступления учащихся, анализ выполненной работы.

7) Подведём итоги урока:

Заинтересовала ли вас тема урока? Что нового узнали?

– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?
– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Что пожелаете своим одноклассникам?

Всем спасибо за работу.

Литература:

Г. Т. Егораева «Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Реальные тесты» 2012. С. Виноградов «О сквернословии». Издательство «Экзамен», Москва, 2012 год.

«Русский язык 5-9 классы. Интеллектуальный марафон. Внеклассная работа в школе». Авторы-составители: Т. А. Курушина, В. А. Басистая и др. Волгоград, издательство «Учитель» 2009 год.

«Русский язык. Подготовка к итоговой аттестации. 9-11 классы» Авторы-составители: Н. Я. Нелюбова, Н. Ю. Кадашникова, Е. В. Попова и др. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 год.

Приложение 1.

1) Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие. 2) Оно гнездится не только в группках тусующихся тинэйджеров и давно уже перестало быть «лингвистической прерогативой» пьяного грузчика в овощном магазине. 3) Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. 4) Глубоким анахронизмом стало правило «не выражаться при дамах»: мат ныне не избирателен по полу, и некоторые «дамы», особенно в нежном возрасте, способны заткнуть за пояс иного бомжа.

5) Обвальное сквернословие вообще, по-видимому, спутник кризисных времен. 6) Историк и мыслитель XVII века дьяк Иван Тимофеев среди пороков и грехов, которые привели к едва не погубившей Россию Смуте, упоминал и «зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов».

7) В наши дни сквернословие существует в разных проявлениях, как бы выступает в нескольких ипостасях.

8)Прежде всего – это привычное сквернословие, свойственное людям с невысоким уровнем культуры. 9) В этом случае матерные слова и выражения для человека, который их употребляет, используются, можно сказать, автоматически – и как единицы именования соответствующих предметов и действий, и как междометия, выражающие разнообразные чувства, и как балластные наполнители речевого потока (подобно тому, как некоторые другие люди поминутно говорят: вот, так сказать, значит). 10) Привычный мат – это абсолютное и законченное проявление бескультурья. 11) Хотя он и связан с уровнем образования, но не напрямую: я, например, знал крестьян, за плечами которых было два класса церковноприходской школы, но для которых матерное слово было столь же противоестественно, как лень или плохая работа; в то же время мне известны матерящиеся студенты, инженеры и врачи.12) Основная среда формирования привычного сквернословия – семья, основная причина – культурный вакуум, царящий в ней. 13) Поэтому сквернословие так устойчиво: ребенок, который ежедневно слышит, как его родители «ласкают» друг друга забористым словом, почти наверное вырастет «матерноговорящим» и передаст эту привычку своим детям.

14) Широко распространено так называемое аффективное сквернословие. Оно связано с выражением какого-либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека на ситуацию, слова или поведение других людей, даже на собственные действия.

16) Еще одно из проявлений сквернословия – намеренный эпатаж, вызов обществу, потуги разрушить общепринятые правила приличия. 17) Диапазон этой разновидности мата весьма широк – от элементарного лингвистического хулиганства, надписей на заборах и в туалетах до манерно-циничных выступлений некоторых представителей интеллигенции и, так сказать, произведений искусства – книг, кинофильмов, спектаклей. 18) Да, в текстах великой русской литературы немало строк и строчек, где соответствующие слова даже в академических изданиях стыдливо заменялись отточиями. 19) Но разве есть что-нибудь общее между ними и матом в угоду моде, для создания ореола скабрезной скандальности или просто потому, что иначе говорить не умеют?

20) Мат – это, увы, объективная суровая реальность. 21) Отчетливо осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? 22) Вряд ли. 23) Ведь сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека: мат как бы становится частью его менталитета. 24) Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из матерных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений.

25) Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. 26) Ясно одно: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. 27) Не нужно тешить себя иллюзиями: спившегося люмпена или проститутку с площади трех вокзалов никто не научит говорить на другом языке. 28) Но многое можно сделать в микроколлективе – в классе, студенческой аудитории и особенно в семье. 29) Давайте будем нетерпимы к сквернословию – наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет.

Приложение 2.

А) Мат для многих сегодня перестал быть ненормативной лексикой. На нём теперь разговаривают. Но мат – не просто неприлично, эти слова негативно влияют на здоровье, считает Станислав Зенин, завлабораторией биофизики воды НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина. «Слова и мысли способны изменять среду, окружающую человека. Бывает, приходишь в квартиру и чувствуешь себя в ней легко. А в другой – неуютно. Таков результат взаимоотношений людей, живущих в этих квартирах. Если в доме постоянно ругаются, то это не в лучшую сторону изменяет его ауру. Сквернословие изменяет пространство. Попадая в такую среду, организм начинает подстраиваться под негатив.

Б) Особенно опасно сквернословие для детей. Их интеллектуальное развитие зависит, главным обзором, от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие такихдетей заторможено. Если ребёнок слышит только речь, состоящую из двух-трёх десятков слов и выражений (в основном неприличных), то ни о каком душевном и умственном развитии этого ребёнка не может быть и речи. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются иногда бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

В) Исследования показали, что у матерщинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут к всевозможным болезням.

Не рискуя экспериментировать на людях, подвергая их ругани, ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились. На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.

Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.

Г) Сквернословие – это сильное зло. Это болезнь интеллекта, беда искажённого сознания. Очень часто человек, привыкнув пользоваться нецензурной лексикой вместо обычных слов, отвыкает говорить на нормальном языке. Попадая в незнакомое нормальное общество, он старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать неприличного слова. Постепенно человек утрачивает способность нормально говорить, но сохраняет способность сквернословить. Учёные назвали эту болезнь «синдромом Туретта» (или копролалия, от греческого копрос – кал, грязь и лалия – речь. Так в медицине называют непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани).

Приложение 3.

Анкета (анонимная):

    Часто ли вы используете нецензурные слова в своей речи?
    а) В общении в “своем” кругу

б) Использую, но очень редко

в) вообще не использую никогда

    Что провоцирует вас на нецензурные слова и выражения?
    а) Не могу иначе выразить свои чувства

б) злость на что-то или кого-то

3. Что (или кто) является для вас источником “новых” слов и выражений?
а) друзья

4. Считаете ли вы допустимым слушать брань из уст одноклассников?
а) Иногда можно, если нужно

б) никогда

Анкета "Сквернословие в моей жизни"

Класс_______ «___»

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _____________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? _____________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? __________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? _____________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ____________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? ______________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _______________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _________________________________

__________________________________________________ __________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? ________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? __________________________________

_____________________________________________________________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? _____________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!

Сочинени о сквернословии

Я с интересом прочитал текст С. Виноградова, в котором он размышляет над проблемой сквернословия.

Размышляя над повальным сквернословием, которое широко распространено в обществе и является проявлением бескультурья, автор считает, что мат является спутником кризисных времен, и приводит в пример такое историческое событие, как Смута, которая случилась на Руси в семнадцатом веке. С Виноградов уверен, что «нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия», единственный путь – « повышение культурного уровня как общества, так и отдельного человека».

Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что нецензурная брань - это разрушительное для общества явление, которое показывает низкий культурный уровень и общества, и отдельно взятого человека. У русского народа существует множество пословиц, которые показывают насколько ужасно сквернословие, ведь оно убивает душу человека, его сердце. "От гнилого сердца и гнилые слова"- лучше и не скажешь!

Протоиерей Александр Новопашин в статье «Гнилые слова» пишет, что «печальная примета нашего времени - не только праздные, пустые, никчемные, но и гнилые «матерные» слова». Они настолько прочно вошли в наш лексикон, что сегодня «матом уже не ругаются, матом - говорят, общаются между собой». Священник, обращаясь к молодежи, дает полезные советы, как избавиться от этой пагубной привычки.

В Интернете, на сайте «Для молодых», познакомился с интересной информацией о работе ученых, доказавших, что человек, который употребляет ненормативную лексику, раньше стареет и ухудшает свой генофонд. Меня поразил тот факт, что, оказывается, мат губительно влияет на все живое, в том числе и воду: замерзшая вода при воздействии на неё мата приобретает затхлый вкус... А ведь человеческий организм в большей части состоит из воды…

, изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам все более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата.

Постараемся показать исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него.

Начнем с того, что мат — явление древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал еще апостол Павел. В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы еще вернемся.

В чем же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению? Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производные от них слова.

Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.

Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоеваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.

Одним из распространенных мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были еще до монголов. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов.

Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе царя Алексея Михайловича 1648 года подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

За срамословие Бог попускает на человека различные беды, напасти и болезни. В медицине есть род психического заболевания (правда, плохо изученного), когда человек, может быть, даже далекий от грязной брани, страдает необъяснимыми припадками. Больной вдруг начинает помимо своей воли изрыгать потоки нецензурной брани, часто очень изощренной. Иногда хулит святых и Бога. Для верующего человека все очевидно. В духовной практике это называется одержимостью, или беснованием. Бес, находящийся в одержимом, заставляет его произносить страшные ругательства и хулу. Из практики известно, что такого рода беснование может случиться по попущению Божию даже с детьми.

Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов.

Приведу пример того, как действует так называемое «черное слово», то есть выражения с упоминанием черта.

Один человек очень любил употреблять это слово к месту и не к месту. И вот приходит он как-то домой (а посередине его комнаты стоял стол) и видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришел?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовешь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история.

Как священник могу привести немало подобных случаев даже из своей небольшой практики.

Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, черные слова, сам открывает двери своей души этой силе.

Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творя грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймет, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.

Помимо того что матерщина духовно вредит, она культурно обедняет человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матюги, которые чаще всего употребляются для связи слов и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Употребляя скверные слова, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки.

Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.

Каждому молодому человеку, употребляющему матерную брань, следует задать себе вопрос: будет ли ему приятно, когда его маленькие сын или дочь станут при нем ругаться матом? В американских семьях существует очень интересный обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом, ведь мерзкие слова пачкают и сознание, и душу, и слух, и произносящий их рот. Неплохо бы и нам ввести для своих детей подобный обычай.

Однажды мы с супругой отдыхали в подмосковной деревне Фенино. И там повстречали маленького мальчика, который только недавно начал говорить. Ему было года три. И вот в его ничтожном словарном запасе уже присутствовала матерная брань. Что же будет дальше?

Часто молодые люди ругаются матом, чтобы показаться взрослее, мужественнее, сильнее. Слышал шутку. Прапорщик отчитывает солдат: «Ну что вы материтесь как дети?» В каждой шутке, как известно, только доля шутки.

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним. Если вы ругаетесь в присутствии девушек и сами позволяете им ругаться, какие же вы после этого мужчины?

Но как же, скажете вы, по телевидению мы сейчас часто слышим матерные слова? Не все, что на TV, правильно и хорошо. То, что показывают, нужно обязательно фильтровать. Современное телевидение коммерческое, и ничего случайного там показывать не будут. Это либо реклама (явная или скрытая), либо проплаченный заказ. Голова нам дана не только чтобы втыкать в уши MP-3 плеер, но и чтобы думать, анализировать, а не слепо за кем-то идти. Зачем нам нужно плясать под дудку тех, кто хочет, чтобы мы превратились в тупое, обкуренное стадо баранов, жующих жвачку попсы?

Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.

Игумену Савве (Молчанову), который окормляет очень много военных, один армейский чин рассказал, что он долго не мог избавиться от страсти сквернословия. Искоренил он эту привычку таким образом. Как только у него вырывалось «гнилое слово», он брал это на заметку, находил в казарме удобное местечко и делал 10 поклонов. И порок сквернословия был совершенно им оставлен. Очень хорошо молодым людям последовать этому примеру.