Официальное название финляндии. Финляндия

Древняя Греция (7 век до н.э. – 4 век н.э.). Философия (любовь к мудрости) появляется как преодоление мифа, как постановка проблемы первоначала бытия. Античная философия характеризуется космоцентризмом. Этика античности – этика добродетели.

1) Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и др.Фалес считался одним из 7 мудрецов, который поставил первый философский вопрос о первоначале сущего. Он открыл Полярную Звезду и предсказал солнечное затмение, первым объяснил природу лунного света, считая, что Луна отражает свой свет от Солнца. Доказывая простейшие геометрические теоремы, он вводил и использовал дедуктивный метод. Ученика Фалеса Анаксимандра называют истинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской науки о природе. Он высказал положение, что началом (принципом) и стихией (элементом) сущего является апейрон (от греч. беспредельное), являющееся причиной всеобщего возникновения и уничтожения. Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни на границе моря и суши под воздействием небесного огня. Он высказал предположение о бесконечности Вселенной и множественности миров, построил модель небесной сферы-глобус, начертил географическую карту.

2) ДЕМОКРИТ

3) Софисты – учителя мудрости, которые брали плату за обучение красноречию и всевозможным знаниям, необходимым для успешного участия в гражданской жизни. Они приняли и продолжили разработку принципа Гераклита и Парменида об относительности и противоречивости знаний.

Протагор утверждал, что человек есть мера всем вещам…, т.к. у вещей нет неизвестной скрытой сущности и существуют только сами вещи, данные человеку в ощущениях. А поскольку мир человеческих ощущений противоречив, то относительно каждой вещи можно выставить два противоположных суждения.Другой известный представитель софистов Горгий в сочинении О том, чего нет, или о Природе, развивая суждения Парменида о небытии, поставил проблемы о непознаваемости существующего и невозможности адекватно выразить познаваемое. Он утверждал, что если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо, и если даже оно и познаваемо, то невыразимо и неизъяснимо.

Величайший философ Сократ - справедливейший из людей и наилучший философ как считал его ученик и последователь Платон. Сократ учил диалектике, основанной на иронии и майевтике - искусству вести разговор (диалог). Ирония (притворство) Сократа состояла в том, что он прикидывался простачком, который лишь задает вопросы, поскольку сам ничего не знает и научить ничему не может. Отсюда и известное изречение Сократа: Я знаю, что ничего не знаю, но другие и этого не знают. Сократ своими вопросами ставил собеседника в тупик, тем самым помогал ему усомниться в верности своих суждений и самому прийти к истине, разродиться истиной. Отсюда и термин майевтика (родовспоможение).

Этика Сократа - этика добра. Основные добродетели: умеренность, храбрость, справедливость. Сократ совершил переворот системе ценностей своего времени. Он утверждал, что подлинные ценности – не вещи, не слава, не богатство, а сокровища человеческой души. Он любил повторять: Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись. Его обвинили в неуважении к богам, которые чтит город, развращении молодежи и по приговору суда он принял смертельный яд.

4) Ученик Сократа Платон (V-IV в. до н.э.) величайший философ, создатель первой античной классической философской системы объективного идеализма, сочинения которого полностью сохранились до наших дней. Его философская школа Академия просуществовала почти тысячу лет и была закрыта византийским императором Юстинианом в 529г. как рассадник язычества и вредных идей.

По Платону, тело человека смертно, душа бессмертна. Тело - лишь временное пристанище души. Душа человека – сложное образование, включает разумную составляющую, пылкую (волевую) и чувственную. Гармоничное сочетание этих частей души под руководством ума дает начало добродетели и справедливости. Большое внимание в своей философии Платон уделил проблемам государственного устройства. Шесть типов существующих во времена Платона государств он разделил на две группы. К справедливым государствам он отнес монархию, аристократию и демократию, к несправедливым- тиранию, олигархию и тимократию (власть военных вождей и армии).Поскольку демократия редко бывает справедливой и как правило перерождается в тиранию, олигархию или тимократию, только монархию и аристократию по его мнению можно считать приемлемыми, стабильными и эффективными. Платон предлагает и свой конкретный план создания идеального государства, который тесно связан с его учением о душе. В соответствии с тремя составляющими души - разумной, волевой и чувственной в таком государстве существует три сословия граждан: правители, или философы; стражи - охранители государства; и ремесленники и земледельцы, которые занимаются физическим трудом и создают материальные блага для граждан. У всех сословий и граждан свои обязанности перед государством, которые они должны неукоснительно выполнять и соблюдать справедливость. Платон стремился осуществить свой план об идеальном государстве в разное время на юге Италии, но эти попытки не имели успеха.

5) Аристотель – величайший философ древности, самая универсальная голова среди древнегреческих философов, заслуги которого трудно переоценить. Крупнейший систематизатор древнегреческой философии Аристотель создал учение о категориях и классификации наук, критиковал своего учителя Платона за придание эйдосам самостоятельности существования. Аристотель - автор первой в истории философии Древней Греции системы логики. Логические труды Аристотеля: Категории, Аналитики (первая и вторая), Топика и др. Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля его теория силлогизма. Силлогизм состоит из 3 суждений, два из них – посылки, а третье – заключение. Силлогизм Аристотеля - силлогизм импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа: Если А присуще всякому В и В присуще всякому С, то А присуще всякому С. Аристотель установил, по крайней мере, два закона формальной логики: закон противоречия (невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле) и закон исключенного третьего (Не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями, но об одном всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать).Иными словами, одно из двух противоречивых суждений ложно.

6) Основные направления эллинизма (4-1вв до н.э.).Эпикуреизм . Школа Сад Эпикура учила принципу ограничения удовольствия. Эпикур обосновал возможность преодоления страха смерти: Смерть не существует ни для живых, ни для мертвых….Преодоление страха смерти –основа преодоления всех страхов.

7) Стоицизм : (Сенека, Марк Аврелий) учил, что стоик должен уметь переносить удары судьбы. Главный этический принцип - жить согласно природе и достичь атараксии - душевного спокойствия и невозмутимости.

8) Киники провозглашали высшим благом свободу, внутреннее самообладание, аскетический образ жизни. Они не считались с общественным мнением, нарушали правила приличия. Существуют легенды о Диогене, который жил в бочке (пифосе), просил подаяния у статуй, но отказался от помощи А.Македонского.

АНАКСИМАНДР (ок.610-после 547 до н.э.) - представитель милетской школы древне греческой философии. Первоосновой сущего считал айперон –неопределенную и беспредельную субстанцию, включающую противоположные составляющие, которые могут изменяться, целое же неизменно. Это целое неистощимо в своих возможностях образования различного рода реальностей.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (ок. 530-470 г. до н.э.). Величайший диалектик античности, который учил, что все в мире изменяется через борьбу противоположностей и на основе Логоса, единого и общего для всего существующего закона, определяющего миропорядок.. Первоначалом всего сущего он считал огонь. Мир в его представлении не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

ДЕМОКРИТ (V-IV в. до н.э.) представитель материализма, создавший учение об атомах и пустоте, кроме которых ничего не существует. Материя, согласно его учению, не возникает и не исчезает, а есть лишь соединение и разъединение атомов., а различные вещи образуются из атомов различных форм и сочетаний как из букв слова. Ничто в мире не происходить случайно, а лишь по причине и необходимости. Автор термина вторая природа -культура.

ФАЛЕС (ок.640-ок.546 до н.э.) – поставил первый философский вопрос Из чего все и ответил, что вода является первоначалом всего сущего. Предание изображает Фалеса торговцем, политиком, математиком и астрономом, первым в истории предсказавшим солнечное затмение. Как сообщают античные авторы, он доказал положение, что диаметр делит окружность пополам, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны и др. Ему приписывают изречения: Древнее всего Бог, ибо он не рожден, Прекраснее всего мир, ибо он сотворение Бога, Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все.

ЭПИКУР (341-271 до н.э.). Эпикур вводит принцип ограничения удовольствий (соблюдения меры в них). Он считает, что человек зависит от мира двояко: непосредственно, что проявляется в чувствах и страданиях тела, и опосредовано- в его страхе перед неве домым. Чтобы обрести блаженный покой, жить счастливо, надо научиться преодолевать и то и другое. По Эпикуру страх перед богами порожден домыслами, что боги вмешиваются в жизнь людей. Он утверждал, что если бы боги внимали молитвам, то скоро все люди бы погибли, желая друг другу много зла.

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

— это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость , таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; ; .

Со стороны истории античную философию делят на :
  • натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
  • гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
  • классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
  • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
  • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
Характерные черты античной философии:
  • античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
  • античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
  • античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
  • античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
  • античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
  • античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Особенности античной философии:
  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм;
  • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма;
  • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии — идеалистическое и материалистическое .

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Протагор, Горгий, Продик, Эпикур.

Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Античная философия многопроблемна , она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли , и .

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Первые философские школы Древней Греции и их идеи

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам относятся пять следующих школ:

Милетская школа

Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.

Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.).

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи (если, конечно, можно вообще говорить об «авторитете» античных философов).

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Таким образом, характерными чертами являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.

Зарождение философии в Древней Греции происходит в период между VIII и VI веками В ту эпоху Греция переживает период колонизации, или апоитизации (апоития - заморская территория греческого полиса, практически не зависящая от метрополии). Огромные пространства, такие, как и Graecia Magna (Италия) превосходили по территории свою греческую колыбель и породили первых философов, ведь афинская философия сделалась второй, последующей ступенью развития греческой мысли. На мировоззрение сильно повлияла структура жизни в полисах и классический тип рабства. Именно существование последнего в античной Греции сыграло огромную роль в разделении труда, и позволило, как заметил еще Энгельс, определенной прослойке людей заниматься исключительно наукой и культурой.

Поэтому философия Древней Греции имеет определенную специфику по отношению к современной философии Древнего Востока. Прежде всего, еще со времен Пифагора она выявляется как отдельная дисциплина, а начиная с Аристотеля идет рука об руку с наукой, отличается рационализмом и отделяет себя от религии. В период эллинизма она становится основой таких наук, как история, медицина и математика. Главным «лозунгом» и воплощением идеала воспитания древнегреческой философии (впрочем, как и культуры) является «кальос кай агатос» - соединения физической красоты и здоровья с духовным совершенством.

Философия в Древней Греции поднимала две основные темы - онтологию и гносеологию, как правило, противопоставляя понятия разума и деятельности (последняя считалась занятием второго, «низшего» сорта, в отличие от чистого созерцания). Античная греческая философия является также родиной таких методологических систем, как метафизическая и диалектическая. Она также усвоила многие категории философии Древнего Востока, особенно Египта, и ввела их в общеевропейский философский дискурс. Ранняя философия античной Греции условно делится на два периода - архаический и досократический.

Философия Древней Греции в характеризуется космоцентризмом мифопоэтических произведений, в которых эпические поэты описывали возникновение мира и его движущие силы в мифологических образах. Гомер систематизировал мифы и воспел героическую мораль, а Гесиод воплотил историю происхождение мира в фигурах Хаоса, Геи, Эроса и прочих богов. Он одним из первых в литературной форме преподнес миф о «золотом веке», когда ценилась справедливость и труд, и стал оплакивать судьбу современного ему «железного века», господства кулака, времени, где сила порождает право. Традиционно считается, что огромную роль в формировании философской мысли того времени сыграли так называемые «семь мудрецов», которые оставили после себя мудрые изречения или «гномы», посвященные таким нравственным началам, как умеренность и гармония.

В досократический период философия Древней Греции характеризуется наличием нескольких философских натурфилософии отличалась прагматизмом, стремлением к поиску единого начала и первыми научными открытиями, такими, как астрономические приборы, карты, солнечные часы. Почти все ее представители происходили из купеческого сословия. Так, изучал солнечные затмения и считал первоначалом всего воду, Анаксимандр является творцом карты Земли и модели небесной сферы, а первоначалом называл «апейрон» - лишенную качеств первоматерию, противоречия которой породили возникновение мира, а его ученик Анаксимен полагал, что единой причиной всего является воздух. Самым известным представителем эфесской школы является Гераклит, прозванный Плачущим. Он выдвинул идею о том, что мир никем не сотворен, а по своей сущности является огнем, то разгорающимся, то гаснущим, а также утверждал, что если мы познаем с помощью восприятия, то основой нашего познания является логос.

Философия Древней Греции, представленная элеатской и италийская школой, базируется на несколько иных категориях. В отличие от милетцев, элеаты - аристократы по происхождению. В теории они предпочитают процессу систему, а беспредельности - меру.

Ксенофан из Колофона критиковал мифологические представления о богах и предлагал разделять сущее и кажущееся. Парменид из Элеи развил его идеи и заявил, что кажущееся мы познаем чувствами, а сущее - логикой. Поэтому для разумного человека небытия не существует, потому что любая наша мысль - это мысль о бытии. Его последователь Зенон объяснил положения своего учителя с помощью знаменитых парадоксов-апорий.

Италийская школа известна таким загадочным мыслителем, как Пифагор, предложившим учение о числах и их мистической связи с миром и оставившим после себя тайное учение. Не менее интересным философом был и Эмпедокл из сицилийского города Агрегента. Причиной всего существующего он считал четыре пассивные стихии - воду, огонь, воздух и землю, и два активных начала - любовь и ненависть, а в своей философской системе пытался объединить Парменида и Гераклита. Более поздняя классическая греческая философия во многом основывала свои выводы именно на идеях италийских мыслителей.