Ощущения умирающего человека. Умер близкий человек

164251

Психологи говорят, что страх смерти есть в каждом из нас, даже если мы его не осознаём. И, скажем прямо, тут есть чего бояться.

1. Умерший осознаёт, что он умер

Об этом заявили американские учёные после многолетних наблюдений. Оказалось, что даже после остановки сердца люди могут находиться в сознании и чувствовать окружающий мир. Они могут слышать и видеть окружающих, но тело их уже не будет слушаться.

Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев врачи засекают время смерти в тот момент, когда останавливается сердце. С этого момента кровь перестаёт поступать в мозг, и его работа начинает замедляться. Замедляться, но не останавливаться. Гибель нейронов может занять несколько часов после смерти сердца. И всё это время его кора будет медленно, но работать. А человек – чувствовать.

Этим объясняется тот факт, что после клинической смерти почти 50% людей могут поведать о своих переживаниях, а некоторые – даже пересказать разговоры . Часть пациентов сообщают, что будто попали в ловушку собственного тела: они всё понимали, но не могли пошевелить даже пальцем.

2. Ад и рай – в нашей голове

Что же именно чувствуют умирающие? Разобраться в этом помогают всё те же рассказы пациентов о смерти. Учёные делят предсмертные переживания на 7 основных сценариев:

  • Страх
  • Образы животных или растений
  • Яркий свет
  • Насилие и преследование
  • Чувство дежавю
  • Образы членов семьи
  • Воспоминания о реальных событиях, происходивших вокруг умирающих

Эмоции пациентов при этом колеблются от жутких до приятных. Одни сообщают о том, что их «тянули глубоко под водой» или приговаривали к сожжению, другие – об ощущении мира и спокойствия. Некоторые видели львов и тигров, а другие «купались в лучах яркого света». Часть пациентов воссоединялась с уже умершими родственниками, а некоторые чувствовали, что отделялись от собственного тела

Учёные считают, что форма галлюцинаций зависит от жизненного опыта и убеждений. Так, индусы видели Кришну, а американцы – Иисуса Христа.

3. Больно ли это?


Австралийские эксперты утверждают, что мучительная смерть – это очень редкое явление. Намного чаще людей перед смертью людей беспокоят усталость, бессонница и проблемы с дыханием. Они также отмечают, что эти симптомы проявляются слабее и слабее по мере приближения смерти.

А учёные из США говорят, что умирающие люди боятся смерти намного меньше, чем живые и здоровые. Авторы изучили блоги неизлечимо больных пациентов. Выяснилось, что слова «счастье» и «любовь» встречаются в них намного чаще, чем слова «страх», «ужас», «тревога».

Похожие результаты дало изучение последних слов, приговорённых к смертной казни. Их сравнили со словами людей, которых только попросили представить себя обречёнными на смерть. Оказалось, что слова настоящих заключённых были намного менее негативными, чем записи людей, которым смерть в ближайшее время не грозила.

Оба эксперимента показали, что умирающие люди чаще задумываются о смысле жизни, религии и , чем о самой смерти.

Человечество всегда искало лекарство от смерти. И если раньше надежду возлагали на философский камень, то сейчас – на высокие технологии. Как люди пытаются победить смерть в 21 веке, рассказываем в статье .

Понравился наш материала? Расскажите друзьям:

    Я после короткой клинической смерти рассказала, что видела себя персонажем из компьютерной игры “Spore” на этапе “космос”. Передо мной была именно та карта, только я видела её уже не с монитора, а как маршруты – прямо перед своим кораблём. Причём, откуда-то у меня было понимание того, будто “реальность такая и есть, я просто раньше этого не замечала”… В “Spore” я играла недолго, и это было много лет назад, ещё в средних классах школы. Но именно там, почему-то, себя увидела.

    Так что, вы, наверное, правы, вся так называемая загробная жизнь – лишь у нас в голове.

  1. Пережив две клинические смерти, после второй из них я обрела способность написания текстов в стихах и в прозе автоматическим письмом, – в обычном бодрствующем состоянии, не входя в транс и не пользуясь спиритизмом.
    Подаваемый мне на мои руки импульс настолько сильный, что первое время, после записи даже не большого по длине текста, я, полностью обессиленная, падала на диван для короткого сна и восстановления сил в нём.
    Записываемые мной тексты потрясают меня своей информацией, лаконичным языком,строгой последовательностью при повествовании, чёткостью объяснений и достоверностью предсказаний будущего, анализа настоящего и связующими события фактами и обстоятельствами.
    Со времени обретения мной способности записи текстов автоматическим путём, я отключена от любого рода самостоятельной записи любого из текстов, равно, как и текстов в частной переписке и комментариев. И теперешний комментарий пишется не мной самой, что я прошу учесть при чтении каждого из текстов, выходящих из-под моей руки.
    Смерть, как окончание физиологических процессов биологического организма и завершение его существования, и клиническая смерть с возвращением человека для дальнейшей жизнедеятельности – два разных по сути и по их проявлениям процесса, не подлежащих объединению под единое понятие с одинаковым результатом и с одинаковыми проявлениями.
    Смерть, как остановка работы биологического организма с выходом из него его энергетического источника (Души), не даёт возможности возврата человека к жизни и не позволяет возобновления физиологических процессов в нём. Вышедший из него его Источник энергии (Душа) обесточивает компьютер и прекращает программное обеспечение организма, подобно выключенному из сети компьютеру на рабочем столе или в производственном цикле.
    При удалении Источника энергии (Души) происходит охлаждение температуры его тела и окоченение его мышечной массы с потерей способности движения любой части тела, в том числе и движения глаз, языка и губ.
    И хотя после выхода Источника энергии из тела в организме человека в течение двух часов остаётся магнитное поле удалённого Источника питания и человек может слышать звуки речи около него, он уже не способен сделать ни одного движения и не произнести ни одного слова.
    Именно поэтому ещё с древних времён было не позволительно передвигать или переносить тело умершего человека в течение двух часов после его смерти.
    Именно поэтому Создатель запрещает любое перемещение человека с его смертного ложа и покрытие его тела и головы покрывалом или простынёй, а также и любые разговоры и действия у постели умершего в течение двух часов.

    Клиническая смерть, в отличие от реальной смерти, не сопровождается плановым и предусмотренным Создателем удалением Источника энергии (Души) из тела человека.
    Кратковременный же выход Источника питания из тела человека с коротким по времени отключением компьютера (мозга) в организме человека, не несёт с собой аналогичные реальной смерти проявления и окончание физиологических процессов в организме.
    Вмешательство Создателя в процесс клинической смерти, не позволяет внепланового отключения Источника энергии в человеке. Человеку возвращается его Источник питания, ещё окончательно не отделённый от его тела, хотя уже и достигший своего Пункта назначения, но ещё не перешедший его границу.
    Именно поэтому большая часть людей, испытавших клиническую смерть и возвращённых к жизни, имеют аналогичные или подобные переживания: выход из своего тела и наблюдение за ним сверху, скоростное (иногда с шумом) движение сквозь тоннель и встреча с сияющим светом Существом, всеобъемлющее чувство любви ко всему и нежелание возвращения в прежнюю жизнь.
    Почти все люди, пережившие клиническую смерть и возвращённые для продолжения их жизни, кардинально меняю своё отношение, как к самой жизни, так и ко всем людям и событиям. Многие обретают новые способности и таланты, чем меняют свою жизнь и жизнь близких им людей.

    После всего, что написано о смерти, о клинической смерти, писать эту лабуду? Такое ощущение, будто автор проснулся и внезапно изобрёл велосипед. Впрочем, случайного ничего не бывает. Я думаю, что это скрытая пропаганда атеизма. Не удивляюсь этому, так как, судя по передачам с Малышевой, она не верит ни в Бога, ни в чёрта.

    Похоже, что и здесь всё индивидуально. Возможно, главное – состояние психики. Не мудрствуя лукаво, приведу два личных примера, можно ли их назвать смертью, не мне судить. !. Кризис малярии. Возраст 9 лет. Позже узнал, что температура была 41 Ц. Болел почти год, последние приступы, несмотря на хинную терапию, ежедневно и мучительно. А вот в тот день не трясло и не ломало. Постепенно перестал чувствовать руки и ноги; перестал слышать маму, разговаривающую (забыл с кем) в дверях. Зрение изменило геометрию широкого помещения вытянув его в длину. Попытка позвать маму успехом не увенчалась. И мысль: (не удивляйтесь, я потом сам удивлялся: для мальчишки-то!) “Ну наконец-то, больше мучиться не буду”. И – тьма. Через почти сутки очнулся с жаждой и голодом. 2. Возраст за 70 лет. Поликлиника, очередь к врачу, я за льготным рецептом (астма). Что послужило толчком к бронхоспазму неизвестно. Схватился за ближайший ингалятор -пуст! Нашёл новый, воспользоваться не успел – задохнулся. Всё то же – тьма. Вышедшая из кабинете врача м/сестра, среагировала быстро; позже сказала, что послушно, по стеночке позволил себя провести в процедурный кабинет (это труп-то), где обнаружили, что дыхания нет. Скорая появилась быстро и вызвала реаниматоров. Воткнули в горло катетер, напичкали уколами, пустили сердце. Очнулся, чувствуя что меня ворочают. Сестра сказала что в кома-образном состоянии (или трупом) я был минут пять. Чувства возвращались в любопытной последовательности: Осязание, я уже отметил, обоняние – я понял зачем обмывают покойников, зрение – световые пятна, медленно фокусирующиеся, и сквозь возникший шум стали, наконец, пробиваться голоса. Боль в горле от катетера появилась последней. Понял, что у всех всё по разному. И Рай, и Ад мы с рождения несём в себе и сами в действительном КОНЦЕ определяем своё место, уже навсегда! Перед собой в КОНЦЕ не оправдаешься, себя-то обмануть не удастся.

    И кто я теперь? Что теперь я имею?
    Сознание тает и чувства уплыли.

Все умирают. Это вопрос времени. Конечно, каждый человек хочет жить как можно дольше, но, как сказал персидский философ и поэт Омар Хайям, "...мы гости в этом бренном мире". И великая тайна, которая никогда не будет разгадана: что ждет нас после смерти - вечное небытие или жизнь в иной реальности? В любом случае, наш дух навечно покидает тело, но что происходит с телесной оболочкой, когда человек умирает? Ученые выяснили семь удивительных фактов, которые происходят с телом, после того как человек испустит свой последний вздох. Эти сведения могут шокировать читателя, поэтому слабонервным советуем, образно говоря, "перевернуть страницу".

1. Труп выпускает мочу и фекалии

У умершего человека все мышцы расслабляются, потому что они больше не получают инструкции от мозга. В том числе расслабляются кишечник и органы мочевыделительной системы. Поэтому из тела вытекает моча, и свободно выходят фекалии, ведь мышцы, удерживающие эти жидкости, уже не в тонусе.

2. Кожа трупа максимально сжимается

Вы слышали легенду о том, что волосы и ногти человека растут еще некоторое время после смерти? Это неправда, но откуда взялись такие домыслы? А дело в том, что кожа умершего человека быстро теряет свою влажность и эластичность, поэтому она немного сжимается. В результате окружающим кажется, что ногти на руках и ногах, а также волосы трупа стали длиннее через несколько часов после кончины. Это не волшебный трюк, а просто оптическая иллюзия.

3. Трупное окоченение

Через определенное время - от нескольких минут до нескольких часов - после смерти наступает состояние, известное как трупное окоченение. Это происходит, когда освободившиеся ионы кальция накапливаются в мышцах и заставляют конечности полностью застывать. При этом фиксируется поза трупа. Но через день-два мышцы начинают деградировать, поэтому труп снова становится гибким.

4. Кожа становится "мертвенно-бледной" и появляются красные пятна

Красные пятна появляются на коже умершего человека не от крови, просачивающейся на поверхность, а потому, что гравитация тянет кровь вниз, и она уходит в самые низкие точки тела. В результате труп становится "мертвенно-бледным", а в некоторых местах просвечивает кровь, которая сохраняет свой цвет. Примерно в то же время мертвое тело начинает дурно пахнуть, потому что гнилая плоть высвобождает определенные химические вещества.

5. Скрип и стон

В легких умершего человека некоторое время сохраняется воздух. Когда начинается трупное окоченение, голосовые связки напрягаются, одновременно растет доля газов в теле в результате гниения. В конце концов скопившиеся газы выталкивают воздух из легких через голосовые связки, и труп "стонет" или "скрипит". Представляете, что слышат от мертвецов сотрудники морга? А если кто-то перевернет труп на бок, то воздух выскочит из легких в горло мертвеца через голосовые связки, через рот и нос, при этом труп "кричит". Гробовщики раньше забавлялись тем, что пугали людей этим трюком.

6. Патологоанатом делает полное исследование мертвого тела

Сразу после смерти труп попадает в руки патологоанатома, который должен выполнить его посмертное обследование. Врач начинает обследование с изучения внешнего вида мертвого тела и замечает такие детали, как татуировки, признаки болезни и любые физические травмы. После этого медицинский специалист делает разрез от грудины до грудной клетки, чтобы достать внутренние органы. Работая сверху вниз, врач, выполняющий вскрытие, исследует горло, легкие, сердце и крупные кровеносные сосуды вокруг сердца. Затем врач добирается до желудка, поджелудочной железы и печени. Наконец, патологоанатом проверяет почки, кишечник, мочевой пузырь и репродуктивные органы. Через грудную полость врач удаляет язык и дыхательную трубку. После удаления врач тщательно исследует все внутренние органы по одному. Затем патологоанатом осторожно снимает с мертвеца скальп и вскрывает черепную коробку, чтобы исследовать части мозга. Когда осмотр завершен, врач возвращает все органы на свои места, тело зашивает и выдает его родственникам для захоронения.

7. Труп полностью разлагается за несколько недель

Бактерии, особенно те, которые обычно живут в кишечнике человека и помогают пищеварению, начинают переваривать тело через несколько дней после смерти. Эти бактерии способны переварить около 60 процентов мертвого тела в течение всего одной недели. Скорость разложения трупа напрямую зависит от температуры окружающей среды. Если труп будет находиться в гробу при 30 градусах по Цельсию, то плоть полностью разложится примерно за четыре месяца.

Но не волнуйтесь, вам нечего бояться. Вы не будете ничего чувствовать, видеть или слышать, потому что мозг человека умирает буквально через несколько минут после смерти тела. Исследование, проведенное в 2017 году, показывает, что мозг пациента может проявлять мозговую активность не более 10 минут, после того как человек испустит последний вздох.

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге) . И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

Особенности умирания человека

Смерть имеет техническую и биологическую стороны. Техническая сторона связана с прекращением действия программы жизни человека, отделением души от тела и улавливанием ее определенными устройствами тонкого плана с дальнейшим направлением в сепаратор, т. е. место ее обработки и хранения. Биологическая смерть связана с включением процессов распада для материального тела и отделением временных энерготел от души.

Смерть происходит при достижении индивидом последней точки своей программы, которая включает саму ситуацию смерти и все события, связанные с ней.

Каждый человек умирает по-своему. Смерть носит индивидуальный характер. Но давайте задумаемся, почему одни люди умирают легко, а другие долго мучаются? Почему одни умирают на больничной койке, а другие в какой-либо катастрофе? Влияет ли что-то на форму смерти?

На то, как человек умирает, влияет его прошлая жизнь и выбор, делаемый им в настоящей жизни. То есть насколько правильно он выполнил данную ему Свыше программу.

Причин для смерти и особенностей ее течения много. Назовем лишь несколько.

1) Если человек точно выполнил свою программу, то его смерть будет легкой и безболезненной. Например, некоторые люди засыпают и не просыпаются, или человек шел, шел, упал – и сразу умер, то есть он упал от мгновенной остановки сердца. Так умирают люди, выполнившие свою программу и не наделавшие энергетических долгов.

Человеку очень важно не оставлять энергодолгов.

2) Те души, которые уничтожаются как брак, как не преуспевшие в развитии, тоже могут умирать мгновенно, но уже по-другому . Например, это может быть мгновенная смерть в автокатастрофе, от несчастного случая: человек шел по улице, и ему на голову упал кирпич. Мгновенная смерть от пули тоже считается немучительной. Быстрая смерть не несет в себе мук для человека. То есть мы все-таки видим разницу между смертью в первом и во втором случае.

И те, и другие люди умирают мгновенно, не почувствовав боли и страданий, но у бракованных душ сам характер смерти другой, не такой, как у людей, живших правильно и выполнивших свою программу .

Во втором случае присутствует испуг, стресс, неожиданность. Это позволяет душе быстрее освободиться от тела и дает стартовую энергию для подъема Вверх. Ведь бракованные души накапливают в себе отрицательные энергии и не могут сами подняться, поэтому им через испуг, потрясение дают дополнительную энергию для подъема в верхние слои.

3) Мучаются перед смертью души , которые совершили какие-то ошибки, недобрали в матрицу каких-то типов энергий, т. е. в чем-то недовыполнили свою жизненную программу в настоящем или прошлом. Программа содержит в себе варианты выбора. Поэтому часто своими поступками в настоящем человек выбирает для себя форму своей кончины в будущем.

Некоторые люди умирают от заболеваний определенных органов, в основном тех, которые недовыработали и недопоставили требуемый тип энергий соответствующим планетам при жизни человека в прошлом или настоящем воплощении. Через болезнь, как мы уже говорили в первой части, телом производится нужная энергия и происходит компенсация энергодолгов человека.

Допустим, человек всю жизнь неправильно питался, не соблюдал диет, очищающих организм. В результате пищеварительные органы у него производили брак – энергию гораздо более плохого качества, чем если бы он питался правильно. А любая программа требует от человека правильных действий. Если человек произвел не те энергии, которые требовала его программа, то у него появился энергодолг. Чтобы его аннулировать уже в данной жизни, органы человека построены таким образом, что при неправильном режиме их работы в них развиваются заболевания. А любая болезнь строится так (и это специально закладывается Высшими в конструкцию тела человека), что заболевший орган начинает выдавать чистую энергию , именно ту, которая и требовалась программой человека. Поэтому любая болезнь очищает и ликвидирует какие-то задолженности индивида.

Человеку очень важно выполнить жизненную программу. Невыполнение ее влияет и на заболевания в течение жизни, и на форму его кончины.

4) На форму кончины влияет и карма . Если человек в прошлом убил кого-то, то в настоящей жизни он сам будет убит. Это планируется уже на основе закона причинно-следственной связи и законов морали. Человека воспитывают нравственно, поэтому заставляют его на себе испытать то, что он делает другим. Это повышает его сознательность.

5) Некоторые больные мучаются перед смертью не только по причине невыполнения своей программы, но и для тестирования родных людей , чтобы выявить их истинное отношение к больному, проверить их человеческие качества. Ведь, пока человек здоров – к нему одно отношение, а когда заболевает, отношение может измениться и родные могут стать бессердечными и равнодушными. И для этого обычно совмещают карму больного и карму родных.

6) Или взять смерть младенцев. По какой причине может даваться такая короткая жизнь и непонятная смерть?

Когда умирает младенец, в этом случае тоже совмещают карму родителей и той души, которая рождается и сразу умирает. Рождение сопровождается большим выплеском энергии, которую душа недоработала для иерархической Системы в прошлой жизни. И даже одного рождения и смерти бывает достаточно, чтобы покрыть прошлые долги. Ведь у человека существуют обязанности не только перед собой, но еще и перед теми, кто запускает его в эту жизнь. Он обязан производить энергию и для Высших Личностей, находящихся в тонком мире и следящих за человечеством.

Поэтому если Высшие недополучили какой-то тип энергии, Они будут заставлять человека отрабатывать эти долги.

Правда жизни – сурова. Иногда открываются такие истины, что они шокируют наше сознание. Но всегда причиной всех неприятных смертей или коротких жизней является сам человек.

7) Или возьмем еще один пример. Если человек ведет беспутную, разгульную жизнь, то использует не по назначению те средства, которые выделяют Высшие на организацию его жизни на Земле , поэтому он нарабатывает своим неправильным поведением энергодолги.

Но человек должен понимать, что, когда он совершает правильные действия, соответствующие высшей морали общества, его личной программе и требованиям Высших, – он производит через свои действия те типы энергий, которые планирует программа его жизни. Если же он поступает подло, неправильно, делая много ошибок, придерживается низкой морали, то он производит через неправильные действия бракованные энергии. А они оседают грязью в его тонких телах – потому что Высшим энергетический брак не нужен.

Энергия давалась Высшими на его жизнь и выполнение личной программы. Но при неправильном поведении индивида получается, что он эту энергию использовал на то, чтобы произвести брак. Отсюда у него появляются энергетические долги: он обязан в следующей или настоящей жизни отработать то, что ему положено, и произвести именно те энергии для себя и для Высших, которые ему положены по программе. И пока он не отработает эти долги, он дальше в развитии не двинется.

А чтобы отработка происходила быстро, чтобы он не отставал в эволюции, Высшим приходится посылать такой душе еще более сложные ситуации в жизни. Иногда энергодолги бывают такими большими, что компенсировать их становится возможным только за счет очень коротких жизней, когда человеку дают возможность прожить всего несколько лет или даже месяцев, а не полную жизнь.

Поэтому, когда человек умирает в младенчестве или в 5, 11 лет, это души-должники. Они отрабатывают свои прошлые энергодолги. Должники прожили короткие жизни, то есть они пришли на Землю только для того, чтобы отработать свои долги.

Через функции своей жизни они производят для Высших то количество энергии, которое задолжали в прошлом воплощении в связи с невыполнением личной программы. Продолжительность жизни в 11 или 16 лет говорит только об одном – насколько человек жил неправильно и насколько его понятия о жизни отличались от понятий Высших Учителей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ОПЫТ УМИРАНИЯ Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близким знакомством со смертью, а также типов людей, переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство. Практически сходство

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Я мучился и наслаждался сомненьями, что движут мир. Во мне ночами пробуждался волшебник, сказочник, факир. Толкались ангелы и черти, и я тащил из них ответ На таинство и жадность смерти, и на рождения секрет. Добро и зло сливались странно в единый вечный

ИСКУССТВО УМИРАНИЯ Чем больше развит дух, тем меньше тел у духа. Безумно интересное образование в Атлантиде было всеобщим и бесплатным, обучение детей и взрослых проходило в храмах, похожих на стоэтажные небоскребы. Профессиональная ориентация начиналась с 12 –

Опыт умирания

Особенности человека первой матрицы – Матрицы Блаженства и Покоя Человек этого типа ведет себя чаще всего как ребенок. Мы можем обнаружить в поведении первоматричного человека чрезвычайную расслабленность и глубокое невинное спокойствие в любой ситуации. А любое

Особенности человека второй матрицы – Матрицы Терпения и Накопления Второматричный человек обычно терпелив и сдержан, что иногда выглядит как замкнутость в себе. Но нужно показать ему, что вы для него не опасны, что позволит ему открыться вам, и вы сможете тогда общаться.

Особенности человека третьей матрицы – Матрицы Борьбы и Воплощения Человек третьей матрицы по своему характеру борец. Его поведением управляют принципы, которыми он и руководствуется по жизни. Принципиальность считается высоким моральным качеством, и добиваться

Особенности человека четвертой матрицы – Матрицы Успеха и Победы Четырехматричный человек полностью удовлетворен, потому что в своей жизни он достигает всего и обретает характер победителя. В идеальном случае вся жизнь такого человека превращается в праздник, ведь в

Процесс умирания в наблюдениях ясновидящих Бисмарк (von Bismarck) как-то сказал: «Жизнь ничего бы не стоила, если бы смерть ставила в ней точку», а Шиллер в «Дон Карлосе» вкладывает в уста убежденного в своей скорой кончине Позы слова, обращенные к королеве: «Мы обязательно

Фазы умирания Путь к смерти проходит много этапов. Сперва угроза смерти приходит как ворчание школьного учителя. Посопротивлявшись как школьник, вы стараетесь закончить то, что кажется вам самым значимым. Смерть говорит: «Перестань колебаться во взаимоотношениях.

II. Бардо умирания Смерть глазами реализованных существ Наши ощущения в бардо умирания обычно сопровождаются интенсивной болью. Это начинается с той минуты, когда мы уже не сомневаемся в надвигающейся смерти, и продолжается до тех пор, пока не проявится ясный свет ума,