Оскар уайльд высказывания все прекрасное на земле. Высказывания, афоризмы оскара уайльда

16 октября ровно 162 года назад родился выдающийся гений литературного мастерства Оскар Уайльд - известный каждому драматург, прозаик, поэт, критик. Ирландец по рождению, именно он становится одним из известнейших писателей Англии. Ведь именно в оксфордском колледже Магдалины рождается тот самый Уайльд: остроумный, красноречивый, мудрый, не такой, как все... И именно там он приобретает репутацию человека, «блистающего без особых усилий». Здесь же оформилась и его особая философия творчества: он не интригует событиями, он просто знакомит нас со своими героями - противоречивыми, иногда эгоцентричными, одинокими, - ненавязчиво предлагая прикоснуться к его мировоззрению и отношению к жизни.

Великолепный оратор, он влюблял всех окружающих своими рассказами, порой вымышленными. Именно он совершил революцию в моде и литературе Англии XIX века: длинноволосый красавец в эксцентричных нарядах, избравший роль великого эстета, имитирующий чужой голос, не боявшийся самовыражаться так, как считает нужным - такое мог позволить себе только он. Кроме того, все это он умело сочетал с необыкновенной мудростью, которая не утратила своей ценности спустя годы.

Родился будущий гений в Дублине в семье знаменитого хирурга и поэтессы. Все детство Оскар провел с матерью, которую просто боготворил, так как вскоре после его рождения родители расстались. С детства мальчик растет в атмосфере поэзии и красоты - именно от матери он унаследовал безупречный вкус и любовь к прекрасному. Мальчика назвали в честь воителя Фингала и его внука Оскара (полное имя Уайльда - Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд), однако мать хотела девочку и не скрывала этого. Ребенку объяснили, что он мальчик, в день, когда у Оскара родилась сестра. Кто знает, возможно, именно это повлияло на психику будущего гения...

До 9 лет Оскар учился на дому, поэтому, когда пошел в школу, знал уже 2 языка: немецкий и французский. Позже он поступает в престижный колледж в Дублине, где у него просыпается особый интерес к искусству, гуманитарным наукам и античной литературе. Уже тогда начал проявляться его талант прекрасного оратора - он был лучший. После колледжа он поступает в Оксфорд, где окончательно избавляется от ирландского акцента и возглавляет кружок декадентов.

Еще в университете он был известен своей страстью украшать комнату красивыми вещами. Попав под влияние романтизма, он возводит культ прекрасного, что в дальнейшем приводит к трагедии. Писатель отличался эпатажным стилем в одежде: короткие штаны в сочетании с шелковыми чулками, жилет с вышивкой в виде цветов, ярко-желтые перчатки и пышное жабо - это была норма для него, но не для общественности.

После окончания университета Уайльд отправляется покорять Лондон. Уверенный в себе писатель всегда с цветком в петлице становится постоянным гостем светских салонов. Казалось, от него без ума все женщины Лондона, а мужчины готовы часами вести беседы с ним. Он настолько уверен в своей неотразимости, что однажды на таможне заявляет: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности». Он получает признание не только в Лондоне, но и в Америке и Франции. Везде его принимают как «лучшего среди равных».

Что касается творчества Оскара Уайльда, то оно было противоречиво и эпатажно, как и сам писатель. Уже первые серьезные литературные произведения демонстрируют приверженность автора к декадансу, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. В лекциях, которые он активно начал читать с 1881 года, Оскар пропагандировал отрицание социальной функции искусства: Уайльд был уверен, что настоящее искусство всегда было искусством красивой лжи, а отказ от нее способен привести искусство к упадку. Он хотел доказать, что литератор имеет право на полное самовыражение.

В 1890 году Оскар Уайльд по заказу американского издателя пишет «Портрет Дориана Грея», в котором автор описывает эстетизацию безнравственности, концепцию циничного гедонизма, очарование порока. В этот же период он пишет еще несколько пьес, которые пользуются большим успехом, но вместе с тем сопровождаются общественными скандалами. Самый громкий из них, конечно же, был связан с романом «Дориан Грей» - тогда писателя обвинили в безнравственности. Далее цензурой была запрещена драма «Саломея» - здесь уже все было серьезнее, ведь Уайльд коснулся библейской тематики, которую преподнес в стиле декаданса.

В 29 лет Оскар Уайльд женится по любви на красавице Констанции Лойд. Он был счастлив. Один за другим на свет появились двое сыновей Сирил и Вивиан. Оскар любил малышей, но видел их редко, так как постоянно разъезжал с лекциями и вел насыщенную светскую жизнь. Тем временем судьба готовит сюрприз им обоим.

Проходят годы, и Оскар Уайльд с ужасом осознает, что больше ничего не чувствует к жене. Будучи сторонником позиции, что нет ничего хуже брака без любви, и разочаровавшись в жизни, уходит с головой в работу. Примерно в это же время он знакомится с Альфредом Дугласом. Уайльд сравнивал его с Нарциссом, тот благодарно принимал знаки внимания. Но общество не оценило такую неоднозначную дружбу между Оскаром и Альфредом, и в 1895 году разразился скандал, который поставил точку не только в литературной карьере писателя, но и заставил потерять волю и желание жить. Уайльд подает в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа, за обвинение в гомосексуализме. Однако Дуглас выступает свидетелем обвинения, а Уайльд осуждается за безнравственность и приговаривается к тюремному заключению на два года. Пьесы Уайльда тут же исчезают с афиш театров, а некоторые произведения попадают под запрет.

Через два года Уайльд выходит из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком. Под чужим именем он уезжает во Францию и умирает через три года в нищете. В последние годы он впадает в непрекращающуюся депрессию и говорит о том, что мир полон страданий и что высшая обязанность поэта - писать о них. В своем последнем произведении - «Балладе Редингской тюрьмы» - он рассказывает о судьбе узника, приговоренного к смерти за убийство возлюбленной.

Не стало Оскара Уайльда 29 ноября 1900 года, но в наших сердцах он навсегда остался одной из ярких фигур литературы. Его произведения и по сей день расходятся на цитаты, мы выбрали самые яркие.

Жизнь по Оскару Уайльду

«В каждом человеке есть два начала: стремление к Богу и стремление к сатане».

«Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам - лишь натура необычайно тонкая».

«Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что по-прежнему считаешь себя молодым».

«Книги, которые мир называет аморальными, - это книги, которые демонстрируют миру его позор».

«Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему».

«Иногда то, что мы считаем мертвым, долго еще не хочет умирать».

«Образование - восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени, что ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя».

«В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь».

Любовь по Оскару Уайльду

«Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего».

«Самая прочная основа для брака - взаимное непонимание».

«Брак без любви - страшная вещь. Но есть нечто худшее, чем даже брак без любви. Это брак, в котором есть любовь, но только с одной стороны; есть верность, но только с одной стороны; есть преданность, но только с одной стороны. В таком браке одно из сердец непременно будет разбито».

«Можно быть счастливым с любой женщиной - если ее не любишь».

«Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым не до этого, они ревнуют чужих».

«Любовь к себе человек проносит через всю жизнь».

«Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».

«Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь - только не дружба».

Люди по Оскару Уайльду

«Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы».

«Люди всегда смеются над своими трагедиями - это единственный способ переносить их».

«Во всем, к чему люди относятся серьезно, нужно видеть комическую сторону вещей».

«Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас».

«Ложь - это правда других людей».

«Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду».

«Только пустые люди знают себя».

Оскар Уайльд о себе

«Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».

«Даже у Диккенса не было такой обширной аудитории, со мной обращаются как с наследным принцем».

«Или я, или эти мерзкие обои в цветочек» (перед смертью).

«Я совсем не хочу знать, что люди говорят за моей спиной. Это слишком мне льстит».

«Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звезды».

«Я ничего не декларирую, кроме своей гениальности».

Уайльд вошёл в историю, как один из известных мужчин, сумевших заглянуть в женскую душу. Цитаты Оскара Уайльда поражают остроумием и точностью формулировок.

Цитаты Оскара Уайльда о женщинах

Женщина начинает с отражения наступления мужчины, а кончает тем, что отрезает ему путь к отступлению.

Оскар Уайльд

* * *

На самом деле женщины любят, когда мужчины скверно одеты. Они всегда немного боятся денди и хотят, чтобы наружность мужчины говорила против него.

Оскар Уайльд

* * *

Женщины в высшей степени практичный народ. Они много практичнее нас. Мужчина в возвышенные моменты частенько забывает поговорить о браке, а женщина всегда напоминает ему об этом.

Оскар Уайльд

* * *

Не дай совратить себя с пути неправедного! Добродетельный ты будешь невыносимо скучен. Это-то и злит меня в женщинах. Обязательно им подавай хорошего мужчину. Причем, если он хорош с самого начала, они его ни за что не полюбят. Им нужно полюбить его дурным, а бросить – до противности хорошим.

Оскар Уайльд

* * *

–Кого вы считаете испорченными?

–Тех мужчин, которые восхищаются невинностью.

–А испорченными женщинами?

–О, тех женщин, которые никогда не надоедают мужчинам.

Оскар Уайльд

* * *

Ничто так не вредит роману, как чувство юмора в женщине или недостаток его в мужчине.

Оскар Уайльд

* * *

Никогда не надо дарить женщине то, чего она не может носить по вечерам.

Оскар Уайльд

* * *

Мужчины становятся старше, но не становятся лучше.

Оскар Уайльд

Женщина – сфинкс без загадок.

Оскар Уайльд

Остроумные цитаты Оскара Уайльда о женщинах

Маргарет очень похорошела. В последний раз, что я ее видела,– двадцать лет назад,– это был уродец в пеленках.

Оскар Уайльд

* * *

–Былое уважение к юности быстро отмирает. Какое-либо влияние на маму я утратила уже в трехлетнем возрасте.

Оскар Уайльд

* * *

–Я считаю, что если мать каждый сезон не расстается по крайней мере с одной дочерью, значит, у нее нет сердца.

Оскар Уайльд

* * *

– Эта гувернантка слишком красива, чтобы ее можно было держать в порядочном доме.

Оскар Уайльд

* * *

–Нет, я не цинична, просто у меня есть опыт – впрочем, это одно и то же.

Оскар Уайльд

* * *

–Я люблю слушать себя. Для меня это одно из самых больших удовольствий. Порой я веду очень продолжительные беседы сама с собой, и, признаться, я настолько образованна и умна, что иной раз не понимаю ни единого слова из того, что говорю.

Оскар Уайльд

* * *

–Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что– нибудь захватывающее.

Оскар Уайльд

Ужас, как женщины стали расчетливы. Спору нет, нашим бабушкам тоже случалось пускаться во все тяжкие, но их внучки непременно сначала прикинут, что это им даст.

Оскар Уайльд

* * *

Все мы сейчас обеднели, так что комплименты – единственное подношение, какое мы можем себе позволить.

Оскар Уайльд

* * *

Женщин нельзя обезоружить комплиментом. Мужчин – да. В этом разница.

Оскар Уайльд

* * *

Женщина будет кокетничать с кем угодно, лишь бы на нее в это время смотрели.

Оскар Уайльд

Женитьба действует на человека так же губительно, как сигареты, но стоит много дороже.

Оскар Уайльд

* * *

Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену.

Оскар Уайльд

* * *

Я не говорил, что он женится. Я сказал только, что он собирается жениться. Это далеко не одно и то же. Я, например, ясно помню, что женился, но совершенно не припоминаю, чтобы я собирался жениться. И склонен думать, что такого намерения у меня никогда не было.

Оскар Уайльд

* * *

Нельзя доверять женщине, которая не скрывает свой возраст. Такая женщина может рассказать все, что угодно.

Оскар Уайльд

* * *

Женщина никогда не должна быть слишком точной в определении своего возраста. Это отзывает педантством.

Оскар Уайльд

* * *

Она создана быть женою посланника. У нее удивительная способность запоминать фамилии людей и забывать их лица.

Оскар Уайльд

* * *

Вчера на ней румян было очень много, а платья очень мало. В женщине это всегда признак отчаяния.

Оскар Уайльд

* * *

Милое дитя! Она так любит фотографии, особенно виды Швейцарии. На редкость целомудренный вкус.

Оскар Уайльд

* * *

Она может с блеском говорить о любом предмете при условии, если ничего о нем не знает.

Оскар Уайльд

* * *

У многих женщин есть прошлое, но у нее их, говорят, не меньше дюжины.

Оскар Уайльд

* * *

Она и в старости сохранила следы своего изумительного безобразия.

Оскар Уайльд

* * *

Пожалуй, жестокость, откровенная жестокость женщинам милее всего: в них удивительно сильны первобытные инстинкты. Мы им дали свободу, а они все равно остались рабынями, ищущими себе господина. Они любят покоряться.

Оскар Уайльд

* * *

У женщин просто удивительное чутье. Они замечают все, кроме самого очевидного.

Оскар Уайльд

* * *

Женщины в жизни – прекрасные актрисы, но у них нет никакого артистического чутья. Они желают продолжать спектакль, когда всякий интерес к нему уже пропал. Если бы дать им волю, каждая комедия имела бы трагическую развязку, а каждая трагедия перешла бы в фарс.

Оскар Уайльд

Цитаты Оскара Уайльда о женщинах, мужчинах и отношениях

Особым умением замечать тонкости психологии отношений насыщены цитаты Оскара Уайльда:

–Вы не мастер говорить комплименты. Боюсь, что жена не поощряет вас в этой полезной привычке. Это с ее стороны большая ошибка. Когда мужчина перестает говорить приятные слова, у него и мысли меняются соответственно.

Оскар Уайльд

* * *

–Надеюсь, вы не ведете двойной жизни, прикидываясь беспутным, когда вы на самом деле добродетельны. Это было бы лицемерием.

Оскар Уайльд

* * *

– Это хорошо, что вы курите. Каждому мужчине нужно какое-нибудь занятие. И так уж в Лондоне слишком много бездельников.

Оскар Уайльд

* * *

–Я обожаю мужчин за семьдесят. Они всегда предлагают женщинам любовь до гроба. По-моему, семьдесят лет – идеальный возраст для мужчины.

Оскар Уайльд

* * *

– Хорошие мужья невыносимо скучны, плохие – ужасно самонадеянны.

Оскар Уайльд

* * *

–Все мужчины – чудовища. Женщинам остается одно – кормить их получше.

Оскар Уайльд

* * *

–Самое верное утешение – отбить поклонника у другой, когда теряешь своего. В высшем свете это всегда реабилитирует женщину.

Оскар Уайльд


Оскар Уайльд о женщинах и мужчинах

Я люблю мужчин с будущим и женщин - с прошлым.
* * *
Женщины обычно держат в руках все козыри, но всегда проигрывают последнюю ставку.
* * *
Женщины отдают мужчинам самое драгоценное в жизни. Но они неизменно требуют его обратно - и все самой мелкой монетой.
* * *
Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.
* * *
Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Оно почти не уступает мужскому.
* * *
Женщина может сделать мужчину праведником только одним способом: надоесть ему так, что он утратит всякий интерес к жизни.
* * *
Женщина начинает с отражения наступления мужчины, а кончает тем, что отрезает ему путь к отступлению.
* * *
Женщины в высшей степени практичный народ. Они много практичнее нас. Мужчина в возвышенные моменты частенько забывает поговорить о браке, а женщина всегда напоминает ему об этом.
* * *
Не дай совратить себя с пути неправедного! Добродетельный ты будешь невыносимо скучен. Это-то и злит меня в женщинах. Обязательно им подавай хорошего мужчину. Причем, если он хорош с самого начала, они его ни за что не полюбят. Им нужно полюбить его дурным, а бросить - до противности хорошим.
* * *
- Кого вы считаете испорченными?
- Тех мужчин, которые восхищаются невинностью.
- А испорченными женщинами?
- О, тех женщин, которые никогда не надоедают мужчинам.
* * *
Ничто так не вредит роману, как чувство юмора в женщине или недостаток его в мужчине.
* * *
Никогда не надо дарить женщине то, чего она не может носить по вечерам.
* * *
Мужчины становятся старше, но не становятся лучше.
* * *
Женщины созданы для того, чтобы их любить, а не для того, чтобы их понимать.
* * *
Женщина - сфинкс без загадок.
* * *
Женственность - это качество, которым я больше всего восхищаюсь в женщинах.

Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на нее, но не слушайте.
* * *
Женщина не думает ни о чем или думает о чем-нибудь другом.
* * *
Женщины - декоративный пол. Им не о чем говорить, но все, что они скажут, очаровательно.

История женщин - это история самого худшего вида тирании, какую знал мир. Тирания слабого над сильным. Это единственная форма тирании, которая еще держится.

Пожалуй, жестокость, откровенная жестокость женщинам милее всего: в них удивительно сильны первобытные инстинкты. Мы им дали свободу, а они все равно остались рабынями, ищущими себе господина. Они любят покоряться.

У женщин просто удивительное чутье. Они замечают все, кроме самого очевидного.

Женщины в жизни - прекрасные актрисы, но у них нет никакого артистического чутья. Они желают продолжать спектакль, когда всякий интерес к нему уже пропал. Если бы дать им волю, каждая комедия имела бы трагическую развязку, а каждая трагедия перешла бы в фарс.

Вся прелесть прошлого в том, что оно - прошлое. А женщины никогда не замечают, что занавес опустился. Им непременно подавай шестой акт!

С дурными женщинами не знаешь покоя, а с хорошими изнываешь от скуки. Вот и вся разница.

Первый долг женщины - угождать своей портнихе. В чем состоит ее второй долг, до сих пор не выяснено.

Женщины делятся на две категории - ненакрашенные и накрашенные. Первые нам очень полезны. Если хотите приобрести репутацию почтенного человека, вам стоит только пригласить такую женщину поужинать с вами.

Только по-настоящему хорошая женщина может совершить по-настоящему глупый поступок.

У женщины с прошлым нет будущего.

Женщина без милых ошибок - это не женщина, а особа женского пола.

Лондонское общество полно женщин самого знатного происхождения, которые по собственному желанию много лет кряду остаются тридцатилетними.

Если женщина добилась того, что выглядит на десять лет моложе своей дочери, она этим вполне удовлетворена.

Ей все еще тридцать пять лет с тех самых пор, как ей исполнилось сорок.

Нельзя доверять женщине, которая не скрывает свой возраст. Такая женщина может рассказать все, что угодно.

Женщина никогда не должна быть слишком точной в определении своего возраста. Это отзывает педантством.

Она создана быть женою посланника. У нее удивительная способность запоминать фамилии людей и забывать их лица.

Вчера на ней румян было очень много, а платья очень мало. В женщине это всегда признак отчаяния.

Милое дитя! Она так любит фотографии, особенно виды Швейцарии. На редкость целомудренный вкус.

Она может с блеском говорить о любом предмете при условии, если ничего о нем не знает.

У многих женщин есть прошлое, но у нее их, говорят, не меньше дюжины.

Она и в старости сохранила следы своего изумительного безобразия.

Любопытно, что некрасивые женщины всегда ревнуют своих мужей, а красивые - никогда. Красивым женщинам не до того - они ревнуют чужих мужей.

Слезы - убежище для дурнушек, но гибель для хорошеньких женщин.

Красота - один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания.

Красота - подарок на несколько лет.

Некрасивость - одна из семи смертных добродетелей.

Теперь ведь женщине не разрешается флиртовать раньше сорока лет и питать романтические чувства раньше сорока пяти.

Ужас, как женщины стали расчетливы. Спору нет, нашим бабушкам тоже случалось пускаться во все тяжкие, но их внучки непременно сначала прикинут, что это им даст.

Все мы сейчас обеднели, так что комплименты - единственное подношение, какое мы можем себе позволить.

Женщин нельзя обезоружить комплиментом. Мужчин - да. В этом разница.

Женщина будет кокетничать с кем угодно, лишь бы на нее в это время смотрели.

Если мужчина когда-то любил женщину, он все сделает для нее. Кроме только одного: продолжать любить ее.

Любовь всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное.

Любовь питается повторениями, и только повторение превращает простое вожделение в искусство.

Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше.

Настоящая большая страсть встречается ныне довольно редко. Это привилегия людей, которым больше нечего делать.

Великая страсть - единственное, на что способны нетрудящиеся классы.

Истинная любовь прощает все преступления, кроме преступления против любви.

Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого.

Она всегда была в кого-нибудь влюблена - и всегда безнадежно, так что она сохранила все свои иллюзии.

Очень трудно не быть несправедливым к тому, кого любишь.

Предмет страсти меняется, а страсть всегда остается единственной и неповторимой.

Кто-то сказал про женщин, что они «любят ушами». А мужчины любят глазами.

Негоже уподобляться Нарциссу, склонившись над фотографией; даже воде нельзя доверять; глаза любящего - вот единственно надежное зеркало.

Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы все нам простить, даже ум.

Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой.

Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если только он не влюблен в нее.

Лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание - это скучно и тягостно.

Меня любили страстно, безумно. И очень жаль. Это невероятно мешало мне в жизни. Я бы не прочь иметь иногда немножко свободного времени.

Мужчина всегда хочет быть первой любовью женщины. Женщины более чутки в таких вопросах. Им хотелось бы стать последней любовью мужчины.

Она мне очень нравится, но я не влюблен в нее.
- А она влюблена в вас, хотя нравитесь вы ей не очень.

Сколько времени ты мог бы любить женщину, которая тебя не любит?
- Которая не любит? Всю жизнь.

Верность! Когда-нибудь я займусь анализом этого чувства. В нем - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет.

Если вы отлучаетесь ненадолго, я готова ждать вас всю жизнь.

Поверхностными людьми я считаю как раз тех, кто любит только раз в жизни. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения.

Любовь замужней женщины - это великая вещь. Женатым мужчинам такое и не снилось.

Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.

Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь.

Надо всегда быть влюбленным. Вот почему никогда не следует жениться.

В наше время все порядочные люди женятся. Холостяки больше не в моде. Дискредитированная публика. О них слишком много известно.

Теперь все женатые мужчины живут как холостяки, а все холостые - как женатые.

Мужчина, который упорно не желает жениться, превращается в постоянное публичное искушение.

Мужчины часто делают предложение просто для практики.

Обычно не мужчина делает предложение женщине, а она ему делает предложение. Только в буржуазных кругах бывает иначе. Но буржуазия ведь отстала от века.

Я не одобряю длительных помолвок. Это дает возможность узнать характер другой стороны, что, по-моему, не рекомендуется.

Если бы мы, мужчины, женились на женщинах, которых стоим, плохо бы нам пришлось!

Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И те и другие разочаровываются.

Ниагарский водопад - второе разочарование новобрачной.

Женитьба действует на человека так же губительно, как сигареты, но стоит много дороже.

Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж бьш ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену.

Я не говорил, что он женится. Я сказал только, что он собирается жениться. Это далеко не одно и то же. Я, например, ясно помню, что женился, но совершенно не припоминаю, чтобы я собирался жениться. И склонен думать, что такого намерения у меня никогда не было.

Ни за что не женитесь на женщинах с волосами соломенного цвета - они ужасно сентиментальны.

Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту.

Самая прочная основа для брака - взаимное непонимание.

Счастье женатого человека зависит от тех, на ком он не женат.

Современные женщины все понимают, кроме своих мужей.

Я человек женатый, а в том и состоит прелесть брака, что обеим сторонам неизбежно приходится изощряться во лжи.

В Лондоне слишком много женщин, которые верят своим мужьям. Их сразу можно узнать - у них такой несчастный вид.

Двадцать лет любви делают из женщины развалину; двадцать лет брака придают ей сходство с общественным зданием.

Хуже брака без любви может быть только брак, в котором любовь существует лишь с одной стороны.

Можно сразу определить, есть ли у мужчины семья или нет. Мне часто приходилось подмечать очень печальное выражение в глазах многих женатых мужчин.

Женщины стали так образованны, что их уже ничто не удивляет - кроме счастливого брака.

В наши дни мужу опасно оказывать жене какое-либо внимание на людях. Это заставляет всех думать, что он бьет ее наедине. Так подозрительны нынче ко всему, что похоже на счастливый брак.

Семья распадается гораздо чаще от здравомыслия мужа, чем от чего-нибудь другого. Как может женщина быть счастливой с человеком, который упорно желает видеть в ней вполне разумное существо?

Полигамия? Насколько поэтичнее иметь одного супруга или супругу и любить многих.

Она до того ко мне равнодушна, точно я ей муж.

Она не раз меняла мужей, но сохранила одного любовника, и потому пересуды на ее счет давно прекратились.

Когда женщина почувствует, что ее муж равнодушен к ней, она начинает одеваться слишком кричаще и безвкусно, или у нее появляются очень нарядные шляпки, за которые платит чужой муж.

Похоронив третьего мужа, она с отчаяния стала блондинкой.

Иметь тайны от чужих жен - это в наше время необходимая роскошь. Но пытаться что-нибудь скрыть от своей жены - это непростительное легкомыслие. Она же все равно узнает.

В доступности развода заключено хотя бы то достоинство, что это привносит в брачный союз новый элемент романтической зыбкости. Когда пара до конца жизни связана узами брака, сколь часто обходительность становится чистым излишеством, а галантность и вовсе ничего не значит.

* * *
Разводы совершаются на небесах.

Женские высказывания, разговоры, диалоги (цитаты из книг)

По-моему, муж не должен быть слишком обворожительным. Это опасно.
- Дитя мое, муж никогда не бывает слишком обворожителен!

Вы не мастер говорить комплименты. Боюсь, что жена не поощряет вас в этой полезной привычке. Это с ее стороны большая ошибка. Когда мужчина перестает говорить приятные слова, у него и мысли меняются соответственно.

Надеюсь, вы не ведете двойной жизни, прикидываясь беспутным, когда вы на самом деле добродетельны. Это было бы лицемерием.

Это хорошо, что вы курите. Каждому мужчине нужно какое-нибудь занятие. И так уж в Лондоне слишком много бездельников.

Я обожаю мужчин за семьдесят. Они всегда предлагают женщинам любовь до гроба. По-моему, семьдесят лет - идеальный возраст для мужчины.

Хорошие мужья невыносимо скучны, плохие - ужасно самонадеянны.

Все мужчины - чудовища. Женщинам остается одно - кормить их получше.

Самое верное утешение - отбить поклонника у другой, когда теряешь своего. В высшем свете это всегда реабилитирует женщину.

Чтобы завоевать мужчину, женщине достаточно разбудить самое дурное, что в нем есть. Ты делаешь из мужчины бога, и он тебя бросает. Другая делает из него зверя, и он лижет ей руки и не отстает от нее.

* * *
- Просто безобразие, сколько женщин в Лондоне флиртует с собственными мужьями. Это очень противно. Все равно что на людях стирать чистое белье.

Обожаю подслушивать сквозь замочные скважины. Узнаешь столько интересного.

А вам не кажется, что это значит - искушать провидение?

Ах, его уже столько раз искушали. Оно уж, наверно, привыкло.

Не любовь с первого взгляда, но любовь в конце сезона - это гораздо надежнее.

Я неизменна во всем, кроме своих чувств.

Эта неопределенность ужасна. Подольше бы она не кончалась.

Маргарет очень похорошела. В последний раз, что я ее видела, - двадцать лет назад, - это был уродец в пеленках.

Былое уважение к юности быстро отмирает. Какое-либо влияние на маму я утратила уже в трехлетнем возрасте.

Я считаю, что если мать каждый сезон не расстается по крайней мере с одной дочерью, значит, у нее нет сердца.

Эта гувернантка слишком красива, чтобы ее можно было держать в порядочном доме.

Нет, я не цинична, просто у меня есть опыт - впрочем, это одно и то же.

Я люблю слушать себя. Для меня это одно из самых больших удовольствий. Порой я веду очень продолжительные беседы сама с собой, и, признаться, я настолько образованна и умна, что иной раз не понимаю ни единого слова из того, что говорю.

Я никуда не выезжаю без дневника. В поезде всегда надо иметь для чтения что- нибудь захватывающее.

Быть естественной очень трудная поза - долго не выдержишь!

Орхидей я не заказываю, это мне не по средствам, но на иностранцев денег не жалею - они придают гостиной такой живописный вид!

Идеальный мужчина должен говорить с нами как с богинями, а обращаться с нами - как с детьми.

Он должен отказывать нам во всех серьезных просьбах и потакать всем нашим капризам.

Он должен всегда говорить не то, что думает, и думать не то, что говорит.

Он не должен пренебрегать другими хорошенькими женщинами. Это доказало бы, что у него нет вкуса, или вызвало бы подозрение, что вкуса у него слишком много.

Он должен неизменно превозносить нас за качества, которых у нас нет.

Зато он должен быть беспощаден, совершенно беспощаден, порицая нас за такие добродетели, которые нам и не снились.

Он не должен верить, что нам нужно хоть что-нибудь полезное. Это было бы непростительно. Зато он должен осыпать нас всем тем, что нам вовсе не нужно.

Он должен постоянно компрометировать нас в обществе и быть крайне почтительным с нами наедине.

И наградой за все это будет для него возможность бесконечно надеяться.

* * *
- По-моему, мужчина не способен к развитию. Он уже достиг высшей точки - и это не бог знает как высоко.
...........................................
Copyright: Оскар Уайльд афоризмы цитаты

Радость жизни – в душе, которая с течением времени становится все моложе и моложе. Трагедия жизни – в теле, стареющем и умирающем.

Мужчина женится второй раз только в том случае, если он по-настоящему любил предыдущую. Женщина выйдет замуж дважды ради мести бывшему мужу.

Человек, брошенный своей половинкой, не знает как жить дальше. Поэтому зачастую нелепо и странно выглядит в глазах окружающих.

Единственное точное научное открытие – все меняется. Нет ничего постоянного. Принимать и чтить какие-то законы, постулаты, теории – то же самое, что и отвергать прогресс и развитие. Но природа обязана эволюционировать. Без постоянного роста человечество просто вымрет. О. Уайльд

Те, кто живут в прошлом, не имеют будущего.

Человек не может контролировать свое половое влечение. Измен не существует. Любые интрижки “на стороне” – все лишь физиология. Как бы молодежь не сдерживалась – верными стать не могут. Старикам безумно хочется “налево” – но уже не получается.

Продолжение знаменитых афоризмов и цитат О. Уайльда читайте на страницах:

Мне нравится говорить ни о чём – это единственное, в чём я разбираюсь.

Воображение дано человеку, чтобы утешить его в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы утешить тем, что у него есть.

Самопожертвование должно преследоваться по закону. Оно деморализует тех, ради кого идут на жертвы.

Очень опасно встретить женщину, которая полностью тебя понимает. Это обычно кончается женитьбой.

Верность! В ней – жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберет…

Вопросы никогда не бывают нескромными. В отличие от ответов.

Время - потеря денег.

Единственный наш долг перед историей – это постоянно ее переписывать.

Я всегда очень дружески отношусь к тем, кто мне безразличен.

Всё, что есть прекрасного в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению.

Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества - уже трагедия.

Это ужасно тяжелая работа – ничего не делать.

Если хочешь испортить человека, начни его перевоспитывать.

Америка – рай для женщин. Вот почему, как в свое время Ева, они стремятся поскорей оттуда вырваться.

Жизнь – слишком сложна, чтобы рассуждать о ней серьезно.

Положительные люди действуют на нервы, плохие – на воображение.

Красота – в глазах смотрящего.

Все очаровательные люди испорчены, в этом-то и есть секрет их привлекательности.

Вы его знаете? Я знаю его так хорошо, что не разговариваю с ним уже десять лет.

Люди всегда разрушают то, что любят больше всего.

Мысль, которая не опасна, недостойна того, чтобы называться мыслью.

Английский здравый смысл – унаследованная глупость отцов.

Давать советы всегда плохо, но хорошего совета тебе никто не простит.

Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие – радуются их успехам.

Дружба трагичнее любви – она умирает гораздо дольше.

Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут.

Англия и Америка – две нации, разделенные общим языком.

Интерес к вопросам этики – свидетельство запоздалого умственного развития.

Единственная разница между святым и грешником в том, что у святого есть прошлое, а у грешника – будущее.

Если человек о чем-то здраво судит – это верный знак того, что сам он в этой области недееспособен.

Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.

Американок утомляют долгие заезды, но в скачках с препятствиями они великолепны.

Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам.

Я вовсе не хочу знать, что говорят за моей спиной, – я и без того о себе достаточно высокого мнения.

Когда Добро бессильно, оно – Зло.

Будь собой. Прочие роли уже заняты.

Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Почти так же, как и мужское.

Когда боги хотят наказать нас, они внимают нашим молитвам.

Чтобы быть естественным, необходимо уметь притворяться.

Единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения.

Когда на руках выигрышные карты, следует играть честно.

Большинство из нас - это не мы. Наши мысли - это чужие суждения; наша жизнь - мимикрия; наши страсти - цитата!

Жизнь коротка, искусство бесконечно.

Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, – это попросту доказательство бессилия.

Все можно пережить, кроме смерти.

Это-то и злит меня в женщинах. Обязательно им подавай хорошего мужчину. Причем, если он хорош с самого начала, они его ни за что не полюбят. Им нужно полюбить его дурным, а бросить – до противности хорошим.

У меня очень непритязательный вкус – достаточно самого лучшего.

Истина редко бывает чистой и никогда однозначной.

В жизни возможны только две трагедии: первая – получить то, о чем мечтаешь, вторая – не получить.

Христос умер не для того, чтобы спасти людей, а для того, чтобы научить их спасать друг друга.

Лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание – это скучно и тягостно.

Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.

Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают.

Когда меня выпустят на свободу, я попросту перейду из одной тюрьмы в другую.

Америку много раз открывали до Колумба, но никому об этом не рассказывали.

Если человек говорит правду, рано или поздно его выведут на чистую воду.

Американец – это Дон Кихот здравого смысла, ибо практичен до такой степени, что совершенно оторван от действительности.

Большинство браков распадается в наше время прежде всего из-за здравого смысла мужа. В самом деле, как может женщина быть счастлива с мужчиной, который считает ее абсолютно разумным существом.

В России нет ничего невозможного, кроме реформ.

Есть только один грех – глупость.

Только пустые люди знают себя.

Как может женщина быть счастлива с мужчиной, который считает ее абсолютно разумным существом?

Все мы сидим в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звезды.

Во всем, к чему люди относятся серьезно, нужно видеть комическую сторону вещей.

Идеальный мужчина должен говорить с нами как с богинями, а обращаться с нами – как с детьми.

Женщина будет кокетничать с кем угодно, лишь бы на неё в это время смотрели.

Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы.

Прощайте врагов ваших – это лучший способ вывести их из себя.

Если боги хотят наказать человека, они исполняют его желания.

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

В свое оправдание журналистика может сослаться на великий дарвиновский закон выживания зауряднейшего.

Это не моё дело. Поэтому оно меня и интересует. Мои дела всегда нагоняют на меня тоску. Я предпочитаю чужие.

Хорошие советы я всегда передаю другим. Больше с ними делать нечего.

Секрет быть скучным состоит в умении рассказать о себе всё.

Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на все.

Чужие драмы всегда невыносимо банальны.

Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества – уже трагедия.

Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью.

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.

Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа.

Выбирать врагов следует с особым тщанием.

Бремя наших дней слишком тяжко для того, чтобы человек мог нести его в одиночестве, а мирская боль слишком глубока для того, что бы человек в одиночку был в состоянии ее пережить.

Добрая половина современной культуры зиждется на том, чего читать не следует.

Если бы мы, мужчины, женились на женщинах, которых стоим, плохо бы нам пришлось!

Жизнь – слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез.

Я могу устоять перед чем угодно, кроме соблазна.

Быть эгоистом – это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе бы хотелось.

Все мужчины - чудовища. Женщинам остается одно - кормить их получше.

В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми.

Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым – не до этого, они ревнуют чужих.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

Хорошо, когда дружба начинается с улыбки. Но еще лучше, если она и заканчивается ею.

Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на неё, но не слушайте.

Большинство из нас – это не мы. Наши мысли – это чужие суждения; наша жизнь – мимикрия; наши страсти – цитата!

Если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным.

Брак без любви – ужас. Но есть еще нечто худшее: это брак, в котором любовь налицо, но только на одной стороне; верность, но только на одной стороне. В таком браке из двух сердец – одно несомненно разбито.

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Каждая женщина – бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно против себя самой.

Настоящий друг зарежет тебя спереди.

Единственный способ избавиться от искушения – это поддаться ему.

Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.

Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь – только не дружба.

16 октября 162 года назад родился выдающийся гений литературного мастерства Оскар Уайльд — известный каждому драматург, прозаик, поэт, критик. Ирландец по рождению, именно он становится одним из известнейших писателей Англии. Ведь именно в оксфордском колледже Магдалины рождается тот самый Уайльд: остроумный, красноречивый, мудрый, не такой, как все… И именно там он приобретает репутацию человека, «блистающего без особых усилий». Здесь же оформилась и его особая философия творчества: он не интригует событиями, он просто знакомит нас со своими героями — противоречивыми, иногда эгоцентричными, одинокими, — ненавязчиво предлагая прикоснуться к его мировоззрению и отношению к жизни.

Великолепный оратор, он влюблял всех окружающих своими рассказами, порой вымышленными. Именно он совершил революцию в моде и литературе Англии XIX века: длинноволосый красавец в эксцентричных нарядах, избравший роль великого эстета, имитирующий чужой голос, не боявшийся самовыражаться так, как считает нужным — такое мог позволить себе только он. Кроме того, все это он умело сочетал с необыкновенной мудростью, которая не утратила своей ценности спустя годы.

Родился будущий гений в Дублине в семье знаменитого хирурга и поэтессы. Все детство Оскар провел с матерью, которую просто боготворил, так как вскоре после его рождения родители расстались. С детства мальчик растет в атмосфере поэзии и красоты — именно от матери он унаследовал безупречный вкус и любовь к прекрасному. Мальчика назвали в честь воителя Фингала и его внука Оскара (полное имя Уайльда — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд), однако мать хотела девочку и не скрывала этого. Ребенку объяснили, что он мальчик, в день, когда у Оскара родилась сестра. Кто знает, возможно, именно это повлияло на психику будущего гения…

До 9 лет Оскар учился на дому, поэтому, когда пошел в школу, знал уже 2 языка: немецкий и французский. Позже он поступает в престижный колледж в Дублине, где у него просыпается особый интерес к искусству, гуманитарным наукам и античной литературе. Уже тогда начал проявляться его талант прекрасного оратора — он был лучший. После колледжа он поступает в Оксфорд, где окончательно избавляется от ирландского акцента и возглавляет кружок декадентов.

Еще в университете он был известен своей страстью украшать комнату красивыми вещами. Попав под влияние романтизма, он возводит культ прекрасного, что в дальнейшем приводит к трагедии. Писатель отличался эпатажным стилем в одежде: короткие штаны в сочетании с шелковыми чулками, жилет с вышивкой в виде цветов, ярко-желтые перчатки и пышное жабо — это была норма для него, но не для общественности.

После окончания университета Уайльд отправляется покорять Лондон. Уверенный в себе писатель всегда с цветком в петлице становится постоянным гостем светских салонов. Казалось, от него без ума все женщины Лондона, а мужчины готовы часами вести беседы с ним. Он настолько уверен в своей неотразимости, что однажды на таможне заявляет: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности». Он получает признание не только в Лондоне, но и в Америке и Франции. Везде его принимают как «лучшего среди равных».

Что касается творчества Оскара Уайльда, то оно было противоречиво и эпатажно, как и сам писатель. Уже первые серьезные литературные произведения демонстрируют приверженность автора к декадансу, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. В лекциях, которые он активно начал читать с 1881 года, Оскар пропагандировал отрицание социальной функции искусства: Уайльд был уверен, что настоящее искусство всегда было искусством красивой лжи, а отказ от нее способен привести искусство к упадку. Он хотел доказать, что литератор имеет право на полное самовыражение.

В 1890 году Оскар Уайльд по заказу американского издателя пишет «Портрет Дориана Грея», в котором автор описывает эстетизацию безнравственности, концепцию циничного гедонизма, очарование порока. В этот же период он пишет еще несколько пьес, которые пользуются большим успехом, но вместе с тем сопровождаются общественными скандалами. Самый громкий из них, конечно же, был связан с романом «Дориан Грей» — тогда писателя обвинили в безнравственности. Далее цензурой была запрещена драма «Саломея» — здесь уже все было серьезнее, ведь Уайльд коснулся библейской тематики, которую преподнес в стиле декаданса.

В 29 лет Оскар Уайльд женится по любви на красавице Констанции Лойд. Он был счастлив. Один за другим на свет появились двое сыновей Сирил и Вивиан. Оскар любил малышей, но видел их редко, так как постоянно разъезжал с лекциями и вел насыщенную светскую жизнь. Тем временем судьба готовит сюрприз им обоим.

Проходят годы, и Оскар Уайльд с ужасом осознает, что больше ничего не чувствует к жене. Будучи сторонником позиции, что нет ничего хуже брака без любви, и разочаровавшись в жизни, уходит с головой в работу. Примерно в это же время он знакомится с Альфредом Дугласом. Уайльд сравнивал его с Нарциссом, тот благодарно принимал знаки внимания. Но общество не оценило такую неоднозначную дружбу между Оскаром и Альфредом, и в 1895 году разразился скандал, который поставил точку не только в литературной карьере писателя, но и заставил потерять волю и желание жить. Уайльд подает в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа, за обвинение в гомосексуализме. Однако Дуглас выступает свидетелем обвинения, а Уайльд осуждается за безнравственность и приговаривается к тюремному заключению на два года. Пьесы Уайльда тут же исчезают с афиш театров, а некоторые произведения попадают под запрет.

Через два года Уайльд выходит из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком. Под чужим именем он уезжает во Францию и умирает через три года в нищете. В последние годы он впадает в непрекращающуюся депрессию и говорит о том, что мир полон страданий и что высшая обязанность поэта — писать о них. В своем последнем произведении — «Балладе Редингской тюрьмы» — он рассказывает о судьбе узника, приговоренного к смерти за убийство возлюбленной.

Не стало Оскара Уайльда 29 ноября 1900 года, но в наших сердцах он навсегда остался одной из ярких фигур литературы. Его произведения и по сей день расходятся на цитаты, мы выбрали самые яркие.

Жизнь по Оскару Уайльду

«В каждом человеке есть два начала: стремление к Богу и стремление к сатане».

«Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам — лишь натура необычайно тонкая».

«Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что по-прежнему считаешь себя молодым».

«Книги, которые мир называет аморальными, — это книги, которые демонстрируют миру его позор».

«Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему».

«Иногда то, что мы считаем мертвым, долго еще не хочет умирать».

«Образование — восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени, что ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя».

«В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь».

Любовь по Оскару Уайльду

«Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего».

«Самая прочная основа для брака — взаимное непонимание».

«Брак без любви — страшная вещь. Но есть нечто худшее, чем даже брак без любви. Это брак, в котором есть любовь, но только с одной стороны; есть верность, но только с одной стороны; есть преданность, но только с одной стороны. В таком браке одно из сердец непременно будет разбито».

«Можно быть счастливым с любой женщиной — если ее не любишь».

«Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым не до этого, они ревнуют чужих».

«Любовь к себе человек проносит через всю жизнь».

«Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».

«Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь — только не дружба».

Люди по Оскару Уайльду

«Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы».

«Люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ переносить их».

«Во всем, к чему люди относятся серьезно, нужно видеть комическую сторону вещей».

«Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас».

«Ложь — это правда других людей».

«Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду».

«Только пустые люди знают себя».

Оскар Уайльд о себе

«Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».

«Даже у Диккенса не было такой обширной аудитории, со мной обращаются как с наследным принцем».

«Или я, или эти мерзкие обои в цветочек» (перед смертью).

«Я совсем не хочу знать, что люди говорят за моей спиной. Это слишком мне льстит».

«Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звезды».

«Я ничего не декларирую, кроме своей гениальности».