Основные даты жизни княгини ольги. Великая княгиня ольга

Если посмотреть на Европу или Азию десятого-одиннадцатого века, то можно обнаружить, что правление женской рукой было как-то не принято. Мир изначально принадлежал мужчинам, более сильным, смелым, более решительным и легче принимающим нестандартные решения. Великая княгиня Ольга, супруга, не принимаемого всерьез до наших дней, князя Игоря Рюриковича, стала первой и практически единственной, кто руководил настолько крупным государством, как Киевская Русь. Она не водила дружину в разрушительные походы, не завоевывала новых земель и не уничтожала города и страны, а направила все свои силы и энергию на улучшение жизни внутри своей державы, за что ее с благодарностью вспоминают и сейчас.

Княгиня Ольга: биография сильной женщины

История древней Руси зачастую скупа и немногословно, особенно если речь идет о происхождении русских князей и событий их правления. По большому счету в летописях упоминаются только те, что получали княжение в Киеве или иных крупных городах, а также те, что заработали мощную славу в народе как добрую, так и дурную. О женах, дочерях и сестрах же в основном и вовсе можно найти разве что упоминание имен, но княгиня Ольга стала исключением в этом правиле. Об этой сильной женщине есть больше информации, но она все равно является разрозненной и зачастую противоречивой.

Ни одна старинная летопись, не содержит подтвержденной информации о том, когда же родилась будущая княгиня Ольга и к какому роду принадлежала. В семнадцатом веке в Степенной книге было указано, что упокоилась она в возрасте восьмидесяти лет. А это значит, что появиться на свет могла уже в конце девятого века. Однако во время записи, после указанных событий прошло уже более семисот лет, потому настоящим источником тут данную книгу не назовешь.

Происхождение

Информация о точной дате и месте рождения девочки, которая впоследствии станет супругой наследника первого Рюрика, его единственного сына Игоря, настолько противоречива и разрозненна, что узнать правду не представляется возможным. Некоторые считают, что она родилась в семье обычных псковских крестьян, откуда и была изъята в возрасте девяти или десяти лет, но подтверждения этому нет. Другие говорят, будто девушка принадлежала к знатному роду и приехала в Киев из Новгорода, а третьи вообще убеждают всех в варяжском происхождении княгини. Об этом свидетельствует и странно звучащее для славян имя Ольга, что можно трактовать, как Helga.

Существует версия, будто бы Ольга на самом деле была родной дочерью Олега, по прозвищу Вещий. Во время регентства его на киевском престоле, пока Игорь был слишком мал, он якобы обзавелся дочкой, а потом спрятал ее до поры в Новгороде или Пскове, а скорее всего, в деревне Выбуты за 12 километров выше по реке от Пскова. Так как приходился скорее всего родным дядей Игорю, ведь считается что он был родным братом Ефанды, супруги Рюрика, то тогда будущая невеста была ему двоюродной сестрой. Впрочем, истина так и останется скрытой от потомков, и можем только предполагать.

В писания Нестора указывается, что родом она из простого народа, а родиной ее является деревенька под Псковом. По иным сведениям, она была болгаркой, а корни ее скрыты тайной рода Бориса. Существует легенда, будто Игорь познакомился с будущей женой, отправившись на охоту. Желая переправиться на другую сторону, он попросил помочь ему худенького юношу на утлой лодочке. Этим юношей и оказалась Ольга. Поговорив с нею, будущий князь обнаружил, что помыслы ее чисты, а душа легка.

Заключение брака

Архангелогородский летописец гласит, что на тот момент, когда Ольгу выдали замуж за Игоря, ей было всего десять лет. По поводу этой свадьбы имеются вполне достоверные сведения. Она произошла в 903 году, согласно записям «Повести временных лет». Следовательно, родилась девушка в 893-ем. К тому же мнению склонялись Карамзин и Войтович. Проложное житие говорит о смерти не в восемьдесят лет, а в семьдесят пять, перенося дату рождения на 894-ый. Однако такая дата противоречит дате рождения ее сына Святослава в 938-943 годах. К тому времени матери уже было бы давно за сорок, что маловероятно.

Советский российский археолог, исследователь славянской истории и культуры Борис Рыбаков считал, что родиться княгиня могла не позже 927-928 года, исходя из того, сын ее появился на свет в 942-ом. Причем Святослав Игоревич без сомнений являлся старшим сыном этой четы, иначе не считался бы первым претендентом на отеческий престол и княжение. Чрезвычайно интересное исследование данного вопроса можно прочесть в книге «Княгиня Ольга. Святая воительница» Андрея Богданова.

О свадьбе есть несколько летописных свидетельств, самым известным среди которых становится «Повесть временных лет». Согласно записям, русская княгиня Ольга была выдана за Игоря Рюриковича. Именно оттуда отлично читается отрывок: «… от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил». Вполне возможно, что девушка была внучкой легендарного Гостомысла.

Новгородская Первая летопись, где содержится больше всего достоверных фактов и дат, которые можем почерпнуть, вопрос о дате женитьбы молодого Рюриковича и совсем юной красавицы Прекрасы оставляет открытым. Некоторые историки считают, что 903 год в «Повести…» — это более поздняя вставка, сделанная Нестором, когда он пытался как-то классифицировать данные привести историю к настоящему хронологическому порядку. После этого события, летописец следующий раз упоминает Ольгу уже только в 944 году, когда ее мужем был заключен договор с Византией.

Смерть Игоря

Правление княгини Ольги началось со смерти ее мужа. Хотя можно считать, что она принимала активное участие и раньше. Согласно преданиям, она показала себя с наилучшей стороны. Ведь пока князь Игорь занимался подготовкой и сборами армии для свершения великих походов и захвата новых земель для своего государства, она взяла на себя управление вопросами внешней и внутренней политики, экономики и прочего, чего требовала от нее жизнь. Она управлялась везде, умудрялась успевать встречаться с послами и дипломатами из других стран, принимать жалобщиков, разрешать споры меж дружинниками и много чего еще.

В 945 году, после очередной поездки в полюдье, Игорь Рюрикович почил в бозе и больше домой не вернулся. Ходили странные слухи, будто он решил снять с древлян двойную дань, за что в полной мере и поплатился. Мятежники подстерегли его с малой частью дружины, схватили, привязали к двум склоненным деревьям и отпустили, разорвав его на части. История была очень темная и некоторые даже считали, что Ольга тоже приложила руку к этому грязному делу. На то время старшему сыну княгини было всего три года, а надолго оставлять государство без правителя было никак нельзя, мать решила принять на себя регентские обязанности. Дружина князя беспрепятственно склонилась перед этой женщиной и даже молчаливо одобрила в ее решительности отомстить за мужа.

Страшная месть древлянам

После убийства Игоря Рюриковича, согласно все той же «Повести временных лет», древляне решили, что все их беды и печали на этом закончились. Они настолько обнаглели, что прислали к великой русской княгине Ольге сватов, чтобы звать ее замуж за их князя Мала. Это было роковой ошибкой, разъяренная женщина не смогла стерпеть подобного оскорбления. Древнерусский летописец Нестор указывает на четыре мести, которые приготовила она для мятежных древлян.

  • В качестве сватов в Киев прибыли двадцать старейшин-древлян. Ольга повелела вырыть огромную яму во дворе своего терема и бросить туда ладью с посланцами. Причем людей она приказала оставить там же. Так и засыпали их землей живых, под стоны, крики и плач.
  • Никто не узнал об участии первой делегации, потому в Киев был направлен гонец, чтобы выяснить, что же случилось. Ольга велела передать, что никаких сватов не видела, ведь их могли убить лихие люди или съесть по пути волки. После этого глупые древляне собрали еще одну делегацию из лучших мужей, чтобы идти сватать княгиню. Они были сожжены в баньке живьем, где мылись по приезду.
  • Так как похоронили Игоря там же, где убили, княгине Ольге пришлось ехать в земли древлян, чтобы справить тризну по любимому супругу. Она выкатила огромные бочки медов и устроила настоящее празднество с соревнованиями в честь умершего. Древляне поверили, будто это просто поминальный обед и напились допьяна, да так и попадали спать, где сидели. В этот момент воины княгини перебили всех до одного. Нестор говорит о пяти тысячах погибших на этом пиру.
  • Спустя год после смерти мужа, княгиня русская решила завершить начатое дело, видимо, она всегда любила доводить все до конца. Она собрала дружину и в 946 году выступила в настоящий поход против древлян. Однако осада Искоростеня (ныне Коростень, Украина) затягивалась, а противник сопротивлялся, как бесноватый, понимая перспективу сдачи. «Повесть временных лет» говорит, что именно Ольга придумала привязать к лапкам птиц зажженную паклю, пропитанную серой. Город сгорел дотла, а выжившие покорились судьбе.

Интересно

История про сожжение города при помощи птиц, точно также, как у Нестора, описана еще одним человеком, датским историком и летописцем двенадцатого века Саксоном Грамматиком, который фактически жил в то же время. Он пишет, что именно таким образом скандинавский народный герой Гутрум взял городок Сайренсестер, что в Уэссексе. Не «одолжил» ли интересный сюжет русский монах, а может, и наоборот датский писатель, так и останется загадкой для будущих поколений.

После того, как расправа над мятежниками была завершена, Ольга стала управлять государством, так как сыну князя Святославу на то время было еще очень мало лет. Правила Киевской Русью она до самого совершеннолетия сына, да и после него тоже, так как парень предпочитал проводить время в военных походах, покрывая себя славой, оставив матери заниматься скучными делами.

Правление и политика княгини Ольги

После покорения и частичного истребления древлян, повинных в смерти мужа, Ольга установила им уроки, то есть специальную дань в виде платы или работы, что должна быть выполнена до определенного срока. Также съездила она в Псков и Новгород, установив дань и там. Кроме всего, она решила автоматизировать систему сбора налогов, так как полюдье не казалось более таким правильным и безопасным. Было решено, что отныне налоги державе люди будут платить на погосты – своего рода областные или региональные центры. Заниматься сбором, подсчетом и хранением, с последующей передачей в Киев, должны были особые люди.

Стоит узнать

Именно Ольга стала родоначальницей каменного градостроительства. Причем первыми зданиями из камня стали городской дворец и загородный терем самой княгини. Причем она всячески приветствовала и помогала возводить такие дома не только в Киеве, но также в Пскове и Новгороде, а также и в других поселениях, ей подвластных.

Крещение великой княгини русской

Уже в 945-946 годах Ольга уже разработала новую налоговую систему на Руси. Она установила конечные размеры полюдья, а также сроки их окончательной выплаты, названные уроками, оброками и уставами. Все подвластные Киевской Руси земли были таким образом разделены на определенные административные единицы. Причем в каждом из них княгиня посадила своих инспекторов-тиунов, что и занимались исключительно налоговыми вопросами. Но это было далеко не последнее достижение ее, так как вскоре она совершит переломный поступок, который внесет изменения не только в ее судьбу, но и в судьбу государства.

Время шло, а международная обстановка стала накаляться. Хотя Игорь Рюрикович и заключил договор о ненападении с Византией, но там уже несколько раз сменилось правительство, да и прошло уже больше десяти лет. Следовало срочно что-то решать с отношениями двух государств, которые могли разрастись в конфликт. Русские летописи о визитах княгини в Царьград пишут вскользь, а причин этого вообще не объясняют.

Однако Василий Татищев считал, что она целенаправленно ехала туда по одной причине. В 955 или 957 году, согласно разных источников, русская княгиня Ольга приняла крещение в Царьграде (Константинополе), согласно текстам «Повести временных лет» и приняла имя Елена. В это время на Руси уже проживало очень много крещенных людей, это не вызывает никаких сомнений. Причем первые такие случаи зарегистрированы летописцами и датируются еще пятидесятыми-шестидесятыми годами девятого века, то есть задолго до даже до того, как она появилась на свет. Видя праведность и честность, благочинность и истинность этой веры, она решила принять ее и сама, а заодно установить более дружеские отношения с византийским правителем.

Внешняя политика

Есть иные мнения, как именно, когда и почему Ольга приняла крещение. К примеру, арабский исследователь и историк Яхья Антиохийский писал совсем не так. Согласно его письмам и сообщениям, решившись на отчаянный шаг, княгиня написала в Царьград письмо, в ответ на которое тут же был выслан епископ, что и провел обряд прямиком в Киеве. Татищев считал, что это маловероятно, так как языческое население Руси, которое было все же преобладающим, едва ли бы оценило и поняло такой шаг правительницы.

Еще один замечательный факт, нашедший свое отражение в сочинениях летописца Нестора, это колоссальная задержка в Константинополе. Если считать, что Ольга поехала креститься туда, взяв с собой посольство, включающее более сотни человек, то становится совершенно непонятно, почему же император не принимал ее больше месяца. Многие историки современности пеняют на политическое положение Византии тех времен. Она считалась чуть ли не центром всего мира, а правитель ее – наместником бога на земле.

Прибывшая со всей оравой Ольга, кроме торгово-военных договорных грамот, никакой документации естественно не имела, да и никакими титулами, котирующимися в той Византии, не располагала. Потому, согласно церемониалу, ее тактично отодвигали назад, при этом не давая обидеться и убраться восвояси, ведь Киевская Русь была важным стратегическим партнером. Вернувшись в Киев, Ольга стала убеждать Святослава тоже принять крещение, но это ей не удалось, сын все посмеивался над матерью и пенял на то, что дружина его не поймет. Да и вообще, была в нем какая-то изначальная нелюбовь к грекам.

Конец правления Ольги и воцарение Святослава

Когда именно Святослав, сын Ольги, стал самостоятельно править державой, не совсем понятно. Согласно писаниям Нестора, первый военный поход парня был произведен в 964-ом. Однако, в рукописных текстах Адальберта Магдебургского есть отсылка к тому, что к королю и герцогу Саксонии Оттону I Великому в 959 году приходили послы от королевы ругов, что крестилась при императоре Романе в Константинополе. Ну как же не счесть это прямым указанием на русскую княгиню Ольгу?

Получается, что тогда она еще считалась во всем мире законной правительницей Киевской Руси. В следующем 960 году Святославу как раз исполнилось восемнадцать. Тогда же была отправлена миссия в Киев от короля Оттона, от чего даже осталась ротонда десятого века, выстроенная в его честь. Однако убежденный язычник не стал слушать россказни приехавших послов, потому миссия потерпела неудачу и убралась восвояси. Следовательно, юный князь уже имел на то время большую силу и власть. Причем по пути обратно часть миссионеров была убита, а сам летописец и архиепископ Адальберт чудом спасся.

В каком именно году Святослав реально вступил в правление не знает никто, дата представляется весьма условной. К примеру, можно судить по набегу печенегов, которые после сорока лет затишья после походов Олега, стали поднимать голову и коситься на Киев. В 968 году они пришли под стены русской столицы, но подоспевший Святослав, как раз вернувшийся из похода в Болгарию, с легкостью снял осаду и прогнал врагов.

После этого князь собрался снова отправляться в путь, но мать удержала его, предчувствуя скорую смерть. Так и случилось, она скончалась ровно через три дня, в окружении родных и близких, тех кого любила больше жизни и со светлой грустью в душе, без особых мучений. Летописец говорит, что плакать над ней приходили все, начиная от сына и внуков, и заканчивая простыми людьми, пришедшими с самых дальних концов страны.

После этого, ее внук Владимир I Святославич в 1007 году перенес мощи своей бабушки в церковь Святой Богородицы в Киеве, но святой ее стали считать гораздо раньше, приблизительно в 972-978 годах при правлении Ярополка. На этом исторический портрет княгини Ольги можно завершать.

Отпечаток в истории

Такой великий человек, талантливый правитель, а также еще и духовный наставник, как Ольга, не мог не оставить определенный след в истории. То, что она была канонизирована в качестве святой, это общеизвестный факт, но помнят потомки первую русскую православную княгиню и без этого. В городе Пскове, который по одной из версий считается ее родиной, имеется Ольгинская улица, мост, часовня и набережная, а также выстроено несколько чудесных памятников. Кроме того, со времен правления Ольги и вплоть до 1944 года, над речкой Нарвой стоял старый погост, который впоследствии был разрушен бомбежкой.

Памятники княгине русской Ольге есть в Киеве, Пскове, Коростене и даже Великом Новгороде. В Ватикане, а именно в Соборе Святого Петра, в северном трансепте установлен портрет этой сильной и непоколебимой женщины, которая проливала свет на все, что когда-либо делала. Кроме того, в 1915 году, император Николай Второй учредил орден святой равноапостольной княгини Ольги, а с 1997 года на Украине можно получить награду «Орден княгини Ольги». О ней писал Гумилев и Васильев, Симона Вилар и Олег Панус, существует несколько художественных кинолент о ее правлении. В 1981 году был даже поставлен балет «Ольга» на музыку Евгения Станковича, который шел в Киевском театре оперы и балета.

Княгиня Ольга, в крещении - Елена. Родилась ок. 920 года - умерла 11 июля 969 года. Княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси. Святая равноапостольная Русской православной церкви.

Княгиня Ольга родилась ок. 920 года.

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Приблизительную дату её рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который сообщает, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много учёных (М. Карамзин, Л. Морозова, Л. Войтович) высчитали дату её рождения - 893 год.

Проложное житие княгини утверждает о её возрасте на момент смерти - 75 лет. Таким образом Ольга родилась в 894 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (около 938-943), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным.

Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, Борис Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. Подобного мнения (925-928 год) придерживался и Андрей Богданов в своей книге «Княгиня Ольга. Святая воительница».

Алексей Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» делает Ольгу старше, утверждая, что княгиня родилась около 920 года. Следственно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает около 940 года.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода. По мнению ученых, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga . Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. Известно и древнечешское имя Olha .

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил» .

Если верить этому источнику, то получается, что княгиня переименовалась из Прекрасы в Ольгу, взяв новое имя в честь князя Олега (Ольга - женский вариант этого имени).

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца»: «Игорѧ жє ожєни [Ѻльгъ] въ Българѣхъ, поѧтъ жє за нєго кнѧжну Ѻльгу» . И переводя летописное название Плесков не как Псков, а как Плиска - болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

На местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатского Плеснеска, громадного городища (VII-VIII вв. - 10-12 га, до Х в. - 160 га, до ХІІІ в. - 300 га) со скандинавскими и западнославянскими материалами.

Брак с Игорем

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорѣся жєланіемъ» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

Первая месть:

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй.

«И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их», - гласит летописец.

Вторая месть:

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть:

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

Четвёртая месть:

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет (ПВЛ) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.

Правление Ольги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Путешествие Ольги в Новгородскую землю ставили под сомнение архимандрит Леонид (Кавелин), А. Шахматов (в частности, указывал на путаницу Древлянской земли с Деревской пятиной), М. Грушевский, Д. Лихачёв. Попытки новгородских летописцев привлекать к Новгородской земле несвойственные события отмечал и В. Татищев. Критически оценивают и свидетельство летописи о санях Ольги, будто бы хранившихся в Плескове (Пскове) после поездки Ольги в Новгородскую землю.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - тиун.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому. Но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959-963) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964. Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом: «Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников» .

Таким образом, в 959 Ольга, в крещении - Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия».

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона: «962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся» .

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на престоле сразу же после убийства древлянами его отца Игоря. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве.

Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?» - ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь» .

Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу.

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I» .

ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «О церемониях», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин Багрянородный) и Роман - багрянородный василевс. Известно, что Роман II Младший, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки (в частности, академик Рыбаков Борис Александрович) предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах: «И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой» .

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961) и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение 865), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944).

Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (972-978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее - до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами - 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Княгиня Ольга (документальный фильм)

Память об Ольге

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине.

Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.

В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Фигура княгини Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.

В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.

Ольгинская улица в Киеве.

Улица Княгини Ольги во Львове.

В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.

В Соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте, помещено портретное изображение княгини Ольги.

Свято-Ольгинский собор в Киеве.

Ордена:

Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги - учреждён императором Николаем II в 1915;
«Орден княгини Ольги» - государственная награда Украины с 1997;
Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) - награда Русской Православной Церкви.

Образ Ольги в искусстве

В художественной литературе:

Антонов А. И. Княгиня Ольга;
Борис Васильев. «Ольга, королева русов»;
Виктор Грецков. «Княгиня Ольга - болгарская принцесса»;
Михаил Казовский. «Дочка императрицы»;
Алексей Карпов. «Княгиня Ольга» (серия ЖЗЛ);
Светлана Кайдаш-Лакшина (роман). «Княгиня Ольга»;
Алексеев С. Т. Аз Бога ведаю!;
Николай Гумилёв. «Ольга» (стихотворение);
Симона Вилар. «Светорада» (трилогия);
Симона Вилар. «Ведьма» (4 книги);
Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня»;
Олег Панус «Щиты на вратах»;
Олег Панус «Властью единые».

В кинематографе:

«Легенда о княгине Ольге» (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Ольги Людмила Ефименко;
«Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (2005; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ольги .;
«Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», Россия, 2005. В роли Ольги Элина Быстрицкая.

В мультфильмах:

Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ольгу озвучивает .

Балет:

«Ольга», музыка Евгения Станковича, 1981 год. Шёл в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год, а в 2010 году поставлен в Днепропетровском академическом театре оперы и балета.

Правительница княгиня Ольга, Василий Петрович Верещагин

  • Годы жизни: около 890 г. – 11 июля 969 г.
  • Отец и мать: неизвестны, преположительно не имели знатного происхождения.
  • Супруг: .
  • Дети: .

Княгиня Ольга (≈890 – 11 июля 969 гг.) – правительница Киевской Руси. Правила после смерти ее мужа с 945 г. по 966 г. Ольга была первой из русских правителей, кто приняла христианство. При крещении ее нарекли Еленой.

К сожалению, происхождение Ольги доподлинно неизвестно. Все еще историки не пришли к единому мнению на этот счет. Согласно «Повести временных лет» она была неблагородного происхождения – крестьянкой из Пскова.

Согласно мнению Пискаревского летописца и типографской летописи (XV в.) Ольга была дочерью Вещего Олега. Он правил Киевской Русью и был опекуном Игоря, а затем он же поженил Игоря и Ольгу.

Норманисты считали, что Ольга варяжского происхождения. В соответствии с Иоакимовской летописью Ольга знатного происхождения из рода Гостомыслова.

Историки из Болгарии полагают, что Ольга имеет болгарские корни. Существуют и другие теории.

Существует также предание о знакомстве Игоря и Ольге. Молодой князь поехал охотиться в Псковскую область. Там он захотел перебраться через реку. Игорь увидел лодку, в которой плыла Ольга, одетая в мужскую одежду, он попросил девушку переправить его на другой берег. Игорь стал приставать к Ольге, но в ответ получил отказ.

Когда Игорь решил жениться, в Киев съехались самые красивые девушки. Но князю ни одна не приглянулась. Тогда он вспомнил об Ольге – его случайной знакомой. Игорь послал за ней Вещего Олега. И Ольга стала женой князя Игоря.

Ольга имела во владении Вышгород, Ольжичи, село Будутино и т.д. Кроме того у нее была своя дружина, свой посол. Ольга, пока ее муж был в походах, занималась внутренней политикой.

Княжна подарила своему мужу сына Святослава.

В 945 году древляне убили Игоря. Святославу было всего три года, поэтому правительницей Киевской Руси становится княгиня Ольга.

Месть Ольги за смерть мужа

Первая месть. Древляне боялись мести Ольги, поэтому они прислали к ней свататься князя Мала. Он вместе с 20 древлянами приплыли на ладье. Ольга ответила на их предложение согласием. Затем она приказала выкопать большую яму, в которую бросили ладью древлян, затем туда же отправили и сватов. Ольга приказала их закопать заживо.

Вторая месть. Ольга отправила гонца с требованием прислать ей лучших людей из древлян, чтобы она могла «с великою честью пойти» за их князя. Древляне повиновались и прислали ей лучших мужей. Ольга приказала растопить им баню, и пока древляне мылись, все двери заперли и подожгли баню.

Третья месть. Ольга направилась к древлянам, чтобы устроить тризну своему покойному мужу. Она приехала, поплакалась на могиле мужа, а потом устроила пир. Напоив древлян, Ольга велела отрубить им головы. По данным в тот день погибло около пяти тысяч древлян.

Четвертая месть. В 946 году Ольга надумала захватить Искоростень – столицу древлян. Осада затягивалась, и княгиня решила пойти на хитрость. Она отправила в город послов для заключения мира. Древляне должны были заплатить дань в размере трех голубей и воробьев. Конечно же, древлян обрадовала такая новость, они прислали дань. Ночью Ольга приказала привязать к птицам трут и отпустить их. Птицы полетели в свои гнезда, находившиеся в Искоростени. В городе начался пожар. Жители бежали из города, а там их уже поджидала дружина Ольги. Так княгиня захватила город. Часть древлян была убита, часть стала рабами, а также Ольга приказала им платить большую дань.

Внутренняя политика княгини Ольги

Ольга была официальным правителем до совершеннолетия Святослава. Хотя и после она была фактической правительницей, т.к. ее сын постоянно был в военных походах.

Ольга во время своего правления установила дань на землю. Княгиня установила систему «погостов». Погосты – это места сбора дани. Также Ольга установила «полюдья» (подати Киеву) и «оброки, уставы». Все земли были поделены на части, во главе каждой был назначен тиун (княжеский администратор). Шла централизация власти и ослабление власти племен.

При Ольге были построены первые каменные здания – терем Ольги и городской дворец. Также княгиня занималась благоустройством псковских, новгородских и других принадлежавших Киеву земель. Также во время ее правления воздвигались храмы Благовещения Богородицы, святителя Николая и Святой Софии, Святой Живоначальной Троицы.

Внешняя политика княгини Ольги

При Ольге не было крупных походов. Княгиня решила поднять престиж Киевской Руси в мире. Но она не стала завоевывать его силой, а решила поступить дипломатично.

Крещение Ольги

Ольга была первой правительницей, принявшей православие. В 955 году княгиня приняла крещение в Византии, а Император Византии стал ее крестным отцом. Но при Ольге христианство не прижилось на Руси.

Ольга пыталась приобщить Святослава к христианству. Но он отказался, т.к. боялся потерять уважение своей дружины.

11 июля 969 года Ольга умерла. Место ее погребения неизвестно. Во время правления Владимира в 1547 году ее причислили к лику святых, а ее мощи перенесли в Десятинную церковь.

Ольга почитается как покровительница новообращенных христиан и вдов.

Игорь Рюрикович был убит древлянами, когда пытался взять с них слишком большую дань. Убив Игоря, древляне посчитали, что они имеют право властвовать над Киевом, и отправили к его молодой вдове княгине Ольге послов с предложением стать женой их князя Мала.

Месть молодой княгини

На первый взгляд, княгиня благосклонно приняла предложение и даже пообещала послам невиданные почести. На следующий день их должны были принести в ее терем прямо в ладье. И действительно, довольных послов принесли к Ольге в ладье, и вместе с ладьей сбросили в заранее подготовленную яму и закопали заживо.

Однако этого Ольге показалось недостаточно. Она отправила к ничего не подозревающим древлянам своего посла с требованием, чтобы за ней прислали более пышное и многочисленное посольство. Прибывшим вскоре послам оказали очень прием, предложив с дороги попариться в бане. Там они были заперты и сожжены заживо.

После этого Ольга сообщила не знающим о судьбе своих послов древлянам, что перед вторым браком хочет совершить тризну над могилой первого мужа. В тризне, проходившей недалеко от города Искоростеня, где и был убит Игорь, участвовало 5 тысяч знатных древлян, которые затем были порублены воинами .

Сожженный город

Но и эта месть показалась Ольге недостаточной. Она хотела разрушить Искоростень. Однако жители города оказали ее войску отчаянное сопротивление. И тогда Ольга прибегла к новой хитрости. Княгиня сделала вид, что удовлетворена уже свершившейся местью и потребовала от горожан символическую дань: по три голубя и три с каждого двора. Вздохнув с облегчением, жители Искоростеня исполнили ее требование. После этого Ольга велела привязать к ноге каждой птицы зажженный трут и выпустить их на свободу. Птицы в родные гнезда и подожгли город. Несчастные жители Искоростеня пытались спастись, но, в результате, были захвачены воинами Ольги. Часть из них предали , еще часть продали в рабство, а остальных обложили непомерной данью.

Страшная месть язычницы Ольги, впоследствии ставшей христианской , не может не ужасать. Хотя, как известно, языческие времена вообще отличались жестокостью, и поступки Ольги, мстившей за смерть любимого мужа, вполне соответствовали нравам этих времен.

Также вполне возможно, что, став христианкой, Ольга раскаялась в содеянном. Во всяком случае, в дальнейшем она бы известна как мудрая и милосердная правительница, до конца своих дней сохранившая верность памяти мужа.

Видео по теме

Если вы хотите узнать, с каким мужчиной совместимы, то можете сделать выводы, исходя из нумерологии. Именно эта наука поможет вам подобрать пару по вашему имени и имени мужчины.

Обзор совместимости имени Ольга с некоторыми мужскими именами по нумерологии

Нумерология - очень интересная штука. Ей под силу разложить буквы на цифры и узнать имен. Отталкиваясь от этого, можно узнать, человек с каким именем вам больше всего подходит. Нумерология строится полностью на , но в данном случае описаны уж готовые характеристики имен, чтоб не запутывать читателя. Цифры исключены. Имя Ольга, несмотря на то, что оно достаточно древнее, довольно часто встречается в России.

Пары, составленные из более древних имен

Ольга и Дмитрий. Такое сочетание предполагает финансовое благополучие. У людей с такими именами похожий ход мыслей. И это играет им на руку.

Благополучный союз, основанный на материальной основе.

Ольга и Евгений вместе лучше уживутся в том случае, если один будет в роли руководителя, а второй - в роли исполнителя. Такие взаимоотношения для них будут удобнее всего. Самое главное постараться договориться, кто какую роль в на себя возьмет, а дальше все пойдет, как по маслу. Главное, не забывать во время уступать друг другу.

Ольга и Михаил - отличная пара для путешествий. И женщина, и в этой паре любознательные и легкие на подъем. Их семья будет великолепно чувствовать себя в разъездах. Эта чета будет очень гостеприимна, потому что они оба не любят тишину.

У них обоих широкий круг общения, так что друзей будет очень много.

Ольга и Сергей - тихая и спокойная пара. Эти люди без труда создадут тихое уютное , ведь они оба обожают покой и тишину. Пара сложится удачно, если Ольга не будет забывать уступать Михаилу.

Ольга и Юрий - очень тонкие прирожденные психологи, поэтому взаимодействовать друг с другом им не представляет особого труда. Если они не будут глубоко копаться дуг в друге и не попытаются менять характер и привычки партнера под себя, все будет отлично. Эти люди очень любят находится в обществе и производить впечатление на других. Очень амбициозная пара. Всегда будут стремиться вперед к новым знаниям.

Ольга и Олег могут организовать пару, но только если обоим им этого действительно захочется. Не самый крепкий союз, но при желании он возможен. Правда, пара больше будет опираться на бытовую сторону вопроса, если они сумеют договориться, что смогут существовать вместе.

Как вы видите, дамы с именем Ольга - довольно гибки и могут успешно составить пару со многими людьми. Ольги могут подстроится под партнера, уладить недопонимания, наладить быт, но только тогда, когда сами увидят в этом смысл для себя.

Регентство жены Игоря при малолетнем князе Святославе.

КНЯГИНЯ ОЛЬГА

Ольга - великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие - Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.

В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.

Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место - после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.

После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.

Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.

Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку - Ольге.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.

О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» - термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.

Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами - Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.

КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ

С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров - погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев».

Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу - установление «повостов» и «оброков». Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» - купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

ИЗ ЖИТИЯ

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году 11 июля (ст. стиль), завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.
За свою миссионерскую деятельность, Ольга одной из первых была причислена к лику святых и удостоилась высокого звания равноапостальской.
В то же время до сих пор с именем этой княгине связано несколько спорных вопросов таких как:
- место ее происхождения, (согласно Начальной летописи Ольга происходила из Пскова
Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец сообщают, будто Ольга была дочерью Вещего Олега. И.Д. Иловайский считал, что Ольга происходила из славян и выводил ее имя от славянской формы «Вольга», кстати, в древнечешском языке так же имелся аналог Ольги Olha. Ряд болгарских исследователей считают, что Ольга происходила из болгар. В подтверждения чего приводят сообщение из Нового Владимирского Летописца («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».), где автор ошибочно перевел летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска - болгарская столица того времени.
- время ее рождения (большинство летописцев считают ее ровесницей Игоря, другие полагают, что она была младше мужа лет на 15-20),
- место и время ее крещения. (по одной версии 954 – 955 г. по другой 957 г., ряд исследователь считают, что крещение произошло в Константинополе, другие в Киеве).