Основные методы обучения в школе. Организационные основания урока

К средствам обучения относятся разнообразные материалы и инструменты, используемые во время учебного процесса. Благодаря их удачному подбору, с большим успехом за непродолжительный период времени можно достигнуть поставленных образовательных целей. Учителя и ученики используют средства обучения во время процесса усвоения полученных знаний.

Что такое средства обучения

К обучающим средствам принадлежат различные объекты и происходящие процессы, которые являются источником учебной информации и инструментом для восприятия, усвоения и запоминания материала, предложенного в качестве изучения. На средства обучения возложено главное дидактическое задание: они призваны ускорить усвоение необходимого объема материала и одновременно способствовать развитию и воспитанию детей.

Все существующие обучающие средства можно отнести к материальным или идеальным. Учебные пособия, учебники, тесты, дидактические оборудование для лабораторий, технические средства -- все это составляет средства обучения, именуемые материальными. К идеальным принадлежат устная и живопись, музыка, схемы, таблицы, диаграммы, а также организующая и направляющая деятельность учителя, его квалификационный уровень, методика организации обучения.

Преподавание даст положительные результаты в том случае, если средства обучения, идеальные и материальные, используются в комплексе, дополняя друг друга.

Особенности современных средств обучения

Достижение результатов в обучении как личностных, так и предметных возможно только с применением всех существующих средств подачи и усвоения образовательного материала. В связи с этим в учебном процессе должны применяться и традиционные методы, и современные средства обучения, функционирующие на основе цифровых технологий.

Сегодня главная задача образовательной системы состоит в том, чтобы научить личность познавать, заниматься поисковой деятельностью, учиться, сотрудничать с другими во время Новый подход к обучению как раз и состоит в создании возможностей для свободного доступа к различным информационным ресурсам, для организации образовательных сетей и сообществ.

Поэтому современные средства обучения должны включать в себя традиционные и Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий. Инновационные средства - это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий.

Преимущества мультимедийных средств обучения

Сегодня многие учебные заведения для достижения высокого качества образования используют мультимедийные средства обучения. Проведение уроков с применением современных технологий имеет много преимуществ. Во-первых, дети лучше воспринимают и усваивают материал, возрастает заинтересованность, желание учиться и познавать. Во-вторых, появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, открываются перспективы для реализации его творческих способностей. В-третьих, мультимедийные средства обучения позволяют сократить количество различных видов работ, утомляющих детей, заинтересовать учащихся подачей нового материала, когда чередуются рассказ учителя, ответы школьников с применением аудиовизуальных средств - музыки, анимации, графики. В-четвертых, подача материала происходит динамично, появляются условия для организации работы учащихся в группах, а также самостоятельной деятельности школьника. И наконец, что немаловажно, повышается самооценка подрастающей личности.

В ходе современного процесса обучения применяются такие мультимедийные средства, как электронные учебники, компакт-диски, веб-сайты и квесты.

Активное использование современных средств обучения - неотъемлемая часть учебного процесса в тех образовательных учреждениях, где работают влюбленные в свою профессию учителя. Ведь грамотное и систематическое применение мультимедийных средств способствует повышению качества и эффективности образования.

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения - это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

Некие формы движения познавательной деятельности;

Какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

Контроль за процессом обучения;

Управление познавательной деятельностью учеников;

Раскрытие содержания знания в учебном заведении.

Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.

Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения - способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».


Метод обучения зависит:

1) от цели урока. Например, учащимся 5 класса необходимо усвоить спряжение глаголов. В этом случае ни беседа, ни связное повторение не поможет ученикам их закрепить. В этом случае самым действенным методом будет самостоятельная работа учеников, допустим, выполнение упражнений;

2) от этапа урока. Так, на начальном этапе - в период объяснения нового материала - используется метод беседы или сведения, данные в новой теме, предлагаются для домашнего закрепления. Следовательно, на занятии ученики уже будут понимать, о чем идет речь. Чтобы закрепить материал, предлагается выполнить ряд упражнений дома, вспомнить пройденное ранее. Помогает и беседа учителя с учениками;

3) от содержания обучения. Каждый предмет обладает своими специфическими особенностями, соответственно, для его освоения требуется определенный метод. Например, при изучении физики и химии ученикам предлагается сделать ряд лабораторных работ. Благодаря этому они могут закрепить и применить полученные теоретические знания; 4) от психических особенностей и возможностей учеников. У учеников старшего и младшего возраста они будут различными. Маленькие дети очень быстро устают делать одно и то же долгое время, поэтому использовать один метод в работе с ними нецелесообразно. В этом случае лучше чередовать способы воздействия. Можно использовать метод игры, так как у младших школьников высока потребность в моторной деятельности. Но здесь учителю следует постоянно следить за тем, чтобы используемые методы отвечали целям обучения; 5) от местных условий. Здесь играют роль, как контингент детей, так и местные условия. Например, на уроках ботаники необходимо наглядно показать несколько видов растений. Это не составит трудностей сделать сельскому учителю, но у городского может вызвать некоторые затруднения. Если же нет возможности показать объясняемый материал на живом примере, следует воспользоваться другими средствами, например, сделать схемы или рисунки и показать их на доске;

6) от наличия учебных пособий. Огромную роль в выборе метода обучения играет наглядное пособие. Бывает, что без него новый материал объяснить просто невозможно. Так, например, изучая геометрические фигуры, можно изготовить плоские и объемные модели, включить в урок просмотр кинофильма или фотографий;

7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается с трудом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемлемый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие, в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.

Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю.К. Бабанского. Размышляя над проблемой методов обучения в своей книге «Выбор методов обучения в средней школе», он сказал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно-регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы ».

Методы обучения в современной школе Презентация учителя начальных классов МБОУ «ООШ №11» г.Вязники Демидовой Светланы Викторовны «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д.Пойа


«Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов Развитие школьника происходит более результативно, если он включен в деятельность.


Человек запоминает 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 90%, когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.


Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский). Методы обучения - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).


«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский


Требования к методам обучения Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.


Выбор методов обучения зависит: От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала. От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности учащихся. От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.


Особенности современного урока Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Создается доброжелательная атмосфера. Формируется высокий уровень мотивации. Придаётся большое значение способам учебной работы. Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.


Организационные основания урока Работают все и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.


Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.


Особенности современных методов обучения Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления. Метод должен обязательно соответствовать цели урока. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание. Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.)


Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.


Моя личная позиция Оптимальное сочетание форм работы на уроке. Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности. Развитие мыслительных процессов у учащихся. Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке. Реализация принципа индивидуального подхода.


Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений: Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей. Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности. Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип развития творческих способностей учащихся; принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности; принцип гуманизации начального образования.


Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю. Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; Организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; не нарушаю единство логической структуры урока; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.


Школьная мотивация По результатам диагностики «Школьная мотивация» выявлено: Исходя из этого определила уровни познавательной деятельности учащихся.


Начальный уровень Пассивные дети, с трудом включаются в работу, не в состоянии решить учебную задачу. Цель: пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень. Содержание деятельности: «создание атмосферы успеха»; «эмоциональная подзарядка»; «активное слушание»; «комплиментарный» стиль общения.


Средний уровень Заинтересованность детей в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой или необычными приемами. Цель: воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявлять интерес к интеллектуально волевым усилиям. Содержание деятельности: держать внимание в состоянии «напряженного удивления»; чередование видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения на уроке; использование эмоциональных приемов, игр.


Высокий уровень Учащиеся активно включаются во все формы работы. Цель: воспитание потребности в поиске нестандартных решений, в самовыражении и самосовершенствовании. Содержание деятельности: использовать ролевые ситуации; проблемные задания; работа с дополнительными источниками. Результативность: достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень.


Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю: Игровые формы; Организация групповой, парной и индивидуальной работы; Организация самостоятельной деятельности учащихся; Создание конкретных ситуаций, их анализ; Постановка вопросов, активизирующих диалог. Проблемное обучение. Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой .


Игра «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С. Френе Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал. Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.


Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.


Проблемные методы. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности. Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения. Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения. Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.


Метод проектов Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира. «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии».


Основные этапы проектной деятельности - Выбор темы проекта. - Работа с разными источниками. - Выбор формы предъявления проекта. - Работа над проектом. - Оформление результатов. - Защита проектов. Подведение итогов. В конце работы ученик должен ответить на вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности? Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?


Метод дискуссии Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к вывода м. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».


ИКТ Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет: развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.


Метод незаконченного рассказа Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками». В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Что заставило героя поступить именно так? Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Что будет дальше? Чем закончится рассказ? Как будут развиваться события после финала? 1 вариант 2 вариант 3 вариант


Методы начала урока «Улыбнемся друг другу». Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена. Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.


Методы выяснения целей «Знаем – не знаем» Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет. «Цветочная поляна» Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений. «Воздушные шарики»


Методы подведения итогов Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. «Кафешка» Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте… «Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.


«Итоговый круг» На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами». Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.


Методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода ». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. «Веселый мяч». «Физминутки для глаз».


Результаты Применение различных форм и методов, обеспечивающих включение учащихся в активную познавательную деятельность, позволяет сделать следующие выводы: Качество знаний


Степень обученности учащихся


Вывод «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе: позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний; вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.


Всем творческих успехов

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Введение

Глава 1. Теоретические основы методов обучения в современной школе

1.1 Понятие о методе обучения

1.2 Классификации методов обучения

Глава 2. Характеристика методов обучения в современной школе

2.1 Традиционные методы обучения в школе

2.2 Игровые и развивающие методы обучения в современной школе

2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе

Заключение

Список литературы

Введение

Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.

Актуальность. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности используя различные для этого методы обучения.

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".

Современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и "способ организации познавательной деятельности учащихся" (Т. А. Ильина) вообще без участия учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. (8, 129)

В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это явилось своеобразной поворотной вехой в истории образования; теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Побудить ребенка учиться теперь должны были не розги, а заинтересованность в учебе и результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения. Таким образом, из эволюции методов обучения можно сделать три следующих вывода:

1. Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.

2. Вытекает из предыдущего; хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов.

3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, составляющие систему.

Цель курсовой работы – исследовать методы обучения в современной школе.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы методов обучения;

Изучить характерные черты некоторых методов обучения в современной школе.

Глава 1. Теоретические основы методов обучения в современной школе

1.1 Понятие о методе обучения

метод обучение школа

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения - это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся.