Открытое занятие буква ц подготовительная группа. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ц

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

образование существительных среднего рода с уменьшительно –

ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

б) прорисовывание в воздухе

в) выкладывание на коврографе

г)нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице

Итог занятия.

Рябова Любовь Юрьевна

Воспитатель

МАДОУ ГЦРР д/с№4 «Ёлочка»

р.п.Голышманово

Цель: - познакомить детей с глухим согласным звуком [Ц] и буквой Ц; продолжать учить детей определять место звука в трёх позициях; учить составлять схему слова.

Развивающая среда: разрезная азбука большого и малогоформата, сюжетные картинки, слоговая таблица, игрушка или плоскостное изображение цыпленка; предметные картинки с изображением овец, гусениц, синиц, скворцов, лисицы, куницы, медведицы, волчицы, цапли, мотоцикла, цветов, колодца.

Орг. момент:

Сегодня ребята мы снова отправимся за новыми знаниями в Царство «Азбуки». Но для начала, отгадайте загадку: «Явился в жёлтой шубке, прощайте, две скорлупки». Кто это? (Цыплёнок).

Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып)

(Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом- правое крыло, затем -левое.)

Анализ звука даёт воспитатель.

Вы наверное уже догадались о каком звуке и букве пойдёт речь (мы будем слушать и произносить звук [Ц]).

Звук [Ц], произносится всегда твёрдо. Преграда образуется передней частью стенки языка. Звук [Ц] сложный, он состоит из звуков Т и С, которые произносятся быстро один за другим. Если поднести руку тыльной стороной ладони ко рту, то при произнесении звука [Ц] ощущается один удар воздушной струи, а не два, как при ТЭС или ТЫС.

3. Определение на слух слова со звуком [Ц] в четверостишии:

А сейчас, послушайте четверостишие и назовите слова со звуком [Ц]:

Любовалась цыплятками курица:

Что не цыплёнок- то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец! (цыплятками, курица, цыплёнок, умница, молодец, удалец, ценный птенец)

Произнесём звук [Ц] в слогах: Посмотрел Цып вокруг и удивился: «Ац-оц-уц, иц-оц-ац!».

Увидел овцу, испугался: «Ца-цо-цу!» (выразить мимикой испуг)

Курица успокоила его: «Ца-цо-ца». (произнести более низким голосом)

  1. В народе, ребята о цыплятах есть такая пословица. Цыплят по осени считают .

Как вы думаете, что она означает? (говорится тогда, когда преждевременно судят о результатах чего-либо). Давайте произнесём ещё раз и запомним.

5. Физ.минутка «Цапля»

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Ребята, определите место звука [Ц], в трёх позициях:

- в начале слова : цапля, цветок, цель.

- в середине : пуговица, курица, кольцо.

- в конце : заяц, певец, немец.

(Приведите свои примеры: огурец, скворец, мудрец, молодец и т.д.)


6. Характеристика звука. (согласный, глухой, твёрдый)

7. Ребята, а на что похожа буква Ц?

Вот такая буква Ц:

С коготочками на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

8. Место буквы в алфавите: - Ребята назовите соседей буквы Ц. (Х, Ч)

9. Чтение слоговой таблицы и слов.


Задание: из разложенных на полу слогов нужно составить слова и прочитать их.

ПА РЫ ПАРЫ

ЦА РИ ПАРИ

ЦЕ НЫ ЦАРИЦА

ЦЕНЫ

РЫЦАРИ

ПАНЫ

10. Итог: - С каким звуком познакомились? Дайте характеристику.

С какой буквой? На что она похожа?

Показ презентации "Буква Ц"

Список использованной литературы:

1.Бондаренко Т.М. 2006 г. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002166 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120182

2.Пожиленко Е.А.1999 г. «Волшебный мир звуков и слов» Пособие для логопедов

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Как познакомить с буквой Ц? Вариант №1. ()
Отгадай загадку!
На арене трюкачи,
Клоуны, жонглёры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех весёлый.
/Цирк/

Где всё это происходит? Правильно, в цирке! С какого звука начинается это слово? (со звука "Ц").
Какой это звук - звонкий или глухой? Положите ладошку на горлышко и определите! Да, глухой. И он всегда звонкий.

Мы с этим звуком можем поиграть!
1) Давай изобразим, как стрекочет кузнечик! "Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц" (звук произносится отрывисто)
2) А теперь покажем, как девочка просит не шуметь детей! "Ццццццццц! Тихо! Не шумите!"

Послушай (прочитай) рассказ о цирке.
"Цирк"
В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зритеоей клоуны. Они шутят, публика смеётся. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец.

Задания по тексту:
1) Назови все слова со звуком Ц и определи, где находится звук (в начале, середине или конце слова)! (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец)

Физкультминутка:
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
(хлопают).


Как познакомить с буквой Ц? Вариант №2. ()
Отгадай загадку!
"Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!"
/Цыплёнок/

С какой буквы начинается это слово? Сколько слогов? На какой слог ударение?

Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. Покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое.

Давай прочитаем слоги!
= АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЫЦ
= ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ

Логопедический массаж ()

Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.

1. Закреплять умение слышать звук Ц в слогах, словах, тексте.

2. Закреплять умение давать характеристику звука по опорной схеме.

3. Упражнять детей в определении позиции звука в слове.

4. Упражнять детей в звуко-слоговом анализе и синтезе слов.

5. Развивать языковые представления на уровне слога.

6. Учить слоговому синтезу.

7. Закреплять зрительный образ буквы Ц.

8. Упражнять в составлении предложений по опорным схемам.

9. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление.

Оборудование:

Иллюстрация к рассказу «Цыплёнок Цып-Цып», цыплёнок, мяч, дидактическое пособие «Птичка», картинки со звуком Ц в начале, середине и конце, дидактическая игра «Цветочная поляна», дидактическое пособие «Матрёшки», подносы с манкой, дидактическое пособие «Составь предложение».

Ход занятия:

Организационный момент. Выделение звука Ц из текста, из слов.

Сегодня я приготовила для вас очень интересную историю, послушайте её внимательно (из пособия Л.А. Боровских Я логично говорю.)

(демонстрация иллюстрации к рассказу).

Цыплёнок Цып-цып.

Цыпленок Цып-Цып вылупился из яйца и осмотрелся по сторонам. Он увидел вокруг большой мир. Ярко светило солнце, и росли красивые цветы. «Пойду-ка я погуляю», - подумал Цып-Цып и пошёл по лужайке. Среди цветов Цып-Цып увидел пуговицу и удивился, потому что на его одежде пуговиц не было. Цыпленок рассмотрел пуговицу со всех сторон и пошел дальше. По дороге он увидел цаплю. У цапли в колодец упало кольцо, и она не знала, как его достать. Увидев цыплёнка, цапля обрадовалась. «Помоги мне достать кольцо, цыплёнок», - обратилась она к нему с просьбой. «Как же я смогу его достать?» - опять удивился Цып-Цып. «Ты сядешь в ведро, я спущу тебя вниз, и ты сможешь достать кольцо. А потом я тебя подниму наверх», - рассказала ему свой план цапля. Так они и сделали. Цыпленок достал кольцо и отдал его цапле. Так у Цып-Цыпа появился друг.

Какой звук чаще других слышался в этом рассказе (Ц) какие слова со звуком Ц вы запомнили?

2. Характеристика звука по опорной схеме.

А вот и наш цыплёнок. Давайте расскажем ему всё про его любимый звук Ц. (по опорной схеме)

3. Преобразование слогов.

Цыплёнок предлагает вам поиграть в мяч.

Звуки в слогах нужно поменять местами (ца-ац, цо-оц и т.д.)

4. Определение позиции звука в слове.

Цыплёнок приготовил для вас задания. Посмотрите на птицу. К голове нужно положить картинку, где звук Ц слышится в начале, к туловищу — те, где звук слышится в середине, а к хвосту – те, где Ц в конце.

5. Звуко-слоговой анализ слова.

Вспомните, с кем подружился Цып-цып в рассказе (с цаплей). Давайте научим цыплёнка слышать все звуки в слове цапля (Выкладывают схему слова фишками).

6. Физминутка.

7. Развитие языковых представлений на уровне слога, слогового синтеза.

Ой, что это за полянки такие? На них растут цветы, но не простые. На цветочках – картинки. Сколько лучей у солнышка над полянкой – столько должно быть слогов в названии картинки на цветочке. (Дети раскладывают цветы по полянкам).

А вот ещё одно задание, чтобы отгадать слова, нужно поменять слоги местами..

На клумбе растут ты-цве. На грядке поспел рец-пе.

8. Закрепление зрительного образа буквы Ц.

Звук Ц мы обозначаем буквой Ц. давайте познакомим с ней цыплёнка.

На что похожа буква Ц? Давайте напишем её в воздухе, теперь пальчиком на подносах с манкой.

Чем отличаются звуки и буквы? (говорят с опорой на схему)

9. Развитие фонематического синтеза.

Цып-цып приготовил ещё одно задание. Нужно поставить матрёшек по росту и прочитать слово. (Дети читают слово яйцо). А как связаны между собой цыплёнок и яйцо? (Цыплёнок вылупляется из яйца).

10. Психогимнастика.

Изобразить цыплёнка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупы: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.

11. Составление предложений по опорным схемам.

Давайте составим предложения про Цып-цыпа по схемам. Номер схемы указан на карточке.

12. Итог занятия.

Цыплёнку пора возвращаться домой. Скажите, чему вы сегодня научились? Какие были трудности?

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях и я выложу фото наглядного материала.

Светлана Цедиленко

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 33 «Ручеек»

с. Михайловка Михайловского муниципального района

Конспект занятия

по ЗКР, звук «ц»

воспитатель Цедиленко С. А.

с. Михайловка

Тема : Конспект занятия по ЗКР , звук «ц»

Цель : формирование правильного произношения звука «ц» в словах и предложениях

Задачи :

Образовательные :

упражнять детей в отчетливом произношении звука «ц» (изолированного звука , в словах и предложениях) ;

формировать умение определять на слух наличие звука «ц» в словах;

формировать умение произносить слова со звуком «ц» в предложении;

совершенствовать интонационную выразительность речи;

упражнять в словообразовании;

Развивающие :

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать артикуляционный аппарат детей;

развивать фонематический слух и слуховое внимание.

Воспитательные :

воспитывать доброжелательность, внимание, усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Планируемые результаты :

ребенок с желанием выполняет артикуляционную гимнастику; с желанием принимает участие в играх; проявляет интерес к рисованию в технике «Граттаж» .

Материал :

1. картина, на которой изображена синица;

2. предметы к игре «Чудесный мешочек» (ножницы, цветок, заяц, книга, кольцо, краски, кукла, телефон) ;

4. предметы к игре «Что звучит» (ложки, гармошка, бубен, барабан, колокольчик, погремушка, счеты) ;

5. картинки : львенок и львица, тигренок и тигрица, медвежонок и медведица, волчонок и волчица, цыпленок и курица;

6. картина, на которой изображены курица, цыпленок и цапля;

7. картина, на которой изображены цыпленок и петух;

8. образец рисования цыпленка в технике «Граттаж» ;

9. листы зеленого цвета;

10. кисточки, стеки, клей-карандаш, декоративные глазки, салфетки, тарелочки, стаканчики;

11. костюм цыплят для детей, курочки для воспитателя.

Предварительная работа :

был сочинен рассказ «Синица» ;

выучили артикуляционные упражнения «Часики» , «Качели» , «Почистим зубы» и т. д. ;

разучили пальчиковую гимнастику «Фруктовая ладошка» ;

приготовили листы к рисованию технике «Граттаж» .

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям потереть ладошки, размять пальцы, сжать и разжать кулачки, встряхнуть кисти рук.

Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка» .

(Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого и произносят слова).

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит : «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Затем предлагает разработать язычок.

Артикуляционные упражнения.

«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка :

– Эй, какая там погодка?

«Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

«Часики» (движение языка то влево, то вправо) .

«Кошка лакает молоко» (широким языком производить движения вперед-назад) .

«Качели» (языком тянуться то к носу, то к подбородку) .

«Горка» (кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута) .

«Почистим зубы» (производить движения языком то за верхними зубами, то за нижними) .

Воспитатель : Вот какие чистые у нас зубы. Читает рассказ «Синица» (выставляет карточку с синицей на доску) .

«Синица»

Была холодная, снежная зима. И птицам все труднее приходилось добывать корм. Синица подлетела к дому и села на крыльцо. Дверь в дом была открыта. Она влетела на веранду. Ее увидели дети и дали ей хлебные крошки. Синица была голодна. Она стала клевать хлебные крошки и весело запела «ц-ц-ц» и улетела. А вы умеете петь песенку синицы?

(Как запела синица? Споем все вместе песенку синицы) . Индивидуальные и хоровые ответы.

Игра «Чудесный мешочек» мешочке : ножницы, цветок, кольцо, заяц, книга, краски, кукла, телефон).

Дети достают предмет из мешочка и говорят, есть песенка синицы или нет.

Игра «Что звучит?»

Дети рассматривают звучащие предметы (гармошка, колокольчик, счеты, погремушка, ложки, металлофон) . Затем предметы убираются за ширму, и дети должны определить, что звучит.

Воспитатель хвалит детей, что они правильно определили на слух, что звучит, даже не видя предмет.

Воспитатель : Ребята, у каждого из нас есть мама. И у цыпленка есть, кто это? (курица) – показ картинки.

Воспитатель читает рассказ про курицу, цыпленка и цаплю (на доску выставляется картинка к рассказу) .

Мама-курица снесла яйцо, а из яйца вылупился цыпленок Цып. Мама-курица радуется и приговаривает : «Цып-цып-цып, цыпленок мой!» . Цапля пришла поздравить курицу и подарила ей зеркальце.

Дети должны назвать, в каких словах из текста есть песенка синицы (курица, яйцо, цыпленок, Цып, цапля, зеркальце) .

– Как приговаривала мама-курица? (Цып-цып-цып, цыпленок мой)

Танцевальная пауза

«Цып-цып-цып, мои цыплята! (у детей шапочки цыплят)

Воспитатель : Расскажите, какой цыпленок (маленький; слабый; пушистый, как комочек) . Какого он цвета? (желтого, золотистого) .

А курица-мама какая? (добрая, заботливая, внимательная) .

Затем выставляется картина, на которой изображен цыпленок и петух. Воспитатель вызывает ребенка, и тот рассказывает, какой цыпленок.

Воспитатель : А петух какой? (большой, сильный, важный, яркий, разноцветный, пестрый) .

– Ребята, а вам нравятся маленькие, желтые, пушистые, как комочки, цыплята? (Да)

– А давайте мы с вами нарисуем их (рисование цыпленка в технике «Граттаж» ).

– Чью песенку мы учились сегодня петь?

В заключении дети поют песню «Цыпленок» .