Определение
Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений
Возмещение в той или иной мере нера:шитых, нарушенных или утраченных функций и состоянии м счет перестройки или усиленного использования сохранных функции
Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами
Восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом
Понятие коррекции является центральным в дефектологической науке. Вся история специальной (коррекционной) педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекцпонной работы. Широко известны коррекционные системы и концепции Эдуарда Сегепа (1812-1880), Марии Монтессори (1870 1!)Г)2), ОнпдаДекроли (1871-1933), Л.С. Выготского (1896-1934), Л.II. Граборова (1885-1949) и др.
Коррекция может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. В этой связи принято различать прямую коррекцию (непосредственное использование специальных дидактических материалов и приемов воздействия) и косвенную (весь процесс обучения имеет корригирующее значение, основными путями являются уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового).
Реализация корригирующего воздействия требует использования разнообразных средств. Все средства коррекции условно можно разделить па традиционные (игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия) и нетрадиционные (альтернативные: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего -игры конструктивного содержания), ароматераиия, иппотерапия (от греч. «иппо» - лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др.).
Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные средства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями (Т.В. Варснова). Выбор средств коррекции предполагает опору на социально значимое содержание материала.
По мнению В.П. Кащенко, основу педагогической коррекции слагают следующие положения:
Организация своеобразной детской среды, предполагающей
учет «маленького мира, в котором живет ребенок»;
Действенность педагогических средств, которыми владеет пе
дагог;
Постоянное непрерывное изучение ребенка;
Совместная работа различных специалистов (врачи, педагоги,
психологи).
Мнения авторов единодушны в понимании значимости ранней коррекции в формировании и развитии личности ребенка с особенностями психофизического развития: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями будет идти
двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Раннее начало коррекционной работы позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможное!]) «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.
Как отмечает В.Г. Петрова, раннее выявление детей с особенностями психофизического развития прежде всего должно проводиться в семьях с «повышенным» риском, к числу которых можно отнести семьи, где уже есть:
Ребенок с нарушениями развития;
Члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети) с нарушениями
развития любого вида;
Дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфик
сию, травму, нейроинфекцию и т.д.;
Родители, которые подвергались радиационному облучению,
жили в неблагоприятной экологической обстановке, работали в
опасных для здоровья условиях химической промышленности;
Матери, во время беременности перенесшие острое инфекци
онное заболевание, тяжелый токсикоз, травму;
Один из родителей - наркоман или страдает алкоголизмом.
Ранняя коррекционная помощь предполагает:
Максимально раннее выявление и диагностику нарушения в
развитии;
Сокращение разрыва между моментом обнаружения наруше
ния в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекцион
ной помощи;
Обязательное включение родителей в коррекционный процесс;
Коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и
создание необходимых условий для развития его личности.
Одной из форм ранней коррекции является система педагогического патронажа детей раннего возраста (от рождения до 3 лет), получившая широкое распространение во многих странах мира (США, 1970). По определению Л.И. Аксеновой, патронаж: - это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановитель!ним лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.
Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью, составляет программу педагогической деятельности родителей на
семь предстоящих дней, обучает их всем основным действиям (показывает как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специальных печатных формах), контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими пособиями и развивающими игрушками из игротеки, организованной по принципу работы библиотек.
Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) становится ведущей формой организации ранней коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития и в нашей стране. МСП-натронаж реализуется как широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с ОПФР. Эта помощь осуществляется в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.
МСП-патронаж включает: диагностику, помощь в выборе образовательной траектории, проектирование индивидуальных кор-рекционных и реабилитационных программ, первичную помощь в реализации планов.
Таким образом, коррекцию можно рассматривать как особым образом организованное психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое но отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.
Сущность процесса компенсации (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействует патологическому процессу (Т.В. Варенова). Когда оптимальный результат достигнут, мобилизация защитных механизмов прекращается.
Нарушение оказывает на развитие ребенка двойственное влияние: с одной стороны, оно затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Это обстоятельство подчеркивал Л.С. Выготский, говоря: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации».
Компенсаторные механизмы зависят от характера нарушения, времени и степени повреждения функции, ряда психологических
факторов (осознание нарушения, установка на компенсацию и др.), а также своевременности оказания квалифицированной помощи. Без способности высшей нервной деятельности (ВНД) к мобилизации своих резервных возможностей эффективная педагогическая работа затруднена и чем эффективнее коррекционно-развивающая; деятельность, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе (ЦНС).
Компенсация, как указывает Л.С. Выготский, может быть биологической и социальной.
Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается i декомпенсация, т.е. рецидив (повторение, возврат) функциональ--■" ных нарушений. Этот феномен психики необходимо учитывать в * педагогическом взаимодействии. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.
От явлений компенсации следует отличать феномен псевдокомпенсации, т.е. мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на тс или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей (вызывающее поведение ребенка при невозможности привлечь к себе внимание другими способами).
Коррекция и компенсация тесно связаны с реабилитацией (восстановление), которая включает меры по обеспечению и (или) восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В документах ООН термин «реабилитация» означает «процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок независимости».
Основным принципом работы всех специальных образовательных учреждений является коррекционная направленность обучения.
Помимо рассмотренных понятий, составляющих основу категориального аппарата научного поля дефектологии, закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специ-
альном образовании)» определяет ряд терминов, которые используются в обозначении различных явлений. Среди них:
специальное образование -
процесс обучения и воспитания лиц
с особенностями психофизического развития, включающий спе
циальные условия для получения соответствующего образования,
оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и инте
грацию указанных лиц в общество;
лицо с особенностями психофизического развития
- лицо, име
ющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствую
щие получению образования без создания для этого специальных
условий;
ребенок с особенностями психофизического развития
- лицо с
особенностями психофизического развития в возрасте до восемнад
цати лет;
физическое и (или) психическое нарушения
- отклонения от
нормы, ограничивающие социальную деятельность и подтвержден
ные в порядке, установленном законодательством;
множественные физические и (или) психические нарушения -
два и более физических и (или) психических нарушений, подтверж
денных в порядке, установленном законодательством;
тяжелые физические и (или) психические нарушения -
физиче
ские и (или) психические нарушения, подтвержденные в порядке,
установленном законодательством, выраженные в такой степени,
что получение образования в соответствии с образовательными
стандартами (в том числе специальными) является недоступным и
возможности обучения ограничиваются получением основ знаний
об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания,
получением элементарных трудовых навыков и элементарной про
фессиональной подготовки;
ранняя комплексная помощь -
система мер, включающая вы
явление, обследование, коррекцию физических и (или) психиче
ских нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с осо
бенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с
психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях се
мьи, учреждений образования и организаций здравоохранения;
психолого-медико-педагогическое обследование -
изучение с ис
пользованием специальных методов и методик индивидуальных
особенностей личности ребенка, развития его познавательной и
эмоционально-волевой сфер, потенциальных возможностей и со
стояния здоровья в целях определения специальных условий для
получения образования;
специальные условия для получения образования -
условия обу
чения и воспитания, в том числе специальные учебные программы
и методики обучения, индивидуальные технические средства обу
чения, специальные учебники и учебные пособия, адаптированная
среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские,
социальные и иные виды помощи, без которых невозможно или за
труднено освоение соответствующих учебных программ лицами с
особенностями психофизического развития;
учреждение образования общего типа
- учреждение образова
ния, созданное для обучения и воспитания лиц, не имеющих физи
ческих и (или) психических нарушений, препятствующих получе
нию образования без создания специальных условий;
специальное учреждение образования
- учреждение образова
ния, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями
психофизического развития;
обучение на дому -
организация специального образования,
при которой освоение соответствующих учебных программ лицом с
особенностями психофизического разиития, по состоянию здоровья
временно или постоянно не посещающим учреждение образования,
осуществляется на дому.
Таким образом, становится очемидпым, что дефектология имеет специфический категориальный аппарат, отражающий основные процессы и явления научного ноля.
Вопросы и задания для самопроверки
1.4см вызвана дискуссия по поводу нецелесообразности использования понятия «дефектология >>?
2. Назовите основные предметные области дефектологии и их содержание.
3. Каковы цели и задачи дефектологической пауки?
4. Назовите основные социокультурные концепции дефектологии и рас
кройте их сущность. Какие факторы обусловливают пересмотр этих концеп
ций?
5. Перечислите основные категории дефектологии и раскройте сущность
каждой из них.
6. Проведите сравнение процессов коррекции и компенсации, сформулиро
вав предварительно сравнительные параметры.
7. В чем принципиальное различие процессов псевдокомпенсации и деком
пенсации?
8. По каким признакам семья может быть отнесена к группе «повышенного
риска» в рождении ребенка с особенностями психофизического развития?
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12
Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.
уровень развития способностей
Согласно научному определению, способность - индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей - это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности - понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.
По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.
Виды способностей
Уровень развития способностей личности делится на два вида:
Репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;
Творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.
В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.
Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.
Уровни развития способностей
Выделяются следующие уровни развития данного качества:
Способность;
Одаренность;
Гениальность.
Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.
Одаренность - второй уровень развития способности
Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.
Одаренность бывает следующих видов:
Художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;
Общая - интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;
Творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;
Социальная, обеспечивающая высокий выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;
Практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.
Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.
Талант - высокий уровень развития творческих способностей
Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.
Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.
Гениальность - самый высокий уровень развития способностей
Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность - высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.
Диагностика способностей
Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.
Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Другие методики для диагностики уровня развития способностей
Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.
Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:
- «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.
- «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.
- «Вербальная фантазия» - определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.
- «Запомни и расставь точки» - диагностика объема внимания.
- «Компасы» - изучение особенностей
- «Анаграммы» - определение комбинаторных способностей.
- «Аналитические математические способности» - выявление аналогичных склонностей.
- «Способности» - выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.
- «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.
- «Ваш творческий потенциал» - диагностика творческих возможностей.
Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.
Условия для повышения уровня развития способностей
Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.
То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата - это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.
Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.
1. Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. Определение дано Всемирной организацией здравоохранения. В испаноязычных и франкоязычных странах используется тер" мин "реадаптация".
Абилитцция - первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит быть способным к чему либо.
По мнению Н.М, Назаровой, абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего носаста с отклонениями в развитии.
Создание адекватных условии, учитывающих особенности психического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, возможно на основе коррекции, компенсации и социализации (Е.А. Стребелева).
Коррекция (от лат. - исправление) - система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.
Компенсация (от лат. - возмещенное, уравниваемое) - сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций. Социализация (от лат. 5осю1к - общественный) - формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Она связана с выработкой у него адекватного отношении к социальным ценностям. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.
4. Термины, используемые в области специального образования (по Н.М. Назаровой):
специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;
лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
лицо с особыми образовательными потребностями - лицо, нуждающееся в специальной педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии;
недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого и педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого;
Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание;
психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержки психического развития, создающие трудности в обучении;
сложный недостаток - совокупность физических и (или) психологических недостатков;
тяжелый недостаток - физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков:
специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицин скис, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
специальное (коррекционно) образовательное учреждение - образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Концептуальные идеи адаптивной школы
Без определения, понимания и переосмысления концептуальных идей сегодня уже практически невозможно обоснованно спроектировать образовательный процесс в школе и управление им. Концептуальные идеи позволяют соотнести поставленные школой стратегические задачи и реальное состояние деятельности ученичес...
Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями
в западных странах
1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями - современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся: ООН - перечисленные выше документы - Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декла...
Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на...
(ГПО.
История становления и развития специального образования на территории Белоруссии имеет свои особенности. Исследователь
исторических корней и оснований становления и развития системы специального образования И.М. Бобла отмечает, что:
специально организованного государственного призрения де
тей с особенностями психофизического развития в дореволюцион
ной Белоруссии не существовало ;
определяющую роль в обосновании необходимости и возмож
ности обучения детей с ОПФР сыграли контакты белорусских пе
дагогов с Я.А. Коменским, деятельность профессоров Виленского
университета (Я. Снядецкого и др.), взгляды русских просветите
лей (А. Радищева и др.) и практика работы дефектологов России;
специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и
слепых детей были открыты в конце XIX - начале XX в. (Минск,
Витебск, Гомель).
Среди первых специалистов-дефектологов были сурдопедагоги и логопеды М.Я. Нисневич, СО. Окунь (Минское училище для глухонемых и заикающихся детей - 1888 г.), И.О. Васютович (Витебская школа глухонемых - 1896 г.), P.P. Слиозгер (индивидуальное обучение глухонемых в Гомеле - 1902 г., школа глухонемых в Минске - 1908 г.). Тифлопедагогической практикой занимались И.У. Зданович, И.В. Георгиевский, К.С. Болтуць (Минское училище для слепых мальчиков - 1897 г.). Школ для детей с нарушениями интеллекта до революции в Белоруссии не было.
Материалы переписи населения 1897 г. свидетельствуют о том, ЧТО в Белоруссии проживало свыше 7 000 аномальных детей.
В 1920 г. были созданы школы для глухонемых и умственно отсталых детей в Витебске, детские дома для умственно отсталых детей в Гомеле и Могилеве, а в 1921 г. открылся детский дом для ум-СТпеппо отсталых детей в Минске.
Формирование системы специального образования в Белоруссии потребовало подготовки кадров дефектологов. Ведущими формами подготовки и переподготовки кадров являлись курсы, Спадаиаемые на базе лучших специальных учреждений, и заочное обучение педагогов республики на дефектологических факультетах Myuou России.
По данным И.М. Боблы, в 1940/41 учебном году в Белоруссии работали 32 специальные школы: 18 - для детей с нарушением слу-
ха, 10 - для умственно отсталых детей, 3 - для слепых, 1 - для детей с расстройствами слуха и речи. В них обучалось около 3 000 воспитанников и работало свыше 300 педагогов.
Сразу после освобождения территории Белоруссии от фашистских оккупантов Постановлением СНК БССР от 09.10.1944 г. №659 была определена сеть школ для глухонемых и слепых детей: 11 школ на 1 400 учащихся. К марту 1945 г. в республике действовало 5 школ для глухонемых (Мстиславль, Бобруйск, Гомель, Ошмяны, Ново-грудок) и школа для слепых (д. Поречье, Гродненская обл.). Осенью 1945 г. открылась республиканская школа для детей с расстройствами слуха и речи в Кобрине (Брестская обл.), а в 1949 г. была укомплектована первая вспомогательная школа в Витебске.
В 60-х годах появились новые для Белоруссии типы школ: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорпо-двигателыюго аппарата (1964), для детей с тяжелыми нарушениями речи (1966).
Подготовка профессиональных специалистов для системы специального образования в Белоруссии началась в 1960 г., когда в Минском педагогическом институте им. A.M. Горького было открыто отделение дефектологии, которое в 1976 г. было преобразовано в дефектологический факультет (ныне факультет специального образования).
80-е годы характеризуются значительным расширением сети учебных заведений для различных категорий детей с ОПФР: в 1980 г. открываются школы для детей с задержкой психического развития, увеличивается число логопедических пунктов при общеобразовательных школах и поликлиниках, стационаров при сурдологиче-ских кабинетах и диспансерах , при Республиканском центре патологии слуха, голоса и речи.
Сегодня в Республике Беларусь проблемы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития имеют государственный характер, права этих лиц защищены законом «Лб правах дзщя!н» (1992) и законом «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004).
1.1.3. Социокультурные основы дефектологии
В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с особенностями психофизического развития сложилось в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отво-
дились, и проявлялось в манере обращения с ними. Назовем некоторые из таких «ниш» или моделей.
«Больной человек» (сущность: лица с особенностями психофизического развития - больные люди, рассматриваемые как объект лечения). Следует помнить, что образовательные программы для таких людей должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Эта модель стимулировала развитие научных исследований в области клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с особенностями психофизического развития.
«Недочеловек» (сущность: человек с особенностями психофизического развития рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному). Модель лежала в основе применения негуманного обращения но отношению к таким лицам.
«Угроза обществу» (сущность: некоторые категории лиц с особенностями психофизического развития представляют угрозу обществу). Модель опиралась на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение либо отсутствовало, либо было недостаточным.
«Объект жалости» (сущность: к человеку с особенностями психофизического развития относятся как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда). Главной задачей модели является только защита человека с ОПФР от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.
«Объект обременительной благотворительности» (сущность модели состоит в том , что траты па содержание лиц, имеющих различные нарушения, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи).
«Развитие» (сущность: общество ответственно за более пол-нос 1 развитие ребенка с ОПФР). Модель подчеркивает наличие у
лиц с особенностями психофизического развития способностей к образованию и развитию. Обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям: человек с особенностями психофизического развития имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в сиогм доме, выбирать друзей и дружить с ними, право 6i.li I. желанным членом общества, право быть таким, как" нее).
Становление п развитие дефектологической науки основывалось на различных социокультурных идеях и концепциях, определявших отношение общества к лицам с особенностями психофизического развития (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Социокультурные идеи и концепции
Концепция | Сущность |
Концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития (конец XIX - начало XX в.) | Идея социальной полезности человека; идея ценности специального образования (приобщение к труду путем коррекции и компенсации дефекта) |
Идея расовой биологии (расовой гигиены) | Бесполезность поддержки лиц с особенностями психофизического развития, стерилизация и физическое уничтожение «неполноценных» людей |
Патерналистская концепция | Приоритет интересов общества над интересами личности; «иторосортность» и малоцешюсть людей с особенностями психофизического развития; организация обучения в отдельных образовательных учреждениях; слабая социальная и профессиональная защищенность инвалидов ; формирование иждивенческих установок у людей с ограниченной трудоспособностью |
Современная концепция социальной реабилитации лицсОПФР | Приоритет интересов личности над интересами общества; независимый образ жизни личности |
На современном этапе ведущими направлениями новой пара дигмы дефектологии являются:
гуманизация - цель специального образования состоит в том, чтобы сделать полноценной и достойной жизнь человека с особенностями психофизического развития (включеиие в социальные отношения, поддержка становления индивидуальности и т.д.);
фундаментализация -
философско-категориальный анализ,
переосмысление и уточнение общих параметров и различий нормы
и патологии;
интеграция
- формы совместного обучения и воспитания де
тей с особенностями психофизического развития с их здоровыми
сверстниками.
Таким образом, можно сделать вывод об исторической, культурно-экономической детерминированности социокультурных основ дефектологии. Современный этап развития дефектологической науки тесно связан с процессами интеграции лиц с ОПФР в общество.
1.1.4. Основной категориальный аппарат дефектологии
Таблица 1.2
Основные термины дефектологии
Термин Коррекция
Компенсация
Адаптация
Реабилитация
Абилитация
Социализация
Определение
Система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление физических и (или) психических нарушений
Возмещение в той или иной мере нера:шитых, нарушенных или утраченных функций и состоянии м счет перестройки или усиленного использования сохранных функции
Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами
Восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий Первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с особенностями психофизического развития) Двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения социальных норм и способов социального поведения, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом
Понятие коррекции является центральным в дефектологической науке. Вся история специальной (коррекционной) педагогики может быть представлена как история развития теории и практики коррекцпонной работы. Широко известны коррекционные системы и концепции Эдуарда Сегепа (1812-1880), Марии Монтессори (1870 1!)Г)2), ОнпдаДекроли (1871-1933), Л.С. Выготского (1896-1934), Л.II. Граборова (1885-1949) и др.
Коррекция может носить как непосредственный, так и опосредованный характер. В этой связи принято различать прямую коррек цию (непосредственное использование специальных дидактических материалов и приемов воздействия) и косвенную (весь процесс обучения имеет корригирующее значение, основными путями являются уточнение и исправление имеющегося опыта и формирование нового).
Реализация корригирующего воздействия требует использования разнообразных средств. Все средства коррекции условно можно разделить па традиционные (игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия) и нетрадиционные (альтернативные: сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего -игры конструктивного содержания), ароматераиия, иппотерапия (от греч. «иппо» - лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др.).
Большинство традиционных средств имеет широкое значение и предполагает коррекцию личности в целом. Альтернативные средства, как правило, направлены на развитие и коррекцию отдельных функций и применяются в комплексе с другими мероприятиями (Т.В. Варснова). Выбор средств коррекции предполагает опору на социально значимое содержание материала.
По мнению В.П. Кащенко, основу педагогической коррекции слагают следующие положения:
организация своеобразной детской среды, предполагающей
учет «маленького мира, в котором живет ребенок»;
действенность педагогических средств, которыми владеет пе
дагог;
постоянное непрерывное изучение ребенка;
совместная работа различных специалистов (врачи, педагоги,
психологи).
двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Раннее начало коррекционной работы позволяет более эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка группы риска, тем самым смягчить вторичные отклонения. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможное!]) «сгладить» недостатки и проблемы в развитии , а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценную жизнь ребенка.
Как отмечает В.Г. Петрова, раннее выявление детей с особенностями психофизического развития прежде всего должно проводиться в семьях с «повышенным» риском, к числу которых можно отнести семьи, где уже есть:
ребенок с нарушениями развития;
члены семьи (бабушки, дедушки, дяди, тети) с нарушениями
дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовую асфик
сию, травму, нейроинфекцию и т.д.;
родители, которые подвергались радиационному облучению,
жили в неблагоприятной экологической обстановке, работали в
опасных для здоровья условиях химической промышленности;
матери, во время беременности перенесшие острое инфекци
онное заболевание, тяжелый токсикоз, травму;
один из родителей - наркоман или страдает алкоголизмом.
Ранняя коррекционная помощь предполагает:
максимально раннее выявление и диагностику нарушения в
сокращение разрыва между моментом обнаружения наруше
ния в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекцион
ной помощи;
обязательное включение родителей в коррекционный процесс;
коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и
создание необходимых условий для развития его личности.
Квалифицированный педагог один раз в неделю посещает семью, составляет программу педагогической деятельности родителей на
семь предстоящих дней, обучает их всем основным действиям (показывает как организовывать наблюдения, фиксировать результаты в специальных печатных формах), контролирует выполнение ранее предложенного плана работы, обеспечивает дидактическими пособиями и развивающими игрушками из игротеки , организованной по принципу работы библиотек.
Медико-социально-педагогический патронаж (МСП-патронаж) становится ведущей формой организации ранней коррекционной помощи детям с особенностями психофизического развития и в нашей стране. МСП-натронаж реализуется как широкий спектр долгосрочных мер реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с ОПФР. Эта помощь осуществляется в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.
МСП-патронаж включает: диагностику, помощь в выборе образовательной траектории, проектирование индивидуальных кор-рекционных и реабилитационных программ, первичную помощь в реализации планов.
Таким образом, коррекцию можно рассматривать как особым образом организованное психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое но отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.
Сущность процесса компенсации (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействует патологическому процессу (Т.В. Варенова). Когда оптимальный результат достигнут, мобилизация защитных механизмов прекращается.
Нарушение оказывает на развитие ребенка двойственное влияние: с одной стороны, оно затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой - служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Это обстоятельство подчеркивал Л.С. Выготский, говоря: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации».
Компенсаторные механизмы зависят от характера нарушения, времени и степени повреждения функции, ряда психологических
факторов (осознание нарушения, установка на компенсацию и др.), а также своевременности оказания квалифицированной помощи. Без способности высшей нервной деятельности (ВНД) к мобилизации своих резервных возможностей эффективная педагогическая работа затруднена и чем эффективнее коррекционно-развивающая; деятельность, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе (ЦНС).
Компенсация, как указывает Л.С. Выготский, может быть биологической и социальной.
Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается i декомпенсация, т.е. рецидив (повторение, возврат) функциональ--■" ных нарушений. Этот феномен психики необходимо учитывать в * педагогическом взаимодействии. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности , людям.
От явлений компенсации следует отличать феномен псевдоком пенсации, т.е. мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на тс или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей (вызывающее поведение ребенка при невозможности привлечь к себе внимание другими способами).
Коррекция и компенсация тесно связаны с реабилитацией (восстановление), которая включает меры по обеспечению и (или) восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений. В документах ООН термин «реабилитация» означает «процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок независимости».