Почему я не могу простить обиду. Как простить обиду и почему это может перевернуть жизнь

Как простить обиду? — сам вопрос наталкивает нас на то, что интуитивно мы понимаем, что для нашего физического и эмоционального состояния это лучше. Простить, отпустить, больше не думать… Не вкладывать своей энергии в общем-то безрезультатное дело.

Не принимай никакой негатив. Пока ты не примешь его, он принадлежит тому, кто его принес.

Как простить обиду — это непростой вопрос. Люди все разные и обиды у всех разные и способы «простить обиду» тоже будут разные.

В этой статье мы их и рассмотрим.

Все мы обижаемся: обижаемся на других (чаще всего на своих близких), на судьбу, на себя.

Есть даже такое выражение «на весь свет обиженный ». Кто-то легко отпускает обиды, кто-то помнит всю жизнь. Все мы прекрасно знаем, как обида отражаются на нашем здоровье, самочувствии, настроении.

Иногда хочется перестать обижаться, а как то не получается. Сидит там внутри эта боль и все, особенно если вы начинаете припоминать и другие обиды (а это мы часто делаем чисто автоматически).

Обида — что это такое, ее истоки

Начнем с того что обида — это переживание жалости к себе и гнева к обидчику, осуждение его.

Обида рождается в детстве. У младенцев есть чувство , а не обиды. Обиде ребенок учится в дошкольном возрасте. Вспомните, как обычно говорят маленькие дети: «Тогда я на тебя обижусь». Они учатся, что надо обидеться, в случае если кто-то сделает не так, как они хотят. Хотя и не обижаются, пока просто это говорят.

Обида — это просто заученная реакция. В детстве все за нас решают родители. Нам всего мало (внимания, игрушек и т.д.) Обида — хорошее средство для . Получения желаемого в обход интересов другого человека. Один обижается, другой чувствует вину. Часто люди пользуются этим всю жизнь.

Обида возникает, если наши ожидания не совпадают с действительностью, все произошло не так, как вы хотели, вы услышали не то, что хотели бы. И другие обижают нас, потому что их ожидания от наших действий или слов не совпадают с тем, что ожидали они.

Несправедливость и обида

Человеческая жизнь - это вообще одна сплошная непрерывная несправедливость. В каком бы Мире ты ни родился, можешь не сомневаться: несправедливостей на твой век хватит, было бы желание их выискивать!
Макс Фрай.

Обида часто связана с таким понятием как несправедливость. Мы часто обижаемся на то, что кажется нам несправедливым. За что на меня накричали? За что со мной так поступили? Чем я хуже его?

Но здесь скорее, больше возмущения, чем обиды.

Давайте задумаемся, а есть ли несправедливость. Ведь это то, что мы придумали сами, наши мысли. Это мы решили, что справедливо, а что нет.

Жизнь такая, какая она есть. И она абсолютно справедлива, каждый получает, что заслужил, что нужно для его развития.

Подумайте, есть ли в природе какая-то несправедливость? Все негативное, что с нами происходит, мы создаем сами, своим неправильным пониманием жизни и поступками. Это все просто наши убеждения. Если вы меняете свои суждения, убеждения, то и жизнь начинает относиться к вам по — другому.

Некоторые со мной не согласятся, я уверена. Как можно считать справедливым вот это или то? Но мир намного больше, чем мы о нем знаем, и не все нам в нем дано понять. Да и говорим мы сейчас не о гневе и возмущении, которые вызывает несправедливость, а именно об обиде.

Непонимание и обида

Мы обижаемся, когда нас не понимают самые близкие люди. Нам кажется, что нас не любят, не ценят и т.д. Но ведь мы такие, какие есть и мы имеем право на собственное мнение.

Почему вас не понимают? Потому что у каждого человека свое представление о мире, о людях, о том, что правильно, что нет. А сами вы всегда понимаете других? Готовы ли вы их понимать? Если так сложно порой понять себя, то насколько сложнее понять другого! Не всегда и не каждого мы можем и, что самое главное, хотим понять!

На многое в жизни нужен более глубокий взгляд, взгляд со стороны, отстраненный, хоть иногда, от нас самих!

Особенно сильно мы обижаемся на тех, кто для нас важен, кого мы любим. Мы иногда не обращаем внимания на обидные слова в очереди в транспорте, но слова лучших друзей мужа, жены, родственников, можем помнить очень долго. Потому, что эти люди для вас значимы, вам важно их отношение к вам. Они обычно и задевают вас по самому больному.

А сами кого вы больше всех обижаете? (и не говорите, что на вас никто никогда не обижался!)

С чужими людьми мы еще подумаем, сказать что-то или не сказать. А вот с родными… Вспомните, какие обидные слова мы порой говорим друг другу.

Бережно,.. не спеша, подбирая слова…

Не кричите в сердцах. Всё так тонко… и нежно

Пред жестокостью слов беззащитна душа…

Времени не теряйте на злые дела…

Без того краткий срок, для чего сокращать преднамеренно?..

Я вас очень прошу, подбирайте слова!..

Сдержанно, говорите, пожалуйста, сдержанно…

Бережно,.. не жалейте для милых тепла…

Нежными… пусть слова, как душа будут нежными…

Пусть дела будут добрыми, а дорога — светла!..

Временно, вы поймите, мы здесь с вами временно…

Анастасия Ларецкая

Неправильное понимание и восприятие ситуации

Ведь иногда бывает так, что на самом деле вас никто и не хотел обидеть, вы сами восприняли так ситуацию.

Например, родители часто обижаются на своих взрослых детей. Но и детям иногда даже в голову в голову не приходит, что такой поступок или слово обидит, ведь они не были на их месте.

Часто обида возникает, когда человек стремится быть нужным, ущемляя свои интересы, у него копится усталость, раздражение и он начинает обижаться, что его не ценят. « Я для вас все, а вы!» Человек ожидает такого же отношения к себе.

Бывает, что человек хочет помочь кому-то по доброте душевной, а в ответ получает обидные слова или, наоборот, обижает этим другого (ущемляя его самолюбие)

Никогда не спешите помогать, не лезьте с советами, если вас никто об этом не просил.

Обида и наши внутренние проблемы

Иногда человек обижается на такие пустяки, на которые другому и в голову не придет обидеться. Обида — это реакция на наши внутренние проблемы. Ведь у каждого свои болезненные точки.

Часто обида — это желание более высокой оценки вас, ваших поступков, достижений. Чем больше у человека внутренних проблем (неприятия себя в чем-либо), тем легче его обидеть.

Обижают не нас, мы обижаем себя сами, реагируя подобным образом. Мы просто бессознательно соглашаемся с каким-то условно-нехорошим поступком (или суждением) в свой адрес.

Очень сложно признаться себе, что в нас есть качества, которые мы сами в себе не принимаем. И именно поэтому нам так больно, когда нам на это указывают.

Как простить обиду

Как научиться прощать людей и отпускать обиды?

  • Прежде всего, постарайтесь успокоиться и проанализируйте ситуацию, нейтрально, вдумчиво, критично, делая для себя правильные выводы. Разберитесь, что вас так сильно зацепило и почему. Может быть, вы сами были виноваты в ситуации или просто неправильно ее восприняли.
  • Попробуйте изменить отношение к ситуации, посмотреть на нее со стороны, попробуйте понять своего обидчика.

Вы ведь не обижаетесь на плохую погоду, которая сорвала вам отдых, на кошку, поцарапавшею вас до крови. Вы скажите — у них нет ума.

Но подумайте о том, что люди тоже обижают вас, чаще всего не подумав. В этот момент они думают о себе, а не о вас (кто то срывает на вас плохое настроение, ему надо выпустить пар, обвинить кого-то и т.д.)

Конечно, иногда могут обижать в , чтобы сделать кому-то больно. Ну, здесь уж вы сами заслужили. Иногда такое отношение вы провоцируем сами.

Что же надо сделать, чтобы убрать и перестать страдать и от давних обид тоже?

  • Написать все претензии на листочек. Спросите себя: На что и почему я обижаюсь? Что я могу сделать, чтобы отпустить обиду? Когда ответы будут найдены, напишите обидчику письмо, не стесняясь в выражениях, выскажите ему все. Потом порвите письмо. Вам станет намного легче.
  • Можно использовать якательный перевод (одну из Симоронских техник) — описываем конфликт с кем-то обидевшим вас, потом заменяем все местоимения он/она (обидчик) на «Я».
  • Стирание обиды (пересмотр по Кастанеде, техника основа на том, чтобы вытащить старую обиду, посмотреть на нее с новых позиций и отпустить, можно проделывать много раз, пока реально не станет легче, все в сочетании с правильным дыханием).

Помните, что никто не сможет вас обидеть, если вы не захотите это принять и обидеться сами.

  • Если вы человек очень обидчивый, то лучше всего найти все ваши больные точки, ведь обижаетесь вы обычно на одно и тоже и поработать с этим. Способов для этого существует достаточно.

И если уж мы хотим тепла и понимания от других людей, нужно самим научится понимать других, принимать их такими как они есть. Отдавайте свое тепло, не ожидая ничего взамен.

Как простить обиду вы уже знаете. Относитесь к миру и людям так, чтобы всем становилось от этого хорошо. И мир ответит вам тем же.

– Отец Александр, что же такое обида? Только внутренняя боль или удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Я сначала не отвечу на эти вопросы, а сам вас спрошу: можно ли себе представить обиженного Спасителя, или обиженную Божью Матерь?.. Конечно, нет! Обида – это свидетельство духовной слабости. В одном месте Евангелия сказано, что иудеи хотели возложить на Христа руки (то есть схватить Его), но Он прошёл посреди них, сквозь толпу агрессивную, кровожадную… Не написано в Евангелии, как Он это сделал, возможно, Он так гневно на них посмотрел, как говорится, молнию метнул глазами, что они испугались и расступились. Я себе так это представляю.

– Нет ли противоречия? Глазами сверкнул – и вдруг смиренный?.

Нет, конечно. Слово Божие говорит: “Гневайтесь и не согрешайте”. Господь не может грешить – Он Единый Безгрешный. Это мы маловерные и гордые, если гневаемся, то с раздражением и даже со злобой. Потому и обижаемся, что думаем, что и на нас злятся. Гордый уже внутренне готов обижаться, потому что гордость – это искажение человеческой природы. Она лишает нас достоинства и тех благодатных сил, которые Господь щедро дарует каждому. Гордый же человек сам от них отказывается. Смиренного человека обидеть невозможно.

– И всё-таки, что такое обида?

– Во-первых, это, конечно, острая боль. Действительно очень больно, когда обижают. Мы по своему неумению отражать физическую, словесную и духовную агрессию постоянно удар пропускаем. Если любого из нас посадить играть в шахматы с гроссмейстером, то ясное дело, что мы проиграем. И не только потому, что не умеем играть, но ещё и потому что гроссмейстер очень уж хорошо играет. Так вот, лукавый (как сатану называют) играет отлично. Он знает, как ходить, чтобы человека зацепить за самые болевые точки. Обиженный может думать об обидчике: «Ну, как он мог? Откуда он знал, что мне это причинит боль? Почему именно так сделал?» А человек, может, даже ничего и не знал, просто лукавый его направил. Вот кто знает, как нам боль причинить. Апостол Павел говорит: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Лукавый двигает нами, и мы ему, пусть неосознанно даже, по своей гордости, подчиняемся.

Гордый человек не умеет различать добро и зло, а смиренный умеет. Я, например, по своей гордости могу сказать нечто, что человека очень больно ранит. Не потому, что я хочу причинить ему боль, а потому, что лукавый в мою горделивую душу вкладывает такие слова и в такое время, когда тот, с кем я общаюсь, наиболее беззащитен. И я действительно попадаю в очень для него болезненную точку. Но все-таки эта боль оттого, что человек не умеет смиряться. Смиренный человек скажет себе твёрдо и спокойно: «Это я получил по своим грехам. Господи помилуй!» А горделивый начнёт возмущаться: «Ну, как же так можно?! Как же можно ко мне так относиться?»

Когда Спасителя привели к первосвященникам, и слуга ударил Его в ланиту, с каким достоинством Он ему ответил. Разве Он обиделся или расстроился? Нет, Он явил поистине царственное величие и абсолютное самообладание. Ну, опять-таки, можно ли себе представить, что Христос на Пилата или на первосвященников обиделся?.. Смешно. Хотя Его мучили, издевались, клеветали… Не мог Он обижаться совершенно, никак не мог.

– Но Он же Бог и человек, батюшка.

– Так, Господь и нас зовёт к совершенству: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен есмь сердцем». Он говорит: «Хочешь, чтобы тебя обида не касалась, хочешь быть выше любых обид, значит будь кроток и смирен сердцем, как Я».

– А если обида не по заслугам?

– А Его по заслугам обижали?

– Но это нечестно, если какая-то неправда, клевета, то ты просто кипишь, потому что не согласен с этим.

– Мне кажется, что может быть ещё больнее, если тебе правду скажут: «А-а-а, вот, ты какая!» «А я ведь, действительно, такая… Вот гады!»

– В точку попали!

– Попали в точку. Да ещё при всех сказали! Нет, чтобы потихонечку, чтобы деликатно как-нибудь сказал, по головке погладил или бы подсластил. Прямо при всех!.. Это ещё побольнее будет. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». Это хорошо, когда незаслуженно злословят. Когда незаслуженно – блаженны, а когда заслуженно – надо каяться и просить прощения.

– А вторая часть вопроса? Обида – включает удерживание в себе зла, памяти на злое?

– Да, конечно мы продолжаем хранить обиду в памяти. Нас обидели и вместо того, чтобы напрячь свои духовные силы, и этот очень болезненный удар отразить, мы не только его принимаем, но начинаем, как бы, расковыривать и инфицировать и без того болезненную рану. Мы начинаем прокручивать мысленную цепочку: «Как он посмел… Да, я так вот хотел, а он вот как… А если бы я сказал так, если бы я объяснил, и если бы ещё,.. то он бы все понял». Но на этом месте мысль обрывается, и ты начинаешь все с начала. Сколько ты не напрягаешься, сколько не стараешься быть хладнокровным, спокойным, сколько не пытаешься обстоятельно, и разумно преодолеть обиду, оказывается, что твои мысли просто гуляют по замкнутому кругу. Ты укореняешься в мысли, что тебя незаслуженно обидели, и начинаешь себя жалеть: «Ах, вот, я какой несчастный… А тут ещё такие люди… Ждал от него одного, а он, оказывается, вон какой! Но ничего, уж я ему объясню, что со мной так нельзя: как же ты мог – скажу».

Человек попадает в бесконечный мысленный круговорот. Он напрягается, изобретает, что бы такое ему сказать, как ответить. Чем дольше человек в нём пребывает, тем труднее обидчика простить. Он только удаляется от этой возможности, потому что сам себя укореняет в обиде, более того, вырабатывает в себе стереотип, говоря языком биологическим, условный рефлекс, который не даёт с этим человеком общаться. Только увидишь его… и пошло: «Раз он, такой-сякой, негодяй так с тобой поступил, значит с ним невозможно разговаривать. Ты к нему так хорошо, а он к тебе так плохо…» И люди перестают друг с другом общаться, потому что просто не могут обиду преодолеть: «Я бы может быть и рад с ним поговорить, вроде даже и настроился, и пришёл, и хочу, а ничего не получается».

Про это в русской литературе есть прекрасный рассказ Н. В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Поссорились из-за сущего пустяка (Гоголь – гений), ну, просто не из-за чего. А ерунда перешла в смертельную ненависть. Они у сутяг истратили все свои деньги, обнищали, и всё равно судятся и враждуют друг с другом, хотя это абсолютно бесперспективно. Были хорошие спокойные, добродушные соседские отношения, и всё потеряно. Почему? Потому что не прощёная обида. И каждый уверен, что другой – враг. Эта вражда их обоих изглодала, и будет глодать до смерти.

– Батюшка, а как быть когда с человеком возникла какая-то ситуация, которую ты не понял. Потом выяснил с ним, всё простил, забыл. Всё забыл. Нормальные отношения. В следующий раз человек делает что-то худшее. Ты опять прощаешь. Но он ещё хуже с тобой поступает. И тогда начинаешь сомневаться. А может, не надо было прощать, что бы он понимал, что так нельзя себя вести? Может быть, нужно как-то по-другому? И тогда, когда ты в третий, четвёртый раз прощаешь, просто уже примирился с линией его поведения, примирился с тем, что он такой, и надо просто прощать, вдруг отношения достигают такой высокой точки, когда вспоминается первое, второе, пятое…

– Это означает, что ни первое, ни второе, ни пятое ты не простила.

– Но я же думала, что простила…

– А не надо принимать желаемое за действительное. Это не только твоя ошибка, для каждого из нас это весьма характерно.

– Ты считаешь, что простил. Не выясняешь отношения, даже никаких претензий…

– Но внутри всё кипит… Только это означает, что мы обиду куда-то в подсознание затолкали, и там она пребывает. Потому что, когда человек грешит (а обида – это грех, не важно справедливо или несправедливо нас обидели, это зло, которое вторгается в нашу жизнь), он старается это сам от себя подальше спрятать… Есть некая духовная реальность, она ворвалась в жизнь, и просто так не исчезнет, она здесь. Если мы эту духовную реальность пытаемся затолкать в подполье своего сознания, это не значит, что она исчезла, это значит, что она пребывает в твоём сознании, но в тех его уголках, куда ты стараешься не заглядывать. И там обида скрыто таится и ждет своего часа.

Это можно сравнить с болезнью: человек является носителем опасной болезни, но она дремлет. Вирусы присутствуют в организме, и если происходит какая-то перегрузка, организм ослабевает, болезнь может вспыхнуть и обрушиться со всей силой на человека, который даже и не подозревал, что он болен.

Если мы своими силёнками пытаемся справиться с обидой, ничего реально не достигаем. Это просто противоречит словам Господа, который говорил: «Без Меня не можете творити ничего». – По своей гордости я сам желаю простить. – Ну, желай. Можешь до посинения желать. Можешь, допустим, пойти в лес и желать, чтобы комар тебя не кусал. Пожалуйста. Сколько хочешь можно напрягаться. Но комар-то этого не знает и все равно тебя укусит. А лукавый это не комар, это активная, злобная, агрессивная, исключительно подвижная и инициативная сила, которая ищет и выбирает момент, когда человек перед ней наиболее беззащитен. И тогда нападает и держит человека мёртвой хваткой – напоминает острые моменты, толкает мысль анализировать ситуацию и переживать ее вновь и вновь: «Как же можно вот так поступать несправедливо? Как? Ну, как ты мог? Ты, такой-сякой, ближний мой и знаемый мой, столько лет мы рядом, а ты мне такое сказал!» А он, может быть, даже и не заметил, что сморозил глупость и не понял, что так глубоко и больно задел. Просто не знает, что обидел тебя. Потому что лукавый тут подсуетился, а человек просто стал орудием дьявольской силы.

– Ну, хорошо, есть лукавый, лукавая сила, а где Господь? Чего Он хочет?

– Чтобы человек из гордого стал смиренным. Господь попускает нам эти испытания, для того, чтобы мы боролись со своей гордыней. Хочешь победить эту внутреннюю духовную заразу – криком кричи, просто криком кричи. Не на обидчика кричать надо, не на окружающих срывать свою боль, а Господу кричать: «Господи помоги! Господи, не справляюсь. Господи, вот сейчас этот грех меня потопит. Господи, дай сил мне его преодолеть!» Возложи на Господа твою печаль. Даже не возложи, а возверзи. Наверх забрось, высоко-высоко, Господу свою печаль отправь. Не в подсознание запихай, не на окружающих навесь: «Ах вы, нехорошие такие, меня не жалеете», а «Господи, пожалей, дай сил преодолеть мою слабость, дай силы перенести». Вот чего Господь от нас ждёт. Если будешь так просить, если будешь молить Господа, чтобы Он тебя укрепил и дал силы перенести боль, Господь поможет. Боль от обиды – это объективная реальность и подчас непереносимая. Как её терпеть? Да зачем терпеть-то? Как раз таки нельзя терпеть. Нужно приложить всю свою веру, все свои духовные силы, но надеяться не на себя, а на Господа, без Божьей помощи ты её не преодолеешь, не перетерпишь.

– Батюшка, а слёзы – это плохо?

– Слёзы бывают разные. Бывают слёзы от гордости, от обиды, от неудач, от зависти… А есть слёзы раскаяния, благодарности, умиления.

– А если, на исповеди мы говорим о том, что согрешили грехом обиды, а она не проходит?..

– Это свидетельство нашего маловерия, неумения каяться и бороться с грехом. Ещё раз говорю: обида сама не пройдёт. Если ты хочешь от неё избавиться, поступай с ней, как с любым другим грехом – проси у Бога исцеления. Вот, курильщик, допустим, или алкоголик, сам справиться со своим грехом не может, всё, точка. Совершенно спокойная констатация факта: я не могу. Это не значит, что я плохой, неполноценный, ненормальный. Это значит, что я всего лишь обыкновенный человек, поэтому не могу сам справиться с грехом. Если бы мог, Господу не надо было бы приходить на землю. Зачем тогда Богу надо было принимать уничижение, становиться человеком, жить и переживать страшные преследования и гонения, терпеть крестные муки, если люди могли без Его помощи обойтись? Зачем Христос был? Чтобы спасти человека.

Тебе плохо, но разве ты просишь о спасении, о помощи Господа? Ну, как ты Его молишь? Есть результат? – Нет, но, он же меня так обидел! Ах, я не могу. – Да не в том дело, как тебя обидели, а в том, как ты молишься! Если ты молишься по-настоящему – значит, результат будет. Что, Господь бессилен тебя от лукавого защитить? Да ты просто не молишься, ты же не просишь! Ты не хочешь, чтобы Господь тебе помог. Если захочешь, то сможешь. На то Господь и даёт нам Свою божественную, всепобеждающую, самую великую в мире силу. Какой там лукавый?

Десять больше единицы, сто больше десяти, миллион больше ста, а миллиард… Но есть бесконечность. И по сравнению с бесконечностью, миллиард – всё равно нуль. И пусть лукавый могущественный, но Все могущий только один Господь. Если Бог с нами, то никто против нас… Вернее – мы с Ним, Господь-то всегда с нами. Если мы с Богом действительно, под его божественным благодатным покровом, тогда ничего с нами сделать невозможно. Нас можно уничтожить физически, но не нравственно, нельзя принудить нас делать то, чего мы не хотим. Не хочу обижаться – значит, и не обижусь. Меня обидят – значит, я буду молиться так, чтобы эту обиду силой Божией преодолеть.

– Мне кажется, часто человек, сам того не осознавая, не хочет простить обиду, потому что осознание своей правоты и неправды обидчика как-то утешительно.

– Да: никто меня не жалеет, так хоть я сам себя пожалею. Это категорически мешает. И опять-таки в этом есть или горделивая попытка своими силёнками справиться, или принять желаемое за действительное. Обида – больно. Даже крапивой обожгись – и то больно. Конечно, и комариный укус, и даже ожог можно перетерпеть. Но есть какие-то глубокие раны, они просто так не проходят. Ну, допустим, на руке нарыв какой-то… Тут медицинская помощь нужна. Ты можешь изо всех сил глядеть на свою рану и говорить: «Хочу быть здоровым». Бесполезно. Сейчас, особенно среди православных, очень распространено самолечение. Звонят врачу, и тот по телефону человека лечит. День лечит, два, неделю, месяц пока человек не понимает, что лучше бы ему всё-таки пойти в больницу… Там его, наконец, начинают лечить, он поправляется. А по телефону лечить нельзя, будь ты трижды православный врач или трижды православный пациент. Если болезнь серьёзная, нужно принимать адекватные твоему состоянию усилия. А каково наше духовное состояние? Молиться мы не умеем, смиряться не умеем, терпеть не умеем, практически ничего не умеем. Разве что бездумно долдонить по молитвослову молитвы – это мы умеем.

– А как понять, простил ты человека по настоящему или пытаешься обмануть самого себя? Что является критерием прощения обиды?

– Можно проверить себя чисто умозрительно. Представь, что ты к обидчику приходишь, предлагаешь помириться, и он бросается тебе на шею, вы целуетесь-обнимаетесь, плачете-рыдаете и всё отлично. Потом представь: ты приходишь и говоришь: «Давай помиримся? Прости меня, пожалуйста», а в ответ слышишь: «Знаешь, ты иди отсюда…», – «Во-о-о-от. Ага! Я тут так смирился, я к тебе пришёл прощения просить, мир предлагать, а ты!..»

Был такой владыка Мелитон, его при жизни называли святым. Он жил в Ленинграде. Я имел счастье немножечко с ним быть знакомым. Он ходил в стареньком пальтишке, один, без всякой свиты. Однажды владыка Мелитон приехал к замечательному старцу архимандриту Серафиму Тяпочкину, постучался в калиточку, а келейница в простом старичке архиерея не увидела и сказала: «Отец архимандрит отдыхает, подожди». И он смиренно ждал. Как-то я у владыки спросил: «Вы такой любящий человек, как Вы смогли быть таким?» «Какой я любящий? – удивился он, а потом задумался, – За всю жизнь, я только раз человека обидел».

Так вот, когда владыка был молодым человеком (ещё до революции), он учился в епархиальном училище, на миссионерских курсах, устроенных по типу интерната. Учился Миша (тогда его так звали, Мелитон – это монашеское имя) всегда хорошо. Однажды он сидел в классной комнате, делал домашнее задание вместе с другими ребятами, и вдруг туда вбежал Колька, разгильдяй и безобразник, и разбросал нюхательный табак. Все начали чихать, кашлять… Шум, гам. Колька смылся, а тут появляется инспектор: «Что за шум?» И вот владыка рассказывал, что сам не знает, как у него вырвалось: «Это Колька табак разбросал», – заложил товарища. Тогда это было совершенно недопустимо. Нигде, ни в армии, ни в гимназии, ни в епархиальном училище, нигде. Заложить товарища – последнее дело. Ну, Кольку тут же в карцер за безобразия на два часа. А Миша вокруг этого карцера круги нарезает, переживает – как же товарища заложил. Хотя этот безобразник его спровоцировал, сам не занимается и другим мешает, Миша переживает, молится, ходит… Наконец, через два часа Кольку выпускают, он к нему бросается: «Коля, прости меня! Не знаю, как у меня вырвалось!» Он ему: «А ну, пошёл отсюда…». Михаил опять: «Коля, прости меня!» Лет 14-15 мальчишке было. Его ударили по одной щеке – он вторую подставил. Ну, что поделаешь, Колька злющий-презлющий, Миша поворачивается, но не успел он сделать несколько шагов, Коля его догоняет: «Миша, и ты меня прости!»

Если можешь подставить вторую щеку, тогда второй раз у нормального человека рука не поднимется, когда ты действительно смиренно, с любовью попросил прощения. Уж надо совсем быть злодеем, чтобы и второй раз ударить.

Такая вера у мальчика Миши была, такая молитва, что сам простил безобразие, которое Колька учинил, и принял всю вину на себя, хотя его спровоцировали.

Это просто люди из другого теста. Они не мирились с тем, с чем мириться нельзя – со злобой, обидой, грехом. А мы: «Ах, меня обидели, и я обиделся». Ты не имеешь права быть обиженным, в своей душе носить обиду – это грех, болезнь духовная. Как хочешь – только ты её преодолей. Если ты с Господом, это возможно. Если больно тебя задели, значит нужно иметь терпение, терпеть и бороться столько, сколько нужно, чтобы ты грех действительно победил. Здесь «хочу» совершенно недостаточно. Критерий один: сможешь ли ты вторично стерпеть грубость или не сможешь?

Но, конечно, речь идёт о более-менее обыкновенных, бытовых грехах. Бывают грехи тяжкие, на грани смертных (скажем, измены – это совсем другой разговор). Но собственно из этих повседневных отношений, из этих непреодолённых грехов копится греховный ком, который может раздавить. Терпеть его нельзя. Не хочешь, чтобы эта зловонная гниющая мусорная куча тебя погребла под собой, значит, борись с каждым грехом до победы. Старайся раскаяться так, чтобы и следов его не осталось в душе. А раз не осталось, значит, он ушёл в небытие.

– Как это? Ведь были слова, были поступки, они же были – это факт?!

– Господь говорит, что изглаживает грехи, но что такое грех? Всё что в мире существует – сотворено Богом. Сотворил Господь грех? Нет. Значит, грех не существует, как другие Богом сотворённые идеи, духовные и материальные сущности. Всё что сотворил Господь – благо. А грех – это зло, и Господь греха не сотворил, значит, в этом смысле греха нет, это некий мираж. Мираж бывает? Бывает. Видишь мираж? Видишь. Но на самом деле того, что ты видишь, нет? Нет. И греха в таком смысле нет. С одной стороны есть, а с другой стороны – нет. Если ты каешься, то эта псевдо-духовная сущность изгоняется Господом вон из этого мира. Как её не было, так и будет. И если ты действительно забыл и простил, ты можешь с человеком общаться, как будто ничего и не было. Но для этого ты должен приложить огромные духовные усилия. Это вовсе не так-то легко. Каждый знает, как трудно прощать. Мы не прощаем, потому что не прикладываем тех духовных усилий, которые необходимы, чтобы победить зло, чтобы грех полностью изгнать из этого мира. Мы ограничиваемся тем, что успокаиваемся со временем.

– Батюшка, а бывает, что не знаешь, вдруг человек обиделся? Не разговаривает почему-то…

– Ну, подойди и скажи, но только с любовью и мягко: «Я тебя чем-нибудь обидел?»

– Но…

– Но вот тогда и молись так, чтобы твоя молитва преодолела то зло, которое невольно и неведомо для тебя тобой соделано. Лукавый же не в открытую действует. Он пользуется нашими слабостями. Надо сказать: «Какая же я грубая, неделикатная, если что-то такое сделала и даже не заметила, как человеку боль причинила. Господи, прости меня окаянную. Я виновата. Обидела человека так, что он со мной даже разговаривать не хочет. Что же я такое сделала? Господи, даруй ми зрети моя прегрешения».

– А если у человека изъян. Если он пьёт. Если он хам?.. Как с ним говорить?

– На такие вопросы трудно отвечать, потому что нужно смотреть на конкретную ситуацию. Но в качестве примера могу привести рассказ из книги “Отец Арсений” “Медсестра”. Там, отвечая на вопрос, как же она такой хорошей выросла, сестричка объясняет, что такой её воспитала мачеха. У неё умерла мать, и эта осиротевшая девочка, мучила свою мачеху по первому разряду, просто издевалась, как только может 14-летний ребёнок. Но мачеха была очень глубокой, по-настоящему глубокой христианкой. Она молилась, трудно передать как. И своим смирением, пламенной молитвой и верой эта мачеха сумела переломить сердечко озлобившейся девочки.

Её родной папа раз в год крепко запивал, приводил товарищей, пьяная компания вваливалась в дом, и её родная мама, когда была жива, страшно пугалась, забивалась в угол, выслушивала упрёки и чуть ли не побои терпела. Девчонка со страхом ждала очередного папиного запоя (ещё до примирения с мачехой). И вот вваливается пьяный папочка с дружками и требует, чтобы жена на стол накрыла. А тихая и безответная мачеха вдруг хватает одного дружка, за порог вышвыривает, другого – туда же и дверь закрыла. Папенька: «Как, на моих дружков!» Чуть было её не ударил. Но она схватила, что попалось ей под руку и так его отметелила… И всё, вопрос был решён.

– Это смирение?!

– В том-то и дело, что смирение – добродетель сверхъестественная. Господь сказал: «Я смирен». Кто-то из святых отцов сказал, что смирение – это одеяние Божества. Оно сверхъестественно. Смиренный человек – тот, который побеждает зло в самом его корне. И если ему для этого нужно применить физическую силу, значит, он её применит. Это вовсе не тюфячок-половичок, об который ножки можно вытирать: «Ах, я терплю, я такой смиренный». А внутри всё бурлит-кипит… Какое же это смирение? Это пассивность перед злом.

– Если близкий человек ведёт себя, мягко говоря, нехорошо по отношению к тебе, особенным раскаянием не страдает, не будет ли всепрощаемость ему же во вред?

– Будет. Будет, конечно. Но я только что привёл пример мачехи и девочки. У мачехи хватило духовной чистоты, чтобы понять как ей себя вести с этой девочкой. Потому что наверняка у неё руки неоднократно чесались, или хотелось папе рассказать… Но она поняла, что ребёнок себя так ведёт от какой-то дикой боли. Девочка лишилась матери! Поэтому встретила в штыки кроткую, смиренную, тихую, любящую мачеху. Мачеха среагировала не с обидой, не со злобой в ответ на эту страшную агрессию, которая на неё изливалась, а удивительно по-христиански, с одухотворённым смирением. Своей любовью, молитвой, терпением и смирением она смогла преодолеть тяжелейшее для этой девочки искушение.

– А как понять, когда надо смиряться и промолчать, а когда…

– Для этого-то как раз смиряться надо. Только смиренный человек различает добро и зло. Как Господь благословит, так он и будет себя вести. Иному, может быть, полезно спустить семь шкур. Недавно один генерал (ему уже к 80-ти) рассказал мне: «14-ти лет я стал вести себя совершенно безобразно. Причём семья у нас была непростая, в гостях бывал знаменитый кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов, они с папой по-французски разговаривали, и я по-французски понимал. Когда же темы были для меня запретными, они переходили на немецкий. И вот однажды в ответ на какое-то мое очередное хамство папочка взял и выпорол меня как следует. Это не было унижением моего достоинства. Просто у меня был переходный возраст, гормональный взрыв. И отец этот взрыв погасил мощным противоположным действием. Я своему папе благодарен». Отец без злобы его порол. Но я вовсе не призываю всех пороть своих детей, потому что для этого надо быть такими папочками и мамочками, которые это могут делать со смирением, внутренне сохраняя присутствие духа. Смиренный человек не теряет духовный мир ни при каких обстоятельствах. Надо отодрать? Ну, значит, выдерем для пользы дела, только с любовью.

– Можно ли идти к Причастию, если никак не можешь побороть боль?

– Бывают грехи, которые за один раз не преодолеешь и, конечно, в такой ситуации особая помощь Божия необходима. Поэтому нужно причащаться, нужно молиться, каяться, бороться со своим грехом. И понимать, что либо ты победишь в себе свой грех, напрягая все свои силы, либо грех без всяких усилий победит тебя.

– Что значит, победит тебя?

– Значит, ты потеряешь этого человека, совсем с ним общаться не сможешь. Раз у тебя на душе грех, ты будешь и поступать греховно, будет мстительность, злопамятность, обидчивость. Будешь копить обиды, искать и видеть там, где их нет, всё истолковывать в дурном смысле. Это приведёт к деградации духовной. Но причащаться нужно только при условии, что ты от души молишься и от души каешься. Пусть ты этим грехом обуреваем, но ты с ним борешься. Бывают грехи, которые быстро не преодолеваются, с ними нужно бороться постоянно, только следить, чтобы не расслабиться, не устать и не потерять надежды, что с Божьей помощью ты их победишь. Тогда, конечно, просто необходимо причащаться.

Господь нам посылает такие испытания, чтобы мы учились с грехами бороться. О каких-то давних грехах мы забыли, даже про них и не думаем, но мы же грешные всё равно, вот Господь нам и посылает нынешний видимый грех, чтобы мы его ощущали и преодолели. Но поскольку человек – существо целостное, если он побеждает этот грех, то побеждает и другие. Человек грешный, а Господь милостивый. Ты просишь прощения за один грех – Господь может тебе и другие простить. Но нельзя относиться к причастию, как к какому-то лекарственному средству: принял таблетку – у тебя голова прошла. Между прочим, если голова в данный момент перестала болеть, это не значит, что болезнь прошла. А здесь речь идёт о том, чтобы исцелиться полностью, чтобы эта нравственная боль не возвращалась.

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но, когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Обида – это серьёзное препятствие на пути к привлечению счастья. Обида - это зло, обида разрушает, и тело и душу. Где-то в глубине души старые обиды продолжают жить и накапливаться, периодически всплывая и отравляя вам жизнь? И, даже понимая, что обидчик давно про все забыл или просто умер, бывает, что мы все равно страдаем и переживаем обиду снова и снова. Обиды способны перерасти в ненависть, которая застит глаза. Ни в коем случае не стоит длительное время обижаться, будь-то на себя или на других. Ибо обижаясь, мы наносим вред себе любимому.

Мы, вместо того, чтоб наслаждаться жизнью, плачем и испытываем недовольство собой или другими. И тяжелый груз обид дает знать о себе – в виде нервных срывов или заболеваний вроде перепадов давления или проблем с сердцем. В худшем варианте возможна онкология. Обида как бы защищает наше самолюбие. Но она, же и порождает такие чувства, как гнев, ненависть, мстительность, амбициозность, агрессивность. Если не прощать, человек продолжает и дальше переживать свои обиды, которые только обрастают новыми и новыми переживаниями, становясь основной причиной неуспеха в жизни. Поэтому, дорогие друзья, учитесь прощать . Очищайтесь от эмоциональных травм, открывая свое сердце для позитивных эмоций и чувств.

Почему не получается простить?

Это своего рода защитный механизм психики. Прощение – не совсем приятная процедура. Чтобы простить обидчика, нужно вспомнить тяжелую ситуацию и пережить ее. Избегая мучительных воспоминаний, мы стараемся не думать о них, прячем их на задворках памяти. Только простив, вы сможете быть по-настоящему счастливым человеком.

Как простить обиду?

Все сходятся в одном – если обидчик появился в жизни человека, то это не происходит просто так, незаслуженно. Это значит, что нам по какой-то причине нужно пройти этот сложный и болезненный урок, научиться любить независимо от обстоятельств, научиться прощать и что-то изменить в себе. Прощение – это, прежде всего, внутренняя работа над собой, переосмысление ситуации, готовность освободиться от обиды. Прощение необходимо не обидчику – неважно, это близкий вам человек, или совсем чужой – а именно вам. Путь от обиды к прощению начинается с желания. Да, дорогие друзья, вам нужно захотеть простить, причем сделать это от души, искренне. Простивший человек не имеет больше стрессов и переживаний, он способен отпустить обиды, поняв того, кто их нанес. Возможно умерев, не решив своих проблем, мы переродимся снова, и ад, продолжится.

Но, вам повезло, всё закончилось!!! Начинается новая жизнь!!! Появилась психотехника избавления от обид, и получения иммунитета к обидам. Техника легка, результат мгновенный. Все обиды разнесете в пух и прах, за короткое время. Поверьте это волшебство. Не верьте, лучше проверьте. Прощать приятно. Вам понравится.

Приступим

На выполнение упражнения нужно свободное время и тихое место.

Сядь, закрой глаза, вспомни обиду, эмоционально самую сильную. Начните с раннего детства, с прощения самых близких людей (их легче простить). Первыми вспоминаем родителей. Другим, часто опускаемым, лицом являетесь вы сами. Почему нужно прощать себя самого? Потому что, в своих проблемах, вы вините себя. Вспоминаем обиду подробно: обидчика и свидетелей-очевидцев, прежде всего, признайте свою боль и ненависть. Если прощение не затронет эмоциональной сердцевины вашего прошлого, оно будет неполным. Не нужно скрывать свою боль. Прощение относится к вашей боли, а не к поведению обидчика. Очень важно вспомнить неприятные ощущения в теле, боль, зафиксировать их (чтобы простить необходимо вспомнить, какую боль вы испытали).

Представили обидчика перед собой. Встать перед ним на колени (очень важно).

(после каждого обращения кланяться перед обидчиком в ноги). Такой простой жест как поклон имеет огромный глубинный смысл. Недаром его используют во всех религиях. Но поклоны прекрасно использовать и в качестве практики прощения. Внутренний смысл этой техники – усмирение или ослабление присущей каждому человеку гордости, которая считается серьезным препятствием.

Обращайтесь по имени (если помните).

Итак, садись. Вспомни обиду, обидчика, очевидцев, неприятные ощущения, боль (важно). Представь обидчика перед собой. Встань перед мыслеобразом обидчика на колени.

Я прошу прощения у тебя (имя) за то, что причинил (а) тебе боль своими мыслями или действиями.

Прости, за то, что тебе пришлось обидеть меня.

Прости, за то, что я обиделся (ась) на тебя.

Спасибо, за то, что был (а), есть в моей жизни и сыграл (а) в ней свою роль.

Спасибо. Что учил (а) меня, как умел (а), преподал (а) этот сложный и болезненный урок.

Спасибо, всевышнему, что привел тебя в мою жизнь (прочитать молитву: какую знаете, и поклониться господу богу).

Спасибо, всем очевидцам моей обиды (вспомни каждого, кто был свидетелем обиды, поблагодари каждого, поклонись).

С благодарностью принимаю все уроки жизни, какими бы тяжёлыми они ни были.

С благодарностью и любовью я прощаю тебя (имя) и принимаю тебя целиком и полностью.

Мысленно подари обидчику то, чему тот обрадуется с именем господа (здоровье, детей, машину и пр.) Протяни ему дары.

Обними.

Распечатайте текст прощения, на листке бумаги, при выполнении упражнения, листок положите перед собой.

С помощью этого упражнения легко стирается спонтанная и бесконтрольная агрессия к близким и родным людям. Главное понять, на что вы раздражаетесь (агрессии предшествует обида) и какие возникают ощущения в теле. Важно, прощать искренне, от всей души. Прощайте и просите прощение до тех пор, пока не сделайте это со всеми людьми из своего прошлого и настоящего. Если у вас появиться желание плакать, позвольте себе это. Если захочется кричать, кричите. Не сопротивляйтесь своим чувствам. Позвольте им уйти из вашего эмоционального тела. Секунду спустя, ситуация станет вам безразлична. У вас нормализуется кровяное давление, исчезнут головные боли, успокоятся нервы, перестанете обижаться, вернутся силы. Вы будете в восторге!!! Наконец наступит мир... Это упражнение является профилактикой от обид. Нельзя обидеть того кто ни обижается, равно как невозможно испугать смелого.

Источник

С обидой очень трудно жить. Она приносит больше вреда обиженному, нежели обидчику и лишает его возможности восстановить душевный баланс. Но почему-то многим людям свойственно холить и лелеять нанесенные им обиды, преувеличивать их и удлинять список своих обидчиков вместо того, чтобы простить обиду и отпустить негативные мысли и чувства.

Любой обидчик – обыкновенный человек со своими проблемами и правом на ошибку. Бывает так, что обидчик даже не подозревает что он обидел человека, а обиженный думает о нанесенном оскорблении днем и ночью, вынашивая план мести, и может даже провоцирует своими мыслями возникновение психосоматического заболевания.

Обида – это сложное чувство, оно сочетает в себе множество других отрицательных чувств, из которых главные два:

  • гнев , направленный на обидчика,
  • жалость по отношению к себе.

Многие психологи убеждены в том, что обида – это эгоцентрическое чувство. Когда что-то не так, как хочется, ожидается или думается и не получается контролировать или управлять происходящим, уязвленное самолюбие эгоиста провоцирует обиду.

Вся суть обиды становится ясна, если знать три ее базовые умственные составляющие :

  1. Построение ожиданий . Человек начинает ждать и хотеть от другого совершения какого-то конкретного поступка. Как правило, об этом ожидании он не сообщает или предполагает что это и так само собой разумеется. Но у другого человека свой внутренний мир и свои мысли, и они не могут (и не должны!) совпадать на все 100% с мыслями кого бы то ни было, пусть даже самого близкого человека.

Абсолютно все межличностные конфликты любого характера и плана имеют общий «корень» – неумение людей разговаривать друг с другом! Неумение беседовать с партнером, супругом, коллегой, родителем, ребенком, другом порождает бесчисленное множество трудноразрешимых проблем.

Вместо того, чтобы придумав «гениальный план», молча ждать что другой человек прочтет мысли и непременно поступит в соответствии с планом, лучше поговорить с ним, узнать чего он хочет и как он планирует поступить. Если есть любовь, уважение, принятие, не будет манипуляций, запугиваний, ультиматумов и скандалов.


Давая другому человеку свободу действий и разрешая ему поступать так как хочет он (а ведь он имеет на это полное право!), а не навязывая ему свою точку зрения или линию поведения, можно обезопасить себя от обид.

Если взять за правило установку на то, чтобы ничего ни от кого не ждать и надеяться только на себя, а в случае необходимости разговаривать о проблемах, обиды не будут возникать.

Обиды лучше предупреждать , нежели устранять, а самое лучшее – не обижаться вовсе. Правда, это непростое умение, его нелегко воспитать в себе.

Множество обид – одно решение

Обида очень сильное и разрушительное по своей сути состояние. Оно препятствует возникновению положительных чувств и убивает те, что есть. Хуже обиды может быть только месть. Это чувство и поступок способно кардинально изменить жизнь человека в худшую сторону.

Обида бывает разной:

  1. Обида как естественная реакция на несправедливо причиненное огорчение или оскорбление.

Человек обижается потому, что задеты его чувства, убеждения, его «Я», когда он замечает в поступке обидчика несправедливость по отношению к себе, обман, предательство, неблагодарность. Злость в такой обиде можно назвать праведным гневом, но даже он не оправдывает необходимости держать в себе негативные эмоции, и тем более вынашивать план мести.


В основании такой обиды кроется некая внутренняя выгода, человек обижается специально, чтобы ее заполучить. По сути это обида-манипуляция. Она рождается из мыслей подобных таким: «Я лучше всех и все должны меня слушаться», «Помнишь как ты меня обидел? Не хочешь искупить вину?», «Если не сделаешь как я говорю, обижусь и тогда тебе же будет хуже!».

  1. Обида как формальная реакция . Условия возникновения такой обиды продиктованы традициями и культурой общества. Люди с детва усваивают на что нужно обижаться, а на что нет, «что такое хорошо и что такое плохо?». Если ребенок привыкает обижаться по поводу и без, и при этом слишком самолюбив, он вырастает обидчивым. Иногда, не испытывая обиды, люди ее демонстрирует только потому, что в этом случае принято обижаться.

Существует только одно универсальное средство от любого рода обид – обиду нужно прощать ради собственного же блага, чтобы сохранить себя и вернуть душевный комфорт.

А вот стоит ли сохранять отношения с обидчиком – это вопрос неоднозначный. Иногда обидные поступки сигнализируют о том, что сложившиеся отношения разрушительны и их лучше прекратить. Иными словами, иногда нужно не только простить, но и отпустить человека.

Пять шагов к прощению

В прощении много мудрости, силы и безусловной любви. Прощая, человек проявляет доброту, человечность, любовь к людям и к самому себе. Именно и прежде всего из любви к себе нужно научиться прощать обиды.

Легко сказать о прощении, простить же трудно. Иногда кажется что все прошло и забылось, но при малейшей возможности воспоминания вновь рождаются в голове и провоцируют обиду. Как же простить раз и навсегда?

Прежде всего , чтобы суметь простить, нужно этого захотеть. А это значит отбросить самолюбие, перестать себя жалеть, прекратить манипулировать и пользоваться «привилегиями» обиженного человека, перестать себя накручивать и оправдывать свой «праведный гнев».

Во-вторых , нужно подумать о тех негативных последствиях, которые влечет за собой обида:

  • постоянный стресс, внутренняя злоба, возмущение, жалость, депрессия и масса другого негатива;
  • ухудшение или разрыв отношений, продолжительные конфликты, ссоры, прочее;
  • проблемы со здоровьем (снижение иммунитета, проблемы с сердцем, щитовидной железой, головные боли).

Осознав тот вред, который может нанести обида, легче ее отпустить, и принять решение продолжить радоваться жизни.

В-третьих , желание простить требует изменения отношения к обидчику как к врагу или злодею на более гуманное. Нужно постараться найти или придумать обидчику оправдание. Судить и вершить судьбу обидчика обиженный не в праве, месть и самосуд неприемлемы. Для установления справедливости и правосудия есть соответствующие государственные органы. Во всех остальных случаях на помощь придет вера в высшую справедливость.

В-четвертых , проанализировать обиду по схеме «ожидания – реальные события – сравнение». Чего хотелось? Что случилось? Что в поведение обидчика не соответствовало ожиданиям и не понравилось?

Размышления над этими вопросами помогут разглядеть свой эгоизм, ошибки, первопричины обиды; понять себя и главное, понять, что нужно изменить в себе, своем поведением, мыслях, установках чтобы больше не обижаться в подобной ситуации.

В-пятых , извлечь из ситуации обиды жизненный урок. Разбираясь в обидах, можно помочь себе справиться с психологическими проблемами. Возможно ситуация обиды возникла именно потому что пришло время разобраться в себе и поработать над собой? Быть может обидчик и ситуация обиды лишь послужили индикатором, обнажившим трудности и указавшим на пути развития?

Существует немало техник и приемов, помогающих простить обидчика и отпустить ситуацию обиды.

Есть и специальные упражнения , помогающие отпускать обиды. Вот некоторые из них:

Также прощать обиды помогают:

  • аффирмации, молитва, медитация – любые слова и действия, содержавшие установку на прощение;
  • юмор, умение высмеять нанесенную обиду;
  • пример других людей, сумевших простить обидчика в аналогичной ситуации.

Чем меньше обида и чем она «свежее», тем легче от нее избавиться самостоятельно. В более сложных случаях, когда обида слишком велика, она уже не просто чувство, а психологическая травма . Если обида накапливалась на протяжении продолжительного времени, слишком тяжела и настолько сложна, что самостоятельно с ней справиться не получается, следует обратиться за помощью к психологу.

Читайте психологическую литературу об обиде:

  1. Ю. Морозюк, С. Морозюк “10 шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления”
  2. А. Уитон “Без страха, гнева и обид. Учимся прощать”
  3. И. Вагин “Гнев, обида, месть и предательство”
  4. Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов “Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду”
  5. Х. Э. Ранкел, Дж. Ранкел

Многие специалисты в области психического здоровья уверены, что нежелание прощать обиды и неумение избавляться от связанных с ними негативных эмоций пагубно сказываются не только на нашем самочувствии, но и мешают построить счастливую и успешную жизнь. Во время научных экспериментов было установлено, что такие отрицательные чувства, как злоба и враждебность, приводят к увеличению количества кортизола и адреналина в нашей крови. Их чрезмерная выработка может стать причиной проблем с сердцем и иммунной системой. Поэтому для эмоционального и физического здоровья важно научиться прощать и справляться со злобой.

Три истины об искусстве прощения

1. Прощение и смирение — это разные понятия

Когда вы прощаете человека, это не означает, что вы должны полностью принять и понять его поступки. Некоторые вещи, с какой стороны на них не взгляни, так и остаются ужасными и неприемлемыми, например, причинение вреда здоровью или предательство близкого человека. Вы можете простить обидчика, но при этом вам необязательно возобновлять с ним отношения или даже сообщать о своем прощении. Вы прощаете не ради того, кто ранил ваши чувства, а ради собственного эмоционального равновесия и здоровья.

2. Прощение не изменит прошлое, но поможет наслаждаться настоящим и верить в успешное и счастливое будущее

Многие не хотят признавать, что обиды, с которыми им пришлось столкнуться в прошлом, и по сей день управляют их жизнью. Невозможно наслаждаться тем, что происходит вокруг, если вами руководит лишь чувство мести либо злоба. Если вы стремитесь к новым счастливым отношениям и хотите начать жить полной жизнью, простите и отпустите эти разрушающие вас эмоции. Никто не способен изменить события, которые уже произошли. Но каждый может построить то будущее, о котором мечтает.

3. Прощение — это работа над собой

Невозможно простить того, кто причинил вам боль, за одно мгновение или лишь силой собственного желания. Прощение — это сложный процесс, который проходит поэтапно и требует постоянной работы над собой. Чтобы залечить раны необходимо время, особенно если они касаются нашего эмоционального состояния.

Но какие именно элементы составляют процесс прощения?

Ниже вы найдете описание наиболее важных шагов этого процесса, каждый из которых играет крайне важную роль.

1. Примите решение о прощении и будьте готовы это сделать

Триггер, который подтолкнет вас к этому важному решению, может быть абсолютно любым и зависит от индивидуальных особенностей и обстоятельств. Например, мотивировать на такой шаг может желание наполнить жизнь счастьем или понимание того, что злоба и обида отнимают у вас слишком много сил. Также часто стремление к прощению связано с ухудшением самочувствия и появлением проблем со здоровьем.

Не стоит дожидаться того дня, когда человек, нанесший вам рану, придет покаяться в своих грехах и попросить о прощении, ведь этого может никогда не произойти. Также не надо ждать, пока боль уйдет сама. Прощение — это решение, которое вы можете принять в любой момент. Например, когда поймете, что это нужно в первую очередь вам.

2. Осознайте свои чувства и отпустите обиды

Прощение — это самый логичный и правильный исход переживаний и страданий, с которыми вам пришлось столкнуться. Признайте, что вас ранили, и осознайте все те негативные эмоции, которые в вас вызывает эта стрессовая ситуация. Важно принять тот факт, что ваша жизнь изменилась, так же как и вы сами. Иногда этот болезненный процесс может затянуться на очень длительный срок, поэтому приложите максимальные усилия, чтобы как можно быстрее справиться с каждой из этих стадий. Заведите личный дневник и выплесните на его страницы все накопившиеся чувства, мысли и эмоции. Также отличное решение — это душевные разговоры с близкими вам людьми, достойными вашего доверия.

3. Попытайтесь представить причины, побудившие вашего обидчика поступить таким образом

Очень сложно найти оправдание человеку, причинившему вам боль. Но даже попытки сделать это могут значительно ускорить и сделать менее болезненным процесс прощения. Очень часто люди, наносящие боль окружающим, делают это без злого умысла, а потом искренне сожалеют о случившемся. Попытайтесь разобраться в мотивах поведения вашего обидчика, что подтолкнуло его к этому ужасному шагу. Вспомните те случаи, когда вы, возможно, также неосознанно ранили других людей. Ваш обидчик может оказаться обычным человеком, испытывающим те же чувства, что и вы.

Эмоциональные раны могут не заживать на протяжении многих лет, делая ваше существование безрадостным и болезненным. Если вы не хотите прожить оставшуюся жизнь с прошлыми обидами, тогда вам стоит начать этот нелегкий путь к прощению как можно скорее.